Правительство Москвы
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ГОРОДА МОСКВЫ
ПРИКАЗ
от 1 декабря 2021 года N 1187/64-16-718/21
В целях совершенствования качества и доступности медицинской помощи, оказываемой населению города Москвы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь взрослому населению в экстренной и неотложной форме,
приказываем:
1. Утвердить Регламент внедрения в медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающие специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь взрослому населению в экстренной и неотложной форме, программного обеспечения в целях автоматизации деятельности приемных отделений, осуществляющих медицинскую сортировку пациентов (далее - Регламент), согласно приложению к настоящему приказу.
2. Внедрить в медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающие специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь взрослому населению в экстренной и неотложной форме (далее - медицинские организации), программное обеспечение в целях автоматизации деятельности приемных отделений, осуществляющих медицинскую сортировку поступивших на лечение пациентов (далее - программное обеспечение).
3. Государственному казенному учреждению города Москвы "Информационно-аналитический центр в сфере здравоохранения" организовать техническую и консультационную поддержку процесса внедрения программного обеспечения.
4. Руководителям медицинских организаций обеспечить:
4.1. Исполнение требований Регламента, утвержденного настоящим приказом.
4.2. Назначение ответственных лиц за организацию внедрения и последующего сопровождения программного обеспечения.
4.3. Представление в Департамент здравоохранения города Москвы и Государственное казенное учреждение города Москвы "Информационно-аналитический центр, в сфере здравоохранения" копий распорядительных документов о выполнении поручения, указанного в пункте 4.2 настоящего приказа.
Срок: не позднее 5 рабочих дней с даты издания настоящего приказа.
4.4. Прохождение обучения медицинскими работниками по эксплуатации программного обеспечения.
4.5. Оказание необходимого содействия специалистам службы технической поддержки в процессе внедрения и последующего сопровождения программного обеспечения в медицинских организациях.
4.6. Оповещение службы технической поддержки о случаях неработоспособности программного обеспечения, иных обстоятельствах, препятствующих эксплуатации программного обеспечения.
4.7. По результатам внедрения программного обеспечения в медицинских организациях - издание распорядительных документов об организации деятельности приемных отделений с использованием функциональных возможностей программного обеспечения.
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить:
- со стороны Департамента здравоохранения города Москвы - на заместителей руководителя департамента Токарева А.С. (в части координации и контроля исполнения Регламента руководителями медицинских организаций) и Тырова И.А. (в части контроля за правильностью применения и использования цифрового решения в соответствии с критериями оценки эффективности использования программного обеспечения);
- со стороны Департамента информационных технологий города Москвы - на заместителя руководителя департамента Макарова В.В.
Министр Правительства Москвы,
руководитель Департамента
здравоохранения города Москвы
А.И.Хрипун
Министр Правительства Москвы,
руководитель Департамента
информационных технологий
города Москвы
Э.А.Лысенко
Регламент внедрения в медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающие специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь взрослому населению в экстренной и неотложной форме, программного обеспечения в целях автоматизации деятельности приемных отделений, осуществляющих медицинскую сортировку пациентов
1.1. Регламент устанавливает порядок и условия внедрения в медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающие специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь взрослому населению в экстренной и неотложной форме, программного обеспечения в целях автоматизации деятельности приемных отделений, осуществляющих медицинскую сортировку пациентов в соответствии с простыми и комбинированными клиническими критериями ургентности состояния пациентов и в зависимости от значений витальных параметров и основных симптомов, данных анамнеза и объективного статуса, первичного доврачебного и врачебного осмотра и опроса пациента, завершающиеся формализованным документированием состояния пациента и оптимальным маршрутом оказания медицинской помощи (далее - Регламент).
1.2. Под программным обеспечением в целях автоматизации деятельности приемных отделений, осуществляющих медицинскую сортировку пациентов, понимается программное обеспечение "Триаж. Стационар", используемое приемными отделениями медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь взрослому населению в экстренной и неотложной форме для проведения медицинской сортировки пациентов (далее - программное обеспечение).
1.3. Программное обеспечение интегрировано с подсистемой "Клиническая информационная система" автоматизированной информационной системы города Москвы "Единая медицинская информационно-аналитическая система города Москвы" (далее - КИС ЕМИАС, ЕМИАС) в части обмена данными, необходимыми для проведения осмотра и последующей медицинской сортировки пациентов. Обмен информацией производится с помощью протокола TCP/IP.
Программное обеспечение обеспечивает организацию двустороннего информационного взаимодействия с КИС ЕМИАС.
Клинические данные и степень ургентности пациента, выявленные в ходе осмотра в рамках проведения медицинской сортировки пациентов, документируются вместе с назначениями в заключении и передаются из программного обеспечения в КИС ЕМИАС через интеграционный компонент в виде JSON композиции в соответствии со стандартом OpenEHR.
1.4. Реализация полномочий оператора ЕМИАС, в том числе по развитию, эксплуатации, технической поддержке и внедрению в медицинские организации, осуществляется ГКУ ИАЦ в сфере здравоохранения города Москвы в соответствии с распоряжением Департамента информационных технологий города Москвы от 8 декабря 2016 г. N 64-16-662/16 "О передаче Государственному казенному учреждению города Москвы "Информационно-аналитический центр в сфере здравоохранения" отдельных функций оператора автоматизированной информационной системы города Москвы "Единая медицинская информационно-аналитическая система города Москвы".
1.5. Регламент содержит описание и последовательность административных процедур по автоматизации деятельности приемных отделений медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь взрослому населению в экстренной и неотложной форме (далее - медицинские организации), в целях проведения медицинской сортировки всех пациентов взрослой категории населения при поступлении в медицинскую организацию по любым каналам с использованием функциональных возможностей программного обеспечения.
1.6. Пользователями программного обеспечения являются работники приемных отделений медицинских организаций, в которых осуществляется проведение медицинской сортировки с использованием функциональных возможностей программного обеспечения.
1.7. Медицинские организации, работники которых осуществляют проведение медицинской сортировки с использованием функциональных возможностей программного обеспечения, имеют доступ к персональным данным и сведениям, обрабатываемым в программном обеспечении, с учетом условий и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы в сферах охраны здоровья, защиты персональных данных и в области информации, информационных технологий и защиты информации.
1.8. Целями использования функциональных возможностей программного обеспечения являются:
- оптимизация маршрутизации и логистики пациентов и лечебно-диагностических ресурсов;
- оперативное документирование состояния пациента.
1.9. В основе программного обеспечения лежит методология медицинской сортировки пациентов.
Результатом решений по медицинской сортировке является выявление пациентов, которым требуется оказание медицинской помощи в первую очередь, а также приоритизация пациентов, ожидающих лечебно-диагностических мероприятий, по степени ургентности состояния.
1.10. Первичный набор информации в программном обеспечении производится посредством чек-листов, согласно формам, утвержденным Департаментом здравоохранения города Москвы, и иных формализованных элементов интерфейса, взаимодействующих с заложенными в систему справочниками по витальным параметрам, жалобам, анамнезу, объективному статусу пациента.
1.11. Программное обеспечение содержит скрипты-протоколы по ведущим поводам обращения за медицинской помощью в медицинскую организацию, рекомендующие последовательность осмотра пациента медицинским работником, осуществляющим медицинскую сортировку. Скрипт-протокол сформирован определенным образом, в первую очередь исключающим все жизнеугрожающие состояния, ассоциированные с данным диагнозом, и включает в себя характеристики основного и сопутствующих симптомов, анамнез и иные клинические данные.
1.12. Завершением работы медицинского работника приемного отделения с использованием функциональных возможностей программного обеспечения является заключение, сформированное по результатам проведенной медицинской сортировки.
Для целей настоящего Регламента используются следующие сокращения и определения:
2.1. АРМ - Автоматизированное рабочее место - совокупность информационно-программно-технических ресурсов, обеспечивающих обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области;
2.2. Витальные показатели - качественные или количественные показатели, характеризующие состояние жизненно важных систем организма пациента.
2.3. ГКУ ИАЦ в сфере здравоохранения города Москвы - Государственное казенное учреждение города Москвы "Информационно-аналитический центр в сфере здравоохранения".
2.4. Заключение - электронный или печатный медицинский документ, содержащий систематизированную информацию о результатах осмотра, проведенного в рамках медицинской сортировки пациентов, включая клинические данные, жалобы, симптомы, анамнез, ургентность состояния пациента, назначения на исследования и консультации.
2.5. ЕМИАС - автоматизированная информационная система города Москвы "Единая медицинская информационно-аналитическая система города Москвы".
2.6. Канал поступления - способ поступления пациента в приемное отделение медицинской организации ("103", "103 Поликлиника", "Самотек", "План").
2.7. КИС ЕМИАС, подсистема - подсистема "Клиническая информационная система" автоматизированной информационной системы города Москвы "Единая медицинская информационно-аналитическая система города Москвы".
2.8. Медицинская организация, Объект оказания услуг (Объект) - медицинская организация государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающая специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь взрослому населению в экстренной и неотложной форме, в которой осуществляется проведение медицинской сортировки пациентов (медицинский триаж).
2.9. Медицинская сортировка пациентов (медицинский триаж) - оценка состояния пациента на основе клинических знаний о симптоматике заболеваний, выраженная в ургентности, профиле и форме оказания медицинской помощи.
2.10. МКБ-10 - международная классификация болезней и состояний, связанных со здоровьем, десятого пересмотра.
2.11. Пациент - физическое лицо, представитель взрослой категории населения, которому оказывается специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь в экстренной или неотложной форме.
2.12. Подрядная организация - исполнитель, имеющий обязательства, предусмотренные государственными контрактами Департамента информационных технологий города Москвы от 17 июля 2020 г. N ГК 6401/20-3526 и ГКУ ИАЦ в сфере здравоохранения города Москвы от 11 мая 2021 г. N 69-Р-051/21.
2.13. Пользователь - работник приемного отделения медицинской организации, выполняющий медицинскую сортировку (медицинский триаж).
2.14. Программное обеспечение - программное обеспечение, поставленное в рамках государственного контракта Департамента информационных технологий города Москвы от 17 июля 2020 г. N ГК 6401/20-3526 и предназначенное для проведения медицинской сортировки пациентов в соответствии с простыми и комбинированными клиническими критериями ургентности состояния пациентов и в зависимости от значений витальных параметров и основных симптомов, данных анамнеза и объективного статуса, завершающейся формализованным документированием состояния пациента и оптимальным маршрутом оказания медицинской помощи в приемном отделении медицинской организации (медицинский триаж) и предназначенное для информационной поддержки деятельности медицинских работников приемного отделения медицинской организации при выполнении медицинской сортировки пациентов по тяжести их состояния.
2.15. Самотек - самостоятельное обращение пациента за медицинской помощью в приемное отделение стационара, минуя службу СМП.
2.16. Скрипт-протокол - рекомендованная последовательность осмотра пациента медицинским работником, осуществляющим медицинскую сортировку, в соответствии с набором клинических параметров согласно форме, утвержденной клиническим комитетом Департамента здравоохранения города Москвы.
2.17. Служба технической поддержки - подразделение подрядной организации, обеспечивающее в процессе внедрения программного обеспечения локальное и централизованное техническое и консультационное сопровождение его функционирования. Консультации осуществляются очно непосредственно в медицинской организации, либо по телефону. Номера телефонов (городской и сотовой связи) передаются подрядной организацией в медицинские организации отдельно для каждого объекта внедрения.
Обеспечение централизованного технического сопровождения функционирования КИС ЕМИАС после завершения процесса внедрения программного обеспечения в медицинские организации, осуществляется службой технической поддержки КИС ЕМИАС - подразделением ГКУ ИАЦ в сфере здравоохранения города Москвы.
2.18. Служба СМП - служба скорой медицинской помощи.
2.19. Ургентность - степень срочности оказания медицинской помощи.
2.20. Чек-листы - элементы графического интерфейса программного обеспечения, компактно представляющие пользователю наборы вопросов и интерактивные элементы ввода ответов, сформированные на основе скриптов-протоколов, согласованных и утвержденных Департаментом здравоохранения города Москвы.
2.21. JSON - от англ. JavaScript Object Notation - текстовый формат обмена данными, основанный на JavaScript.
2.22. OpenEHR - открытый стандарт управления, хранения и обмена электронными историями болезни.
Настоящий Регламент разработан в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
3.2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".