Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 29 октября 2021 года N ЕД-7-26/936@

Об утверждении Положения о Реестре операторов электронного документооборота



В целях реализации функций, возложенных на ФНС России пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст.3961; 2021, N 34, ст.6206), а также обеспечения исполнения положений приказа ФНС России от 08.06.2021 N ЕД-7-26/546@ "Об утверждении требований к оператору электронного документооборота" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15.09.2021, регистрационный номер 65006) в рамках организации обмена информацией в форме электронных документов по телекоммуникационным каналам связи через операторов электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах,

приказываю:

1. Утвердить Положение о Реестре операторов электронного документооборота (далее - Положение) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Управлению электронного документооборота (Ф.В.Новиков):

2.1. Обеспечить, начиная с даты вступления в силу настоящего приказа, формирование и ведение Реестра операторов электронного документооборота;

2.2. Включить в Реестр операторов электронного документооборота до подтверждения оператором электронного документооборота соответствия требованиям приказа ФНС России от 08.06.2021 N ЕД-7-26/546@, в порядке, установленном Положением, но не более чем на 90 календарных дней с даты вступления в силу настоящего приказа:

операторов электронного документооборота, у которых на дату вступления в силу настоящего приказа с ФНС России заключен договор о совместных действиях по обеспечению функционирования системы электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи, в качестве операторов электронного документооборота, обеспечивающих обмен документами в электронной форме по форматам и в порядке представления документов в электронной форме, установленным ФНС России в соответствии с пунктом 7 статьи 23, пунктом 4 статьи 31 и пунктом 7 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс);

операторов электронного документооборота, включенных в Реестр доверенных операторов юридически значимого электронного документооборота, которые на дату вступления в силу настоящего приказа имеют действующий статус реестровой записи, в качестве операторов электронного документооборота, обеспечивающих обмен документами в электронной форме между хозяйствующими субъектами с применением усиленной квалифицированной электронной подписи через одного или нескольких операторов электронного документооборота при обмене документами в электронной форме в соответствии с пунктом 9 статьи 169 Кодекса.

3. Управлению электронного документооборота (Ф.В.Новиков), Управлению информационной безопасности (А.Н.Соловьев) создать комиссию ФНС России по регулированию деятельности операторов электронного документооборота в срок не позднее двух недель с даты вступления в силу настоящего приказа.

4. Признать утратившими силу:

приказ ФНС России от 23.10.2020 N ЕД-7-26/775@ "Об утверждении Положения о Реестре доверенных операторов юридически значимого электронного документооборота";

пункт 5 приказа ФНС России от 27.12.2013 N ММВ-7-6/658@ "О внесении изменений в приказы ФНС России".

5. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 01.03.2022 и действует до 01.03.2028.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по методологическому и организационному обеспечению взаимодействия налогоплательщиков с ФНС России по телекоммуникационным каналам связи через операторов электронного документооборота.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
Д.В.Егоров



УТВЕРЖДЕНО
приказом ФНС России
от 29 октября 2021 года N ЕД-7-26/936@



Положение о Реестре операторов электронного документооборота



1. Общие положения

     

1.1. Настоящее Положение о Реестре операторов электронного документооборота (далее - Положение) определяет процедуру формирования и ведения реестра юридических лиц, являющихся организациями, оказывающими услуги по обмену документами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) с использованием квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи в рамках исполнения организациями и (или) индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты) обязанности по получению счетов-фактур, в том числе корректировочных счетов-фактур, при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости в соответствии с пунктом 1.2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, далее - Услуга 1), и (или) в рамках исполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами (далее - плательщики) обязанности по представлению налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган, в соответствии с пунктом 3 статьи 80 Кодекса (далее - Услуга 2), соответствующих требованиям, утвержденным приказом ФНС России от 08.06.2021 N ЕД-7-26/546@ "Об утверждении требований к оператору электронного документооборота" (далее - обязательные требования), а также состав сведений, вносимых в Реестр операторов электронного документооборота, порядок включения операторов электронного документооборота в Реестр операторов электронного документооборота, порядок приостановления/возобновления нахождения или исключения операторов электронного документооборота из Реестра операторов электронного документооборота.

1.2. Реестр операторов электронного документооборота (далее - Реестр) является информационным ресурсом, размещенным на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Интернет-сайт ФНС России), содержащим сведения об операторах электронного документооборота, прошедших процедуру проверки на соответствие обязательным требованиям в соответствии с разделом 5 настоящего Положения.

1.3. Целью создания Реестра является ведение единого перечня операторов электронного документооборота, оказывающих Услугу 1 и (или) Услугу 2, соответствующих обязательным требованиям, а также обеспечение хозяйствующих субъектов, плательщиков и контролирующих органов актуальной информацией об операторах электронного документооборота, оказывающих Услугу 1 и (или) Услугу 2.

1.4. Администратором Реестра (далее - Администратор) является ФНС России.

1.5. Ведение Реестра осуществляется Администратором в электронной форме.

1.6. Плата за проведение процедуры проверки соответствия операторов электронного документооборота обязательным требованиям, включение операторов электронного документооборота в Реестр, а также внесение изменений в сведения об операторе электронного документооборота, содержащиеся в Реестре, не взимается.

1.7. Оператор электронного документооборота, представивший документы Администратору для прохождения процедуры включения в Реестр, в рамках оказания хозяйствующим субъектам Услуги 1 и (или) плательщикам Услуги 2 (далее - Соискатель), в случае успешного прохождения процедуры проверки соответствия обязательным требованиям в соответствии с разделом 5 настоящего Положения, включается в Реестр.

2. Функции Администратора

     

2.1. Основными функциями Администратора являются:

ведение Реестра и обеспечение своевременного внесения изменений в содержащиеся в Реестре сведения в соответствии с настоящим Порядком;

обеспечение раскрытия сведений, содержащихся в Реестре, путем их размещения в установленном порядке на Интернет-сайте ФНС России;

контроль за деятельностью операторов электронного документооборота и соблюдением ими обязательных требований;

обеспечение уникальности идентификатора оператора электронного документооборота;

организация работы комиссии ФНС России по регулированию деятельности операторов электронного документооборота (далее - Комиссия ФНС России);

осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством о налогах и сборах и иными нормативными правовыми актами, регулирующими обмен документами в электронной форме.

3. Реестр операторов электронного документооборота

     

3.1. Сведения, содержащиеся в Реестре, являются открытыми и общедоступными. Реестровая запись содержит следующие сведения:

номер реестровой записи;

наименование оператора электронного документооборота;

КПП оператора электронного документооборота;

ИНН оператора электронного документооборота;

дата и номер решения о внесении оператора электронного документооборота в Реестр;

срок действия реестровой записи;

статус реестровой записи оператора электронного документооборота (действует/приостановлен/исключен);

уникальный идентификатор оператора электронного документооборота по видам оказываемых услуг, присвоенный Администратором;

телефон(ы) и адрес(а) электронной почты круглосуточной службы поддержки оператора электронного документооборота;

ссылка на официальный сайт оператора электронного документооборота или предоставляемой услуги.

4. Комиссия ФНС России

     

4.1. Комиссия ФНС России создается из представителей структурных подразделений центрального аппарата ФНС России и при необходимости специалистов подведомственных или сторонних организаций.

4.2. Состав Комиссии ФНС России утверждается распоряжением ФНС России.

4.3. Членами Комиссии ФНС России не могут быть лица, состоящие в трудовых правоотношениях с Соискателем.

4.4. Комиссия ФНС России осуществляет следующие функции:

осуществляет прием заявлений о внесении изменений в Реестр от Соискателя;

рассматривает документы, представленные Соискателем, и проверяет их на соответствие обязательным требованиям;

проводит проверку программных средств Соискателя на соответствие нормативным правовым актам;

при необходимости организует проверки в отношении Соискателя;

принимает решение о включении либо об отказе во включении Соискателя в Реестр;

принимает решение о статусе оператора электронного документооборота в Реестре;

организует рассмотрение апелляций по вопросам отказа во включении Соискателя в Реестр, а также определения статуса оператора электронного документооборота в Реестре;

организует контроль за деятельностью операторов электронного документооборота;

организует (при необходимости) направление сведений о хозяйствующих субъектах, подключенных к оператору электронного документооборота, исключенному из Реестра, на электронные адреса операторов электронного документооборота, включенных в Реестр, для обеспечения бесперебойного электронного документооборота.

4.5. При осуществлении основных функций Комиссией ФНС России допускается привлечение к работе при необходимости третьих лиц, в том числе специалистов территориальных налоговых органов.

4.6. Контроль за деятельностью операторов электронного документооборота включает:

мониторинг информации о деятельности оператора электронного документооборота;

создание при необходимости рабочей группы для проведения контрольных мероприятий;

проверку деятельности операторов электронного документооборота и анализ ее результатов;

проверку программных средств оператора электронного документооборота на соответствие требованиям нормативных правовых актов;

оформление результатов проведенного контроля и принятие решений.

4.7. Комиссия ФНС России принимает следующие решения о статусе реестровой записи оператора электронного документооборота:

о сохранении текущего статуса реестровой записи оператора электронного документооборота;

об изменении текущего статуса реестровой записи оператора электронного документооборота со статуса "действующий" на статус "приостановлен";

об изменении текущего статуса реестровой записи оператора электронного документооборота со статуса "приостановлен" на статус "действующий";

об изменении текущего статуса реестровой записи оператора электронного документооборота на статус "исключен".

5. Порядок включения Соискателя в Реестр

     

5.1. Порядок включения Соискателя в Реестр операторов электронного документооборота включает:

подачу заявления Соискателем;

рассмотрение заявления Соискателя Комиссией ФНС России;

принятие Комиссией ФНС России решения о включении Соискателя в Реестр с указанием срока нахождения оператора электронного документооборота в Реестре либо об отказе во включении.

Процедура рассмотрения заявления Соискателя Комиссией ФНС России и принятия решения по указанному заявлению не могут превышать 30 календарных дней с даты подачи заявления Соискателем.

5.2. Соискатель представляет Администратору непосредственно или по почте заказным письмом (с описью вложения) или через действующие на дату подачи сервисы для представления документов в электронной форме, информация о которых размещается на официальном сайте Администратора (далее - Сервис), следующие документы:

а) заявление согласно приложению к настоящему Положению, в котором указываются:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»