ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

от 5 октября 2021 года N 5969-У

О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, лицами, оказывающими профессиональные услуги на финансовом рынке и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета

(с изменениями на 29 сентября 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

указанием Банка России от 29 сентября 2022 года N 6276-У (Официальный сайт Банка России www.cbr.ru, 19.01.2023) (о порядке вступления в силу см. пункт 3 указания Банка России от 29 сентября 2022 года N 6276-У).

____________________________________________________________________



Настоящее Указание на основании частей 1 и 4 статьи 73_1, частей 1, 3, 6 и 8 статьи 76_9, частей 1, 3, 6 и 8 статьи 76_9-11 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст.2790; 2017, N 27, ст.3950; 2021, N 27, ст.5187), частей 1, 4 и 7 статьи 35_1 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст.3872; 2019, N 31, ст.4423) устанавливает порядок взаимодействия Банка России посредством использования информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе путем предоставления доступа к личному кабинету:

с кредитными организациями, в том числе головными кредитными организациями банковских групп (их филиалами);

с некредитными финансовыми организациями;

с саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка;

с лицами, оказывающими профессиональные услуги на финансовом рынке;

с саморегулируемыми организациями в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке;

с операторами платежных систем и операторами услуг платежной инфраструктуры, не являющимися кредитными организациями;

с операторами иностранных платежных систем через их обособленные подразделения на территории Российской Федерации;

с эмитентами ценных бумаг;

с соискателями лицензий и свидетельств, выдаваемых Банком России;

с лицами, имеющими намерение оказывать профессиональные услуги на финансовом рынке, их ассоциациями и союзами;

с организациями, намеревающимися стать операторами платежных систем;

с иными лицами, в том числе респондентами, предоставляющими первичные статистические данные; филиалами и представительствами иностранных кредитных рейтинговых агентств; государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ"; организациями федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг; операторами услуг информационного обмена; представительствами иностранных кредитных организаций; операторами товарных поставок; информационными агентствами, которые проводят действия по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах; лицами, представляющими отчетность и иную информацию о рисках банковских холдингов.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 января 2023 года указанием Банка России от 29 сентября 2022 года N 6276-У. - См. предыдущую редакцию)

     Глава 1. Общие положения

1.1. Кредитные организации, в том числе головные кредитные организации банковских групп, филиалы кредитных организаций (далее при совместном упоминании - кредитные организации); некредитные финансовые организации; саморегулируемые организации в сфере финансового рынка; лица, оказывающие профессиональные услуги на финансовом рынке; саморегулируемые организации в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке; операторы платежных систем и операторы услуг платежной инфраструктуры, не являющиеся кредитными организациями, операторы иностранных платежных систем через их обособленные подразделения на территории Российской Федерации (далее при совместном упоминании - обязанные организации) должны представлять в Банк России документы (сведения), в том числе отчетность, запросы и ответы на запросы Банка России посредством личного кабинета, ссылка на который размещена на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - сайт Банка России, личный кабинет).

Обязанная организация должна получать от Банка России документы, в том числе запросы, требования (предписания) Банка России, процессуальные документы по делу об административном правонарушении посредством личного кабинета.

Документы (сведения) обязанной организации и документы Банка России, представляемые в электронной форме, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью юридического или физического лица (далее - УКЭП), а также по решению обязанной организации, Банка России соответственно зашифрованы с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации (далее - электронный документ).

1.2. Эмитенты ценных бумаг; соискатели лицензий и свидетельств, выдаваемых Банком России; лица, имеющие намерение оказывать профессиональные услуги на финансовом рынке, их ассоциации и союзы; организации, намеревающиеся стать операторами платежных систем; иные лица, в том числе респонденты, предоставляющие первичные статистические данные; филиалы и представительства иностранных кредитных рейтинговых агентств; государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ"; организации федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг; операторы услуг информационного обмена; представительства иностранных кредитных организаций; операторы товарных поставок; информационные агентства, которые проводят действия по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах; лица, представляющие отчетность и иную информацию о рисках банковских холдингов (далее - другие участники информационного обмена), вправе взаимодействовать с Банком России посредством личного кабинета, в случае если такое право установлено законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 января 2023 года указанием Банка России от 29 сентября 2022 года N 6276-У. - См. предыдущую редакцию)

Взаимодействие других участников информационного обмена с Банком России должно осуществляться после направления в Банк России уведомления об использовании личного кабинета и прекращаться после направления в Банк России уведомления об отказе от использования личного кабинета в соответствии с пунктами 2.5 и 2.7 настоящего Указания.

1.3. Банк России должен размещать на сайте Банка России:

перечень средств криптографической защиты электронного документа;

описание файла, содержащего электронный документ;

информацию о технологии подготовки и представления в Банк России обязанными организациями и другими участниками информационного обмена (далее при совместном упоминании - участники информационного обмена) электронного документа.

1.4. Участник информационного обмена при взаимодействии с Банком России должен использовать УКЭП, соответствующую условиям признания ее действительности, предусмотренным статьей 11 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст.2036; 2019, N 52, ст.7794) (далее - Федеральный закон "Об электронной подписи").

УКЭП должна позволять идентифицировать владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат) и обеспечивать целостность электронного документа.

1.5. Электронный документ должен содержать достоверную информацию о времени его подписания, а также информацию о сроке действия квалифицированного сертификата УКЭП.

1.6. Участник информационного обмена должен обеспечить наличие в личном кабинете и поддерживать актуальность действующих квалифицированных сертификатов для расшифрования зашифрованных электронных документов, размещаемых Банком России.

При отсутствии в личном кабинете действующего квалифицированного сертификата у участника информационного обмена представление в Банк России электронного документа через личный кабинет не допускается.

1.7. В случае если электронный документ подписан УКЭП лица, не являющегося уполномоченным на действия от имени участника информационного обмена без доверенности, представление доверенности осуществляется в электронной форме в машиночитаемом виде.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 января 2023 года указанием Банка России от 29 сентября 2022 года N 6276-У. - См. предыдущую редакцию)

В случае если электронный документ подписан лицом, являющимся представителем участника информационного обмена по доверенности, УКЭП, квалифицированный сертификат которой соответствует требованиям, установленным в частях 2_4-2_7 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 52, ст.7794; 2022, N 1, ст.12), в состав электронного документа должен быть включен файл, содержащий электронную копию документа, наделяющего указанное лицо полномочиями на право подписания электронного документа.

(Абзац дополнительно включен с 30 января 2023 года указанием Банка России от 29 сентября 2022 года N 6276-У)

1.8. Электронные документы, представляемые Банком России участнику информационного обмена, подписываются автоматически созданной УКЭП Банка России в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст.2036; 2019, N 52, ст.7794).

Электронный документ, подписанный автоматически созданной УКЭП Банка России, признается равнозначным документу, подписанному уполномоченным должностным лицом Банка России. При этом подписание электронного документа УКЭП Банка России должно осуществляться после подписания документа уполномоченным должностным лицом Банка России, за исключением электронных документов, которые формируются в информационных системах Банка России и не предусматривают подписания должностными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность участника информационного обмена и Банка России.

1.9. Участник информационного обмена должен обеспечить локальное хранение файла электронного документа, программного обеспечения, позволяющего осуществлять просмотр электронного документа и проверку подписи файла электронного документа, действующих квалифицированных сертификатов и списков аннулированных квалифицированных сертификатов, позволяющих идентифицировать владельца квалифицированного сертификата, время и дату подписания файла.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 января 2023 года указанием Банка России от 29 сентября 2022 года N 6276-У. - См. предыдущую редакцию)

1.10. При взаимодействии Банка России с участниками информационного обмена с использованием личного кабинета в рамках проведения кредитных и депозитных операций, договоров репо и своп-договоров, базисным (базовым) активом которых является валюта, не применяются положения, предусмотренные абзацем третьим пункта 1.1 настоящего Указания в части шифрования, абзацем вторым пункта 1.2, абзацем вторым пункта 1.7, пунктами 2.4, 2.5, 2.7, 3.5, 3.7, 3.8 и 3.10-3.13 настоящего Указания.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 января 2023 года указанием Банка России от 29 сентября 2022 года N 6276-У. - См. предыдущую редакцию)

При взаимодействии Банка России с участниками информационного обмена с использованием личного кабинета в рамках расчета и регулирования Банком России размера обязательных резервов кредитных организаций и контроля за выполнением кредитными организациями обязательных резервных требований не применяются положения, предусмотренные абзацем третьим пункта 1.1 настоящего Указания в части шифрования, пунктами 2.4, 3.7, 3.8, 3.10 и 3.12 настоящего Указания.

1.11. Пункт утратил силу с 1 июля 2023 года - указание Банка России от 29 сентября 2022 года N 6276-У. - См. предыдущую редакцию.

     Глава 2. Представление электронного документа в Банк России. Направление уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета

2.1. Банк России размещает информацию о действиях участника информационного обмена, необходимых для использования личного кабинета, на сайте Банка России.

2.2. Обязанные организации должны активировать личный кабинет в течение трех рабочих дней со дня включения сведений об обязанных организациях в Книгу государственной регистрации кредитных организаций, Книгу государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов, государственные и иные реестры (перечни), ведение которых осуществляется Банком России.

2.3. Участник информационного обмена не должен иметь более одного личного кабинета.

2.4. При осуществлении обязанной организацией нескольких видов деятельности, которые ведутся на основании лицензии, выдаваемой Банком России, или на основании нахождения в реестре, который ведет Банк России (далее - вид деятельности), представление электронных документов в Банк России по каждому виду деятельности осуществляется обязанной организацией только после включения сведений об обязанной организации в Книгу государственной регистрации кредитных организаций, Книгу государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов, государственные и (или) иные реестры (перечни), ведение которых осуществляется Банком России.

2.5. Банк России должен предоставить другим участникам информационного обмена доступ к личному кабинету в течение трех рабочих дней со дня направления в Банк России уведомления об использовании личного кабинета, размещенного на сайте Банка России и содержащего обязательные для заполнения реквизиты.

2.6. В случае прекращения деятельности обязанной организации и внесения Банком России записи о ее исключении в Книгу государственной регистрации кредитных организаций, Книгу государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов, в государственные и иные реестры (перечни), ведение которых осуществляется Банком России, Банк России прекращает доступ к личному кабинету обязанной организации по истечении календарного года, следующего за годом, в котором обязанная организация прекратила деятельность (за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность обязанной организации, установлено требование о представлении электронных документов в Банк России до завершения процедуры ликвидации обязанной организации).

2.7. Информационное взаимодействие Банка России с другими участниками информационного обмена посредством личного кабинета прекращается после направления ими Банку России уведомления об отказе от использования личного кабинета. Уведомление об отказе от использования личного кабинета направляется в Банк России через личный кабинет и считается полученным Банком России по истечении одного рабочего дня со дня его направления.

2.8. В случае прекращения деятельности другого участника информационного обмена (при наличии сведений о прекращении деятельности в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей) Банк России прекращает доступ к личному кабинету по истечении календарного года, следующего за годом, в котором другой участник информационного обмена прекратил деятельность.

     Глава 3. Этапы прохождения в Банке России электронного документа, представленного участником информационного обмена

3.1. Банк России должен провести следующие проверки электронного документа, представляемого участником информационного обмена через личный кабинет (далее - проверки):

срока действия УКЭП электронного документа;

контроля целостности электронного документа;

отсутствия вредоносного кода;

форматно-логического контроля;

при наличии сопроводительного письма - проверку соответствия фактического количества приложений количеству, указанному в сопроводительном письме;

возможности установления содержания электронного документа;

отсутствия полученного от участника информационного обмена и уже зарегистрированного Банком России документа, имеющего идентичные поступившему электронному документу исходящие регистрационный номер и дату, в случае если электронный документ подлежит регистрации в базе данных системы автоматизации документооборота и делопроизводства Банка России (далее - САДД БР).

Регистрация в САДД БР электронных документов должна быть осуществлена в рабочий день Банка России по месту получения электронного документа.

3.2. Банк России должен известить участника информационного обмена о дате регистрации электронного документа и присвоении ему входящего номера (уникального идентификатора) либо об отклонении электронного документа по результатам проведенных проверок Банком России в соответствии с пунктом 3.1 настоящего Указания с указанием причин его отклонения.

3.3. Банк России должен обеспечить размещение в личном кабинете информации об этапах прохождения электронного документа, представленного участником информационного обмена:

извещение Банка России о загрузке электронного документа в личный кабинет или извещение Банка России об ошибке загрузки электронного документа в личный кабинет;

извещение Банка России о дате регистрации электронного документа и присвоении ему входящего номера или извещение Банка России об отклонении электронного документа с указанием причин его отклонения.

3.4. Извещение Банка России о дате регистрации электронного документа и присвоении ему входящего номера подтверждает представление участником информационного обмена электронного документа в Банк России.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»