ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 декабря 2012 года Дело N А35-10019/2011

г.Калуга Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2012. В полном объеме постановление изготовлено 06.12.2012. Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: Председательствующего

судьи Егорова Е.И.

Судей Ермакова М.Н. Шуровой Л.Ф. При участии в заседании от:

ЗАО МНПК «НЭКСИ»,

307170, Курская область, г.Железногорск, ул.Энтузиастов, д.1, ОГРН 1024601223789

Шаповалова Е.А. - представителя (дов. N 46 АА 0107665 от 30.03.2011), Межрайонной ИФНС России N 3 по Курской области,

307176, Курская область, г.Железногорск, ул.Ленина, д.58/3

Гладких С.Н. - представителя (дов. N 03-14/19372 от 21.12.2011) Администрации г.Железногорска Курской области,

307170, г.Железногорск, ул.Ленина, д.52 не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, г.Курск, ул.50 лет Октября, д.4/6 не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 3 по Курской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда (судьи Скрынников В.А., Михайлова Т.Л., Миронцева Н.Д.) от 08.08.2012 по делу

NА35-10019/2011,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество Межрегиональный Научно-Производственный Концерн «НЭКСИ» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N3 по Курской области (далее - Инспекция) N08-17/11023 от 06.06.2011 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения». Решением Арбитражного суда Курской области от 16.02.2012 заявленные требования удовлетворены частично. Решение Инспекции

N08-17/11023 от 06.06.2011 признано недействительным в части привлечения Общества к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату земельного налога в виде взыскания штрафа в размере 336 963,13 руб. В остальной части Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2012 решение Арбитражного суда Курской области от 16.02.2012 в части отказа Обществу в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Инспекции N08-17/11023 от 06.06.2011 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НКРФ в виде взыскания штрафа в сумме 2 291,28 руб., предложения уплатить земельный налог в сумме 1 145 644 руб. и начисления пени в сумме 36 515,10 руб. отменено.

Решение Инспекции N08-17/11023 от 06.06.2011 в указанной части признано недействительным. В остальном решение Арбитражного суда Курской области от 16.02.2012 оставлено без изменения. В кассационной жалобе Инспекция указывает на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит его отменить в части удовлетворенных требований, и принять новый судебный акт. В отзыве на кассационную жалобу Общество не соглашается с доводами Инспекции, однако также просит отменить постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда в части неудовлетворенных требований, и принять по делу новый судебный акт. Администрация города Железногорска в своем отзыве поддерживает доводы кассационной жалобы, и просит её удовлетворить. Изучив материалы дела, выслушав представителей Инспекции и Общества, обсудив доводы жалобы и отзывов на неё, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции. Из материалов дела следует, что 19.01.2011 Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2010 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила

0 руб.

По результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленной декларации Инспекцией был составлен акт N08-16/10146 от 21.04.2011 и принято решение 08-17/11023 от 06.06.2011, в соответствии с которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 340 366,8 руб. Также, указанным решением Обществу предложено уплатить земельный налог за 2010 год в сумме 1 701 834 руб. и начислены пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 54 217,6 руб. Данное решение было обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления ФНС России по Курской области N442 от 27.07.2011 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением Инспекции N08-17/11023 от 06.06.2011, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Судами установлено, что Инспекцией доначисление оспариваемой суммы земельного налога произведено в отношении земельных участков с кадастровыми номерами:

46:30:000042:152 (сумма налога 556 190 руб.),

46:30:000004:548 (сумма налога 858 446 руб.),

46:30:000012:96 (сумма налога 287 198 руб.). Признавая правомерным доначисление земельного налога в общей сумме 1 701 834 руб. арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество является плательщиком земельного налога в отношении указанных земельных участков, принадлежащих заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования. Отменяя решение арбитражного суда в части, и удовлетворяя в этой части требования Общества, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался следующим. В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Статьей 389 НК РФ определено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в согласно ст. 389 НК РФ, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 НК РФ). В силу ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом. Суд правильно указал, что обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога обусловлена наличием у него на правах, предусмотренных ст. 388 НК РФ (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения), земельного участка, сформированного в установленном земельным законодательством порядке, в отношении которого определена и доведена до сведения налогоплательщика кадастровая стоимость этого земельного участка. Налог исчисляется по ставке, соответствующей целевому назначению и разрешенному виду использования земельного участка.

Судом установлено, что правопредшественнику Общества был выдан Государственный акт на право бессрочного и бесплатного пользование земельным участком земли N184 от 30.04.1990 для строительства научно-инженерного центра.

В соответствии с представленной по запросу налогового органа кадастровой выпиской N46/11-7614 от 11.02.2011, данный земельный участок имеет кадастровый номер 46:30:000042:152 отнесен к категории земель населенных пунктов, расположен в г. Железногорске, в р-не ПТУ N18 и ЖПМК.

Границы данного участка установлены, его расположение на местности указано в плане и представленном описании. Площадь данного земельного участка составляет 9 530 кв.м. Кадастровая стоимость указана в размере 37 079 324 руб. исходя из установленного в постановлении Правительства Курской области от 30.11.2006 N 234 «Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений Курской области» (действующего в проверяемый период - на 1 января 2010) удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 890,80 руб.

Земельный участок с кадастровым номером 46:30:000004:548, площадью 12 400 кв.м. принадлежит Обществу на праве постоянного бессрочного пользования, предоставлен из земель населенных пунктов для строительства производственной базы и завода экспериментального машиностроения на основании Государственного акта на право пользования землей А-1 N229979 от 01.08.1990, в соответствии с которым участок был закреплен за правопредшественником на праве постоянного (бессрочного) и бесплатного пользования.

Кадастровая выписка N46/11-1-7613 от 11.02.2011 на указанный земельный участок представлена в налоговый орган без приложения сведений о местоположении участка и его границах на местности. В графе «Особые отметки» кадастрового плана указано, что границы данного земельного участка не установлены. Согласно сведениям, предоставленным ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области, земельный участок с кадастровым номером 46:30:000004:548 состоит на государственном кадастровом учете как ранее учтенный, при этом границы данного участка не установлены. Земельный участок с кадастровым номером 46:30:000012:96, расположенный по адресу: г. Железногорск, ул. Энтузиастов, д.1, площадью 3 300 кв.м. был предоставлен Обществу на основании Постановления Главы Администрации г. Железногорска N1144 от 16.11.1998 на праве постоянного пользования для обслуживания магазина. На основании указанного постановления Обществу было выдано свидетельство о праве пользования на землю N358 от 01.12.1998. При этом из информации, представленной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области следует, что границы данного земельного участка также не установлены. В пункте 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 54 от 23.07.2009 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» указано, что поскольку в силу пункта 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения является земельный участок, под которым согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами, то, объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован. Поэтому суд правильно указал на установленные факты позволяющие сделать вывод о том, что применительно к проверяемому налоговому периоду, за который налогоплательщиком представлена налоговая декларация (2010 год), земельные участки с кадастровыми номерами 46:30:000004:548 и 46:30:000012:96 не были сформированы по правилам земельного законодательства, поскольку их точные границы не были определены. И, следовательно, на Общество не может быть возложена обязанность по исчислению и уплате земельного налога по несформированным земельным участкам, Суд также правильно указал следующее. В соответствии с п.1 ст.20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Согласно п.3 ст.20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса, сохраняется.

В соответствии с п.12 ст.3 Федерального закона N137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

В соответствии со ст.1 Федерального закона N137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации введен в действие со дня его официального опубликования (29.10.2001). Следовательно, после введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие Земельного Кодекса, сохраняется в объеме установленного ст. 20 ЗК РФ. В соответствии со ст.65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Согласно п.2 ст.65 ЗК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Земельный налог был введен в действие в соответствии с Федеральным законом N141-ФЗ от 29.11.2004 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» с 01.01.2005.

После введения в действие Земельного Кодекса использование земли в Российской Федерации является платным. В зависимости от права использования земли земельное законодательство устанавливает две формы платы - уплату земельного налога или арендную плату. Таким образом, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, ранее предоставленное юридическим лицам государственными органами, сохраняется за данными юридическими лицами и после введения в действие Земельного кодекса, но только на условиях закрепленного принципа платности использования земли, поскольку положения ст.65 ЗК РФ содержат императивное условие о платном использовании земли в Российской Федерации. Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума N54 от 23.07.2009 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога». Все доводы кассационной жалобы рассмотрены по существу судом апелляционной инстанций, им дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется. Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены обжалуемого постановления у суда кассационной инстанции не имеется. В необжалуемой части судом также правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену принятого постановления, не установлено. Руководствуясь п.1.ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2012 по делу NА35-10019/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 3 по Курской области - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
Е.И.Егоров
Судьи
М.Н.Ермаков
Л.Ф.Шурова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка