ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
СООРУЖЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА ПУЧИНИСТЫХ ГРУНТАХ
1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) - комплексный нормативный документ, устанавливающий по определённо заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ по сооружению земляного полотна автомобильной дороги на пучинистых грунтах.
Параметры насыпи: высота - 2,5 м; откосы 1:1,5; ширина поверху дорожной одежды - 10,0 м; длина участка - 100 м; 0,95,
0,98.
1.2. В настоящей карте приведены указания по организации и технологии производства работ по сооружению земляного полотна автомобильной дороги на пучинистых грунтах рациональными средствами механизации, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве работ.
1.3. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001 ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.
1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии производства работ по сооружению земляного полотна автомобильной дороги на пучинистых грунтах с целью обеспечения их высокого качества, а также:
- снижение себестоимости работ;
- сокращение продолжительности строительства;
- обеспечение безопасности выполняемых работ;
- организация ритмичной работы;
- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;
- унификация технологических решений.
1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по сооружению земляного полотна. Рабочие технологические карты разрабатываются на основе типовых карт для конкретных условий данной строительной организации с учетом её проектных материалов, природных условий, имеющегося парка машин и строительных материалов, привязанных к местным условиям. Рабочие технологические карты регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ.
Конструктивные особенности по сооружению земляного полотна автомобильной дороги на пучинистых грунтах решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика.
1.6. Технологическая карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, выполняющих работы по сооружению земляного полотна автомобильной дороги на пучинистых грунтах, а также работников технического надзора Заказчика, и рассчитана на конкретные условия производства работ в III-й температурной зоне.
2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по сооружению земляного полотна автомобильной дороги на пучинистых грунтах.
2.2. Работы по сооружению земляного полотна автомобильной дороги на пучинистых грунтах выполняются в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:
час,
где 0,06 - коэффициент снижения работоспособности за счет увеличения продолжительности рабочей смены с 8 часов до 10 часов.
2.3. В неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях для повышения морозоустойчивости, снижения морозного пучения и предотвращения пучинообразований дорожной конструкции при строительстве автомобильных дорог принимают специальные меры, назначаемые на основе технико-экономических расчетов. Такими мерами являются устройство теплоизоляционного слоя дорожной одежды из пенополистирольных плит Пеноплекс-45. Данный слой обеспечивает теплозащиту пучинистого грунта земляного полотна от промерзания. Термоизолирующая прослойка Пеноплекса-45 со смежными слоями образует единый дополнительный слой основания, который может кроме термоизолирующей функции, при необходимости, нести одновременно функции дренирующего и морозозащитного слоя.
Рис.1. Дорожная конструкция при возведении земляного полотна на пучинистых грунтах
2.4. В состав работ, последовательно выполняемых при сооружении земляного полотна автомобильной дороги на пучинистых грунтах, входят:
- геодезическая разбивка участка дороги;
- разработка грунта в притрассовом резерве экскаватором;
- транспортировка и отсыпка грунта в насыпь автосамосвалами;
- распределение грунта слоями бульдозером;
- уплотнение слоев насыпи катками;
- планировка поверхности каждого слоя автогрейдером;
- устройство термоизоляционного слоя.
2.5. При устройстве перехода в качестве основных материалов используются: грунт пучинистый, карьерный III-й группы, 10, насыпная масса 1,85 т/м
; песок среднезернистый, отвечающие требованиям ГОСТ 8736-93; геосетка ССНП-Нефтегаз 25х25 Л (100) (размер ячейки 25х25 см, ширина сетки 100 см), отвечающая требованиям ТУ 2296-009-00205009-2004; плиты "Пеноплекс 45" размером 2400х600х50 мм, отвечающие требованиям ТУ 5767-016-56925804-2011; НСМ "Дорнит-2", отвечающий требованиям ТУ 8397-008-41993527-98.
2.6. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автогрейдер Д-180А; грунтовый каток ДУ-85 (эксплуатационная масса 13,0 т); бульдозер Б170М1.03ВР (емкость отвала
4,75 м
) и экскаватор Volvo EC-290B (емкость ковша
1,45 м
) в качестве ведущего механизма.
Рис.2. Бульдозер Б170М1.03ВР
Рис.3. Одноковшовый экскаватор Volvo EC-290B
Рис.4. Грунтовый каток ДУ-85
Рис.5. Автогрейдер ДЗ-180А
2.7. Работы по сооружению земляного полотна на пучинистых грунтах следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:
- СП 48.13330.2011. Организация строительства;
- СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве;
- СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения, основания и фундаменты;
- СНиП 2.02.05-85. Автомобильные дороги. Нормы проектирования;
- СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги. Правила производства работ;
- СНиП 2.05.07-97*. Промышленный транспорт;
- СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;
- СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;
- РД 11-02-2006. Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
- РД 11-05-2007. Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 "Организация строительства" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения запрещается.
3.2. До начала производства работ по сооружению земляного полотна необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:
- назначить лиц, ответственных за качественное и безопасное выполнение работ, а также их контроль и качество выполнения;
- провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;
- разместить в зоне производства работ необходимые машины, механизмы и инвентарь;
- устроить временные проезды и подъезды к месту производства работ;
- обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;
- установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;
- обеспечить рабочих инструментами и средствами индивидуальной защиты;
- подготовить места для складирования материалов, инвентаря и другого необходимого оборудования;
- оградить строительную площадку и выставить предупредительные знаки, освещенные в ночное время;
- обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;
- составить акт готовности объекта к производству работ;
- получить разрешения на производство работ у технадзора Заказчика.
3.3. Перед сооружением земляного полотна должны быть выполнены следующие подготовительные работы:
- восстановлена и закреплена ось трассы дороги;
- восстановлены и закреплены пикеты и плюсовые точки;
- восстановлены и закреплены углы поворота;
- разбиты поперечные профили земляного полотна;
- подготовлено основание под насыпь земляного полотна;
- произведена плановая и высотная разбивка каждого слоя;
- определена длина сменной захватки для каждого слоя;
- подготовлен карьер и устроены въезды в забой.
3.4. В состав работ по восстановлению и закреплению оси трассы дороги входят следующие операции:
- обозначение границы полосы отвода дороги;
- визуальное провешивание оси трассы;
- закрепление на местности оси дороги, границы выемок и насыпей, ВУ, НК, КК;
- разбивка пикетажа.