Статус документа
Статус документа

                    

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Главного
государственного
санитарного врача СССР
А.И.ЗАИЧЕНКО
7 августа 1980 г. N 2195-80


СОГЛАСОВАНО
с Министерством рыбного
хозяйства СССР

с ЦК профсоюза рабочих
пищевой промышленности

     

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ СУДОВ ФЛОТА РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВНУТРЕННИХ ВОДОЕМОВ СССР



Правила предназначены для практических работников санэпидстанций на водном транспорте, инженерно-технических работников предприятий и организаций, занимающихся проектированием, строительством, ремонтом и эксплуатацией рыболовных судов внутренних водоемов, а также для командного состава флота рыбной промышленности внутренних водоемов СССР.

"Санитарные правила для судов флота рыбной промышленности внутренних водоемов СССР" разработаны сотрудниками Научно-исследовательского института гигиены водного транспорта Минздрава СССР и специалистами проектно-конструкторского бюро Сибирского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института рыбного хозяйства РСФСР.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Назначение и применение Правил

1.1.1. Настоящие Правила устанавливают классификацию, основные санитарные требования к конструкции судов, устройству и оборудованию помещений и систем, мероприятия по защите судоэкипажей и окружающей среды от вредных воздействий, а также санитарные правила по содержанию этих судов в процессе эксплуатации в целях создания благоприятных для здоровья условий труда и быта экипажа, сохранения доброкачественной продукции промысла в процессе хранения и транспортировки.

1.1.2. "Санитарные правила для судов флота рыбной промышленности внутренних водоемов СССР" не повторяют требований, относящихся к безопасности плавания и к технике безопасности, которые регламентированы "Правилами классификации и постройки судов внутреннего плавания Речного Регистра РСФСР" и "Правилами техники безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР".

1.1.3. Действие настоящих Правил распространяется на все добывающие, обрабатывающие, приемотранспортные, вспомогательные суда промыслового флота внутренних водоемов СССР, используемые для поиска, лова, обработки (заморозки), хранения и транспортировки рыбы.

1.1.4. Настоящие Правила вступают в силу с 1 января 1982 г.

1.1.5. Строительство, переоборудование и модернизация судов по проектам, согласованным с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы до вступления в силу настоящих Правил, могут производиться до очередной корректировки проекта, но не более 6 лет с момента его согласования.

Примечание. По судам, строящимся за границей, - в течение срока действия контракта.

1.1.6. Суда, построенные до введения в силу настоящих Правил, должны быть приведены в соответствие с ними по системам: водоснабжения, сточной канализации, вентиляции, кондиционирования воздуха, а также уровням шума и вибрации в сроки, установленные органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы совместно с судовладельцами в порядке плановых заданий.

1.1.7. С вступлением в силу настоящих Правил "Санитарные правила для судов флота рыбной промышленности", изданные в 1959 г., в части требований к судам флота рыбной промышленности внутренних водоемов СССР отменяются.

1.2. Контроль за выполнением и применением Правил

1.2.1. Контроль за выполнением настоящих Правил осуществляется бассейновыми, портовыми и линейными санитарно-эпидемиологическими станциями на водном транспорте, а при их отсутствии - территориальными санэпидстанциями.

1.2.2. Министерства и ведомства, проектные организации, а также предприятия судостроения и судоремонта обязаны представлять на согласование с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы проектную и техническую документацию на строительство, переоборудование и ремонт судов в следующем порядке:

- в главное санитарно-эпидемиологическое управление Минздрава СССР - проектную документацию на суда зарубежной постройки;

- в главные санитарно-эпидемиологические управления, санитарно-эпидемиологические управления минздравов союзных республик - техническую документацию на типовое и серийное строительство судов (при серии более 5 единиц), а также индивидуальные проекты на строительство экспериментальных судов;

- в бассейновые санитарно-эпидемиологические станции и, по их поручению, в портовые и линейные санитарно-эпидемиологические станции на водном транспорте - технические проекты на строительство единичных судов и серии до пяти судов, а также техническую документацию на ремонт и переоборудование судов.

1.2.3. Результаты согласования оформляются официальным документом. Срок действия согласования проектов устанавливается на 6 лет. По истечении этого срока строительство судов по данному проекту может быть разрешено только после повторного его согласования с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

1.2.4. Министерства и ведомства-судовладельцы обязаны включать представителей органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы в состав государственных или ведомственных комиссий по приемке судов после их постройки, капитального ремонта или переоборудования, влияющего на санитарно-гигиенические условия, в соответствии с действующими СНиП III-3-76 "Правила производства и приемки работ".

1.2.5. Выявленные при приемке головного судна нарушения санитарно-гигиенических норм и правил должны быть устранены до сдачи этого судна в эксплуатацию, а проект откорректирован на всю серию.

При технической невозможности устранения указанных отступлений в период сдачи головного судна в эксплуатацию они устраняются в сроки, согласованные с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

1.2.6. Судовладельцы обязаны ежегодно предъявлять органам и учреждениям санитарно-эпидемиологической службы к санитарному осмотру все суда, находящиеся в эксплуатации, независимо от их ведомственной принадлежности.

1.2.7. Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы при соответствии судна требованиям настоящих Правил выдают администрации судна Судовое санитарное свидетельство на право плавания сроком на 1 год (Приложение 1).

При отсутствии Судового санитарного свидетельства на право плавания или по истечении срока его действия эксплуатация судна не допускается.

Ответственность за сохранность Судового санитарного свидетельства на право плавания и своевременное возобновление срока его действия несет судовладелец.

Ответственность за выход судна в плавание без Судового санитарного свидетельства несет судовладелец.

1.2.8. Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы имеют право в любое время предъявить судовладельцам и администрации судов требования по устранению выявленных нарушений санитарных норм и правил.

1.2.9. Ответственность за выполнение и соблюдение настоящих Правил возлагается на Министерство рыбного хозяйства СССР, Министерство судостроительной промышленности, а также другие министерства и ведомства, организации и предприятия, осуществляющие проектирование, строительство, переоборудование, ремонт и эксплуатацию судов.

Примечание. Эксплуатация судов в режиме, предназначенном для судов высшей группы, может осуществляться только с разрешения органов санитарно-эпидемиологической службы и технической инспекции ЦК профсоюзов.

1.2.10. На каждом судне должны быть следующие служебные санитарные документы:

- судовое санитарное свидетельство на право плавания;

- судовой санитарный журнал;

- свидетельство о дератизации.

Примечание. Для судов IV группы, не имеющих жилых помещений, судовые свидетельства и санитарные журналы должны быть у судовладельцев.

1.3. Классификация судов

1.3.1. Рыболовные суда внутренних водоемов в отношении применения настоящих Правил разделяются на 4 группы:

- I группа - суда с продолжительностью непрерывного пребывания членов экипажа на борту свыше 10 суток независимо от численности экипажа;

- II группа - суда с продолжительностью непрерывного пребывания членов экипажа на борту не более 10 суток и численностью экипажа не более 10 человек;

- III группа - суда с продолжительностью непрерывного пребывания членов экипажа на борту не более 5 суток и численностью экипажа не более 10 человек;

- IV группа - суда с продолжительностью непрерывного пребывания членов экипажа на борту не более одних суток и численностью экипажа не более 5 человек.

Если численность экипажа судна или продолжительность непрерывного пребывания членов экипажа на борту превышает установленную для той или иной группы величину, то судно приравнивается к более высокой группе.

1.4. Термины и определения

1.4.1. Промысловый флот внутренних водоемов включает следующие типы судов:

- добывающие - суда, предназначенные для ведения промысла и обработки объектов водного промысла;

- обрабатывающие - суда, предусмотренные для обработки объектов водного промысла;

- приемотранспортные - суда, предназначенные для приема груза в местах лова и транспортировки его к местам обработки;

- вспомогательные - суда, предназначенные для научных рыбохозяйственных исследований, обучения кадров, охраны запасов объектов водного промысла, контроля за соблюдением правил рыболовства и безопасности плавания, и прочие суда (буксиры, брандвахты и другие несамоходные и стоечные суда).

1.4.2. Экипаж судна - личный состав, находящийся на борту судна и обеспечивающий плавание и производственную деятельность судна.

На судах, предназначенных для научных исследований, обучения кадров, охраны запасов объектов водного промысла, контроля за соблюдением правил рыболовства и плавания, к числу экипажа причисляются все лица, связанные с деятельностью этих судов.

1.4.3. Командный состав - часть экипажа судна, отнесенная к данному составу в соответствии с действующим "Уставом службы на судах флота рыбной промышленности СССР".

1.4.4. Команда - часть экипажа судна, не являющаяся командным составом.

1.4.5. Продолжительность рейса - время от момента выхода судна в рейс из порта приписки судна или места базирования до момента его возвращения в порт приписки или в другой порт для отдыха или смены экипажа.

1.4.6. Постоянное рабочее место - место постоянного (более 50% или более 2 ч непрерывно) пребывания членов экипажа или портовых рабочих во время исполнения на судне служебных обязанностей.

1.4.7. Временное рабочее место - место доступа, необходимое для управления и контроля за работой устройств, механизмов, систем и оборудования, используемое членами экипажа периодически.

1.4.8. Убежище - помещение (укрытие) от непогоды.

2. САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ВЫПОЛНЕНИЮ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ СУДОВ

          
2.1. Общие положения и требования

2.1.1. Применительно к настоящим Правилам судовые помещения разделяются на следующие группы:

- жилые помещения (каюты) предназначены для проживания и отдыха экипажа;

- общественные помещения предназначены для организации и проведения культурно-массовых мероприятий, коллективного отдыха, питания экипажа;

- помещения пищеблока и продовольственных кладовых предназначены для разделки продуктов, приготовления пищи, раздачи пищи, хранения запасов провизии, а также для мытья столовой, чайной и камбузной посуды;

- санитарно-гигиенические и санитарно-бытовые помещения предназначены для обеспечения личной гигиены и санитарно-бытового обслуживания экипажа;

- помещения медицинского назначения предназначены для оказания медицинской помощи экипажу при заболеваниях и несчастных случаях;

- помещения технической эксплуатации судна (рубки, центральные посты управления, посты управления) предназначены для выполнения работ по судовождению и радиосвязи, контролю за механизмами;

- помещения энергетических отделений (машинные отделения, котельные отделения, помещение рефрижераторных машин) предназначены для главных и вспомогательных механизмов;

- грузовые помещения (трюмы) предназначены для перевозки грузов;

- помещения судового снабжения предназначены для хранения судового имущества, расходных материалов;

- производственно-технологические помещения предназначены для обработки рыбы.

2.1.2. Взаимное расположение кают и помещений, в которых осуществляется рабочая деятельность экипажа, рекомендуется выполнять так, чтобы члены экипажа размещались по возможности вблизи мест их постоянной работы, а также с учетом их должностных категорий.

2.1.3. Двери всех помещений должны быть снабжены надписями, определяющими назначение помещения.

2.1.4. Не разрешается использовать для кают, общественных и медицинских помещений помещения, не изолированные от влияния высоких и низких температур, шума и вибрации, электромагнитных полей (радиоволн), проникновения воды, испарений, запахов и газов, выделяемых работающими двигателями, котельными и холодильными установками;

примыкающие непосредственно к помещениям, предназначенным для хранения опасных и токсических материалов или грузов, влияющих на здоровье и жизнь людей;

не отделенные от малярной, аккумуляторной станции пожаротушения или фонарной газонепроницаемыми переборками, палубами или сообщающиеся с ними через общие помещения.

2.1.5. Все трапы в помещениях постоянного посещения экипажа должны быть расположены и устроены таким образом, чтобы пространство за трапом было легко доступно для уборки.

2.1.6. Высота судовых помещений в свету должна быть не менее 2,0. Для судов III и IV групп допускается иметь высоту помещения 1,9 м. Для судов III и IV групп светильники и воздухораспределители могут выступать не более чем на 100 мм.

2.1.7. Если на судне предусматриваются запасные места в каютах, необходимо их принимать в расчет при определении запасов питьевой и мытьевой воды, провизии и объема сточно-фановых цистерн.

2.2. Жилые помещения (каюты)

2.2.1. Для размещения экипажа на судах I, II, III групп должны быть предусмотрены каюты с индивидуальными спальными местами по числу членов экипажа.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».