Статус документа
Статус документа

     

     
Утверждена
Постановлением
Госгортехнадзора России
от 8 декабря 1997 г. N 50

     

РД 10-171-97

     
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДЕФЕКТОСКОПИИ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ ПАССАЖИРСКИХ ПОДВЕСНЫХ КАНАТНЫХ ДОРОГ



Авторы - разработчики: А.А.Короткий, М.Н.Хальфин, Б.Ф.Иванов, А.С.Логвинов, А.С.Липатов, В.С.Котельников, В.Г.Жуков, В.Я.Комиссаров, К.М.Иванов.


Инструкция разработана в развитие ПБ-10-39-93 Правил устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных канатных дорог, утвержденных Госгортехнадзором России в 1993 году, Методических указаний по проведению технических освидетельствований и обследований пассажирских подвесных канатных дорог (согласованных с Госгортехнадзором России письмом N 12-7/535 от 06.10.93), и является обязательной для организаций, выполняющих дефектоскопию стальных канатов, и владельцев пассажирских подвесных канатных дорог.

Настоящая Инструкция является обязательной и распространяется на работы по дефектоскопии несущих и тяговых канатов пассажирских подвесных канатных дорог.

Инструкция определяет периодичность дефектоскопии канатов, порядок проведения подготовительных работ, организацию и последовательность выполнения дефектоскопии канатов, а также порядок расшифровки дефектограмм и оформления результатов дефектоскопии.

1. Область применения


Инструкция распространяется на организации, имеющие на балансе пассажирские подвесные канатные дороги (ППКД), а также специализированные организации, осуществляющие дефектоскопию стальных канатов.

Методические указания не распространяются на подвесные канатные дороги:

- грузовые;

- одно- и двухканатные с отключаемым на станциях подвижным составом;

- буксировочные для лыжников;

- подземные подвесные канатные;

- с кольцевым движением и постоянно закрепленными на одном несуще-тяговом канате креслами (кабинами).

2. Термины и определения


Применительно к настоящей Инструкции используются термины и определения, приведенные в ПБ-10-39-93 "Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных канатных дорог", утвержденных Госгортехнадзором России в 1993 году, Методических указаний по проведению технических освидетельствований и обследований пассажирских подвесных канатных дорог, согласованных с Госгортехнадзором России письмом N 12-7/535 от 06.10.93.

3. Общие требования


Дефектоскопия несущих и тяговых канатов является частью работ по обследованию ППКД и имеет целью:

- определение фактического состояния несущих и тяговых канатов ППКД;

- принятие решения о соответствии канатов требованиям безопасной эксплуатации ППКД.

4. Требование к организации, выполняющей дефектоскопию канатов

4.1. Организации, выполняющие дефектоскопию стальных канатов, должны иметь соответствующее разрешение (лицензию) Госгортехнадзора России или регионального органа Госгортехнадзора.

4.2. Специалисты, на которых возлагается проведение дефектоскопии канатов, должны быть обучены по программе, согласованной с Госгортехнадзором России, и аттестованы в качестве дефектоскопистов стальных канатов организацией, имеющей лицензию Госгортехнадзора России на подготовку таких специалистов.

4.3. Специалисты, проводящие расшифровку дефектограмм и принимающие решение о возможности дальнейшей эксплуатации канатов (подписывающие заключение), должны быть обучены по программе, согласованной с Госгортехнадзором России, и аттестованы в качестве специалиста - эксперта по дефектоскопии стальных канатов организацией, имеющей лицензию Госгортехнадзора России на подготовку таких специалистов.

4.4. Комиссия по проведению дефектоскопии должна состоять из аттестованных специалистов и возглавляться специалистом - экспертом по дефектоскопии стальных канатов, имеющим стаж работы дефектоскописта - эксперта не менее 2 лет.

4.5. Все специалисты - члены комиссии должны пройти проверку знаний Правил и нормативных документов Госгортехнадзора России по ППКД с участием инспектора Госгортехнадзора.

4.6. Специализированные организации по дефектоскопии канатов ППКД выявляют дефекты несущих и тяговых канатов (потерю сечения, обрывы проволок, локальные очаги коррозии и др.) с помощью приборов, рекомендованных к применению Госгортехнадзором России.

Дефектоскоп должен обеспечивать контроль каната по всей его длине на приводной, натяжной станциях, опорных башмаках и между опорами, кроме участков, не доступных для установки датчика дефектоскопа (места запасовки, заделки концов тягового каната и т.д.).

4.7. Организация, осуществляющая дефектоскопию канатов ППКД, проводит в установленном законодательством порядке страхование своей ответственности на случай возникновения аварии из-за обрыва каната в период, на который продлен срок службы. Страхование ответственности на случай возникновения аварии канатов должно проводиться на основании разрабатываемых положений (правил) страхования.

5. Периодичность проведения дефектоскопии стальных канатов

5.1. В соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных канатных дорог, утвержденными Госгортехнадзором России в 1993 году, дефектоскопии должны подвергаться в обязательном порядке несущие канаты. Тяговые канаты ППКД рекомендуется контролировать внешним осмотром, а также с помощью дефектоскопии.

5.2. Первую дефектоскопию несущего каната необходимо проводить после его навески, следующую - через пять лет, затем - через каждые три года*.

________________

* Рекомендуется проводить дефектоскопию тяговых канатов одновременно с несущими канатами.

5.3. Сроки проведения следующей дефектоскопии могут быть сокращены специализированной организацией в зависимости от технического состояния контролируемых несущих и тяговых канатов.

6. Порядок проведения дефектоскопии

6.1. Проведение дефектоскопии канатов осуществляется на основании договора между организацией - владельцем ППКД и организацией, имеющей лицензию Госгортехнадзора России на данный вид работ.

6.2. Специализированная организация, выполняющая дефектоскопию канатов, издает приказ о назначении комиссии, в т.ч. председателя, ответственного за организацию и безопасность выполнения данных работ.

6.3. Организация - владелец ППКД должна обеспечить на время проведения дефектоскопии вывод ППКД из эксплуатации и доступ специалистов, проводящих дефектоскопию, к работам на ППКД, а также назначить ответственного за безопасное выполнение работ и, при необходимости, выделить электромонтеров, слесарей, проводников.

6.4. Организацией - владельцем перед проведением дефектоскопии дороги должна быть представлена эксплуатационная и техническая документация ППКД.

6.5. При выявлении в ходе дефектоскопии дефектов несущих и тяговых канатов, влияющих на безопасную эксплуатацию ППКД и угрожающих безопасности лиц, проводящих дефектоскопию, работы должны быть приостановлены и владельцем должна быть проведена замена соответствующих канатов, о чем необходимо сделать запись в журнале осмотра и ремонта ППКД.

6.6. После проведения дефектоскопии председатель комиссии делает соответствующую запись в журнале осмотра и ремонта ППКД.

7. Последовательность выполнения работ по дефектоскопии канатов

7.1. При дефектоскопии несущих и тяговых канатов работы должны производиться в следующей последовательности:

- ознакомление с эксплуатационной и технической документацией ППКД (паспортом, инструкцией по эксплуатации, комплектом чертежей оборудования, журналом осмотра и ремонта, схемами запасовки канатов, профилем трассы дороги, сертификатами на канат, свидетельствами об их испытаниях на канатно-испытательной станции и др.);

- проведение внешнего осмотра и инструментального контроля общего состояния несущих и тяговых канатов, включая контроль несущих канатов в местах заделки (Приложение 2);

- подготовка дефектоскопа к работе;

- проведение дефектоскопии несущих (тяговых) канатов;

- проведение расшифровки дефектограмм;

- анализ результатов дефектоскопии и составление экспертного заключения;

- составление отчетной документации.

7.2. Заключение о техническом состоянии канатов вместе с дефектограммами передаются владельцу ППКД.

8. Требования к проведению дефектоскопии несущих и тяговых канатов ППКД

8.1. Ознакомление с эксплуатационной и технической документацией ППКД включает получение сведений: о сроках пуска дороги в эксплуатацию, ее технической характеристике, дате навески и технических характеристиках, о видах и местах расположения дефектов на канатах, результатах испытаний канатов на канатно-испытательных станциях.

8.2. Проведение внешнего осмотра и инструментального контроля осуществляется на приводной и натяжной станциях, на опорных башмаках и по всей длине канатов (Приложения 1* и 2).

________________

* Приложение 1 не приводится.

8.3. Дефектоскопию несущего каната следует произвести в следующей последовательности:

- на участке 1-2 несущего каната (рис.1) освободить его от креплений;

- поднять канат на этом участке таким образом, чтобы под него можно было подложить деревянные подкладки толщиной не менее 100 мм;

- на участке каната 1-2 установить датчик дефектоскопа и подключить его к регистрирующей аппаратуре, произвести запись дефектограммы при перемещении датчика дефектоскопа вручную;

- закрепить канат в исходном положении на участке 1-2;

- подсоединить прицепным приспособлением датчик дефектоскопа к тележке вагона, в вагоне установить источник электропитания и регистрирующую аппаратуру, произвести их коммутацию;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs