ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 16 сентября 2021 года N 311
В целях установления единого подхода к проведению должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору контрольных (надзорных) мероприятий и внедрения его в практическую деятельность
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые к настоящему приказу Методические рекомендации по проведению контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты предприятий химического комплекса и транспортирования опасных веществ.
2. Признать утратившим силу приказ от 26 февраля 2021 г. N 72 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзора "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению выездных проверок опасных производственных объектов предприятий химического комплекса и транспортирования опасных веществ".
Руководитель
А.В.Трембицкий
Методические рекомендации по проведению контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты предприятий химического комплекса и транспортирования опасных веществ
1. Методические рекомендации по проведению контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты предприятий химического комплекса и транспортирования опасных веществ (далее - Рекомендации), разработаны в целях установления единообразного подхода к проведению должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) контрольных (надзорных) мероприятий.
2. Рекомендации разработаны для применения должностными лицами Ростехнадзора, осуществляющими федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, в должностные обязанности которых, в соответствии с положением о виде контроля и должностным регламентом, входит реализация полномочий по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, в том числе посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению нарушений обязательных требований.
3. Перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 "О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности".
4. Права и обязанности должностных лиц контрольного (надзорного) органа определены Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
5. В Рекомендациях используются термины и определения, установленные законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.
6. Правовые основания проведения контрольных (надзорных) мероприятий:
иные нормативные правовые акты, указанные в приказе Ростехнадзора от 2 марта 2021 г. N 81 "Об утверждении перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности".
7. При планировании и проведении проверок учитываются имеющиеся сведения из Генеральной прокуратуры Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, из администраций субъектов Российской Федерации, а также поступившая информация от организаций и граждан.
Для объектов со сложными дифференцированными технологическими производственными процессами комиссия из числа должностных лиц, уполномоченных осуществлять федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, может формироваться с включением в состав лиц, осуществляющих надзор за подъемными сооружениями, оборудованием, работающим под давлением, техническим состоянием электрооборудования и иные виды надзора, при необходимости.
8. Порядок организации контрольных (надзорных) мероприятий определен Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
9. При организации выездных проверочных мероприятий в отношении объектов предприятий химического комплекса и транспортирования опасных веществ (далее - объект) учитывается следующий перечень контрольных вопросов:
назначение объекта, включая условия пользования (режимности);
особенности размещения объекта;
наличие (отсутствие) отступлений (несоответствий) деятельности при эксплуатации объекта от требований безопасности;
техническое состояние объекта;
соответствие (несоответствие) показателей безопасности объекта критериям, установленным в проектной документации;
аварийность и статистика инцидентов на объекте;
потенциальная опасность для населения и размер возможного вреда физическим и юридическим лицам, имуществу юридических и физических лиц при аварии на объекте;
наличие травматизма при эксплуатации объектов.
10. При осуществлении выездных проверочных мероприятий должностными лицами Ростехнадзора и его территориальных органов предусматривается оценка:
рассматриваемой организационно-распорядительной, технической, разрешительной, учетной и иной документации, наличие которой на объекте предусмотрено обязательными требованиями, анализ и оценка ее соответствия указанным требованиям;
состояния зданий, сооружений, помещений объекта, территории или частей территории объекта, его цехов, участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования;
работоспособности приборов и систем контроля безопасности на объекте;
выполнения мероприятий по предотвращению проникновения на объект посторонних лиц;
представляемых сведений (отчетов) о результатах производственного контроля за соблюдением обязательных требований промышленной безопасности, технического регулирования;
сведений, подтверждающих соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим объект, обязательных требований промышленной безопасности;
результатов работы комиссий по расследованию причин инцидентов на объекте;
соблюдения на объекте требований по проведению проверки знаний рабочих, их инструктажа по безопасности, стажировки на рабочем месте;
состояния аттестации специалистов в области промышленной безопасности юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект;
соблюдения требований к ведению газоопасных, огневых, ремонтных и сварочных работ;
выполнения мероприятий по устранению причин аварий, повреждений и инцидентов на объекте, профилактике аварий, повреждений и инцидентов;
корректности идентификации опасного производственного объекта, а также сведений, характеризующих опасный производственный объект;
соблюдения требований обоснования безопасности в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем с применением обоснования безопасности опасного производственного объекта;
внесения в соответствии с заключениями экспертиз промышленной безопасности о неполном соответствии объектов экспертизы установленным требованиям изменений в документацию или выполнения мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений;
организации обучения работников действиям в случае аварии или инцидента на объекте;
осуществления иных мероприятий по контролю в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
11. Перед выездной проверкой анализируется имеющаяся информация о данной организации, а также документы, устанавливающие требования к осуществлению деятельности по обеспечению безопасности объектов, находящихся в эксплуатации проверяемой организации.
12. Основой для информации о состоянии промышленной безопасности объектов служат:
результаты мероприятий по контролю (приказы (распоряжения) о проведении проверок, акты проверок, предписания об устранении нарушений обязательных требований, возражения в отношении актов проверок и (или) выданных предписаний об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений, копия предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, материалы дел об административных правонарушениях, заверенная руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица) копия положения о производственном контроле и иные документы), хранящиеся в соответствующих контрольно-наблюдательных делах;
информация, представленная ранее в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) находящаяся в комплексной системе информатизации Ростехнадзора;
сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий;
сведения, отчеты, уведомления и иные документы, связанные с эксплуатацией объектов;
анализ причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на производстве.
13. Для достижения целей и задач проведения выездных проверок рассматриваются следующие документы и (или) информация:
учредительные и правоустанавливающие документы;
документы о назначении на должность руководителя юридического лица или документы, подтверждающие полномочия представителей, выступающих от имени юридического лица (доверенность, подтверждающая полномочия представителей, выступающих от имени юридического лица);
утвержденная организационная структура и штатное расписание организации, а также сведения об укомплектованности штата в процентном соотношении;
документы и информация, подтверждающие своевременное выполнение предписаний Ростехнадзора;
должностные инструкции руководителя проверяемого лица (его заместителей), а также работников и специалистов организации, ответственных за обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности;
договоры страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов;
документация на вывод из эксплуатации, консервацию и утилизацию производств и объектов;
акты приемочных комиссий;
документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию опасных производственных объектов, или реквизиты положительных заключений экспертиз промышленной безопасности в соответствии с требованиями статей 4, 7, 8 и 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
документы, подтверждающие право владения земельным участком и имущественным комплексом (оборудованием, производственными помещениями);
проектная документация с учетом внесенных изменений (при наличии) на строительство, реконструкцию (расширение) или капитальный ремонт объектов капитального строительства; документация на техническое перевооружение, консервацию или ликвидацию опасных производственных объектов;
заключения экспертиз проектной документации на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, документации на техническое перевооружение, консервацию или ликвидацию опасных производственных объектов;
декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (при наличии);
заключения экспертизы на декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (при наличии);
документы по организации и осуществлению производственного контроля и сведения о работниках, уполномоченных на его осуществление;
документы по созданию системы управления промышленной безопасностью;
копии документов, подтверждающих обеспечение готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, в том числе сведения о наличии резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - наличие собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований, а также наличие нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников; состояние их готовности и укомплектованности, проведение тренировок и учений, их регулярность и эффективность;