ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 13 сентября 2021 года N 300
В целях установления единого подхода к проведению должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору контрольных (надзорных) мероприятий и внедрения его в практическую деятельность
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые к настоящему приказу Методические рекомендации по проведению контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты производств боеприпасов и спецхимии.
2. Признать утратившими силу Методические рекомендации по проведению выездных проверок опасных производственных объектов производств боеприпасов и спецхимии, утвержденные приказом Ростехнадзора от 2 марта 2021 г. N 79.
Руководитель
А.В.Трембицкий
Методические рекомендации по проведению контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты производств боеприпасов и спецхимии
1. Методические рекомендации по проведению контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее - ОПО) производств боеприпасов и спецхимии (далее - Рекомендации) разработаны в целях установления единого подхода к проведению должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору контрольных (надзорных) мероприятий.
2. Рекомендации разработаны для применения должностными лицами Ростехнадзора, осуществляющими федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, в должностные обязанности которых, в соответствии с положением о виде контроля и должностным регламентом, входит реализация полномочий по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, в том числе посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению нарушений обязательных требований (далее - инспекторы).
3. Перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 "О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности".
4. Права и обязанности инспектора определены Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
5. В Рекомендациях используются термины и определения, установленные законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.
6. Правовыми основами осуществления контрольно-надзорных мероприятий являются:
иные нормативные правовые акты, указанные в приказе Ростехнадзора от 2 марта 2021 г. N 81 "Об утверждении перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности".
7. При планировании и проведении проверок следует учитывать все имеющиеся сведения из Генеральной прокуратуры Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти: МЧС России, ФСБ России, а также из администраций субъектов Российской Федерации.
8. Для объектов со сложными дифференцированными технологическими производственными процессами комиссия из числа должностных лиц, уполномоченных осуществлять федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, может формироваться с включением в состав лиц, осуществляющих надзор за подъемными сооружениями, оборудованием, работающим под давлением, техническим состоянием электрооборудования и иным видам надзора, при необходимости.
9. Порядок организации контрольных (надзорных) мероприятий определен Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
10. При организации выездных проверочных мероприятий в отношении объектов производств боеприпасов и спецхимии (далее - объект) следует учитывать следующий перечень контрольных вопросов:
назначение объекта, включая условия пользования (режимности);
особенности размещения объекта;
наличие (отсутствие) отступлений (несоответствий) деятельности при эксплуатации объекта от требований безопасности;
техническое состояние объекта;
соответствие (несоответствие) показателей безопасности объекта критериям, установленным в проектной документации;
статистика аварийности, инцидентов и травматизма при эксплуатации объектов;
потенциальная опасность для населения и размера возможного вреда физическим и юридическим лицам, имуществу юридических и физических лиц при возникновении аварии на объекте.
11. При планировании проверочных мероприятий на режимных объектах должностным лицам следует иметь оформленную в установленном порядке справку о форме допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и предписание.
12. При осуществлении выездных проверочных мероприятий должностными лицами Ростехнадзора и его территориальных органов следует предусматривать оценку:
состояния зданий, сооружений, помещений объекта, территории или частей территории объекта, его цехов, участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования;
работоспособности приборов и систем контроля безопасности на объекте;
пригодности к использованию систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии;
выполнения мероприятий по предотвращению проникновения на объект посторонних лиц;
организационно-распорядительной, технической, разрешительной, учетной и иной документации, наличие которой на объекте предусмотрено обязательными требованиями промышленной безопасности, технического регулирования, на предмет ее соответствия указанным требованиям;
представляемых сведений (отчетов) о результатах производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, технического регулирования;
сведений, подтверждающих соблюдение организацией, владеющей объектом, обязательных требований промышленной безопасности, технического регулирования;
организации работы комиссий по расследованию причин инцидентов на опасных производственных объектах;
соблюдения на объекте требований по проведению проверки знаний рабочих, их инструктажа по безопасности, стажировки на рабочем месте;
выполнения мероприятий по устранению причин инцидентов на объекте и профилактике инцидентов, аварий и несчастных случаев, происшедших в результате аварий;
выполнения запланированных профилактических мероприятий;
правильности идентификации и регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов с присвоением соответствующего класса опасности;
организации обучения работников действиям в случае аварии или инцидента на объекте;
соответствия мест хранения взрывчатых веществ, составов на их основе и изделий, их содержащих, проектной и эксплуатационной документации, указанной в технологическом регламенте предприятия (организации);
соответствия фактического количества взрывчатых веществ, составов на их основе и изделий, их содержащих, нормам загрузки мест хранения (склады, погребки, помещения в производственных зданиях);
соответствия проектного предназначения зданий и сооружений, в которых осуществляются технологические процессы, связанные с транспортированием, снаряжением (расснаряжением) изделий, содержащих взрывчатые вещества, фактическому;
соблюдения требований по проведению работ повышенной опасности, огневых работ;
состояния систем и средств контроля противоаварийной защиты технологических объектов;
соблюдения производственной и технологической дисциплины;
соблюдения требований обоснования безопасности в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическим лицом с применением обоснования безопасности опасного производственного объекта.
13. Перед выездной проверкой следует проанализировать имеющуюся информацию о данной организации, а также документы, устанавливающие требования к осуществлению деятельности и к обеспечению безопасности объектов, находящихся в эксплуатации проверяемой организации.
14. Основой для информации о состоянии промышленной безопасности объектов служат:
результаты мероприятий по контролю (приказы (распоряжения, решения) о проведении проверок, акты проверок, предписания об устранении нарушений обязательных требований, возражения в отношении актов проверок и (или) выданных предписаний об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений, копии предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, материалы дел об административных правонарушениях, копия положения о производственном контроле, заверенная руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица), а также иные документы, хранящиеся в соответствующих контрольно-наблюдательных делах;
планы мероприятий по доведению объектов до нормативных требований промышленной безопасности (при наличии в территориальном органе Ростехнадзора);
информация, представленная ранее в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) находящаяся в комплексной системе информатизации Ростехнадзора;
сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в едином реестре проверок;
сведения, отчеты, уведомления и иные документы, связанные с эксплуатацией объектов;
анализ причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на производстве.
15. Для достижения целей и задач проведения контрольных (надзорных) мероприятий рекомендуется рассматривать следующую информации и (или) документы:
учредительные документы проверяемого лица;
документы, подтверждающие назначение на должность руководителя и (или) иного должностного лица юридического лица, подтверждающие полномочия представителей юридического лица, индивидуального предпринимателя (доверенность), присутствующих при проведении проверки;
документы и информация, подтверждающие выполнение предписаний Ростехнадзора;
документы и (или) информация, подтверждающие владение на праве собственности или ином законном основании земельными участками, зданиями, строениями и сооружениями, на (в) которых размещены опасные производственные объекты;
документы и (или) информация, подтверждающие владение на праве собственности или ином законном основании техническими устройствами, применяемыми на опасных производственных объектах;
документы, подтверждающие организацию и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
документы, подтверждающие осуществление организации учета аварий, инцидентов, несчастных случаев, происшедших в результате аварий на опасных производственных объектах, проведение расследований причин, учета и анализа причин возникновения инцидентов на опасных производственных объектах, а также принятие мер по устранению причин инцидентов на опасных производственных объектах и их профилактике;
копии документов, подтверждающих обеспечение готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, в том числе сведения о наличии резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - наличие собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований, а также наличие нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников; состояние их готовности и укомплектованности, проведение тренировок и учений, их регулярность и эффективность;
документы, подтверждающие предотвращение проникновения на объекты посторонних лиц;
информация об антитеррористической защищенности объектов (в части участия совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в организации мониторинга состояния антитеррористической защищенности критически важных опасных производственных объектов);
документы об организационной структуре и утвержденной штатной численности работников опасных производственных объектов;
документы, подтверждающие организацию подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности (работников опасных производственных объектов), инженерно-технического персонала и руководящего состава организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты (сведения о создании аттестационной комиссии в организации, протоколы и удостоверения руководителей и специалистов, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов, прошедших аттестацию, о получении дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности, графики аттестации, документы, определяющие порядок проведения аттестации);