ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 сентября 2021 года N 1474

О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации

(с изменениями на 16 декабря 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 года N 2309 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.12.2021, N 0001202112220031) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 года N 2309).

____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 32, ст.4549; 2013, N 30, ст.4110; 2014, N 18, ст.2161; 2015, N 1, ст.221; 2017, N 4, ст.653; N 15, ст.2227; N 32, ст.5083; N 47, ст.6984; N 52, ст.8126; 2018, N 11, ст.1629; N 32, ст.5347; N 36, ст.5629; N 38, ст.5844; N 50, ст.7758; 2019, N 7, ст.631; N 23, ст.2953; N 48, ст.6830; N 50, ст.7376; N 52, ст.7949; 2020, N 14, ст.2129; N 23, ст.3644; N 27, ст.4211; N 30, ст.4923; N 41, ст.6436; N 49, ст.7907; N 52, ст.8835; 2021, N 3, ст.595; N 13, ст.2243; N 15, ст.2601).

2. Подпункты "а" - "д" пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. N 731 "О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 21, ст.3583), исключить.

3. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пункта 2 настоящего постановления, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 сентября 2021 года N 1474

     

Изменения, которые вносятся в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

(с изменениями на 16 декабря 2021 года)



1. Паспорт заменить текстом следующего содержания:

"Стратегические приоритеты в сфере реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

     

Оценка текущего состояния агропромышленного комплекса Российской Федерации


Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - Государственная программа) определяет цели, задачи и основные направления развития и регулирования агропромышленного комплекса, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий и показателей их результативности. Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации, а также участия в Евразийском экономическом союзе и других региональных объединениях на экономическом пространстве Содружества Независимых Государств.

По предварительным данным, индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в хозяйствах всех категорий в 2020 году составил 101,5 процента по отношению к уровню 2019 года, по отношению к уровню 2017 года - 105,7 процента (в 2019 году - 104,1 процента по отношению к уровню 2017 года).

По оценке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и предварительным данным Федеральной службы государственной статистики, в 2020 году достигнуты или превышены плановые значения уровня самообеспечения, предусмотренные Государственной программой, по зерну, сахару, маслу растительному, мясу и мясопродуктам, овощам и бахчевым, фруктам и ягодам. При этом уровень самообеспечения ниже плановых значений Государственной программы остается по картофелю, молоку и молокопродуктам. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в среднесрочной перспективе ожидает достижение плановых значений показателей Государственной программы.

По результатам деятельности сельскохозяйственных организаций за 2020 год, подготовленным на основании отчетов о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, получивших государственную поддержку, представленных субъектами Российской Федерации, рентабельность сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий (усредненное значение) составила 21 процент.

Среднемесячная начисленная заработная плата по сельскохозяйственным организациям всех категорий составила 30932,1 рубля, что выше показателя 2019 года на 7,6 процента. При этом среднемесячная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) за январь - декабрь 2020 г. составила 35059,3 рубля, что на 9,2 процента выше аналогичного показателя 2019 года.

Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий в 2020 году составил 101 процент по отношению к уровню 2019 года, по отношению к уровню 2017 года - 106,1 процента (план на 2020 год - 102,4 процента по отношению к уровню 2017 года). Индекс производства продукции животноводства в 2020 году составил 102 процента по отношению к уровню 2019 года, по отношению к уровню 2017 года - 105,1 процента (плановое значение на 2020 год - 105,5 процента по отношению к уровню 2017 года).

В отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности сохраняется положительная динамика производства. По данным Федеральной службы государственной статистики, индекс производства пищевых продуктов в 2020 году по сравнению с соответствующим периодом 2019 года составил 103,6 процента, индекс производства напитков - 101,1 процента.

Основными проблемами в сфере реализации Государственной программы на текущем этапе являются:

недостаточность перерабатывающих мощностей, товарных направлений и групп;

технологическая зависимость российского агропромышленного комплекса и зависимость от импортного семенного материала в растениеводстве, племенной продукции (материала) в животноводстве, ветеринарии, кормопроизводстве, хранении и переработке сельскохозяйственной продукции;

торговые (тарифные и нетарифные) барьеры;

невысокие темпы развития российской экономики;

отсутствие необходимых прорывных решений и технологий в агропромышленном комплексе;

недостаток высококвалифицированных кадров в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.

К концу II этапа реализации Государственной программы (2030 год) Министерством сельского хозяйства Российской Федерации прогнозируется достижение следующих целей Государственной программы:

цель 1 "достижение значения индекса производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 114,6 процента по отношению к уровню 2020 года";

цель 2 "достижение значения индекса производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 114,7 процента по отношению к уровню 2020 года";

цель 3 "достижение уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2030 году в размере 60857 рублей";

цель 4 "достижение объема экспорта продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) в размере 47,1 млрд. долларов США к концу 2030 года".

Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы


Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 993-р, установлены основные приоритеты государственной политики в сфере развития агропромышленного комплекса, которые также являются приоритетами реализации Государственной программы.

Ключевые ориентиры развития в рамках Государственной программы:

обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";

развитие экспорта продукции агропромышленного комплекса;

развитие растениеводства и животноводства, в том числе с внедрением инновационных технологий;

развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, включая виноградарство и виноделие, в том числе с внедрением инноваций;

развитие субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе;

цифровизация отраслей и подотраслей агропромышленного комплекса;

селекция и генетика;

внедрение новых видов сервисов, услуг и решений, позволяющих оптимизировать производственные и логистические процессы.

Государственная политика в агропромышленном комплексе к 2030 году трансформируется, так как единая цифровая платформа учета предоставления данных, услуг и сервисов в комплексе позволит прогнозировать развитие и риски в агропромышленном комплексе, в том числе экономические, социальные и климатические.

Реализация Государственной программы оказывает влияние на достижение национальной цели развития Российской Федерации "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в том числе на следующие целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей:

обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности. Достижение указанного целевого показателя в основном обеспечивается в рамках федеральных проектов "Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса", "Стимулирование развития виноградарства и виноделия" и "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе";

реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года. Достижение указанного целевого показателя в основном будет обеспечиваться в рамках федерального проекта "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе";

реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года. Достижение указанного целевого показателя будет в основном обеспечиваться в рамках федерального проекта "Экспорт продукции агропромышленного комплекса";

увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек. Достижение указанного целевого показателя будет в основном обеспечено в рамках мероприятия "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе" федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства". К 2030 году планируется создать 16 тысяч новых рабочих мест в крестьянских (фермерских) хозяйствах;

обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции. Достижение указанного целевого показателя будет обеспечено в основном в рамках мероприятия "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе" федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", федерального проекта "Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса" и комплекса процессных мероприятий "Обеспечение деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и подведомственных организаций".

Участие субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий Государственной программы обеспечивается посредством реализации правил предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по различным направлениям государственной поддержки, включенных в Государственную программу (далее - правила), и заключения соглашений между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (далее соответственно - соглашение, субсидия).

Общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации установлены Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".

Вместе с тем общими требованиями к политике субъектов Российской Федерации в сфере реализации Государственной программы являются:

включение мероприятий и результатов субсидий, предусмотренных правилами и соглашениями, в состав региональных программ развития агропромышленного комплекса;

формирование региональных программ развития агропромышленного комплекса с учетом параметров Государственной программы и их согласования с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации до даты заключения соглашений на очередной финансовый год и плановый период;

достижение результатов субсидий и соответствующих показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса;

выполнение субъектами Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашениями.

Участие субъектов Российской Федерации предусмотрено в рамках реализации мероприятия "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе" федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", а также в рамках реализации федеральных проектов "Экспорт продукции агропромышленного комплекса", "Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса", "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе".

Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере реализации Государственной программы


Основные задачи государственного управления в сфере реализации Государственной программы и способы их эффективного решения определены Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 993-р.

Основные задачи Государственной программы.

Задачи по достижению цели 1 "достижение значения индекса производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 114,6 процента по отношению к уровню 2020 года" и цели 2 "достижение значения индекса производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 114,7 процента по отношению к уровню 2020 года".

В последние годы агропромышленный комплекс демонстрирует уверенный рост, в том числе за счет поддержки государства, являясь одним из основных развивающихся направлений отечественной экономики, и оказывает непосредственное влияние на продовольственную безопасность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе является первостепенной задачей.

В свете глобальных экономических тенденций возникает необходимость внедрения новой модели экономического развития, способной обеспечить динамичный и устойчивый рост российской экономики, основанный на внутренних факторах конкурентоспособности государства, прежде всего на повышении экономической эффективности производства.

В настоящее время требуется, чтобы национальная экономика развивалась ускоренными темпами (выше среднемировых), опираясь на основные цели экономического роста, которыми являются социальное благополучие и высокие стандарты жизни граждан Российской Федерации, качественное инфраструктурное развитие, продовольственная безопасность страны.

Ежегодно мировая экономика существенно трансформируется и появляется необходимость формирования прорывных решений и технологий по внедрению платформы по долгосрочному перспективному развитию агропромышленного комплекса для устойчивого социально-экономического развития, повышения конкурентоспособности отечественной продукции агропромышленного комплекса, усиления продовольственной и биологической безопасности, развития научной и инновационной направленности (генетика и селекция), цифровой трансформации.

Наиболее важными задачами в сфере реализации Государственной программы, решение которых в первую очередь позволит обеспечить достижение ее целей, являются развитие отраслей агропромышленного комплекса с учетом технической и технологической модернизации, а также стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»