ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2021 года N 1020

Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации

(с изменениями на 16 декабря 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 года N 2307 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.12.2021, N 0001202112170043) (вступило в силу c 1 марта 2022 года).

____________________________________________________________________



В соответствии со статьей 56_1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

2. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 июня 2021 года N 1020

     

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации

(с изменениями на 16 декабря 2021 года)

     

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации (далее - государственный надзор), за исключением государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, осуществляемого без взаимодействия с учредителями и редакциями средств массовой информации, юридическими лицами, осуществляющими формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание на территории Российской Федерации (далее - контролируемые лица).

2. Государственный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в сфере средств массовых коммуникаций, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований.

3. Предметом государственного надзора является соблюдение контролируемыми лицами обязательных и лицензионных требований в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания, а также требований в области предоставления обязательного экземпляра документов.

4. Государственный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - орган государственного надзора) и ее территориальными органами.

5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:

а) руководитель органа государственного надзора и его заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;

б) руководители территориальных органов органа государственного надзора и их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора.

6. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного надзора (далее - должностные лица), являются:

а) руководитель органа государственного надзора и его заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;

б) руководители структурных подразделений, их заместители, советники, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты и специалисты-эксперты центрального аппарата органа государственного надзора, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;

в) руководители территориальных органов органа государственного надзора и их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;

г) руководители структурных подразделений территориальных органов органа государственного надзора, их заместители, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты и специалисты-эксперты, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора.

7. Должностные лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

II. Объекты государственного надзора

8. Объектами государственного надзора являются деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в сфере средств массовых коммуникаций, установленные федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

9. Учет объектов государственного надзора осуществляется при ведении органом государственного надзора следующих информационных систем:

а) реестр зарегистрированных средств массовой информации;

б) реестр лицензий на телевизионное вещание, радиовещание.

III. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного надзора

10. При осуществлении государственного надзора применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

11. Орган государственного надзора при осуществлении государственного надзора относит объекты государственного надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законам ценностям (далее - категории риска):

а) значительный риск;

б) средний риск;

в) умеренный риск;

г) низкий риск.

Критерии отнесения объектов государственного надзора к категориям риска

12. Отнесение объектов государственного надзора к определенной категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов государственного надзора к категориям риска согласно приложению.

Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении контрольных (надзорных) мероприятий

13. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска могут проводиться со следующей периодичностью:

в отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории значительного риска, - документарная или выездная проверка один раз в 2 года;

в отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории среднего риска, - документарная или выездная проверка один раз в 3 года;

в отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории умеренного риска, - документарная или выездная проверка один раз в 5 лет.

В отношении контролируемых лиц, деятельность которых в сфере массовых коммуникаций отнесена к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

IV. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

14. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды профилактических мероприятий:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) консультирование;

д) профилактический визит.

Информирование

15. Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте органа государственного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в средствах массовой информации.

16. Орган государственного надзора размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет" сведения, предусмотренные статьей 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Обобщение правоприменительной практики

17. Обобщение правоприменительной практики организации и проведения государственного надзора осуществляется один раз в год. По итогам обобщения правоприменительной практики готовится доклад о правоприменительной практике.

18. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя органа государственного надзора и размещается на официальном сайте органа государственного надзора в сети "Интернет" не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Объявление предостережения

19. В случае наличия у органа государственного надзора (его территориального органа) сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, орган государственного надзора (его территориальный орган) объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

20. В предостережении в том числе указываются:

а) наименование юридического лица, адрес места нахождения или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства;

б) адрес места осуществления деятельности в сфере массовых коммуникаций;

в) обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информация о том, какие действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения указанных требований.

21. Контролируемое лицо вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения подать в орган государственного надзора (его территориальный орган) возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).

В возражении контролируемым лицом указываются:

наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;

обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.

Контролируемое лицо вправе приложить к возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.

22. Возражения направляются контролируемым лицом в электронной форме на адрес электронной почты органа государственного надзора (его территориального органа) либо в бумажном виде почтовым отправлением или иными указанными в предостережении способами.

23. Возражение рассматривается в течение 20 рабочих дней со дня его регистрации.

24. По результатам рассмотрения возражения принимается одно из следующих решений:

а) удовлетворить возражение в форме отмены объявленного предостережения;

б) отказать в удовлетворении возражения.

25. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения, указанного в пункте 24 настоящего Положения, контролируемому лицу, подавшему возражение, в письменной форме или (по его желанию) в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.

Консультирование

26. Консультирование контролируемых лиц или их представителей осуществляется должностным лицом органа государственного надзора (его территориального органа) по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора.

27. Консультирование может осуществляться должностным лицом органа государственного надзора (его территориального органа) по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий.

28. Время консультирования не должно превышать 30 минут.

29. Личный прием проводится руководителем органа государственного надзора или его заместителями, руководителем территориального органа государственного надзора или его заместителями. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах размещается на официальном сайте органа государственного надзора (на официальных сайтах его территориальных органов) в сети "Интернет".

30. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»