АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 апреля 2021 года Дело N А56-52657/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А.,

при участии от Выборгской таможни Ивановой Ю.С. (доверенность от 13.01.2021 N 17-13/00370), от общества с ограниченной ответственностью "ССАБ Шведская сталь СНГ" Лебец Е.В. (доверенность от 30.12.2020),

рассмотрев 12.04.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ССАБ Шведская сталь СНГ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2020 по делу N А56-52657/2020,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ССАБ Шведская сталь СНГ", адрес: 194021, Санкт-Петербург, ул. Шателена, д. 26, лит. А, часть пом. 1-Н, эт. 5, пом. 166, ОГРН 1057810304661, ИНН 7816366147 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании не соответствующими пункту 2 статьи 235 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) действий Выборгской таможни, адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, Таможенный проезд, д. 6, ОГРН 1034700881522, ИНН 4704019710 (далее - Таможня), выразившихся в запрете представителю Общества снимать копии и делать выписки из материалов камеральной таможенной проверки, изложенном в письме Таможни от 09.06.2020 N 08-15/13100; обязании Таможни устранить допущенные нарушения.

Решением суда от 25.08.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2020, заявленные требования оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.

Податель кассационной жалобы, указывая на то, что пункт 2 статьи 235 Закона N 289-ФЗ не содержит ограничений на снятие копий и выписок из материалов таможенной проверки и указания на ознакомление с материалами проверки исключительно в форме визуального осмотра, материалы таможенной проверки не содержали охраняемую законом тайну, полагает неправомерным установление Таможней ограничительного порядка ознакомления с материалами таможенной проверки; визуальный осмотр материалов не способен обеспечить фиксацию информации и ее эффективное использование для подготовки мотивированных возражений на акты таможенной проверки и защиты законных интересов в суде.

В отзыве на кассационную жалобу Таможня, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Определением от 15.03.2021 рассмотрение кассационной жалобы было отложено.

От Общества поступили дополнительные письменные объяснения по делу.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе и дополнительных объяснениях, а представитель Таможни возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведенной камеральной таможенной проверки достоверности сведений, заявленных Обществом в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения о таможенной стоимости товаров, Таможня 22.05.2020 составила акт N 10206000/210/220520/А000031/000.

Получив названный акт, Общество направило в Таможню ходатайство об ознакомлении с материалами камеральной таможенной проверки.

Письмом от 09.06.2020 N 08-15/14100 "О рассмотрении ходатайства" Таможня уведомила Общество о дате (10.06.2020) и времени ознакомления с материалами таможенной проверки, а также указало на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2019 N 03-10-12/84139, содержащее разъяснения о правилах поведения при ознакомлении с материалами таможенной проверки.

Представитель Общества Лебец Е.В. ознакомилась с материалами таможенной проверки 10.06.2020.

Указывая на то, что Закон N 289-ФЗ не содержит запрета на ознакомление с материалами таможенной проверки путем осуществления выписок из них и снятия фотокопий, и запрет Таможни на ознакомление с материалами таможенной проверки путем осуществления выписок из них и снятия фотокопий является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив доводы сторон, изучив обстоятельства дела и представленные доказательства, отказали в удовлетворении заявленных требований.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.

Права и обязанности должностных лиц таможенных органов и проверяемых лиц при проведении таможенной проверки установлены частями 1 и 3 статьи 335, статьей 336 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).

Подпунктом 8 пункта 1 и подпунктом 9 пункта 3 статьи 335 ТК ЕАЭС, предусмотрено, что права и обязанности должностных лиц таможенных органов при проведении таможенной проверки могут устанавливаться законодательством государств - членов ЕАЭС.

Аналогичное положение закреплено в подпункте 6 пункта 1 и подпункте 9 пункта 2 статьи 336 ТК ЕАЭС в отношении прав и обязанностей проверяемых лиц при проведении таможенной проверки.

Права и обязанности проверяемых лиц при проведении таможенной проверки закреплены в статьях 235, 236 Закона N 289-ФЗ.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.01.2007 N 12547/06, письма Министерства финансов Российской Федерации не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.

Арбитражные суды, рассматривающие возникающие в таможенной сфере споры, также не связаны положениями указанных писем, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 АПК РФ подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел, что подтверждается позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.02.2021 по делу N АКПИ21-109.

В соответствии со статьей 237 Закона N 289-ФЗ результаты проведения камеральной таможенной проверки оформляются актом камеральной таможенной проверки в виде документа на бумажном носителе или электронного документа, в котором таможенным органом должны быть указаны, в числе прочего, виды проверенных документов и сведений; описание выявленных фактов, свидетельствующих о нарушениях международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации, с указанием их положений, требования которых были нарушены, либо сведения об отсутствии таковых; сведения о формах таможенного контроля, об иных действиях, проведенных в ходе камеральной таможенной проверки.

Согласно пункту 16 статьи 237 Закона N 289-ФЗ проверяемое лицо не позднее пятнадцати рабочих дней со дня получения акта таможенной проверки вправе представить в письменном виде возражения по его содержанию в таможенный орган.

Таким образом, предоставление проверяемому лицу права на ознакомление с материалами таможенной проверки служит гарантией соблюдения его права на представление возражений на акт таможенной проверки.

Часть 2 статьи 235 Закона N 289-ФЗ, за исключением возможности отказа в ознакомлении с материалами таможенной проверки, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую, налоговую, банковскую тайну третьих лиц и иную охраняемую законом тайну (секреты), не содержит прямых указаний на объем и порядок ознакомления проверяемого лица с материалами таможенной проверки.

Не предусматривает данная норма и ограничений в способах ознакомления с материалами таможенной проверки, не содержит запрета проверяемому лицу снимать (получать) копии необходимых документов, делать выписки из них.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2000 N 3-П указано, что ограничение права, вытекающего из статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации, допустимо лишь в соответствии с федеральным законом, устанавливающим специальный правовой статус не подлежащей распространению информации, обусловленный ее содержанием, в том числе наличием в ней данных, составляющих государственную тайну, конфиденциальных сведений, связанных с частной жизнью, со служебной, коммерческой, профессиональной, изобретательской деятельностью. Вся иная информация, которая, исходя из Конституции Российской Федерации и федеральных законов, не может быть отнесена к сведениям ограниченного доступа, в силу непосредственного действия статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации должна быть доступна, если собранные документы и материалы затрагивают права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.

Ни Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, ни Закон N 289-ФЗ, ни иные акты в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации не содержат каких-либо ограничений по способу ознакомления проверяемого лица с материалами таможенной проверки.

С учетом изложенного и исходя из буквального толкования части 2 статьи 235 Закона N 289-ФЗ, закрепленное в названном Законе право проверяемого лица на ознакомление с материалами таможенной проверки обязывает таможенный орган обеспечить реализацию данного права, которое не может быть ограничено конкретным способом (например, только путем визуального осмотра).

Между тем одного лишь наличия у проверяемого лица права на ознакомление с материалами таможенной проверки, в том числе путем выписки из материалов проверки, а также снятия фотокопий с использованием собственного оборудования, недостаточно для признания обоснованными заявленных Обществом в рамках настоящего дела требований.

Предъявление по правилам главы 24 АПК РФ требования об оспаривании решения, действий/бездействий соответствующего государственного органа обусловлено мотивом восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица и не должно носить абстрактный характер.

В силу части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления определяющее значение имеет выявление совокупности двух условий: 1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В рассматриваемом случае представитель Общества ознакомился с материалами камеральной таможенной проверки в назначенные дату и время. Ограничение представителя Общества в праве выбора способа ознакомления с материалами проверки, проведенного 10.06.2020, документально не подтверждено.

Также Обществом реализовано право на судебную защиту путем обжалования принятых по результатам камеральной таможенной проверки решений Таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары (дело N А56-78549/2020).

Принимая во внимание отсутствие совокупности оснований, с которыми положения статьи 201 АПК РФ связывают возможность удовлетворения заявленного требования о признании незаконными действий таможенного органа, следует признать, что суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Поскольку процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2020 по делу N А56-52657/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ССАБ Шведская сталь СНГ" - без удовлетворения.

Председательствующий

С.В. Лущаев

Судьи

Е.Н. Александрова

Ю.А. Родин


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка