Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР

ПРИКАЗ

от 28 декабря 1987 года N 244


ПОЛОЖЕНИЕ
о бухгалтерских отчетах и балансах учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР

____________________________________________________________________
Не действует на территории РФ на основании
приказа Минфина России от 30 апреля 2020 года N 184
____________________________________________________________________

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее положение устанавливает порядок составления бухгалтерских отчетов и балансов учреждениями и организациями, состоящими на Государственном бюджете СССР, централизованными бухгалтериями при министерствах, ведомствах, исполнительных комитетах Советов народных депутатов и их управлениях (отделах), центральных городских и районных больницах и при отдельных учреждениях*.

________________________

* В дальнейшем изложении - "учреждения".

Исполнительными комитетами сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов и организованными при них централизованными бухгалтериями отчетность составляется согласно указаниям Министерства финансов СССР.

2. Бухгалтерский учет исполнения смет расходов по бюджету и внебюджетным средствам, а также капитальным вложениям ведется в соответствии с инструкцией Министерства финансов СССР по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на Государственном бюджете СССР.

3. Методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью учреждений, состоящих на Государственном бюджете СССР, осуществляется Министерством финансов СССР.

Министерства и ведомства СССР по согласованию с Министерством финансов СССР в необходимых случаях могут издавать указания о порядке применения общих положений по бухгалтерскому учету и отчетности в учреждениях своей системы с учетом специфики их деятельности.

4. Типовые и специализированные формы бухгалтерской отчетности об исполнении смет расходов учреждений и инструкций о порядке заполнения этих форм утверждаются Министерством финансов СССР.

5. Капитальные вложения и источники их финансирования учитываются на балансе учреждения.

6. Руководители учреждений и их бухгалтерских служб, главные бухгалтеры централизованных бухгалтерий осуществляют руководство и несут ответственность за организацию бухгалтерского учета и отчетности, контроля за исполнением смет расходов учреждениями своей системы.

7. Обеспечение учреждений и централизованных бухгалтерий инструкциями, регистрами, бланками первичной бухгалтерской документации для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности осуществляется министерствами и ведомствами СССР и союзных республик или по их поручению министерствами автономных республик, управлениями (отделами) исполкомов краевых, областных, городских (городов республиканского союзной республики подчинения) Советов народных депутатов.

II. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ
БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТОВ И БАЛАНСОВ

8. Учреждения, состоящие на республиканских бюджетах автономных  республик и местных бюджетах,  представляют месячные,  квартальные и годовые бухгалтерские отчеты* с приложением балансов к квартальным и годовым  отчетам,  а  состоящие на союзном бюджете и республиканских бюджетах союзных республик - квартальные и годовые отчеты и  балансы в  сроки  и  адреса,  установленные  в  п.10  настоящего  Положения.

_______________________________

* "Бухгалтерские отчеты" в дальнейшем изложении - "отчеты".

9. Учреждения, состоящие на республиканских бюджетах автономных республик, краевых, областных, окружных, городских (кроме городов районного подчинения) и районных бюджетах, месячные отчеты, квартальные и годовые отчеты и балансы представляют в соответствующие министерства и ведомства автономных республик и управления (отделы) исполнительных комитетов Советов народных депутатов в установленные ими сроки.

Министерства и ведомства автономных республик, управления (отделы) исполнительных комитетов Советов народных депутатов представляют сводные месячные, квартальные и годовые отчеты и балансы соответствующим финансовым органам в установленные последними сроки. Сроки устанавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременное представление в вышестоящий финансовый орган отчетов об исполнении соответствующего бюджета.

Учреждения, состоящие на союзном бюджете и республиканских бюджетах союзных республик, представляют отчетность вышестоящим учреждениям по подчиненности в сроки, устанавливаемые для них последними.

Министерства и ведомства СССР представляют в Министерство финансов СССР сводные квартальные отчеты и балансы не позднее 35 дней по истечении отчетного периода, а годовые не позднее 20 марта следующего за отчетным года. В пределах указанных сроков Министерство финансов СССР устанавливает дифференцированные сроки представления министерствами и ведомствами СССР сводных годовых отчетов и балансов.

Сроки представления сводных отчетов и балансов министерствами и ведомствами союзных республик по республиканским бюджетам союзных республик устанавливаются министерствами финансов союзных республик. При этом сроки представления сводных годовых отчетов и балансов устанавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременное представление в Министерство финансов СССР отчетов об исполнении государственных бюджетов союзных республик.

10. Учреждения, финансирование которых передано с одного бюджета на другой, или переданные из одного подчинения (ведомства) в другое, составляют бухгалтерский отчет на дату передачи (в объеме форм годового отчета) и представляют его своему вышестоящему органу как по прежней, так и по новой подчиненности. В дальнейшем отчет представляется только по новой подчиненности.

11. Датой представления отчетов и балансов для одногородних учреждений считается время фактического представления их по принадлежности, а для иногородних - день их высылки, обозначенный в штемпеле почтового отправления на конверте. В случае совпадения срока, установленного для представления отчетов, с днем отдыха отчет представляется накануне дня отдыха.

12. За нарушение сроков представления месячных отчетов, квартальных и годовых отчетов и балансов руководители и главные бухгалтеры учреждений несут ответственность в установленном порядке.

За представление заведомо неправильных отчетных данных и за систематическое представление отчетности по неустановленным формам руководители и главные бухгалтеры учреждений привлекаются к дисциплинарной ответственности.

13. При непредставлении министерствами и ведомствами, управлениями (отделами) исполнительных комитетов Советов народных депутатов отчетов в установленный срок министерства финансов и финансовые органы могут ограничивать, а в необходимых случаях приостанавливать финансирование из бюджета с уведомлением об этом руководителей указанных органов управления.

Министерства и ведомства, управления (отделы) исполнительных комитетов Советов народных депутатов в свою очередь могут приостанавливать в таких случаях перечисление денежных средств или действие уже открытых кредитов по бюджетным счетам, а также оплату денежных документов по текущим счетам подведомственных им учреждений.

14. Отчеты и балансы, представляемые вышестоящему учреждению по подчиненности, подписываются руководителем и главным бухгалтером учреждения. В централизованной бухгалтерии отчеты и балансы подписываются руководителем органа управления или учреждения, при котором она создана, и главными бухгалтерами централизованных бухгалтерий.

Сводные отчеты и балансы министерства и ведомства, управления (отдела) исполнительного комитета Совета народных депутатов, представляемые в министерства финансов и финансовые органы, подписываются соответственно руководителем указанных органов управления и руководителем бухгалтерской службы (главным бухгалтером) этих органов. Без этих подписей отчеты и балансы считаются недействительными.

Кроме того, отчеты о выполнении плана по сети, штатам и контингентам в министерствах, ведомствах, управлениях (отделах) исполнительных комитетов краевых, областных Советов народных депутатов подписываются руководителями планово-финансовых служб.

В случае внесения в отчеты и балансы каких-либо исправлений делается соответствующая оговорка, подписываемая теми же лицами, которые подписали отчет и баланс.

Все исправления, внесенные в отчеты и балансы при их проверке и утверждении вышестоящим учреждением, должны быть в обязательном порядке сообщены во все адреса, в которые были представлены эти отчеты и балансы.

15. Вышестоящие учреждения рассматривают и утверждают отчеты и балансы подведомственных им учреждений, а также принимают необходимые меры по улучшению их деятельности.

Министерства и ведомства автономных республик, управления (отделы) исполнительных комитетов Советов народных депутатов, а также нижестоящие органы управления, финансируемые за счет средств союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик, рассматривают и утверждают годовые отчеты и балансы подведомственных им учреждений не позднее чем в 15-дневный срок со дня их поступления, причем решения по ним в этот же срок должны быть сообщены соответствующим учреждениям.

Министерства и ведомства СССР и союзных республик рассматривают и утверждают годовые отчеты и балансы подведомственных им учреждений не позднее чем в 20-дневный срок со дня поступления этих отчетов и балансов и сообщают свои решения подведомственным учреждениям в этот же срок.

16. Министерство финансов СССР, министерства финансов союзных и автономных республик, финансовые органы принимают участие в рассмотрении министерствами и ведомствами, управлениями (отделами) исполнительных комитетов Советов народных депутатов годовых отчетов и балансов подведомственных им учреждений. О дне рассмотрения годовых отчетов и балансов соответствующие финансовые органы должны оповещаться не позднее чем за три дня до рассмотрения отчетов и балансов.

17. Министерству финансов СССР, министерствам финансов союзных и автономных республик, финансовым органам предоставляется право:

требовать в случае необходимости разъяснений по данным, приведенным в бухгалтерской отчетности;

рассматривать на месте данные бухгалтерского учета и отчетности и их документальные обоснования, а также акты ревизий и материалы обследований учреждений.

18. Министерство финансов СССР, министерства финансов союзных и автономных республик, финансовые органы сообщают свои замечания и предложения по сводным годовым отчетам и балансам министерствам и ведомствам СССР союзных и автономных республик, управлениям (отделам) исполнительных комитетов Советов народных депутатов не позднее 15 дней со дня поступления их в соответствующие финансовые органы. В случаях, когда в 10-дневный срок со дня получения замечаний и предложений учреждение, представившее сводный годовой отчет и баланс, не сообщает финансовому органу о своем несогласии с ними, предложения считаются принятыми.

III. ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТОВ
И БАЛАНСОВ

19. При составлении бухгалтерских отчетов и балансов должны быть обеспечены:

полнота отражения за отчетный период всех операций и результатов инвентаризации денежных средств, основных средств, материальных ценностей и расчетов;

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число отчетного периода, а также данных бухгалтерских отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета. Основанием для записей в бухгалтерском учете служат надлежаще оформленные первичные документы или приравненные к ним технические носители информации.

Несоблюдение этих основных условий рассматривается как неправильное составление отчетов и балансов.

20. Министерства и ведомства СССР, союзных и автономных республик, управления (отделы) исполнительных комитетов Советов народных депутатов составляют сводные отчеты и балансы на основе проверенных ими бухгалтерских отчетов и балансов подведомственных им учреждений и отчета по своим операциям.

21. Отчеты и балансы учреждений об исполнении сметы расходов составляются в тысячах рублей с одним десятичным знаком. Министерствам и ведомствам, управлениям (отделам) исполнительных комитетов Советов народных депутатов предоставляется право разрешать подведомственным учреждениям составлять отчеты и балансы в тысячах рублей.

Сводные отчеты и балансы составляются в тысячах рублей.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ

22. В составе основных средств учитываются: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, белье, постельные принадлежности, одежда и обувь, транспортные средства, инструменты, производственный (включая принадлежности) и хозяйственный инвентарь, столовый и кухонный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, библиотечный фонд, прочие основные средства (многолетние насаждения и капитальные затраты по улучшению земель, не связанные с созданием сооружений, музейные ценности, экспонаты животного мира, сценическо-постановочные средства, документация по типовому проектированию, программы на технических носителях, учебные кинофильмы, магнитные диски и ленты, кассеты и др.).

Не относятся к основным средствам:

а) предметы стоимостью в пределах 100 руб. за единицу (комплект) независимо от срока службы;

б) белье, постельные принадлежности, одежда и обувь, сценическо-постановочные средства при стоимости до 2 рублей включительно за единицу (комплект);

в) орудия лова (тралы, неводы, сети, снасти, мережи и т.п.) и телефонные аппараты независимо от стоимости и срока службы.

К основным средствам относятся независимо от стоимости и срока службы: сельскохозяйственные машины и орудия, взрослый рабочий и продуктивный скот (включая мелкий), библиотечные фонды, музейные ценности (кроме музейных экспонатов), экспонаты животного мира и документация по типовому проектированию.

23. Капитальные затраты по улучшению земель, относящиеся к затратам неинвентарного характера (не связанные со строительством сооружений), на культурно-технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования, производимые за счет капитальных вложений (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, очистка полей от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, очистка водоемов и др.), включаются в стоимость основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

24. Затраты на землеустроительные, лесоустроительные и подобные работы, не связанные со строительством отдельных объектов, а также другие затраты, не увеличивающие стоимость основных средств, в состав этих средств не включаются и списываются в конце года за счет установленного источника финансирования.

25. Основные средства учитываются по первоначальной стоимости, а объекты (предметы), которые переоценивались по состоянию на 1 января 1973 года, - по восстановительной стоимости.

26. Музейные ценности, лабораторное оборудование, приборы, инструменты и другие предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней дополнительно учитываются в порядке, установленном Министерством финансов СССР.

27. Законченные строительством и реконструкцией здания и сооружения, установленное оборудование, законченные работы по достройке и дооборудованию объектов, увеличивающие их первоначальную стоимость, по утверждению в установленном порядке актов приемки включаются в состав основных средств в полной сумме всех фактически произведенных на них затрат, включая затраты на доставку, монтаж и установку оборудования, а вновь приобретенные основные средства - в сумме их приобретения без учета затрат по их заготовке (наценка, доставка).

Затраты по капитальному ремонту на увеличение стоимости основных средств не относятся.

28. На основные средства учреждений амортизационные начисления не производятся, а начисляется в установленном порядке износ.

29. Основные средства, пришедшие в негодность, списываются в порядке, установленном Министерством финансов СССР и Госпланом СССР.

Поступившие от ликвидации основных средств (снос и разборка зданий и сооружений, демонтаж оборудования и т.п.) материальные ценности приходуются по цене возможного их использования, установленной постоянно действующей комиссией по списанию основных средств.

Суммы, вырученные учреждениями от реализации основных средств, а также материалов, полученных от разборки отдельных объектов основных средств, остаются в распоряжении учреждений.

30. При передаче учреждений из ведения одного государственного органа в ведение другого все их имущество передается безвозмездно.

31. Земельные участки, месторождения ископаемых, лесные и водные угодья, предоставленные учреждениям, в балансе не отражаются.

МАЛОЦЕННЫЕ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИЕСЯ ПРЕДМЕТЫ

32. В составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов учитываются предметы, перечисленные в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 22 настоящего Положения.

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, включая и находящиеся на складе, учитываются по стоимости их приобретения без затрат по их заготовке (наценка, доставка).

Выданные в эксплуатацию учебные и наглядные пособия (в школах, высших и средних специальных учебных заведениях, училищах профессионально-технического образования, научно-исследовательских и др.учреждениях) стоимостью до 5 рублей включительно за единицу (комплект) и другие предметы стоимостью до 2 рублей включительно за единицу (комплект), кроме предметов белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви, а также кухонного и столового инвентаря в учреждениях, имеющих в своем составе столовые и пищеблоки, списываются в уменьшение фонда малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»