Недействующий

     

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 1987 года N 819


О перестройке финансового механизма и повышении роли Министерства финансов СССР в новых условиях хозяйствования

(с изменениями на 22 августа 1998 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Совета Министров СССР от 14 июля 1990 года N 699;

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 года N 1001.

____________________________________________________________________

     

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что выполнение решений XXVII съезда партии, июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС по коренной перестройке управления экономикой требует осуществления принципиально новой финансовой политики, проведения радикальной реформы финансового механизма, усиления его воздействия на ускорение социально-экономического развития страны, рост эффективности общественного производства и укрепление финансов государства, расширение хозяйственной самостоятельности и повышение ответственности предприятий (объединений).

Имевшая ранее место недооценка финансовой системы, экономических методов управления, товарно-денежных отношений, ослабление хозрасчетных начал в организации хозяйственной деятельности отрицательно сказались на финансовых результатах народного хозяйства, привели к неустойчивости финансов отраслей, объединений и предприятий. Из поля зрения многих министерств, ведомств, Советов Министров союзных республик, хозяйственных руководителей практически выпал важнейший участок их деятельности финансово-экономическая работа. Они больше занимались решением текущих вопросов производства и мало внимания уделяли укреплению экономики и финансов, сокращению издержек производства. На всех уровнях хозяйствования была принижена ответственность за рачительное ведение хозяйства, выполнение финансовых планов и обязательств перед государством. В народном хозяйстве ухудшилась финансовая дисциплина, увеличилось количество предприятий, не выполняющих задания по прибыли и снижению себестоимости продукции.

Недопустимо возросли убыточность и размеры дотаций. Многие руководители стали рассматривать их как вполне нормальное и терпимое явление.

Существенно ослабло воздействие финансового механизма на интересы предприятий в деле экономии и бережного использования ресурсов, повышения качества продукции и снижения себестоимости.

Не обеспечивалась увязка отраслевого и территориального финансового планирования. Финансовый механизм не создавал заинтересованности Советов Министров союзных республик и местных органов в улучшении деятельности всех предприятий, расположенных на их территории. Формирование расходов союзных республик и местных Советов народных депутатов осуществлялось независимо от развития хозяйств регионов и их вклада в укрепление экономики страны.

Ослабла роль бюджета как основного финансового плана государства. Министерство финансов СССР не давало объективной оценки финансового положения, мало уделяло внимания разработке предложений, связанных с долговременной финансовой политикой государства, совершенствованием финансового планирования и повышением действенности финансового механизма. Формы и методы его работы по существу не менялись и не способствовали воздействию на повышение эффективности производства. Неоправданно возросли масштабы финансовой регламентации, которая нередко носила мелочный характер и сковывала инициативу предприятий, организаций, местных органов и министерств. Работа финансовых учреждений по обеспечению доходов осуществлялась в основном административными методами. Много недостатков накопилось в организации налогообложения, в деле государственного страхования.

Главный недостаток в области финансов и денежного обращения заключается в отрыве оборота финансовых и кредитных ресурсов, денежных средств от движения материальных ценностей, перенасыщении народного хозяйства платежными средствами. Нынешний рубль не в полной мере выполняет свою роль активного инструмента финансового контроля за состоянием экономики.

В целях проведения активной финансовой политики в соответствии с современными требованиями развития народного хозяйства и превращения финансового механизма в действенный инструмент экономической стратегии партии Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:

1. Считать главной задачей перестройки финансовой системы усиление ее воздействия на ускорение социально-экономического развития страны, обеспечение неуклонного роста национального дохода, прибыли и других финансовых ресурсов государства, укрепление хозяйственного расчета во всех звеньях общественного производства. Положить в основу перестройки принципиально новые подходы к организации финансовых взаимоотношений в народном хозяйстве, опирающиеся на требования Закона СССР о государственном предприятии (объединении) и обеспечивающие всемерное развитие хозяйственной инициативы предприятий и объединений, усиление их ответственности за конечные результаты работы, выполнение обязательств перед государством. Нацелить финансовый механизм на стимулирование снижения издержек производства и обращения, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ликвидацию потерь.

Повысить действенность государственного управления финансами на основе усиления централизованных начал в сочетании с широким внедрением экономических методов руководства, расширением самостоятельности предприятий (объединений), Советов народных депутатов в производственном и социальном развитии. Строить финансовые взаимоотношения предприятий (объединений) с государственным бюджетом и вышестоящими органами управления на основе долговременных стабильных экономических нормативов и финансовых норм, перекрыть все возможности получения доходов без конечной реализации товаров.

Укреплять финансовую базу Советов Министров союзных республик, исполкомов Советов народных депутатов. Перейти к экономическим методам управления финансами регионов, положив в их основу долговременные нормативы, устанавливающие зависимость бюджетов местных Советов от результатов деятельности предприятий (объединений), расположенных на их территории.

Последовательно укреплять общегосударственные финансы, повысить устойчивость доходной части государственного бюджета СССР, его роль в усилении социальной ориентации развития общественного производства, повышении эффективности. Превратить платежи предприятий за используемые ресурсы в основной источник доходов бюджета от социалистических предприятий. Обеспечить наиболее рациональное и экономное использование денежных ресурсов государства. Усилить воздействие финансового механизма на обеспечение стоимостной сбалансированности государственных планов экономического и социального развития.

     

     

Перестройка финансово-бюджетного планирования в условиях
полного хозрасчета и самофинансирования

2. Обеспечить комплексную перестройку системы финансовых планов, существенно поднять их роль на всех уровнях управления народным хозяйством как одного из важнейших инструментов планового руководства экономикой и реализации долгосрочных, пятилетних и текущих планов экономического и социального развития.

Усилить роль перспективного финансового планирования. В составе Концепции и Основных направлений экономического и социального развития СССР на 15-летний период предусматривать важнейшие пути осуществления финансовой политики.

Считать необходимым перейти к разработке пятилетних финансовых планов как органической составной части государственных планов экономического и социального развития народного хозяйства, его отраслей, комплексов и регионов.

Перестроить финансовое и бюджетное планирование на базе системы стабильных долговременных нормативов, обеспечивающих проведение единой финансовой политики государства, расширение прав предприятий (объединений) и Советов народных депутатов в планировании и использовании финансовых ресурсов. Исходить из того, что экономические нормативы, регулирующие финансовые отношения, должны обеспечивать:

равнонапряженные требования государства к использованию предприятиями производственных, трудовых и природных ресурсов;

создание финансовых условий для формирования структуры производства, его интенсификации, ускорения научно-технического прогресса;

сбалансированность потребностей государства, регионов, вышестоящих органов управления и предприятий (объединений) в финансовых ресурсах для реализации заданий перспективных и текущих планов экономического и социального развития;

взаимосвязь размеров денежных средств, направляемых на производственное и социальное развитие предприятий (объединений) и регионов, с эффективностью хозяйствования и конечными результатами их деятельности;

оптимальное сочетание в распределительных отношениях общегосударственных, коллективных и личных интересов;

стимулирование увеличения денежных накоплений за счет интенсивных факторов их роста;

финансирование расходов по развитию производства, удовлетворению социальных потребностей и материальному поощрению трудовых коллективов за счет заработанных ими средств.

Изъятие и перераспределение прибыли и других финансовых ресурсов предприятия сверх установленных нормативов, норм и ставок, а также в случаях, не предусмотренных законодательством, запрещается.

Считать несовместимыми с новым хозяйственным механизмом попытки установления экономических нормативов по исходной базе, дробление по годам и статьям расходов, подмену заданиями по объемам.

Завершить в двенадцатой пятилетке разработку научно обоснованных экономических нормативов во всех отраслях народного хозяйства, имея в виду обеспечить составление проектов плана на тринадцатую пятилетку на основе этих нормативов.

Установить, что финансовые пятилетние планы с распределением по годам содержат укрупненные показатели хозяйственно-финансовой деятельности на соответствующих уровнях управления и хозяйствования, составляются на основе контрольных цифр, государственных заказов, лимитов и долговременных экономических нормативов и служат для увязки общего объема финансовых ресурсов с их источниками и направлениями расходования.

3. Для повышения роли финансового планирования в интенсификации общественного производства и обеспечения единства систем финансовых планов на всех уровнях управления установить, что:

предприятия (объединения) самостоятельно разрабатывают и утверждают финансовые планы, в которых определяются плановые пропорции распределения прибыли и доходов, а также объемы расходов, включая платежи бюджету и вышестоящей организации. При этом они руководствуются финансовыми нормами, определенными в установленном порядке. Размеры прибыли и платежей в бюджет сообщаются финансовым органам для контроля;

министерства, ведомства СССР и союзных республик на основе финансовых планов предприятий (объединений) составляют финансовые планы отрасли для сбалансирования всех видов финансовых и кредитных ресурсов с показателями экономического и социального развития министерства, ведомства. В указанных планах определяются размеры централизованных фондов и резервов и направления их использования с учетом общеотраслевых задач;

Советы Министров союзных республик разрабатывают на основе финансовых планов подведомственных министерств и ведомств финансовые планы республик, в которых устанавливаются основные виды доходов и направления их использования, исходя из планов экономического и социального развития республики. При этом сумма средств, поступающих в распоряжение союзной республики из общегосударственных доходов, определяется по стабильному нормативу, установленному для данной союзной республики.

Госплан СССР с участием Министерства финансов СССР на основе государственного плана экономического и социального развития СССР, финансовых планов союзных республик, министерств и ведомств СССР составляет сводный финансовый баланс государства на пятилетку с разбивкой по годам.

4. Повысить значение государственного бюджета СССР как централизованного фонда денежных ресурсов и его роль в системе финансовых планов народного хозяйства, усилить его социальную направленность. Формирование доходов и расходов бюджета производить на основе показателей и долговременных нормативов, предусмотренных в планах экономического и социального развития и финансовых планах. Определять расчетно укрупненные показатели централизованных доходов и расходов государства на пятилетие.

Установить, что предприятия (объединения), реализуя принцип самофинансирования, в обязательном порядке участвуют на основе стабильных нормативов в формировании доходов государственного бюджета СССР для обеспечения своевременного и бесперебойного финансирования общегосударственных мероприятий, увеличения общественных фондов потребления, укрепления обороноспособности страны и удовлетворения других потребностей государства.

В целях превращения экономических нормативов в основной регулятор взаимоотношений предприятий (объединений) с государственным бюджетом и повышения их роли в формировании централизованных финансовых ресурсов государства перестроить с учетом специфики отраслей систему распределения прибыли (дохода) и расчетов с бюджетом на основе повсеместного внедрения нормативных платежей за производственные фонды, трудовые и природные ресурсы, а также применения механизма налогообложения дохода предприятий, остающегося после внесения первоочередных платежей за ресурсы и уплату процентов за кредит.

Совершенствовать порядок взимания всех указанных платежей, рассматривая их как важный инструмент воздействия на повышение фондоотдачи, ресурсосбережение, обновление активной части производственного потенциала, эффективное использование общенародной собственности.

При этом исходить из необходимости последовательного внедрения единой нормы платы за производственные фонды для всех предприятий отрасли, а в дальнейшем - для всех отраслей. Допускать возможность ее временной отмены или снижения для убыточных и малорентабельных предприятий.

Через плату за трудовые ресурсы, дифференцированную по регионам страны в зависимости от напряженности баланса трудовых ресурсов, возмещать расходы государства на подготовку рабочей силы, социально-культурное и коммунально-бытовое обслуживание работников.

Через плату за природные ресурсы (землю, воду, полезные ископаемые) изымать дифференциальную ренту, возникающую из-за различий в естественной продуктивности этих ресурсов.

Наряду с платежами в бюджет за ресурсы применять налогообложение дохода предприятий, остающегося после платежей за ресурсы и уплаты процентов за кредит.

В условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования средства государственного бюджета СССР должны быть сосредоточены прежде всего на структурной перестройке экономики, финансировании комплексных целевых программ, наращивании научно-технического потенциала, ускорении социального развития, укреплении обороноспособности страны.

Установить, что проект государственного бюджета СССР разрабатывается Министерством финансов СССР исходя из показателей государственного пятилетнего плана экономического и социального развития СССР на соответствующий год, финансовых планов союзных республик, сводного финансового баланса государства и не позднее чем за 5 месяцев до начала очередного года представляется в Совет Министров СССР одновременно с проектом доклада Госплана СССР о ходе выполнения пятилетнего плана экономического и социального развития СССР и мерах по обеспечению плановых заданий на очередной год пятилетки.

Министерствам и ведомствам на основе экономических методов управления финансами обеспечить глубокую проработку и обоснованность утверждаемых предприятиям (объединениям) экономических нормативов, их стабильность и своевременное доведение.

5. В целях обеспечения улучшения финансовой обстановки перехода на новые условия хозяйствования:

министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик в 3-месячный срок подготовить предложения по оздоровлению финансов отраслей народного хозяйства;

Министерству финансов СССР, Госплану СССР совместно с Госбанком СССР в 1987 году разработать специальную программу финансового оздоровления народного хозяйства в целом.

6. Министерствам и ведомствам повысить ответственность за состояние финансов и результаты работы отрасли, оказывать предприятиям (объединениям) помощь в улучшении постановки финансово-экономической работы, принимать меры по укреплению их финансового положения и ликвидации убыточности, обеспечению выполнения планов прибыли и обязательств по платежам в государственный бюджет в целом по отрасли.

Запретить министерствам и ведомствам вмешиваться в оперативную финансовую деятельность предприятий (объединений), которые несут полную ответственность за результаты хозяйствования, обеспечение рентабельной, безубыточной работы, эффективное использование ресурсов, за формирование и сохранность собственных оборотных средств.

7. Повысить экономическую ответственность предприятий (объединений) за выполнение обязательств перед государственным бюджетом, соблюдение государственной финансовой дисциплины и достоверность отчетов о результатах деятельности. В случае преднамеренного укрытия доходов или их занижения в результате отнесения на издержки производства и обращения не связанных с ними затрат предприятия уплачивают в бюджет всю сумму заниженной прибыли.

8. Пункт не действует на территории Российской Федерации - постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 года N 1001. - См. предыдущую редакцию.

Совершенствование территориального финансово-бюджетного
планирования

9. В целях расширения прав и повышения ответственности Советов Министров союзных и автономных республик, Советов народных депутатов в формировании и использовании финансовых ресурсов для обеспечения комплексного производственного и социального развития регионов осуществить перестройку территориального финансово-бюджетного планирования, усилив зависимость местных бюджетов от финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий (объединений), расположенных на соответствующей территории.

Установить, что финансовая база Советов народных депутатов формируется за счет отчислений от прибыли (дохода) предприятий (объединений) по стабильным нормативам - основного источника всех бюджетов, других закрепленных за ними доходов и части общегосударственных налогов и доходов, передаваемых по утвержденным на пятилетку стабильным нормативам.

Признать необходимым, чтобы предприятия (объединения) всех министерств и ведомств участвовали в формировании доходов местного бюджета, предназначенных на финансирование развития инфраструктуры и благоустройства территорий.

Расширить использование укрупненных экономических нормативов длительного действия в планировании доходов и расходов для определения размера средств, направляемых на производственное и социальное развитие соответствующих территорий, в том числе на строительство и содержание автомобильных дорог, развитие коммунального хозяйства, производство местных строительных материалов и другие нужды. Госплану СССР и Министерству финансов СССР с участием Советов Министров союзных республик определить перечень указанных затрат и порядок формирования ресурсов, направляемых на эти цели. Предусмотреть, что нормативы формирования местных бюджетов за счет прибыли предприятий (объединений) определяются с участием Советов Министров союзных республик.

Осуществить постепенный перевод формирования финансовых ресурсов отдельных регионов на основе долговременных нормативов. С тринадцатой пятилетки такой порядок распространить повсеместно.

10. Советы Министров автономных республик и местные Советы народных депутатов, исходя из контрольных цифр, показателей плана экономического и социального развития, лимитов, экономических нормативов и финансовых норм, утверждаемых Советами Министров союзных республик, самостоятельно определяют доходы и расходы по соответствующим бюджетам на планируемый год. Не допускать изъятия и перераспределения между бюджетами дополнительно изысканных и сэкономленных Советами народных депутатов при исполнении бюджетов средств, не предусмотренных законодательством. При невыполнении плана поступления доходов в бюджеты Советы народных депутатов обеспечивают финансирование плановых расходов в пределах полученных доходов и имеющихся в их распоряжении финансовых резервов.

11. Пункт утратил силу - постановление Совета Министров СССР от 14 июля 1990 года N 699. - См. предыдущую редакцию.

Совершенствование валютно-финансового планирования
внешнеэкономической деятельности

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»