МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 июня 1999 года N 56

Об утверждении Обязательного минимума содержания
среднего (полного) общего образования

В целях сохранения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.94 N 174 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования"

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования, доработанный по замечаниям и предложениям педагогической общественности и одобренный Федеральным экспертным советом по общему образованию Минобразования России.

2. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации довести до подведомственных общеобразовательных учреждений Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования.

3. Департаменту общего среднего образования (Леонтьевой М.Р.) на основе Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования в срок до 01.10.99 обеспечить разработку примерных образовательных программ среднего (полного) общего образования.

4. Контроль за исполнением Приказа возложить на первого заместителя Министра А.Ф.Киселева.

Министр
B.M.Филиппов

     

Приложение
к Приказу
Минобразования России
от 30 июня 1999 года N 56

Обязательный минимум содержания
среднего (полного) общего образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

Филология
(русский язык как государственный, русский язык
как родной, литература, иностранные языки)

Русский язык как государственный

I. Введение

1. Общие сведения о русском языке. Русский язык государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Проблемы двуязычия. Место и роль русского языка в современном обществе. Основные изменения в русском языке постсоветского времени.

2. Наука о русском языке. Выдающиеся ученые-русисты.


II. Система русского языка

Основные уровни русского языка. Фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология, словообразование, грамматика. Орфография и пунктуация. Обобщение пройденного.

Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Текст.

Предложение простое и сложное.

Синтаксическая синонимия.

Способы передачи чужой речи. Средства межфразовой связи. Способы связи предложений в тексте: связь цепная, параллельная, смешанная.

Орфография и пунктуация. Трудные случаи орфографии и пунктуации.


III. Речь

Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Текст. Тема и основная мысль текста. Основная и второстепенная информация в тексте. Структура текста. План содержания и план выражения. Зависимость выбора языковых средств от сферы и ситуации общения (адресат, тема, содержание высказывания, цель, особенности стиля).

Функционально-смысловые типы речи (текста) - описание, повествование, рассуждение, их структура и средства связи.

Стили речи: разговорный и книжные (научный, деловой, публицистический), их признаки и основные характеристики.

Язык художественной литературы.

Деловой стиль в системе русского языка как государственного.

Виды речевой деятельности. Чтение и аудирование. Ознакомительное, поисковое и просмотровое чтение текстов разных стилей и жанров. Интерпретация содержания прочитанного и/или прослушанного текста.

Говорение и письмо. Участие в диспуте, беседе на общественно-политические, морально-этические темы. Вопросы перевода с родного языка различных по стилю отрывков из небольших произведений.

Русский язык как родной

I. Введение

1. Общие сведения о языке.

Язык и культура. Язык и история народа. Основные изменения в русском языке постсоветского времени.

Проблемы экологии языка.

Русский язык в современном мире. Функции русского языка как учебного предмета.

2. Наука о русском языке. Выдающиеся ученые-русисты.


II. Система русского языка

Язык как система. Основные уровни русского языка.

Фонетика русского языка, орфоэпия, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, грамматика. Морфология и синтаксис. Лексикография. Орфография и пунктуация. Повторение изученного.


III. Речь

Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Функциональные стили речи и их основные особенности.

Типы норм (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные).

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Нормативное употребление форм слова, слов и фразеологизмов. Нормативное построение словосочетаний и предложений разного типа.

Употребление слов и фразеологических оборотов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами.

Нормы русского правописания. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.

Роль пунктуации в письменном общении. Смысловая роль знаков препинания. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Выразительность русской речи. Источники ее богатства и выразительности.

Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи.

Выразительные словообразовательные средства. Индивидуальные новообразования; использование их в художественной речи.

Выразительные средства лексики и фразеологии. Основные виды тропов и использование их мастерами русского слова. Стилистическая окраска слова и фразеологизма. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки и использование их в речи.

Выразительные средства грамматики.

Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.

Стилистические функции порядка слов. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Литература

Сведения по истории и теории литературы

Идеалы гуманизма и народности русской литературы, ее патриотизм и "всечеловечность".

Основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.

Биографические сведения (основные факты) о других писателях-классиках XIX в. и выдающихся писателях XX в., включенных Обязательный минимум.

Творческая история романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин", романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир".

Оценка изученных произведений писателей-классиков в статьях выдающихся русских критиков XIX-XX веков.

Соотношение жизненной правды и художественного вымысла в литературных произведениях.

Конкретно-историческое и общечеловеческое значение произведений классической литературы.

Роды и жанры литературы и основные способы выражения авторского сознания.

Эстетическая функция языка художественной литературы, идейно-стилевое единство литературного произведения.

Основные черты литературных направлений (классицизма, романтизма, реализма, модернизма).

Нравственная, социальная, мировоззренческая, историко-культурная проблематика русской литературы. Человек в его отношении к обществу, природе; преемственность поколений; человек и время, духовные поиски, проблема смысла жизни, идеал человечности.

Произведения, предназначенные для чтения и изучения

Из литературы конца XVIII - I половины XIX века

Г.Р.Державин. Стихотворения, например: "Властителям и судиям", "Ключ", "Фелица", "Русские девушки", "Снигирь", "Соловей", "Памятник", "Бог".

В.А.Жуковский. Стихотворения, например: "Певец во стане русских воинов", "Песня" ("Минувших дней очарованье..."), "Море", "Эолова арфа".

А.С.Пушкин. Стихотворения, например: "Пророк", "Поэту", "Осень", "Брожу ли я вдоль улиц шумных...", "Отцы-пустынники и жены непорочны...", "На холмах Грузии...", "Я вас любил...", "Погасло дневное светило...", "Безумных лет угасшее веселье...". "Маленькие трагедии", например: "Моцарт и Сальери", "Каменный гость".

Роман "Евгений Онегин".

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения, например: "Дума", "Родина", "Поэт", "Я не унижусь пред тобою...", "Как часто пестрою толпою окружен...", "Молитва" ("В минуту жизни трудную..."), "Выхожу один я на дорогу...", "Пророк". Роман "Герой нашего времени".

Н.В.Гоголь. Поэма "Мертвые души".

Из литературы II половины XIX века

А.Н.Островский. Пьеса "Гроза" или "Бесприданница".

И.А.Гончаров. Роман "Обломов" (обзорное изучение)*.

________________

* Обзорное изучение в отличие от текстуального не предполагает детального углубления в текст произведения.

И.С.Тургенев. Роман "Отцы и дети" или "Дворянское гнездо".

Ф.И.Тютчев. Стихотворения, например: "Silentium", "He то, что мните вы, природа...", "Еще земли печален вид...", "Как хорошо ты, о море ночное...", "Я встретил вас...", "Эти бедные селенья...", "Нам не дано предугадать...".

А.А.Фет. Стихотворения, например: "Еще майская ночь...", "Шепот, робкое дыханье...", "Облаком волнистым...", "Еще весны душистой нега...", "Заря прощается с землею...", "Это утро, радость эта...", "Поэтам", "На железной дороге", "Сияла ночь. Луной был полон сад...".

Н.А.Некрасов. Стихотворения, например: "Поэт и гражданин", "Элегия" (1874 г.), "Пророк", "Зине" ("Ты еще на жизнь имеешь право..."), "Рыцарь на час", "Я не люблю иронии твоей...", "Умру я скоро...", стихи из цикла "О погоде".

Н.С.Лесков. Повесть "Тупейный художник" (обзорное изучение).

М.Е.Салтыков-Щедрин. Роман "История одного города" или "Господа Головлевы" (обзорное изучение).

Ф.М.Достоевский. Роман "Преступление и наказание" или "Идиот".

Л.Н.Толстой. Роман-эпопея "Война и мир".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»