ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2003 года N 743/48

Об утверждении Основных направлений устойчивого градостроительного развития Московской области

(с изменениями на 21 декабря 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Московской области от 21 декабря 2022 года N 1426/45 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 21.12.2022).

____________________________________________________________________


В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 07.10.2002 N 439/34 "Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения Генерального плана развития Московской области" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства Московской области от 30.12.2002 N 636/50) и постановлением Правительства Московской области от 12.09.2003 N 549/34 "О проекте Основных направлений устойчивого градостроительного развития Московской области", а также учитывая предложения и дополнения, поступившие в ходе общественных обсуждений, Правительство Московской области

постановляет:

1. Утвердить Основные направления устойчивого градостроительного развития Московской области (прилагаются).

2. Поручить Министерству по делам печати и информации Московской области (Моисеев С.Н.) обеспечить опубликование Основных направлений устойчивого градостроительного развития Московской области.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области Горностаева А.В.



Губернатор
Московской области
Б.В.Громов

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Московской области
от 30 декабря 2003 года N 743/48

ОСНОВНЫЕ
 направления устойчивого градостроительного развития Московской области

(с изменениями на 21 декабря 2022 года)



Абзац утратил силу с 22 декабря 2022 года - постановление Правительства Московской области от 21 декабря 2022 года N 1426/45. - См. предыдущую редакцию.

Московская область - неотъемлемая часть России и Европейского континента, территория которой развивается согласно общеевропейским законам, разделяет общеевропейские ценности, поддерживает общеевропейские гуманитарные идеи. Правительство Московской области одним из первых в России поддержало Основополагающие принципы устойчивого развития на Европейском континенте, принятые Комитетом министров Совета Европы.

В Основных направлениях проведен анализ природно-экологического, историко-культурного, транспортно-коммуникационного, поселенческого каркасов, сформулированы функциональные приоритеты развития территорий Московской области, намечены узлы ускоренного развития территории первой и второй очередей, включая территории промышленных, складских комплексов, общественно-деловых, рекреационных центров, рекреационно-жилых, природно-ландшафтных и природно-рекреационных территорий, определены первоочередные и перспективные мероприятия по совершенствованию транспортно-коммуникационного каркаса Московской области.

Разработка пакета нормативных правовых документов в составе Основных направлений направлена на сокращение сроков предпроектной подготовки строительства, активное включение градостроительных технологий в повседневную практику строительного комплекса, выработку правил и гарантий инвестиций в строительство, соблюдение баланса государственных, общественных и частных интересов на территории области.

Выделение приоритетов в сохранении природно-экологического и историко-культурного каркасов определяет гуманитарную основу последующих преобразований, гарантирует защиту интересов населения в обеспечении благоприятной среды проживания. Намеченное ускоренное развитие узлов промышленных, складских, общественно-деловых, рекреационных, рекреационно-жилых, природно-ландшафтных и природно-рекреационных территорий опирается на реорганизуемый транспортно-коммуникационный каркас, в результате чего будут созданы сотни тысяч новых рабочих мест, десятки новых объектов социальной инфраструктуры.

Социально направленные преобразования области, сформулированные в Основных направлениях, позволят сформировать в архитектурно-пространственной среде поселений комплексы социально ориентированных объектов, гарантирующих реализацию прав граждан в сфере здравоохранения, образования, защиты прав социально незащищенных групп граждан, гарантировать свободу передвижения, занятость, условия для отдыха.

Движущей силой целенаправленных преобразований в пространственной организации территории Московской области должна стать интеграция магистральной автотранспортной сети в международные транспортные коридоры с учетом первоочередного создания Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) и перераспределения транзитных и грузовых транспортных потоков в обход г.Москвы.

Ввиду недостаточности государственных средств для реализации столь масштабных задач необходимо межгосударственное, государственное и частное партнерство, что обеспечит привлечение значительного объема инвестиций в течение ближайших лет для устойчивого градостроительного развития Московской области.

Комплексная застройка в городах и других поселениях области, строительство современных высокотехнологичных предприятий, терминалов, объектов придорожного сервиса формируют крупный пакет инвестиционных проектов. Спланированная во времени реализация этих проектов в увязке с созданием ЦКАД позволит сконцентрировать значительные средства для развития инженерно-транспортной инфраструктуры.

Настоящий проект - первое публичное заявление Правительства Московской области о целях и задачах градостроительного планирования, направленного на обеспечение устойчивого развития региона. Общественное обсуждение и утверждение Основных направлений станет для населения и инвесторов выражением государственных гарантий в сфере градостроительства.

Основные направления разработаны Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области, научно-исследовательскими и проектными институтами - ГУП Московской области "НИиПИ градостроительства", ГУП Московской области "Мосгражданпроект", ГУП Московской области "Мособлинжпроект", ГУП Московской области "Мосгипронисельстрой" при участии Российской академии архитектуры и строительных наук на основе материалов, предоставленных муниципальными образованиями Московской области, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области.

     

Основные тенденции и структурные элементы территориального развития Московской области


Московская область обладает значительным потенциалом устойчивого социально-экономического и градостроительного развития. Огромный интеллектуальный потенциал, фундаментальная и прикладная наука, конкурентоспособные технологии, созданные основы рыночных институтов, обширные природные ресурсы, основные элементы производственной и коммуникационной инфраструктуры - все эти факторы создают предпосылки для экономического и социального обновления региона.

В Московской области поддержаны Основополагающие принципы устойчивого развития на Европейском континенте, которые были приняты Комитетом министров Совета Европы.

Среди принципов устойчивого развития выделяются:

1. Обеспечение территориального согласия посредством более сбалансированного социального и экономического развития регионов и повышения их конкурентоспособности.

2. Поощрение развития, генерируемого городскими функциями, и совершенствование взаимоотношений города и деревни.

3. Создание более сбалансированных условий транспортной доступности.

4. Обеспечение доступа к информации и знаниям.

5. Сокращение ущерба, наносимого окружающей среде.

6. Приумножение и защита природных ресурсов и природного наследия.

7. Приумножение культурного наследия как фактора развития.

8. Развитие безопасной добычи энергоресурсов.

9. Поощрение высококачественного туризма.

10. Ограничение последствий природных катастроф.

Аналогичные принципы использованы при разработке в 1986-1992 годы Генерального плана развития Московской области на период до 2010 года, основными положениями которого предусматривалось:

- увеличение численности населения к расчетному сроку (к 2010 году) в размере 0,3-0,4 млн.человек (3% за 15 лет);

- старение населения области за счет увеличения доли лиц старше трудоспособного возраста до 22,7-24,1% и снижение детских возрастов до 17,6-20,3%;

- стабилизация численности занятых в экономике области при перераспределении трудовых ресурсов области, занятых в сфере материального производства, в сферу социального обслуживания, слабо развитую даже по меркам десятилетней давности;

- осуществление прогрессивных структурных сдвигов в сфере материального производства за счет опережающего развития наукоемких и высокотехнологичных отраслей, в первую очередь, машиностроения;

- ограничение, а в острых случаях и свертывание промышленных производств, не отвечающих профилю столичного региона;

- совершенствование территориальной структуры промышленности в интересах создания более комфортных условий для проживающего на ее территории населения;

- осуществление экологически ориентированной реконструкции, то есть перепрофилирование или вывод за пределы региона, и в первую очередь, из ареалов повышенной концентрации населения производств, оказывающих разрушающее воздействие на окружающую среду, которое невозможно нейтрализовать путем использования принятых методов очистки;

- наращивание объемов жилищного фонда за счет нового строительства, реконструкции и капитального ремонта существующего жилищного фонда;

- последовательное повышение жилищной обеспеченности населения;

- увеличение доли малоэтажного жилищного строительства с преобладанием домов усадебного типа и сокращение доли многоэтажного жилищного строительства;

- развитие культурно-бытового строительства в объемах, обеспечивающих нормативные уровни обслуживания (была разработана гибкая система "скользящих" по срокам проектирования нормативов), и локализация этих объемов в определенных центрах обслуживания с формированием иерархически соподчиненной системы центров межселенного обслуживания (5-ранговая система).

Комплексный анализ реализации разработанных в 1986-1992 годы Основных направлений Генерального плана развития Московской области на период до 2010 года, проведенный в 1997 году и 2001-2002 годы в ГУП Московской области "НИиПИ градостроительства", показал, что реализация предыдущего Генерального плана развития Московской области, разработанного в 1986-1992 годы, в целом соответствует заложенным проектным решениям.

Проведенный анализ свидетельствует, что социально-демографические процессы Московской области отошли от ряда положений Генерального плана.

После 1991 года, вопреки прогнозу, население области сокращается. По состоянию на 01.01.2001 численность постоянного населения составила 6435,8 тыс.чел., что меньше прогнозных показателей Генплана на 439,2 тыс.чел. (421,4 тыс.чел. - городское население, 17,8 тыс.чел. - сельское).

Естественная убыль в 3 раза превысила прогнозируемые параметры Генерального плана на 2006-2010 годы

Интенсивность механического прироста снизилась в меньшем объеме, чем предполагалось (до 28,8 тыс.чел. против прогнозируемых 20 тыс.чел.).

Структура возрастных групп населения области соответствует прогнозу. При этом абсолютные показатели лиц моложе трудоспособного возраста сократились вместо намечавшегося увеличения, доля лиц трудоспособного возраста в 2000 году превышает прогнозную величину на 1,3%.

Численность сезонного населения области составляет более 5 млн.чел.

Происходит перераспределение занятости населения между сферой производства и сферой услуг. При этом в 1995 году доля производственной сферы составляла 58,3% от общей численности занятых в экономике области, сферы услуг составляла 41,7%. В 2000 году наблюдался рост доли занятых в сфере услуг (54,2%) по отношению к занятым в производственной сфере (45,8%) против прогноза на 2000 год - 42,2% и 57,8% соответственно. К 2000 году сокращение занятых в производственных отраслях составляет 819,5 тыс.чел. вместо прогнозных 203,3 тыс.чел.

Фундаментальные характеристики промышленности области в части отраслевой структуры и структуры промышленного персонала в принципиальных моментах соответствуют предложениям Генерального плана или не противоречат им:

- две трети промышленного потенциала области развиваются в пропорциях, предложенных Генеральным планом, но с десятилетним опережением его по времени;

- трансформация внутриотраслевой структуры легкой промышленности идет в русле предложений Генерального плана;

- машиностроение, несмотря на острокризисную ситуацию (и особенно на объектах ВПК), не утратило своих позиций в промышленном потенциале области;

- сокращение промышленного персонала на 10 лет опережает прогнозные разработки Генерального плана, а структурные сдвиги в численности занятых в секторах промышленного производства не противоречат им.

Эколого-ориентированная реконструкция промышленности, как она предлагалась в Генеральном плане, не получила однозначного воплощения. Реально пошел другой процесс - процесс сокращения мощностей и частичное перепрофилирование отдельных производств.

Территориальная структура промышленности не претерпела сколько-нибудь существенных изменений, так как ее трансформация требует другой экономической базы и наличия рыночных рычагов воздействия и регулирования землепользования, а также действенных форм градостроительного регулирования.

Наука и научное обслуживание, практически лишенные федеральной поддержки, находятся в состоянии кризиса более тяжелого по характеру, чем кризис в промышленности и других отраслях материального производства. Их развитие, в особенности после 1990 года, не соответствовало прогнозам Генерального плана, так как в реальности пошел процесс резкого сокращения занятых в этой сфере, хотя по отношению к России научный комплекс Московской области своей роли не утратил.

Проектные предложения Генерального плана по развитию сферы обслуживания не реализованы, и уровень обеспеченности основными традиционными видами услуг ниже нормативного.

Произошедшая коммерциализация сферы обслуживания расширила объем и структуру предоставляемых услуг и приблизила их к потребителю. При этом уровень обеспеченности населения услугами значительно увеличился и превысил по некоторым показателям нормативные значения (в торговле это двух-, трехкратное превышение). По многим позициям, ранее являвшимся отстающими, произошло существенное подтягивание до нормативных значений (так по бытовым услугам и услугам общественного питания она возросла с 15-20% до 50-80% от нормативных значений). Существенно возросла обеспеченность услугами физкультуры и спорта, медицинскими услугами. Получили развитие новые виды услуг (видеотеки, нотариальные, юридические, консалтинговые и инжиниринговые услуги, мобильная телефонная связь). Получили развитие новые формы организации обслуживания и продвижения товаров к потребителю (строительство гипермаркетов, магазинов cash&carry и т.д.).

В то же время сохраняется диспропорция в уровне развития сферы обслуживания в городской и сельской местности, между коммерческими и социальными видами обслуживания населения.

Жилищный фонд области (142,6 млн.кв.м) не достиг предусматриваемого Генеральным планом значения (144,7 млн.кв.м) на 1,5%. Увеличение жилищного фонда происходило более медленными темпами по сравнению с предусматриваемым Генеральным планом по причине сокращения государственных инвестиций в жилищное строительство. Ввод общей площади жилья не достиг прогнозного значения на 2000 год (3.9 млн.кв.м) и составил в 2000 году 2,6 млн.кв.м, в 2002 году - 3,2 млн.кв.м.

Показатель средней жилищной обеспеченности населения (22,1 кв.м) превысил прогнозируемый (21,1 кв.м) почти на 5%, что обусловлено сокращением общей численности населения Московской области.

Достигнуты планируемые Генеральным планом объемы ввода жилья индивидуальными застройщиками и жилищно-строительной кооперацией - 2,4 млн.кв.м общей площади.

Проведенный анализ позволяет выявить следующие основные тенденции развития Московской области на современном этапе:

- сокращение численности постоянного населения и стабилизация, а на некоторых территориях и рост численности сезонного населения;

- продолжающийся процесс структурных преобразований в хозяйственном комплексе Московской области, направленный на совершенствование его отраслевой и территориальной структуры и соответствующий прогнозным проработкам 10-15-летней давности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»