• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

03.11.2004 № 4/115


О прогнозе социально-экономического развития
Московской области на 2005 год
 

Рассмотрев прогноз социально-экономического развития Московской области на 2005 год, представленный Губернатором Московской области Громовым Б.В. в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона Московской области "О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области", Московская областная Дума решила:

1. Принять к сведению прогноз социально-экономического развития Московской области на 2005 год. (Приложение.)

2. Опубликовать настоящее решение в средствах массовой информации.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Куликова В.П.

 

Председатель
     Московской областной Думы                                       В.Е.Аксаков
     
     

Приложение к решению Московской областной Думы от 03.11.2004 № 4/115 Прогноз социально-экономического развития Московской области на 2005 год

Приложение
     к решению
     Московской областной Думы
     от 03.11.2004 № 4/115


     
     Прогноз социально-экономического развития Московской области на 2005 год разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
     Правовой основой для его разработки явились:
     Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации";
     поручение Правительства Российской Федерации от 30.03.2004 № МФ-П13-2454 и Порядок разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на 2005 год, параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и перспективного финансового плана на период до 2007 года;
     Закон Московской области "О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области";
     постановление Правительства Московской области от 31.03.2004 № 170/12 "Об организации и сроках разработки прогноза социально-экономического развития Московской области на 2005 год, проекта закона Московской области "О Комплексной программе социально-экономического развития Московской области на 2005 год", проекта закона Московской области "Об областном бюджете на 2005 год", параметров прогноза социально-экономического развития Московской области до 2007 года и перспективного финансового плана до 2007 года".
     Показатели прогноза сформированы на базе статистических данных за 1999-2003 годы и уточнены на основании данных о деятельности отраслей экономики и социальной сферы Московской области за  первое полугодие  2004  года.
     Разработка основных параметров развития экономики Московской области проведена по двум вариантам:
     первый вариант - умеренный - исходит из относительно устойчивой комбинации внешних и внутренних условий социально-экономического развития  Московской области;
     второй вариант основан на сохранении достаточно благоприятных тенденций развития, достигнутых в 2003 году, и предполагает раскрытие потенциальных возможностей развития всех секторов экономики Московской области с учетом спроса на внутреннем и внешнем рынках и инвестиционных возможностей.
     Сводный финансовый баланс разработан с учетом изменений, вносимых в  2005 году в бюджетное и налоговое законодательство.
     Прогноз социально-экономического развития Московской области на 2005 год разработан на основе анализа тенденций развития отраслей экономики и социальной сферы Московской области, сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, с учетом индексов-дефляторов, рекомендованных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.     
      

Демографические показатели.

Социально-экономическое развитие Московской области определяется совокупностью внешних и внутренних условий, одним из которых является демографическая ситуация.
     В 2004 году население Московской области по оценке, произведённой на основании итогов Всероссийской переписи населения 2002 года, составит 6622 тысячи человек.
     В результате совокупного действия крайне низкой рождаемости, высокой смертности, неблагоприятного возрастного состава в Московской области продолжается процесс естественной убыли населения, начавшейся ещё в 1989 году, когда впервые в мирное время естественный прирост населения стал отрицательным.
     Вместе с тем в процессах естественного движения населения произошли небольшие изменения. В связи с вступлением в детородный возраст относительно многочисленного поколения 80-х годов рождения в Московской области отмечается рост числа родившихся. По предварительной оценке,  общий коэффициент рождаемости увеличился с 8,2 промилле в 2002 году до 8,8 промилле в 2003 году. В 2005 году продолжится умеренный рост этого показателя.
     Улучшение социально-экономического положения населения Московской области способствует стабилизации общего коэффициента смертности на уровне 17,9 - 18 промилле.
     В результате с 2002 года величина естественной убыли населения сокращается.
     Основным источником, способствующим замедлению общей убыли населения, остается миграционный прирост, выросший в 2002 году до 52,3 тысяч человек, в 2003 году - до 60,8 тысяч человек. В результате среднегодовая численность постоянного населения Московской области в 2003 году сократилась по сравнению с 2002 годом всего на 7,4 тысяч человек. По оценке 2004 года миграционный прирост может несколько превысить значение отрицательного естественного прироста и численность населения Московской области предположительно может увеличиться по сравнению с 2003 годом на 2,6 тысячи человек.
     В 2005 году динамика численности населения Московской области также будет в основном определяться миграционным движением населения, масштабы и направленность которого во многом зависят от результатов социально-экономических преобразований в Московской области и в стране в целом.
     По первому варианту прогноза миграционный прирост населения может оказаться ниже или равным значению отрицательного естественного прироста. В этом случае численность населения Московской области в 2005 году сократится по сравнению с 2004 годом на одну тысячу человек. По второму варианту расчетов  миграционный прирост несколько смягчит тенденцию депопуляции населения и в 2005 году возможно увеличение его численности на 4 тысячи человек.
     Численность городского населения по первому варианту прогноза возрастет по сравнению с оценкой 2004 года на 1,8 тысячи человек,  по второму - на 5,8 тысячи человек
     Сельское население, составляющее 20,6 процента от общей численности населения  Московской области, по двум вариантам прогноза сохранит тенденцию к сокращению. В 2005 году численность сельского населения может сократиться по сравнению с предыдущим годом на 2,8 и 1,8 тысячи человек соответственно.
     Динамика численности населения отражает как закономерности развития процессов естественного воспроизводства, миграционного движения населения, так и особенности его возрастной структуры. В настоящее время для возрастного состава населения Московской области характерно благоприятное сочетание поколений на входе в трудоспособный возраст и на выходе из него. Соотношение численности населения трудоспособных и нетрудоспособных возрастов характеризуется коэффициентом демографической (трудовой) нагрузки.
     В 2003 году значение этого показателя оценочно составило 613 человек, что на 21 человека меньше уровня предыдущего года. В 2004-2005 годах его снижение продолжится до уровня 597 и 590 человек соответственно.     
  

Макроэкономические показатели.

В прогнозируемом периоде сохранится устойчивый рост валового регионального продукта, который обусловлен расширением внешнего и внутреннего спроса. По оценке, в 2004 году объем валового регионального продукта составит более 585 млрд. рублей, что на 12,4 процента выше предварительной оценки 2003 года.
     В 2005 году объем валового регионального продукта достигнет 701,5 - 715,1 млрд. рублей, что превысит уровень 2004 года на 10,5 - 12 процентов. Ускорение роста валового регионального продукта связано, прежде всего, с развитием традиционных отраслей экономики. Вклад отраслей "новой экономики" (информационно-вычислительного обслуживания, кредитно-финансовой сферы, сферы страхования, научного сектора) останется на уровне 2 - 3 процентов.
     В структуре производства валового регионального продукта в последние годы отмечается тенденция увеличения доли производства услуг (с 49,6 процента в 2002 году до 50,1 процента в 2005 году). В ближайшей перспективе эта тенденция сохранится.
     В структуре валового регионального продукта основное место занимает промышленность (доля валовой добавленной стоимости промышленности в 2005 году составит 33,6 - 33,3 процента). Положительной тенденцией является рост доли торговли и коммерческой деятельности по реализации товаров и услуг в структуре валового регионального продукта с 12,1 процента в 2002 году до 15,9 процента в 2005 году.
     Значительную роль в росте валового регионального продукта должны играть инвестиции в основной капитал. Однако, в последние годы, несмотря на относительно высокий прирост инвестиций в основной капитал, их доля в структуре валового регионального продукта снизилась до 19 процентов (Справочно: 2000 год - 26,2 процента). В 2005 году  прогнозируется  увеличение  доли инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте  до 23,6 процентов.


Промышленность.

В ближайшие годы промышленность останется ведущей отраслью экономики Московской области, которой принадлежит решающая роль в обеспечении прогрессивных структурных сдвигов в экономике, создании социально-экономических предпосылок для преобразований в сфере труда и обслуживания.
     В 2002-2003 годах продолжался рост промышленного производства (соответственно, 105,8 и 115,9 процента). В 2004 году, по оценке, индекс промышленного производства составит 118,7 процента.
     Прогноз развития отраслей промышленности в 2005 году предусматривает увеличение общего объема промышленного производства в целом на 15 - 17,2 процента по сравнению с оценкой 2004 года. Высокий рост промышленного производства в целом будет обеспечен опережающим развитием черной металлургии (12,6 - 18,2 процента), машиностроения и металлообработки (17,1 - 17,5 процента), промышленности строительных материалов (18,4 - 19,5 процента) и пищевой промышленности (20 - 22,3 процента).
     Стабильный рост промышленного производства должны обеспечить:
     активизация процессов модернизации и реконструкции действующих промышленных организаций;
     разработка новых видов продукции, технологий, материалов с использованием научно-технического потенциала  Московской области;
     формирование инновационной политики, определение приоритетных проектов и направлений развития промышленности, по которым целесообразно оказывать государственную поддержку и стимулирование;
     реструктуризация убыточного промышленного сектора, поддерживаемого системой бюджетных субсидий;
     дальнейшее совершенствование политики государственных закупок товаров и услуг для государственных нужд;
     государственная поддержка развития социально значимых и экспортноориентированных производств.
     В тоже время относительно невысокими темпами будут развиваться электроэнергетика, химическая и нефтехимическая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Продолжится спад в легкой промышленности.
     В 2005 году предполагается рост производства дизелей и дизель-генераторов, магистральных тепловозов, вагонов метрополитена, строительного кирпича, керамической глазурованной плитки для внутренней облицовки стен и др.
     В 2005 году ожидается значительный рост промышленного производства в промышленных организациях Балашихинского, Егорьевского, Лотошинского, Наро-Фоминского, Одинцовского, Шаховского районов, городов Железнодорожного и Краснознаменска.
     В тоже время предполагается незначительный, не более 5 процентов, рост промышленного производства в Волоколамском, Луховицком, Люберецком, Можайском и Химкинском районах, в городах Долгопрудный, Звенигород, Котельники, Орехово-Зуево, Пущино, Рошаль и некоторых других.


Сельское хозяйство.

Развитие сельского хозяйства Московской области складывается под влиянием потребительского рынка Москвы и других крупных городов Московской области.
     Происходит постепенный, хотя и нестабильный рост сельскохозяйственного производства.
     В 2003 году объем сельскохозяйственной продукции составил 35,2 млрд. рублей, что на 5,9 процента выше, чем в 2002 году.
     По оценке, в 2004 году объем сельскохозяйственной продукции увеличится по сравнению с 2003 годом на 1,7 процента и составит 39,6 млрд. рублей. Прогнозируемый объем сельскохозяйственной продукции в 2005 году должен составить 43,8 - 45,3 млрд. рублей, что на 0,7 - 5,6 процента больше оценки 2004 года. Ожидается значительный рост сельскохозяйственного производства в организациях Воскресенского, Можайского, Одинцовского и Раменского районов.
     При объемах продукции растениеводства в 2003 году в 22,4 млрд. рублей ожидается их увеличение в 2004 году до 25,5 млрд. руб. и прогнозируется в 2005 году их рост до 28,2 - 29,6 млрд. рублей, что составит 101,1 - 107,3 процента к уровню 2004 года.
     При благоприятных погодных условиях (второй вариант), а также стабильной и системной государственной поддержке сельскохозяйственного производства прогнозируемое увеличение объемов продукции растениеводства обусловлено увеличением ежегодных темпов прироста производства зерновых и зернобобовых  (2004 год - на 27,1 процента, 2005 год - на 11,1 процента). Увеличение объемов производства растениеводческой продукции будет происходить за счет повышения урожайности сельскохозяйственных культур путем применения высокоурожайных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, использования интенсивных ресурсосберегающих технологий.
     При объемах продукции животноводства в 2003 году в 12,85 млрд. рублей ожидается их увеличение в 2004 году до 14,1 млрд. рублей и прогнозируется в 2005 году до 15,5-15,7 млрд. рублей, что составит 100,1-102,6 процента к уровню 2004 года.
     В прогнозируемом периоде рост производства продукции животноводства может быть обеспечен (при продолжающемся сокращении поголовья скота и птицы) более полным использованием  потенциала крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения, укреплением сырьевой базы комбикормовой промышленности, улучшением селекционно-племенной работы.  


Транспорт и связь. Дорожное строительство.

Развитие транспортного комплекса играет ключевую роль в снижении издержек в экономике и обеспечении социальной стабильности.
     Объем коммерческого грузооборота автомобильного транспорта в 2003 года составил 327,2 млн. тонно-км, что на 0,5 процента выше, чем в 2002 году. По оценке, в 2004 году он увеличится на один процент, по прогнозу на 2005 год - на 1 - 2,9 процента. Незначительный рост грузооборота автомобильного транспорта вызван, прежде всего, недостаточным объемом инвестиций, направленных на обновление парка транспортных средств.
     В 2003 году пассажирооборот автомобильного транспорта увеличился на 4,6 процента, пригородного железнодорожного транспорта - на 8,2 процента, пассажирооборот городского электрического транспорта снизился на 6,1 процента. По оценке,  в 2004 году, а также по прогнозу на 2005 год ожидается  некоторый рост пассажирооборота транспорта общего пользования.
     Существенное значение для развития транспортной инфраструктуры имеет строительство новых и ремонт существующих автомобильных дорог общего пользования. В государственной собственности Московской области в 2003 году находилось 14,68 тыс. км автомобильных дорог  общего пользования. По прогнозу в 2005 году их протяженность увеличится до 14,92 тыс. км.
     По оценке, в 2004 году будет построено или реконструировано 35,9  км автомобильных дорог общего пользования, в 2005 году по прогнозу - 45 км.
     В 2005 году подлежит ремонту 5,58 тыс. км автомобильных дорог общего пользования.     
  

Малое предпринимательство.

В Московской области в 2003 году действовало 37,4 тыс. малых предприятий. Ожидается их рост в 2004 году на 3 процента, в 2005 году - на 4 процента.
     Ожидается увеличение численности работников малых предприятий в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 2,8 процента, в 2005 году по сравнению с 2004 годом - на 2,7 процента.
     По прогнозу динамика выпуска товаров и услуг малыми предприятиями по всем видам деятельности в 2005 году будет положительной.      
 

Эффективность использования государственной собственности
Московской области.

По оценке, в 2004 году доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Московской области, составят 2471 млн. рублей, что в 1,2 раза превышает уровень 2003 года в текущей оценке. Такой рост доходов обеспечен в основном ростом поступления средств от сдачи в аренду земельных участков. По оценке, в 2004 году поступление средств от сдачи в аренду земельных участков составит 1594 млн. рублей, что на 28,7 процента превысит уровень 2003 года.
     По прогнозу на 2005 год ожидается поступление доходов от использования государственной собственности Московской области в размере 2698,5 млн. рублей, в том числе от сдачи в аренду земельных участков - 1705,8 млн. рублей.     
   

Инвестиции.  

Дальнейший экономический рост Московской области напрямую зависит от возможностей наращивания инвестиций в эффективные проекты реального сектора экономики, в первую очередь высокотехнологичных отраслей.
     В 2003 году  достигнут значительный рост инвестиций по сравнению  с  2002 годом  - индекс физического объема  составил 124,4 процента  (в сопоставимых  ценах).
     По оценке, в 2004 году ожидается рост инвестиций на 20 процентов к уровню 2003 года. Объем инвестиций достигнет  уровня 137,3 млрд. рублей, что связано, в первую очередь, с реализацией на территории  Московской области целого ряда инвестиционных проектов
     В 2005 году прогнозируемый объем инвестиций составит 160,3 - 168,4 млрд. рублей, что на 7,5 - 12 процентов выше ожидаемого уровня 2004 года. Увеличение инвестиций произойдет в основном за счет отраслей материальной сферы, прежде всего, промышленности. Доля инвестиций, направленных на развитие промышленного производства, составит в 2005 году 28 процентов. Основными направлениями инвестирования будут машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, а также промышленность строительных материалов.
     Прогнозируется уменьшение доли инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство с 27,7 процента в 2002 году до 24,5 процента в 2005 году. Незначительные объемы инвестиций в основной капитал поступают в отрасли социальной сферы. Их доля колеблется от 2,1 процента в 2002 году до 2,9 процента в 2005 году.
     В структуре инвестиций  доля привлеченных средств в 2005 году составит 56,9 процента,  доля собственных средств организаций - 43,1 процента (по второму варианту расчетов).
     В 2003 году в Московскую область поступило иностранных инвестиций на 1,26 млрд. долларов США, что на 82,3 процента больше, чем в 2002 году.
     По оценке, в 2004 году в Московскую область будет привлечено иностранных инвестиций на сумму 1,8 млрд. долларов США, что составит 143,1 процента к уровню 2003 года.
     В прогнозируемом периоде увеличение притока иностранных инвестиций будет основываться на дальнейших мерах по улучшению инвестиционной  привлекательности Московской области.
     В 2005 году прогнозируемый объем иностранных инвестиций достигнет 2 - 2,1 млрд. долларов США, что на 11,1 - 16,7 процента больше ожидаемого  уровня  2004 года.     
 

Финансы.

Прогноз сводного финансового баланса Московской области основан на анализе тенденций развития экономики Московской области за предшествующий период и осуществлен в двух  (умеренном и оптимистическом) вариантах в условиях изменений, вносимых в налоговое и бюджетное законодательство в 2005 году. В прогнозных расчетах применены экспертные оценки.
     Прогнозные показатели на 2005 год сформированы с учетом данных, представленных отраслевыми министерствами и ведомствами Московской области, а также отделениями государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации по Московской области.
     Общий объем финансовых ресурсов Московской области, включающих в себя прибыль, амортизационные отчисления, налоговые и неналоговые доходы, средства целевых бюджетных  фондов, отделений государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации по Московской области и единого социального налога, без учета средств, перечисляемых и получаемых из федерального бюджета и структур федерального уровня, по прогнозу, составит в 2005 году 288,7 - 297,9 млрд. рублей, увеличившись  по сравнению  с оценкой  2004  года  соответственно на 7,6 - 11 процентов.
      Наиболее значительным в доходной части сводного финансового баланса Московской области в 2005 году будет размер налоговых доходов (без учета поступлений налога на прибыль): 97,6 - 100,6 млрд. рублей. Удельный вес этого вида доходов в общих доходах Московской области по обоим вариантам прогноза составит 33,8  процента.
     В налоговых доходах (без учета поступлений налога на прибыль)  наиболее весомым будет поступление налога на доходы физических лиц. Его удельный вес составит 36,9 - 37,1 процента. Рост налога на доходы физических лиц по прогнозу на 2005 год составит 28,2 - 33 процента.
     Отмечается снижение поступления акцизов с территории Московской области: по оценке 2004 года их величина уменьшится по отношению к 2003 году на 19,3 процента, по прогнозу на 2005 год к оценке 2004 года - на 9,7 - 6,2 процента. Указанная ситуация объясняется отменой с 01.01.2004 акцизов на газ.
     Следующим по значимости показателем доходной части сводного финансового баланса Московской области  в 2005 году, как и в предшествующие годы, явится прибыль. Доля прибыли в доходах Московской области составит 28,1 - 29 процентов, а ее размер достигнет 81,2 - 86,4 млрд. рублей.
     В течение последних лет динамика роста прибыли в Московской области имеет тенденцию к росту. В прогнозируемом периоде данная тенденция сохранится.
     При этом следует отметить существенный рост величины прибыли в 2003 году по сравнению с 2002 году (в 1,9 раза), что объясняется значительным влиянием на формирование величины прибыли в Московской области  результатов деятельности такого крупнейшего налогоплательщика, как ООО "Межрегионгаз". По отчету за 2003 год ООО "Межрегионгаз" получил  9,9 млрд. рублей прибыли, или 15% от общей прибыли Московской области.  Для сравнения: в 2002 году прибыль этой организации составила 0,7 млрд. рублей.
     По прогнозу на 2005 год темп роста прибыли в Московской области составит 113,9 - 121,2 процента.
     Двумя другими наиболее весомыми источниками доходов сводного финансового баланса Московской области в 2005 году послужат прочие доходы, включая доходы отделений государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации по Московской области, (13,5 - 13,1 процента от доходной части сводного финансового баланса) и средства единого социального налога (20 млрд. рублей по обоим вариантам, или 6,9 -6,7 процента). Информация о прогнозе доходов отделений государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации по Московской области и размере единого социального налога  представлена указанными отделениями в условиях снижения с 01.01.2005 ставки единого социального налога до 26%.
     Амортизационные отчисления в 2005 году прогнозируются на уровне  40,7 млрд. рублей по двум вариантам  расчетов (удельный вес в доходной части сводного финансового баланса 14,1 -  13,7 процента) с ростом против оценки 2004 года на 8 процентов.  Расчет амортизационных отчислений учитывает рост объема инвестиций за счет всех источников финансирования, увеличение удельного веса амортизации, начисленной нелинейными методами, а также снижение в Московской области количества  организаций, применяющих понижающие коэффициенты.
     Средства целевых бюджетных фондов Московской области по прогнозу на 2005 год суммарно по  двум   вариантам  расчетов также будут равны и составят 9,0 млрд. рублей (3,1 - 3 процента от доходной части сводного финансового баланса).
     Прогноз неналоговых доходов по первому варианту прогноза предполагает снижение их поступления на 12,5 процента, по второму - на 5,2 процента. Удельный вес этого вида доходов в общих доходах  Московской области составит  3 -  3,1 процента.
     По прогнозу на 2005 год в условиях изменения с 01.01.2005  межбюджетных отношений сальдо финансовых взаимоотношений с федеральным уровнем власти по отношению к оценке 2004 года изменится с 26,3 млрд. рублей до 16,1 - 17,2 млрд. рублей.
     Доходы Московской области с учетом взаимоотношений с федеральным уровнем власти  в 2005 году ожидаются в размере 272,6  - 280,7 млрд. рублей, что на 12,7  - 16 процентов выше оценки 2004 года.
     Расходная часть сводного финансового баланса Московской области  в  2005 году  прогнозируется  по двум вариантам расчетов  в размере  280,3 и 285,8 млрд. рублей (рост по сравнению с оценкой 2004 года на 11,9 и 14,1 процента соответственно).
     Расходы на социально-культурную сферу, финансируемые за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, на 2005 год определены на базе скорректированных нормативов бюджетной обеспеченности, действующих в Московской области в 2004 году.
     Наибольший удельный вес в структуре расходов на 2005 год по первому варианту прогноза будет приходиться на следующие статьи: расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также средств внебюджетных фондов - 44,4 процента или 124,4 млрд. рублей, и средства, остающиеся в распоряжении организаций, - 35,1 процента или 98,5 млрд. рублей.
     По  второму варианту расчетов расходы на указанные цели также будут наиболее значительными: соответственно 125,4 млрд. рублей и 102 млрд. рублей (43,9 и 35,7 процента от общего объема расходов).  
     Затраты на инвестиции за счет средств консолидированного бюджета Московской области составят в 2005 году по первому варианту прогноза 9,7 млрд. рублей (3,5 процента расходов сводного финансового баланса), расходы на поддержку отраслей материального производства - 11,9 млрд. рублей (4,2 процента), на государственное управление и местное самоуправление - 7,8 млрд. рублей (2,8 процента). По  второму варианту  расчетов указанные расходы, соответственно, будут равны 9,9 млрд. рублей (3,5 процента),  12,1 млрд. рублей (4,2 процента)  и 7,9 млрд. рублей (2,8 процента).
      Дефицит сводного финансового баланса Московской области в 2005 году прогнозируется в размере 7,7 - 5,1 млрд. рублей. На погашение дефицита консолидированного бюджета Московской области будут направляться доходы от продажи земли и имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, бюджетные ссуды и кредиты, а также другие установленные законодательством источники.
           

Труд.  

Продолжающееся развитие экономики Московской области положительно влияет на состояние сферы занятости и рынка труда. Численность занятых в экономике Московской области по оценке 2003 года увеличилась на 16,9 тысячи человек. Данное увеличение произошло как в отраслях материального производства, так и в непроизводственной сфере. В материальном производстве численность занятых выросла в строительстве, связи, торговле и общественном питании. В непроизводственных отраслях число занятых выросло в жилищно-коммунальном хозяйстве, культуре и искусстве, науке и научном обслуживании. Сократилась численность занятых в сельском хозяйстве.
     В 2004-2005 годах сохранится тенденция роста как общего числа занятых в экономике, так и по большинству отраслей. В сельском хозяйстве продолжится уменьшение числа занятых.
     Существенных изменений в численности зарегистрированных безработных не предполагается. В 2004-2005 годах она будет на уровне 36-35 тысяч человек.
     Уровень официально зарегистрированной безработицы может колебаться на уровне 1,06-1,03 процента.      

Денежные доходы и расходы населения.  

По оценке, в 2004 году общая сумма денежных доходов населения Московской области составит 468,6 млрд. рублей, что на 29 процентов выше предварительных данных за 2003 год. В 2005 году прогнозируется увеличение общей суммы денежных доходов населения Московской области в 1,24 раза по сравнению с оценкой 2004 года (580 млрд. рублей).
     Основной составляющей денежных доходов населения является оплата труда, которая в 2004 году, по оценке, составит 178,1 млрд. рублей и в 1,26 раза превысит значение  этого показателя в 2003 году. В 2005 году прогнозируется рост оплаты труда на 23,8 процента по сравнению с оценкой 2004 года. При этом доля этого показателя в общей сумме денежных доходов населения в 2005 году составит 38 процентов.
     Предполагается, что в 2005 году в 1,24 раза возрастет величина социальных трансфертов, включающих пенсии, пособия, стипендии, которая достигнет 116 млрд. рублей, их доля в общей сумме доходов населения составит 20 процентов.
     Общая сумма расходов и сбережений населения по прогнозу на 2005 год достигнет 629,3 млрд. рублей, что в 1,26 раза выше оценки 2004 года. При этом наибольшую долю (75 процентов) в сумме расходов будут занимать, как и прежде, затраты на покупку товаров и оплату услуг.
     Прогноз на 2005 год предусматривает рост реальных  располагаемых денежных доходов населения на 15,1 процента по сравнению с оценкой 2004.     
   

Потребительский рынок.

Повышение благосостояния населения Московской области обеспечило прирост оборота розничной торговли в 2003 году к уровню 2002 года на 15,6 процента, его объем составил 194,4 млрд. рублей.
     По оценке, оборот розничной торговли в 2004 году составит 279,3 млрд. рублей или 131 процент к уровню 2003 года. В 2005 году прогнозируется рост оборота розничной торговли к уровню 2004 года на 20 - 22 процента (362 - 364,6 млрд. рублей).
     В 2003 году рост объемов платных услуг населению по сравнению с предыдущим годом составил 6,2 процента. По итогам истекшего периода 2004 года отмечена положительная динамика развития рынка платных услуг населению. Ожидается, что к концу 2004 года рост объема платных услуг составит 7,8 процентов.
     Прогнозные расчеты показывают, что в 2005 году ожидается некоторое ускорение роста объемов платных услуг населению. Прогнозируется прирост в этой сфере на 7,6 - 9,5 процента. Опережающими темпами будут увеличиваться объемы бытовых  (12 - 14 процентов), транспортных (9 - 11 процентов) услуг, услуг связи (12 - 15 процентов) и некоторые другие.
     
 

Развитие отраслей социальной сферы.

Прогноз развития отраслей социальной сферы на 2005 год ориентирован на решение проблем функционирования отраслей социальной сферы и создание необходимых условий для удовлетворения минимальных потребностей всех групп населения Московской области в социальных услугах при формировании оптимального соотношения платности и бесплатности услуг населению, с одновременным обеспечением адресной и дифференцированной поддержки малообеспеченных групп населения.
     В 2003 году в Московской области введено в эксплуатацию более 4,1 млн. кв. м общей площади жилых домов, что на 21,1 процента превысило уровень 2002 года. По оценке, в 2004 году ожидается ввод 4,5 млн. кв. метров общей площади (108,8 процента к уровню 2003 года), по прогнозу на 2005 год - 4,65 - 4,75 млн. кв. метров общей площади жилья (103,3 - 105,6 процента к оценке 2004 года). Это позволит в 2005 году увеличить среднюю обеспеченность населения общей площадью жилья на 0,7 кв. метров на человека по сравнению с оценкой 2004 года и на 1,37 кв. метров на человека по сравнению с уровнем 2003 года.
     Практически половина всего вводимого в Московской области жилья строится населением за счет собственных или кредитных средств. За счет средств бюджетов всех уровней строится менее 5 процентов всех жилых домов. Такое соотношение сохранится и в прогнозируемом периоде.
     В 2005 году сохранится тенденция некоторого снижения уровня обеспеченности больничными койками, обусловленная, с одной стороны, сокращением коечного фонда, а с другой, некоторым ростом численности постоянного населения. Сокращение коечного фонда связано с его реструктуризацией за счет выделения стационаров интенсивного, восстановительного лечения, увеличения объемов высокоспециализированных видов помощи в федеральных институтах и больницах других ведомств, а также развития стационаров долечивания и ухода за больными (стационары медико-социальной помощи). Кроме того, проводится работа по перепрофилированию коечной сети, развитию ресурсосберегающих организационных форм (дневных стационаров, стационаров краткосрочного пребывания и др.), увеличению объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом уровне.
     В сфере дошкольного образования обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями в период  2002-2005  годов имеет стабильный характер.
     В общеобразовательных учреждениях в силу демографических причин в 2005 году произойдёт некоторое сокращение контингента обучающихся по сравнению с 2002 годом, в связи с чем количество обучающихся в первую смену  в этих учреждениях будет увеличиваться.     
 

Охрана окружающей среды.

Объем инвестиций, направляемых на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, за счет всех источников финансирования в 2003 году составил 628,3 млн. рублей, что в сопоставимой оценке на 2,4 процента меньше, чем в 2002 году. По оценке, в 2004 году объем инвестиций достигнет 930,2 млн. рублей (133,3 процента к уровню 2003 года). Такой рост обусловлен увеличением средств областного и местных бюджетов, направляемых на природоохранные мероприятия, а также ожидаемым поступлением средств водоохранного фонда, недоиспользованных в 2003 году.
     Прогноз по данному показателю на 2005 год  составляет 956,7 - 970,7 млн. рублей, что примерно на 5 процентов ниже уровня предыдущего года (в сопоставимой оценке).
     Прогнозируется рост объема сброса загрязненных сточных вод по сравнению с оценкой 2004 года на 11,2 млн. куб. метров, что вызвано ростом водопотребления и, соответственно, увеличением сброса сточных вод, а также ужесточением требований к качеству очищенных сточных вод.
     Объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, в 2005 году предполагается снизить на 200 тонн по сравнению с оценкой 2004 года.
     В 2005 году прогнозируется увеличение объема водопотребления по сравнению с оценкой 2004 года на 5,8 процента, связанное с ростом производства и увеличением числа водопользователей.     
   

Внешнеэкономическая деятельность.

По оценке, в 2004 году внешнеторговый оборот увеличится по сравнению с 2003 годом на 4,6 процента и составит 7025 млн. долларов США. При этом отмечается снижение темпов прироста объемов как экспорта, так и импорта товаров и услуг. Эта тенденция сохранится и в 2005 году.
     В прогнозируемом периоде ожидается рост внешнеторгового оборота на 4,2 - 5,1 процента, который по оптимистическому варианту достигнет 7385 млн. долларов США.
     Не претерпит изменений структура внешнеторгового оборота. На долю зарубежных стран приходится более 78 процентов внешнеторгового оборота Московской области.     
     

Регулирование цен (тарифов).

В 2003 году наиболее значительно выросли по сравнению с 2002 годом тарифы на электроэнергию, отпущенную городскому (на 22,5 процента) и сельскому (на 48,2 процента) населению, цены на сжиженный и природный газ, реализуемый населению (соответственно, на 48,7 и 63,1 процента), тариф на услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту лифтового хозяйства (на 45,6 процента).
     По оценке, в 2004 году ожидается значительный рост:
     тарифа на перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении - на 57,9 процента;
     тарифа на перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования - на 42,9 процента;
     цен на газ сжиженный и природный, реализуемый населению - соответственно, на 31,3 и 31,9 процента;
тарифа на услуги по содержанию и текущему ремонту жилья - на 60,3 процента.
     В 2005 году прогнозируется высокий (более 30 процентов) рост тарифа на перевозку пассажиров в транспорте общего пользования и цены на сжиженный газ, реализованный населению.
     
     Прогноз социально-экономического развития Московской области на 2005 год содержит прогнозные показатели социально-экономического развития муниципальных образований Московской области, разработанные экономическими службами администраций муниципальных образований Московской области.
     Среди них показатели численности и занятости населения, развития промышленного и сельскохозяйственного производства, прибыли и фонда оплаты труда, эффективности использования муниципальной собственности, оборота розничной торговли и объема платных услуг населению, инвестиций в основной капитал, показатели, связанные с обеспеченностью населения муниципальных образований услугами здравоохранения и образования, прогнозируемым на 2005 год уровнем цен и тарифов, закупками продукции для муниципальных нужд.
     Прогнозы социально-экономического развития муниципальных образований на 2005 год  разработаны в двух вариантах - умеренном и оптимистическом.
     Показатели прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований Московской области на 2005 год подтверждают сохранение в ближайшей перспективе диспропорций в их социально-экономическом развитии.
     
     В целом для прогноза социально-экономического развития Московской области остается характерным устойчивое поступательное развитие экономики и социальной сферы, позволяющее создать условия для дальнейшего повышения уровня жизни населения  Московской области.
          
     

Прогноз социально-экономического развития Московской области на 2005 год

Прогноз социально-экономического развития Московской области на 2005 год

Отчет

Оценка

Прогноз

Показатели

Единица

2002

2003

2004

2005

измерения

1 вариант

2 вариант

1. Демографические показатели

Численность постоянного населения (среднегодовая),

тыс. человек

6626,8

6619,4

6622,0

6621,0

6626,0

в том числе:

городского

тыс. человек

5253,7

5252,6

5255,2

5257,0

5261,0

сельского

тыс. человек

1373,1

1366,8

1366,8

1364,0

1365,0

Общий коэффициент рождаемости (на 1000 человек)

промилле

8,2

8,8

8,8

8,9

9,1

Общий коэффициент смертности (на 1000 человек)

промилле

17,9

18,0

18,0

18,0

17,9

Коэффициент демографической нагрузки (на 1000 человек трудоспособного возраста)

промилле

634

613

597

590

590

2. Макроэкономические показатели

Валовой региональный продукт:

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

370816,8

465199,5

585445,7

701540,8

715117,8

индекс физического объема

в процентах к предыдущему году

105,0

109,9

112,4

110,5

112

Структура производства валового регионального продукта (в процентах от общего объема):

производство товаров

в процентах

41,8

41,9

44,3

45,3

45,3

производство услуг

в процентах

49,6

50,4

50,2

50,2

50,1

чистые налоги на продукты

в процентах

8,6

7,7

5,5

4,5

4,6

3. Промышленность

Объем промышленной продукции (работ, услуг) (без налога на добавленную стоимость и акцизов):

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

237912,0

302646,1

400993,3

502754,2

512156,7

индекс промышленного производства

в процентах к предыдущему году

105,8

115,9

118,7

115,0

117,2

в ценах предпрогнозного года,

млн. рублей

291476,1

337820,8

400993,3

461142,3

469964,1

в том числе по отраслям промышленности:

электроэнергетика:

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

19417,3

24653,6

25043,8

27352,6

27793,8

индекс промышленного производства

в процентах к предыдущему году

98,8

101,9

89,5

99,2

100,8

топливная промышленность:

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

289,8

301,2

318,1

343,8

355,5

индекс промышленного производства

в процентах к предыдущему году

84,8

91,4

96,9

101,0

103,6

черная металлургия:

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

7698,1

9174,9

13079,5

15935,2

16526,7

индекс промышленного производства

в процентах к предыдущему году

109,4

111,0

120,2

112,6

118,2

цветная металлургия:

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

14852,5

16500,3

16528,6

18499,1

20135,8

индекс промышленного производства

в процентах к предыдущему году

117,1

87,0

91,9

104,6

112,8

химическая и нефтехимическая промышленность:

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

15062,1

17612,5

20663,0

23260,9

24390,4

индекс промышленного производства

в процентах к предыдущему году

104,8

103,8

101,4

101,6

107,7

машиностроение и металлообработка:

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

61853,6

81773,7

108917,8

138766,6

139112,6

индекс промышленного производства

в процентах к предыдущему году

104,9

125,6

123,1

117,1

117,5

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность:

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

15618,4

16253,9

18950,7

21792,4

22928,5

индекс промышленного производства

в процентах к предыдущему году

98,3

101,3

104,1

105,5

109,0

промышленность строительных материалов:

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

18718,4

22941,1

31860,4

42626,6

43784,1

индекс промышленного производства

в процентах к предыдущему году

123,5

120,1

118,7

118,4

119,5

легкая промышленность:

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

9870,0

10870,4

11180,2

11676,1

11711,6

индекс промышленного производства

в процентах к предыдущему году

84,9

92,2

93,5

96,7

97,9

пищевая промышленность:

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

58632,4

82216,2

126610,2

165454,3

167696,4

индекс промышленного производства

в процентах к предыдущему году

114,1

127,5

133,1

120,0

122,3

Производство важнейших видов промышленной продукции в натуральном выражении:

дизели и дизель-генераторы

штук

154

201

250

285

340

тепловозы магистральные

штук

23

23

34

34

42

вагоны пассажирские магистральные

штук

301

400

428

500

500

вагоны метрополитена

штук

114

116

150

300

350

автобусы

штук

1622

1799

2291

2664

3000

автомобили легковые

штук

19434

20002

20000

20000

20000

мебель

млн. рублей в ценах соответствующих лет

6956

7580,4

8338,4

917

9172,2

лекарственные средства

млн. рублей в ценах соответствующих лет

3682,8

4495,2

4944,7

5400

5439,2

медицинская техника и запасные части к ней

млн. рублей в ценах соответствующих лет

1251,3

1269,4

1288,4

1300

1307,5

доменное и сталеплавильное оборудование

тонн

505

1054

1100

1150

1200

аккумуляторы и аккумуляторные батареи свинцовой системы

тонн

15874

21828

25102

27500

27615

лифты

штук

2827

4237

4500

4700

4750

прокат черных металлов готовый

тыс. тонн

41,84

41,37

43

43,2

43,5

удобрения минеральные (в пересчете на 100% питательных веществ)

тыс. тонн

459,5

485,8

553,3

550

558,8

кирпич строительный

млн. штук условных
кирпичей

608,9

656,5

709,1

744,5

780

плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен

тыс. кв. м

5760,6

7504,7

9005,6

10356,5

10626,7

ткани - всего

млн. кв. м

216,5

175,2

175

176

178,6

изделия трикотажные

тыс. штук

1005,6

1189,5

1200

1230

1240

обувь

тыс. пар

1730,6

1716,8

1720

1750

1800

4. Сельское хозяйство

О прогнозе социально-экономического развития Московской области на 2005 год

Название документа: О прогнозе социально-экономического развития Московской области на 2005 год

Номер документа: 4/115

Вид документа: Решение Московской областной Думы

Принявший орган: Московская областная Дума

Статус: Действующий

Опубликован: Рассылка
Дата принятия: 03 ноября 2004