• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

Р Е Ш Е Н И Е

02.03.2005 № 6/131


О Концепции проекта областной целевой программы
"Обращение с отходами производства и потребления
в Московской области на 2006-2015 годы"



В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 26(3) Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Московская областная Дума решила:

1. Одобрить Концепцию проекта областной целевой программы "Обращение с отходами производства и потребления в Московской области на 2006-2015 годы". (Приложение.)

2. Предложить Губернатору Московской области Громову Б.В. поддержать инициативу Московской областной Думы по разработке областной целевой программы "Обращение с отходами производства и потребления в Московской области на 2006-2015 годы" и создать рабочую группу из представителей Московской областной Думы и Губернатора Московской области по разработке проекта закона Московской области об организации и осуществлении межмуниципальных программ и проектов в сфере обращения с отходами производства и потребления в Московской области.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Председателя Московской областной Думы Аксакова В.Е.



Председатель
Московской областной Думы В.Е. Аксаков



Приложение
к решению Московской
областной Думы
от 02.03.2005 № 6/131



Концепция проекта областной целевой программы
 "Обращение с отходами производства и потребления
в Московской области на 2006-2015 годы"


В соответствии со статьей 102 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесены изменения в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с внесенными изменениями, к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесены разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами. В связи с этим Московская областная Дума разработала Концепцию областной целевой программы "Обращение с отходами производства и потребления в Московской области на 2006-2015 годы" (далее - Программа).


I. Введение


Территория Московской области отличается высокой степенью урбанизации и наличием более 3 тысяч предприятий различных отраслей, развитой транспортной инфраструктурой. Вклад Москвы и Московской области (далее - Московский регион) в ВВП страны составляет 25%. Отличительной особенностью Московской области является тесная связь с городом Москвой - на территории области расположены многие объекты городского хозяйства столицы, ее транспортного узла, основные зоны отдыха. На экологическую ситуацию в области оказывает влияние складывающаяся новая структура расселения: более 500 тыс. жителей столицы владеют около 100 тыс. га жилой застройки в Московской области, где фактически проживают 5-6 месяцев, а некоторые круглый год.
Особенно острой в Московском области является проблема экологической безопасности, в том числе в сфере обращения с отходами. Проблемы возникают на всех стадиях обращения с отходами, начиная от сбора и транспортировки и заканчивая уничтожением, переработкой или захоронением неиспользуемых фракций.
По официальным данным, в Московской области общий объем образуемых и накопленных отходов составляет около 20 млн. т (включая осадки сточных вод и строительные отходы), около 5 млн. т твердых бытовых отходов (далее - ТБО), 2 млн. т сельскохозяйственных отходов.
На территории города Москвы ежегодно образуется более 18 млн. т отходов, в том числе 3 млн. т промышленных отходов, около 4 млн. т ТБО, 2 млн. т отходов от сноса ветхого жилого фонда, 3,5 млн. т осадков сточных вод, 6 млн. т загрязненных грунтов. Преобладающая часть отходов, образуемых на предприятиях города Москвы, размещается на территории Московской области.
На протяжении последнего периода (15 лет) прослеживается устойчивая тенденция к увеличению объемов образования отходов. Среднегодовой прирост объемов образования отходов составляет 3%.
Значительное количество промышленных и сельскохозяйственных отходов накоплено и хранится на территориях производственных организаций. Сведения об условиях хранения отходов, о мероприятиях по их обезвреживанию, переработке и использованию фрагментарны.
До настоящего времени отсутствует достоверная и объективная информация по обращению с отходами: по видам отходов, объемам образования, накопления, движения, потребности и возможности использования отходов в качестве вторичного сырья в Московском регионе.
В Московской области основным направлением ликвидации ТБО и приравненных к ним отходов производства и потребления является захоронение. По данным Главного управления природных ресурсов Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Московской области (далее - ГУПР), на территории Московской области действует 89 объектов размещения отходов, в том числе 58 официально учтенных свалок. Из них лицензированных по состоянию на 2003 год - 37, функционируют с нарушением природоохранного законодательства - 41, закончен прием отходов на 7 свалках, исчерпали или исчерпают свои ресурсы в ближайшие 2-3 года около 16 свалок. Особенно сложная обстановка складывается в южной части Московской области, где емкости действующих свалок и иных объектов размещения отходов будут исчерпаны за 1 - 2 года.
По данным различных источников, на территории Московской области функционирует несколько тысяч несанкционированных свалок с различными объемами размещаемых отходов.
Наиболее крупные долговременные несанкционированные свалки в большинстве районов области, как правило, образуются в отработанных карьерах и оврагах на территориях сельских поселений (например: в Пушкинском - 4, Наро-Фоминском - 8, Щелковском - 4, Луховицком - 4, Коломенском - 11, города Железнодорожный - 3).
Процесс захламления земель наиболее ярко выражен на территориях, прилегающих к Дмитровскому, Ленинградскому, Минскому, Волоколамскому шоссе. Захламлены территории, прилегающие к железным дорогам. Из-за большого количества несанкционированных свалок и необустроенности лицензированных свалок и иных объектов размещения отходов в ряде районов области сложилась неблагоприятная экологическая обстановка.
Нагрузка на территорию Московской области по удельному показателю объема захоронения отходов является одной из самых высоких в России. Происходит деградация природных комплексов, снижаются рекреационный потенциал Московской области и уровень комфортности проживания населения.
Органы государственной власти Московской области пытаются изменить сложившуюся ситуацию.
Ведется строительство новых полигонов в Зарайском, Домодедовском, Озерском районах. На мероприятия по строительству и реконструкции полигонов в Дмитровском, Красногорском, Коломенском, Наро-Фоминском, Серпуховском, Ступинском районах, модульного полигона в городе Бронницы, строительству мусоросортировочных комплексов в городе Подольске и Пушкинском районе, закупке оборудования из бюджета Московской области, в соответствии с областной целевой программой "Экология Подмосковья на 2003-2004 годы", выделено 81 млн. рублей.
Постановлением Правительства Московской области от 22.04.2004 № 232/15 утверждена программа Правительства Московской области "Утилизация и переработка бытовых отходов на территории Московской области на период 2004-2010 годов", предусматривающая привлечение инвестиций в строительство объектов по переработке ТБО в объеме более 14 млрд. рублей.
Постановлением Правительства Московской области от 24.08.2004 № 523/31 утверждена программа Правительства Московской области "Развитие сети организаций по сбору, утилизации и переработке автомобильной техники, крупногабаритного металлолома, бытовой техники на территории Московской области на период 2004-2007 годов" и постановлением Правительства Московской области от 24.08.2004 № 522/31 - программа Правительства Московской области "Сбор и переработка свинцово-кислотных аккумуляторов и свинецсодержащих отходов на территории Московской области на период 2004-2010 годов".
Отсутствие единой для Москвы и Московской области политики в сфере обращения с отходами, согласованной программы действий органов государственной власти Москвы, Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, разобщенность финансовых ресурсов всех компонентов власти, организаций и бизнес-сообществ, затрудняют решение проблемы обращения с отходами в Московском регионе.


II. Нормативно - правовое обеспечение


Основу законодательной базы в сфере обращения с отходами составляют Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Помимо этого, деятельность в этой сфере регулируют следующие федеральные правовые акты:
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения";
Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами";
постановление Правительства Российской Федерации от 03.08.1992 № 545 "Об утверждении порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов";
постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 № 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов";
постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2002 № 340 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами";
постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2002 № 552 "Об утверждении Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов";
постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2002 № 553 "Об утверждении Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов";
постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение";
приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода";
приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов";
приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды";
приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.03.2002 № 115 "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
Также деятельность с отходами регулируется ГОСТами, санитарными и гигиеническими нормативами и т. д.
С целью развития нормативно-правовой базы, совершенствования документооборота и создания предпосылок для осуществления строгой отчетности и контроля в сфере обращения с отходами необходимо:
на региональном уровне:

1) разработать систему льготного налогообложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами в части региональных налогов;

2) разработать схему предоставления государственного заказа на продукцию, получаемую с использованием отходов (вторичного сырья);

3) разработать и законодательно закрепить схему взаимодействия органов государственной власти Москвы и Московской области в сфере обращения с отходами;
на муниципальном уровне:

1) разработать систему льготного налогообложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами в части местных налогов;

2) разработать и утвердить "Схему санитарной очистки от отходов" для каждого муниципального образования в целях приведения в соответствие с законодательством;

3) разработать и утвердить порядок ведения автоматизированного учета и контроля образования, хранения, транспортировки, утилизации и переработки ТБО и отходов производства;

4) разработать и утвердить порядок осуществления раздельного сбора отходов и переработки вторичных материалов (бумага, стекло, пластик и т. д.);

5) разработать и утвердить порядок сбора, временного хранения, транспортировки, обезвреживания и размещения отходов разных видов.

III. Цели и задачи реализации Программы


Исходя из анализа существующей ситуации в сфере обращения с отходами в Московском регионе сформулированы основные цели и задачи реализации Программы.
Целями Программы являются: разработка и реализация комплекса мер, направленных на уменьшение образования отходов, увеличение объемов использования отходов в качестве вторичного сырья, привлечение инвестиций в экономику Московской области, создание дополнительных рабочих мест, обеспечение экологически безопасного хранения, переработки и уничтожения отходов, проведение рекультивации и санации территорий, занятых отработанными свалками ТБО, ликвидация накопленных промышленных отходов, представляющих опасность для окружающей среды и здоровья человека.
Для достижения указанных целей необходимо решить ряд задач.
Организационно-управленческие задачи:
создание центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере обращения с отходами, осуществляющего разработку Программы и контроль за реализацией ее мероприятий;
разработка и реализация единой комплексной системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления;
совершенствование нормативно-правового обеспечения мероприятий в целях более эффективной деятельности в сфере обращения с отходами;
координация действий органов государственной власти Московской области, органов государственной власти города Москвы, муниципальных образований Московской области, субъектов, образующих отходы, инвесторов, бизнес-сообществ в решении проблемы обращения с отходами Московского региона;
формирование тарифной политики в сфере обращения с отходами;
воспитание экологической культуры населения и обучение безопасному обращению с отходами.
Информационно-аналитическое обеспечение задач:
формирование банка данных по видам, объемам, местам размещения отходов, технологиям их переработки и рынкам сбыта вторичного сырья и готовой продукции, а также введение системы информационного обмена между субъектами Российской Федерации;
разработка комплексной схемы размещения объектов сбора, переработки и обезвреживания отходов на территории Московской области в соответствии с Генеральным планом развития Московской области.


1. Организационно - управленческие решения


Для решения задач, связанных с разработкой Программы, предполагается создание рабочей группы из числа специалистов в сфере обращения с отходами, а также создание Координационного совета из представителей органов государственной власти Московской области и города Москвы, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, ученых, практиков и специалистов в сфере обращения с отходами.
В функции Координационного совета войдут:
оценка предложений рабочей группы, уточнение перечня и содержания действий по Программе, сроков их выполнения, объемов финансирования, координация действий по разработке Программы с другими целевыми программами в сфере обращения с отходами;
анализ федерального законодательства и подготовка предложений по совершенствованию законодательства Московской области, нормативно-правовой базы деятельности министерств Московской области в сфере обращения с отходами.
Основными исполнителями программных действий и мероприятий должны стать центральный исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере обращения с отходами (в случае его создания), а также некоторые центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, в том числе: Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство промышленности и науки Московской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерство транспорта Московской области, Министерство экономики Московской области.
Действия по программе должны проводиться с учетом уже имеющихся программ, соглашений и договоров, касающихся сферы обращения с отходами.


IV. Состояние вопроса


В соответствии со статьей 8 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления":
к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
к полномочиям органов местного самоуправления городского округа - организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Причем в соответствии со статьей 13 этого же Закона, организацию деятельности в сфере обращения с отходами на территории муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления. Возникают большие сомнения в том, что муниципальные образования в силу ограниченности финансовых ресурсов смогут должным образом реализовать свои полномочия.
Разнообразие видов отходов, образующихся на территории муниципальных образований Московской области, диктует необходимость дифференцированного подхода к их сбору, вывозу, переработке и утилизации. Для создания системы программных мероприятий необходимо определить методы управления отходами, образующимися на территории каждого муниципального образования Московской области.
Анализ ситуации позволит выделить в Программе мероприятия, осуществление которых может быть возложено на разные уровни власти (федеральные, региональные, муниципальные), а также определить место и степень участия инвесторов, предпринимателей, субъектов, образующих отходы и бизнес-сообществ в разработке и реализации мероприятий Программы.

1. Муниципальные отходы

1.1. Твердые бытовые отходы


К ТБО относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других организациях, отходы от отопительных систем централизованного теплоснабжения, уличный смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий. По данным Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, ежегодный объем образования ТБО на территории Московской области составляет около 4,7 млн.т.
Из определения следует, что ТБО образуются от двух источников:
жилых зданий;
административных зданий, учреждений и предприятий общественного назначения (общественного питания, учебных, зрелищных заведений, гостиниц, детских садов и др.).
В качестве основных направлений работ по управлению ТБО предлагается:

1) внедрение комплексной механизации санитарной очистки муниципальных образований Московской области, повышение ее технического уровня и надежности;

2) организация раздельного сбора фракций ТБО, подлежащих рециклингу;

3) двухэтапная система транспортирования отходов;

4) максимально возможное вторичное использование;

5) экологически безопасная переработка и захоронение оставшейся части отходов;

6) развитие рынка вторичного сырья и вторичной продукции;

7) поощрительная экономическая политика в области обращения с ТБО;

8) разработка и внедрение системы жесткого учета и контроля сбора, транспортирования, обезвреживания и складирования ТБО;

9) оптимизация тарифов сбора, транспортирования и утилизации ТБО.
Первым этапом системы управления ТБО должна стать организация сбора в местах их образования. Сбор ТБО на территории муниципальных образований Московской области должен производиться в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" с учетом конкретных условий:
численности и плотности проживания населения в различных районах города;
уровня благоустройства жилищного фонда (наличие канализации, централизованного отопления, этажности застройки, наличие мусоропровода);
сезонности;
архитектурно-планировочной композиции;
перспективы развития жилой застройки;
экономических возможностей.
Выбор оптимального метода обезвреживания ТБО для конкретного населенного пункта определяется необходимостью решения проблемы охраны окружающей среды, здоровья населения, а также экономической эффективности, экологической целесообразности и рационального использования земельных ресурсов.
В Московской области практически все образующиеся ТБО вывозятся на полигоны захоронения, при этом утильные фракции, которые составляют значительную часть отходов, не выделяются.

1.1.1. Раздельный сбор отходов


В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на органы местного самоуправления возложено определение порядка сбора отходов на территории муниципальных образований, предусматривающего их разделение на виды (металлы, текстиль, бумага и др.). По официальным данным морфологический состав ТБО несколько отличается в различных районах области и содержит: бумага, картон - 20-30%; дерево - 1,5-3%; пищевые отходы - 33-43%; камни - 1-3%; стекло - 5-7%; кости - 0,5-2%; текстиль - 3-5%; металл цветной - 0,5-0,8%; пластмасса - 2-5%; кожа, резина - 2-4%; металл черный - 2-3,5%.
Организация селективного сбора позволит повысить объемы возврата в производство утильных компонентов ТБО и сократить количество захораниваемых отходов.
Для организации селективного сбора отходов существует несколько способов:

1) установка контейнеров для селективного сбора бумаги, стекла, пластика, металла в жилых кварталах;

2) создание сети комплексных приемных пунктов сбора вторичных ресурсов;

3) организация передвижных пунктов сбора вторичных материальных ресурсов.
Для создания сети комплексных приемных пунктов сбора вторичного сырья необходимо осуществлять выбор мест их размещения. По оценкам специалистов, оптимальным считается размещение таких пунктов из расчета один пункт на 15 тысяч жителей. При этом надо учитывать плотность жилой застройки, наличие транспортных подъездов и т.д.
Стоит рассмотреть и возможность использования передвижных приемных пунктов вторичного сырья. Возможно, такие пункты будут объезжать торговые предприятия, офисные центры и жилые кварталы.

1.1.2. Развитие мощностей по переработке вторичных ресурсов


Создание системы селективного сбора ТБО должно развиваться параллельно с развитием производств по переработке вторичного сырья.
С целью максимального использования собираемых отходов как вторичных материальных ресурсов необходимо:

1) провести инвентаризацию предприятий Московской области, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, с целью выявления производств, которые могли бы использовать отходы того или иного вида в качестве вторичного сырья;

2) определить потребности Московской области (муниципального образования) в тех изделиях, которые могли бы изготавливаться из вторичного сырья (тара и упаковка для медицинских отходов, кашпо и ящики для рассады - предприятиям, занимающимся озеленением и т.д.);

3) разработать экономические стимулы для привлечения субъектов малого предпринимательства в сферу переработки вторичного сырья в продукцию, востребованную в регионе и пользующуюся спросом у населения;

4) разработать систему государственного (муниципального) заказа на продукцию из вторичных материальных ресурсов и отходов производства (изготовление пляжного оборудования, парковой и садовой мебели, малых архитектурных форм для парков и набережных, изготовление инвентаря и инструментов и проч.).

1.1.3. Применение двухступенчатой системы сбора ТБО
с использованием мусороперегрузки и сортировки


Создание межмуниципальных производств по переработке вторичного сырья может привести к увеличению дальности перевозки транспортируемых отходов.
Как показывает практика, при дальности вывоза ТБО больше 20 км значительный экономический и экологический эффект может быть получен при внедрении двухступенчатой системы транспортировки отходов с использованием мусороперегрузочных станций и большегрузных мусоровозов.
Еще большего эффекта можно достичь, используя предварительную сортировку отходов, извлекая из них утильные фракции (стекло, бумагу, металл, пластик и др.) для дальнейшей переработки. При организации на пункте перегрузки ТБО сортировки отходов объем вывоза ТБО будет дополнительно сокращаться, так как объем подлежащего вторичной переработке сырья оценивается в зависимости от сезона до 50% от общего количества поступающих отходов. Таким образом, ресурсная часть отходов возвращается в производство, а также достигается как экономический, так и экологический эффект.
На территории Московской области технология мусороперегрузки не реализована.
Указанная технология не противоречит ни с одной из существующих технологий переработки ТБО, напротив, повышает их эффективность. Именно сортировка и прессование могут являться основой построения экологически безопасной и высокодоходной системы утилизации ТБО.

1.2. Сельскохозяйственные отходы


К сельскохозяйственным отходам относят: органические отходы животноводства, полеводства и тепличных хозяйств, отходы перерабатывающих сельскохозяйственных производств, а также, применяемые в полеводстве удобрения и интексициды. Ежегодно на территории Московской области образуется до 2 млн. т сельскохозяйственных отходов. К числу наиболее распространенных и опасных в экологическом отношении относятся отходы содержания животных и птиц, в том числе: помет птичий свежий, навоз от свиней свежий. При хранении и обработке навоза и помета в навозохранилищах в ходе биохимических превращений образуются дурно пахнущие газы и такие вредные вещества, как аммиак, амины, нитраты и др. Стоки от навозохранилищ при поступлении в водоемы неизбежно нарушают экологическое равновесие и значительно ухудшают органолептические свойства воды. Часть стоков оседает в местах выпуска, разлагается в бескислородной среде с образованием дурно пахнущих газов. Основными известными методами переработки сельскохозяйственных отходов являются: компостирование - сбраживание навоза совместно с отходами растениеводства; вермикомпостирование навоза с помощью колоний дождевых червей; термическая или вакуумная сушка навоза и помета с получением сухого концентрированного удобрения; анаэробное сбраживание в реакторах с целью получения биогаза.
Для формирования системы управления сельскохозяйственными отходами необходимо:

1) в составе Программы подготовить подпрограмму, направленную на полную переработку сельскохозяйственных отходов, в том числе с развитием альтернативной энергетики. В программу необходимо включить мероприятия по переоборудованию навозохранилищ, реабилитации грязных земель;

2) разработать нормативно-правовую базу, способствующую поддержке фермерских хозяйств, использующих альтернативную энергетику;

3) установить срок, в течение которого животноводческие фермы и птицефермы должны быть оборудованы системами для переработки отходов.

1.3. Отходы от водоподготовки, обработки сточных вод
 и использования воды


Под отходами от водоподготовки, обработки сточных вод и использования воды понимаются осадки сточных вод (далее - ОСВ), образующиеся при очистке сточных вод на очистных сооружениях и станциях аэрации. Только по официальным данным в Московской области накоплено более 120 млн. т неутилизированных ОСВ, ежегодно эта цифра увеличивается на 14-20 млн. т, суммарная площадь иловых полей превысила 700 га. Почти все организации, занимающиеся эксплуатацией очистных сооружений, являются муниципальными, имеют программы по капитальному ремонту и реконструкции очистных сооружений. Однако из-за недостатка финансовых средств работы выполняются не в полной мере.
Наряду с высокой микробной загрязненностью и зараженностью тяжелыми металлами ОСВ характеризуются наличием значительного количества макро- и микроэлементов, в первую очередь это азот, фосфор и калий, а также цинк, марганец, медь, молибден в количествах, оптимальных для использования в растениеводстве. При этом одна тонна сухого вещества, после определенной технологической подготовки (уничтожения микробной и бактериальной среды и детоксикации тяжелых металлов), эквивалентна 100 кг комплексного минерального удобрения типа нитрофоски. Кроме того, ОСВ могут быть использованы как рекультивационные грунты, а также в качестве источника для получения электрической и тепловой энергии.
При формировании системы управления ОСВ на территории Московской области следует максимально использовать их энергетический и органоминеральный потенциал. Для этого предлагается:

1) провести обследование и инвентаризацию всех очистных сооружений на территории области;

2) разработать и реализовать программу реконструкции очистных сооружений с внедрением современных эффективных технологий утилизации ОСВ;

3) разработать и реализовать программу эффективного удаления и переработки ОСВ в органоминеральные удобрения, грунты и для получения энергии.

1.4. Медицинские отходы


Под медицинскими отходами (далее - отходы ЛПУ) понимаются все виды отходов, образующихся в больницах, поликлиниках, диспансерах, станциях скорой медицинской помощи, станциях переливания крови, учреждениях длительного ухода за больными, научно-исследовательских институтах и учебных заведениях медицинского профиля, ветеринарных лечебницах, аптеках, фармацевтических производствах, оздоровительных учреждениях, санитарно-профилактических учреждениях, учреждениях судебно-медицинской экспертизы, медицинских лабораториях. По экспертным оценкам на территории Московской области ежегодно образуется до 150 тыс. т отходов ЛПУ.
К отходам, образующимся на территории лечебно-профилактического учреждения, в зависимости от класса опасности предъявляются различные требования по сбору, хранению и транспортированию.
Для снижения негативного влияния отходов ЛПУ, а также в целях урегулирования отношений, возникающих между организациями в процессе сбора, транспортировки, уничтожения данного вида отходов необходимо:

1) провести инвентаризацию образующихся отходов, ввести учет объемов образования, накопления и вывоза отходов, иметь документальное подтверждение размещения отходов в установленных местах;

2) согласовать с органами Госсанэпиднадзора условия временного накопления отходов ЛПУ в зависимости от возможностей каждого лечебного учреждения;

3) уничтожение отходов, содержащих фармацевтическую продукцию, осуществлять только на специальных установках с оформлением соответствующей документации по согласованию с органами Госсанэпиднадзора и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды;

4) обеспечить специализированные автотранспортные предприятия соответствующими автомобилями и возложить на эти предприятия вывоз отходов ЛПУ.
Необходимы разработка и утверждение на уровне муниципального образования положения о порядке сбора, временного хранения, транспортировки, обезвреживания и размещения отходов ЛПУ. Изготовление тары для хранения и удаления отходов ЛПУ следует предусмотреть из вторичных материальных ресурсов на основании областного (муниципального) заказа.

1.5. Биологические отходы


В соответствии с "Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденными Минсельхозпродом Российской Федерации 18.07.1995 № 13-7-2/135, под биологическими отходами понимаются: трупы животных и птиц, в том числе лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и других объектах. Ежегодно на территории Московской области образуется до 15 тыс. т биологических отходов.
В соответствии с законодательством биологические отходы подлежат утилизации путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах), обеззараживания в биотермических ямах, уничтожения сжиганием или, в исключительных случаях, захоронения в специально отведенных местах.
В соответствии с федеральными нормативными актами выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местного самоуправления и согласуют его с органом Госсанэпиднадзора. Скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет, остальные являются объектами муниципальной собственности.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с требованиями вышеуказанных санитарных правил возлагается на органы местного самоуправления, либо на руководителей организаций, в ведении которых они находятся.
Для обеспечения безопасного обращения с биологическими отходами предлагается:

1) обеспечить строгий учет образующихся биологических отходов и контроль за их размещением;

2) обеспечить автотранспортные предприятия специальными автомобилями для транспортировки биологических отходов;

3) уничтожение биологических отходов осуществлять только на специальных установках с оформлением соответствующей документации по согласованию с органами Госсанэпиднадзора и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

1.6. Отходы строительства и сноса


Под отходами строительства и сноса (далее - строительные отходы) понимаются отходы строительства (реконструкции, ремонта) и сноса, образующиеся в процессе строительства нового и сноса ветхого жилого фонда. Состав строительных отходов весьма разнообразен, и, как показывает практика, в них присутствуют весьма вредные вещества, такие как асбест, отвальный материал с повышенной радиоактивностью, битум, гудрон, краски и др. По предварительной оценке, объемы образования отходов строительства, ремонта и сноса на территории Московской области составляют порядка 1 млн. т.
Одним из вариантов учета и контроля за образованием, переработкой и размещением строительных отходов может стать разработка порядка обращения с отходами строительства и сноса с учетом санитарно-экологических требований и требований радиационной безопасности, а также в соответствии с принципами наиболее полного использования ресурсных компонентов.
Порядок обращения со строительными отходами в Московской области должен быть разработан и утвержден Правительством Московской области. При формировании системы управления строительными отходами на территории Московской области предлагается:

1) разработать и реализовать подпрограмму сбора и переработки отходов строительства и сноса;

2) ввести в состав проектной документации на строительство дополнительного раздела - Технологического регламента процесса обращения со строительными отходами;

3) установить требования к местам временного хранения строительных отходов на объектах их образования с учетом осуществления их раздельного сбора и складирования;

4) вести банк данных по отходам строительства и сноса.

1.7. Отходы потребления транспортных средств и бытовой техники


Отходами потребления транспортных средств являются:
снятые с эксплуатации, механически поврежденные, брошенные и разукомплектованные транспортные средства: кузова легковых, грузовых, специальных автомобилей, автобусов, подвижной состав железных дорог, плавучие средства, авиационная техника, сельскохозяйственные и строительно-дорожные машины, полуприцепы;
не подлежащие к использованию компоненты транспортных средств: двигатели, шасси, шины, электрооборудование, включая аккумуляторы и электролиты, подшипники качения, оборудование для технического обслуживания и ремонта транспортных средств, другие агрегаты и узлы;
расходуемые в процессе использования транспортных средств и бытовой техники конструкционные и эксплуатационные материалы;
отходы эксплуатации и переработки техники, промасленные ветошь и опилки, осадок очистных сооружений оборотного водоснабжения транспортных предприятий.
Отходами потребления бытовой техники являются:
не подлежащие к использованию холодильники, стиральные и швейные машины, кухонные плиты, телевизоры, магнитофоны, музыкальные центры, компьютеры, телефоны.
Ежегодное количество отходов потребления транспортных средств по Московской области составляет порядка 103 тыс. автомобилей. Расчеты показывают, что к 2007 году объемы различных материалов, образующихся при эксплуатации автомобилей и попадающих в отходы, могут возрасти в 1,2-1,5 раза. По оценкам специалистов, население, проживающее на территории Московской области, ежегодно выбрасывает около 12 тыс. т бытовой техники. В связи с прогнозируемым удвоением ВВП к 2010 году объемы подлежащей утилизации бытовой техники могут возрасти в 1,6 -1,8 раза.
С целью снижения вредного воздействия отходов, образующихся при эксплуатации автотранспорта, на экологическую обстановку в Московской области необходимо принять ряд мер, в том числе:

1) разработать пакет нормативных правовых актов для обеспечения деятельности по выявлению, учету, сбору и транспортировке транспортных отходов;

2) проработать с промышленными предприятиями Московской области возможность создания на их базе технологических линий по переработке транспортных отходов;

3) выделить площадки для временного хранения и сортировки отходов потребления транспортных средств;

4) создать специализированное предприятие или возложить на имеющиеся предприятия функции по обращению с отходами потребления транспортных средств;

5) разработать документ, регламентирующий отношения собственника отходов потребления транспортных средств с подобными предприятиями, в частности, по вопросам оплаты их услуг;

6) разработать специальную подпрограмму по обращению отходами потребления транспортных средств и бытовых отходов.

1.8. Крупногабаритные отходы


Одной из проблем, особенно остро проявившихся в последние годы, стали крупногабаритные отходы (далее - КГО). В соответствии с "Классификационным каталогом отходов потребления", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786, к крупногабаритным отходам относятся те отходы, сумма трех измерений которых составляет 35 см и более. Однако здесь под КГО будем понимать отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, утративших свои потребительские свойства: мебель, торговое оборудование, велосипеды, коляски и т. п. В последние годы в связи с бумом покупательского спроса на подобные товары новых поколений и снижением потребности в комиссионных товарах возросло и количество выбрасываемых предметов домашней утвари, оборудования и т. д. Эти отходы требуют особого подхода, поскольку, во-первых, они не помещаются в стандартные контейнеры для мусора, а во-вторых, они содержат большое количество утильных компонентов, требующих специального извлечения из состава изделия.
Для сбора КГО отводятся специальные места на контейнерных площадках, временно КГО могут размещаться на тех же площадках, что и отходы потребления транспортных средств.
Для решения вопроса обращения с КГО требуется разработка специальной подпрограммы.


1.9. Отходы садово-дачных кооперативов


По оценкам специалистов ежегодно на территории садово-дачных кооперативов Московской области образуется порядка 300 тыс. т отходов.
По состоянию на текущий момент сбор и вывоз отходов из садово-дачных массивов практически не осуществляется. Проблемы заключаются в том, что, во-первых, установка контейнеров и вывоз мусора требуют финансовых затрат со стороны садово-дачных кооперативов, на которые они идти не готовы, а во-вторых, установка контейнеров для сбора отходов вследствие узких проездов внутри массивов дач возможна только у въездов на их территорию, выносить мусор на большие расстояния от своих участков многие дачники не будут.
ТБО данных массивов имеют определенную специфику:
многие дачники на своих участках устраивают компостные ямы для получения органических удобрений, поэтому пищевые отходы они утилизируют прямо на своей территории;
древесные отходы (обрезь, листва) в основном дачниками сжигаются с целью получения минеральной подкормки в виде золы; сжигается, как правило, и бумага;
в составе отходов садово-дачных кооперативов значительный объем занимает пластик - бутылки, укрывные пленки и т. д.
Особую проблему составляют остатки химикатов (удобрений, пестицидов) и тара из-под них, а также остатки красок и растворителей. Эти вещества относятся к опасным в экологическом и санитарно-гигиеническом отношении, их нельзя смешивать с бытовыми отходами. Сейчас эти отходы зачастую выбрасываются рядом с территориями садово-дачных кооперативов, их разносит ветром и размывает осадками, они попадают в почву и грунтовые воды.
Для формирования системы управления отходами садово-дачных кооперативов предлагается:

1) выделять места для устройства контейнерных площадок и установки контейнеров для сбора отходов, в том числе крупногабаритных;

2) вести постоянную разъяснительную работу с владельцами дач и руководством садово-дачных кооперативов о недопустимости бесконтрольного обращения с отходами и необходимости централизованного сбора и вывоза отходов с территории садово-дачных кооперативов;

3) организовать муниципальный контроль за санитарным состоянием садово-дачных кооперативов;

4) для стимулирования установки мусорных контейнеров и заключения договоров на вывоз мусора снижать садово-дачным кооперативам плату за землю;

5) устанавливать отдельные контейнеры для сбора опасных отходов - пестицидов, удобрений и т. д.;

6) дважды в год - весной и осенью - в определенные, заранее анонсированные дни организовывать массовый вывоз отходов с территорий садово-дачных кооперативов.

1.10. Изделия, устройства, приборы, потерявшие потребительские
 свойства и содержащие ртуть


Изделия, устройства, приборы, потерявшие потребительские свойства и содержащие ртуть (далее - ртутьсодержащие приборы) представляют собой чрезвычайно токсичные вещества. По современной классификации они относятся к 1 классу опасности.
Законодательством Российской Федерации запрещается вывоз ртути и ее отходов, а также ртутьсодержащих приборов на свалку и другие не согласованные места. Прием от предприятий, организаций, учреждений металлической ртути, неисправных люминесцентных и дугоразрядных ламп, других ртутьсодержащих приборов и материалов и их утилизация, а также демеркуризация загрязненных ртутью помещений и территорий на территории Московской области осуществляется такими предприятиями, как ООО "Экорецикл", ООО "Мерком" и др. Однако система сбора ртутьсодержащих материалов на территории Московской области не организована.
Для улучшения ситуации предлагается разработать порядок сбора ртутьсодержащих отходов на территории Московской области.



1.11. Недоброкачественные пищевые продукты


Проблема выявления и утилизации просроченных, испорченных и зараженных болезнетворными микробами продуктов стоит в настоящий момент очень остро. Зачастую испорченные продукты попадают в бытовые отходы, и не исключается возможность их изъятия и реализации на неорганизованных рынках, что может привести к вспышкам инфекционных заболеваний населения. Необходима система жесткого контроля и учета, а также создание комплексов по обезвреживанию и утилизации таких продуктов.


1.12. Пестициды и агрохимикаты


Пестициды - химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (делеканты). По оценкам специалистов, на территории Московской области накоплено порядка 300 тыс. т пестицидов и агрохимикатов с просроченными сроками действия.
Агрохимикаты - удобрения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки растений.
Пестициды и агрохимикаты довольно широко используются на территориях муниципальных образований Московской области - на элеваторах и продуктовых складах, в теплицах и парниках, в торговых точках и жилом секторе для борьбы с грызунами, насекомыми и т. д.
Пестициды и агрохимикаты являются токсичными веществами 1 и 2 класса опасности и требуют особых мер безопасности.
Пришедшие в негодность пестициды в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.1077-01 "Гигиенические требования к хранению, применению, транспортировке пестицидов и агрохимикатов" должны обезвреживаться с использованием высокотемпературных (плазменных) установок.
В настоящий момент пестициды хранятся в специальных контейнерах и изолированных картах для последующего обезвреживания.
Предприятия, занимающиеся изготовлением, применением или транспортировкой пестицидов и агрохимикатов, должны руководствоваться в своей деятельности Федеральным законом от 19.07.1997 г. № 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" и санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.1077-01 "Гигиенические требования к хранению, применению, транспортировке пестицидов и агрохимикатов".
Не решены проблемы, связанные с бесконтрольным использованием пестицидов и агрохимикатов населением в быту, дачниками, а также частными предпринимателями. Эти категории пользователей выбрасывают остатки использованных препаратов, тару и упаковку от них, а также испорченные (просроченные) вещества в мусорные контейнеры, что ведет к негативным экологическим и санитарно-гигиеническим последствиям.
Управление данным видом отходов должно быть направлено на предотвращение ситуаций, связанных с их безопасным обращением. Для этого необходимо:

1) создание на территории области системы комплексных приемных пунктов для сбора и переработки чрезвычайно опасных отходов, в которых предусмотреть возможность приема ими пестицидов и агрохимикатов, а также упаковки и тары из-под них, с соблюдением всех санитарно-гигиенических требований;

2) создание перерабатывающих (обезвреживающих) производств;

3) вести постоянную разъяснительную и просветительскую работу с населением.

1.13. Отходы производства


В соответствии с федеральным законодательством ответственность за экологически безопасное обращение с отходами производства лежит на юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, являющихся их собственниками. Общий объем ежегодно образуемых на предприятиях Московской области отходов составляет порядка 3 млн. т.
Отходы производства, образующиеся на предприятиях Московской области, многообразны по составу. Существенно различаются объемы их образования и накопления на предприятиях: от килограммов и литров до десятков и сотен тонн, в зависимости от специфики деятельности предприятия. Состав и количество отходов меняются в зависимости от технологии производства, выпуска новой продукции или рыночной конъюнктуры.
Многообразие видов отходов, нестабильность их составов и свойств, широкий диапазон объема образования обуславливает сложность решения проблемы их обезвреживания. В результате многие предприятия либо хранят их на своей территории, либо осуществляют неорганизованный вывоз отходов, создавая несанкционированные свалки, либо используют для этих целей существующую систему вывоза ТБО.
Переработку и обезвреживание отходов производства необходимо рассматривать в качестве одной из основных задач, возложенных законодательством на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе деятельности которых образуются отходы производства. Необходимо по примеру стран ЕС законодательно предусмотреть ответственность производителей за утилизацию образовавшихся у них отходов. Однако с учетом размещения значительного числа промышленных площадок в непосредственной близости от жилой застройки, а также многообразия видов отходов решение проблемы их переработки и захоронения невозможно без участия и контроля со стороны муниципального образования (нескольких муниципальных образований).
Кроме того, необходимо организовать информационную поддержку деятельности по коммерческому обращению отходов между промышленными предприятиями. Создание информационной базы данных по отходам, образующимся на предприятиях и являющихся потенциальным сырьем для других производств, могло бы способствовать решению проблемы промышленных отходов не только с позиций санитарно-гигиенических, но и с позиций ресурсосбережения.


2. Развитие рынка вторичных ресурсов


Одним из показателей, определяющих эффективность системы обращения с отходами, является степень их утилизации.
В настоящее время существует ряд отечественных и зарубежных технологий по первичной сортировке твердых бытовых и приравненных к ним отходов, а также ручного и механизированного разделения на предприятиях по их переработке, что позволяет выделять такие ценные компоненты отходов, как черные и цветные металлы, бумагу, пластмассу, стекло и др.
Таким образом, уже на сегодняшнем уровне технологии утилизации имеется возможность практического использования около 40-50% ТБО.
Для значительного увеличения объемов переработки и использования вторичного сырья необходимо проведение комплекса организационных мероприятий, которые позволили бы создать эффективно действующий рынок отходов, вторичного сырья и изделий из вторичного сырья. В комплекс организационных мер для создания индустрии по переработке отходов войдут:

1) организация системы центров сбора и первичной обработки отходов;

2) создание нормативно-правовой базы, обязывающей юридические и физические лица осуществлять раздельный сбор и вывоз отходов в центры сбора и первичной обработки;

3) разработка и внедрение системы государственного (муниципального) заказа на использование изделий из отходов и вторичных материалов в городском хозяйстве;

4) создание системы финансовой и технологической поддержки, а также стимулирования субъектов малого и среднего бизнеса в сфере обращения с отходами;

5) разработка системы расценок на вывоз отходов на пункты сбора в зависимости от количества отходов, их типа, степени загрязненности механическими примесями и остатками упаковочных материалов;
При выборе проектов первоочередное внимание должно уделяться экологической безопасности, максимальной степени утилизации и повторному использованию ресурсов, механизации и автоматизации процессов производства.

3. Воспитание экологической культуры населения и обучение
 безопасному обращению с отходами


Реализация комплекса мер, направленных на усовершенствование обращения с отходами производства и потребления, невозможна без участия как руководителей производства, ученых и специалистов, так и жителей Московской области.
Одной из причин, затрудняющих осуществление экологически безопасного и экономически эффективного обращения с отходами, является то, что руководители различных уровней зачастую не осознают важности грамотного решения проблемы обращения с отходами, образующимися в процессе производства, либо идут на поводу сиюминутных экономических интересов и избавляются от отходов наиболее дешевым способом, нарушая требования по обращению с отходами. Для улучшения ситуации помимо жесткого контроля за субъектами, образующими отходы, необходимо вести целенаправленную просветительскую деятельность по формированию у них грамотного и ответственного подхода к обращению с отходами.
С целью внедрения передового опыта и новых технологий в области обращения с отходами и развития переработки вторичного сырья имеет смысл регулярно организовывать и проводить конференции, "круглые столы", выставки соответствующей тематики.
Помимо этого необходимо развитие непрерывного экологического образования, ориентированного на развитие навыков рационального природопользования, внедрение передовых методов обращения с отходами.
Необходимо вовлечение жителей Московской области в систему экологического просвещения. Невозможно без проведения соответствующей подготовки и разъяснительной работы среди населения организовать раздельный сбор отходов. Нужно довести до каждого жителя Московской области информацию о том, какие экологические и экономические результаты дает раздельный сбор бытовых отходов, как он будет осуществляться (какие виды отходов будут собираться в отдельные контейнеры, чем отличаются контейнеры для бумаги, пластика и других видов отходов и т.д.).
Для обучения населения грамотному обращению с отходами полезно создание научно-популярных фильмов, издание и распространение листовок, буклетов и других информационных материалов, рассказывающих об экологических и экономических аспектах обращения с отходами, формирующих у населения интерес к проблемам охраны окружающей среды от негативного воздействия отходов. Осознание жителями Московской области своей возможности влиять на состояние окружающей среды, участвовать в реальном ресурсосбережении позволит сделать раздельный сбор бытовых отходов наиболее полным и эффективным.
Полезно осуществление показательных акций по раздельному сбору отходов в период проведения конкурсов, праздников, например, Дней города: установка в местах массовых гуляний контейнеров с броскими надписями "Для бумаги", "Для пластиковых бутылок" и т.п., установление рекламных щитов, разъясняющих цели и смысл проведения акции по раздельному сбору отходов.
При использовании в городском хозяйстве продукции из вторичного сырья необходимо снабжать эти изделия (например, пляжное оборудование, тару и упаковку, кашпо и пр.) соответствующими наклейками, этикетками, надписями - "Изготовлено из вторичного сырья". Это даст возможность наглядно продемонстрировать людям, что раздельный сбор отходов и переработка вторичного сырья имеют реальный смысл, ведут к ресурсосбережению и охране окружающей среды, что позволит снизить скептическое отношение некоторой части населения к идее рационального отношения к отходам.


V. Информационно-аналитическое обеспечение


В задачу информационно-аналитического обеспечения Программы входят сбор, анализ и обобщение данных в сфере обращения с отходами (сбор, транспортировка, размещение, переработка). Для решения данной задачи необходимо привлечь исполнительные органы государственной власти Московской области, федеральные территориальные органы, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, субъекты, образующие отходы.
Сведение всей этой информации в единый банк дало бы возможность проверять достоверность данных путем сравнения информации из различных источников, восстанавливать недостающие данные косвенным путем.
Для сбора первичной информации у хозяйствующих субъектов должны быть разработаны формы документов (или использованы имеющиеся), в которых бы отражались данные по количественному и качественному составу образующихся у них отходов, технологиям их обезвреживания и переработки. В банк данных должны быть также включены основные методы переработки отходов на основе отечественного и зарубежного опыта.
На основе собранной и проанализированной информации разрабатывается комплексная схема размещения объектов сбора, переработки и обезвреживания отходов на территории Московской области в соответствии с Генеральным планом развития Московской области. Комплексная схема размещения объектов разрабатывается с учетом эколого-градостроительного каркаса Московской области, а также с учетом как существующего уровня развития промышленности Московской области, так и ее потенциала.

VI. Разработка и реализация единой комплексной системы управления
в сфере обращения с отходами производства и потребления


В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона Московской области № 16/99-ОЗ "О Правительстве Московской области" Правительство Московской области обеспечивает реализацию государственной политики в сфере обращения с отходами производства и потребления.
За Министерством экологии и природопользования Московской области закреплены функции по осуществлению государственного экологического контроля с ТБО, за соблюдением законодательства в области обращения с ТБО и за принятием мер по устранению нарушений законодательства в области обращения с ТБО.
Для реализации поставленных Программой задач считаем необходимым создание центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, отвечающего за сферу обращения с отходами, на который будут возложены обязанности по созданию единой системы комплексного управления отходами производства и потребления и основными полномочиями которого станут:

1) реализация скоординированной с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Московской области экологической политики в сфере обращения с отходами;

2) осуществление координации деятельности в сфере обращения с отходами органов государственной власти Московской области;

3) осуществление взаимодействия с органами государственной власти иных субъектов Российской Федерации, в том числе с городом Москвой, по вопросам обращения с отходами;

4) осуществление взаимодействия с юридическими лицами, с предприятиями малого, среднего и крупного бизнеса, с целью ориентации их на предотвращение образования отходов и максимального вовлечения их в хозяйственный оборот, развития чистых производств;

5) использование рыночных сил для создания индустрии переработки отходов производства и потребления и формирование спроса на продукцию, изготовленную из отходов;

6) разработка предложений по государственной поддержке производств, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами и способствующих созданию новых рабочих мест;

7) оказание органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области методической и методологической поддержки по вопросам реализации экологической политики в сфере обращения с отходами на территории Московской области;

8) установление муниципальным образованиям Московской области экономически обоснованных количественных показателей по снижению объемов захоронения отходов и вовлечению их в хозяйственный оборот. Утверждение перечня отходов, рекомендуемых для вторичного использования, его периодическая корректировка;

9) на основании соглашений органов государственной власти Московской области с федеральными органами исполнительной власти, участие в организации информационного банка данных по обращению с отходами на территории Московской области;

10) организация разработки и контроль за исполнением областных целевых программ Московской области по обращению с отходами производства и потребления;

11) в соответствии с представленными полномочиями осуществление права акционера открытых акционерных обществ в сфере обращения с отходами;

12) разработка и утверждение типовой формы договора на комплексное природопользование;

13) определение мер экономического стимулирования, способствующих максимальной утилизации и рециклингу отходов;

16) администрирование, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

VII. Экономические показатели реализации программы


По экспертной оценке, для нормального функционирования системы обращения с отходами производства и потребления в Московской области должны быть созданы системы сбора, переработки, обезвреживания и захоронения отходов: установка контейнеров и приобретение мусоровозов, строительство мусоросортировочных (мусороперегрузочных) станций, возведение объектов термической обработки отходов и объектов захоронения.
Для организации раздельного сбора в масштабе всей области потребуется порядка 50 тыс. штук контейнеров. При средней стоимости одного контейнера 5 тыс. рублей общие затраты на приобретение контейнеров составят 250 млн. рублей. Парк мусоровозов должен составить не менее 100 единиц. При стоимости одного мусоровоза 1,4 млн. рублей общие затраты на приобретение мусоровозов составят 140 млн. рублей.
Программой Правительства Московской области "Утилизация и переработка бытовых отходов на территории Московской области на период 2004-2010 годов" предполагается строительство 35 мусоросортировочных станций, с производительность каждой 100 тыс. т в год. Программа носит инвестиционный характер.
Для термического обезвреживания остаточных отходов потребуется, как минимум, 10 установок по их газификации, разработанных Институтом проблем химической физики РАН (г. Черноголовка). При средней стоимости одной установки 420 млн. рублей общие затраты на приобретение и монтаж установок составят 4,2 млрд. рублей.
По экспертной оценке дополнительные мощности для полигонного депонирования отходов в Московской области составляют порядка 100 га.
При средней стоимости 1м(2) полигона 5 тыс. рублей общие затраты на строительство полигонов могут составить 5,6 млрд. рублей.
Итоговые затраты по указанным статьям составят около 10,2 млрд. рублей. Предполагается, что половина этой суммы будет получена из внебюджетных источников. Тогда затраты на реализацию Программы из бюджета Московской области составят порядка 5 млрд. рублей.
Компенсация этих затрат возможна за счет платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Так платежи, поступающие за размещение отходов от предприятий города Москвы на территории Московской области, могут составить порядка 4,7 млрд. рублей. Платежи за размещение отходов, поступающих от предприятий Московской области могут составить около 6,4 млрд. рублей. Суммарные планируемые поступления от платы за негативное воздействие могут составить порядка 11,1 млрд. рублей.
Данные затраты позволят ежегодно перерабатывать и размещать: отходы от селективного сбора - 1,8 млн. т, от сортировки отходов - 400 тыс. т, от термической переработки отходов - 500 тыс. т, от захоронения отходов - порядка 1 млн. т. Итого: 3,7 млн. т отходов, что составляет около 80% от ежегодно образуемых на территории области ТБО.
По самым минимальным оценкам, переработка утилизируемых компонентов ТБО позволит получить прибыль в размере 1500 рублей за тонну. При условии, что 2 млн. т ТБО будет подвергнуто тем или иным видам утилизации, годовой доход только по этой статье составит 3 млрд. рублей. При термической переработке 500 тыс. т ТБО за счет тепла продуктов сгорания возможно создание мощностей по производству электроэнергии в количестве 20 МВт. При стоимости 1 Квт-часа электроэнергии в 1 рубль годовая выручка от продажи электроэнергии составит 170 млн. рублей.
В связи с предстоящим введением в Российской Федерации Системы экологического менеджмента (ИСО 14000) в рамках вступления в ВТО ответственность за управление отходов производства будут нести предприятия. По этой причине в Концепцию не вошли экономические показатели по этому виду отходов.
Поскольку достоверные сведения по объемам образования отходов, их видам и наличию мощностей по переработке отходов на территории Московской области отсутствуют, приведенный расчет является предварительным и требует уточнения.

VIII. Ожидаемые результаты реализации Программы  


Разработка и реализация Программы позволит решить следующие задачи:

1. Улучшить социально-экономическую и экологическую обстановку в Московской области, способствовать созданию дополнительных рабочих мест.

2. Повысить рекреационный потенциал Московской области и уровень условий проживания населения.

3. Разработать схему взаимодействия органов государственной власти Московской области и города Москвы в сфере обращения с отходами.

4. Разработать мероприятия отдельно по каждому виду отходов, образующихся (накопленных) в Московском регионе.

5. Разработать системы раздельного сбора отдельных видов отходов (шины, отработанные масла, аккумуляторы, люминесцентные лампы и т.д.).

6. Разработать механизм установления и достижения целевых показателей на использование вторичных ресурсов.

7. Разработать механизм экономического стимулирования для использования вторичных ресурсов.

8. Подготовить предложения по технологиям переработки и хранения ТБО.

9. Разработать комплексную схему размещения мест сбора, переработки и обезвреживания отходов с учетом Генерального плана развития Московской области.

10. Подготовить предложения по созданию комплексов по переработке и утилизации отходов, их первичной переработке и использованию в качестве альтернативных источников энергии.

11. Провести анализ и подготовить предложения по совершенствованию системы управления отходами.

12. Разработать перечень инвестиционных проектов в области переработки отходов производства и потребления, определить возможные источники и объемы финансирования.

13. Разработать обоснование привлечения инвестиций в строительство комплексов по переработке отходов производства и потребления на приоритетных территориях Московской области.

14. Разработать нормативные правовые акты, регламентирующие обращение с отходами на территории Московской области, их использование в качестве вторичного сырья и соответствующих методах контроля за образованием и размещением неперерабатываемых отходов.

15. Разработать тарифную политику в сфере обращения с отходами.

16. Способствовать созданию отрасли по переработке отходов и вовлечению их в хозяйственный оборот.

17. Способствовать освобождению территорий, занятых отработанными свалками и ликвидации накопленных промышленных отходов.

18. Сократить эмиссию парниковых газов в атмосферу, что будет способствовать реализации Киотского протокола на территории Московской области.
Реализацию мероприятий через Программу предполагается осуществлять в два этапа.
На первом этапе (2006-2008 годы): осуществляется сбор и анализ информации, характеризующей обстановку в сфере обращения с отходами на территории Московского региона, выявляются приоритетные проблемы, причины их возникновения, определяются заинтересованные в их решении организации, разрабатываются общая стратегия и политика в сфере обращения с отходами и программа мероприятий на ближайшие 10 лет, в которой выделяются первоочередные мероприятия до 2008 года, и организуется их выполнение.
На втором этапе (2009-2015 годы) осуществляется реализация мероприятий, включенных в Программу.

О Концепции проекта областной целевой программы "Обращение с отходами производства и потребления в Московской области на 2006-2015 годы"

Название документа: О Концепции проекта областной целевой программы "Обращение с отходами производства и потребления в Московской области на 2006-2015 годы"

Номер документа: 6/131

Вид документа: Решение Московской областной Думы

Принявший орган: Московская областная Дума

Статус: Действующий

Опубликован: Рассылка
Дата принятия: 02 марта 2005

Дата начала действия: 02 марта 2005