• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий

 
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО

от 20 октября 2004 г. N 06-21/18767


 О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ  



Управление Федеральной налоговой службы по Московской области по вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по использованию товара в рекламных целях сообщает следующее.
В соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), принятой Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ (подп. 28 п. 1 ст. 264), к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений, установленных пунктом 4 указанной статьи.
Согласно пункту 4 статьи 264 Кодекса к расходам организации на рекламу в целях главы 25 относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в т.ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании;
- расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах 2-4 настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Кодекса.
К расходам на участие в выставках, ярмарках, экспозициях следует относить расходы по оплате вступительных взносов, разрешений и т.п. для участия в подобных выставках.
Расходы, связанные с раздачей призов в рамках подобных рекламных мероприятий, подпадают под категорию расходов, ограниченных 1 процентом выручки от реализации. Следовательно, под указанное ограничение подпадают расходы, связанные с дегустацией рекламируемой продукции при участии в выставках, ярмарках. Таким образом, расходы по дегустации относятся в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль как затраты на рекламу при наличии документов, подтверждающих эти расходы, и эти затраты в обязательном порядке нормируются для целей налогообложения.
Далее следует отметить, что имеются особенности в рекламировании своей продукции путем ее бесплатной раздачи или дегустации. И здесь в зависимости от конкретных ситуаций могут быть разные налоговые последствия. А именно, когда детские сады и школы являются потенциальными заказчиками (покупателями). В данном случае не соблюдается одно из условий осуществления рекламной акции, а именно то, что рекламная информация предназначена для неопределенного круга лиц. Так как круг лиц ограничен, поскольку покупатели и заказчики являются конкретными лицами, то в данном случае речь идет о безвозмездной передаче имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Кодекса в целях исчисления налога на добавленную стоимость признается реализацией товаров (работ, услуг) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль.
Таким образом, если произведенная продукция передается для обеспечения рекламных мероприятий, расходы на которые нормируются для целей налогообложения налогом на прибыль, то при этом возникает налоговая база по налогу на добавленную стоимость, исчисляемая исходя из затрат на производство используемой в рекламных целях продукции, которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Кодекса операции по реализации товаров на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом в целях настоящей главы передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией этих товаров.
В соответствии со статьей 40 Кодекса для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Согласно пункту 2 статьи 40 налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при значительном колебании (более чем на 20% с 18.08.99 в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.
Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Рынком товаров, работ или услуг признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя реально и без значительных дополнительных затрат приобрести товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.
При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях.
При определении сопоставимости условий сделок с идентичными (однородными) товарами учитываются, в частности, такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.
При определении степени значимости колебания уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени, учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки, учитывающие факторы спроса и предложения на рынке товаров, работ или услуг.
К цене товаров, работ или услуг, указанной сторонами сделок, не применяются положения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, если указанные скидки вызваны, в частности, сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары, потерей товарами качества и иных потребительских свойств, истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров, маркетинговой (ценовой) политикой, в том числе при продвижении товаров, работ или услуг на новые для них рынки, при продвижении на рынке новых изделий, не имеющих аналогов, при предоставлении индивидуальных скидок новым потребителям, а также при реализации опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления потребителей с ними и в иных аналогичных случаях.
Учитывая изложенное, бесплатная, то есть безвозмездная передача товаров в рекламных целях по продвижению продукта на российском рынке посредством распространения продукции в детских садах, школах и других общественных местах среди детей дошкольного и школьного возраста, дегустация нового продукта в различных торговых точках России, а также использование товара для образцов подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Одновременно следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость в указанном случае определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса исходя из рыночных цен.



Заместитель руководителя
Управления Федеральной
налоговой службы
по Московской области Б.А. Курочкин

О налоге на добавленную стоимость

Название документа: О налоге на добавленную стоимость

Номер документа: 06-21/18767

Вид документа: Письмо УФНС России по Московской области

Принявший орган: Управление Федеральной налоговой службы по Московской области

Статус: Действующий

Опубликован: "Вестник московского бухгалтера" № 42, ноябрь 2004 г.
Дата принятия: 20 октября 2004

Дата начала действия: 20 октября 2004