• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

Р Е Ш Е Н И Е

25.02.2004 № 6/88


О концепции программы развития объектов малой энергетики и комплексов
по переработке твердых бытовых отходов в Московской области
 


Заслушав информацию Комитета по проблемам народно-хозяйственного комплекса и развитию инфраструктуры Московской областной Думы о ситуации, сложившейся в Московской области в связи с интенсивным строительством в муниципальных образованиях Московской области объектов жилищного и культурно-бытового назначения, и связанной с этим необходимостью решения вопросов их энергоснабжения, а также вопросов переработки твердых бытовых отходов, Московская областная Дума решила:

1. Согласиться с предложением Комитета по проблемам народно-хозяйственного комплекса и развитию инфраструктуры Московской областной Думы о необходимости разработки областной целевой программы развития объектов малой энергетики и комплексов по переработке твердых бытовых отходов в Московской области.

2. Предложить Губернатору Московской области Громову Б.В. при разработке областной целевой программы "Жилище, инженерная и социальная инфраструктура Московской области на 2004-2010 годы" учесть положения, содержащиеся в концепции программы развития объектов малой энергетики и комплексов по переработке твердых бытовых отходов в Московской области, подготовленной ЗАО "Московская областная энергетическая инвестиционная корпорация". (Приложение.)



Председатель
Московской областной Думы В.Е. Аксаков



Приложение к решению
Московской областной Думы
от 25.02.2004 № 6/88



Концепция программы
развития объектов малой энергетики и комплексов по переработке твердых бытовых отходов
 в Московской области в рамках областной целевой программы "Жилище, инженерная и социальная инфраструктура Московской области на 2004-2010 годы"
 


(Разработчик: ЗАО "Московская областная энергетическая инвестиционная корпорация")

Цель:

Комплексное решение проблемы обеспечения массового жилищного строительства экологически безопасными и комфортными условиями для проживания населения путем строительства современных, надежных и экономичных энергоисточников и мусороперерабатывающих комплексов с выпуском сопутствующей продукции.

Для реализации поставленной цели необходимо:
развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность приобретения жилья для граждан со средней платежеспособностью;
обеспечение устойчивого и эффективного функционирования и развития жилищно-коммунального комплекса Московской области;
развитие эффективной малой энергетики на базе газотурбинных и детандерных установок, ГЭС малой мощности и других альтернативных источников энергии, обеспечивающих энергетическую независимость потребителей Московской области, в сочетании с их экологической защищенностью путем строительства комплексов по переработке твердых бытовых отходов (далее - ТБО);
оптимизация тарифов за счет применения инновационных рыночных технологий купли-продажи произведенной на территории муниципальных образований Московской области электрической и тепловой энергии без использования дорогостоящих средств по передаче энергоносителей (мощных ЛЭП и тепломагистралей);
покупка более дешевой электроэнергии потребителям Московской области на конкурентном и регулируемом (ФОРЭМ) секторах биржи электроэнергии (НП "АТС");
обеспечение утилизации бытовых отходов городов и населенных пунктов Московской области с использованием новейших технологий с попутным получением экологически чистых строительных материалов, тепловой и электрической энергии для нужд населения;
обеспечение эффективного продвижения коммунальной реформы Московской области с организацией автоматизированного сбора и обработки информации по потреблению всех видов энергоресурсов и организацией билинга с упразднением дорогостоящего неструктурированного документального информационного потока;
реализация механизма международной продажи образующихся квот на загрязнения окружающей среды от строительства экологичных газотурбинных электростанций (Киотское углеродное соглашение по снижению эффекта парниковых газов).

Механизм "Реформирования электроэнергетики Московской области"  

1. Обеспечение энергетической независимости потребителей энергоресурсов Московской области от произвола крупных энергетических компаний.

2. Защитить интересы потребителей электроэнергии, расположенных на территории Московской области (особенно населения), при решении вопросов сдерживания цен на энергоносители, обеспечив устойчивое продвижение коммунальной реформы в Московской области.

Основные пути достижения цели:
Оценить перспективу опережающего развития электроэнергетики в Московской области для промышленного производства, ликвидации дефицита в энергоносителях с учетом демографической обстановки.
Максимально заполнить "нишу" собственной малой эффективной генерацией, основанной на комплексном использовании вторичных энергетических ресурсов и энергосберегающих технологий.

Это позволит:
продавать по более низким ценам своим потребителям электрическую энергию, производимую собственной генерацией;
осуществлять покупку недостающей электроэнергии непосредственно с оптового рынка по более низким ценам, чем на розничном;
обеспечить эффективную единую диспетчеризацию локальных энергоисточников, используя эффекты ночных, пиковых и полупиковых нагрузок генерации и потребления электроэнергии;
организовать сервисное обслуживание инфраструктуры вводимых и эксплуатируемых объектов электроэнергетики, включая автоматизированные системы коммерческого учета энергоносителей;
организовать единое диспетчирование и управление производством и потреблением энергоносителей в Московской области с единого центра управления.

Ожидаемые результаты:

1. Обеспечение установления уровня цен на электрическую и тепловую энергию для населения, без использования механизма перекрестного субсидирования, ниже среднего по Европейской части России на 15%;

2. Обеспечение устойчивого развития промышленного сектора Московской области на основе опережающего развития собственной дешевой генерации электрической энергии;

3. Обеспечение взаимосвязи с областными целевыми программами, связанными с реформированием жилищно-коммунального комплекса и экологией Московской области.

Реализация мероприятий Программы позволит:

опережающими темпами ликвидировать дефицит энергоресурсов путем создания новых энергоисточников;

уменьшить нагрузку на местные и областной бюджеты за счет снижения дотаций на содержание коммунального сектора в муниципальных образованиях - до 25%;
увеличить поступление налоговых сборов в местные бюджеты и Московскую область;
стоимость отпускаемой электроэнергии уменьшить относительно тарифа "Мосэнерго" - на 24%;

стоимость отпускаемой тепловой энергии уменьшить - на 20%;

за счет внедрения АСКУЭ и покупки электроэнергии с оптового рынка удешевить ее стоимость для потребителей Московской области - от 25 до 40%;

выработанной энергией обеспечить жилых площадей - 18 млн. м2;

уменьшить нагрузку на содержание коммунального сектора в муниципальных образованиях - на 25%;
на предприятиях создать квалифицированных рабочих мест - более 16000;
вернуть земли в хозяйственный оборот путем ликвидации полигонов ТБО - не менее 240 Га.

В Московской области наблюдается устойчивый рост дефицита выработки электроэнергии, который удается компенсировать за счет покупки ее на оптовом рынке электроэнергии - ФОРЭМ.
По итогам 2002 года для муниципальных образований Московской области было приобретено 1,5 млрд. КВт/ч, что составляет почти 10% от общего объема производства "Мосэнерго", а в 2003 году дефицит электроэнергии составил уже 2 млрд. КВт/ч.
ОАО "Мосэнерго" - монополист на энергорынке Москвы и Московской области, который при 13% росте тарифов на электроэнергию в 2004 году, установленном ФЭК России, не может обеспечить ввод требуемых энергомощностей. Кроме того, в Московской области сложилась катастрофическая ситуация, связанная с накоплением на ее территории твердых бытовых отходов (ТБО). Ежегодно в Московскую область ввозится около 10 млн. тонн ТБО.
По подсчетам Госсанэпиднадзора, сейчас в Московской области стихийными свалками (включая свалки ТБО Москвы) занято порядка 1,4 тыс. гектаров земельных угодий. Большинство из 58 полигонов построено без учета природоохранительных требований и реализации инженерных мероприятий, направленных на охрану окружающей среды. Объекты хранения ядовитых отходов не охраняются и разрушаются.
Для решения накопившихся и вновь возникающих энергетических и экологических проблем Московской области энергетической инвестиционной корпорацией (зарегистрирована в г. Одинцово Московской области), разработана концепция областной целевой программы развития объектов малой энергетики и комплексов по переработке ТБО в Московской области на 2004-2010 годы.
В рамках первого этапа реализации Программы планируется осуществить семь проектов в г.г. Серпухове, Красногорске, Звенигороде и др., объемы инвестирования которых составят около 230 млн. долларов США, и которыми предполагается ввести энергетических мощностей на менее 159 МВт., в том числе 20 МВт. и 328 Гкал/час - тепловой энергии на КТБО, что повлечет за собой уменьшение тарифов на потребляемые виды энергии для населения на 20% по сравнению с ценами ОАО "Мосэнерго", а также позволит перерабатывать 140 тыс. тонн ТБО в год.

В результате реализации только первого этапа Программы:
вводимыми мощностями будут обеспечены около 6 млн. м? жилья;
в Московскую область будут привлечены в течении 3-5 лет около 60 млрд. рублей внебюджетных инвестиций;
налог на построенную недвижимость составит около 2 млрд. рублей в год;
нагрузка на содержание коммунального сектора в муниципальных образованиях будет уменьшена почти на 25%;
на введенных в строй предприятиях будет создано 1500 рабочих мест, для всех работников планируется построить ведомственное жилье, а это около 300 тыс. м?;
экономия условного топлива составит около 500 тыс. т.у.т. в год, что позволит снизить дефицит газового топлива в муниципальных образованиях. Это сопоставимо с обеспечением электроэнергией и теплом города с населением не менее 150 тысяч жителей.


Основания для разработки концепции программы развития объектов малой энергетики
и комплексов по переработке твердых бытовых отходов в Московской области
и планируемые последствия ее реализации
 

Раздел I

Энергетика
 


В связи с интенсивным развитием строительства объектов жилищного и культурно-бытового назначения в муниципальных образованиях и районах Московской области остро возникает вопрос об энергоснабжении таких объектов и переработки уже накопившихся и вновь образующихся твердых бытовых отходов бытового и промышленного происхождения.
Энергоснабжение таких объектов по традиционной схеме от сетей "Мосэнерго" и "Мостеплоэнерго", как правило, требует неоправданных капитальных затрат со стороны инвесторов и заказчиков, а также органов местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с техническими условиями, выдаваемыми упомянутыми организациями, на присоединение к сетям, сопоставимых, как правило, со стоимостью строительства автономных источников энергоснабжения и в конечном счете приобретения электроэнергии и тепла по установленным высоким тарифам без учета произведенных затрат.
К сожалению, развитие рыночных отношений в области производства энергии и энергоснабжения, не смотря на все заверения монополистов-производителей, не наблюдается, да и практически невозможно, по предлагаемым ими "реформам", работающим на увеличение прибылей монополиста-производителя.
Указанные положения демонстрируются следующими факторами.
В настоящее время по указанным причинам наблюдается значительный перерасход природного газа для выработки электроэнергии и тепла в социально-коммунальной сфере энергетического комплекса Российской Федерации.
Природный газ обладает высокой теплотворностью и является по своей природе экологически чистым топливом. Однако, с сожалением надо констатировать, что при наличии современных, широко применяемых в Европе передовых технологий сжигания его в энергетических установках (схемы комбинированной выработки электроэнергии и тепла) и хорошей осведомленности о них энергетической общественности и научных структур, применение этих технологий в Российской Федерации практически отсутствует.
Особенно это касается жилищно-бытового и культурного секторов, а также зонального теплоснабжения городов, где электроэнергией потребители снабжаются за счет ТЭС, расположенных в черте города, а теплом за счет тех же ТЭС (ТЭЦ) или районных котельных, использующих устаревшие неэкономичные технологии.
Указанные положения приводят к непрерывному росту цен на отпускаемую электроэнергию и тепло, а при "реформе" энергетической отрасли и создании при этом конкурентного оптового рынка электроэнергии рост цен на отпускаемую электрическую и тепловую энергию становится непредсказуемым.
В связи с неоднородностью оснащения энергетических систем регионов России типом источников производящих электроэнергию (ГЭС, АЭС, ТЭС) и рассредоточением их на больших расстояниях друг от друга по территории (ГЭС- Сибирь, АЭС-Центр), а эти источники и составляют основную массу поставщиков на оптовом рынке, розничный же рынок снабжается через региональные АО-энерго за счет старых, неэкономичных тепловых электростанций, затраты на содержание сетей в значительной степени удорожают стоимость энергоносителей для конечного потребителя.
Таким образом, "рядовой" потребитель электроэнергии, а к ним относятся малые и средние предприятия, а также основная часть соцбытсектора, еще длительное время не будет зависеть от производителя дешевой энергии и не сможет воспользоваться механизмом рыночных отношений, т.е. приобретать электроэнергию у более дешевого производителя.
В связи с таким положением поиски возможностей снижения роста цен на энергоносители являются первостепенной задачей обеспечения социально-экономической безопасности населения и малого и среднего бизнеса, которые являются основным источником стабильности их платежеспособности, а значит и наполнения бюджета.
По тем же причинам тепловая энергия также будет расти в цене, в том числе по причине роста цен на газообразное топливо, ужасающего состояния тепловых сетей с их утечками теплоносителя и потерями тепла через изоляцию. Цены на их ремонт сопоставимы с их сооружением при низком эксплуатационном ресурсе.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие концептуальные выводы:

1. Электротеплоснабжение объектов жилья и соцкультбыта, энергоемких предприятий малого и среднего бизнеса в небольших городах, а также нового жилищного строительства целесообразно организовывать и развивать за счет строительства региональных (районных) источников, основанных на прогрессивных технологиях сжигания топлива и выработки электрической и тепловой энергии, дающих возможность повышения кпд энергоустановки до 60 %, а коэффициент использования топлива до 90%.

2. Вырабатывать электроэнергию в соответствии с объемом теплопотребления и отпускать ее потребителям области по более привлекательным ценам, по сравнению с энергосбытовыми компаниями, господствующими на "оптовом" рынке электроэнергии и рынке тепла. Избытки энергопотребления в локальном регионе реализовывать через механизм торговых отношений в соответствии с Правилами оптового рынка, принятыми Постановлением Правительства РФ. Это же касается и возможного дефицита энергоснабжения в отдельные пиковые часы.
К вышеупомянутым технологиям сжигания газообразного топлива и выработке при этом электрической и тепловой энергии относится в первую очередь парогазовые установки с комбинированным циклом (ПГЭУ), а также газотурбинные электростанции с котлами-утилизаторами. Кроме того, хорошую эффективность и прибыльность дают надстройки паровыми или газовыми турбинами на существующих районных и городских паровых котельных давлением 14-20 кгс/см?, в связи с чем специалистами - энергетиками г. Москвы совместно с турбостроительным заводом разработана программа "Кубань".

Внедрение вышеуказанных мероприятий позволит:

1. Снизить себестоимость выработки электроэнергии в 2 и более раз, а тарифы на электроэнергию против существующих на 30-50%;

2. Снизить себестоимость выработки тепловой энергии не менее, чем в 2 раза, а тарифы на отпускаемую тепловую энергию на 40-60%;

3. В 2-3 раза снизить эксплутационные затраты на тепловые и электрические сети.
И это при условии приобретения газообразного топлива по коммерческим (а не лимитным) ценам, которые в настоящий период составляют 1000 руб./1000 м? газа, а топливная составляющая в себестоимости энергии составляет 60%.
Из концепции можно сделать однозначный вывод о привлекательности данного проекта в случае его реализации, а так же других возможных проектов этого направления.
Кроме того, в случае реализации данного проекта (или ему подобного), будет реально создан альтернативный рынок энергии, который повлияет на упорядочение тарифов на энергоносители.
Из приведенного выше видно, что для решения проблем энергоснабжения нужна целенаправленная политика Правительства Московской области, для чего необходимо в первую очередь:

1. Разработать и утвердить комплексную программу строительства объектов жилья и соцкультбыта в Московской области с определением их потребности в электрической и тепловой энергии.
Дополнить программу перечнем энергообеспечивающих источников с указанием основного оборудования, для покрытия этой потребности.
Это необходимо сделать для опережающего проектирования и строительства энергоисточников, в связи с тем, что период проектирования, поставки заводами оборудования и строительства объекта занимает не менее 2,5-3 лет и, как разумеется, его хотя бы частичный ввод должен соответствовать началу сдачи в эксплуатацию объекта жилищного и (или) культурно-бытового назначения.

2. Определить в соответствии с п.1 годовую потребность в топливе (природный газ и (или) газотурбинное топливо) и принять программу для целевого выделения лимитов на топливо с установлением регулируемых цен, что снизит себестоимость вырабатываемой энергии, и тарифы по ее реализации будут соответствовать реальным доходам населения. Это создаст благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса.
Указанные мероприятия резко сократят неплатежи, связанные с оплатой энергии, и, как следствие, увеличат поступления в бюджет.

Раздел II

Утилизация твердых бытовых и промышленных отходов  


Традиционные способы накопления и хранения бытовых и промышленных твердых отходов отличаются отсутствием их сортировки по видам, материалам и их габаритам.
Накопление таких отходов, как правило, производится на площадях (свалках), не приспособленных и соответствующе не оборудованных для указанных целей.
В связи с отсутствием технологических предприятий по утилизации бытовых отходов количество их непрерывно увеличивается, что создает экологическую и социальную угрозу для регионов их расположения.
Поэтому созданы схемы утилизации, отличающиеся тем, что при одной имеется сортировка отходов по их видам и качеству при условии возможности реализации некоторых из них в качестве исходного сырья для получения конечной продукции, и без сортировки, когда такой возможности не имеется.
В дальнейшем отсортированные отходы, не подлежащие реализации, и отходы, сортировка которых невозможна, направляются для дальнейшей утилизации с сопровождающейся выработкой электрической и тепловой энергии, а также получением продукции бытового и промышленного назначения.
Такая практика имеет широкое распространение в Европе, в частности, Австрии, Чехии, Германии и др.
Российская Федерация также имеет такой опыт (Алтуфьевский специализированный завод № 2 г. Москвы).
Такая схема является актуальной в настоящее время, когда наблюдается потребность в недорогих, соответствующих реальным доходам населения и производства видах энергии и ликвидации экологической и социальной опасности практически всех городов и районов Московской области.
Опыт более чем 30-ти летней работы по обезвреживанию и утилизации твердых бытовых отходов позволили специалистам г. Москвы, занимающимся указанной проблемой, разработать теорию практического горения предназначенных для сжигания отходов и на этой основе технологическую схему, учитывающую специфические особенности, свойства и характеристики бытовых и подобных им промышленных отходов. В результате многолетних исследований создана безотходная технология тепловой электростанции, с помощью которой в каждом городе России можно добиться ликвидации существующих и предотвращения образования новых полигонов - одного из основных источников загрязнения и заражения окружающей среды.
Суть указанной технологии заключается в следующем.
Обезвреживанию подлежат все без исключения бытовые отходы, в том числе крупногабаритные (стиральные и швейные машины, холодильники кровати, в т. ч. металлические, и др.). При этом не исключается какая-либо предварительная сортировка с целью отбора так называемых "ценных" компонентов, заложенная в самой схеме дожига отходов.
Продуктами, получаемыми в результате дожига отходов, являются слитки черного и цветных металлов, высокопрочный гравий, бордюрный камень, строительные блоки, химически стойкая облицовочная стеклоплитка и др.
Ряд институтов имеют достаточный опыт, опирающийся на собственные и иностранные разработки для решения рассматриваемой проблемы.
Все предполагаемые объекты могут быть оснащены отечественным оборудованием, выпускаемым по заданиям проектно-конструкторских организаций. Сроки поставок такого оборудования от заводов изготовителей составляют 9-12 месяцев, поэтому с учетом сроков проектирования и строительства осуществление такого проекта занимает около двух лет.
Сроки окупаемости капиталовложений во внедрение технологий составляют около 6 лет.

Из вышесказанного следуют первоочередные задачи:

1. Разработать и утвердить комплексную Программу по ликвидации проблемы утилизации твердых отходов для возможности скорейшего заказа соответствующего оборудования.

2. Предусмотреть возможное совмещение энергоисточников для электротеплоснабжения объектов жилья и соцкультбыта с предприятиями по утилизации твердых бытовых отходов, вырабатывающими эти виды энергии.
Создание автономных энергоисточников для районов жилой застройки городов и предприятий по утилизации отходов создаст также новые рабочие места и поможет решить вопрос социальной защиты населения Московской области.

Раздел III

Фрагменты концепции Киотского соглашения в подпрограмму "Комплексное экономическое
развитие Московской области".
 


"Парниковый эффект" планеты, создаваемый так называемыми "парниковыми газами": СО2, SO2, SO3 и другими вредными тепловыми выбросами, в значительной степени сказывается на климате планеты, вызывая ее потепление. Многие государства планеты, обеспокоенные этим положением, приняли в г. Киото (Япония) соглашение по снижению "парникового эффекта" на планете Земля. Суть этого соглашения заключается в следующем:
Выбросы вредных веществ, количественно зафиксированные странами, присоединившимися к данному соглашению, могут быть увеличены (рост промышленного производства) в случае снижения подобных выбросов другими странами. В данном случае страной-донором является Россия, снизившая в силу экономической ситуации свое промышленное производство в начале 90-х годов ХХ столетия.
В настоящее время Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации предпринимаются серьезные меры по присоединению России к Киотскому соглашению. Это откроет перед Россией огромные возможности по присоединению к, так называемому, углеродному рынку. Торговля квотами по выбросам вредных веществ даст серьезный импульс по развитию в России энергосберегающих технологий. Одна тонна выбросов парниковых газов на углеродном рынке после присоединения России к соглашению будет стоить 20?40 долларов США. Цена выбросов на вторичных рынках Западной Европы и Японии достигает 2000 долларов США.
Таким образом, любое мероприятие, позволяющее экономить углеродное топливо и подпадающее под задачи Киотского соглашения, финансово поощряется странами, нуждающимися в наращивании своего промышленного производства.
С этой точки зрения, строительство небольших экономичных газотурбинных электростанций, чей КПД на четверть выше традиционных электростанций, которые будут после ввода в эксплуатацию ГТУ вытеснены из энергетического баланса страны, как менее экономичные, подпадает под данное соглашение.
Строительство детандерных малых электростанций, использующих энергию избыточного давления газа в магистральных газопроводах высокого давления потребителями Московской области, напрямую подпадают под Киотское соглашение с эквивалентом 1 кВт/ч - 0,67 тн выбросов.

Раздел IV

Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса

Цели и задачи:
обеспечить устойчивое и эффективное функционирование и развитие жилищно-коммунального комплекса Московской области;
развить эффективный рынок жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность приобретения жилья для граждан со средней платежеспособностью;
обеспечить стабильное развитие реформы коммунального сектора Московской области, снизив нагрузку по содержанию коммунального хозяйства, не допуская роста коммунальных платежей пропорционально росту цен на энергоносители.


Содержание подпрограммы и пути реализации.

Реформы электроэнергетики в бытовом секторе энергопотребления и коммунального хозяйства в России, продекларированные соответствующими Постановлениями Правительства РФ, до сих пор не дают реальных положительных результатов. Основная причина неудач кроется в неувязке этих реформ. Без глобальных преобразований в большой электроэнергетике невозможно бытовому потребителю энергоресурсов ощутить на себе выгоды коммунальной реформы и, с другой стороны, дебиторская задолженность за энергопотребление в коммунальном секторе сдерживает ход энергетической реформы. Существует общая причинно-следственная связь между этими явлениями - это отсутствие учета потребляемых энергоресурсов. Без надлежащего учета проще списывать бесхозяйственность (сверхнормативные технологические потери в электроэнергетике на любых уровнях напряжения, утечки в трубопроводах) и просто хищения ресурсов, именуемых "коммерческими потерями", за что, в конечном счете, расплачивается потребитель.
Предлагаемая система учета энергоносителей и организации билинга в коммунальном секторе тесно увязана с предстоящей реформой электроэнергетики. С углублением реформы от большой энергетики до уровня коммунального потребителя она позволит в дальнейшем каждому бытовому потребителю покупать электроэнергию и другие энергоносители у более дешевого источника.
Продукция многих производителей средств измерения энергоносителей уже установлена на объектах коммунального хозяйства, однако только у единиц эти системы доведены до логического конца, т.е. до билинга, да и то, это касается только электроэнергии.

Учет энергоносителей, телекоммуникационных услуг и услуг Интернета.

Подпрограмма предусматривает на первом этапе 2003-2004 года для вновь строящегося в Московской области жилья оснащать каждую квартиру учетом электроэнергии, газа, холодной и горячей воды. Элементной базой будут являться недорогие сертифицированные в России электронные и механические счетчики с импульсным выходом, адаптированные в перспективе к покупке электроэнергии бытовым потребителем у любой сбытовой компании, покупающей ее в свою очередь на энергетической бирже.
Сертифицированное программное обеспечение позволит распознать и выделить показания по учету каждого энергоносителя, включая телефонию и Интернет, рассчитать его по своему индивидуальному тарифу.
Для уже эксплуатируемого жилого комплекса, как многоквартирного, так и индивидуального (коттеджные застройки), подпрограмма предусматривает поквартирный учет энергоносителей осуществить на уровне ввода в жилой дом, обеспечить покупку электроэнергии для дома с энергетической биржи от собственной энергосбытовой компании, а остальных энергоносителей - соответственно у горгаза, горводоканала и других. Этим самым подпрограмма создает предпосылки для организаций кондоминиумов и товариществ собственников жилья (ТСЖ). Расчеты с каждым жильцом ТСЖ будут осуществляться по имеющимся приборам учета или методикам выполнения измерений по объему помещений, числу жителей и т.п.

Расчеты (Билинг)

Основная задача билинга - уменьшение документооборота, упрощение системы расчета поставщиков коммунальных услуг с клиентом. Перед построением автоматизированной системы билинга, необходимо определить, какие принципы оплаты предоставляемых жителям услуг будут для них установлены. По-видимому, для всех коммунальных услуг будет традиционно использована схема кредитования населения, с последующей выплатой за потребленные энергоресурсы не позднее определенного дня. В случае задержки платежа будет начисляться пени в соответствии с действующими нормами. В случае оплаты телефонных услуг также предлагается стандартная схема - прием абонентской платы совместно с другими коммунальными платежами, плюс выставление счетов за междугородние и международные звонки. Есть возможность предусмотреть различные случаи отключения телефона, в том числе за задолженность в размере, большем заранее установленной суммы. При оплате жителями услуги Интернет, также возможны различные варианты оплаты, однако наиболее приемлемым представляется вариант с предоплатой определенного объема трафика и выставление счетов за его перебор. Во всех приведенных выше случаях схема оплаты может быть изменена, что потребует только соответствующей настройки билинговой программы.
Одним из главных преимуществ обработки всех услуг через единую билинговую программу является возможность выставления единого счета на все услуги, что не только очень удобно для пользователей, но и позволяет контролирующим органам оказывать дополнительное воздействие на неплатящую часть населения.
Отдельное внимание при создании системы необходимо уделить передаче билинговой информации с сервера сбора данных в отделения расчетно-кассовых центров (далее - РКЦ). Здесь можно рассмотреть два варианта создания РКЦ для оплаты услуг населением. Первый вариант - создание одного единственного РКЦ для группы домов или микрорайона. В этом случае сервер сбора данных может находиться непосредственно в здании РКЦ, а кассовые места для приема денег у населения должны быть оборудованы терминалами, запрашивающими, посредством билинговой программы, данные и задолженности об обслуживаемом клиенте. Существование одного единственного РКЦ существенно упрощает техническую сторону построения системы и делает передачу коммерческой информации более надежной, однако такой принцип построения системы не во всем удобен для жителей, так как вынуждает их оплачивать услуги только в одном месте. В связи с этим можно предположить и другую концепцию создания сети РКЦ.
РКЦ создаются на базе уже существующих отделений банков. В данном случае мы имеем хорошо развитую и географически распространенную структуру приема платежей у населения. Однако в этом случае необходимо обеспечить все РКЦ клиентскими билинговыми программами и связью с главным сервером билинга. Выполнение этих условий во многом зависит от программно-технических решений, используемых конкретными отделениями банков, но уже сейчас можно обрисовать основные подходы к взаимодействию распространенной сети РКЦ и сервером билинга.
По всем энергоресурсам информация о потреблении хранится на сервере сбора данных и обновляется каждые сутки (или чаще).
Вся информация по использованию жильцами услуг телефонии и Интернет считывается с сетевого оборудования Cisco и доступно в режиме online.
Можно выделить три варианта получения коммерческой информации отделениями банков:
ежедневно главным сервером биллинга формируется отчет по всем услугам и отправляется во все банки;
вся коммерческая информация доступна (при наличии у банка доступа) на определенном сервере через Интернет;
организуется доступ на главный сервер биллинга, клиентские места в банках оборудованы всем необходимым оборудованием и программным обеспечением.
Способ выставления счетов также может быть различным. Если требуется получить полностью автоматизированную систему, тогда необходимо реализовать один из трех вышеперечисленных способов коммуникации с банками. При такой схеме любой житель в любой день может прийти в любой банк и оплатить коммунальные и остальные услуги. В этом случае операционист заносит в компьютер фамилию жильца и автоматически получает консолидированный отчет по всем видам услуг.
Существует возможность не задействовать в схеме оплаты большое количество банков, тогда она выглядит следующим образом: в заранее определенный расчетный день сервер билинга формирует и печатает счета на оплаты для всех фигурирующих в системе жильцов. Затем эти счета доставляются населению, например, по почте. На выписываемом счете указаны все необходимые реквизиты и жильцу остается оплатить данный счет в любом отделении банка. Неудобство состоит в том, что после факта оплаты необходимо все оплаченные квитанции занести в билинговую программу.
В малых населенных пунктах Московской области функции РКС могут выполнять почтовые отделения.
Централизация финансовых потоков за коммунальные услуги в Московской области позволит более эффективно использовать банковскую систему.
Автоматизация сбора, обработки информации по учету энергоносителей, коммунальных платежей с организацией централизованной расчетной системы (билинга) позволит высвободить из коммунального сектора области тысячи работников, занимающихся учетными операциями, значительно снизив нагрузку на коммунальный сектор области.

Раздел V
 
Организация учета потребления и сбыта тепловой и электрической энергии выработанной собственными энергоисточниками и покупка более дешевой электроэнергии для потребителей Московской области на конкурентном (оптовом) рынке.  


В рамках развития и продвижения Российских реформ в электроэнергетике, жилищно-коммунальном комплексе и осуществления Программы развития объектов малой энергетики и комплексов по переработке твердых бытовых отходов в Московской области, предусматривающей строительство экологически чистых мусороперерабатывающих комплексов, вырабатывающих тепловую и электрическую энергию, а также газотурбинных электростанций, ликвидирующих опережающими темпами дефицит энергоресурсов в каждом административном образовании Московской области.
Наряду с вводом объектов, обеспечивающих генерацию тепловой и электрической энергии, Программа предусматривает покупку потребителями Московской области более дешевой электроэнергии на оптовом (конкурентном) рынке.
Эффективность, полученная за счет покупки электроэнергии на оптовом рынке, а также минимизация затрат по транспорту электроэнергии за счет приближения собственной малой генераций непосредственно к потребителю, позволит снизить затраты на энергоносители на 25-40%.
Для этих целей создано закрытое акционерное общество "МосОблЭнергоИнвестСбыт", являющееся структурным подразделением ЗАО "Московская областная энергетическая инвестиционная корпорация" и, которая выполняет функции инвестора, соинвестора заказчика, сбытовой компании, разработки и внедрения АСКУЭ, обеспечение метрологии, диспетчеризации энергопотоков, разработки и внедрения систем связи, интернета, сервисного обслуживания и др. в районах Московской области.
ЗАО "МосОблЭнергоИнвестСбыт" решает весь комплекс проблем по реализации произведенной комплексами малой энергетики энергии и возникающих перед предприятиями при создании современных систем коммерческого учета энергоресурсов и выходе на оптовый (конкурентный) рынок электроэнергии, а в частности:
сбыт полученной построенными энергоисточниками тепловой и электрической энергии, в том числе при переработке твердых бытовых отходов;
продажа потребителям Московской области более дешевой электроэнергии с оптового (конкурентного) рынка;
проведение энергоаудита на предмет установки автоматизированной системы коммерческого учета (АСКУЭ) на муниципальных предприятиях (электрические сети, водоканал и др.) и других заинтересованных коммерческих предприятиях, без которой допуск к почасовым торгам на энергетической бирже не возможен. Энергоаудит позволит оценить затраты и окупаемость проекта, а также экономическую эффективность покупки электроэнергии для потребителей Московской области;
установка за свой счет АСКУЭ "под ключ";
организация новых биржевых технологий купли-продажи электроэнергии на оптовом рынке с поддержкой сервиса по информационно-расчетным операциям с энергетической биржей на возмездной основе;
организация билинга по всем видам коммунальных платежей (за потребленные энергоресурсы, услуги телефонизации, Интернета и т.п.), который заключается в том, что любой житель города, обратившийся в обслуживающее его отделение банка, получит там счет и произведет оплату коммунальных услуг. Сбор и обработка данных за потребленные энергоресурсы и услуги будет производится автоматизировано;
реализация проектов, подпадающих под условия Киотского соглашения (после его ратификации Правительством Российской Федерации).

Компании-партнеры ЗАО "МосОблЭнергоИнвестСбыт" по реализации энергетических проектов:
ЗАО "ИСКРЭН" - проводит на предприятиях ревизию средств измерения, проектирование и установку АСКУЭ.
ООО "Энергомегасбыт" - проводит энергоаудит и осуществляет метрологическое обеспечение предприятий: поверка средств измерения, разработка МВИ, внесение АСКУЭ в Госреестр.
ЗАО "Дизаж М" - энергосбытовая компания, являющаяся учредителем энергетической биржи и участником оптового рынка ФОРЭМ, покупающая электроэнергию для своих клиентов в конкурентном (НП "АТС") и регулируемом (ФОРЭМ) секторах оптового рынка.

Что дает установка АСКУЭ на построенных нами энергоисточниках:


возможность реализации электроэнергии, произведенной собственными мощностями;
возможность реализации излишков электроэнергии на оптовом рынке;
возможность покупки электроэнергии на оптовом рынке во временном интервале вплоть до 1 часа (например, в экстренных случаях).


Цель установки АСКУЭ на предприятии - снижение расходов на электроэнергию:
основной целью установки АСКУЭ на предприятии является выход на оптовый рынок электроэнергии и получение электричества по низким ценам оптового рынка (уменьшение на 25-40% от действующих);
окупаемость проектов по оснащению предприятий системами автоматического учета потребляемой энергии - от 2 до 12 месяцев.


Основные показатели Программы на 2004 -2010 г.г.


Суммарный объем внебюджетных вложений - $1 818 млн;
Суммарный объем вводимых мощностей по энергоисточникам (включая КТБО):
электроэнергия - 397 МВт;
тепловая энергия - 1744 Гкал;
Суммарный объем утилизируемых ТБО построенными комбинатами - 1230 тыс.т./год;
Суммарный годовой объем выработки энергии за счет утилизации ТБО: электроэнергия - 111 млн. КВт/ч.
тепловая энергия - 144 тыс. Гкал.;
Внедрение на предприятиях АСКУЭ, позволяющих осуществлять покупку и продажу электроэнергии на конкурентном и регулируемом (ФОРЭМ) секторах биржи электроэнергии (НП "АТС") уменьшит стоимость электроэнергии для потребителей Московской области на 25-40%.


Первый этап выполнения Программы:

Муниципальные образования:

г.Серпухов, г.Звенигород, г.Коломна, пгт Котельники,
г.Железнодорожный, Красногорский район.

Объем внебюджетных инвестиций: - $ 233,9 млн.
Объем вводимых энергетических мощностей:
электроэнергия - 187 МВт.
тепло - 406 Гкал.
Объемы переработки ТБО на вводимых КТБО с ТЭС:- 140 тыс. тонн/год
Сроки реализации инвестпроектов первого этапа: 2004-2006 г.г.




ПЕРЕЧЕНЬ
объектов энергетики по инвестиционным проектам ЗАО "Московская Областная Энергетическая Инвестиционная Корпорация" для первоочередного выполнения "Обоснования эффективности инвестиций" и подготовки ИРД



п/п

Администрация
муниципального образования.
Наименование генинвестора.

Наименование
Источника

Мощность источника

электр. (МВт)/
теплов.(Гкал/ч)

Объем

Инвестиций
$ млн

Сроки
Реализации
проекта,
мес.

1

Красногорский район
ЗАО "Мособлжилстрой"

ТЭЦ ПГУ
м-рн Павшино

20/80

44

30

2

Московская область
ЗАО "Мособлжилстрой"

ТЭЦ ПГУ
г.Железно-дорожный

12/60

33

24

3

Коломенский район
ГУП "Мособлстрой-проект"

ГТ ТЭЦ с
Холодильной установкой Ледового
комплекса
г. Коломна

7/7,98

8,9

18

4

г. Серпухов
ЗАО "Мособлэнерго-инвесткорпорация"

ТЭЦ ПГУ
мкр. Ст.Лесная

КУТБО

25/60


80 тыс.т/год

30


20

30


30

5

г. Красногорск
ЗАО
"Мособлэнергоинвест-корпорация"

ТЭЦ ПГУ
ЗАО "БЕЦЕМА"

22/60

25

36

6

Люберецкий р-н,
пгт Котельники
ЗАО "Мособлэнерго-инвесткорпорация"

ТЭЦ ПГУ

17,5/58,5

35

30

7

г. Звенигород Московской области
ЗАО "Мособлэнерго-инвесткорпорация"

ТЭЦ ПГУ
КУТБО

10-50/20-60

52

24-36

8

г. Кашира
ЗАО "Мособлэнерго-инвесткорпорация"

ТЭЦ ПГУ
КУТБО

До 50 МВт

35

36



Приблизительная экономика в случае внедрения АСКУЭ
на муниципальных предприятиях (электросети, водоканал и т.п.)
 

Населенные пункты

Население, чел.

Объем инвестиций для работ "под ключ", $

Окупаемость
(возврат инвес-тиций), месяцев

Получение прибыли
за год, $

г. Железнодорожный  

100 000

250 000

7

428 000

г. Красногорск

90 000

230 000

8

345 000

г. Серпухов

120 000

255 000

6,5

470 000

п. Котельники

20 000

45 000

11

49 000

м-р Павшино

20 000

45 000

10,5

51 000

г. Звенигород

14 000

40 000

12

40 000

СУММА  

364 000

865 000

1 383 000


Прогнозы внедрения и финансирования Концепции развития объектов малой энергетики и комплексов переработки твердых бытовых отходов в Московской области в рамках Целевой областной программы " Жилище, инженерная и социальная инфраструктура Московской области на 2004-2010 г.г."

за счет средств внебюджетного финансирования

Наименование

Объем внедрения

Стоимость, $ млн.

Сроки реализации

Эффективность мероприятия

экономия условного топлива, тыс.тут

Удешевление энергонос-й для населения, %

Выручка от продажи квот на выбросы, млн.руб.

Уменьшение нагрузки на содержание коммун. сектора, млн. руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

г.Балашиха

ГТ ТЭЦ - 32 МВт.; 80 ГКал/час

21

2003-2004 г.

25,0

16,0

90,0

1,50

2.

г.Домодедово

КТБО - 80 тыс.т.

105

2003-2007 г.

12,5

11,0

45,0

0,75

3.

г.Железнодорожный

Центр. Котельная - 40 ГКал.

4

2003-2004 г.

12,5

11,0

45,0

0,75

4.

г.Красногорск

ГТ ТЭЦ - 30 МВт.; 110 ГКал/час

24

2003-2006 г.

23,4

15,0

84,4

1,41

5.

г.Кашира

КТБО - 60 тыс.т.

78

2003-2008 г.

ГТ ТЭЦ - 16 МВт.; 100 ГКал/час

11

12,5

11,0

45,0

0,75

6.

г.Люберцы

ГТ ТЭЦ - 30 МВт.; 150 ГКал/час

22

2003-2005 г.

23,4

15,0

84,4

1,41

7.

г.Мытищи

КТБО - 140-150 тыс.т.

150

2003-2008 г.

12,5

11,0

45,0

0,75

ГТ ТЭЦ - 25 МВт.; 100 ГКал/час

54

25,8

13,0

92,8

1,54

ГТ ТЭЦ - 8 МВт.; 54 ГКал/час

8.

г.Серпухов

КТБО - 60 тыс.т.

78

2003-2006 г.

ГТ ТЭЦ - 16 МВт.; 100 ГКал/час

11

12,5

8,0

45,0

0,75

9.

г.Солнечногорск

КТБО - 60-80 тыс.т.

95

2003-2006 г.

12,5

11,0

45,0

0,75

10.

г.Сергиев Посад

КТБО - 60 тыс.т.

78

2003-2006 г.

ГТ ТЭЦ - 16 МВт.; 80 ГКал/час

11

12,5

8,0

45,0

0,75

11.

г.Щелково

ГТ ТЭЦ - 2 МВт.; 30 ГКал/час

20

2003-2006 г.

1,6

6,0

5,6

0,09

12.

г.Одинцово

КТБО - 150 тыс.т.

150

2004-2008 г.

ГТ ТЭЦ - 48 МВт.; 80 ГКал/час

31

37,5

17,0

135,0

2,25

13.

г.Пушкино

КТБО - 50 тыс.т.

52

2004-2009 г.

ГТ ТЭЦ - 30 МВт.; 100 ГКал/час

22

23,4

15,0

84,4

1,41

14

Клинский район

КТБО - 60 тыс.т.

78

2005-2010 г.

12,5

11,0

45,0

0,75

ГТ ТЭЦ - 16 МВт.; 80 ГКал/час

11

15

Чеховский район

КТБО - 60 тыс.т.

78

2005-2010 г.

12,5

11,0

45,0

0,75

ГТ ТЭЦ - 16 МВт.; 80 ГКал/час

11

16

Можайский район

КТБО - 60 тыс.т.

78

2005-2010 г.

12,5

11,0

45,0

0,75

ГТ ТЭЦ - 16 МВт.; 80 ГКал/час

11

17

Волоколамкий район

КТБО - 60 тыс.т.

78

2005-2010 г.

12,5

11,0

45,0

0,75

ГТ ТЭЦ - 16 МВт.; 80 ГКал/час

11

18

Луховицкий район

КТБО - 60 тыс.т.

78

2005-2010 г.

12,5

11,0

45,0

0,75

ГТ ТЭЦ - 16 МВт.; 80 ГКал/час

11

19

Нарофоминский район

КТБО - 60 тыс.т.

78

2005-2010 г.

12,5

11,0

45,0

0,75

ГТ ТЭЦ - 16 МВт.; 80 ГКал/час

11

20

Ступинский район

КТБО - 60 тыс.т.

78

2005-2010 г.

12,5

11,0

45,0

0,75

ГТ ТЭЦ - 16 МВт.; 80 ГКал/час

11

21

Павло-Посадский район

КТБО - 60 тыс.т.

78

2005-2010 г.

12,5

11,0

45,0

0,75

ГТ ТЭЦ - 16 МВт.; 80 ГКал/час

11

22

Орехово-Зуевский район

КТБО - 60 тыс.т.

78

2005-2010 г.

12,5

11,0

45,0

0,75

ГТ ТЭЦ - 16 МВт.; 80 ГКал/час

11

Экономическая эффективность

247,6

15

891,6

14,86

Объемы инвестиций

$1818 млн.

Объемы перерабатываемых твердых бытовых отходов

1230 тыс.т.

Объемы электрической и тепловой мощности

397 МВт. 1744 ГКал.

О концепции программы развития объектов малой энергетики и комплексов по переработке твердых бытовых отходов в Московской области

Название документа: О концепции программы развития объектов малой энергетики и комплексов по переработке твердых бытовых отходов в Московской области

Номер документа: 6/88

Вид документа: Решение Московской областной Думы

Принявший орган: Московская областная Дума

Статус: Действующий

Опубликован: Рассылка
Дата принятия: 25 февраля 2004