• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

Р Е Ш Е Н И Е

11.02.2004 № 8/86


О проекте закона Московской области "Об основах профилактики
 наркомании и токсикомании на территории Московской области"  



Рассмотрев проект закона Московской области "Об основах профилактики наркомании и токсикомании на территории Московской области", внесенный Комитетом по вопросам правоохранительной деятельности, безопасности и военнослужащих, Московская областная Дума решила:

1. Одобрить проект закона Московской области "Об основах профилактики наркомании и токсикомании на территории Московской области". (Прилагается.)

2. Создать рабочую группу на паритетных началах из представителей Московской областной Думы и Губернатора Московской области для доработки проекта закона Московской области "Об основах профилактики наркомании и токсикомании на территории Московской области".

3. Включить в состав рабочей группы от Московской областной Думы:
Бусова Ю.В. - депутата от избирательного округа № 24;
Епишина А.Н. - депутата от избирательного округа № 22;
Ставинского А.И. - депутата от избирательного округа № 36;
Гарнаева А.Ю. - депутата от избирательного округа № 9.

4. Предложить Губернатору Московской области Громову Б.В. направить своих представителей в состав рабочей группы.

5. Направить проект закона Московской области "Об основах профилактики наркомании и токсикомании на территории Московской области" в комитеты, Контрольно-счетную палату, Государственно-правовое управление Московской областной Думы, Губернатору Московской области Б.В. Громову для подготовки и представления замечаний и предложений в рабочую группу в срок до 10 марта 2004 года.

6. Поручить рабочей группе доработать проект закона "Об основах профилактики наркомании и токсикомании на территории Московской области" с учетом поступивших замечаний и предложений и внести доработанный проект закона на рассмотрение Московской областной Думы в срок до 10 апреля 2004 года.

7. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на первого заместителя Председателя Московской областной Думы Алексеева В.К.

Председатель Московской

областной Думы В.Е. Аксаков


МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ  

Проект  


З А К О Н

ОБ ОСНОВАХ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ
НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ



Настоящий Закон устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике наркомании и токсикомании на территории Московской области и направлен на предупреждение распространения наркомании и токсикомании, создание организационных и правовых гарантий для осуществления системы мер в сфере профилактики наркомании и токсикомании на территории Московской области.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия  


В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
профилактика наркомании и токсикомании - система комплексных социальных, правовых, психологических, педагогических, медицинских и иных мер, направленных на предотвращение потребления наркотических средств, психотропных и токсических веществ;
наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства (средств) или психотропного вещества (веществ);
токсикомания - заболевание, обусловленное зависимостью от токсического вещества (веществ);
наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года;
психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года;
токсические вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, растения, препараты, природные материалы, вызывающие зависимость, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года и Конвенцией о психотропных веществах 1971 года;
семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
группа риска - лица, которые вследствие медико-биологических, психологических или социальных причин находятся в ситуации, предрасполагающей к немедицинскому потреблению наркотических и психотропных веществ, формированию наркотической или токсической зависимости;
больной наркоманией - лицо, которому по результату медицинского освидетельствования, в соответствии с федеральным законодательством, поставлен диагноз "наркомания";
антинаркотическая пропаганда - комплексная, целенаправленная и систематическая деятельность, осуществляемая с целью формирования у граждан устойчивой позиции неприятия к потреблению наркотических средств и психотропных веществ, ориентации населения на здоровый образ жизни;
антинаркотическое воспитание и обучение - совокупность мер профилактической направленности, направленных на распространение знаний о причинах заболевания наркоманией и токсикоманией, их проявлениях, осложнениях, негативных медицинских и социальных последствиях, способах противодействия вовлечению в потребление наркотических средств и психотропных веществ, а также на формирование навыков ведения здорового и безопасного образа жизни;
уполномоченные исполнительные органы государственной власти Московской области - центральные исполнительные органы государственной власти Московской области в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорту, по делам молодежи, печати и информации, осуществляющие в пределах своей компетенции деятельность по профилактике наркомании и токсикомании.

 Статья 2. Правовая основа деятельности органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере профилактики наркомании и токсикомании


Правовую основу деятельности органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере профилактики наркомании и токсикомании составляет Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Московской области, настоящий Закон, иные нормативные правовые акты Московской области и нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

 Статья 3. Основные задачи и принципы деятельности в сфере профилактики наркомании и токсикомании на территории Московской области  

1. Основными задачами деятельности по профилактике наркомании и токсикомании являются:
создание областной системы комплексной профилактики наркомании и токсикомании;
формирование в обществе негативного отношения к незаконному потреблению наркотических средств, психотропных и токсических веществ;
определение основных направлений деятельности органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления Московской области, иных органов и специализированных учреждений в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
развитие и укрепление взаимодействия органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления Московской области по вопросам организации профилактики наркомании и токсикомании;
создание системы раннего выявления лиц, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные и токсические вещества, больных наркоманией и токсикоманией;
совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией и токсикоманией;
осуществление комплексных оперативно-профилактических мероприятий, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

2. Деятельность по профилактике наркомании и токсикомании основывается на принципах соблюдения прав человека и гражданина, комплексного целенаправленного воздействия на личностном, семейном и социальном уровнях, гарантированности и доступности наркологической и медико-социальной помощи лицам, больных наркоманией и токсикоманией и членам их семей, систематичности в проведении профилактической работы с лицами, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные и токсические вещества, соблюдении конфиденциальности полученной информации, индивидуальном подходе на различных этапах профилактики наркомании и токсикомании.

 Статья 4. Основные направления региональной государственной политики в сфере профилактики наркомании и токсикомании на территории Московской области  


Основными направлениями региональной государственной политики в сфере профилактики наркомании и токсикомании на территории Московской области являются:
реализация на территории Московской области государственной политики в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
развитие законодательства Московской области в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
раннее выявление лиц, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные и токсические вещества, привлечению их к лечению и социально-медицинской реабилитации;
организация и проведение систематической и целенаправленной антинаркотической пропаганды;
реализация на территории Московской области мер по антинаркотическому воспитанию граждан;
создание системы социально-медицинской реабилитации больных наркоманией и токсикоманией и помощи их семьям;
создание и проведение на территории Московской области мониторинга распространения наркомании и токсикомании;
создание областного банка данных в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
обеспечение активного систематического участия средств массовой информации в профилактической деятельности, направленной на предупреждение потребления наркотических средств, психотропных и токсических веществ;
создание сети необходимых учреждений для обеспечения специализированной помощью лиц, употребляющих наркотические средства, психотропные и токсические вещества без назначения врача и больных наркоманией и токсикоманией, укрепление материально-технической базы этих учреждений;
активное привлечение общественных объединений к деятельности по профилактике наркомании и токсикомании;
развитие научно-исследовательской деятельности, связанной с лечением и реабилитацией больных наркоманией и токсикоманией.

 Статья 5. Осуществление деятельности по противодействию незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ и их незаконному обороту на территории Московской области

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации в целях реализации государственной политики в области контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе для осуществления функций по предупреждению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, в пределах своей компетенции на территории Московской области осуществляет свою деятельность Управление Госнаркоконтроля России по Московской области, являющийся территориальным органом Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

2. Органы внутренних дел Московской области в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Глава II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 6. Компетенция Московской областной Думы в сфере профилактики наркомании и токсикомании


Московская областная Дума в пределах своей компетенции:
осуществляет законодательное регулирование в сфере профилактики наркомании и токсикомании на территории Московской области;
утверждает мероприятия по профилактике наркомании и токсикомании в рамках областных целевых программ и объем финансовых средств, направляемых на их реализацию;
осуществляет иные полномочия в сфере профилактики наркомании и токсикомании, установленные федеральными законами и законами Московской области.

Статья 7. Компетенция Правительства Московской области в сфере профилактики наркомании и токсикомании


Правительство Московской области в пределах своей компетенции:
организует работу по охране здоровья и удовлетворению потребностей населения Московской области в профилактической и медико-социальной помощи;
принимает меры по реализации молодежной политики;
осуществляет развитие сети учреждений культуры, спорта и туризма, а также осуществляет меры по организации и совершенствованию физического воспитания населения;
регулирует в пределах своих полномочий другие вопросы в соответствии с законодательством Московской области.

 Статья 8. Деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере профилактики наркомании и токсикомании


Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области в пределах своей компетенции:
осуществляют комплексные мероприятия по пропаганде здорового образа жизни;
могут разрабатывать и реализовывать муниципальные программы по предупреждению наркомании и токсикомании;
организуют санитарно-просветительскую работу по профилактике наркомании и токсикомании;
оказывают содействие развитию физической культуре и спорту;
могут проводить социологические исследования распространения наркомании и токсикомании на территории муниципального образования;
организуют систему повышения квалификации специалистов, участвующих в профилактике наркомании и токсикомании;
укрепляют материально-техническую базу медицинских учреждений, занимающихся лечением и реабилитацией больных наркоманией и токсикоманией;
могут создавать районные межведомственные комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту;
могут создавать районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
осуществляют иную деятельность, в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Московской области и уставами муниципальных образований.

 Статья 9. Компетенция уполномоченного исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере здравоохранения по осуществлению профилактики наркомании и токсикомании


Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере здравоохранения в соответствии со своими задачами в пределах своей компетенции осуществляет:
организационно-методическое руководство и координацию деятельности учреждений здравоохранения в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
организацию разработки и внедрения современных методов лечения и реабилитации больных наркоманией и токсикоманией;
регулярное информирование населения Московской области о распространении наркомании и токсикомании и негативных последствиях незаконного потребления наркотических средств, психотропных и токсических веществ;
организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов организаций здравоохранения, участвующих в профилактике наркомании и токсикомании;
содействие в развитии сети учреждений, оказывающих наркологическую помощь и ведет их Реестр;
координацию деятельности субъектов государственной, муниципальной систем здравоохранения, осуществляющих деятельность по профилактике наркомании и токсикомании;
контроль соблюдения порядка и качества оказания наркологической помощи;
лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности, направленной на противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;
иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

 Статья 10. Компетенция уполномоченного исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере образования по осуществлению профилактики наркомании и токсикомании


Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере образования в соответствии со своими задачами в пределах своей компетенции осуществляет:
анализ деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений, разработка рекомендаций и методических указаний по профилактике наркомании и токсикомании в системе образования;
участие в разработке и реализации мероприятий областных целевых программ, направленных на профилактику наркомании и токсикомании;
разработку и внедрение в практику работы образовательных учреждений программ и методик по осуществлению профилактики наркомании и токсикомании;
выявление и распространение положительного опыта по профилактике незаконного потребления наркотических средств, психотропных и токсических веществ;
укрепление межведомственного взаимодействия в сфере наркомании и токсикомании;
учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях;
комплекс мер по охране и укреплению здоровья учащихся и воспитанников, расширению их адаптационных возможностей, формированию у них ценностного отношения к здоровью;
совместно с заинтересованными центральными исполнительными органами государственной власти Московской области участвует в межведомственных акциях по профилактике наркомании и токсикомании;
обеспечение социально-педагогической поддержки и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении в образовательных учреждениях областного подчинения;
развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников для работы в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

 Статья 11. Компетенция уполномоченного исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере социальной защиты населения по осуществлению профилактики наркомании и токсикомании


Уполномоченный исполнительный орган государственной власти в сфере социальной защиты населения в соответствии со своими задачами в пределах своей компетенции осуществляет:
организационно-методическое руководство и координацию деятельности учреждений социального обслуживания по социальной поддержке, оказанию социально-медицинских, психолого-педагогических услуг, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
участие в разработке и реализации областных целевых программ, направленных на социальную поддержку молодежи;
развитие сети специализированных учреждений для граждан, особенно несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
организацию системы индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также в отношении семей, находящихся в социально опасном положении;
внедрение в деятельность социальных служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современных методик и технологий социальной реабилитации;
иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

 Статья 12. Компетенция уполномоченного исполнительного органа государственной власти Московской области по делам молодежи по осуществлению профилактики наркомании и токсикомании


Уполномоченный исполнительный орган государственной власти по делам молодежи в соответствии со своими задачами в пределах своей компетенции осуществляет:
методическое обеспечение и координацию деятельности органов и учреждений, деятельность которых направлена на решение вопросов организации досуга, занятости и оздоровления молодежи, задач социальной реабилитации молодежи, предупреждение наркомании и токсикомании;
участие в разработке и реализации областных целевых программ, направленных на решение вопросов профилактики наркомании и токсикомании, организации отдыха и оздоровления молодежи;
организацию и проведение конкурса программ по профилактике наркомании и токсикомании, финансовую поддержку проектов победителей;
содействие в подготовке и переподготовке кадров для работы с молодежью, в том числе специалистов в области профилактики наркомании и токсикомании;
содействие в подготовке и переподготовке молодежных лидеров (волонтеров) из числа подростков-добровольцев по месту жительства для работы по профилактике наркомании и токсикомании;
содействие детским и молодежным общественным объединениям, социальным учреждениям, фондам и иным учреждениям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике наркомании и токсикомании;
совместно с муниципальными органами по делам молодежи проводит работу по организации работы подростковых молодежных клубов и молодежно-досуговых центров, оздоровительно-образовательных и иных учреждений, предоставляющих социальные услуги для молодежи, организацию конкурсов, фестивалей и других культурно-массовых мероприятий;
иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

 Статья 13. Компетенция уполномоченного исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере физической культуры и спорта по осуществлению профилактики наркомании и токсикомании


Уполномоченный исполнительный орган государственной власти в сфере физической культуры и спорта в соответствии со своими задачами в пределах своей компетенции осуществляет:
организационно-методическое руководство и координацию деятельности учреждений физической культуры и спорта, направленную на укрепление здоровья населения, гармоничной развитие личности;
участие в разработке и реализации областных целевых программ развития физической культуры и спорта, совершенствования системы физического воспитания в Московской области;
пропаганду массовой физической культуры и спорта, здорового образа жизни, основ знаний о физической культуре и спорте;
организацию информационного обеспечения системы физической культуры и спорта, издание учебной, научной и научно-популярной литературы по физической культуре и спорту;
содействие в проведении чемпионатов, первенств, розыгрышей кубков и других официальных спортивных соревнований Московской области;
комплекс мер, направленных на создание условий для занятий физкультурой и спортом, формирование потребности в занятия физкультурой и спортом у различных групп населения, в том числе путем укрепления материально-технической базы соответствующих организаций и учреждений;
участие в межведомственных акциях, направленных на профилактику наркомании и токсикомании;
иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

 Статья 14. Компетенция уполномоченного исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере культуры по осуществлению профилактики наркомании и токсикомании


Уполномоченный исполнительный орган государственной власти в сфере культуры в соответствии со своими задачами в пределах своей компетенции осуществляет:
организационно-методической руководство и координацию деятельности организаций культуры, обеспечивающей необходимые условия для свободы творчества, участия в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, особенно молодежью;
проведение совместно с центральными исполнительными органами государственной власти Московской области и соответствующими учреждениями и организациями Московской области в сфере образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, по делам молодежи, средствами массовой информации различных тематических выставок, акций, молодежных марафонов, фестивалей, конкурсов соответствующей направленности с целью приобщения граждан, особенно несовершеннолетних, к творчеству и культурному развитию;
иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.


Статья 15. Компетенция уполномоченного исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере печати и информации по осуществлению профилактики наркомании и токсикомании


Уполномоченный исполнительный орган государственной власти в сфере печати и информации в соответствии со своими задачами в пределах своей компетенции осуществляет:
пропаганду здорового образа жизни и освещение проблем наркомании и токсикомании в электронных и печатных областных и муниципальных средствах массовой информации;
информирование населения о мероприятиях, направленных на противодействие наркомании и токсикомании и пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
информационно-разъяснительную работу в области профилактики наркомании и токсикомании в тесном сотрудничестве с органами здравоохранения, образования, органами внутренних дел, иными органами, осуществляющими профилактику наркомании и токсикомании на территории Московской области;
иные полномочия, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.


Статья 16. Участие областных учреждений здравоохранения в осуществлении профилактики
 наркомании и токсикомании


Основными направлениями деятельности государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в сфере профилактики наркомании и токсикомании являются:
пропаганда здорового образа жизни;
выявление, учет, обследование и лечение несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или токсические вещества и оказание им своевременной и квалифицированной медицинской помощи;
круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера.
организация консультативной, лечебно-диагностической и психопрофилактической помощи наркологическим больным;
оказание квалифицированной специализированной амбулаторной и стационарной помощи (в том числе анонимно), страдающих зависимостью от наркотических средств, психотропных и токсических веществ;
осуществление диспансерного учета и наблюдения больных наркоманией и токсикоманией;
оказание консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) несовершеннолетних, проходящих лечение от наркомании и токсикомании;
оказание консультативной помощи специалистам государственных и муниципальных организаций, участвующих в осуществлении мероприятий по профилактике наркомании и токсикомании;
проведение профилактической работы в отношении беспризорных и безнадзорных детей, находящихся в медицинских учреждениях;
осуществление иной деятельности, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.


Статья 17. Участие областных государственных образовательных учреждений в осуществлении профилактики наркомании и токсикомании


Основными направлениями деятельности областных государственных образовательных учреждений и образовательных организаций в сфере профилактики наркомании и токсикомании являются:
пропаганда здорового образа жизни;
выявление несовершеннолетних, не посещающих образовательные учреждения или систематически пропускающих без уважительных причин занятия в образовательных учреждениях;
внедрение в образовательных учреждениях Московской области профилактических программ, рекомендуемых Министерством образования Российской Федерации;
оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим находящимся в социально опасном положении;
выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;
участие в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;
осуществление иной деятельности, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, направленной на профилактику наркомании и токсикоманию в образовательных учреждениях.

 Статья 18. Участие областных государственных учреждений социальной защиты населения в осуществлении профилактики наркомании и токсикомании


Основными направлениями деятельности областных государственных учреждений социального обслуживания по осуществлению профилактики наркомании и токсикомании являются:
выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации и оказание им необходимой профессиональной, социальной, психологической и иной помощи;
выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им необходимой помощи;
определение необходимых направлений социальной реабилитации, видов и форм социального обслуживания лиц, особенно несовершеннолетних, прошедших курс лечения от наркомании и токсикомании, а также членов их семей;
предоставление социальных услуг, обеспечивающих профилактику безнадзорности несовершеннолетних, предупреждение распространения среди них наркомании и токсикомании;
проведение разъяснительной работы с целью профилактики употребления наркотических, психотропных и токсических веществ;
осуществление иной деятельности, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

 Статья 19. Участие областных государственных организаций по делам молодежи в осуществлении профилактики наркомании и токсикомании


Основными направлениями деятельности областных государственных организаций по делам молодежи в сфере профилактики наркомании и токсикомании являются:
организации отдыха, оздоровления, занятости и досуга молодежи;
проведение работы по развитию творческих способностей молодежи;
проведение конкурсов, спортивных соревнований, марафонов и других культурно-массовых мероприятий антинаркотической направленности;
организация отдыха, досуга и занятости подростков "группы риска";
осуществление иной деятельности, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

 Статья 20. Участие областных государственных организаций физической культуры и спорта в осуществлении профилактики наркомании и токсикомании


Основными направлениями деятельности областных государственных учреждений и организаций физической культуры и спорта в сфере профилактики наркомании и токсикомании являются:
пропаганда здорового образа жизни;
организация и проведение спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы среди детей, подростков и молодежи;
проведение чемпионатов, первенств, розыгрышей кубков и других официальных спортивных соревнований Московской области;
привлечение несовершеннолетних к занятиям в технических, спортивных и других клубах, кружках и секциях;
осуществление иной деятельности, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

 Статья 21. Участие областных государственных учреждений культуры в осуществлении профилактики наркомании и токсикомании


Основными направлениями деятельности областных государственных учреждений культуры в сфере профилактики наркомании и токсикомании являются:
обеспечение общедоступности культурных ценностей и благ для всех граждан, обеспечение организации и досуга граждан;
привлечение несовершеннолетних к занятиям в художественных клубах и кружках, способствуют их приобщению к культурным ценностям, особенно находящихся в социально опасном положении;
проведение совместно с органами образования и здравоохранения информационно-просветительской работы среди детей и родителей по проблемам наркомании и токсикомании;
осуществление иной деятельности, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.


Статья 22. Московская областная межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту

1. В целях осуществления государственной политики по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконному обороту на территории Московской области действует Московская областная межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (далее - Комиссия), основными задачами которой является координация деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области, оказание содействия в работе органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, иных органов и учреждений по осуществлению профилактики наркомании и токсикомании.

2. Комиссия действует на основании Положения, утвержденного распоряжением Губернатора Московской области.

3. На Комиссию могут быть возложены иные полномочия в сфере противодействия наркомании и токсикомании, установленные нормативными правовыми актами Московской области.

 Статья 23. Участие комиссий по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, образуемые органами местного самоуправления в Московской области


Основными задачами комиссий по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, образуемые органами местного самоуправления Московской области в пределах своей компетенции являются координация действий муниципальных органов и учреждений Московской области, осуществляющих деятельность по профилактике наркомании и токсикомании, организация выполнения мероприятий принятых муниципальных программ по профилактике наркомании и токсикомании, взаимодействие с Московской областной межведомственной комиссией по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, другими органами и учреждениями, осуществляющими деятельность в сфере профилактики наркомании и токсикомании на территории Московской области.


Статья 24. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области

1. На территории Московской области действует Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области, задачей которой является создание комплексной системы профилактики безнадзорности, беспризорности, алкоголизма, наркомании и правонарушений несовершеннолетних в Московской области и координация деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, иных органов и учреждений по профилактике безнадзорности, беспризорности, алкоголизма, наркомании и правонарушений несовершеннолетних на территории Московской области.

2. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области участвует в разработке и реализации областных целевых программ, направленных на профилактику наркомании, безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, оказывает комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований Московской области организационно-методическую помощь, анализирует их деятельность, обобщает и распространяет положительный опыт работы, организует повышение квалификации сотрудников этих комиссий.

3. Комиссия действует на основании Положения, утвержденного постановлением Губернатора Московской области.

4. На Комиссию могут быть возложены иные полномочия по осуществлению профилактики наркомании и токсикомании, установленные нормативными правовыми актами Московской области.

 Статья 25. Участие комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления в Московской области


Основными направлениями деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления в сфере профилактики наркомании и токсикомании в пределах своей компетенции являются координация действий муниципальных органов и учреждений, осуществляющих меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявление и учет несовершеннолетних, склонных к потреблению алкогольных напитков, наркотических, психотропных и токсических веществ, выявление семей, находящихся в социально опасном положении, выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, организация контроля за реализацией прав детей и подростков в семье, в сфере образования, охраны здоровья, социального обеспечения, предупреждение правонарушений, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами, осуществление иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

 Статья 26. Участие негосударственных организаций и общественных объединений в осуществлении профилактики наркомании и токсикомании

1. Негосударственные организации и общественные объединения принимают участие в профилактике наркомании и токсикомании в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Деятельность негосударственных организаций и общественных объединений по профилактике наркомании и токсикомании направлена на пропаганду здорового образа жизни, духовно-нравственное, физическое, трудовое и патриотическое воспитание молодежи, организацию отдыха и досуга детей, несовершеннолетних и молодежи, поддержку социально незащищенных слоев населения, защита семьи, женщин и молодежи, оказание медико-социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, оказание иной помощи в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами негосударственных организаций и общественных объединений.

3. Органы государственной власти Московской области в пределах своей компетенции оказывают поддержку и привлекают негосударственные организации и общественные объединения к участию в реализации мероприятий областных целевых программ, направленных на профилактику наркомании и токсикомании, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

 ГЛАВА III. СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ

Статья 27. Структура комплексной профилактики наркомании и токсикомании


Структура комплексной профилактики наркомании и токсикомании включает: первичную, вторичную и третичную профилактику.


Статья 28. Первичная профилактика

1. Первичная профилактика проводится в отношении лиц, не имеющих опыта потребления наркотических средств, психотропных и токсических веществ, а также употребляющих наркотические средства, психотропные и токсические вещества, у которых не возникла зависимость от них.

2. Первичная профилактика включает в себя:
антинаркотическую пропаганду и пропаганду здорового образа жизни;
раннее выявление лиц, употребляющих наркотические средства, психотропные и токсические вещества и проведение с ними профилактической работы;
антинаркотическое воспитание граждан, особенно молодежи и обучение ее навыкам противодействия вовлечению в употребление наркотических средств, психотропных и токсических веществ;
достоверное и систематическое информирование населения о текущей ситуации с распространением наркомании и токсикомании, их причинах и негативных медицинских и социальных последствиях;
профилактическую работу с лицами, входящих в группу риска;
профилактическую работу с семьями, ее поддержку, особенно семей, находящихся в социально опасном положении;
содействие занятости и организацию досуга молодежи.


Статья 29. Вторичная профилактика

1. Вторичная профилактика проводится в отношении лиц, больных наркоманией и токсикоманией в виде лечебных мероприятий и оказания им специализированной помощи.

2. Вторичная профилактика включает в себя:
выявление граждан, страдающих наркоманией и токсикоманией и проведение диагностики наркомании и токсикомании;
обследование, консультирование и лечение больных наркоманией и токсикоманией; оказание иной квалифицированной медицинской помощи.


Статья 30. Третичная профилактика

1. Третичная профилактика проводится в отношении лиц, прошедших курс лечения от наркомании или токсикомании в виде реабилитационных мероприятий и направлена на восстановление личного и социального статуса больного наркоманией или токсикоманией.

2. Реабилитация включает в себя медико-психологическую, социально-психологическую и социальную реабилитацию и состоит из системы медицинских, психологических и социальных мероприятий, направленных на формирование отказа от потребления наркотических средств. токсических и психотропных веществ.


Статья 31. Профилактическая работа с семьями

1. Профилактическую работу с семьями в Московской области осуществляют:
органы социальной защиты населения;
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
органы управления образованием;
органы управления здравоохранением;
органы по делам молодежи;
иные органы, участвующие в деятельности по профилактике наркомании и токсикомании, в пределах своей компетенции.

2. Профилактическая работа с семьями включает в себя:
информационно-просветительскую работу с родителями о причинах и проблемах наркомании и токсикомании и оказание им соответствующей психолого-педагогической и социально-правовой помощи;
профилактическую работу с семьями, находящимися в социально опасном положении и оказание им своевременной и квалифицированной социальной и медико-психологической помощи;
раннее выявление лиц, нуждающихся в обследовании, наблюдении у специалистов, лечении и (или) реабилитации и направлении их в соответствующие учреждения;
осуществление иных профилактических мер, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области.


Статья 32. Выявление лиц, употребляющих наркотические средства, психотропные и токсические вещества

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации в целях предупреждения незаконного потребления наркотических средств, психотропных и токсических веществ на территории Московской области в рамках обязательных предварительных, периодических, предсменных и предрейсовых медицинских осмотров проводятся предварительные диагностические исследования на предмет установления факта потребления наркотических средств, психотропных и токсических веществ.

2. В целях охраны здоровья несовершеннолетних, раннего выявления лиц, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные и токсические вещества и своевременного оказания им медицинской помощи, на территории Московской области проводятся тестирования несовершеннолетних в рамках обязательной диспансеризации, целевые медико-психологические консультирования и анкетирования учащихся и студентов в учреждениях образования и здравоохранения Московской области.

3. Организация и порядок проведения профилактических мероприятий, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, устанавливается центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, определяемые Правительством Московской области.


Статья 33. Оказание наркологической помощи населению на территории Московской области

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации наркологическая помощь населению на территории Московской области оказывается на основании и в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и Федеральным Законом Российской Федерации "О наркотических средствах и психотропных веществах".

2. Больным наркоманией на территории Московской области предоставляются все виды наркологической помощи, включая обследование, консультирование, диагностику, лечение и медико-социальную реабилитацию.

3. Диагностика наркомании, обследование, консультирование и медико-социальная реабилитация проводится в учреждениях здравоохранения при наличии лицензии на указанный вид деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. В соответствии с законодательством Российской Федерации лечение больных наркоманией проводится только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.


Статья 34. Медико-социальная реабилитация лиц, больных наркоманией и токсикоманией

1. Под медико-социальной реабилитацией лиц, больных наркоманией или токсикоманией понимается совокупность государственных и общественных мер, социального, медицинского, психологического, педагогического и иного характера, направленных на восстановление физического, психического и духовного здоровья больных наркоманией и токсикоманией, их личностного и социального статуса, обеспечивающих условия для наиболее быстрого возвращения или включения лиц, больных наркоманией и токсикоманией в обычные условия жизни и общественно-полезный труд.

2. В соответствии с законодательством Российской Федерации специализированная медико-социальная реабилитация больных наркоманией и токсикоманией осуществляется в специализированных наркологических учреждениях и подразделениях лечебно-профилактических учреждений.


Статья 35. Мониторинг распространения наркомании и токсикомании

1. В целях наблюдения, оценки, изучения и прогноза ситуации с распространением наркомании и токсикомании, а также получения данных о количестве лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные и токсические вещества, лицах больных наркоманией и токсикоманией, оценки эффективности проводимой профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними по предупреждению наркомании и токсикомании, на территории Московской области проводится мониторинг распространения наркомании и токсикомании.

2. Мониторинг распространения наркомании и токсикомании проводится уполномоченным исполнительным органом государственной власти Московской области, определяемый Правительством Московской области.


Статья 36. Межведомственный областной банк данных по профилактике наркомании и токсикомании

1. Межведомственный областной банк данных по профилактике наркомании и токсикомании (- далее областной банк данных) создается для сбора, учета, обработки, накопления, хранения, обобщения, анализа и поиска всей необходимой информации по осуществлению профилактики наркомании и токсикомании на территории Московской области и предоставления ее заинтересованным лицам, структурам и службам.

2. К участию в формировании областного банка данных могут привлекаться органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, общественные объединения, научные, научно-исследовательские, учебные и иные заинтересованные учреждения и организации.

3. Областной банк данных создается и ведется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Московской области, определяемый Правительством Московской области.


Статья 37. Финансирование мероприятий по профилактике наркомании и токсикомании

1. Финансирование мероприятий по профилактике наркомании и токсикомании осуществляется за счет средств областного и местных бюджетов, а также из других внебюджетных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

2. Объем финансирования мероприятий за счет средств областного бюджета устанавливается законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.


Статья 38. Реализация мероприятий по осуществлению профилактики наркомании и токсикомании

1. Профилактика наркомании и токсикомании осуществляется в рамках мероприятий областных целевых программ, направленных на решение задач в сфере молодежной политики, развития физической культуры и спорта, социальной защиты и занятости молодежи, укрепления общественной безопасности и правопорядка.

2. Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области могут участвовать в реализации мероприятий областных целевых программ, направленных на профилактику наркомании и токсикомании за счет частичного финансирования этих мероприятий из средств местных бюджетов.

3. Контроль за исполнением мероприятий, направленных на профилактику наркомании и токсикомании, осуществляется в соответствии с Законом Московской области "О концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области".

 Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 39. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования.



Одобрен решением
Московской областной Думы
от 11.02.2004 № 8/86

О проекте закона Московской области "Об основах профилактики наркомании и токсикомании на территории Московской области"

Название документа: О проекте закона Московской области "Об основах профилактики наркомании и токсикомании на территории Московской области"

Номер документа: 8/86

Вид документа: Решение Московской областной Думы

Принявший орган: Московская областная Дума

Статус: Действующий

Опубликован: Рассылка
Дата принятия: 11 февраля 2004

Дата начала действия: 11 февраля 2004