• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

Р Е Ш Е Н И Е

11.02.2004 № 6/86


О проекте закона Московской области "Об охране объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры) в Московской области"


Рассмотрев проект закона Московской области "Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Московской области", внесенный Комитетом по вопросам науки, образования, культуры, спорта и делам молодежи, Московская областная Дума решила:

1. Одобрить проект закона Московской области "Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Московской области". (Прилагается.)

2. Направить проект закона Московской области "Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Московской области" в комитеты, Контрольно-счетную палату, Государственно-правовое управление Московской областной Думы, Губернатору Московской области Громову Б.В. для подготовки и представления замечаний и предложений в Комитет по вопросам науки, образования, культуры, спорта и делам молодежи в срок до 04.03.2004.

3. Поручить Комитету по вопросам науки, образования, культуры, спорта и делам молодежи доработать проект закона "Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Московской области" с учетом представленных замечаний и предложений и внести доработанный проект закона на рассмотрение Московской областной Думы.

4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Егерева В.А.



Председатель
Московской областной Думы В.Е. Аксаков



МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ  

     
Проект  

З А К О Н

Об охране объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) в Московской области


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона


Настоящий Закон разработан в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и регулирует отношения в области охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории Московской области.


Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


В целях настоящего Закона применяются понятия, определенные Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также следующие понятия:
Объект, представляющий собой историко-культурную ценность - рекомендуемый для включения в единый государственный реестр объект недвижимого имущества, который обладает следующими признаками объекта культурного наследия:

- объект создан в результате исторического события;

- объект представляет собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии и социальной культуры.
Областной орган охраны объектов культурного наследия - центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, специально уполномоченный Правительством Московской области осуществлять на территории Московской области исполнительно-распорядительную деятельность (сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия) в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.


Статья 3. Общие положения  

1. Правовое регулирование отношений в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, Законом Московской области "О культуре", настоящем Законом, иными нормативными правовыми актами Московской области.

2. Полномочия органов местного самоуправления в отношении объектов культурного наследия, расположенных на территориях соответствующих муниципальных образований, определяются Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и настоящим Законом.

3. Земельные участки в границах исторически сложившихся территорий объектов культурного наследия, включенных в реестр, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации, Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", настоящим Законом, иными законами Московской области.

4. Государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия и областным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и Правительством Московской области.


Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
 В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья 4. Полномочия Правительства Московской области


Правительство Московской области:
1) принимает решение об организации и определении порядка деятельности областного органа охраны объектов культурного наследия;
2) разрабатывает мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия;
3) принимает решение о включении в реестр, об исключении из реестра, о перемещении, об изменении внутреннего или внешнего облика, об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения;
4) принимает решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения;
5) осуществляет меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия регионального значения и местного (муниципального) значения непосредственно или через областной орган охраны объектов культурного наследия;
6) формирует перечень не подлежащих отчуждению объектов культурного наследия, находящихся в собственности Московской области;
7) утверждает размер оплаты историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность или обладающих признаками объекта культурного наследия, земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению в границах земель историко-культурного назначения указанных объектов и зонах их охраны;
8) утверждает границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
9) по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия утверждает границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон объектов культурного наследия федерального значения (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия);
10) принимает решение об отнесении объекта культурного наследия к историко-культурному заповеднику регионального значения или местного (муниципального) значения;
11) утверждает положение об историко-культурном заповеднике регионального значения;
12) согласовывает решения по воссозданию объектов культурного наследия за счет средств федерального бюджета;
13) согласовывает порядок организации, границы и режим содержания историко-культурного заповедника федерального значения.


Статья 5. Полномочия областного органа охраны объектов культурного наследия


Областной орган охраны объектов культурного наследия:
1) осуществляет государственный контроль за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;
2) ведет документационное обеспечение реестра, включая подготовку и хранение документации об объектах культурного наследия, включенных в реестр, а также формирует информационные ресурсы реестра, обеспечивающие его автоматизированное ведение;
3) выдает паспорт на объект культурного наследия;
4) осуществляет работы, в том числе на основании рекомендаций органов местного самоуправления, физических и юридических лиц по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и рекомендуемых для включения в реестр;
5) ведет учет выявленных объектов культурного наследия;
6) согласовывает проекты и проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения или местного (муниципального) значения;
7) согласовывает проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, характер использования территории и требования к хозяйственной деятельности на территории объекта культурного наследия регионального значения или местного (муниципального) значения и в зонах их охраны;
8) выдает разрешения и задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального значения или местного (муниципального) значения, а также выявленных объектов культурного наследия, осуществляет приемку указанных работ;
9) выдает предписания о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия или нарушить его целостность и сохранность в отношении объекта культурного наследия федерального значения, регионального значения или местного (муниципального) значения, а также выявленного объекта культурного наследия;
10) выдает предписания о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении указанных работ;
11) заключает договоры аренды и безвозмездного пользования в отношении объектов культурного наследия, находящихся в собственности Московской области;
12) вносит предложение в Правительство Московской области об объявлении объекта культурного наследия государственным историко-культурным заповедником;
13) разрабатывает границы историко-культурных заповедников регионального значения, а также границы историко-культурных заповедников местного значения по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления;
14) вносит предложения об отнесении земель, занимаемых объектами культурного наследия, к землям историко-культурного назначения;
15) разрабатывает проекты зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, регионального значения и местного (муниципального) значения;
16) вносит предложения в Правительство Московской области об установлении охранных зон объектов культурного наследия федерального значения, регионального значения и местного (муниципального) значения;
17) проводит инспекции объектов культурного наследия, включая обследование их технического состояния, условий содержания и использования;
18) обращается в суд в случаях нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия;
19) обращается с иском в суд об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия регионального значения или местного (муниципального) значения, включенного в реестр;
20) согласовывает условия доступа граждан к объекту культурного наследия регионального значения и объекту культурного наследия местного (муниципального) значения, устанавливаемые собственником объекта культурного наследия.


Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны
объектов культурного наследия  


Органы местного самоуправления в пределах их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, уставами муниципальных образований:
1) согласовывают включение в реестр объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
2) согласовывают границы зон охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон;
3) утверждают порядок установления льготной арендной платы и ее размеры в отношении объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности;
4) согласовывают с областным органом охраны объектов культурного наследия проекты проведения работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий, проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории достопримечательного места, а также в зонах охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
5) принимают решения об ограничении или запрещении движения транспортных средств в зонах охраны объекта культурного наследия;
6) согласовывают с областным органом охраны объектов культурного наследия порядок организации, границы и режим содержания историко-культурных заповедников местного (муниципального) значения;
7) устанавливают порядок организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения, его границы и режим содержания по согласованию с областным органом охраны объектов культурного наследия.


Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ
ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья 7. Организация государственного учета объектов культурного наследия  


Государственному учету подлежат все объекты культурного наследия, находящиеся на территории Московской области.
Государственный учет объектов культурного наследия является основой системы их государственной охраны и осуществляется посредством формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.


Статья 8. Порядок проведения работ по выявлению и учету объектов, представляющих собой историко-культурную ценность  

1. Областной орган охраны объектов культурного наследия осуществляет работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, расположенных на территории Московской области. Указанные работы осуществляются в соответствии с областными целевыми программами сохранения объектов культурного наследия, а также на основании обращений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, рекомендаций физических и юридических лиц.

2. В целях обоснования включения объекта культурного наследия в реестр, определения его категории историко-культурного значения областной орган охраны объектов культурного наследия назначает историко-культурную экспертизу.

3. Порядок проведения историко-культурной экспертизы, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках историко-культурной экспертизы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. На основании заключения историко-культурной экспертизы о включении в реестр объекта, представляющего собой историко-культурную ценность, областной орган охраны объектов культурного наследия формирует учетное дело, в состав которого входят следующие документы:
обращение органа местного самоуправления муниципального образования или заявление физического или юридического лица о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, с предложением об отнесении данного объекта к одной из следующих категорий историко-культурного значения: регионального значения или местного (муниципального) значения;
заключение историко-культурной экспертизы;
сведения о наименовании объекта;
сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события;
сведения о местонахождении объекта;
сведения о виде объекта;
описание особенностей объекта, являющихся основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению (далее - предмет охраны);
описание границ территории объекта;
фотографическое изображение объекта;
сведения о собственнике объекта и пользователе объектом;
сведения о собственнике земельного участка и пользователе земельным участком, на котором расположен объект.

5. Со дня поступления в областной орган охраны объектов культурного наследия документов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, объект, представляющий собой историко-культурную ценность, относится к выявленным объектам культурного наследия и до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе включить его в реестр подлежит государственной охране в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".

6. Областной орган охраны объектов культурного наследия в течение семи дней письменно уведомляет собственника или пользователя выявленного объекта культурного наследия о дате поступления документов, указанных в пункте 4 настоящей статьи.

7. В случае заключения историко-культурной экспертизы об отнесении объекта, представляющего собой историко-культурную ценность, к категории федерального значения, областной орган охраны объектов культурного наследия в течение семи дней направляет документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи, в федеральный орган охраны объектов культурного наследия.

8. В случае несогласия с заключением историко-культурной экспертизы (за исключением несогласия с заключением об отнесении объекта, представляющего собой историко-культурную ценность, к категории федерального значения) областной орган охраны объектов культурного наследия по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица вправе назначить повторную экспертизу.


Статья 9. Установление границ территории выявленного объекта культурного наследия, рекомендуемого для включения в реестр как объекта культурного наследия регионального значения или местного (муниципального) значения

1. Областной орган охраны объектов культурного наследия осуществляет работы по установлению границ территории выявленного объекта культурного наследия, рекомендуемого для включения в реестр как объекта культурного наследия регионального значения или местного (муниципального) значения.

2. Отнесение земельных участков, на которых расположены выявленные объектов культурного наследия, к землям историко-культурного назначения осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.


Статья 10. Порядок включения в реестр объекта культурного наследия регионального значения или местного (муниципального) значения

1. Объекты культурного наследия регионального значения и объекты культурного наследия местного (муниципального) значения включаются в реестр Правительством Московской области по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия.

2. Областной орган охраны объектов культурного наследия представляет в Правительство Московской области документы, указанные в пункте 4 статьи 9 настоящего Закона, решение об отнесении территории выявленного объекта культурного наследия к землям историко-культурного назначения, а также решение органа местного самоуправления (для объектов культурного наследия местного (муниципального) значения).

3. В случае угрозы физической утраты выявленного объекта культурного наследия или нанесения невосполнимого ущерба выявленному объекту культурного наследия, установленных на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, при отказе органа местного самоуправления включить объект культурного наследия в реестр согласование с органами местного самоуправления не проводится.

4. В реестр могут быть включены выявленные объекты культурного наследия, с момента создания которых или с момента исторических событий, связанных с которыми, прошло не менее сорока лет, за исключением мемориальных квартир и мемориальных домов, которые связаны с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, которые считаются выявленными объектами культурного наследия непосредственно после смерти указанных лиц.

5. Решение о включении объекта культурного наследия регионального значения или местного (муниципального) значения в реестр либо об отказе включить такой объект в реестр должно быть принято Правительством Московской области в срок не более одного года со дня поступления в областной орган охраны объектов культурного наследия документов, указанных в пункте 4 статьи 9 настоящего Закона.
6. Областной орган охраны объектов культурного наследия уведомляет собственника или пользователя объекта культурного наследия регионального значения или местного (муниципального) значения о решении Правительства Московской области о включении данного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе включить данный объект в реестр в течение 10 дней со дня принятия решения Правительством Московской области.
7. Решение Правительства Московской области о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр является основанием для разработки проектов зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах указанных зон.
8. Границы зон охраны объектов культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах указанных зон разрабатываются областным органом охраны объектов культурного наследия и утверждаются Правительством Московской области.

Статья 11. Порядок изменения категории историко-культурного значения объекта
 культурного наследия  


Изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения или местного (муниципального) значения осуществляется Правительством Московской области по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения историко-культурной экспертизы, по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
Объект культурного наследия, признанный не отвечающим требованиям, предъявляемым к объектам культурного наследия регионального значения, учитывается в реестре как объект культурного наследия местного (муниципального) значения с согласия органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится данный объект культурного наследия.
В случае признания в установленном порядке объекта культурного наследия федерального значения, не отвечающим требованиям, предъявляемым к объектам культурного наследия федерального значения, этот объект учитывается в реестре как объект культурного наследия регионального значения или объект культурного наследия местного (муниципального) значения по согласованию соответственно с Правительством Московской области или органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен данный объект культурного наследия.

Глава 4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 12. Обеспечение сохранности объектов культурного наследия  

1. Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

2. Областной орган охраны объектов культурного наследия проводит один раз в пять лет обследование состояния и фото фиксацию объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, в целях разработки ежегодных и долгосрочных программ сохранения данных объектов культурного наследия.

3. Работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных областным органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с проектной документацией, согласованной областным органом охраны объектов культурного наследия.

4. Работы по сохранению объектов культурного наследия проводятся в порядке, установленном Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".

 Статья 13. Порядок согласования проектов проведения землеустроительных работ, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия регионального значения, объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленного объекта культурного наследия и в зонах охраны данных объектов  

1. Проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного значения, выявленного объекта культурного наследия и в зонах охраны указанных объектов подлежат согласованию с областным органом охраны объектов культурного наследия.

2. Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

3. Характер использования территории достопримечательного места, ограничения на использование данной территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения определяются областным органом охраны объектов культурного наследия и вносятся в правила застройки и в схемы зонирования территорий, разрабатываемые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

4. Проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий, проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории достопримечательного места, а также в зонах охраны объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия осуществляются по согласованию с областным органом охраны объектов культурного наследия.


Статья 14. Приостановление земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может причинить вред объектам культурного наследия  

1. Земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы должны быть немедленно приостановлены исполнителем работ в случае обнаружения не указанного в заключении историко-культурной экспертизы объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 2 настоящего Закона.
Исполнитель работ обязан проинформировать областной орган охраны объектов культурного наследия об обнаруженном объекте.

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи работы, а также работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком и исполнителем работ после получения письменного предписания областного органа охраны объектов культурного наследия, либо федерального органа охраны объектов культурного наследия.

3. В случае принятия мер по ликвидации опасности разрушения обнаруженного объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, или в случае устранения угрозы нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия приостановленные работы могут быть возобновлены по письменному разрешению соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, по предписанию которого работы были приостановлены.
Работы по ликвидации опасности разрушения обнаруженного объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, изменение проекта проведения работ, представлявших собой угрозу нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия, либо изменение характера указанных работ проводятся за счет средств заказчика работ, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

 Статья 15. Воссоздание утраченного объекта культурного наследия регионального значения или местного (муниципального) значения  

1. Решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия регионального значения или местного (муниципального) значения принимается Правительством Московской области по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия, основанному на заключении историко-культурной экспертизы.

2. Решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия принимается с учетом общественного мнения, а также в случае воссоздания памятника или ансамбля религиозного назначения с учетом мнения религиозных организаций.


Статья 16. Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия  


На объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения и местного (муниципального) значения определяется Правительством Московской области.

Глава 5. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ

Статья 17. Общие положения об организации историко-культурного заповедника
 регионального и местного (муниципального) значения  

1. Основной задачей историко-культурного заповедника является обеспечение целостности памятников, ансамблей, достопримечательных мест и создание наилучших условий для их сохранения, использования и популяризации, в том числе музейными средствами.

2. Порядок организации историко-культурного заповедника регионального значения, его граница и режим его содержания устанавливаются настоящим Законом.

3. Порядок организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения, его граница и режим его содержания устанавливаются органом местного самоуправления с учетом требований, установленных настоящим Законом.

4. Решение об организации историко-культурного заповедника принимается на основании заключения историко-культурной экспертизы.

5. В соответствии с законодательством Российской Федерации земли историко-культурных заповедников относятся к особо ценным землям, в пределах которых имеются объекты культурного наследия и природные объекты, представляющие особую научную и историко-культурную ценность.

6. Граница историко-культурного заповедника регионального значения или местного (муниципального) значения определяется на основании историко-культурного опорного плана и (или) иных документов и материалов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Граница историко-культурного заповедника может не совпадать с границей достопримечательного места.

8. Решение об утверждении зон охраны историко-культурного заповедника регионального значения или историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон принимается Правительством Московской области в порядке, установленном настоящим Законом.


Статья 18. Порядок организации и содержания историко-культурного заповедника
 регионального значения

1. Историко-культурный заповедник регионального значения создается в целях обеспечения комплексного сохранения, использования, популяризации и государственной охраны целостных историко-культурных и природных комплексов в Московской области, нуждающихся в особом режиме содержания на основании заключения историко-культурной экспертизы.

2. Решение о создании историко-культурного заповедника регионального значения принимается Правительством Московской области по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия.

3. Решение об образовании зон охраны историко-культурного заповедника регионального значения, определении его границ и режима содержания и использования принимается Правительством Московской области в порядке, установленном настоящим Законом.

4. Правительство Московской области утверждает концепцию развития историко-культурного заповедника регионального значения и положение о нем.

5. Историко-культурный заповедник регионального значения создается в организационно-правовой форме государственного учреждения Московской области.

7. На территории историко-культурного заповедника запрещается любая хозяйственная деятельность, противоречащая задачам и режиму его охраны, содержания и использования, кроме мероприятий, направленных на:
сохранение в естественном состоянии памятников истории и культуры и окружающей природной среды, восстановление и предотвращение их изменений в результате антропогенного воздействия;
поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;
осуществление мониторинга особо охраняемых территорий;
выполнение научно - исследовательских работ;
проведение культурно - просветительской работы (экскурсии, лекции, организация туристических маршрутов);
осуществление контроля за состоянием памятников и территорий.

8. Деятельность предприятий, учреждений, организаций, не входящих в состав историко-культурного заповедника, но расположенных на его территории, подчинена режиму историко-культурного заповедника и согласовывается с его органом управления.

Глава 6. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОХРАНЕНИЮ, ПОПУЛЯРИЗАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья 19. Источники финансирования мероприятий по сохранению, популяризации
 и государственной охране объектов культурного наследия  

1. Источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются:
средства федерального бюджета;
средства областного бюджета;
внебюджетные поступления.

2. Для обеспечения целевого использования средств, выделенных на финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, могут создаваться целевые бюджетные фонды в составе бюджета Московской области.

3. Порядок финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия за счет средств, получаемых от использования находящихся в собственности Московской области объектов культурного наследия, включенных в реестр и (или) выявленных объектов культурного наследия, устанавливается Правительством Московской области.

4. Порядок финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия за счет средств, получаемых от использования находящихся в муниципальной собственности объектов культурного наследия, включенных в реестр, устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в пределах их компетенции.


Статья 20. Областные целевые программы сохранения, использования, популяризации
и государственной охраны объектов культурного наследия  


Для сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения разрабатываются областные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

 Статья 21. Льготы, предоставляемые физическим или юридическим лицам, вложившим свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия  

1. Физическое или юридическое лицо, владеющее на праве аренды объектом культурного наследия, находящимся в собственности Московской области, собственности муниципального образования, вложившее свои средства в работы по сохранению объекта культурного наследия и обеспечившее их надлежащее выполнение, имеет право на льготную арендную плату.
Порядок установления льготной арендной платы и ее размеры в отношении объектов культурного наследия, находящихся в собственности Московской области, определяются законами Московской области.
Порядок установления льготной арендной платы и ее размеры в отношении объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, определяются органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

2. Физическое или юридическое лицо, являющееся собственником объекта культурного наследия регионального или местного значения, включенного в реестр, либо пользующееся им на основании договора безвозмездного пользования и производящее за счет собственных средств работы по его сохранению, имеет право на компенсацию произведенных им затрат, при условии выполнения таких работ в соответствии с настоящим Законом. Порядок выплаты компенсации определяется Правительством Московской области.

ГЛАВА 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства об объектах культурного наследия  


Должностные лица, физические и юридические лица, допустившие нарушение законодательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия несут гражданскую, уголовную и административную ответственность в соответствии с федеральным законодательством.
Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность за нарушения требований в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в порядке, предусмотренным настоящим Законом.

 Статья 23. Административная ответственность за нарушения требований в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения  


Нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения и местного (муниципального) значения, включенных в реестр, их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения областного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

 Статья 24. Протокол об административном правонарушении за нарушение требований в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения  


При совершении административного правонарушения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения составляется протокол об административном правонарушении уполномоченным на то должностным лицом:
органов внутренних дел (милиции);
областного органа охраны объектов культурного наследия.

 Статья 25. Производство по делам об административных правонарушениях в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения  


Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, рассматриваются от имени областного органа охраны объектов культурного наследия его руководителем, заместителями, которые выносят постановление о наложении штрафа.
Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Статья 26. Средства, полученные в результате взыскания штрафов  


Суммы, взысканные в качестве административных штрафов при совершении административного правонарушения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения, зачисляются в областной бюджет.
Суммы, взысканные в качестве административных штрафов при совершении административного правонарушения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, зачисляются в бюджет муниципального образования, на территории которого расположен данный объект культурного наследия.

Глава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 27. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.



Одобрен решением
Московской областной Думы
от 11.02.2004 № 6/86

О проекте закона Московской области "Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Московской области"

Название документа: О проекте закона Московской области "Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Московской области"

Номер документа: 6/86

Вид документа: Решение Московской областной Думы

Принявший орган: Московская областная Дума

Статус: Действующий

Опубликован: Рассылка
Дата принятия: 11 февраля 2004

Дата начала действия: 11 февраля 2004