• Текст документа
  • Статус
Действующий

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

Р Е Ш Е Н И Е

01.10.2003 № 4/69
 


О прогнозе социально-экономического развития Московской области на 2004 год  



Рассмотрев прогноз социально-экономического развития Московской области на 2004 год, представленный Губернатором Московской области Громовым Б.В. в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона Московской области "О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области", Московская областная Дума решила:

1. Принять к сведению прогноз социально-экономического развития Московской области на 2004 год. (Прилагается.)

2. Опубликовать настоящее решение в средствах массовой информации.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Куликова В.П.



Председатель
Московской областной Думы В.Е. Аксаков


Прогноз социально-экономического развития
Московской области на 2004 год


Прогноз социально-экономического развития Московской области на 2004 год разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Правовой основой для его разработки явились:
Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации";
поручение Правительства Российской Федерации от 19.03.2003 № МК-П5-03133 и принципиальная схема порядка разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2004 год, параметров прогноза на период до 2006 года и проекта федерального бюджета на 2004 год;
Закон Московской области "О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области";
постановление Правительства Московской области от 06.02.2003 № 61/3 "Об организации и сроках разработки прогноза социально-экономического развития Московской области на 2004 год, проекта закона Московской области "О Комплексной программе социально-экономического развития Московской области на 2004 год", проекта закона Московской области "Об областном бюджете на 2004 год", параметров прогноза социально-экономического развития Московской области до 2006 года и перспективного финансового плана до 2006 года".
Показатели прогноза сформированы на базе статистических данных за 1999-2001 годы и уточнены на основании данных о деятельности отраслей экономики Московской области за первое полугодие текущего года.
Разработка основных параметров развития экономики Московской области проведена по двум вариантам:
первый вариант - умеренный - исходит из относительно устойчивой комбинации внешних и внутренних условий социально-экономического развития Московской области;
второй вариант основан на сохранении достаточно благоприятных тенденций развития, достигнутых в 2002 году, и предполагает раскрытие потенциальных возможностей развития всех секторов экономики Московской области с учетом спроса на внутреннем и внешнем рынках и инвестиционных возможностей.
Оба варианта учитывают влияние предполагаемых изменений законодательства о налогах и сборах, начиная с 2004 года.
Прогноз социально-экономического развития Московской области на 2004 год разработан на основе анализа тенденций развития отраслей экономики и социальной сферы Московской области, сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, с учетом индексов-дефляторов, рекомендованных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Прогноз разработан в соответствии с Системой показателей социально-экономического развития Московской области, используемой при прогнозировании социально-экономического развития Московской области, согласованной решением Московской областной Думы от 28.06.2000 № 5/103, по следующим 15 разделам:

1. Демографические показатели (среднегодовая численность постоянного населения в целом по Московской области с выделением городского и сельского населения).

2. Основные общеэкономические показатели (валовой региональный продукт в целом по Московской области и в разрезе основных отраслей).

3. Промышленность (объем промышленной продукции в целом по Московской области и в разрезе 10 ведущих отраслей, объем промышленной продукции в государственном секторе и его доля в общем объеме выпуска продукции).

4. Агропромышленный комплекс (производство продукции сельского хозяйства в стоимостном выражении во всех категориях организаций с выделением продукции растениеводства и животноводства; производство сельскохозяйственной продукции по категориям организаций; производство основных видов сельскохозяйственной продукции в натуральном выражении по категориям организаций, площади сельскохозяйственных угодий; поголовье скота и птицы; объем поставок сельскохозяйственной продукции в государственные ресурсы).

5. Транспорт, дорожное строительство и связь (протяженность автомобильных дорог, их строительство и реконструкция, показатели развития связи).

6. Малое предпринимательство (количество малых предприятий, среднесписочная численность их работников и объем произведенной продукции).

7. Эффективность использования государственной собственности Московской области.

8. Инвестиции (объем инвестиций за счет всех источников финансирования в целом по Московской области, с выделением государственного сектора и источников финансирования, ввод в действие новых основных фондов, объем иностранных инвестиций).

9. Финансы (сводный финансовый баланс - доходы в целом и в разрезе источников доходов, показатели взаимоотношений с федеральными органами государственной власти, расходы).

10. Труд (численность занятых в экономике всего и в разрезе ее отраслей, показатели, характеризующие безработицу).

11. Денежные доходы и расходы населения.

12. Потребительский рынок (оборот розничной торговли с выделением государственного сектора и его доли в общем объеме оборота розничной торговли, объем платных услуг населению с выделением государственного сектора и его доли в общем объеме платных услуг населению, объем платных услуг населению по видам услуг).

13. Развитие отраслей социальной сферы (ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования, показатели обеспеченности населения общей площадью жилых домов, больничными койками, амбулаторно-поликлиническими учреждениями, врачами, средним медицинским персоналом, домами-интернатами для престарелых, инвалидов и детей-инвалидов, дошкольными образовательными учреждениями, удельный вес количества обучающихся в первую смену в дневных учреждениях общего образования в общем числе обучающихся, показатели полной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и доли стоимости жилищно-коммунальных услуг, оплачиваемых населением).

14. Охрана окружающей среды (инвестиции на природоохранные мероприятия, объемы: сброса загрязненных сточных вод, вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, водопотребления, оборотного и повторно-последовательного использования воды).

15. Внешнеэкономическая деятельность (экспорт и импорт продукции).

    Демографические показатели  

Социально-экономическое развитие Московской области определяется совокупностью внешних и внутренних объективных условий, одним из которых является демографическая ситуация.
Демографические процессы в Московской области в силу своей инерционности развиваются в соответствии с уже сложившимися тенденциями.
В результате сохранения крайне низкой рождаемости, высокой смертности и неблагополучной возрастной структуры в 2004-2006 годах продолжится сокращение численности населения Московской области независимо от условий развития отраслей экономики в эти годы.
В прогнозируемом периоде ожидается сокращение населения Московской области по сравнению с оценкой 2002 года (оценка 2002 года дана с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения): по первому варианту на 26,6 тыс. человек, по второму - на 21,6 тыс. человек.
В прогнозируемом периоде сохранится тенденция к сокращению численности городского и сельского населения Московской области по сравнению с оценкой 2002 года.
В 2004 году в городах будет проживать от 5240,9 до 5244,9 тыс. человек, ожидаемое сокращение численности городского населения к оценке 2002 года составит 15,8 тыс. человек по первому варианту и 11,8 тыс. человек - по второму. Доля городского населения в общей численности населения Московской области составит 79,4 процента. Сельское население в 2004 году сократится, соответственно, на 10,8 тыс. человек и 9,8 тыс. человек и составит 20,6 процента от общей численности населения Московской области.
Замедлению общей убыли населения Московской области может способствовать положительный миграционный прирост, существенно выросший в 2002 году и составивший 52,3 тыс. человек. Дальнейшее сохранение величины миграционного прироста на этом уровне позволит частично восполнить естественную убыль постоянного населения области.

    Основные общеэкономические показатели  

В прогнозируемом периоде сохранится стабильный рост валового регионального продукта, который обусловлен расширением внутреннего спроса. По оценке в 2004 году объем валового регионального продукта достигнет 500,7 млрд. рублей, что превышает уровень 2002 года (оценка) на 17,4 процента.
В производстве валового регионального продукта наиболее высокими темпами будут развиваться промышленность и торговля.
В структуре валового регионального продукта основное место занимает промышленность (доля валовой добавленной стоимости промышленности в 2004 году составит 29 процентов). Положительным фактом является то, что в структуре валового регионального продукта в значительной мере возрастает доля торговли, которая увеличится с 10,8 процента в 2002 году до 13,8 процента в 2004 году.

    Промышленность  

Промышленность, по-прежнему, остается ведущей отраслью экономики Московской области, которой принадлежит решающая роль в обеспечении прогрессивных структурных сдвигов в экономике, создании социально-экономических предпосылок для преобразований в сфере труда и обслуживания.
В 2001-2002 годах достигнут устойчивый рост промышленного производства (соответственно 114 и 108,7 процента). В 2003 году, по оценке, индекс промышленного производства составит 113,6 процента.
Прогноз развития отраслей промышленности в 2004 году предусматривает увеличение общего объема промышленного производства в целом на 6,6-9,4 процента (по 1 и 2 вариантам) по сравнению с оценкой 2003 года. При этом опережающий рост производства ожидается в промышленности строительных материалов (11-13,5 процента), машиностроении и металлообработке (8-13 процентов), цветной металлургии (9-12 процентов).
Стабильный рост промышленного производства должны обеспечить:
активизация процессов модернизации и реконструкции действующих промышленных организаций;
разработка новых видов продукции, технологий, материалов с использованием научно-технического потенциала области;
формирование инновационной политики, определение приоритетных проектов и направлений развития промышленности, по которым целесообразно оказывать государственную поддержку и стимулирование;
реструктуризация убыточного промышленного сектора, поддерживаемого системой бюджетных субсидий;
дальнейшее совершенствование политики государственных закупок товаров и услуг для государственных нужд;
государственная поддержка развития социально значимых и экспортноориентированных производств.

     Агропромышленный комплекс.

В агропромышленном комплексе в 2002 году объем сельскохозяйственной продукции составил 28,9 млрд. рублей. Увеличилось производство сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными организациями на 0,9 процента, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами - на 5,4 процента, хозяйствами населения - на 2,5 процента.
По оценке в 2003 году объем сельскохозяйственной продукции увеличится по сравнению с 2002 годом на 5,4 процента и составит 31,9 млрд. рублей. Прогнозируемый объем сельскохозяйственной продукции в 2004 году должен составить 36,4-36,9 млрд. рублей, что на 2-4,9 процента больше по сравнению с оценкой 2003 года.
При объемах продукции растениеводства в 2002 году в 14,95 млрд. рублей ожидается их увеличение в 2003 году до 16,7 млрд. руб. и прогнозируется в 2004 году их рост до 19,1-19,5 млрд. рублей, что составит 102,3-105,9 процента к уровню 2003 года. При благоприятных погодных условиях (второй вариант) прогнозируемое увеличение объемов продукции растениеводства обусловлено увеличением ежегодных темпов прироста производства зерна (2003 год - на 2,9 процента, 2004 год - на 10,8 процента). Увеличение объемов производства растениеводческой продукции должно происходить не только за счет увеличения посевных площадей, но и за счет повышения урожайности сельскохозяйственных культур путем применения высокоурожайных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, использования интенсивных ресурсосберегающих технологий.
При объемах продукции животноводства в 2002 году в 14 млрд. рублей ожидается их увеличение в 2003 году до 15,2 млрд. рублей и прогнозируется в 2004 году до 17,3-17,4 млрд. рублей, что составит 101,7-103,8 процента к уровню 2003 года. В прогнозируемом периоде рост производства продукции животноводства может быть обеспечен сохранением численности поголовья сельскохозяйственных животных, более полным использованием потенциала крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения, укреплением сырьевой базы комбикормовой промышленности, улучшением селекционно-племенной работы.

    Малое предпринимательство  

В Московской области в 2002 году зарегистрировано 45,92 тыс. малых предприятий. По сравнению с их количеством в 2001 году (45,99 тыс.) число малых предприятий незначительно снизилось - на 0,2 процента. В промышленности снижение произошло на 9,6 процента. В строительстве отмечен их рост на 0,2 процента, в торговле и общественном питании - на 2,1 процента. В 2002 году наибольшее количество малых предприятий было сконцентрировано в торговле и общественном питании - 46 процентов (от общего количества малых предприятий в Московской области), в промышленности - 18 процентов, строительстве - 12 процентов.
По оценке в 2003 году ожидается увеличение количества малых предприятий по сравнению с 2002 годом на 0,2 процента. По прогнозу на 2004 год ожидается рост числа малых предприятий. Прогнозируемые изменения будут сопровождаться увеличением среднесписочной численности работников малых предприятий во всех отраслях.
По прогнозу динамика выпуска товаров и услуг малыми предприятиями по всем видам деятельности в 2004 году будет положительной.


     
Эффективность использования государственной собственности Московской области

По оценке в 2003 году доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Московской области, составят 1947,6 млн. рублей, что в 1,9 раза превышает уровень 2002 года в текущей оценке. Такой рост доходов обеспечен, прежде всего, существенным ростом поступления средств от сдачи в аренду земельных участков. По оценке поступление средств от сдачи в аренду земельных участков составит в 2003 году 1494 млн. рублей, что в 3,44 раза превысит уровень 2002 года.
По прогнозу на 2004 год ожидается поступление доходов от использования государственной собственности Московской области в размере 2038,8 млн. рублей, в том числе от сдачи в аренду земельных участков - 1509,6 млн. рублей.

    Инвестиции  

В настоящее время с учетом высокого уровня загрузки старых производственных мощностей, источником устойчивого экономического роста в Московской области может быть только расширение инвестиций в основной капитал.
В 2002 году прирост инвестиций в основной капитал составил 5,6 процента по сравнению с 2001 годом.
По оценке в 2003 году ожидается резкий рост инвестиций, который составит 120 процентов к уровню 2002 года и достигнет уровня 80,3 млрд. рублей, что связано с реализацией на территории области целого ряда инвестиционных проектов.
В 2004 году прогнозируемый объем инвестиций составит 93,4-95,7 млрд. рублей, что на 6-8 процентов выше ожидаемого уровня 2003 года. Увеличение инвестиций произойдет в основном за счет отраслей материальной сферы, прежде всего промышленности. Доля инвестиций в промышленность составит в 2004 году более 34 процентов. Основными направлениями инвестирования будут машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, а также промышленность строительных материалов.
По оценке, в 2003 году в Московскую область будет привлечено 900 млн. долларов США иностранных инвестиций, что составит 130,4 процента к уровню 2002 года.
В прогнозируемом периоде увеличение притока иностранных инвестиций будет основываться на дальнейших мерах по улучшению инвестиционной привлекательности Московской области.
В 2004 году прогнозируемый объем иностранных инвестиций достигнет 1 млрд. долларов США, что на 11,1 процента больше ожидаемого уровня 2003 года.

    Финансы  

Общий объем финансовых ресурсов Московской области, включающих в себя прибыль, амортизационные отчисления, налоговые и неналоговые доходы, средства целевых бюджетных фондов, отделений государственных внебюджетных фондов и единого социального налога, без учета средств, перечисляемых и получаемых из федерального бюджета и структур федерального уровня, по прогнозу составит в 2004 году 218,3 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с оценкой текущего года на 7,2 процента.
Наиболее значимым в доходной части баланса в 2004 году будет размер налоговых доходов (без учета поступлений налога на прибыль) - 76,3 млрд. рублей. Удельный вес этого вида доходов в общих доходах Московской области составит 35 процентов.
В расчетах прогнозных поступлений налоговых доходов учтены следующие направления реформирования налоговой системы Российской Федерации:
отмена с 01.01.2004 налога с продаж;
передача одного процента ставки налога на прибыль с федерального уровня на региональный;
понижение, начиная с 01.01.2004, основной ставки налога на добавленную стоимость до 18 процентов при сохранении льготных ставок;
увеличение акцизных ставок на подакцизные товары (ликероводочную продукцию, пиво и др.);
отмена с 01.01.2004 акциза на природный газ;
пересмотр перечня региональных и местных налогов и сборов, включая отмену с 01.01.2004 целевых сборов на содержание милиции, сбора с владельцев собак, сбора за парковку автотранспорта;
совершенствование платежей, связанных с использованием природных ресурсов (введение с 01.01.2004 водного налога и сбора за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами).
Расчет налога на доходы физических лиц по прогнозу на 2004 год базируется на темпах роста заработной платы по Московской области, превышающих предложенные Сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на 2004 год и на период до 2006 года (124,6 процентов против 118,2 процентов).
Снижение налоговых доходов в 2004 году относительно оценки 2003 года составит по финансовому балансу 5 процентов, что вызвано рядом указанных выше мер по изменению налогового законодательства.
Следующим по значимости показателем доходной части финансового баланса Московской области в 2004 году станет прибыль. Доля прибыли в доходах составит 21,9 процентов, а ее размер достигнет 47,8 млрд. рублей.
По оценке, в 2003 году в Московской области ожидается рост этого показателя по сравнению с предшествующим периодом на 24,8 процента, по прогнозу на 2004 год - на 9,1 процента (по сравнению с оценкой 2003 года).
Третьим, наиболее значительным источником доходов сводного финансового баланса Московской области в 2004 году явятся средства единого социального налога, суммарный размер которого (32,7 млрд. рублей) определен по прогнозным данным Московских областных отделений государственных внебюджетных фондов и Управления Министерства налогов и сборов Российской Федерации по Московской области. Удельный вес поступлений единого социального налога в доходах Московской области составит 15 процентов.
Амортизационные отчисления в 2004 году прогнозируются на уровне 15,9 млрд. рублей (удельный вес в доходной части финансового баланса - 7,3 процента) против 13,9 млрд. рублей по оценке 2003 года. При расчетах амортизационных отчислений учитывалось следующее: рост объема инвестиций за счет всех источников финансирования, увеличение удельного веса амортизации, начисленной нелинейными методами, а также снижение количества организаций, применяющих понижающие коэффициенты.
Экспертные оценки, проведенные на базе отдельных прогнозных данных Министерства имущественных отношений Московской области, с учетом таких факторов, как рост эффективности использования государственного и муниципального имущества, увеличение доходов от продажи земли и нематериальных активов, позволили определить величину неналоговых доходов в 2004 году в объеме 5,9 млрд. рублей. Удельный вес этого вида доходов в общих доходах Московской области составит 2,7 процента.
Средства целевых бюджетных фондов Московской области по прогнозу на 2004 год суммарно составят 5,9 млрд. рублей, включая средства, получаемые из федерального бюджета Территориальным дорожным фондом Московской области.
По прогнозу на 2004 год объем средств, перечисляемых Московской областью в федеральный бюджет, превысит объем средств, получаемых из федерального бюджета, в 2,8 раза.
В соответствии с прогнозом в 2004 году Московская область передаст в федеральный бюджет в виде налогов и прочих платежей 34,8 млрд. рублей. В прогнозируемом периоде из федерального бюджета ожидается получение средств в размере 12,3 млрд. рублей, из них: ассигнования на инвестиции - 5,2 млрд. рублей, дотации, субвенции и прочие поступления - 6,9 млрд. рублей.
Доходы Московской области с учетом межбюджетных отношений в 2004 году ожидаются в размере 197,8 млрд. рублей, что на 12,6 процентов выше оценки 2003 года.
Расходная часть сводного финансового баланса Московской области по прогнозу на 2004 год составит 204 млрд. рублей и возрастет по сравнению с оценкой 2003 года на 12,7 процента.
Расходы сводного финансового баланса по социально значимым отраслям Московской области на 2004 год определены на базе предварительных нормативов бюджетной обеспеченности на указанный год.
Наибольший удельный вес в структуре расходов на 2004 год будет приходиться на следующие статьи: расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также средств внебюджетных фондов (52,8 процента) и средства, остающиеся в распоряжении организаций (24,2 процента).
Государственные затраты на инвестиции за счет средств федерального бюджета и бюджета Московской области составят в 2004 году 12,1 млрд. рублей (5,9 процента расходов финансового баланса), субсидии, субвенции отраслям экономики Московской области - 6,6 млрд. рублей (3,2 процента расходов финансового баланса).
В 2004 году сводный финансовый баланс Московской области в связи с прогнозируемым дефицитом консолидированного бюджета Московской области будет иметь дефицит в размере 6,1 млрд. рублей. Источниками погашения дефицита явятся государственные ценные бумаги Московской области (государственные облигации Московской области 2004 года), поступления от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также банковские кредиты.

    Труд  

Для социально-экономического развития Московской области период 2003-2004 годов с точки зрения наличия трудовых ресурсов и предложения рабочей силы является относительно благоприятным.
По оценке, в 2003 году прирост числа занятых в экономике составит около 15 тыс. человек. Рост численности отмечен в отраслях материального производства и в непроизводственной сфере. Тенденция роста численности занятых в экономике сохранится и в последующие годы.
Численность безработных, зарегистрированных в службах занятости, в 2003 г. может составить 38 тыс. человек, а в 2004 г. будет колебаться на уровне 38-40 тыс. человек.

    Денежные доходы и расходы населения  

По оценке, в 2003 году общая сумма денежных доходов населения Московской области составит 344,16 млрд. рублей, что в 1,28 раза выше отчетных данных за 2002 год. В 2004 году прогнозируется увеличение общей суммы денежных доходов населения Московской области в 1,25 раза по сравнению с оценкой 2003 года (428,76 млрд. рублей).
Основной составляющей денежных доходов населения является фонд заработной платы, который в 2003 году, по оценке, составит 144,5 млрд. рублей или в 1,29 раза превысит уровень этого показателя в 2002 году. В 2004 году прогнозируется рост фонда заработной платы в 1,25 раза по сравнению с оценкой 2003 года. При этом доля этого показателя в общей сумме денежных доходов населения в 2004 году составит 42 процента.
Предполагается, что в 2004 году в 1,25 раза возрастет величина социальных выплат населению, включающих пенсии, пособия, стипендии, которая достигнет 98,62 млрд. рублей, их доля в общей сумме доходов населения составит 23 процента.
Общая сумма расходов и сбережений населения по прогнозу на 2004 год достигнет 428,78 млрд. рублей, что в 1,24 раза выше оценки 2003 года. При этом наибольшую долю (77,5 процента) в сумме расходов будут занимать, как и прежде, затраты на покупку товаров и оплату услуг.
Прогноз на 2004 год предусматривает рост реальных денежных доходов населения и рассчитан, исходя из предполагаемого снижения среднегодового уровня инфляции до 110,4 процента. Прогнозируется, что реальные денежные доходы населения Московской области в 2004 году возрастут по сравнению с оценкой 2003 года на 13,5 процентов.

    Потребительский рынок  

Повышение благосостояния населения Московской области обеспечило прирост оборота розничной торговли в 2002 году к уровню 2001 года на 12,2%, его объем составил 153,8 млрд. рублей.
Для потребительского рынка Московской области характерен относительно низкий уровень покупок на вещевых, смешанных и продовольственных рынках - всего 15,4%.
По оценке, оборот розничной торговли в 2003 году составит 196,4 млрд. рублей или 118 процентов к уровню 2002 года. В 2004 году прогнозируется рост оборота розничной торговли к уровню 2002 года на 12-15 процентов (237,7-242,5 млрд. рублей).
В 2002 году рост объемов платных услуг населению по сравнению с предыдущим годом составил 4,4 процента. По итогам истекшего периода 2003 года отмечена положительная динамика развития рынка платных услуг населению. Ожидается, что к концу 2003 года рост объема платных услуг составит 6 процентов.
Прогнозные расчеты показывают, что устойчивый рост объема платных услуг в 2004 году сохранится. Прогнозируется прирост в этой сфере на 5-7 процентов.

    Развитие отраслей социальной сферы  

Прогноз развития отраслей социальной сферы на 2004 год ориентирован на решение проблем функционирования отраслей социальной сферы и создание необходимых условий для удовлетворения минимальных потребностей всех групп населения Московской области в социальных услугах при формировании оптимального соотношения платности и бесплатности услуг населению, с одновременным обеспечением адресной и дифференцированной поддержки малообеспеченных групп населения.
В 2002 году в Московской области введено в эксплуатацию более 3,2 млн. кв. м общей площади жилых домов, что на 14 процентов превысило уровень 2001 года. По оценке, в 2003 ожидается ввод 3,5 млн. кв. метров общей площади (108,9 процента к уровню 2002 года), по прогнозу на 2004 год - 3,98-4,08 млн. кв. метров общей площади жилья (113-116 процентов к оценке 2003 года). Это позволит в 2004 году увеличить среднюю обеспеченность населения общей площадью жилья на 0,7 кв. метров на человека по сравнению с оценкой 2003 года и на 1,3 кв. метров на человека по сравнению с уровнем 2002 года.
В 2002 году доля платежей населения в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг составила 89,02 процента. В 2003-2004 года предполагается стабилизировать средний уровень оплаты населением указанных услуг на уровне 90 процентов.
В 2004 году сохранится тенденция снижения уровня обеспеченности больничными койками, обусловленная сокращением коечного фонда. Тенденция сокращения коечного фонда связана с его реструктуризацией за счет выделения стационаров интенсивного, восстановительного лечения, увеличения объемов высокоспециализированных видов помощи в федеральных институтах и больницах других ведомств, а также развития стационаров долечивания и ухода за больными (стационары медико-социальной помощи). Кроме того, проводится работа по перепрофилированию коечной сети, развитию ресурсосберегающих организационных форм (дневных стационаров, стационаров краткосрочного пребывания и др.), увеличению объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом уровне.

В сфере образования численность детей в дошкольных образовательных учреждениях в 2002 году составляла 195 тыс. человек и в течение 2003-2004 годов она останется на этом же уровне. В связи с этим обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями в период 2002-2004 годов имеет стабильный характер.
В общеобразовательных учреждениях в силу демографических причин в 2004 году произойдёт сокращение контингента обучающихся на 13 процентов по сравнению с 2001 годом, в связи с чем количество обучающихся в первую смену в этих учреждениях будет увеличиваться и составит 95 процентов.

    Охрана окружающей среды  

В 2003 году предполагается направить на природоохранные мероприятия из всех источников финансирования 393,72 млн. рублей, что в 1,8 раза больше, чем в 2002 году. Прогноз по данному показателю на 2004 год - 500,6-505,6 млн. рублей или 115,8-116,3 процента к уровню предыдущего года.
Прогнозируется снижение объема сброса загрязненных сточных вод по сравнению с оценкой 2003 года на 7,2 млн. куб. метров.
Объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, в 2004 году предполагается снизить на 240 тонн по сравнению с оценкой 2003 года.
В 2004 году прогнозируется увеличение объема водопотребления по сравнению с оценкой 2003 года 0,2 процента.

    Внешнеэкономическая деятельность  

При разработке прогноза основных направлений торгово-экономического сотрудничества с государствами СНГ учитывались как уже имеющиеся соглашения и договора (25 соглашений с регионами государств СНГ), так и перспективные договоренности с рядом регионов Украины, Казахстана и др.
По оценке в 2003 году внешнеторговый оборот увеличится по сравнению с 2002 годом на 6,3 процента и составит 5230 млн. долларов США. При этом если в 2002 году несколько снизился объем экспорта (94,9 процента к 2001 году), то в 2003 году он возрастет по сравнению с 2002 годом на 7,3 процента (1615 млн. долларов США).
В прогнозируемом периоде ожидается рост внешнеторгового оборота на 2,6-3,2 процента, который по оптимистическому варианту достигнет 5395 млн. долларов США.
В прогнозе социально-экономического развития Московской области на 2004 год содержатся отдельные прогнозные показатели социально-экономического развития муниципальных образований Московской области, разработанные экономическими службами администраций муниципальных образований Московской области.
Среди них показатели развития промышленного и сельскохозяйственного производства, прибыли и фонда оплаты труда, оборота розничной торговли и объема платных услуг населению, показатели, связанные с обеспеченностью населения муниципальных образований услугами здравоохранения и образования.
Впервые прогнозы социально-экономического развития муниципальных образований на 2004 год были разработаны в двух вариантах - умеренном и оптимистическом.
Прогнозы социально-экономического развития муниципальных образований на 2004 год подтверждают сохранение в ближайшей перспективе диспропорций в их социально-экономическом развитии.

В целом для прогноза социально-экономического развития Московской области остается характерным устойчивое поступательное развитие экономики и социальной сферы, позволяющее создать условия для дальнейшего повышения уровня жизни населения Московской области.


Прогноз социально-экономического развития Московской области на 2004 год

Единица

2002 год

2003 год

2004 год прогноз

Показатели

измерения

отчет

оценка

1

2

вариант

вариант

Демографические показатели

Численность постоянного населения (среднегодовая) - всего

тыс. чел.

6630,6

6617,8

6604,0

6609,0

в том числе:

городского

тыс. чел.

5256,7

5249,2

5240,9

5244,9

сельского

тыс. чел.

1373,9

1368,6

1363,1

1364,1

Основные общеэкономические показатели

Валовой региональный продукт - всего

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

335096,1

420051,3

500700,5

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

108,9

108,6

108,1

в том числе добавленная стоимость по отраслям:

промышленность

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

96209,05

122299,41

145275,4

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

108,7

113,6

109,38

сельское и лесное хозяйство (включая рыночные и нерыночные услуги организаций, обслуживающих сельское хозяйство)

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

15032,67

16589,12

19176,99


в сопоставимых ценах


в % к предыдущему году

101,6

105,4

104,9

строительство

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

21760,29

25844,69

29566,33


в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

97,0

107,0

104,0

транспорт и связь (рыночные услуги)

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

39238,85

47138,18

54073,15

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

103,6

104,1

104,0

торговля и общественное питание, оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

36028,07

51204,89

68966,84

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

118,0

125,0

122,0

другие отрасли

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

95958,6

119143,01

151763,79

Промышленность

Объем произведенной промышленной продукции (услуг) в действующих ценах организаций

Промышленность в целом

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

228305,94

290173,82

339287,95

344661,16

индекс промышленного производства

в % к предыдущему году

108,7

113,6

106,63

109,38

в том числе по отраслям:

электроэнергетика

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

9715,95

13578,04

15986,78

16502,75

индекс промышленного производства

в % к предыдущему году

101,3

111,8

101,5

103,0

удельный вес в общем объеме промышленной продукции


%

4,26

4,68

4,71

4,79

топливная промышленность

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

205,94

232,71

223,4

273,9

индекс промышленного производства

в % к предыдущему году

81,0

100,0

100,0

110,0

удельный вес в общем объеме промышленной продукции


%

0,09

0,08

0,07

0,08

черная металлургия

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

7684,97

9398,56

10947,45

11063,99

индекс промышленного производства

в % к предыдущему году

111,1

112,2

104,0

108,0

удельный вес в общем объеме промышленной продукции


%

3,37

3,24

3,23

3,21

цветная металлургия

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

11919,68

15400,23

18297,01

18110,67

индекс промышленного производства

в % к предыдущему году

133,0

100,0

109,0

112,0

удельный вес в общем объеме промышленной продукции


%

5,22

5,31

5,39

5,25

химическая и нефтехимическая промышленность

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

18735,68

20237,16

23382,01

23823,18

индекс промышленного производства

в % к предыдущему году

108,7

101,9

106,0

108,0

удельный вес в общем объеме промышленной продукции


%

8,21

6,97

6,89

6,91

машиностроение и металлообработка

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

61221,23

79915,74

94939,9

98432,22

индекс промышленного производства

в % к предыдущему году

112,7

117,6

108,0

113,0

удельный вес в общем объеме промышленной продукции


%

26,82

27,54

27,98

28,56

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

14288,98

17034,61

19133,27

19685,19

индекс промышленного производства

в % к предыдущему году

97,8

105,5

104,0

108,0

удельный вес в общем объеме промышленной продукции


%

6,26

5,87

5,64

5,71

промышленность строительных материа-лов

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

18154,68

25053,46

30590,27

31563,6

индекс промышленного производства

в % к предыдущему году

119,3

120,0

111,0

113,5

удельный вес в общем объеме промышленной продукции


%

7,95

8,63

9,02

9,16

легкая промышленность

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

9853,08

9786,74

9855,25

10234,97

индекс промышленного производства

в % к предыдущему году

87,1

87,9

95,0

99,6

удельный вес в общем объеме промышленной продукции


%

4,32

3,37

2,90

2,97

пищевая промышленность, включая мукомольно-крупяную

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

62036,05

82698,4

97352,55

96097,19

индекс промышленного производства

в % к предыдущему году

116,8

122,3

108,0

108,6

удельный вес в общем объеме промышленной продукции


%

27,17

28,50

28,69

27,88

Объем произведенной промышленной продукции (услуг) организациями государственного сектора


в ценах соответствующих лет

млн. рублей

6250,4

7543,4

8788,2

индекс промышленного производства

в % к предыдущему году

82,6

107,9

107,6

Доля государственного сектора в общем объеме произведенной промышленной продукции (услуг)


в %

2,74

2,65

2,64

Агропромышленный комплекс

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

28949,30

31946,65

36365,51

36930,27

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

101,6

105,4

102,0

104,9

в том числе:

растениеводства

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

14953,70

16705,51

19072,15

19495,63

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

103,9

106,7

102,3

105,9

животноводства

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

13995,6

15241,14

17293,37

17434,63

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

99,2

104,0

101,7

103,8

Из общего объема продукции сельского
хозяйства:

продукция сельскохозяйственных организаций

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

16636,70

18254,72

20840,83

21263,35

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

100,9

104,8

102,3

105,7

из нее: выпуск продукции сельского хозяйства сельскохозяйственными организациями государственного сектора

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

1819,4

2009,9

2548,4

2548,4

продукция крестьянских (фермерских) хозяйств

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

208,80

279,61

316,72

330,31

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

105,4

127,9

101,5

107,2

продукция в хозяйствах населения

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

12103,80

13412,33

15207,96

15336,6

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

102,5

105,8

101,4

103,1

Производство основных видов сельскохозяйственной продукции:

зерно (в весе после доработки) - всего,

тыс. т

349,7

360,0

384,3

398,9

в % к
предыдущему
году

114,7

102,9

106,8

110,8

в том числе:

сельскохозяйственные организации

тыс. т

345,5

355,0

377,8

391,9

в % к
предыдущему
году

114,9

102,7

106,4

110,4

крестьянские (фермерские) хозяйства

тыс. т

4,2

5,0

6,5

7,0

в % к
предыдущему
году

100,0

119,0

130,0

140,0

картофель - всего,

тыс. т

698,7

861,4

888,3

937,3

в % к
предыдущему
году

90,5

123,3

103,1

108,8

в том числе:

сельскохозяйственные организации

тыс. т

158,3

236,4

258,0

278,0

в % к
предыдущему
году

69,0

149,3

109,1

117,6

крестьянские (фермерские) хозяйства

тыс. т

17,0

25,8

26,0

27,0

в % к
предыдущему
году

95,5

151,8

100,8

104,7

хозяйства населения

тыс. т

523,4

599,2

604,3

632,3

в % к предыдущему году

99,8

114,5

100,9

105,5

овощи - всего,

тыс. т

647,6

658,1

669,4

686,9

в % к
предыдущему
году

104,7

101,6

101,7

104,4

в том числе:

сельскохозяйственные организации

тыс. т

356,5

363,6

359,4

376,9

в % к
предыдущему
году

102,0

102,0

98,8

103,7

крестьянские (фермерские) хозяйства

тыс. т

6,8

9,2

10,0

10,0

в % к
предыдущему
году

117,2

135,3

108,7

108,7

хозяйства населения

тыс. т

284,3

285,3

300,0

300,0

в % к предыдущему году

108,1

100,4

105,1

105,1

скот и птица (в живом весе) - всего,

тыс. т

142,7

158,9

160,4

164,3

в % к
предыдущему
году

108,3

111,4

100,9

103,4

в том числе:

сельскохозяйственные организации

тыс. т

107,5

118,4

123,7

127,2

в % к
предыдущему
году


111,7


110,1


104,5


107,4

крестьянские (фермерские) хозяйства

тыс. т

1,4

1,4

1,1

1,5

в % к
предыдущему
году

107,7

100,0

78,6

107,1

хозяйства населения

тыс. т

33,8

39,1

35,6

35,6

в % к предыдущему году

98,5

115,7

91,0

91,0

молоко - всего,

тыс. т

1020,9

1044,6

1073,0

1090,9

в % к
предыдущему
году

99,3

102,3

102,7

104,4

в том числе:

сельскохозяйственные организации

тыс. т

874,5

898,2

928,0

943,5

в % к
предыдущему
году

100,5

102,7

103,3

105,0

крестьянские (фермерские) хозяйства

тыс. т

7,3

7,3

7,0

7,4

в % к
предыдущему
году

96,1

100,0

95,9

101,4

хозяйства населения

тыс. т

139,1

139,1

138,0

140,0

в % к предыдущему году

92,9

100,0

99,2

100,6

яйцо - всего,

млн. шт.

1598,3

1495,6

1492,8

1536,4

в % к
предыдущему
году

83,9

93,6

99,8

102,7

в том числе:

сельскохозяйственные организации

млн. шт.

1489,1

1394,6

1396,8

1425,3

в % к
предыдущему
году

84,8

93,7

100,2

102,0

крестьянские (фермерские) хозяйства

млн. шт.

1,0

1,0

1,0

1,1

в % к
предыдущему
году

125,0

100,0

100,0

110,0

хозяйства населения

млн. шт.

108,2

100,0

95,0

110,0

в % к предыдущему году

73,3

92,4

95,0

110,0

Площади сельскохозяйственных угодий,

тыс. га

1578,9

1578,9

1576,6

1576,6

в том числе находящиеся в
пользовании:

сельскохозяйственных организаций

тыс. га

1297,5

1297,5

1295,2

1295,2

крестьянских (фермерских) хозяйств

тыс. га

58,0

58,0

58,0

58,0

хозяйств населения

тыс. га

223,4

223,4

223,4

223,4

Площади сельскохозяйственных угодий (во всех категориях хозяйств), занятые под посевами:

зерновых

тыс. га

161,7

161,8

163,2

163,2

картофеля

тыс. га

98,5

98,5

98,6

98,6

овощей

тыс. га

27,6

27,6

27,9

27,9

Поголовье скота и птицы (во всех категориях хозяйств):

крупный рогатый скот,

тыс. голов

488,3

460,5

451,8

451,8

в том числе:

коровы

тыс. голов

215,4

203,1

199,2

199,2

свиньи

тыс. голов

185,3

185,3

190,5

192,3

птица

тыс. голов

12,3

12,3

13,1

14,5

Объем поставок сельскохозяйственной продукции в государственные ресурсы:

зерновые

тыс. т.

64,1

70,0

55,0

70,0

картофель

тыс. т.

45,3

68,3

70,0

70,0

овощи

тыс. т.

167,8

150,0

155,0

185,0

скот и птица (в живом весе)

тыс. т.

68,7

69,3

64,5

89,8

молоко

тыс. т.

699,5

700,0

670,4

727,2

яйца

млн. шт.

1019,2

789,8

885,8

977,4

Транспорт, дорожное строительство и связь

Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием

тыс. км

16,09

16,25

16,4

Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием

км

38,39

35,0

40,0

Строительство и реконструкция городских и поселковых дорог

км

-

0,2

2,8

Количество основных телефонных аппаратов

тыс. шт.

1351,34

1415,34

1479,34

Прирост количества основных телефонных аппаратов

тыс. шт.

63,88

64,0

64,0

Малое предпринимательство

Количество малых предприятий - всего по состоянию на конец года,

единиц

45920

46000

46500

46700

в том числе по отраслям экономики:

промышленность

единиц

8262

8350

8450

8470

строительство

единиц

5591

5650

5700

5750

розничная торговля, общественное питание и оптовая торговля (потребительскими товарами производственно-технического назначения)



единиц



21089



21600



22000



23000

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по малым предприятиям - всего,

тыс. чел

261,5

277,0

290,0

300,0

в том числе по отраслям экономики:

промышленность

тыс. чел

70,1

73,0

75,0

77,0

строительство

тыс. чел

41,3

43,0

45,0

47,0

розничная торговля, общественное питание и оптовая торговля (потребительскими товарами производственно-технического назначения)

тыс. чел.

91,1

95,0

97,0

99,0

Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями (без НДС и акциза) по всем видам деятельности,

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

77027,0

92400,0

105500,0

110200,0

в том числе по отраслям экономики:

промышленность

млн. рублей

25178,9

30200,0

34200,0

35900,0

строительство

млн. рублей

18997,0

22800,0

26000,0

26800,0

розничная торговля, общественное питание и оптовая торговля (потребительскими товарами производственно-технического назначения)

млн. рублей

15692,8

18900,0

22100,0

23300,0

Эффективность использования государственной собственности
Московской области

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Московской области

млн. рублей

1008,85

1947,61

2038,83

из них:

поступления от приватизации и продажи имущества

млн. рублей

28,94

54,41

95,23

дивиденды по акциям, принадлежащим Московской области

млн. рублей

15,21

8,24

4,0

средства, получаемые от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Московской области

млн. рублей

91,02

110,43

147,0

средства, получаемые от сдачи в аренду земельных участков

млн. рублей

434,09

1494,05

1509,58

отчисления от чистой прибыли государственных унитарных предприятий Московской области

млн. рублей

44,92

155,0

44,52

доходы от продажи земельных участков и нематериальных активов

млн. рублей

394,67

125,48

238,5

Инвестиции

Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования - всего

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

60034,4

80253,9

93405,9

95688,3

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

105,6

120,0

106,0

108,0

Из общего объема инвестиций - инвестиции в основной капитал организаций государственного сектора экономики за счет всех источников финансирования

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

2241,9

2697,3

3168,9

3245,8

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

97,1

108,0

107,0

109,0

Доля государственного сектора в общем объеме инвестиций в основной капитал

%

3,7

3,4

3,4

3,4

Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования:

собственные средства организаций

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

23053,2

27222,1

30786,6

31856,4

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

96,79

106,0

103,0

106,0

средства населения на индивидуальное жилищное строительство

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

6348,0

7496,0

8477,5

8689,4

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

128,3

106,0

103,0

105,0

средства консолидированного бюджета

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

9128,35

10680,41

11514,38

12061,45

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

82,7

105,0

98,2

102,3

в том числе:

средства федерального бюджета

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

3813,4

4440,6

5124,4

5167,1

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

73,2

104,5

105,1

105,4

средства областного бюджета

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

3201,7

4119,65

3885,58

3921,94

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

91,4

115,5

85,9

86,2

средства бюджетов муниципальных образований

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

2113,25

2120,16

2504,4

2972,41

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

105,5

90,1

107,6

127,0

Иностранные инвестиции

млн. долл. США

689,93

900,0

1000,0

в % к предыдущему году

185,1

130,4

111,1

Ввод в действие новых основных фондов в ценах соответствующих лет

млн. рублей

51751,35

59671,17

64690,88

66234,61

Финансы

Сводный финансовый баланс (в ценах соответствующих лет)

Доходы

Прибыль

млн. руб.

35132,0

43752,0

47834,0

Амортизационные отчисления

млн. руб.

12330,0

13933,0

15884,0

Налоговые доходы (без налога на прибыль)

млн. руб.

68844,0

80402,0

76348,0

из них:

налог на добавленную стоимость

млн. руб.

26927,0

28804,0

28185,0

акцизы

млн. руб.

10388,0

12611,0

8245,0

налог на доходы физических лиц

млн. руб.

16756,0

21764,0

27694,0

налоги на имущество

млн. руб.

5145,0

6412,0

5443,0

налог на добычу полезных ископаемых

млн. руб.

51,0

46,0

39,0

налог с продаж

млн. руб.

5191,0

6048,0

-

Неналоговые доходы

млн. руб.

4437,0

6581,0

5916,0

.

Средства целевых бюджетных фондов

млн. руб.

6921,0

8098,0

5908,0

Средства единого социального налога

млн. руб.

23726,0

26393,0

32738,0

Прочие доходы

млн. руб.

19165,0

24553,0

33683,0

Итого доходов

млн. руб.

170555,0

203712,0

218311,0

Сальдо финансовых взаимоотношений с федеральным уровнем власти

млн. руб.

-29153,0

-28225,0

-20492,0

Средства, передаваемые на федеральный
уровень власти

млн. руб.

39796,0

42554,0

35299,0

в федеральный бюджет

млн. руб.

39672,0

42367,0

34802,0

часть единого социального налога,
централизуемая государственными внебюджетными фондами

млн. руб.

124,0

187,0

497,0

Средства, получаемые от федерального уровня власти

млн. руб.

10643,0

14329,0

14807,0

из федерального бюджета

млн. руб.

8554,0

10829,0

12256,0

от государственных внебюджетных фондов

млн. руб.

2089,0

3500,0

2551,0

Всего доходов

млн. руб.

141402,0

175487,0

197819,0

Расходы

Средства, остающиеся в распоряжении организаций

млн. руб.

33025,0

44919,0

49286,0

из них на инвестиции

млн. руб.

23053,0

27222,0

31856,0

Затраты на государственные инвестиции

млн. руб.

9128,0

10681,0

12061,0

из них за счет:

средств федерального бюджета

млн. руб.

3813,0

4441,0

5167,0

средств бюджетов субъектов Российской Федерации

млн. руб.

5315,0

6240,0

6894,0

Государственные субсидии, субвенции

млн. руб.

10355,0

9969,0

6573,0

из них:

сельское хозяйство

млн. руб.

202,0

305,0

132,0

жилищно-коммунальное хозяйство

млн. руб.

6624,0

5158,0

5848,0

транспорт

млн. руб.

2175,0

2159,0

456,0

другие субсидии

млн. руб.

1354,0

2347,0

137,0

Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также средств внебюджетных фондов

млн. руб.

74444,0

90918,0

107705,0

из них:

образование

млн. руб.

12889,0

14774,0

18001,0

здравоохранение, физическая культура и спорт

млн. руб.

9702,0

12342,0

14156,0

культура, искусство, средства массовой информации

млн. руб.

1687,0

1887,0

2087,0

социальная политика,

млн. руб.

50166,0

61915,0

73461,0

в том числе:

пенсионное обеспечение

млн. руб.

31976,0

38431,0

44723,0

государственные пособия и
компенсационные выплаты населению

млн. руб.

6415,0

8694,0

8958,0

социальное страхование

млн. руб.

5311,0

6301,0

7262,0

медицинское страхование

млн. руб.

5708,0

7737,0

11316,0

обеспечение занятости населения

млн. руб.

756,0

752,0

1202,0

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу

млн. руб.

60,0

98,0

158,0

Расходы на правоохранительную деятельность и судебную власть (без капитальных вложений)

млн. руб.

1994,0

3430,0

3242,0

Расходы на содержание органов государственной власти (без капитальных вложений)

млн. руб.

4748,0

5741,0

5784,0

Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга

млн. руб.

821,0

1580,0

2590,0

Прочие расходы, включая целевые бюджетные фонды

млн. руб.

10198,0

13797,0

16556,0


ВСЕГО РАСХОДОВ

млн. руб.

144773,0

181133,0

203955,0

Превышение расходов над доходами (-)

млн. руб.

-3371,0

-5646,0

-6136,0

Труд

Численность занятых в экономике - всего,

тыс. чел.

2485,0

2500,0

2505,0

2515,0

в том числе:

в материальном производстве

тыс. чел.

1563,0

1570,0

1570,0

1575,0

удельный вес в общей численности занятых

%

62,9

62,8

62,7

62,6

Из численности занятых в материальном производстве - по отраслям:

промышленность

тыс. чел.

570,0

576,0

580,0

581,0

удельный вес в общей численности занятых

%

22,9

23,0

23,1

23,1

сельское и лесное хозяйство

тыс. чел.

194,0

192,0

190,0

191,0

удельный вес в общей численности занятых

%

7,8

7,7

7,6

7,6

строительство

тыс. чел.

175,0

173,0

171,0

172,0

удельный вес в общей численности занятых

%

7,0

6,9

6,8

6,8

транспорт

тыс. чел.

132,0

134,0

134,0

135,0

удельный вес в общей численности занятых

%

5,3

5,4

5,3

5,4

связь

тыс. чел.

34,0

35,0

35,0

35,0

удельный вес в общей численности занятых

%

1,4

1,4

1,4

1,4

торговля и общественное питание

тыс. чел.

366,0

368,0

368,0

369,0

удельный вес в общей численности занятых

%

14,7

14,7

14,7

14,7

другие отрасли

тыс. чел.

92,0

92,0

92,0

92,0

удельный вес в общей численности занятых

%

3,7

3,7

3,7

3,7

в непроизводственной сфере,

тыс. чел.

922,0

930,0

935,0

940,0

удельный вес в общей численности занятых

%

37,1

37,2

37,3

37,4

в том числе:

здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение


тыс. чел.

190,0

191,0

191,0

192,0

удельный вес в общей численности занятых

%

7,7

7,6

7,6

7,6

образование

тыс. чел.

193,0

194,0

195,0

196,0

удельный вес в общей численности занятых

%

7,8

7,8

7,8

7,8

наука и научное обслуживание

тыс. чел.

126,0

127,0

127,0

128,0

удельный вес в общей численности занятых

%

5,1

5,1

5,1

5,1

культура и искусство

тыс. чел.

33,0

35,0

35,0

36,0

удельный вес в общей численности занятых

%

1,3

1,4

1,4

1,4

другие отрасли

тыс. чел.

380,0

383,0

387,0

388,0

удельный вес в общей численности занятых

%

15,3

15,3

15,4

15,4

Из общей численности занятых:

в организациях государственной и муниципальной форм собственности

тыс. чел.

1000,0

995,0

995,0

990,0

Лица в трудоспособном возрасте, не занятые трудовой деятельностью и учебой,

тыс. чел.

739,0

760,0

785,0

780,0

в том числе лица, имеющие статус безработного

тыс. чел.

35,8

38,0

40,0

38,0

Уровень безработицы (удельный вес безработных в численности экономически активного населения)*

%

1,07

1,1

1,2

1,1

* -численность экономически активного населения исчислена по новой методологии Минтруда России

Денежные доходы и расходы населения

Доходы - всего,

млн. руб.

269524,9

344163,8

428764,5

в том числе:

доходы от предпринимательской деятельности

млн. руб.

21385,4

27533,1

34301,2

оплата труда наемных работников (фонд заработной платы)

млн. руб.

112133,1

144548,8

180081,1

социальные трансферты - всего,

млн. руб.

62363,9

79157,7

98615,8

в том числе:

пенсии и пособия

млн. руб.

47156,5

60572,8

75462,6

стипендии

млн. руб.

112,5

138,4

163,3

другие доходы

млн. руб.

73642,5

92924,2

115766,4

Реальные располагаемые денежные доходы населения

в % к предыдущему году

114,1

110,3

113,5

Расходы и сбережения - всего,

млн. руб.

264398,7

345998,9

428785,9

в том числе:

покупка товаров и оплата услуг

млн. руб.

209024,2

266419,1

332309,1

из них покупка товаров

млн. руб.

158546,0

202280,1

249772,5

обязательные платежи и разнообразные взносы

млн. руб.

28490,3

36329,9

42878,6

прочие расходы (прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах, расходы на приобретение недвижимости, валюты, изменение задолженности по ссудам и пр.)

млн. руб.

26884,2

43249,9

53598,2

Превышение доходов над расходами (+) или расходов над доходами (-)

млн. руб.

5126,2

-1835,1

-21,4

Потребительский рынок

Оборот розничной торговли

в ценах соответствующих лет

млн. руб.

153801,6

196367,7

237746,3

242533,7

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

112,2

118,0

112,0

115,0

Из общего объема оборота розничной торговли - оборот розничной торговли государственного сектора экономики

в ценах соответствующих лет

млн. руб.

1108,4

1378,1

1672,5

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

89,2

114,9

113,0

Доля государственного сектора в общем обороте розничной торговли

%

0,7

0,7

0,7

Объем платных услуг населению

в ценах соответствующих лет

млн. руб.

50478,2

69023,9

87187,5

89660,7

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

104,4

106,0

105,0

107,0

в том числе

бытовые услуги

в ценах соответствующих лет

млн. руб.

12861,1

16212,7

19807,3

20369,1

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

108,2

110,0

110,0

112,0

услуги пассажирского транспорта

в ценах соответствующих лет

млн. руб.

5779,1

7862,8

9678,0

9952,3

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

105,6

105,5

106,0

106,9

услуги связи

в ценах соответствующих лет

млн. руб.

4364,7

5418,6

6831,7

7025,5

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

90,5

103,0

103,9

106,8

жилищные услуги

в ценах соответствующих лет

млн. руб.

5094,7

7445,8

9621,6

9894,5

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

93,4

101,0

103,3

105,1

коммунальные услуги

в ценах соответствующих лет

млн. руб.

11121,8

17226,3

20640,9

21226,4

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

97,7

101,3

101,3

101,5

услуги учреждений культуры

в ценах соответствующих лет

млн. руб.

334,8

452,3

610,3

627,6

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

110,2

98,6

107,0

109,2

туристско-экскурсионные услуги

в ценах соответствующих лет

млн. руб.

396,4

548,2

811,9

836,6

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

88,0

116,4

118,0

122,0

услуги физической культуры и спорта

в ценах соответствующих лет

млн. руб.

349,2

589,4

959,1

986,3

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

111,2

136,0

130,0

135,9

медицинские услуги

в ценах соответствующих лет

млн. руб.

1352,3

1758,6

2441,3

2510,5

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

122,9

113,3

114,0

118,0

санаторно-оздоровительные услуги

в ценах соответствующих лет

млн. руб.

3827,9

4801,7

6887,8

7083,2

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

100,1

102,0

103,6

106,5

ветеринарные услуги

в ценах соответствующих лет

млн. руб.

57,0

68,8

84,7

87,1

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

85,4

105,0

109,0

110,0

услуги правового характера

в ценах соответствующих лет

млн. руб.

253,3

354,6

435,9

448,6

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

110,4

140,0

124,1

126,5

услуги в системе образования

в ценах соответствующих лет

млн. руб.

2861,9

3920,6

5667,2

5827,9

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

111,2

116,9

117,0

119,0

прочие виды платных услуг

в ценах соответствующих лет

млн. руб.

1824,0

2363,5

2709,8

2785,1

Из общего объема платных услуг населению -объем платных услуг населению организаций государственного сектора экономики:

в ценах соответствующих лет

млн. руб.

1989,1

2718,9

3498,8

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

86,8

106,0

106,0

Доля государственного сектора в общем объеме платных услуг населению

%

3,94

3,94

3,9

Производство потребительских товаров (без НДС и акциза)

в ценах соответствующих лет

млн. руб.

70794,0

87006,0

98640,0

101709,0

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

111,8

109,9

103,6

108,0

Развитие отраслей социальной сферы

Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования

тыс. кв. м общей площади

3223,8

3511,25

3977,36

4077,14

Средняя обеспеченность населения общей площадью жилых квартир (на конец года)

кв. м на человека

22,3

22,9

23,6

23,6

Полная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг

млн. руб.

30117,12

39621,8

44604,8

44504,5

Доля платежей населения в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг

%

89,02

90,0

90,0

90,0

Обеспеченность:

больничными койками

коек на 10 тыс. населения

101,65

100,55

99,45

99,56

амбулаторно-поликлиническими учреждениями

посещений в смену на 10 тыс. населения

252,15

255,23

258,31

258,31

врачами

чел. на 10 тыс. населения

34,62

34,84

35,06

35,1

средним медицинским персоналом

человек на 10 тыс. населения

84,98

83,78

82,62

82,7

стационарными учреждениями социального обслуживания престарелых и инвалидов (взрослых и детей)

мест на 10 тыс. населения

16,47

16,62

16,81

18,08

дошкольными образовательными учреждениями

мест на 100 детей дошкольного возраста

93,4

93,4

93,4

93,4

Численность обучающихся в первую смену в дневных учреждениях общего образования в % к общему числу обучающихся в этих учреждениях

%

86,0

90,0

95,0

95,0

в том числе:

город

%

84,5

87,0

90,0

90,0

село

%

91,7

95,0

97,0

97,0

Охрана окружающей природной среды

Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов за счет всех источников финансирования

в ценах соответствующих лет

млн. рублей

194,78

393,72

500,6

505,5

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

136,5

181,5

115,8

116,3

Объем сброса загрязненных сточных вод

млн. куб. м

630,0

655,2

648,0

648,0

в % к предыдущему году

101,87

104,0

98,9

98,9

Объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения

тыс. т

176,24

176,24

176,0

176,0

в % к предыдущему году

99,94

100,0

99,9

99,9

Объем водопотребления

млн. куб. м

1779,13

2120,0

2125,0

2125,0

в % к предыдущему году

96,76

119,2

100,2

100,20

Объем оборотного и повторно-последовательного использования воды

млн. куб. м

3188,23

3250,0

3300,0

3300,0

в % к предыдущему году

92,13

101,9

101,5

101,5

Внешнеэкономическая деятельность

Экспорт

млн. долл. США

1505,3

1615,0

1675,0

1685,0

в % к предыдущему году

94,9

107,3

103,7

104,3

Импорт

млн. долл. США

3416,8

3615,0

3690,0

3710,0

в % к предыдущему году

126,0

105,8

102,1

102,6

Страны вне СНГ

Экспорт

млн. долл.
США

1052,9

1100,0

1150,0

1150,0

в % к предыдущему году

96,8

104,5

104,6

104,6

Импорт

млн. долл. США

2741,7

2860,0

2930,0

2930,0

в % к предыдущему году

138,1

104,3

102,4

102,4

Государства-участники СНГ

Экспорт

млн. долл. США

452,4

515,0

525,0

535,0

в % к предыдущему году

90,7

113,8

101,9

103,9

Импорт

млн. долл. США

675,1

755,0

760,0

780,0

в % к предыдущему году

93,0

111,8

100,7

103,3



О прогнозе социально-экономического развития Московской области на 2004 год




О прогнозе социально-экономического развития Московской области на 2004 год


О прогнозе социально-экономического развития Московской области на 2004 год


О прогнозе социально-экономического развития Московской области на 2004 год



О прогнозе социально-экономического развития Московской области на 2004 год


О прогнозе социально-экономического развития Московской области на 2004 год



О прогнозе социально-экономического развития Московской области на 2004 год


О прогнозе социально-экономического развития Московской области на 2004 год



О прогнозе социально-экономического развития Московской области на 2004 год



О прогнозе социально-экономического развития Московской области на 2004 год




О прогнозе социально-экономического развития Московской области на 2004 год



О прогнозе социально-экономического развития Московской области на 2004 год



О прогнозе социально-экономического развития Московской области на 2004 год


О прогнозе социально-экономического развития Московской области на 2004 год



О прогнозе социально-экономического развития Московской области на 2004 год



О прогнозе социально-экономического развития Московской области на 2004 год


О прогнозе социально-экономического развития Московской области на 2004 год