• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

Р Е Ш Е Н И Е

24.12.2003 № 7/81


О результатах проверки Контрольно-счетной палатой
Московской областной Думы использования денежных средств,
выделенных из областного бюджета 2002 года Министерству
строительного комплекса Московской области


Московская областная Дума решила:

1. Принять к сведению информацию Контрольно-счетной палаты Московской областной Думы о результатах проверки использования денежных средств, выделенных из областного бюджета 2002 года Министерству строительного комплекса Московской области, изложенную в Справке. (Прилагается.)

2. Направить настоящее решение Губернатору Московской области Громову Б.В.


Председатель

Московской областной Думы В.Е.Аксаков



СПРАВКА

О результатах проверки использования денежных средств,
выделенных из областного бюджета 2002 года
Министерству строительного комплекса Московской области
 


В соответствии с решением Московской областной Думы от 2.04.2003 № 8/52 "О плане работы Контрольно-счетной палаты Московской областной Думы на II квартал 2003 года" консультантами Контрольно-счетной палаты -Ананьевым В.Н., Павлюковым В.П., Колесниковым Л.М. и ведущим специалистом Кутеповым В.М., в мае - июне 2003 года проведена проверка использования денежных средств, выделенных из областного бюджета 2002 года Министерству строительного комплекса Московской области.


Проверкой установлено:

Министерство строительного комплекса Московской области (далее Минмособлстрой) образовано на базе Министерства строительства Московской области в соответствии с постановлением Губернатора Московской области от 24.03.2000 № 106-ПГ "О реорганизации исполнительных органов государственной власти Московской области".
Организация деятельности Минмособлстроя, его основные задачи и полномочия определялись Положением о Министерстве строительного комплекса Московской области (далее Положение), утвержденным постановлением Правительства Московской области от 05.02.2002 № 23/3 "О Министерстве строительного комплекса Московской области" (ранее - постановление Правительства Московской области от 25.05.2000 № 13/7 "О Министерстве строительного комплекса Московской области").
Минмособлстрой является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим проведение единой государственной политики в области строительства, архитектуры и градостроительства на всей территории Московской области, а также отраслевое и межотраслевое управление в этой сфере и координацию деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов и государственных учреждений Московской области.
Структура Минмособлстроя включала в себя руководство, десять управлений и три самостоятельных отдела. Штатная численность, в количестве 124 единицы, установлена постановлением Правительства Московской области от 19.07.2002 № 309/26 "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 27.05.2002 № 190/8 "Об утверждении штатной численности исполнительных органов государственной власти Московской области и государственных органов Московской области".
Ответственными за финансовую деятельность Минмособлстроя в проверяемом периоде являлись:
заместитель Председателя Правительства Московской области исполняющий обязанности Министра строительства Правительства Московской области Горностаев Александр Васильевич, в должности с 4 октября 2001 года по 20 марта 2003 года;
Министр строительства Правительства Московской области Серегин Евгений Викторович, в занимаемой должности с 21 марта 2003 года по настоящее время;
начальник финансово-отчетного отдела главный бухгалтер Бондарева Ольга Станиславовна, в занимаемой должности с 30 октября 2001 года по настоящее время.

Расходы на обеспечение деятельности Минмособлстроя


Законом Московской области № 183/2001-ОЗ (в ред. от 20.12.2002) "Об областном бюджете на 2002 год" на обеспечение деятельности Минмособлстроя по разделу 01 - "Государственное управление и местное самоуправление" предусматривалось выделить 39573,6 тыс.рублей, в том числе: денежное содержание аппарата 23979,4 тыс.рублей и другие расходы на содержание аппарата 15594,2 тыс.рублей.
Фактически из областного бюджета в 2002 году было выделено 39184,8 тыс.рублей, в том числе: на денежное содержание аппарата 25223,5 тыс.рублей и другие расходы на содержание аппарата 13961,3 тыс.рублей.

Характеристика расходов на содержание Минмособлстроя приведена в нижеследующей таблице:

(тыс. рублей)

№№ П.П.

Наименование расходов  

Уточнен-ный план

Профинансировано

% профин. к плану






1


2

Обеспечение деятельности Минмособлстроя

в том числе:
Заработная плата с начислениями

Расходы на содержание



39573,6



23979,4

15594,2



39184,8



25223,5

13961,3



99,0



105,2

89,5



Приведенные данные показывают, что общее финансирование расходов на содержание Минмособлстроя составило в 2002 году 99,0 %.

Расходы Министерства на содержание своего аппарата в 2002 году включали:


(тыс.рублей)

-приобретение предметов снабжения и расходных материалов 2484,0
-командировки и служебные разъезды 34,0
-транспортные услуги 2335,8
-оплата услуг связи 475,3
-оплата коммунальных услуг 5640,0
-приобретение оборудования и предметов длительного
пользования 1550,0
-прочие текущие расходы 1442,2

И Т О Г О: 13961,3

Кредиторская задолженность Минмособлстроя организациям, за оказанные ему услуги, по состоянию на 01.01.2003 увеличилась на 107,4 % по сравнению с предыдущим годом (на 01.01.2002 - 692,4 тыс.рублей) и составила 1436,6 тыс.рублей, в том числе:
услуги связи - 40,2 тыс.рублей;
транспортные услуги - 258,6 тыс.рублей;
коммунальные услуги - 199,5 тыс.рублей;
прочие услуги (аренда помещений, охрана и т.д.) - 938,3 тыс.рублей.

 

Промышленность, энергетика и строительство   


В соответствии с Законом Московской области "Об областном бюджете на 2002 год" непосредственно Минмособлстрою были выделены средства из областного бюджета на финансирование объектов капитального строительства в сумме 330638,8 тыс.рублей.

В связи с тем, что Положением на Минмособлстрой возлагались функции по осуществлению планирования и освоению капитальных вложений Московской области в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, промышленности строительных материалов, кроме проверки расходования средств по объектам капитального строительства, был проведен анализ использования средств областного бюджета, выделенных в виде субвенций на капитальные вложения (в сумме 1089970,0 тыс.рублей), получателями которых являлись муниципальные образования Московской области и на строительство объектов газификации за счет кредитов, получаемых в соответствии с программой предоставления государственных гарантий Московской области в сумме 498344,3 тыс.рублей. Кроме того, из резервного фонда Губернатора Московской области на капитальное строительство выделено 81520,9 тыс.рублей.

Все выделенные средства, в сравнении с плановыми, приведены в нижеследующей таблице:

(в тыс.рублей)


Расходы областного бюджета

План по выделению

средств в  

2002 г.

Фактически
выделено в 2002 г.

Выделено
в % к плану












Средства областного бюджета по объектам, финансируемым через Минмособлстрой

Средства, финансируемые в виде субвенций из областного бюджета на капвложения, получателями которых являются муниципальные образования

Строительство объектов газификации, финансируемых из областного бюджета за счет кредитов под государственные гарантии Московской области
Резервный фонд Губернатора Московской области
-----------------------------------------------

               Итого из областного бюджета  


Федеральный бюджет, всего
в том числе:
-Федеральная целевая программа развития регионов
-Министерство здравоохранения РФ


886600,0



1093324,2




503400,0



89247,3

----------------
2572571,5

70000,0

50000,0

20000,0


330638,8



1089970,0




498344,3



81520,9

--------------
2000474,0

69397,9

49397,9

20000,0


37,3



99,7




98,9



91,3

--------------

-

99,1

Всего

2642571,5

2069871,9

-


Как следует из данных таблицы, средства областного бюджета, выделенные для строительства объектов финансируемых через Минмособлстрой, составили лишь 37,3% от ранее предусматриваемой в плане на эти цели суммы.
Средства для строительства объектов, финансируемых из областного бюджета в виде субвенций, получателями которых были муниципальные образования, выделены в размере 99,7% от плановой суммы. Примерно на таком же уровне, 98,9% от плановой суммы, выдан кредит под государственные гарантии Московской области для строительства объектов газификации, финансируемых из областного бюджета, получателем которого был заказчик по строительству объектов газификации ГУП "Мособлстройинвесткредит".
Кроме того, на капитальное строительство объектов областной и муниципальной собственности из Федерального бюджета 2002 года было выделено 69397,9 тыс.рублей, в том числе 49397,9 тыс.рублей в соответствии с Приложением № 33 к Федеральному закону "О Федеральном бюджете на 2002 год", и 20000,0 тыс.рублей из Министерства здравоохранения Российской Федерации на строительство экспериментального больничного комплекса в г.Клин.
Таким образом, общая сумма средств, выделенная из федерального и областного бюджетов на капитальное строительство в 2002 году составила 2069871,9 тыс.рублей, в том числе из областного бюджета 2000474,0 тыс. рублей, из которых только 412159,7 тыс.рублей или 20,6% были подконтрольны Минмособлстрою.
I. Перечень объектов капитального строительства (далее Перечень), финансируемых за счет средств областного бюджета по целевой статье "Государственные капитальные вложения", был утвержден постановлением Правительства Московской области от 20.03.2002 № 94/4 с последующими изменениями спустя четыре месяца после выхода Закона Московской области "Об областном бюджете на 2002 год". После утверждения Перечня объектов капитального строительства необходимо еще два месяца на проведение конкурса для определения заказчика-застройщика, заключения с ним контракта. В результате, выполнение строительно-монтажных работ на объектах может быть начато не ранее июля месяца, что изначально ставит под сомнение выполнение утвержденного объема строительства. Потеря времени на прохождение платежных документов через казначейство и уменьшение объемов финансирования, в конечном итоге, привело к росту кредиторской задолженности и недовыполнению объемов строительно-монтажных работ (далее СМР), утвержденных Перечнем.

Сведения о плановых показателях, выполненных и оплаченных объемах работы по объектам, финансируемым через Минмособлстрой в разрезе отраслей, представлены в таблице:

(в тыс. рублей)

    
   
  Наименование отраслей
 



План на
2002 год


Выполн.
объем
работ в
2002 г.


Фактич.
финансир
и оплата
работ

Оплачено
в процентах

Кредитор
задолжен.
на 01.01.03г.
(с уч.задол
на 01.01.02)

к
пла-ну

к выпол.
Объем


Областной бюджет - Всего:
в том числе:

Транспорт, дорож. хозяйство,
связь и информатика

Жилищно-коммун. хозяйство

Предупреждение и ликвидац. чрезвычайных ситуаций

Образование

Культура, искусство, кинем.

Здравоохран. и физическая
культура

Сельское хозяйство и рыбол.

Правоохранит. деятельность
и обеспечение безопасности

Прочие расходы


886600,0


116700,0


192383,9

17470,0


86505,0

37590,0

282102,1


18600,0

62000,0


73249,0


427694,2


28570,6


67000,7

13680,4


53070,0

6962,5

171013,9


18600,0

41202,3


27593,8


330638,8


24500,0


55250,5

11221,6


43878,0

2937,3

124928,0


5000,0

38536,0


24387,4


7,3


20,9


28,7

64,2


50,7

7,8

44,2


26,8

62,1


33,2


77,3


85,7


82,4

82,0


82,6

42,2

73,1


26,8

93,5


88,3


153359,4


27550,5


20908,2

2458,8


10717,5

5276,0

55071,9


13600,0

8182,7


9593,8



Из данных приведенной выше таблицы следует, что Минмособлстроем в 2002 году было освоено капитальных вложений на сумму 427694,2 тыс.рублей или 48,2% от плана, при общем финансировании на эти цели 330638,8 тыс. рублей, т.е. 77,3% от выполненного объема работ или 37,3% от утвержденного плана финансирования.

Наибольшие объемы работ были выполнены по объектам здравоохранения - 171013,9 тыс. рублей, объектам жилищно-коммунального хозяйства - 67000,7 тыс. рублей, объектам образования - 53070,0 тыс. рублей, при этом плановые показатели по этим объектам были в два раза выше.
Кредиторская задолженность по сравнению с 2001 годом увеличилась в три раза и с учетом непогашенной части задолженности за прошлый период составила 153359,4 тыс. рублей, что привело к увеличению нагрузки на областной бюджет 2003 года.

Согласно Перечня, в 2002 году через Минмособлстрой было запланировано к финансированию из областного бюджета 103 объекта, а после уточнения Перечня (07.10.2002 ) количество объектов увеличилось до 107. Фактически финансировался 61 объект, кроме того, 9 объектов, не включенных в Перечень, финансировалось из резервного фонда Губернатора Московской области, а по 4 объектам осуществлялось совместное финансирование.

В условиях значительного сокращения ассигнований на финансирование объектов капитального строительства, необходимо было определить приоритеты по финансированию строительства социально значимых объектов (образование, здравоохранение), а также объектов, имеющих высокую степень готовности. Фактически, определение объектов для включения в Перечень отдавалось на откуп отраслевым министерствам, а выделенные средства не всегда концентрировались на пусковых объектах и распределялись практически по всем объектам для поддержания их в состоянии строительства.

В результате, в 2002 году были закончены строительством и сданы установленным порядком в эксплуатацию только пять объектов, на которые было направлено через Минмособлстрой 32378,4 тыс. рублей или 10% от общей суммы финансирования и 10344,0 тыс. рублей (12,7%) из резервного фонда Губернатора Московской области.

Проведенный анализ распределения ассигнований в 2002 году по объектам, с учетом степени их готовности по состоянию на 01.01.2002, показал следующее (см. таблицу):

(в тыс.рублей)




Объекты

Степень готовности объектов


От 0 до 50%


От 50 до 70%


Свыше 70%

кол-во
объект.


Сумма

кол-во объект.


Сумма


кол-во
объект.


Сумма



Объекты

строительства



73




150473,7



13



64157,7



17


116007,4




Из приведенной таблицы следует, что наибольший объем средств (45,5% от всех выделенных) израсходован на строительство объектов, имеющих готовность от 0 до 50%; 35,1% средств на объекты с готовностью свыше 70,0%, а 19,4% средств на объекты с готовностью от 50 до 70%. Такое распределение средств явно не способствовало ускорению ввода объектов в эксплуатацию, а привело к росту объема незавершенного строительства и увеличению количества строящихся объектов.
В сравнении с выделенным финансированием на 2002 год в сумме 330638,8 тыс.рублей, сметная стоимость незавершенного строительства вместе с кредиторской задолженностью по состоянию на 01.01.2003 составила сумму 9586220,6 тыс.рублей, что на 1586000,0 тыс.рублей превышает сметную стоимость незавершенного строительства на 01.01.2002. Перечень объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств областного бюджета через Минмособлстрой и объектов, финансируемых за счет субвенций из областного бюджета на капитальные вложения, по сравнению с 2001 годом увеличился почти на 50%.
В тоже время, увеличение средств на объекты готовностью свыше 70% должно было способствовать увеличению количества объектов, введенных в эксплуатацию и сократить количество строящихся объектов.
Так, например, на строительство школы в пос.Электроизолятор, Ново-Харитоновской сельской администрации (срок строительства 1993-2003 гг.), которая фактически уже эксплуатируется с 2000 года, с готовностью по состоянию на 01.01.2002 года 80,2%, было запланировано к освоению в 2002 году 35100,0 тыс.рублей, а фактически профинансировано 27500,0 тыс.рублей (78,3% от плановых). При этом, объем выполненных работ составил 32651,0 тыс. рублей (92,8% от плана).
По состоянию на 01.01.2003 процент готовности этой школы составил более 95%, при наличии кредиторской задолженности в сумме 6703,5 тыс. рублей, которая была погашена только в августе 2003 года. Ввод школы в эксплуатацию в полном объеме не произведен. Остаток сметной стоимости в текущих ценах по состоянию на 1 декабря 2003 года составляет 20000,0 тыс. рублей.
С другой стороны, в Перечень включено строительство областной ортопедо-хирургической больницы (пристройка), г. Москва, Сокольники, с готовностью 11%, которая не строилась с 1995 года (начало строительства 1992 год). В плане на 2002 год, по этому объекту, было предусмотрено финансирование на проведение корректировки проекта и строительство в сумме 14770,0 тыс.рублей, фактически профинансировано 6043,2 тыс.рублей, при выполненных объемах - 6063,0 тыс.рублей.
Корректировка проектно-сметной документации не завершена из-за отсутствия финансирования, а на 2003 год постановлением Правительства Московской области от 15.04.2003 № 216/11 предусмотрено всего 1500,0 тыс. рублей. Таким образом, строительство больницы в Сокольниках вновь затягивается на неопределенный срок. Государственный контракт Мособлстроя с ЗАО "Дружба" на исполнение функции заказчика заключен 14 мая 2002 года на основании решения конкурсной комиссии.
Следует отметить, что при нестабильных условиях финансирования строительства, государственным заказчиком не могут соблюдаться условия проведенного конкурса. Срок строительства увеличивается, а следовательно, возрастает стоимость выполненных работ. По этой причине, в связи с не обеспечением непрерывности финансирования со стороны Минмособлстроя, возможно предъявление судебных исков и связанных с этим дополнительных финансовых потерь для областного бюджета.
При ограниченных возможностях областного бюджета в финансировании капитального строительства, без достаточной проработки Правительством Московской области с Министерством имущественных отношений Российской Федерации по вопросам определения долевой собственности, финансировалось проведение реконструкции объектов федерального назначения.
Так в Перечень объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств областного бюджета на государственные капвложения на 2002 год, включены:

1.Реконструкция административного здания по адресу: Малый Кисельный переулок, дом 5, строение 1 в сумме 10000,0 тыс. рублей (проектные сроки строительства 2001-2003 гг.), занимаемое прокуратурой Московской области.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона № 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 05.10.2002), финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляется за счет средств федерального бюджета. Финансирование строительства и капитального ремонта зданий может осуществляться также за счет средств местных бюджетов, а финансирование за счет бюджета субъектов Российской Федерации не предусмотрено.
Всего с 2001 года, за счет средств областного бюджета, на цели реконструкции здания израсходовано 57851,5 тыс.рублей (при этом кредиторская задолженность на 01.01.2003 составила 2145,3 тыс.рублей), в том числе в 2002 году - 29886,5 тыс.рублей, из которых 20233,3 тыс.рублей (67,7%) из резервного фонда Губернатора Московской области, предназначенного для финансирования непредвиденных расходов.
Реконструкция объекта завершена в 2002 году, однако, объект на момент проверки не был принят в эксплуатацию, так как не решены юридические вопросы о форме собственности, постановки на баланс и государственной регистрации права на долевую собственность Московской области на сумму вложенных средств, в федеральную собственность.

2.Реконструкция помещений в административном здании по адресу: проспект Академика Сахарова, дом 18, занимаемого Арбитражным судом Московской области, финансирование по плану - 10000,0 тыс. рублей (проектные сроки строительства 1998-2003 гг.).
В соответствии со статьей 33 Федерального конституционного закона № 1 - ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (в ред. № 5 - ФКЗ), финансирование Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей, осуществляется на основе утвержденных федеральным законом нормативов и указывается отдельными строками в федеральном бюджете.
Всего из областного бюджета работы, выполненные в 2001-2002 годах, профинансированы в объеме 6282,6 тыс.рублей, при этом кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2003 составила 6717,0 тыс.рублей.
В 2003 году работы на объекте прекращены, так как в Перечне объектов строительства на 2003 год предусмотрено финансирование объекта всего лишь на сумму 500,0 тыс.рублей, т.е. средств недостаточно даже на погашение кредиторской задолженности.
Следует отметить, что в соответствии с контрактом с ГУП МО "Региональное управление капитального строительства" на проведение работ по реконструкции здания Арбитражного суда Московской области, заключенного на основании решения конкурсной комиссии, определена стоимость работ в сумме 44484,9 тыс.рублей и срок выполнения 23 месяца.

II. В соответствии с Законом Московской области "Об областном бюджете на 2002 год" и Постановлением Правительства Московской области от 20.03.2002 № 95/4 был утвержден Перечень объектов капитального строительства, финансируемых в 2002 году за счет субвенций из областного бюджета по целевой статье "Государственные капитальные вложения" (далее Перечень субвенций). Получателями субвенций являлись муниципальные образования Московской области. Позднее, Перечень субвенций был уточнен по объектам и сумме в постановлении Правительства Московской области от 05.01.2003 № 3/52.
Финансирование объектов строительства, предусмотренных Перечнем субвенций, возлагалось на Министерство финансов Московской области (далее Минфин) при условии наличия проектно-сметной документации и по фактически выполненным объемам работ.
На Минмособлстрой, в данном случае, возлагались функции по согласованию с Минфином перераспределения средств между объектами строительства в пределах общего объема финансирования и участие, совместно с представителями муниципальных образований Московской области, в торгах по определению организаций, выполняющих функции заказчиков-застройщиков.
Следует отметить, что при таком распределении функций в отношении финансирования капвложений за счет субвенций и учитывая, что вся отчетность за ходом строительства объектов муниципальной собственности представлялась в Минфин, Минмособлстрой не мог осуществлять свои полномочия в полном объеме по контролю за ходом строительства и сроками ввода объектов в эксплуатацию.
С целью упорядочения финансирования объектов, строительство которых осуществлялось за счет субвенций на капвложения, заместителем Председателя Правительства Московской области Горностаевым А.В. в мае 2002 года было направлено письмо № 24-1-7/396 Губернатору Московской области Громову Б.В., по которому было получено положительное решение. Однако на момент проверки прежний порядок финансирования и отчетности не изменен.
В 2002 году за счет субвенций из областного бюджета произведено финансирование капвложений в объеме 1089970,0 тыс.рублей, что почти в три раза превышает сумму, выделенную Минмособлстрою на финансирование строительства объектов. В тоже время ряд объектов муниципальной собственности финансировался через Минмособлстрой, что затрудняло проведение финансового контроля за соответствием финансирования выполненным объемам работ.

Сведения о направлении расходов субвенций из областного бюджета на капитальные вложения, получателями которых являлись муниципальные образования, приведены в таблице:


( в тыс.рублей)

    
     
    Направление расходов
 


Субвенции
на капвложения
(план) 2002 г


Фактически профинансировано (в т.ч.
проектно-изыскательские работы)


В процент.
к общей
сумме
субвенций

Сумма
финансиров.

В процент.
к плану

Проектн.
изыскат.
работы


Областной бюджет, всего
в том числе:

Здравоохранение

Образование

Спортивные сооружения

Жилищно-коммун. х-во

Прочие расходы


1093324,2


175647,8

190120,9

504213,7

190449,8

32892,0


1089970,1


174457,9

190089,4

504213,7

188317,1

32892,0


99,7


99,3

99,9

100,0

98,8

100,0


100294,7


63265,9

4976,0

4000,0

1660,8

26392,0


100


16,1

17,4

46,1

17,3

3,0


Как следует из данных таблицы, из общей суммы выделенных субвенций 1093324,2 тыс.рублей, фактически профинансировано 1089970,1 тыс.рублей или 99,7%, т.е. практически все запланированные субвенции, перечислены получателям.

Значительная часть субвенций на капвложения, а именно 100294,7 тыс.рублей, израсходована на проектно-изыскательские работы.

Из отчетных данных, представленных муниципальными образованиями Московской области в Минфин о ходе строительства объектов муниципальной собственности, финансируемых с привлечением субвенции, следует, что выделенные субвенции, во многих случаях, направлялись на погашение дебиторской и кредиторской задолженности, а также на погашение кредита, взятого под строительство объектов муниципальной собственности.
Так, по объекту "Бурение артезианской скважины № 3 "А", оборудование скважин № 6 "А" и № 7 "А" и сетей водопровода к ВЗУ-3" (г.Лыткарино) было выделено субвенций 13000,0 тыс. рублей, выполненный объем работ составил 6639,4 тыс. рублей, фактически профинансировано субвенций 13000,0 тыс. рублей, т.е. под работы будущего периода (2003 года) авансом перечислено 5859,5 тыс. рублей.
По объекту "Реконструкция поликлиники" (г. Можайск), в отчете указан объем выполненных работ в сумме 6502,3 тыс. рублей, предусмотрено выделение субвенций 10000,0 тыс.рублей. Фактически профинансировано субвенций 9833,0 тыс.рублей, т.е. с превышением по отношению к объему выполненных работ на сумму 3380,7 тыс.рублей, которые направлены на погашение кредиторской задолженности допущенной в 2001 году.
По объекту "Долевое участие в строительстве жилья" (Зарайский район), также на погашение кредиторской задолженности 2001 года направлено 2706,0 тыс. рублей.
По объекту "Микрорайон "А", общеобразовательная школа" (г.Ступино) из 13000,0 тыс. рублей полученных субвенций, 9335,1 тыс. рублей направлены на оплату выполненных в 2002 году объемов работ, а разница в сумме 3664,9 тыс. рублей была направлена на погашение части задолженности, числящейся по объекту с 2001 года в сумме 6403,4 тыс. рублей, а остальная непогашенная часть задолженности 2001 года включена в отчет для погашения ее за счет субвенций 2003 года.
Минфин, распределяя субвенции, не учитывал степень готовности объектов и участие в финансировании со стороны муниципальных образований.
Так, например, на строительство школы на центральной усадьбе АО "Раменское" (плановые сроки строительства 1993-2003 годы) в 2002 году планировалось выделить из областного бюджета в качестве субвенций 15000,0 тыс.рублей, фактически выделено 4862,5 тыс.рублей, а из районного бюджета 5000,0 тыс.рублей, более 50% общего объема финансирования.
В результате постоянного недофинансирования этого объекта, для ввода в эксплуатацию в 2003 году только первой очереди, необходимо финансирование в объеме 63400,0 тыс.рублей. В плане 2003 года предусмотрены субвенции из областного бюджета в сумме 23137,0 тыс.рублей, которые выделены в полном объеме в августе 2003 года.
Учитывая, что дополнительное финансирование этого объекта не проводилось ни из областного, ни из местного бюджетов, ввод в эксплуатацию этой школы к 1 сентября 2003 года в соответствии с поручением Губернатора Московской области от 03.07.2002 № 1-8320 (взято на контроль Министерством финансов Московской области от 12.07.2002 № 06-01-32/2974) не произведен.
В соответствии с уточненной сметой по состоянию на 1 декабря 2003 года, для ввода в эксплуатацию этой школы необходимо предусмотреть в следующем году выделение субвенций в сумме 59600,0 тыс.рублей.
Финансирование больничного комплекса в г.Клин в 2002 году:
- капитальные вложения из областного бюджета - 19506,3 тыс.рублей;
- за счет субвенций из областного бюджета - 33917,7 тыс.рублей;
- из федерального бюджета - 20000,0 тыс.рублей;
- из местного бюджета 499,4 тыс.рублей.
Всего на сумму 73923,4 тыс.рублей.
Объем финансирования из местного бюджета составил всего 0,7% от общей суммы финансирования.
Следует отметить, что Минмособлстрой непосредственно контролировал выполнение работ только на сумму 19500,3 тыс.рублей или 30% от всей суммы финансирования из областного бюджета, или 36% от суммы всех бюджетных средств.
При этом следует отметить, что часть субвенций в сумме 7350,6 тыс.рублей Администрацией Клинского района не была использована в 2002 году (при наличии кредиторской задолженности в размере 16215,4 тыс. рублей), а была использована только в 2003 году.
Из федерального бюджета в 2002 году было израсходовано 25800,0 тыс.рублей, в том числе 5800,0 тыс.рублей неиспользованных средств, перечисленных из федерального бюджета 2001 года.
Таким образом, существующий порядок финансирования объектов капитального строительства за счет всех источников финансирования по различным разделам бюджетной классификации приводит к снижению контроля за расходованием бюджетных средств.
Исходя из вышеизложенного следует также отметить, что субвенции, как средства, выделяемые из областного бюджета на определенный срок (в данном случае 2002 год) и направляемые на пополнение местных бюджетов территории для решения конкретных задач, утрачивают свое целевое назначение и превращаются в постоянный источник финансирования независимо от срока их выделения.
Кроме того, учитывая, что финансирование крупных объектов, таких как:
-экспериментальный больничный комплекс (г. Клин);
-ледовый Дворец (г. Дмитров);
-ледовый Дворец (г. Клин);
-спортивный Комплекс (г. Можайск);
-дворец спорта "Олимпийский" (г. Чехов),
в основном производились из областного бюджета, а также тот факт, что по своему функциональному предназначению и оснащению оборудованием эти объекты превышают потребности одного района, представляется целесообразным передать их в областную собственность.

III. Постановлением Правительства Московской области от 20.03.2002 №94/4 утвержден Перечень cтроительства объектов газификации, финансируемых за счет кредитов, получаемых в соответствии с программой предоставления государственных гарантий Московской области в 2002 году. В декабре 2002 года, указанный Перечень был уточнен по сумме и строящимся объектам (Постановление Правительства Московской области от 31.12.2002 № 649/50).
Согласно договору (государственного контракта) от 29.04.2002 №86/1, заключенного Минмособлстроем, обязанности заказчика по строительству объектов газификации, а соответственно и получение кредитных средств из уполномоченных банков, возлагалось на ГУП МО "Мособлстройинвесткредит".
Сведения, о полученных кредитах и выполненных объемах работы, в соответствии с областной целевой программой "Газификация Московской области на 2001 -2004 годы", приведены по отраслям в таблице:

(в тыс.рублей)



 

     Наименование объектов
 

отраслей)




Получено

на кредит-

ный счет



Выполн
объем
работ
в 2002г



Получено
на
расчетный счет



Оплачено
за выполнен
работы



Использован.
кредитных средств
(в %)


Креди-торская
задол-жен-ность



остаток
средств
на

расчетн.
счете


Объекты, строительство которых осуществляется в соответствии с областной целевой программой
"Газификация Московской области на 2001-2004 годы":

Газопроводы

Жилищн.-коммун. хозяйство

Образование

Культура, искусство и кинематография

Здравоохранение и физическая
культура



503400,0





358280,1


129170,5


1467,0


901,4



13581,0



363619,4




261358, 6

91060,5

1455,0

-


9745,2



498344,3




356098,5

130144,2

1467,0

634,6


10000,0



420665,6




300752,0

109862,7

1455,0

634,6 *


7961,3



84,4




884,4

84,4

99,1

100,0


79,6



42298,3




33762,5

6250,9

12,0

266,8


2006,2



777678,7




555346,5

220281,5

12,0




2038,7


* оплачена кредиторская задолженность за 2001 год

Из полученных в 2002 году 503400,0 тыс.рублей кредитов, по состоянию на 01.03.2003, на кредитных счетах ГУП МО "Мособлстройинвесткредит" имелся остаток бюджетных средств в размере 5055,7 тыс.рублей, который не представляется возможным использовать (28 февраля 2003 года истек срок действия государственного контракта №86/1 от 29.04.2002) и эти средства должны быть возвращены в счет погашения кредитов.
Для оплаты выполненных работ по газификации, Государственным унитарным предприятием "Мособлстройинвесткредит" получено разрешение на финансирование объектов по реестрам, утвержденным Минмособлстроем и Минфином на сумму 498344,3 тыс.рублей, а оплачено по состоянию на 01.03.2003 всего 420665,6 тыс.рублей. Остаток на расчетных счетах ГУП МО "Мособлстройинвесткредит" составил 77678,7 тыс.рублей, при наличии кредиторской задолженности 42298,3 тыс.рублей.
Постановлением Правительства Московской области от 31.12.2002 № 649/50 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Московской области от 20.03.2002 № 94/4 "О перечнях объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств областного бюджета на государственные капитальные вложения и кредитов (займов), предоставляемых под государственные гарантии Московской области, в 2002 году" было предусмотрено финансирование 117 объектов, из которых 73 вновь начатые в 2002 году, в то время как имеются объекты, строительство которых не завершено с 1991 года по причине недостаточного финансирования.

Образование  


В ведомственном подчинении Минмособлстроя находится Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Межотраслевой учебно - консультативный Центр по подготовке и повышению квалификации кадров" (далее ГОУ "МУКЦ Минмособлстроя"), на которое возлагалось руководство семью государственными образовательными учреждениями (четыре колледжа и три учебных центра), которые также подчинены Минмособлстрою. Средства областного бюджета расходовались на содержание ГОУ "МУКЦ Минмособлстроя", ГОУ "Воскресенский колледж", ГОУ "Клинский колледж", ГОУ "Подольский колледж" и ГОУ "Электростальский колледж". Учебные центры являлись хозрасчетными учреждениями.
Исполнение сметы доходов и расходов за 2002 год по ГОУ "МУКЦ Минмособлстроя" характеризовалось следующими данными:
(в тыс.рублей)

Бюджетные средства

Внебюджетные средства

Всего  

Утвер план

Уточн план

Испол.

Утвер  

план

Уточ план  

Испол  

Утвер
план

Уточн
план

Испол

ГОУ "МУКЦ"


855,3


855,3


586,0


388,8


388,8


442,0


1244,1


1244,1


1028,0


Колледжи


20857,7


20857,7


20451,0


9459,4


9459,4


16934,0


30317,1


30317,1


37385,0

Всего  

21713,0

21713,0

21037,0

9848,2

9848,2

17376,0

31561,2

31561,2

38413,0


Из приведенной таблицы следует, что смета исполнена с превышением на 21,7 % к утвержденному и уточненному планам, за счет значительного увеличения поступлений доходов от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности (17376,0 тыс.рублей при плане 9848,2 тыс.рублей).
Денежные средства, выделенные из областного бюджета 2002 года на содержание ГОУ "МУКЦ Минмособлстроя" и строительных колледжей, использовались по прямому назначению, т.е. на выплату заработной платы и материальные затраты (приобретение имущества, оплата услуг связи и т.д.)
Контингент студентов 4 колледжей на 1 января 2003 года составлял 5797 человек, в том числе:
на очном отделении обучалось - 2395 студентов, из них 1283 за счет средств областного бюджета;
на очно-заочном и заочном отделениях 3112 студентов, в т.ч. за счет средств областного бюджета - 2976 студентов.
Обучение проводилось по 5 специальностям и 10 специализациям: строительство, реконструкция и техническая реставрация зданий, оценка технического состояния зданий и сооружений, менеджмент в строительстве, транспорт, экономика, бухгалтерский учет и контроль, финансы и кредит.
В 2002 году очное обучение (за счет средств областного бюджета) закончили 424 человека. Следует отметить, что ни от одного государственного предприятия (11 государственных и государственных унитарных предприятий), находящихся в ведомственном подчинении Минмособлстроя, заявок на молодых специалистов в ГОУ "МУКЦ Минмособлстроя" не поступало.
Трудоустройством занималось руководство колледжей во взаимодействии с администрацией городов и районов Московской области по месту их расположения, что позволило трудоустроить по специальности 30-40 % выпускников. Часть выпускников (20-30 %) продолжили обучение в высших учебных заведениях. Остальные (30-40 %) остались невостребованы в строительном комплексе Московской области.

Выводы:

Кредиторская задолженность на содержание Минмособлстроя за 2002 год увеличилась по сравнению с 2001 годом в 2,1 раза и составила 1436,6 тыс.рублей.
На финансирование объектов капитального строительства через Минмособлстрой в 2002 году было выделено 330638,8 тыс.рублей или 37,3% от плана, при общем объеме финансирования объектов капитального строительства из областного бюджета - 2000474,0 тыс.рублей.
В результате несоответствия нормативных правовых актов Московской области, регламентирующих финансирование и контроль за использованием бюджетных средств на капитальное строительство, с Положением о Министерстве строительного комплекса Московской области, из всей суммы, выделенных из областного бюджета средств на цели строительства, подконтрольны Минмособлстрою были только 412159,7 тыс.рублей или 20,6% от всей суммы.
Не принималось достаточных мер по концентрации средств для ввода в строй объектов с высокой степенью готовности, в результате чего увеличились объемы незавершенного строительства и количество строящихся объектов. По состоянию на 01.01.2003 незавершенное строительство вместе с кредиторской задолженностью составляло 9586220,6 тыс.рублей и по сравнению с 2001 годом увеличилось на 1586000,0 тыс.рублей. В сравнении с 2001 годом, перечень незавершенных объектов строительства 2002 года увеличился почти на 50%.
В связи с поздней подготовкой и утверждением Правительством Московской области Перечня объектов капитального строительства (после выхода Закона Московской области "Об областном бюджете на 2002 год"), значительно сократились сроки освоения утвержденных объемов капстроительства, что привело к срыву плановых показателей (освоено капвложений в сумме 427693,5 тыс.рублей или 48,9% от плана).
При нестабильных условиях финансирования из областного бюджета, государственным заказчиком не могут соблюдаться условия проведенного конкурса. Сроки строительства и стоимость выполненных работ увеличиваются. Кроме того, из-за невыполнения условий контракта возможны судебные иски и, как следствие, дополнительные потери средств областного бюджета.
При ограниченных возможностях областного бюджета в финансировании капитального строительства, без достаточной проработки Правительства Московской области с Министерством имущественных отношений Российской Федерации по вопросам долевой собственности, финансировалось проведение реконструкции объектов федерального назначения.
Из-за отсутствия взаимодействия строительных организаций Московской области с руководством "МУКЦ Минмособлстроя" по определению потребности в специалистах, до 40% выпускников строительных колледжей остались невостребованными.

О результатах проверки Контрольно-счетной палатой Московской областной Думы использования денежных средств, выделенных из областного бюджета 2002 года Министерству строительного комплекса Московской области

Название документа: О результатах проверки Контрольно-счетной палатой Московской областной Думы использования денежных средств, выделенных из областного бюджета 2002 года Министерству строительного комплекса Московской области

Номер документа: 7/81

Вид документа: Решение Московской областной Думы

Принявший орган: Московская областная Дума

Статус: Действующий

Опубликован: Рассылка
Дата принятия: 24 декабря 2003