МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
Р Е Ш Е Н И Е
17.12.2003 № 8/80
О проекте закона Московской области "О порядке и условиях перевода
жилых домов (жилых помещений), расположенных на территории
Московской области, в нежилые"
Рассмотрев проект закона Московской области "О порядке и условиях перевода жилых домов (жилых помещений), расположенных на территории Московской области, в нежилые", внесенный Комитетом по проблемам народно-хозяйственного комплекса и развитию инфраструктуры, Московская областная Дума решила:
1. Одобрить проект закона Московской области "О порядке и условиях перевода жилых домов (жилых помещений), расположенных на территории Московской области, в нежилые". (Прилагается.)
2. Направить проект закона Московской области "О порядке и условиях перевода жилых домов (жилых помещений), расположенных на территории Московской области, в нежилые" в комитеты, Контрольно-счетную палату, Государственно-правовое управление Московской областной Думы и Губернатору Московской области Громову Б.В. для подготовки и представления замечаний и предложений в Комитет по проблемам народно-хозяйственного комплекса и развитию инфраструктуры в срок до 29.12.2003.
3. Поручить Комитету по проблемам народно-хозяйственного комплекса и развитию инфраструктуры доработать проект закона "О порядке и условиях перевода жилых домов (жилых помещений), расположенных на территории Московской области в нежилые" с учетом представленных замечаний и предложений и внести доработанный проект закона на рассмотрение Московской областной Думы в срок до 31.12.2003.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Куликова В.П.
Председатель
Московской областной Думы В.Е.Аксаков
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Проект
З А К О Н
О порядке и условиях перевода жилых домов (жилых помещений),
расположенных на территории Московской области, в нежилые
Настоящий Закон устанавливает порядок изменения функционального назначения жилых домов (жилых помещений) независимо от форм собственности с целью надлежащего использования и сохранности жилищного фонда, создания условий для осуществления права собственника по распоряжению недвижимым имуществом, а также недопущения необоснованного перевода жилых домов (жилых помещений) на территории Московской области, в нежилые.
Статья 1. Целевое использование жилищного фонда
1. Собственники, наниматели, арендаторы жилых домов (жилых помещений) обязаны:
использовать жилые помещения только для проживания граждан;
использовать жилые помещения, а также подсобные помещения и оборудование без ущемления жилищных, иных прав и свобод других граждан;
выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования.
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций зданий, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается.
Лица, не выполняющие обязанности по целевому использованию жилищного фонда, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области.
Использование собственником, нанимателем, арендатором принадлежащих им жилых домов (жилых помещений) для целей, не связанных с проживанием граждан, допускается только после перевода такого помещения в нежилое, кроме случаев, прямо предусмотренных федеральным законодательством.
Статья 2. Субъекты отношений по переводу жилых домов
(жилых помещений) в нежилые
Участниками правоотношений, связанных с переводом жилых домов (жилых помещений) в нежилые, являются:
1.Правительство Московской области.
2.Юридические или физические лица - собственники недвижимого имущества.
3.Межведомственная комиссия - комиссия, создаваемая при уполномоченном органе в сфере жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Московской области (далее - межведомственная комиссия уполномоченного органа).
4.Межведомственная комиссия муниципального образования Московской области - комиссия, создаваемая по согласованию с органами местного самоуправления муниципального образования, постоянно действующая на его территории соответствующего муниципального образования Московской области (далее комиссия муниципального образования).
В комиссию муниципального образования входят представители:
межведомственной комиссии уполномоченного органа;
организации, осуществляющей функции управления жилищным фондом и его содержания;
органов архитектуры и градостроительства, технической инвентаризации, государственного архитектурно-строительного надзора, государственной пожарной службы, государственной жилищной инспекции, государственной санитарно-эпидемиологической службы;
собственник недвижимого имущества, который инициирует перевод жилого дома (жилого помещения) в нежилое.
При необходимости к работе комиссии муниципального образования могут привлекаться экологи и эксперты - проектировщики, а также другие специалисты.
Статья 3. Организация деятельности межведомственной
комиссии уполномоченного органа и комиссии
муниципального образования
Состав и деятельность межведомственной комиссии уполномоченного органа регламентируется Положением. Положение определяет порядок ее организации, деятельность и ее полномочия.
Состав и деятельность комиссии муниципального образования регламентируется Положением, которое разрабатывается органами местного самоуправления муниципального образования Московской области. Положение определяет порядок организации, деятельность и полномочия комиссии муниципального образования.
Комиссия муниципального образования в течение одного месяца рассматривает полученное заявление по переводу жилого дома (жилого помещения) в нежилое, изучает представленные документы с обязательной проверкой на месте и принимает одно из следующих решений:
перевод целесообразен и возможен;
перевод невозможен и нецелесообразен - с указанием причин отказа в переводе.
Заключение комиссии муниципального образования должно носить мотивированный характер, содержать указание на нормы, акты, в соответствии, с которыми перевод жилого дома (жилого помещения) в нежилое невозможен.
Решение комиссии муниципального образования оформляется актом в присутствии заявителя или его представителя. Указанный акт направляется в межведомственную комиссию уполномоченного органа. Мнения членов комиссии муниципального образования, не согласных с принятым решением, оформляются отдельным документом и прилагаются к акту.
В случае обжалования акта комиссии муниципального образования в межведомственную комиссию уполномоченного органа направляются документы, указанные в статье 7, и акт комиссии муниципального образования.
Статья 4. Органы, принимающие решение о переводе жилых
домов (жилых помещений) в нежилые
Перевод жилых домов (жилых помещений) в нежилые независимо от форм собственности жилищного фонда осуществляется Правительством Московской области по представлению межведомственной комиссии уполномоченного органа.
Постановление Правительства Московской области направляется: юридическому или физическому лицу - собственнику недвижимого имущества, который инициировал перевод жилого дома (жилого помещения) в нежилое;
в Государственное унитарное предприятие "Московское областное бюро технической инвентаризации" для внесения изменений в технический паспорт на строение;
в комиссию муниципального образования.
Комиссия муниципального образования доводит указанное постановление Правительства Московской области до сведения жилищной организации, эксплуатирующий данный жилой дом (жилое помещение), а также до органов по управлению имуществом муниципального образования.
В случае перевода жилого помещения расположенного в многоэтажном жилом доме в нежилое, не допускается размещение в этом нежилом помещении:
1) магазинов по продаже строительных, химических и других товаров, применение, использование которых может привести к загрязнению территории и воздуха жилой застройки;
2) магазинов, в которых имеются пожароопасные и взрывоопасные вещества и материалы;
3) организаций бытового обслуживания населения, в которых применяются легковоспламеняющиеся вещества (за исключением парикмахерских, мастерских по ремонту часов);
4) бань, саун, прачечных и химчисток (за исключением приемных пунктов);
5) станций телефонной и сотовой связи;
6) общественных туалетов;
7) похоронных бюро и иных заведений, оказывающих услуги ритуального характера;
8) заведений увеселительного и развлекательного характера;
9) промышленных производств.
В случае перевода жилого дома (жилого помещения) в нежилое собственник возмещает расходы на содержание мест общего пользования, а также инженерных систем и придомовой территории. Расходы определяются разницей между стоимостью жилого дома (жилого помещения) и стоимостью здания нежилого помещения. Средства перечисляются в бюджет соответствующего муниципального образования Московской области.
Статья 5. Общие принципы и основания перевода жилых
домов (жилых помещений) в нежилые
Основаниями для перевода жилых домов (жилых помещений) в нежилые являются:
1) признание жилого дома (жилого помещения), непригодным для постоянного проживания в соответствии с Положением о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 № 552 "Об утверждении положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания";
2) волеизъявление собственников (их законных представителей) жилых помещений, расположенных на первых этажах жилых зданий и имеющих отдельный изолированный вход либо возможность оборудования изолированного входа в целях улучшения жилищно- коммунального, бытового и торгового обслуживания населения и использования в других целях;
3) волеизъявление собственников жилых домов малоэтажной застройки об изменении функционального назначения жилого дома;
4) признание комиссией муниципального образования в исключительных случаях факта целесообразности изменения функционального назначения жилых помещений, расположенных на первых этажах строений и имеющих отдельный изолированный вход либо возможность оборудования изолированного входа, в целях улучшения жилищно-коммунального, бытового и торгового обслуживания населения и для использования в других целях;
5) изменение функционального назначения прилегающей территории или архитектурно-градостроительных норм (требований) в целях повышения уровня благоустройства жилого помещения.
Перевод жилого помещения расположенного на втором этаже жилого дома в нежилое, осуществляется в случае, если, на первом этаже жилого дома (подъезда) расположены нежилые помещения и при согласии собственников, нанимателей жилых помещений и собственников нежилых помещений, прилегающих к помещению, переводимому в нежилое.
В данном случае решение по переводу жилых помещений в нежилые принимается собственниками, нанимателями жилых помещений и собственниками нежилых помещений на общем собрании большинством голосов присутствующих. На данном собрании ведется протокол, который подписывается всеми присутствующими на нем и заверяется жилищно-эксплуатационной организацией.
Перевод жилых помещений в нежилые, находящихся в домах жилищно-строительных кооперативов, жилищных кооперативов и товариществ собственников жилья, допускается с согласия всех постоянно проживающих по месту жительства в данных жилых помещениях граждан.
Статья 6. Ограничения перевода жилых домов (жилых помещений)
в нежилые
Перевод жилых домов (жилых помещений) в нежилые запрещается в следующих случаях:
отсутствия у собственника (членов его семьи) другого жилого помещения по норме, установленный на территории Московской области, с учетом проживающих на данной жилой площади граждан и с учетом прав членов семьи на дополнительную жилую площадь в соответствии с действующим законодательством, либо в случае возникновения оснований для признаний его нуждающимися в улучшении жилищных условий;
если, жилые дома (жилые помещения) занимаются гражданами по договору социального найма и коммерческого найма;
при уменьшении остающейся жилой площади квартиры ниже нормы предоставления жилья, установленной законодательством Московской области, с учетом проживающих на данной жилой площади граждан и с учетом прав членов семьи на дополнительную жилую площадь в соответствии с действующим законодательством;
признания жилых домов (жилых помещений) в установленном порядке аварийным;
отсутствия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилые дома (жилые помещения);
если жилое помещение является комнатой в коммунальной квартире;
наличия граждан, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания по данному адресу;
отсутствия письменного согласия органов опеки и попечительства, если одним из собственников помещения является несовершеннолетний;
отсутствия документов, подтверждающих наличие у физических лиц - собственников недвижимого имущества (членов их семьи), включая несовершеннолетних, иного жилого помещения для постоянного проживания.
Статья 7. Порядок оформления документов для перевода
жилых домов (жилых помещений) в нежилые
Для рассмотрения на комиссии муниципального образования вопросов о целесообразности перевода жилых домов (жилых помещений) в нежилые собственник недвижимого имущества представляет следующие документы:
1)заявление с указанием причин, побудивших его обратиться с соответствующим заявлением. По запросу комиссии муниципального образования собственник недвижимого имущества представляет технико-экономическое обоснование своей просьбы;
2)для физических лиц - нотариально заверенные копии документов, удостоверяющих личности собственников недвижимого имущества с представлением подлинника для сверки;
3)для юридических лиц - нотариально заверенную копию учредительного документа собственника недвижимого имущества;
4)нотариально заверенную копию документа, подтверждающего право собственности на недвижимое имущество;
5)письменное согласие на перевод от всех собственников недвижимого имущества, совместно проживающих членов семьи;
6)технический паспорт или его копию, подготовленные органами бюро технической инвентаризации (по данным на день обращения в комиссию муниципального образования), с указанием износа основных элементов и строения в целом либо технического состояния отдельного помещения, о котором возбуждается ходатайство, а также значений стоимости данного жилого дома (жилого помещения), полученных по действующим в Московской области методике и порядке проведения оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на правах собственности;