МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

Р Е Ш Е Н И Е

17.12.2003 № 8/80


О проекте закона Московской области "О порядке и условиях перевода
жилых домов (жилых помещений), расположенных на территории
Московской области, в нежилые"



Рассмотрев проект закона Московской области "О порядке и условиях перевода жилых домов (жилых помещений), расположенных на территории Московской области, в нежилые", внесенный Комитетом по проблемам народно-хозяйственного комплекса и развитию инфраструктуры, Московская областная Дума решила:      

1. Одобрить проект закона Московской области "О порядке и условиях перевода жилых домов (жилых помещений), расположенных на территории  Московской области, в нежилые". (Прилагается.)

2. Направить проект закона Московской области "О порядке и условиях перевода жилых домов  (жилых помещений), расположенных на территории Московской области, в нежилые" в комитеты, Контрольно-счетную палату, Государственно-правовое управление Московской областной Думы и Губернатору Московской области Громову Б.В. для подготовки и представления замечаний и предложений в Комитет по проблемам народно-хозяйственного комплекса и развитию инфраструктуры в срок до 29.12.2003.

3. Поручить Комитету по проблемам народно-хозяйственного комплекса и развитию инфраструктуры доработать проект закона "О порядке и условиях перевода жилых домов (жилых помещений), расположенных на территории Московской области в нежилые" с учетом представленных замечаний и предложений и внести доработанный проект закона на рассмотрение Московской областной Думы в срок до 31.12.2003.

4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на  заместителя Председателя Московской областной Думы Куликова В.П.



Председатель

Московской областной Думы                                                  В.Е.Аксаков  

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ  

 Проект



З А К О Н


О порядке и условиях перевода жилых домов (жилых помещений),
расположенных на территории Московской области, в нежилые  

 


Настоящий Закон устанавливает порядок изменения функционального  назначения жилых домов (жилых помещений)  независимо от форм собственности  с целью надлежащего использования и сохранности жилищного фонда, создания условий для осуществления права собственника по распоряжению  недвижимым имуществом, а также недопущения  необоснованного перевода жилых домов (жилых помещений)   на территории Московской области, в нежилые.                       

 Статья 1. Целевое использование жилищного фонда

       1. Собственники, наниматели, арендаторы жилых домов (жилых помещений) обязаны:

использовать жилые помещения только для проживания граждан;

использовать жилые помещения, а также подсобные помещения и оборудование без ущемления жилищных, иных прав и свобод других граждан;

выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические,  архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования.

Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций зданий, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается.

Лица, не выполняющие обязанности по целевому использованию жилищного фонда, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области.

Использование собственником, нанимателем, арендатором принадлежащих им жилых домов (жилых помещений) для целей, не связанных с проживанием граждан, допускается только после перевода такого помещения в нежилое, кроме случаев, прямо предусмотренных федеральным законодательством.

      

 Статья 2. Субъекты отношений по переводу жилых домов
(жилых помещений) в нежилые  

 

Участниками правоотношений, связанных с переводом жилых домов (жилых помещений) в нежилые, являются:

  1.Правительство Московской области.

2.Юридические или физические лица - собственники  недвижимого имущества.

3.Межведомственная комиссия -  комиссия, создаваемая при уполномоченном органе в сфере жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Московской области (далее - межведомственная комиссия уполномоченного органа).  

4.Межведомственная комиссия муниципального образования Московской области - комиссия, создаваемая по согласованию с органами местного самоуправления муниципального образования, постоянно действующая на его территории соответствующего муниципального образования Московской области (далее комиссия муниципального образования).

В комиссию муниципального образования входят представители:

межведомственной комиссии уполномоченного органа;

организации, осуществляющей функции управления жилищным фондом и его содержания;

органов  архитектуры и градостроительства, технической инвентаризации, государственного архитектурно-строительного надзора, государственной пожарной службы, государственной жилищной инспекции,  государственной санитарно-эпидемиологической службы;

собственник недвижимого имущества, который инициирует перевод жилого дома (жилого помещения) в нежилое.

При необходимости к работе  комиссии муниципального образования могут привлекаться   экологи и эксперты - проектировщики, а также  другие специалисты.

 Статья 3. Организация деятельности межведомственной
комиссии уполномоченного органа и комиссии
муниципального образования


Состав и деятельность межведомственной комиссии  уполномоченного органа регламентируется Положением. Положение определяет порядок ее организации, деятельность и ее полномочия.

Состав и деятельность  комиссии  муниципального образования регламентируется Положением, которое разрабатывается органами местного самоуправления муниципального образования Московской области. Положение определяет порядок  организации, деятельность и  полномочия комиссии муниципального образования.

Комиссия  муниципального образования в течение одного месяца   рассматривает полученное заявление по переводу жилого дома (жилого помещения) в нежилое, изучает представленные документы с обязательной проверкой на месте и принимает одно из следующих решений:

перевод  целесообразен и возможен;

 перевод невозможен и нецелесообразен -  с указанием причин отказа в переводе.

Заключение  комиссии муниципального образования должно носить  мотивированный характер, содержать  указание на нормы, акты, в соответствии,  с которыми перевод жилого дома (жилого помещения) в нежилое невозможен.

Решение комиссии муниципального образования оформляется актом в присутствии заявителя или его представителя. Указанный акт направляется в межведомственную комиссию уполномоченного органа. Мнения членов   комиссии муниципального образования, не согласных  с принятым решением, оформляются отдельным документом и  прилагаются к акту.

В случае обжалования акта комиссии муниципального образования  в  межведомственную комиссию уполномоченного органа направляются документы, указанные в статье 7, и акт комиссии муниципального образования.

 Статья 4. Органы, принимающие решение о переводе жилых
домов (жилых помещений) в нежилые


Перевод жилых домов  (жилых помещений) в нежилые независимо от форм собственности жилищного фонда осуществляется Правительством Московской области по представлению межведомственной комиссии уполномоченного органа.

   Постановление Правительства Московской области направляется: юридическому  или физическому  лицу - собственнику  недвижимого имущества, который инициировал  перевод жилого дома (жилого помещения) в нежилое;  

   в Государственное унитарное предприятие "Московское областное бюро технической инвентаризации" для внесения  изменений в технический паспорт на строение;

   в комиссию муниципального образования.

   Комиссия муниципального образования доводит указанное постановление Правительства Московской области до  сведения   жилищной организации, эксплуатирующий данный жилой дом (жилое помещение), а также до органов по управлению имуществом муниципального образования.

   В случае перевода жилого помещения расположенного в многоэтажном жилом доме в нежилое,  не допускается размещение в этом нежилом помещении:

1) магазинов по продаже строительных, химических и других товаров, применение, использование которых может привести к загрязнению территории и воздуха жилой застройки;

2)  магазинов, в которых имеются  пожароопасные и взрывоопасные вещества и материалы;

3) организаций  бытового обслуживания населения, в которых применяются легковоспламеняющиеся вещества (за исключением парикмахерских, мастерских по ремонту часов);

4)  бань, саун, прачечных и химчисток (за исключением приемных пунктов);

5)  станций телефонной и сотовой связи;

6)  общественных туалетов;

7) похоронных бюро и иных заведений, оказывающих   услуги ритуального характера;

8) заведений увеселительного и развлекательного характера;

9) промышленных производств.

В случае перевода жилого дома (жилого помещения) в нежилое  собственник возмещает  расходы на содержание мест общего пользования, а также инженерных систем и придомовой территории. Расходы определяются разницей между стоимостью жилого дома (жилого помещения) и стоимостью здания нежилого  помещения. Средства перечисляются  в бюджет соответствующего  муниципального образования  Московской области.

 Статья 5. Общие принципы и основания перевода жилых
домов (жилых помещений) в нежилые


Основаниями для перевода жилых домов (жилых помещений)  в нежилые  являются:

1) признание жилого дома (жилого помещения),  непригодным для постоянного проживания в соответствии с Положением о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003  № 552 "Об утверждении положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания";

2) волеизъявление собственников (их законных представителей) жилых помещений, расположенных на первых этажах жилых зданий и имеющих отдельный изолированный вход либо возможность оборудования изолированного входа  в целях улучшения жилищно- коммунального, бытового и торгового  обслуживания населения и использования в других целях;

3) волеизъявление собственников жилых домов  малоэтажной застройки об изменении функционального назначения  жилого дома;

4) признание комиссией муниципального образования в исключительных случаях факта целесообразности изменения функционального назначения жилых помещений, расположенных на первых этажах строений и имеющих отдельный изолированный вход либо возможность оборудования изолированного входа, в целях улучшения жилищно-коммунального, бытового и торгового  обслуживания населения и  для использования в других целях;

5) изменение функционального назначения прилегающей территории или архитектурно-градостроительных норм (требований)  в целях повышения уровня благоустройства жилого помещения.

Перевод жилого помещения расположенного на втором этаже жилого дома в нежилое, осуществляется в случае, если, на первом этаже жилого дома (подъезда) расположены нежилые помещения и  при согласии собственников, нанимателей жилых помещений и собственников нежилых помещений, прилегающих к помещению, переводимому в нежилое.

В данном случае решение по переводу жилых помещений в нежилые принимается собственниками, нанимателями жилых помещений  и собственниками нежилых помещений на общем собрании большинством голосов присутствующих. На данном собрании ведется протокол, который подписывается всеми присутствующими на нем и заверяется  жилищно-эксплуатационной организацией.

Перевод жилых помещений в нежилые, находящихся в домах жилищно-строительных кооперативов, жилищных кооперативов  и товариществ собственников жилья, допускается  с  согласия всех постоянно проживающих по месту жительства в данных  жилых помещениях граждан.

        

 Статья 6. Ограничения перевода жилых домов (жилых помещений)
в нежилые  


Перевод жилых домов (жилых помещений) в нежилые запрещается в следующих случаях:

отсутствия у собственника (членов его семьи) другого жилого помещения по норме, установленный на территории Московской области, с учетом проживающих на данной жилой площади граждан и с учетом прав членов семьи на  дополнительную жилую площадь в соответствии с действующим законодательством, либо в случае возникновения оснований для признаний его нуждающимися в улучшении жилищных условий;

если, жилые дома (жилые помещения) занимаются гражданами по договору социального найма и коммерческого найма;

при уменьшении остающейся жилой площади квартиры ниже  нормы     предоставления жилья, установленной законодательством Московской области, с учетом проживающих на данной жилой площади граждан и с учетом прав членов семьи на  дополнительную жилую площадь в соответствии с действующим законодательством;

признания жилых домов (жилых помещений)  в установленном порядке  аварийным;

отсутствия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилые дома (жилые помещения);

если жилое помещение является комнатой в коммунальной квартире;

наличия граждан, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания по данному адресу;

отсутствия письменного согласия органов опеки и попечительства, если одним из собственников помещения является несовершеннолетний;

отсутствия документов, подтверждающих наличие у физических лиц - собственников недвижимого имущества (членов их семьи), включая несовершеннолетних, иного жилого помещения для постоянного проживания.

 Статья 7. Порядок оформления документов для перевода
жилых домов (жилых помещений) в нежилые


Для рассмотрения на комиссии муниципального образования вопросов о целесообразности перевода жилых домов (жилых помещений) в нежилые  собственник недвижимого имущества  представляет следующие документы:

1)заявление с указанием причин, побудивших его обратиться с соответствующим заявлением. По  запросу комиссии муниципального образования  собственник недвижимого имущества  представляет технико-экономическое обоснование своей просьбы;  

2)для физических  лиц - нотариально заверенные копии документов, удостоверяющих личности собственников недвижимого имущества с представлением подлинника для сверки;  

3)для юридических лиц - нотариально заверенную копию учредительного документа собственника недвижимого имущества;

4)нотариально заверенную копию документа, подтверждающего право собственности на  недвижимое имущество;

5)письменное согласие на перевод от всех собственников недвижимого имущества, совместно проживающих членов семьи;

6)технический паспорт или его копию, подготовленные органами бюро технической инвентаризации (по данным на день обращения в комиссию муниципального образования), с указанием износа основных  элементов и строения в целом либо технического состояния отдельного помещения, о котором возбуждается ходатайство, а также значений стоимости данного жилого дома (жилого помещения), полученных по действующим в Московской области методике и порядке проведения оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на правах собственности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»