• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий

I

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ ПОСТУПЛЕНИЯ
И РАСХОДОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В 2001 ГОДУ ЗА СЧЕТ ДОХОДОВ
ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

26 июня 2002 г.

N 25/23

(Д)



Московская областная Дума решила:

1. Принять к сведению информацию Контрольно-счетной палаты о результатах проверки поступления и расходования денежных средств в 2001 году за счет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в Министерстве образования Московской области. (Справка прилагается.)

2. Направить Губернатору Московской области Громову Б.В. справку Контрольно-счетной палаты о результатах проверки поступления и расходования денежных средств в 2001 году за счет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в Министерстве образования Московской области.



Председатель
Московской областной Думы В.Е.Аксаков


Справка
о результатах проверки поступления и расходования
денежных средств в 2001 году за счет доходов
от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности
в Министерстве образования Московской области
 

 


В соответствии с решением Московской областной Думы от 03.04.2002 N 23/14 консультант Контрольно-счетной палаты Сафонова В.М. провела проверку поступления и расходования денежных средств в 2001 году за счет доходов от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности в Министерстве образования Московской области.
Ответственными за финансовую деятельность Министерства образования Московской области в проверяемый период являлись:
Министр образования Московской области - Л.Н.Антонова, на занимаемой должности с апреля 2000 года;
Главный бухгалтер Министерства образования Московской области - E.B.Бабина, на занимаемой должности с июля 2000 года

Законом Российской Федерации "Об образовании" N 82-ФЗ установлено, что Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего и профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Государственную политику в области образования в Московской области осуществляет Министерство образования Московской области (далее - Минобразования). В ведении Минобразования находится 146 подведомственных государственных образовательных учреждений Московской области (далее - образовательные учреждения). Минобразования осуществляет бюджетное финансирование подведомственных образовательных учреждений.
Бюджетное финансирование является основой государственных гарантий получения образования гражданами Российской Федерации. Финансирование государственных учреждений Московской области осуществляется на основе нормативов, ежегодно устанавливаемых областным законом.
Несмотря на законодательно установленную приоритетность сферы образования, финансирование образовательных учреждений в течение предыдущих лет было неудовлетворительным.
В соответствии с данными Министерства финансов Московской области за период с 1996 по 2001 годы Минобразованию были выделены бюджетные ассигнования в следующих объемах:

тыс.рублей

Год

утвержденные ассигнования

фактически исполнено

%

исполнен.

% защищенных статей
к утвержд.
ассигнованиям

1996
1997
1998
1999
2000
2001

378252,5 354243,0 426344,3 522482,2 735570,3 1193154,6

303941,0 306171,0 255324,0 315064,0 650970,0 1073161,7

80,4
86,4
59,9
60,3
88,5
89,9

-
62,5
57,2
58,8
85,9
86,9


Приведенные данные показывают, что в период с 1997 по 2001 годы из областного бюджета финансировались в основном защищенные текущие расходы образовательных учреждений. Это - заработная плата с начислениями, стипендии, питание, медикаменты, вещевое обеспечение. Однако образовательный процесс предполагает получение финансовых ресурсов на сохранение и развитие материально-технической базы учебных заведений, организацию внеклассных мероприятий, создание нормальных условий в аудиториях. Выделяемые образовательным учреждениям средства областного бюджета не компенсировали реальные затраты на эти цели.
Систематическое недофинансирование отрицательно сказывается на состоянии объектов образования и осуществлении учебного процесса.
Неполное финансирование образовательных учреждений из бюджета частично компенсировалось привлечением ими дополнительных внебюджетных средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности (далее - внебюджетные источники).
Право получения образовательными учреждениями доходов из внебюджетных источников установлено Законом Российской Федерации "Об образовании", согласно которому учреждения образования вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных, предусмотренных Уставом учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц. При этом привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя.
Доходы, полученные учреждениями образования из внебюджетных источников, образуют значительные финансовые ресурсы образовательных учреждений. В 2001 году, при плане - 127206,0 тыс. рублей, они составили 259942,4 тыс. рублей или 204% плановых доходов.
Средства в сумме 199642,0 тыс. рублей получены за оказанные платные образовательные услуги и иную деятельность, а 60300,0 тыс.рублей являются целевыми поступлениями от юридических и физических лиц.
В соответствии с утвержденными Минобразованием "Плановыми показателями по сбору средств от предпринимательской и иной деятельности образовательными учреждениями в 2001 году" наибольшие внебюджетные доходы образуются в высших учебных заведениях (ВУЗ). Их доля в общих доходах ВУЗов (с учетом бюджетного финансирования) составляет 39%. Значительные внебюджетные доходы планировались в институте повышения квалификации и переподготовки работников народного образования (11% от средств института), во внешкольных учреждениях (9% от средств учреждений), а также в учреждениях начального профессионального образования (5% от средств учреждений).
Контрольно-счетная палата провела проверку поступления и использования средств от предпринимательской и иной деятельности в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования - профессиональном лицее N 124 (директор - М.В.Фокина) и профессиональном лицее N 107 (директор - Л.С.Астрова).

Проверкой установлено:


Учредителями профессионального Лицея 124 (далее - Лицей 124) и профессионального Лицея 107 (далее - Лицей 107) являлось Министерство образования Московской области. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" отношения между учредителем и образовательным учреждением должны регулироваться договором, определяющим условия передачи учреждениям областного имущества, порядок распределения прибыли и убытков и другие вопросы.
В нарушение законодательства Минобразования не оформило договора с Лицеями и вышеуказанные вопросы остались неурегулированными.
В настоящее время Минобразования ведет работу по заключению учредительских договоров.
В 2001 году фактические доходы от предпринимательской и иной деятельности лицеев превысили плановые показатели. В Лицее 124 при плане 550,7 тыс.рублей фактические доходы составили 718,8 тыс.рублей или 130,5% плана. В Лицее 107 при плане 130,9 тыс. рублей были получены доходы в сумме 493,8 тыс. рублей или 377,2% плана.
Источниками получения лицеями средств от предпринимательской и иной деятельности являлись:

тыс.рублей

Вид услуг

Лицей 124

Лицей 107

- платные образовательные услуги

- реализация изделий, полученных в мастерских лицея и других товаров

- услуги по выделению зала

- добровольные пожертвования родителей учащихся и спонсоров

645,3

73,5


216,2

183,0

249,0
65,7

129,2

Итого:

935,0

629,9


В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, полностью поступают в бюджет субъекта Российской Федерации, при этом бюджетные учреждения обязаны составлять сметы доходов и расходов средств, полученных из внебюджетных источников.
Цены, по которым образовательные учреждения оказывают образовательные и другие услуги, рассчитываются путем составления сметы по каждому виду деятельности. Сметы определяют себестоимость услуг. В себестоимость услуг входят коммунальные платежи, в том числе стоимость использованной электроэнергии. Коммунальные платежи, вошедшие в себестоимость услуг, должны оплачиваться из доходов, полученных образовательными учреждениями от предпринимательской и иной деятельности.
На основании смет расходов по каждому виду деятельности образовательные учреждения составляют смету доходов и расходов средств, полученных от предпринимательской деятельности и образовательным услугам, которая утверждается Минобразования.
Анализ представленных лицеями отчетов об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам показал, что руководство Лицея 124 не обеспечило оплату коммунальных платежей в утвержденном сметой объеме. Утвержденные расходы на оплату коммунальных услуг составляли 36% от полученных доходов. Фактически же на оплату коммунальных услуг Лицеем 124 было направлено только 12,6% доходов.
Вместе с тем, расходы внебюджетных средств на заработную плату в Лицее 124 значительно превысили утвержденные назначения. В соответствии с плановой сметой на заработную плату должно было быть направлено 12% доходов от предпринимательской и иной деятельности. Фактически Лицей 124 направил на выплату заработной платы 39% полученных доходов или в 3,2 больше утвержденных. Указанные расходы были произведены в ущерб оплаты коммунальных услуг, по которым на 01.01.2002 года в Лицее 124 сложилась кредиторская задолженность в сумме 213,5 тыс.рублей.
Следует отметить, что в Лицее 124 не соблюдалась бюджетная дисциплина также при исполнении сметы расходов средств, полученных из областного бюджета. Так, были произведены не утвержденные сметой расходы на капитальный ремонт в сумме 180,0 тыс.рублей, а также допущены расходы сверх утвержденных бюджетных назначений по четырем статьям сметы на сумму 719,7 тыс.рублей.
Проверкой установлено, что на внебюджетный счет Лицея 124 поступали коммунальные платежи от проживающих в общежитии лицея.
Общежитие площадью 742,2 кв.метра было передано на баланс Лицею 124 от СМП-249 АО "Центростройтранс" Комитетом по управлению имуществом Московской области согласно акту передачи от 28 февраля 1997 года. Однако право управления общежитием за Лицеем 124 закреплено не было. Комитет по управлению имуществом не оформил с руководством Лицея 124 договор о передаче ему областной собственности на праве оперативного управления, устанавливающий его права и обязанности, порядок использования лицеем общежития, получения и реализации доходов от использования областной собственности.
В результате руководство Лицея 124 осуществляло управление общежитием, то есть использование областной собственности, без достаточных законных оснований.
На содержание общежития выделялись средства областного бюджета. В соответствии с законодательством из бюджета должны финансироваться только "студенческие" общежития, то есть общежития, которые являются структурными подразделениями учебных заведений и в которых проживают только студенты.
Общежитие Лицея 124 не являлось "студенческим", так как в Уставе не отражено наличие его в составе лицея в качестве структурного подразделения, а жильцами общежития являлись, как студенты лицея, так и другие граждане - наниматели жилья.
Взимание платы за проживание в общежитие студентов регулируется Уставом учебного заведения. Порядок оплаты нанимателей жилья за проживание в общежитии регулируется жилищным законодательством.
Жилищным Кодексом Российской Федерации установлено, что оплата жилья и коммунальных услуг для нанимателей жилья устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.92 N 4218-1 с нанимателя жилья должны взиматься за найм жилья, за коммунальные услуги, за содержание и ремонт мест общего пользования.
В нарушение законодательства Российской Федерации руководство Лицея 124 не обеспечило возмещение жильцами общежития расходов на содержание и ремонт жилья. Взимание платы за найм жилья и за содержание и ремонт мест общего пользования с жильцов не производилось.
Следует отметить, что в соответствии с жилищным законодательством средства, собранные в виде платы за найм жилья поступают в распоряжение его собственника. Поскольку собственником общежития является Московская область, денежные средства, полученные за найм жилья, должны были поступать в областной бюджет. Руководство Лицея 124 допустило неэффективное использование областной собственности, в результате которого доходы в областной бюджет не поступали.
Проверкой установлено, что руководство Лицея 124 не обеспечило оплату электроэнергии в соответствии с ее фактическим расходом, произведенным жильцами общежития. Учет расходов электроэнергии производился в целом по лицею. Ежемесячные платежи жильцов за электроэнергию составляли фиксированную сумму, определенную бухгалтерской службой Лицея 124 в апреле 2000 года и не пересмотренную до настоящего времени, что давало жильцам возможность неэкономно расходовать электроэнергию, не возмещая при этом реальных затрат. При этом оплата коммунальных услуг производилась не по безналичному расчету через банковские учреждения, а внесением платежей в кассу лицея.
На содержание общежития отвлекались средства, полученные от предпринимательской и иной деятельности Лицея 124, которые должны направляться на обеспечение учебного процесса. Выборочной проверкой установлено, что на указанные цели было направлено 14,4 тыс.рублей - на оплату подключения общежития к кабельной системе телевидения, 1,6 тыс.рублей - на оплату обслуживания кассового аппарата.
Кроме доходов от предпринимательской и иной деятельности Лицей 124 и Лицей 107 получали внебюджетные, законодательно разрешенные доходы в виде безвозмездных поступлений в финансовые фонды Попечительских Советов, созданных в лицеях согласно Закону Российской Федерации "Об образовании".
В соответствии с нормативными документами финансовый фонд Попечительского Совета может складываться из регулярных членских взносов членов Попечительского Совета, личных добровольных пожертвований граждан, в том числе родителей учащихся, спонсорских средств юридических лиц, средств от предпринимательской деятельности Попечительского Совета.
В 2001 году финансовый фонд Попечительского Совета Лицея N 124 составил 216,2 тыс.рублей и был полностью сформирован из ежемесячных взносов (в сумме 50 рублей) родителей учащихся. Финансовый фонд Попечительского Совета Лицея N 107 составил 129,2 тыс.рублей и формировался из ежегодных взносов (в сумме 100-150 рублей) родителей учащихся, а также из спонсорских взносов юридических лиц.
В соответствии с инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования от 15.12.98 N 57 "О внебюджетных средствах образовательных учреждений" внесение денежных средств (пожертвований) физическими или юридическими лицами, в том числе родителями учащихся осуществляется только на добровольной основе, целевым назначением на расчетный счет образовательного учреждения.
В нарушение требований, установленных Министерством общего и профессионального образования в Лицее 124 сбор взносов родителей учащихся осуществлялся не родителями через банковские учреждения, а учащимися через кассу лицея с оформлением приходных ордеров. Кроме того, взносы взимались с каждого учащегося в фиксированной сумме по решению Попечительского Совета, то есть являлись обязательными, а не добровольными.
Взимание обязательных платежей с родителей обучающихся нарушает гарантированный государством принцип бесплатности начального общего и начального профессионального образования.
Использование средств Попечительского фонда должно производиться только на основе сметы расходов, утвержденной Попечительским Советом. Однако при проверке бухгалтерская служба Лицея 124 не представила смету расходов Попечительского фонда.
Контроль использования средств Попечительского Фонда должна производить только ревизионная Комиссия Попечительского Совета.

ВЫВОДЫ

1. Привлечение образовательными учреждениями внебюджетных средств частично компенсирует их неполное финансирование из областного бюджета. В 2001 году доходы из внебюджетных источников в два раза превысили плановый уровень, что констатирует заинтересованность учебных заведений в осуществлении предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

2. Минобразования недостаточно занималось учредительской деятельностью и не заключило договора с подведомственными учреждениями.

3. В деятельности Лицея 124 выявлены следующие нарушения:
- не соблюдалась бюджетная дисциплина при использовании средств областного бюджета;
- не в полном объеме оплачивались коммунальные платежи, утвержденные сметой доходов и расходов от предпринимательской и иной деятельности, вместе с тем расходы на заработную плату в три раза превысили утвержденные назначения;
- руководство лицея осуществляло управление общежитием без достаточных законных оснований;
- с жильцов общежития не взимались установленные законодательством платежи за найм и содержание жилья, которые должны поступать в областной бюджет, что привело к неэффективному управлению областной собственностью;
- руководство лицея не обеспечило оплату электроэнергии жильцами в соответствии с ее фактическим расходом в общежитии;
- взимание взносов с родителей учащихся в финансовый фонд Попечительского совета производилось с нарушением установленного порядка.

О результатах проверки Контрольно-счетной палатой поступления и расходования денежных средств в 2001 году за счет доходов от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности в Министерстве образования Московской области

Название документа: О результатах проверки Контрольно-счетной палатой поступления и расходования денежных средств в 2001 году за счет доходов от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности в Министерстве образования Московской области

Номер документа: 25/23

Вид документа: Решение Московской областной Думы

Принявший орган: Московская областная Дума

Статус: Действующий

Опубликован: Рассылка
Дата принятия: 26 июня 2002