• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий

I

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА 2000 ГОДА
КОМИТЕТУ ПО ПОДДЕРЖКЕ И РАЗВИТИЮ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

3 апреля 2002 г.

N 22/14

(Д)



Московская областная Дума решила:

1. Принять к сведению информацию Контрольно-счетной палаты о результатах проверки использования денежных средств, выделенных из областного бюджета 2000 года Комитету по поддержке и развитию малого предпринимательства Московской области. (Справка прилагается).

2. Направить Губернатору Московской области Громову Б.В. справку Контрольно-счетной палаты о результатах проверки использования денежных средств, выделенных из областного бюджета 2000 года Комитету по поддержке и развитию малого предпринимательства Московской области.

И.о. Председателя
Московской областной Думы В.К. Алексеев


С П Р А В К А
О результатах проверки использования денежных средств,
выделенных из областного бюджета 2000 года Комитету
по поддержке и развитию малого предпринимательства
Московской области


В соответствии с решением Московской областной Думы от 27 июня 2001 года N 23/140 консультантом Контрольно-счетной палаты Сафоновой В.М. была проведена проверка использования денежных средств, выделенных из областного бюджета 2000 года Комитету по поддержке и развитию малого предпринимательства Московской области.
Ответственными за финансовую деятельность в проверяемом периоде являлись: Председатель Комитета по поддержке и развитию малого предпринимательства Московской области - Вишневский Р.О. - с ноября 2000 года;
главный бухгалтер - Ермакова Л.С.- с июня 2000 года.
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществлялась органами государственной власти Московской области на основании Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" N 88-ФЗ и Закона Московской области "О поддержке малого предпринимательства в Московской области" N 16/96-ОЗ.
Функции государственной поддержки малого предпринимательства в Московской области с ноября 1996 года по июнь 2000 года выполняло Управление поддержки малого предпринимательства, ценных бумаг и инвестиций, входившее в структуру Комитета по управлению имуществом Московской области. Штатная численность управления составляла 13 человек.
В июне 2000 года, в соответствии с постановлением Губернатора Московской области от 24.03.2000 N 106-ПГ "О реорганизации исполнительных органов государственной власти Московской области" и Законом Московской области "О схеме управления Московской области" N 13/2000-ОЗ, был образован Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства Московской области (далее - Комитет) штатной численностью 25 человек.
Комитет осуществлял свою деятельность на основании "Положения о Комитете по поддержке и развитию малого предпринимательства", утвержденного постановлением Правительства Московской области от 25.05.2000 N 23/7. В соответствии с Положением Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим государственную политику в области становления и укрепления предпринимательского сектора экономики Московской области, государственное регулирование и межотраслевую координацию в сфере развития и поддержки малого предпринимательства.
Законом Московской области "Об областном бюджете на 2000 год" N 30/2000-ОЗ Комитету были утверждены ассигнования из областного бюджета в сумме 23502,3 тыс.рублей, в том числе:
1667,3 тыс.рублей - "на государственное управление", то есть на содержание Комитета;
21835,0 тыс.рублей - "на развитие рыночной инфраструктуры", то есть на реализацию мероприятий "Государственной программы Московской области поддержки и развития малого предпринимательств на 1999-2000 годы" (далее - Программа), принятой решением Московской областной Думы от 23.12.98 N 17/39.
В соответствии с Законом Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "Об областном бюджете на 2000 год" N 72/2000-ОЗ, ассигнования на содержание Комитета были увеличены на 1468,2 тыс. рублей и их сумма составила 3135,5 тыс.рублей.
Фактически в 2000 году Комитет был профинансирован из областного бюджета на сумму 11545,0 тыс.рублей, в том числе:
на государственное управление - 2695,0 тыс.рублей или 85,9% утвержденных бюджетных назначений;
на развитие рыночной инфраструктуры - 8850,0 тыс. рублей или 40,5% утвержденных бюджетных назначений;
Средства областного бюджета, выделенные на государственное управление, поступали на бюджетный счет Комитета в Московском областном банке Сбербанка Российской Федерации, а на развитие рыночной инфраструктуры - на расчетный счет Комитета в обществе с ограниченной ответственностью - Коммерческом Банке "АРБИС".

Использование средств областного бюджета
на содержание Комитета


Комитет получил на свое содержание средства областного бюджета в сумме 2695,0 тыс.рублей, в том числе:
1873,0 тыс.рублей - на оплату труда работников;
822,0 тыс.рублей - на материальное обеспечение.
Фактические расходы на содержание аппарата составили 2485,0 тыс. рублей или 92,2% от полученных средств. При этом фактические расходы на оплату труда работников и начислениям на нее превысили утвержденные сметные назначения на 182,0 тыс.рублей (или на 9,7%) и составили 2055,0 тыс. рублей.
Перерасход бюджетных средств по оплате труда и начислениям на нее сложился в результате начисления Комитетом премии работникам по итогам работы за 2000 год, которую в соответствии с распоряжением Губернатора Московской области от 20.12.2000 N 1136-РГ, разрешалось производить в пределах установленного фонда заработной платы. В нарушение указанного распоряжения Комитет начислил работникам премию по итогам работы за год в размерах, превысивших фонд заработной платы.
Таким образом, Комитет не соблюдал бюджетную дисциплину, а его бухгалтерская служба не обеспечила контроль правильного расходования бюджетных средств, в соответствии с утвержденной сметой расходов.
Расходы на материальное обеспечение Комитета составили 494,0 тыс.рублей или 60% от полученных на эти цели бюджетных средств. В конце года на банковском счете Комитета числился остаток бюджетных средств в сумме 328,0 тыс.рублей. Комитет не произвел предусмотренные сметой расходы на оплату аренды помещения (из-за отсутствия договора на аренду помещения), а также недоиспользовал средства, выделенные на приобретение расходных материалов, предметов длительного пользования, транспортных услуг, услуг связи. Объем средств, предусмотренный плановой сметой расходов, в соответствии c которой осуществлялось финансирование Комитета из областного бюджета, превышал его реальные потребности в бюджетных средствах, то есть, Комитет недостаточно проработал вопрос планирования расходов на 2000 год.

Использование средств областного бюджета
на развитие рыночной инфраструктуры


Комитет являлся главным распорядителем средств областного бюджета, выделенных на финансирование "дополнительных мероприятий" Программы, утвержденных Законом Московской области "О внесении изменений и дополнений в государственную программу Московской области поддержки и развития малого предпринимательства на 1999-2000 годы" N 85/2000-ОЗ.
На реализацию этих дополнительных мероприятий Программы Министерство финансов Московской области выделило из областного бюджета средства в объеме 8850,0 тыс.рублей, из которых 850,0 тыс. рублей Комитет получил в октябре, а 8000,0 тыс.рублей - в декабре 2000 года.
Бюджетные средства в сумме 850,0 тыс.рублей были получены на создание экспозиции "Предпринимательство Подмосковья" в соответствии с распоряжением Губернатора Московской области от 02.10.2000 N 936-РГ "О финансировании участия субъектов малого предпринимательства в выставке-ярмарке "Московская область на пороге нового века". Указанным распоряжением установлено, что средства выделяются в счет ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на 2000 год на финансирование мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства.
В целях исполнения распоряжения Губернатора Московской области от 02.10.2000 N 936-РГ Комитет заключил договор с организацией "некоммерческое партнерство "Союз предпринимателей Московской области" (далее - Союз предпринимателей). Предметом договора являлось проведение Союзом предпринимателей работ по обеспечению участия в выставке-ярмарке субъектов малого предпринимательства и созданию экспозицию "Предпринимательство Подмосковья". На выполнение указанного договора Комитет перечислил Союзу предпринимателей 850,0 тыс.рублей.
Кроме того, Комитет заключил с Союзом предпринимателей договор на "организацию проведения конференции малого предпринимательства Московской области и проведения городских и районных конференций, семинаров по обмену опытом и взаимодействию предпринимателей и представителей структур поддержки малого предпринимательства". На реализацию указанного договора Комитет перечислил Союзу предпринимателей 800,0 тыс.рублей. Организация конференции осуществлялось в рамках выполнения дополнительных мероприятий Программы - "проведение конференции по малому предпринимательству Московской области".
Согласно актам сдачи-приемки, Союз предпринимателей в установленные сроки выполнил работы по проведению конференции малого предпринимательства и созданию экспозиции "Предпринимательство Подмосковья".
Союз предпринимателей - это общественная организация, созданная в целях обеспечения интересов предпринимателей в Московской области. Директор Союза предпринимателей Дружбинский О.О. является единоличным исполнительным органом этого Союза. Других штатных работников в Союзе предпринимателей не числилось, в связи с чем, он выполнял посреднические функции в проведении работ по договорам, заключенным с Комитетом. Для осуществления работ по проведению конференции малого предпринимательства и созданию экспозиции "Предпринимательство Подмосковья" Союз предпринимателей заключил договора с третьими лицами, которые, в свою очередь также привлекли соисполнителей, уже непосредственно выполнявших областной заказ.
В рамках выполнения одного из дополнительных мероприятий Программы - "подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства, работников структур поддержки малого предпринимательства и органов местного самоуправления" Комитет в декабре 2000 года направил 160,5 тыс.рублей "Высшей школе приватизации и предпринимательства" (далее - Высшая школа). Средства областного бюджета были перечислены в соответствии с договором "на проведение для предпринимателей обучающих семинаров".
По условиям договора в течение 2001 года Высшая школа должна провести два семинара с обучением двух групп, по 20 человек в каждой группе. Наличие обучающихся обеспечивал Комитет, формируя группы на основании заявок на обучение, поступающих из муниципальных образований.
На период проверки Высшая школа провела один семинар. Комитет обеспечил участие в нем только шестнадцати человек (вместо двадцати), поскольку не набрал нужного количества заявок на обучение. Второй семинар не проводился, так как Комитет не сформировал группу обучающихся из-за отсутствия заявок. Указанный факт свидетельствует о том, что Комитет заключил договор с Высшей школой, не имея достаточных обоснований его необходимости. В условиях неполного финансирования дополнительных мероприятий Программы, направление бюджетных средств на проведение семинаров при отсутствии заявок на обучение представляется нецелесообразным.
В декабре 2000 года, в рамках выполнения дополнительных мероприятий Программы, Комитет направил средства областного бюджета Государственному учреждению Московской области "Московский областной фонд поддержки малого предпринимательства (далее - Фонд) в сумме 3139,5 тыс.рублей, в том числе:
1600,0 тыс.рублей - на содержание Фонда;
1539,5 тыс.рублей - на оплату работ согласно договору.
Средства областного бюджета на содержание Фонда были направлены в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 25.12.2000 N 164/39 "Об утверждении сметы расходов на содержание Государственного учреждения Московской области "Московский областной фонд поддержки малого предпринимательства".
Бюджетные средства в сумме 1539,5 тыс.рублей, Комитет перечислил Фонду на основании договора, согласно которому Фонд должен был "осуществить финансирование развития организаций, производящих поддержку малого предпринимательства в Московской области (на конкурсной основе)". Фонд провел конкурс организаций, но не произвел их финансирование ввиду того, что не был утвержден попечительский совет Фонда, утверждающий результаты конкурса.
На период проверки истек окончательный срок выполнения договора - 20 июня 2001, однако, Фонд не выполнил работу, предусмотренную договором. При этом Комитет не оформил дополнительное соглашение, продлевающее срок договора и не обеспечил возврат бюджетных средств, авансом перечисленных Фонду на выполнение работ, что свидетельствует о недостаточном контроле исполнения договорных обязательств.
В результате в Комитете сложилась просроченная дебиторская задолженность по перечисленному авансу в сумме 1539,5 тыс. рублей, которая квалифицируется, как нецелевое использование бюджетных средств.
В декабре 2000 года Комитет направил средства областного бюджета на выполнение одного из дополнительных мероприятий Программы - "издание методической литературы по малому предпринимательству и справочника "Малые предприятия Подмосковья".
В целях выполнения указанного мероприятия Комитет заключил договор обществом с ограниченной ответственностью "АНХИС" (далее - ООО "АНХИС") на издание сборника справочно-правовой информации "Малое предпринимательство" (тиражом 5000 экземпляров), а также брошюры "Областная целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства на 2001-2002 годы" (тиражом 5000 экземпляров). В соответствии с договором Комитет перечислил ООО "АНХИС" аванс в сумме 1000,0 тыс.рублей.
Программой установлено, что методическая литература по малому предпринимательству издается в целях нормативно-методического обеспечения малого предпринимательства, при этом порядок обеспечения методической литературой Программой не закреплялся.
Комитет самостоятельно принял решение о безвозмездной передаче юридическим и физическим лицам справочников "Малое предпринимательство" на сумму 655,2 тыс.рублей, в том числе:
на 571,1 тыс.рублей (3600 экземпляров) - Союзу предпринимателей;
на 47,6 тыс.рублей (300 экземпляров) - участникам Московской областной конференции малого предпринимательства, состоявшейся 15 марта 2001 года;
на 16,2 тыс.рублей (102 экземпляра) - представителям администраций городов и районов Московской области;
на 15,5 тыс.рублей (98 экземпляров) - участникам семинара с муниципальными служащими Московской области 28-29 июня 2001 года;
на 4,76 тыс.рублей (30 экземпляров) - участникам семинара по вопросам малого предпринимательства в учебном центре "Нахабино".
В рамках выполнения дополнительных мероприятий Программы Комитет направил 2900,0 тыс.рублей на развитие сети обмена информацией в Московской области. Для этой цели Комитет заключил три договора с закрытым акционерным обществом "Московское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса" (далее - Агентство):
- на проведение работ по созданию информационно-справочной службы - на сумму 450,0 тыс.рублей (договор N 4);
- на проведение работ по созданию в Интернете информационного портала малого предпринимательства - на сумму 350,0 тыс.рублей (договор N 5);
- на техническое оснащение центров сети обмена информацией - на сумму 2100,0 тыс.рублей (договор N 6).
- На выполнение работ по указанным договорам, 29 декабря 2000 года Комитет перечислил Агентству аванс в сумме 2900,0 тыс.рублей.
- Следует отметить, что заключенные с Агентством договора не отразили целый ряд вопросов, которые в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации должны регулироваться договорными условиями. Так, договора не предусматривали меры ответственности Подрядчика за нарушение сроков выполнения работ, за ненадлежащее качество работ, не определяли гарантийные сроки на изготовленную систему, не распределяли риски случайной гибели или повреждения оборудования. Плановые сметы расходов, определявшие стоимость работ, не содержали расшифровок необходимых материальных и трудовых затрат, а отражали только итоговую цену работы.
Договорами (N 4, N 5, N 6) установлен окончательный срок выполнения работ - до 31 декабря 2001 года и одновременно предусмотрен промежуточный срок представления финансовых отчетов (с приложением копий документов, подтверждающих произведенные расходы) и оформления актов сдачи-приемки выполненных работ - 15 мая 2001 года.
Бюджетным Кодексом Российской Федерации (статья 163) установлено, что получатели бюджетных средств обязаны своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.
В нарушение требований Бюджетного Кодекса Российской Федерации Агентство не представило в установленный срок финансовые отчеты и акты сдачи- приемки работ.
Комиссия по приемке выполненных Агентством работ, организованная Комитетом 1 июня 2001 года, не приняла представленные ей работы по созданию информационно-справочной службы (договор N 4) и размещению в Интернете информационно-делового портала (договор N 5). Работы не были приняты из-за низкого качества их исполнения и несоответствия условиям технических заданий, являвшихся неотъемлемой частью вышеуказанных договоров. При этом Комитет не применил к Агентству меры по привлечению к материальной ответственности за нарушение сроков выполнения работ и ненадлежащее качество работ, так как указанные меры не были оговорены в договорах.
Комиссия установила, что к выполнению работ по техническому оснащению центров сети обмена информацией (договор N 6) Агентство не приступало. Аванс в сумме 2100,0 тыс.рублей, полученный на выполнение указанного договора еще в декабре 2000 года, Агентство не использовало, и денежные средства находились на его бюджетном счете.
Комитет организовал претензионную работу по договорам с Агентством, в результате которой Реутовским городским судом принято решение о "замораживании" на банковском счете Агентства неиспользованных им бюджетных средств на сумму 2100,0 тыс.рублей. Однако, Комитет не принял достаточные меры для возвращения указанной суммы на свой банковский счет.
Работы по созданию информационной сети выполняли привлеченные Агентством третьи лица (организации соисполнители), Агентство же выполняло функции посредника. Следует отметить неэффективность размещения заказов на выполнение работ в организациях, не имеющих собственной научной базы и соответствующих кадров для их выполнения, так как привлечение соисполнителей создает дополнительные накладные затраты, то есть увеличивает расходы областного бюджета.
В рамках выполнения дополнительных мероприятий Программы Комитет заключил восемь договоров подряда с четырьмя организациями на проведение работ и приобретение услуг.
Бюджетным Кодексом Российской Федерации (статья 71) установлено, что размещение заказов на проведение работ и оказание услуг на сумму свыше 2000 минимальных сумм оплаты труда осуществляется на конкурсной основе. Конкурсная основа выбора подрядчика обеспечивает выполнение заказов с наименьшими затратами бюджетных средств и с лучшим качеством.
Размеры оплаты работ по семи договорам подряда, заключенным Комитетом с целью выполнения мероприятий Программы, превышали 2000 минимальных сумм оплаты труда, установленных, как в 2000, так и 2001 году. Исполнители для выполнения таких работ должны были привлекаться на конкурсной основе.
Конкурсная основа при выборе подрядчика на выполнение работ и услуг для государственных нужд установлена Указом Президента от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходах при организации закупки продукции для государственных нужд".
В нарушение требования Бюджетного Кодекса Российской Федерации и Указа Президента N 305 Комитет не проводил конкурсный отбор подрядчиков на выполнение работ по реализации дополнительных мероприятий Программы. В результате Фонд не выполнил договорные работы (на сумму 1539,5 тыс.рублей) в установленные сроки, а Агентство не обеспечило надлежащее качество выполненных работ и соответствие их требованиям технического задания.
В 2000 году законодательно было утверждено финансирование из областного бюджета одиннадцати дополнительных мероприятий, из которых, в соответствии с объемом выделенных средств, Комитет профинансировал семь мероприятий.
Следует отметить, что Комитет, не направил средства областного бюджета на имеющее первоочередное значение дополнительное мероприятие Программы - "создание Реестра субъектов малого предпринимательства". В Реестре должны регистрироваться все, получившие дополнительную поддержку и льготы со стороны органов государственной власти Московской области, субъекты малого предпринимательства.
Создание указанного Реестра утверждено Законом Московской области "О поддержке малого предпринимательства в Московской области" N 16/96-ОЗ, вступившего в силу в мае 1996 года. Целью создания Реестра является контроль правильного использования областных средств субъектами предпринимательской деятельности, ответственными за выполнение программы развития и поддержки малого предпринимательства, областных программ социально-экономического развития или областного заказа. Реестр показал бы реальный объем финансирования, направление и динамику развития государственной поддержки малого предпринимательства в Московской области. Однако до настоящего времени требование законодательства Московской области не исполнено и "Реестр субъектов малого предпринимательства" не создан.
В ходе проведения проверки руководством Комитета приняты определенные меры по устранению выявленных нарушений. Так, в целях исключения просроченной дебиторской задолженности по перечисленным авансам, заключено дополнительное соглашение, продлевающее срок действия договора на осуществление финансирования развития организаций, производящих поддержку малого предпринимательства в Московской области (на сумму 1539,5 тыс.рублей) - до 30 ноября 2001 года. Кроме того, Комитет приступил к созданию "Реестра субъектов малого предпринимательства".

В Ы В О Д Ы


Денежные средства из областного бюджета 2000 года на содержание аппарата Комитета по поддержке и развитию малого предпринимательства Московской области получены в объеме 2695,0 тыс.рублей (или 85,9% утвержденных бюджетных назначений). Бюджетные средства на выполнение дополнительных мероприятий "Государственной программы Московской области поддержки и развития малого предпринимательства на 1999-2000 годы", полученные в объеме 8850,0 тыс.рублей (или 40,5% утвержденных бюджетных назначений), были направлены на финансирование семи из одиннадцати дополнительных мероприятий Программы.
Фактические расходы по оплате труда работников и начислениям на нее, превысили установленные годовые назначения на 182,0 тыс.рублей.
До настоящего времени в Московской области не создан в установленном порядке Реестр субъектов малого предпринимательства.
Комитет своевременно не продлил окончательные сроки выполнения работ по договору (на сумму 1539,5 тыс.рублей), что привело к возникновению просроченной дебиторской задолженности по перечисленному авансу. Указанное нарушение устранено в ходе проверки.
Договор на проведение обучающих семинаров для предпринимателей заключался при отсутствии заявок на обучение.
Агентство не выполнило условия договоров, однако, Комитет не применил к нему предусмотренные законодательством меры взыскания и ответственности.
Не проводился конкурсный отбор подрядчиков для выполнения дополнительных мероприятий Программы.

О результатах проверки Контрольно-счетной палатой использования денежных средств, выделенных из областного бюджета 2000 года Комитету по поддержке и развитию малого предпринимательства Московской области

Название документа: О результатах проверки Контрольно-счетной палатой использования денежных средств, выделенных из областного бюджета 2000 года Комитету по поддержке и развитию малого предпринимательства Московской области

Номер документа: 22/14

Вид документа: Решение Московской областной Думы

Принявший орган: Московская областная Дума

Статус: Действующий

Опубликован: Рассылка
Дата принятия: 03 апреля 2002