• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий

I

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

3 апреля 2002 г.

N 16/14

(Д)


Заслушав ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области, подготовленный в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Московской области N 4/2001-ОЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области", Московская областная Дума решила:
принять к сведению доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области. (Прилагается).



И.о. Председателя
Московской областной Думы В.К.Алексеев



Доклад
о деятельности Уполномоченного по правам человека в
Московской области


Это первый ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Московской области (далее Уполномоченный) за период деятельности после вступления в должность 16 мая 2001 года. Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Московской области "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области".
В докладе раскрываются вопросы, связанные с формированием института Уполномоченного по правам человека в Московской области и его деятельностью по выполнению задач, предусмотренных законом. Он составлен на основе изучения и анализа информации о нарушениях прав человека и гражданина в Московской области, обобщения итогов рассмотрения письменных обращений граждан, сведений, полученных в результате взаимодействия с государственными органами власти Московской области и органами местного самоуправления, органами внутренних дел, прокуратурой, другими государственными органами. Использованы также материалы, полученные в результате взаимодействия Уполномоченного с общественными и правозащитными организациями.
Приведены выявленные типичные нарушения прав и свобод человека и гражданина в Московской области, рассказано о мерах, которые были приняты Уполномоченным по их восстановлению. В докладе также содержатся некоторые рекомендации Уполномоченного по улучшению работы органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению гарантий реализации прав граждан.

Формирование и становление института Уполномоченного по правам
человека в Московской области
 

Первый шаг по созданию в Московской области государственной структуры, целью деятельности которой стала бы защита прав человека в нашем регионе, был сделан, когда постановлением Губернатора Московской области от 23.05.97г. № 107-ПГ была образована комиссия по правам человека при Губернаторе Московской области. Члены комиссии работали на общественных началах. Обращения в комиссию поступают до сих пор. Фактически же комиссия прекратила свою деятельность в конце 1999 года.
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ НАХОДИТСЯ В ЧИСЛЕ ЛИДЕРОВ В ВОПРОСАХ СОЗДАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН. ТАК, 13 ОКТЯБРЯ 1999 ГОДА БЫЛ ПРИНЯТ ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН", КОТОРЫЙ, ОПЕРЕЖАЯ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, СОЗДАЛ ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ РАССМОТРЕНИИ ИХ ЖАЛОБ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СТРУКТУРАМИ.
С лета по декабрь 2000 года органами власти Московской области проводилась работа по учреждению должности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, в соответствии со статьей 5 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". В результате было внесено соответствующее дополнение в Устав Московской области и принят Закон Московской области "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области", вступивший в силу 25 января 2001 года.
В срок, определенный этим Законом, и в порядке, утвержденном постановлением Московской областной Думы, по представлению Губернатора Московской области Уполномоченный по правам человека в Московской области был назначен.
Должность Уполномоченного в соответствии с Уставом Московской области учреждена "в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления Московской области и должностными лицами". Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Основными задачами Уполномоченного являются:
- восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина на территории Московской области;
- совершенствование законодательства Московской области о защите прав и свобод человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
- развитие межрегионального и международного сотрудничества в области защиты прав и свобод человека и гражданина;
- содействие правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты.
Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается аппарат. Уполномоченный утверждает структуру аппарата, положение о нем, решает вопросы организации работы аппарата.

Восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина
 на территории Московской области

Уполномоченный рассматривает письменные жалобы граждан Российской Федерации (не только проживающих в Московской области), иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления в Московской области и должностных лиц, нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы.
Осуществляя принцип преемственности, Уполномоченный рассматривает также жалобы граждан, поступающие в адрес ранее действовавшей комиссии по правам человека при Губернаторе Московской области.
Уполномоченным установлено конструктивное сотрудничество с Управлением по работе с обращениями граждан аппарата Правительства Московской области. По направлениям из этого Управления Уполномоченный рассматривал жалобы граждан, требующие немедленного реагирования.
За время деятельности Уполномоченного в его адрес поступило 256 письменных жалоб и обращений от граждан, из них 7 коллективных. Было принято на личном приеме 109 человек. Из них более половины по вопросам, уточняющим существо уже поданной или подготавливаемой жалобы. В целом, за истекший период за защитой своих прав к Уполномоченному обратилось 426 человек. Из поступивших обращений принято к рассмотрению 68 жалоб, отказано в принятии по 114 обращениям, 10 заявителям предложено предоставить дополнительные документы, 24 обращения были направлены на рассмотрение по ведомственной принадлежности. По остальным обращениям решения еще не приняты.
География поступивших обращений включает 40 муниципальных образований Московской области, несколько субъектов Российской Федерации и даже Украину, Латвию и Польшу.
По принятым к рассмотрению жалобам Уполномоченный обращался в адрес органов, должностных лиц, действия (бездействие) которых обжаловались, для получения объяснений по подлежащим проверке вопросам или с просьбой предоставить необходимую информацию. В случае, если Уполномоченный усматривал нарушение прав и свобод граждан, он направлял свое заключение с рекомендациями относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод.
В рамках соглашения с Уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации жалобы, поступавшие на действия органов власти не Московской области, направлялись соответствующему Уполномоченному по правам человека по территориальной принадлежности.
Уполномоченный установил конструктивное взаимодействие с прокурором Московской области Эдуардом Германовичем Денисовым, председателем Московского областного суда Светланой Викторовной Марасановой, начальником Главного управления внутренних дел Московской области Николаем Владимировичем Головкиным по разрешению поставленных в жалобах граждан вопросов.
Ниже приводится анализ нарушений прав граждан в виде обзора поступивших Уполномоченному обращений по группам прав. Полнота раскрытия содержания жалоб в приводимых в качестве примеров случаях зависит от согласия заявителей на оглашение материалов жалобы.

Жалобы на действия (бездействие) судебных органов, на неисполнение решений суда

Получено 48 жалоб на бездействие суда и судебных приставов, незаконные действия судей, неисполнение решений суда государственными органами, невозможность получения решения суда, о несогласии с судебными актами.
Благодаря запросам и обращениям Уполномоченного, положительный для заявителя результат уже получен по 8 жалобам.
Например, неоправданно затягивалось рассмотрение гражданского иска жителя города Королев гражданина Б. Истринским федеральным городским судом. После обращения Уполномоченного к председателю этого суда был назначен день судебного заседания.
По гражданскому иску жительницы города Щелково суд отказал в ее требовании о переселении соседей, постоянно заливающих ее квартиру. После ходатайства Уполномоченного к прокурору Московской области прокуратура принесла протест в порядке надзора на решение суда первой инстанции.
После направления министру образования Московской области заключения Уполномоченного было исполнено не выполнявшееся полгода решение суда, обязывающее издать приказ, опровергающий сведения, порочащие деловую репутацию и выплатить компенсацию за нанесенный моральный вред работнику образования Московской области.
Гражданин С. обратился к Уполномоченному по вопросу отказа управления архитектуры и градостроительства города Балашиха в разработке проектной документации жилого дома и выдаче разрешения на строительство. Суд обязал Управление выполнить указанные действия, но решение суда не исполняется.
Не исполняются решения суда по взысканию с органов социальной защиты населения и финансовых органов предусмотренной законом денежной компенсации за непредоставленную санаторно-курортную путевку гражданам, подверженным воздействию радиации. Об этом подробнее будет сказано ниже.

Жалобы на действия (бездействия) органов внутренних дел,
прокуратуры и органов юстиции
 

Таковых зарегистрировано 31. Среди них есть жалобы на превышение должностных полномочий или неисполнение должностных обязанностей работниками милиции. Другой тип жалоб связан с неоправданным затягиванием следственного процесса, нарушениями норм уголовно-процессуального законодательства, незаконным содержанием под стражей в течение длительного времени, нарушениями прав осужденных.
Несовершеннолетний сын гражданина К., жителя города Ногинска, был задержан сотрудниками милиции по подозрению в грабеже. Сотрудники милиции не оповестили родителей о том, что ребенок находится в отделе милиции. Мальчик был допрошен без приглашения адвоката и его законных представителей.
Гражданин К. содержался в Волоколамском следственном изоляторе более двух лет. Уполномоченным было направлено ходатайство о проверке этого факта прокурору Московской области.
Поступают жалобы на отказы в возбуждении уголовных дел по заявлению граждан, отказы в регистрации граждан по месту жительства и пребывания, отказы регистрировать сообщения о преступлениях.
Группа сотрудников милиции из города Протвино обратилась с жалобой на отказ в регистрации в общежитии, которое подведомственно Министерству образования Московской области. Уполномоченный принял жалобу к рассмотрению.
Гражданин А. Ераносян из города Талдома был у себя дома избит с причинением тяжких телесных повреждений тремя работниками милиции. После возбуждения уголовного дела два из них скрылись. Потерпевший подал, жалобу на непринятие мер по задержанию соучастников избиения, которых люди видят в городе. По обращению Уполномоченного прокурор Московской области взял это дело под контроль. Уже арестован один из скрывавшихся.
К жалобам на органы прокуратуры различных уровней относятся затягивание или вовсе непредоставление ответов по заявлениям граждан, пересылка заявлений на рассмотрение органа, действия (бездействие) которого обжалуются, ответы не по существу вопроса или на неполноту, отсутствие мотивировок ответов.
Например, четыре месяца рассматривалось поданное в областную прокуратуру заявление старшего штурмана авиаотряда жителя города Ступино В.Колесова на произвол работников Балашихинского РУБОП, лишивших его свободы на 8 дней и обращавшихся с ним бесчеловечно. Ответ пришел от заместителя Балашихинского городского прокурора, не установившего никаких правонарушений, с предложением обжаловать его ответ Балашихинскому городскому прокурору. Тому самому, на бездействие которого по обращениям родственников пострадавшего указывал заявитель. Потребовалось личное вмешательство прокурора области для возбуждения уголовного дела по данному факту.
Граждане обжалуют действия органов дознания и следствия, не возбуждающих уголовные дела по убийствам, а также, не признающих родственников убитых потерпевшими. Родственники убитых лишаются права влиять на раскрытие преступлений, заявляя ходатайства, представляя доказательства, обжалуя действия следователя.
Уполномоченный не вправе вмешиваться в ход следствия. Но, как посредник между гражданином и государством, защищающий права человека, Уполномоченный должен содействовать тому, чтобы права граждан, зависящие от решений следственных органов, соблюдались и граждане получали исчерпывающие ответы на законно поставленные вопросы от любых должностных лиц.
Сын гражданки З. в ходе допроса по подозрению в совершении преступления был застрелен оперативным уполномоченным в служебном помещении Сергиево-Посадского УВД. На заявления в городскую и областную прокуратуру ей сообщили, что было возбуждено уголовное дело по факту нападения на сотрудника милиции, а по факту убийства ее сына дело не возбуждалось. Убийство допрашиваемого лица признано правомерным. Гражданка 3. просит объяснить факты, опровергающие выводы следствия, но ответа получить не может.
Гражданка Л.Г.Ерошкина была арестована Сергиево-Посадской прокуратурой по подозрению в убийстве собственного мужа. На проверку ее заявлений о том, что в день убийства она находилась в городе Волгограде, и просьбы о том, чтобы проверить ее алиби, запросив железнодорожные кассы и волгоградскую гостиницу, у следователя ушло девять дней, в течение которых женщина была лишена свободы. Она и ее сын, потерявший отца, не признаны потерпевшими, а деньги, изъятые из квартиры, где она проживала с мужем, переданы следователем дочери убитого от первого брака. На запрос о причине такой передачи совместно нажитого с мужем имущества она вместо пояснения получила из прокуратуры рекомендацию обратиться в суд. Уполномоченный принял жалобу к рассмотрению.
Поступила жалоба на то, что в колонии УУ-163/6 города Коломны нарушаются установленные законом гарантии обязательного обучения осужденных, не имеющих основного общего образования. Подобные нарушения прав граждан на образование имеют место и в других исправительных учреждениях, а также следственных изоляторах.
Уполномоченный Постановлением Губернатора Московской области от 11.02.2002 г. № 32-ПГ назначен заместителем председателя комиссии по вопросам помилования на территории Московской области. Указом Президента Российской Федерации на эту комиссию возложена обязанность наблюдения за условиями содержания осужденных и подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. В этих рамках Уполномоченный намерен поставить вопрос и о соблюдении права на образование лиц, лишенных свободы.
Региональная общественная организация содействия защите прав детей "Право ребенка" совместно с правозащитным центром "Мемориал" и общественной организацией "Гражданское содействие" обратились в поддержку жалобы гражданки Н. на отказ в регистрации на жилой площади ее матери, которая с четырехлетним внуком приехала из Чечни в 2000 году в Красногорский район и была назначена его опекуном. Вся семья - вынужденные переселенцы. В октябре 2000 года Н. была освобождена из заложников усилиями организации "Мемориал". Отсутствие регистрации повлекло за собой невозможность устроиться на работу, а, значит, и содержать сына. Одновременно районная администрация прекратила выплату "опекунских" денег. Уполномоченный оказал содействие в регистрации Н. по месту жительства и воссоединению семьи.

Жалобы на нарушения жилищных прав  


Жилищная проблема остается одной из самых актуальных. Свыше 20% всех обращений граждан к Уполномоченному - по жилищным вопросам. Таких жалоб 54. Основные нарушения жилищных прав граждан - непредоставление в течение длительного времени жилья гражданам, страдающим некоторыми заболеваниями, проживающим в ветхом жилищном фонде, аварийных домах, погорельцам, отказ в постановке на учет, отказ в приватизации квартиры.
Страдающая открытой формой туберкулеза жительница города Железнодорожного гражданка С. проживает в коммунальной квартире. Согласно Федеральному закону "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" ей должно быть предоставлено отдельное жилое помещение в течение года с момента постановки на учет. Но городская администрация не предоставляет гражданке С. отдельную квартиру, что нарушает не только ее права, но и создает реальную угрозу здоровья граждан, проживающих в той же квартире. Из ответа заместителя главы администрации города В.А. Лагутина на запрос Уполномоченного следует, что вопрос о предоставлении заявительнице отдельного благоустроенного помещения в течение 2002 года взят под контроль.
Семья К. и гражданка А., проживающие в том же г. Железнодорожном, обратились с жалобой на то, что городская администрация разрешила строительной фирме начать разрушение реконструируемого дома, не предоставив проживающим в нем жильцам другого благоустроенного жилья. После вмешательства Уполномоченного с выездом на место данным гражданам были предоставлены квартиры.
Отдельный вопрос составляет проблема общежитий и ведомственных жилых домов. Гражданам не выдаются ордера на вселение в занимаемые ими жилые помещения, статус домов (жилой дом - общежитие) меняется волей их собственников, как правило, руководителей предприятий.
После пожара в новогоднюю ночь в двухквартирном доме, принадлежащем Тучковскому федеральному автоколледжу, квартира, где загорелась проводка, была уничтожена, над второй частью дома, где проживает гражданка О.Жабина со своей бывшей свекровью и маленьким ребенком, сгорела крыша. Автоколледж на восстановление крыши средств не нашел. Когда же мать - одиночка стала сама восстанавливать жилье, ее вызвали в суд, где по требованию директора обязали снести дом, в котором она живет. Рузский городской прокурор, поддержавший иск юридического лица, обвинил погорельцев в незаконном захвате земельного участка. Уполномоченный выезжал на место, после чего обратился к прокурору Московской области. Областной прокуратурой проводится проверка.
Бывший военнослужащий К. пожаловался на решение Наро-Фоминского федерального городского суда по иску военного прокурора о выселении его семьи из квартиры, предоставленной войсковой частью, на нарушение судьей процессуальных норм, на непредоставление командиром войсковой части документов, затрагивающих права заявителя. Уполномоченный направил в Московский областной суд обращение с просьбой обеспечить объективное рассмотрение кассационной жалобы, указав на нарушение прав гражданина К. на справедливое судебное разбирательство. Решение городского суда о выселении семьи К. отменено.

Жалобы на нарушения избирательных прав  

Поступило 2 жалобы на решения избирательных комиссий. Окружной - на незаконную отмену регистрации кандидата в депутаты и территориальной на неправильное установление результатов.
Областной суд восстановил кандидата в депутаты. На повторных выборах в Сергиево-Посадский Совет депутатов три участковые комиссии двух избирательных округов при вскрытии ящиков для голосования обнаружили лишние бюллетени. Можно назвать одного пострадавшего - кандидата в депутаты П. Бондаря, который набрал голосов больше, чем остальные соперники и "против всех" вместе взятые, и которого территориальная избирательная комиссия не признала избранным депутатом из-за нарушений на избирательных участках. Но здесь ущемлены и права тысяч избирателей избирать и иметь своего представителя в органах местного самоуправления. Налицо признаки организованного и спланированного преступления, направленного на воспрепятствование осуществления избирательных прав, а городской прокурор до сих пор не возбуждает уголовное дело. Районный суд принял решение в защиту прав П. Бондаря, но председатель территориальной избирательной комиссии обжаловал решение суда. Интересно, в защиту чьих прав выступает в данном случае комиссия? Здесь есть над чем подумать и законодателю, чтобы перекрыть в дальнейшем использование вброса лишних бюллетеней или их цветокопий для срыва выборов.


Жалобы по вопросам социальной защиты, пенсионного обеспечения и льгот

Получено 28 заявлений. Это жалобы на задержки в оформлении пенсии при перемене места жительства, неправильное начисление пенсии, непредоставление льгот, предусмотренных законодательством, задержки в выдаче удостоверений, подтверждающих право на льготы, непредоставление транспортных средств инвалидам, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Инвалид первой группы П. из Щелковского района обратился с жалобой к Уполномоченному на то, что ему не предоставляется транспортное средство взамен давно отслужившей свой срок мотоколяски. На запрос Уполномоченного Комитет социальной защиты населения Московской области сообщил, что транспортных средств ожидают тысячи инвалидов, а выделяется менее ста автомобилей в год, и обещал рассмотреть возможность внеочередного предоставления автомобиля гражданину П. Содействие предоставлению каких-либо благ вне очереди не входит в компетенцию Уполномоченного. Уполномоченный обращает внимание Комитета социальной защиты населения и всего Правительства Московской области на массовое нарушение установленных законом прав инвалидов и необходимость принятия мер по погашению задолженности перед ними.
Гражданину Ш. из города Троицка пенсионный отдел отказывает в выплате пенсии через банк из-за отсутствия ежегодного подтверждения регистрации по месту жительства. Уполномоченный обратился в пенсионный отдел города для восстановления нарушенных прав пенсионера.
Подробнее остановлюсь на вопросе, по которому поступило наибольшее количество жалоб - 14. Это жалобы от граждан, получивших дозу облучения от 5 до 25 с3в (бэр), от воздействия радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Федеральным законом им предоставлено право на первоочередное бесплатное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно - курортное или другое оздоровительное учреждение, а в случае невозможности предоставления путевки на денежную компенсацию в размере ее средней стоимости. Правительством Российской Федерации в соответствии с законом установлено, что неработающим гражданам, не являющимся пенсионерами предоставление путевок и выплата компенсаций производится в органах социальной защиты по месту жительства. Не получив в местных органах социальной защиты путевку, они не могут получить и компенсации. Не могут реализовать свое право на бесплатную путевку и получить компенсацию и граждане, работающие в коммерческих структурах.
Этот вопрос специально изучался Уполномоченным. Был направлен запрос председателю Комитета социальной защиты населения Московской области с просьбой о разъяснении существующего порядка реализации указанной льготы в Московской области. Из ответа на этот запрос следует, что в Московской области этот порядок не установлен и, более того, комитет считает, что в настоящее время существуют ограничения на выплату компенсации в случаи непредоставления путевки. То есть, якобы невыплаты происходят на законных основаниях. В обосновании приводятся ссылки на письма различных ведомств.
Такая позиция не соответствует закону. В подтверждение этого существует множество судебных решений, обязывающих органы социальной защиты выплатить компенсацию за непредоставленную путевку, о которых руководство Комитета социальной защиты населения Московской области не может не знать.
Гражданин может получить компенсацию за путевку только через суд, причем суды выносят решения не только в адрес органов социальной защиты, но призывают в качестве ответчиков органы казначейства и Министерства финансов и обязывают их профинансировать выплату компенсации. Такие решения практически снимают ответственность с органов социальной защиты и заставляют граждан выполнять их работу по взысканию сумм компенсаций с финансовых органов. При этом граждане испытывают большие затруднения по исполнению решений судов. Гражданке К. из Сергиева Посада пришлось затратить несколько месяцев на переписку, чтобы узнать, что отправленный судом не по адресу исполнительный лист утерян в результате пересылок из одного подразделения службы судебных приставов в другое.
В суде граждане сталкиваются с недобросовестной правовой казуистикой ответчиков, ссылающихся на недействующие законы. Не у каждого хватает юридической грамотности преодолеть натиск привлекаемых в суд заинтересованных лиц, в качестве которых выступают представители казначейства. За время вынесения и исполнения решения суда средняя стоимость путевки увеличивается, что требует индексации, которая производится далеко не всегда. Справки о средней стоимости путевки в некоторых случаях предоставляются по устаревшим данным, то есть заниженные. Комитет социальной защиты населения Московской области установил форму справки, предусматривающую, что для лиц из категории, о которой идет речь, эта справка не предназначена.
Такое унизительное положение граждан является следствием не правовой позиции органов социальной защиты. Вместо того, чтобы выполнить функции организации реализации прав лиц, подверженных воздействию радиации, органы социальной защиты выполняют функцию защиты бюджета от этих граждан. Заявители иногда получают прямые упреки в том, что они, якобы, хотят получить деньги за счет других.
Уполномоченный лично принял участие в заседании суда в защиту прав одной из заявительниц. Мировой судья вынес решение о взыскании индексированной суммы компенсации за непредоставленную путевку с комитета по социальным вопросам администрации Сергиево-Посадского района.
Удивляет и позиция судов, рассматривающих множество одинаковых исков. Ни разу суд не вынес частного определения в адрес органов социальной защиты.
Для исправления ситуации необходимо, чтобы Комитет социальной защиты населения Московской области наладил предоставление путевок гражданам, пережившим драму Семипалатинска и выплату всех задолженностей по компенсациям тем, кому такие путевки не предоставлялись.
Следует также принять меры к официальному опубликованию средней стоимости путевки, определяемой областным региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, чтобы не доставлять лишних хлопот со справками гражданам, органам социальной защиты и судам.

Жалобы на нарушения прав граждан,
проживающих в военных городках
 


Поступившие жалобы граждан, проживающих в военных городках Ватутинки-1, Клин-9, Сергиев-Посад-7, Монино, пос. Заря Балашихинского района и других, сводятся, в основном, к одной проблеме - проблеме статуса этих городков. Все эти городки отнесены к категории закрытых военных городков. Правительством Российской Федерации на территории Московской области к закрытым отнесено 124 военных городка, больше, чем в любом другом субъекте Российской Федерации. В них проживают сотни тысяч человек, большая часть из которых уже утратили связь с Вооруженным Силами. Законы запрещают приватизацию жилищного фонда в закрытых военных городках, ограничивают свободу выбора места жительства, пребывания. Закон предусматривает и то, что военнослужащие и граждане, утратившие связь с Вооруженными Силами, подлежат выселению из военных городков с предоставлением другого благоустроенного помещения.
На самом же деле, десятилетиями отселения граждан из военных городков практически не производились, и граждане остаются проживать в них, становясь в вопросах решения своих жилищных и других проблем заложниками воли военного командования. Некоторые граждане жили в соответствующем населенном пункте, когда там еще не было военных, а теперь оказались на территории объявленного закрытым военного городка и ограниченными в правах не по своей воле. Граждане не могут свободно обменять свои квартиры, поселить к себе родственников, не могут быть спокойны, что заслуженное нелегким трудом жилье перейдет к их наследникам, зачастую муниципальные власти не ставят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих в закрытых военных городках.
То, что в силу секретности и соображений безопасности военные городки могут быть закрытыми и в них должен соблюдаться соответствующий режим пребывания, никто не подвергает сомнению. Не вызывает сомнений и то, что военнослужащие могут быть ограничены в правах на основании контракта. Но почему должны без всякой компенсации страдать ветераны и их дети из-за того, что государство не предоставляет им жилье вне военных городков? Вопрос очень сложный и с экономической, и с правовой, и с нравственной сторон.
В своих жалобах граждане указывают, что объявление военных городков закрытыми зачастую сделано скорее не из соображений обеспечения обороноспособности государства, а из соображений закрепления жилищного фонда за военным ведомством. Непонятно, почему закрытым объявляется военный городок, в котором проживают иностранцы, военный городок в населенном пункте, не имеющий ограды, городок, в котором предоставляется не только служебное жилье, как предусмотрено законом, а иногда строится даже частное.
Нарушается, признанный в международном праве, принцип соразмерности ограничения прав граждан ситуации, определяющей необходимость таких ограничений, и устранения ограничений по мере нормализации обстановки.
Необходим более взвешенный подход к определению статуса военных городков и законодательные меры защиты прав граждан при перемене такого статуса.
Уполномоченный поднимал данный вопрос на встречах с коллегами других регионов и с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, знакомился с судебной практикой и лично представлял интересы граждан в Верховном Суде Российской Федерации. Намечается широкое обсуждение этой проблемы. Вопрос выходит за рамки только Московской области, но я прошу Правительство Московской области, депутатов Московской областной Думы, органы местного самоуправления, общественные организации включиться в решение вопроса о военных городках, так как речь идет о массовом ущемлении прав граждан.


Нарушения прав граждан при принятии
градостроительных решений
 


От отсутствия генеральных планов городов, поселений, правил застройки и другой, предусмотренной законом градостроительной документации, страдают и жители, и строители. Из-за принятия решений о строительстве объектов без учета мнения жителей близлежащих территорий возникают конфликты которые, как правило, решаются не в пользу граждан, граждане узнают о таких решениях, когда уже лес рубят или котлован роют.
Один пример. Поступила коллективная жалоба жителей микрорайона "В" города Троицка из дома №54, в 18 метрах от которого окно в окно строится жилая 16-этажка. Граждане, в частности, жалуются на то, что городская администрация не информировала их о предстоящем строительстве. Уполномоченный направил ходатайство о проверке указанных фактов прокурору города. Вот цитата из ответа: "Порядок информирования граждан о градостроительной деятельности устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. На настоящий момент такой порядок не установлен ни на уровне Российской Федерации, ни на уровне Московской области. Нормы Градостроительного кодекса РФ не конкретизируют категории граждан, информирование которых предусмотрено ст. 18. Стало быть, проведение Администрацией города Троицка общественного обсуждения с жителями города, среди которых не оказалось лиц, проживающих в доме В-54, не является нарушением закона". Вот такие гарантии прав граждан при принятии градостроительных решений у граждан нашей области. Права одних обсуждают с другими. И все законно.

Нарушения прав граждан в сфере отношений с организациями,
оказывающими коммунальные услуги
 


По вопросу о жилищно-коммунальных платежах. Поступают жалобы граждан не только на рост тарифов, но и на отсутствие или на неправомерное установление порядка снижения оплаты жилищно-коммунальных услуг в случае снижения их качества и в случае временного отсутствия проживающих на непредоставление достоверной информации о порядке расчетов по всем видам услуг. Большинство этих жалоб на предприятия жилищно-коммунальной сферы не подлежат рассмотрению Уполномоченным, но, поскольку эти вопросы затрагивают всех жителей Подмосковья, Уполномоченный принял решение провести сбор информации по всем муниципальным образованиям. По результатам анализа этой информации в Московскую областную Думу будет направлен специальный доклад. Но уже сейчас ясна одна общая рекомендация: администрациям муниципальных образований следует так организовать работу, чтобы в местах, где граждане проводят расчеты за жилищно-коммунальные услуги, заключают договоры на обслуживание, им был обеспечен доступ к необходимой для этих расчетов и заключения договоров нормативно-правовой документации.
Неоднократно также поступали обращения по вопросам, связанным оформлением гражданства, об отказе в приватизации земельных участков, о нарушении прав на местное самоуправление, о нарушениях трудовых прав, а также отдельные жалобы по другим вопросам.
Статистических и сводных количественных данных по жалобам в разрезе муниципальных образований не приводится из-за малости выборки и наличия существенных факторов, влияющих на количество поданных жалоб, но не связанных с реальным положением прав человека в городах и районах.

3. Защита прав ребенка в Московской области
 

Защита прав ребенка входит в компетенцию Уполномоченного как составная часть защиты прав человека. Уполномоченный рассматривает каждое нарушение прав ребенка, как грубое нарушение прав человека. Однако защита прав ребенка имеет свою специфику. Дети, как правило, не пишут жалоб и к ним неприменим подход как к взрослому, дееспособному человеку. Здесь недостаточно роли посредника. Нельзя ждать, когда ребенок скажет, что его право нарушено.
Уполномоченному поступили две письменных жалобы относительно прав детей, поданные их родственниками. В нескольких письменных жалобах косвенно затрагиваются права детей как членов семьи. Эти жалобы рассматриваются. Поступали устные сообщения о нарушении прав детей. Так в ноябре 2001 года в аппарат Уполномоченного обратилась директор общественной организации "Право ребенка", которая сообщила, что в одном из детских дошкольных учреждений Люберецкого района детей малообеспеченных семей не вакцинируют из-за отсутствия денег на вакцины. По поручению Уполномоченного начальник отдела О.В. Будаева разобралась в этом вопросе, и дети были вакцинированы. А вопрос не решался из-за плохого межведомственного взаимодействия.
10 сентября 2001 года Уполномоченный участвовал в заседании круглого стола по обсуждению проекта закона Московской области "О Уполномоченном по правам ребенка в Московской области", проведенного Комитетом социальной зашиты населения Московской области. Документ большинством участников не был одобрен.
Позиция Уполномоченного по данному вопросу заключается в том, что Московской области необходим государственный орган, имеющий властные исполнительные полномочия по координации деятельности органов образования, социальной защиты, здравоохранения, органов внутренних дел, и других, занимающихся вопросами детей. Он должен быть вправе не только реагировать на жалобы по выявленным фактам нарушений прав ребенка, но и активно выявлять такие факты. Дети могут не осознавать свои права, но долг государства эти права обеспечить.
Функция же Уполномоченного, заключающаяся в том, чтобы указать органам государственной власти и местного самоуправления на необходимые действия по защите прав человека, выполняется, и будет выполняться им в отношении прав ребенка.
По данным общественной организации "Соучастие в судьбе" очень серьезной проблемой является обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по выходе их из государственных воспитательных учреждений. Уполномоченный по правам человека Московской области провел изучение данного вопроса по Подмосковью. Основной вывод - этот вопрос должен решаться не только за счет органов местного самоуправления. Уполномоченный направит специальный доклад в Московскую областную Думу с учетом результатов работы Круглого стола уполномоченных по правам человека, посвященного вопросам защиты прав детей, который состоится в середине марта 2002 года в городе Уфе.


4. Совершенствование законодательства Московской области о защите прав
и свобод человека и гражданина
 


Перечисленные выше нарушения прав граждан требуют осмысления и принятия соответствующих законодательных и иных нормативных актов. Уполномоченный готовит свои предложения по данным вопросам, но усилий только Уполномоченного здесь будет явно недостаточно. Следует подготовить проекты законов, гарантирующих права граждан при принятии градостроительных решений, в отношениях с жилищно-коммунальными организациями, о внесении изменений в избирательное законодательство и других. В некоторых случаях, очевидно, не обойтись без обращения в федеральные органы власти. Будет продолжаться совместная деятельность Уполномоченного с гражданами и общественными организациями по корректировке законодательства судебным путем.
Одной из форм деятельности Уполномоченного является участие в заседаниях Правительства Московской области. Выступления Уполномоченного были направлены на корректировку обсуждаемых проектов постановлений с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Предложения Уполномоченного были учтены при издании постановлений Правительства Московской области от 19.07.2001 № 230/24 "О предоставлении информации из государственных информационных ресурсов и информационных систем Московской области", от 27.11.2001 №392/43 "Об установлении дополнительной единовременной выплаты семьям на рождение второго, третьего и последующих детей в Московской области" и других.
К сожалению, не были учтены предложения Уполномоченного, высказанные при принятии решения о внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы и Правительства Московской области от 26.12.95 №1030-43, от 30.03.99 №241-28 "О регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области". Отдельные положения указанного постановления многократно признавались судами недействительными с момента принятия. В настоящее время уже утеряна целесообразность регулирования организации регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области единым актом. Такая форма документа затрудняет приведение его в соответствие с нормами федерального законодательства и нормами международного права. Кроме того, у Москвы и Московской области проявилась своя специфика, которую данный документ не отражает. Администрации муниципальных образований Московской области, не имея права решать вопросы регистрации граждан по месту проживания или пребывания, находящиеся в ведении органов внутренних дел, вмешиваются в этот процесс, создавая гражданам дополнительные проблемы.
Уполномоченный готовит свои предложения по совершенствованию нормативного регулирования регистрационного учета в Московской области. Уполномоченный дважды обращался в Московскую областную Думу с законодательными инициативами:
- по принятию решения Московской областной Думы о законодательной инициативе о проекте федерального закона, предусматривающего отмен обязательности установки кассовых аппаратов лицам, уплачивающим только налог на вмененный доход (одновременно с законодательной инициативой группы депутатов Московской областной Думы);
- по приведению в соответствие Закона Московской области "О Московской областной Думе" Закону Московской области "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области".
В своей работе Уполномоченный столкнулся с проблемой непредоставления ответов на обращения в адрес должностных лиц организаций. Для получения ответов пришлось даже обращаться за помощью к прокуратуре. Закон, предусматривая право Уполномоченного "получать в установленном порядке необходимые для рассмотрения жалобы сведения, документы, материалы и объяснения от органов и должностных лиц Московской области", не установил ни порядка, ни обязанности должностных лиц предоставлять сведения, документы, материалы и объяснения. Получается, что в этом вопросе Уполномоченный имеет меньше прав, чем гражданин, к нему обратившийся.
Необходима корректировка Закона Московской области "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области" или, как это сделано в других регионах, принятие законов, обязывающих государственные органы, органы местного самоуправления и должностных лиц предоставлять Уполномоченному запрашиваемую информацию и отвечать в срок на его обращения, а также, устанавливающих ответственность за воспрепятствование деятельности Уполномоченного.
Отсутствие федерального закона о статусе Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации тормозит развитие этого института. Один из таких законопроектов сейчас находится на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Сообщество уполномоченных готовит свои предложения в данной сфере. Уполномоченный по правам человека в Московской области рассчитывает на поддержку Московской областной Думы как субъекта законодательной инициативы в данном вопросе.

5. Развитие межрегионального и международного сотрудничества в области
защиты прав и свобод человека и гражданина
 


Развитие межрегионального и международного сотрудничества в области защиты прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вел по следующим направлениям:
- участие в проводимых государственными и негосударственными правозащитными структурами, органами государственной власти семинарах, совещаниях, круглых столах по обсуждению вопросов обеспечения и защиты прав человека и гражданина;
- самостоятельное и совместное с другими заинтересованными лицами проведение аналогичных мероприятий;
- личные встречи с представителями общественных организаций, комиссий по правам человека, уполномоченными по правам человека, российскими и иностранными государственными должностными лицами и общественными деятелями;
- публикация статей в изданиях других регионов;
- переписка и обмен информацией, изданиями;
- создание собственного веб-сайта и размещение информации на международном веб-сайте Департамента прав человека Совета Европы;
- работа со средствами массовой информации.
Началась работа по координации деятельности государственных правозащитных структур на уровне Центрального федерального округа. Совещание уполномоченных, представителей комиссий по правам человека и исполнительных органов власти Москвы и областей центральной России прошло в ноябре 2001 года по инициативе полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко.
Наиболее значимым мероприятием, прошедшим по инициативе Уполномоченного, был проведенный им совместно с Департаментом прав человека Совета Европы, Санкт-Петербургским гуманитарным центром "Стратегия" при участии Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации семинар на тему: "Развитие института Уполномоченного по правам человека в Центральной России". Семинар проходил 1-3 ноября 2001 года в городе Королев Московской области.
Результатом всех мероприятий стало знакомство и установление сотрудничества Уполномоченного по правам человека в Московской области со всеми уполномоченными по правам человека в России, с омбудсманами других стран, с экспертами Совета Европы, представителями комиссий по правам человека при Президенте Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, международных, российских правозащитных организаций. Ответный результат - теперь во многих регионах и странах знают, что в Московской области есть Уполномоченный по правам человека и уже налаживается сотрудничество на этом уровне.
Важным итогом стало создание Координационного Совета Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации под председательством О.О. Миронова. Все российские уполномоченные по правам человека подписали соглашение о сотрудничестве, в рамках которого оказывается реальная взаимная помощь в защите прав конкретных граждан и происходит регулярный методический и информационный обмен.
Уполномоченный по правам человека в Московской области получил искреннюю поддержку в правозащитном сообществе и благодарен всем, кто оказал и оказывает помощь на этапе становления. Персональную признательность хотелось бы выразить Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Олегу Орестовичу Миронову и Контролеру Сейма Литвы Леонарде Куодиене.
Хронология и основные итоги мероприятий, проводившихся Уполномоченным или с его участием, приведены в приложении 1 к настоящему докладу.


6. Содействие правовому просвещению  


В направлении содействия правовому просвещению в области прав человека, форм и методов их защиты Уполномоченный проводил мероприятия образовательного, организационного и информационного характера.
Уполномоченный наладил тесный контакт с Московским областным учебным центром "Нахабино", являющимся основным исполнителем областного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих. Уполномоченный и сотрудники его аппарата регулярно проводят теоретические занятия с государственными и муниципальными служащими в изучении вопросов прав человека и способов их защиты.
В ходе этих занятий выяснилось, что о существовании основополагающего документа международного права - Всеобщей декларации прав человека, знает не более чем один из пятидесяти муниципальных служащих. Отсутствует четкое понимание конституционных норм, определяющих основы правового положения гражданина и человека в России. Необходимо повысить требовательность к знанию этих документов при проведении аттестации государственных и муниципальных служащих. Стоит вспомнить и хорошую традицию вывешивать Конституцию Российской Федерации в зданиях органов власти и местного самоуправления, учебных заведений.
В День знаний Уполномоченный по правам человека в Московской области провел беседы о правах человека со студентами юридических специальностей Хотьковского аграрного колледжа.
По инициативе Уполномоченного Московская область включилась в проведение Всероссийской олимпиады школьников по правовому образованию. В областном туре участвовало 75 старшеклассников. Жюри под председательством Уполномоченного определило троих победителей, которые поедут в марте 2002 года на финал олимпиады в город Ростов-на-Дону. В Московской области есть примеры серьезного отношения к обучению школьников правовым знаниям, но в целом правовое образование не имеет системы. Разрозненные фрагменты правового курса распределены по предметам школьной программы. Предмет и методы гражданского и правового образования должны быть объединены признанием того, что в основе развития личности лежит изучение прав и основных свобод человека.
Одна из форм правового просвещения - оказание гражданам доступной юридической помощи с привлечением преподавателей и студентов старших курсов юридических вузов. Такой проект разрабатывается Уполномоченным.
Полезную информацию по защите своих прав можно также найти на веб-сайте Уполномоченного. Один из его разделов - разрабатываемая "правозащитная карта Подмосковья", которая будет содержать информацию об организациях, осуществляющих защиту прав граждан и правовую помощь на территориях муниципальных образований Подмосковья.
Необходимо формирование системы непрерывного правового образования и просвещения, обучение всех слоев общества, государственных и муниципальных служащих, повышение профессиональной квалификации участников процесса защиты прав и свобод граждан. Решением этой проблемы может стать разработка, принятие и реализация областной целевой программы правового просвещения и образования в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

7. Взаимодействие Уполномоченного с общественными правозащитными организациями  


Уполномоченный по правам человека в Московской области заинтересован в установлении деловых отношений с неправительственными правозащитными организациями, действующими на территории Московской области. Главный принцип, из которого исходит Уполномоченный, это совместная работа со всеми, кто желает отстаивать права человека и гражданина в Московской области.
Участие Уполномоченного в мероприятиях, проводимых правозащитными организациями, личный контакт с их представителями, взаимная помощь в рассмотрении жалоб граждан, обмен информацией Уполномоченный рассматривает как необходимые условия поступательного правозащитного процесса на государственном и общественном уровне.
26 октября 2001 года Уполномоченный провел встречу с общественными правозащитными организациями, действующими в Московской области. Был высказан взаимный интерес в сотрудничестве и определены возможные направления взаимодействия. Такое сотрудничество уже началось.
По обращениям общественных организаций Уполномоченный принимал меры в защиту прав граждан.
Некоммерческий фонд социальной адаптации увольняемых и уволенных в запас кадровых военнослужащих "Партнер", а также правозащитная организация "Восход" оказали безвозмездную экспертную помощь Уполномоченному.
Многие правозащитные организации делают полезные и добрые дела, Уполномоченный видит в них своих партнеров.
Перечень общественных правозащитных организаций, с которыми Уполномоченный установил сотрудничество, приведен в приложении 2 к настоящему докладу.

8. Работа со средствами массовой информации  


Работа со средствами массовой информации (СМИ) является одним из важнейших направлений информационно-просветительской деятельности Уполномоченного.
Интервью Уполномоченного опубликованы в газетах "Московский комсомолец", "Ежедневные новости. Подмосковье", "Новая газета Подмосковья", "По Ярославке" и других, прозвучали на радио "Эхо Москвы" и в прямом эфире телекомпании "Тонус" г. Сергиев Посад. Информация об Уполномоченном появилась более чем в пятидесяти местных изданиях. Материалы о его работе включаются в пресс-релизы Московской областной Думы.
17-20 октября 2001 года Уполномоченный участвовал в проведении 5 фестиваля подмосковных телекомпаний "Братина". Специальным призом конкурса Уполномоченного по правам человека в Московской области "Лучший правозащитный телесюжет" в рамках фестиваля награждены представители студии местного телевидения "Вечерний Дмитров" И.Нечаев, С.Чекин и М.Ларин за репортаж о нарушениях прав жителей заброшенного военного городка "Полк, которого нет".
Статьи и выступления Уполномоченного на международных встречах и круглых столах опубликованы в изданиях других субъектов Российской Федерации и изданиях, осуществляемых при поддержке Департамента прав человека Совета Европы. Информация об Уполномоченном размещена на международном веб-сайте Департамента прав человека Совета Европы. Создан собственный веб-сайт Уполномоченного по правам человека в Московской области.
В начале декабря 2001 года был издан первый номер Вестника Уполномоченного по правам человека в Московской области.
Тем не менее, в направлении освещения деятельности Уполномоченного сделаны пока лишь первые шаги. Предполагается значительно расширить контакты жителей Московской области с Уполномоченным, в том числе посредством электронных СМИ.


9. Создание аппарата Уполномоченного по правам человека
в Московской области  


Решение стоящих перед Уполномоченным задач происходит одновременно с созданием аппарата.
В первые дни своей работы Уполномоченный получил помощь Губернатора Московской области, аппарата Правительства Московской области. 29 июня 2001 года за №535-РГ было издано распоряжение Губернатора Московской области, согласно которому должностным лицам области вменялось в обязанность содействовать в организации работы Уполномоченного. Контроль за выполнением распоряжения был возложен на Вице-губернатора Московской области М.А. Меня. В соответствии с этим распоряжением Уполномоченному выделен кабинет по адресу: 101000, Москва, Малый Спасоглинищевский переулок, дом 3, строение 1, где Уполномоченный и работники его аппарата осуществляют прием жалоб граждан. Была предоставлена мебель и оборудование на 2 рабочих места, компьютер, обеспечена телефонная связь. Аппарат Правительства предоставляет Уполномоченному и его аппарату услуги по прохождению входящей и исходящей документации через свои службы. В начальный период работы был предоставлен служебный транспорт. Информационно-техническое и нормативно-правовое обеспечение Уполномоченного налажено во взаимодействии с аппаратами Правительства Московской области и Московской областной Думы.
Уполномоченный утвердил Положение об аппарате, его структуру, штатное расписание, назначил руководителя аппарата и его заместителя. В структуре аппарата три отдела по направлениям, соответствующим основным задачам Уполномоченного. Аппарат Уполномоченного зарегистрирован в качестве юридического лица, поставлен на налоговый и иные виды учета, открыты лицевой и текущий счета.
В настоящее время продолжается формирование аппарата Уполномоченного. Этот процесс частично сдерживается из-за нерешенности вопроса с помещением для его размещения. Временно арендованные площади не позволяют организовать должным образом работу всего штата аппарата, поэтому большая часть работ выполнялась с привлечением внештатных сотрудников, работающих не по трудовым, а по гражданско-правовым договорам.
По опыту работы уполномоченных по правам человека в других субъектах Российской Федерации улучшению связи с населением способствует назначение представителей Уполномоченного в муниципальных образованиях для выполнения просвещенческих и информационных функций. Особенно это актуально в таком большом регионе как Московская область. В порядке эксперимента Уполномоченным из числа депутатов местных Советов назначены представители в городах Реутов, Красноармейск и в Сергиево - Посадском районе. Представители действуют на основании Положения, утвержденного Уполномоченным. Они не вправе принимать решения от его имени и работают на общественных началах. Тем не менее, такая мера позволяет облегчить гражданам подготовку и подачу жалоб Уполномоченному, уменьшить количество обращений по вопросам, не входящим в компетенцию Уполномоченного, ускорить проверку и рассмотрение жалобы.
Следует коснуться и еще одной темы, которая возникла из вопроса жителей Дубны, поданного на пейджер Губернатора. Почему Уполномоченный есть в области, и почему их нет в городах и районах? Борис Всеволодович Громов, отвечая на страницах газеты "Ежедневные новости. Подмосковье", прямо указал: "Введение должностей уполномоченных по правам человека в муниципальных образованиях не может быть осуществлено законом. В соответствии с Конституцией Российской Федерации это право принадлежит населению самих муниципальных образований. На референдуме или решением Совета депутатов в Устав города или района можно внести дополнение, предусматривающее эту должность, финансируемую за счет местного бюджета". Уполномоченный со своей стороны приветствует такие начинания и готов методически помочь инициативным группам по подготовке к принятию подобных решений, а при назначении уполномоченных по правам человека в муниципальных образованиях готов с ними сотрудничать как с партнерами.

10. Финансовое и материальное обеспечение деятельности Уполномоченного

В соответствии с Законом расходы на обеспечение деятельности Уполномоченного и его аппарата предусматриваются отдельной строкой в областном бюджете. Уполномоченный в пределах выделенных средств самостоятельно утверждает смету расходов аппарата.
За 2001 год Уполномоченному и работникам аппарата было выплачено заработной платы 879,4 тысяч рублей. Закуплено компьютерной, копировально-множительной техники на 159,7 тысяч рублей, приобретен, застрахован и поставлен на обслуживание автомобиль ГАЗ-3110.
Отсутствие нормативно закрепленных механизмов взаимодействия с Министерством финансов Московской области затруднило финансирование выполнения задач, стоящих перед Уполномоченным и его аппаратом. Без объявления секвестра областного бюджета деятельность Уполномоченного в 2001 году была недофинансирована по незащищенным статьям на 207,6 тысяч рублей. Из-за задержки перечисления средств два месяца в типографии пролежал тираж первого номера Вестника Уполномоченного по правам человека в Московской области. Независимость Уполномоченного, провозглашенная в законе, требует в этой части дальнейшего нормативного закрепления.
В ходе доклада Уполномоченный высказал ряд рекомендаций, направленных в адрес органов власти и органов местного самоуправления Московской области по созданию дополнительных гарантий защиты прав гражданина и человека, и готов продолжать работу в направлении их реализации.
Несовершенство и неполнота существующего законодательства, нарушения в его применении в условиях правовой безграмотности требует упорной совместной работы всех органов власти, местного самоуправления, общественных структур, граждан, чтобы реализовать на практике принципы правового государства, провозглашенные в Конституции Российской Федерации.


Приложение 1 к докладу
Уполномоченного по правам человека
в Московской области

Хронология основных мероприятий по развитию межрегионального и
международного сотрудничества в области защиты прав и свобод
человека и гражданина, проводившихся Уполномоченным по правам человека
в Московской области или с его участием

- 12-13 мая 2001 г. Участие по приглашению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в научно-практической конференции, посвященной 25-летию Московской Хельсинской группы.
- 17-19 мая 2001 г. Участие в "Круглом столе" Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации в г. Пушкин Ленинградской области. Итог: определение основных направлений совместной деятельности Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. Создание рабочей группы по подготовке документов совместных соглашений.
- 5 июня 2001 г. Встреча с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации О.О. Мироновым. Итог: определение основных направлений совместной деятельности.
- 16-18 июня 2001 г. Участие в международном "Круглом столе" Уполномоченных по правам человека в г. Саратов. Итоги встречи: принятие Уполномоченными обращений к Президенту России о необходимости развития института Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, к Председателю Правительства Российской Федерации о недопустимости ущемления права граждан при отключении электроэнергии организациям и к депутатам Государственной Думы о необходимости ускорения принятия законов, регулирующих права граждан на землю. Сформулированы направления совершенствования законов, регулирующих деятельность Уполномоченных. Произошел обмен опытом по выявлению основных нарушений прав человека в субъектах Российской Федерации.
- 19 июня 2001 г. Встреча с Уполномоченным по правам человека в Саратовской области А.С. Ландо по обмену опытом работы по совершенствованию законодательства субъекта Российской Федерации в области защиты прав человека, по организации работы аппарата Уполномоченного.
- 19 июля 2001 г. Участие в семинаре "Проблемы правосудия в Московском регионе", проводившемся Институтом прав человека. Обсуждена практика рассмотрения дел и типичные нарушения процессуальных прав граждан в судах Москвы и Московской области.
- 24 июля 2001 г. Участие в межрегиональном семинаре по повышению эффективности работы с обращениями граждан, проводившемся Управлением Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан. Итог: ознакомление с передовыми технологиями обработки письменных обращений граждан.
- 7 сентября 2001 г. Проведение встречи с Уполномоченным по правам человека в Республике Башкортостан Ч.Б. Газизовым по обмену опытом работы с жалобами граждан, участия Уполномоченного по правам человека в судебном процессе.
- 17 сентября 2001 г. Встреча с начальником правового отдела Российского представительства Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) Жаном-Полем Кавальери по взаимному ознакомлению с исполняемыми функциями представительства УВКБ ООН и Уполномоченного и определению направлений координации и совместной деятельности.
- 4 октября 2001 г. Проведение встречи с Генеральным секретарем Международного фонда имени Конрада Аденауэра Вильгельмом Штаундахером. Итог встречи - договоренность о взаимодействии Фонда с содружеством российских уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
- 12-14 октября 2001 г. Участие в IV "Круглом столе" уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации в г. Смоленске. Итог: создан Координационный Совет российских уполномоченных по правам человека. Уполномоченный по правам человека в Московской области заключил соглашение о взаимодействии со всеми действующими в России Уполномоченными по правам человека.
- 15-19 октября 2001 г. Участие в Международном семинаре и "Круглом столе" по правам беженцев, организованном УВКБ ООН. Итог: установлены контакты с международными организациями, занимающимися проблемами мигрантов.
- 26 октября 2001 г. Проведение встречи с общественными правозащитными организациями, действующими в Московской области, в том числе общероссийскими и межрегиональными. Определены основные направления координации действий Уполномоченного по правам человека в Московской области и общественных правозащитных организаций.
- 1-3 ноября 2001 г. Проведение Международного семинара "Развитие института Уполномоченного по правам человека в Центральной России: год спустя" в г. Королев. Итоги семинара: знакомство с правозащитными структурами субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа и выработка рекомендаций по развитию института Уполномоченных по правам человека в этих субъектах Российской Федерации.
- 20 ноября 2001 г. Встреча с Уполномоченными в субъектах Российской Федерации и с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации О.О. Мироновым на Гражданском форуме в Кремле. Обсужден план совместной работы на первое полугодие 2002 года.
- 5 декабря 2001г. Участие в организационном заседании Московского областного отделения Российского Союза юристов. Итог: принятие решения о подготовке к учредительной конференции, создание рабочей группы по разработке учредительных документов отделения.
- 6 декабря 2001 г. Совещание Уполномоченных по правам человека, представителей комиссий по правам человека, органов исполнительной власти Москвы и областей Центрального федерального округа, проводившееся полномочным представителем Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе. Итог: договоренность о координации работы всех правозащитных структур в рамках комиссии по правам человека при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.
- 10 декабря 2001 г. Возложение венков к памятнику жертв тоталитарного режима на Лубянской площади в Москве.
- 27 декабря 2001 г. Участие в заседании инициативной группы "Общее действие" в музее им. А.Д. Сахарова в Москве. Итог: договоренность о взаимодействии с правозащитными организациями-членами группы.
- 17 января 2002 г. Встреча с Верховным комиссаром ООН по делам беженцев Руудом Любберсом. Итог: договоренность о взаимодействии с представительством УВКБ ООН в Москве.
- 8 февраля 2002 г. Участие в "Круглом столе" по обсуждению нового порядка помилования в России, организованного Комитетом за гражданские права. Итог: рекомендовано рассматривать новый порядок прохождения ходатайства о помиловании как временный, и по итогам практики выработать предложения по его корректировке.


Приложение 2 к докладу
Уполномоченного по правам человека
в Московской области


Общественные правозащитные организации, сотрудничающие
с Уполномоченным по правам человека в Московской области
 


1. Московская Хельсинская группа - председатель Л.М.Алексеева.
2. Благотворительный центр "Соучастие в судьбе" - исполнительный директор А.И. Головань.
3. Институт прав человека - исполнительный директор В.М. Гефтер.
4. Московская школа прав человека - директор А.Я. Азаров.
5. Комитет помощи беженцам и вынужденным переселенца "Гражданское содействие" - руководитель С.А. Ганнушкина.
6. Правозащитный центр "Мемориал" - исполнительный директор Т.И. Касаткина.
7. "Право ребенка" - исполнительный директор Л.П. Кушнир.
8. Межрегиональное объединение предпринимателей "Защита и развитие" - генеральный директор Р.Р. Сакаев.
9. Комитет ветеранов подразделений особого риска - председатель В.Я. Бенцианов.
10. Межрегиональное общественное учреждение "Объединенная общественная приемная" - генеральный директор Н.Ф. Дегтярев.
11. Санкт-Петербургский гуманитарный и политологический центр "Стратегия" - президент А.Ю. Сунгуров.
12. Международная Ассоциация Религиозной Свободы Российское отделение - генеральный секретарь В.П. Крушеницкий.
13. Общероссийское движение "3а права человека" Щербинское городское отделение-директор А. Губанов.
14. Комитет за гражданские права - председатель А.В. Бабушкин.
15. Общероссийская общественная организация "Независимая психиатрическая ассоциация России" - представители в Московской области Л.Н. Виноградова, Н.В. Спиридонова.
16. Некоммерческий Фонд социальной адаптации "Партнер" - генеральный директор В.Л. Калиничев.
17. Межрегиональная женская общественная организация "Конверсия и женщины" - руководитель местного отделения г. Дзержинский Л.Б. Калиниченко.
18. Региональная общественная организация вынужденных переселенцев и беженцев Московской области "Свет" (г. Чехов) - председатель Л.В. Макарова.
19. Московская областная правозащитная организация "Восход" - директор Е.А. Бобров.
20. Общество попечителей пенитенциарных заведений (г.Серпухов) - председатель Н.И. Фомина.
21. Благотворительное объединение "Путник" (г.Электросталь) - председатель П.В. Куличенко.
22. Фонд инвалидов Павлово-Покровской фабрики - руководитель В.А. Новичков.
23. Московская областная общественная организация участников обороны и жителей блокадного Ленинграда - председатель В.А. Койколайнен;
24. Комитет солдатских матерей Московской области - председатель В.И. Крылова.
25. Автономная некоммерческая организация "Центр социальной поддержки военнослужащих, членов их семей и иных категорий граждан" - И.А. Замятин.
26. Московская областная общественная организация "Объединение "СЕНЕЖ" - председатель А.В. Кирдин.
27. Московская областная общественная организация семей погибших в Афганистане и Чечне - председатель Г.М. Магонова.
28. Общественная организация "Защита" (г.Серпухов) - председатель В.А. Овсянкин.
29. Московское областное общественное движение "За власть без коррупции" - председатель В.В. Польский.
30. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства - президент В.В. Буев.
31. Центр исследований по правам человека Государственного университета Высшая школа экономики - директор К.М. Труевцев.
32. Благотворительный фонд Ирины Босенко - руководитель И. Босенко.
33. Фонд социальных гарантий военнослужащих "Гарантия" президент Р.В. Блохин.
34. Региональная общественная организация содействия реализации прав граждан "Доверие" - руководитель Т.Ю. Забелина.
35. Общероссийский профессиональный союз военнослужащих председатель Московской областной организации В.П. Кравцов.

О деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области

Название документа: О деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области

Номер документа: 16/14

Вид документа: Решение Московской областной Думы

Принявший орган: Московская областная Дума

Статус: Действующий

Опубликован: Рассылка
Дата принятия: 03 апреля 2002