Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 мая 2001 года N 145/16


Об утверждении Программы развития топливозаправочного комплекса Московской области и мероприятиях по ее реализации

(с изменениями на 13 декабря 2001 года)

Информация об изменяющих документах

___________________________________________________________________________
     Текст документа с изменениями, внесенными

     постановлением Правительства Московской области от 13.12.2001 N 415/46
___________________________________________________________________________


В целях развития топливозаправочного комплекса Московской области, в том числе инфраструктуры обеспечения автотранспорта и населения альтернативными видами моторного и бытового топлива, улучшения экологической обстановки Правительство Московской области

постановляет:

1. Утвердить Программу развития топливозаправочного комплекса Московской области (далее - Программа) (приложение 1).

2. Утвердить Положение о порядке проведения открытого конкурса по отбору юридических и физических лиц для участия в реализации Программы развития топливозаправочного комплекса Московской области (приложение 2).

3. Утвердить состав конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса (приложение 3).

4. Межведомственной комиссии по координации деятельности в сфере земельных отношений на территории Московской области (далее - Межведомственная комиссия) рассмотреть вопросы о резервировании и последующем предоставлении в установленном порядке земельных участков для размещения объектов топливозаправочного комплекса в соответствии с Программой.

5. Министерству жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Московской области (В.Н. Бешкарев):

- на основании решения Межведомственной комиссии подготовить проект постановления Губернатора Московской области о резервировании земельных участков для размещения объектов топливозаправочного комплекса;

- провести открытый конкурс по отбору юридических и физических лиц для участия в реализации Программы (далее - конкурс);

- по результатам конкурса заключить с победителями конкурса инвестиционные договоры по каждому земельному участку;

- в срок до 30.06.2001 разработать перечень мероприятий по осуществлению контроля за соблюдением норм и правил эксплуатации объектов топливозаправочного комплекса и градостроительных требований к их размещению и проектированию.

6. Министерству имущественных отношений Московской области (П.А. Ефанов) на основании постановлений Губернатора Московской области о предоставлении в аренду земельных участков заключить в установленном порядке договоры аренды земельных участков для размещения объектов топливозаправочного комплекса. В договорах аренды предусмотреть обязательное условие о строительстве и сдаче в эксплуатацию объекта топливозаправочного комплекса на конкретном земельном участке в срок не более полутора лет.

7. Министерству жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Московской области (В.Н.Бешкарев) и Министерству имущественных отношений Московской области (П.А.Ефанов):

- в срок до 31.05.2001 разработать типовой инвестиционный договор;

- до 01.07.2002 провести оценку выполненных инвесторами работ в соответствии с инвестиционными договорами с выдачей заключений о целесообразности расторжения договоров аренды с инвесторами, не выполнившими условия инвестиционных договоров.

8. Министерству жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Московской области (В.Н.Бешкарев), Главному управлению архитектуры и градостроительства Московской области (А.Е.Фролов) совместно с ГУП "Научно-исследовательский и проектный институт градостроительства" (А.Х.Бутусов) обеспечить разработку градостроительных обоснований по размещению объектов топливозаправочного комплекса Московской области.

9. Установить, что заключенный с победителем конкурса инвестиционный договор является основанием для разработки градостроительного обоснования и землеустроительного дела.

10. Рекомендовать главам муниципальных образований Московской области:

- не допускать действий по согласованию выбора земельных участков для размещения объектов топливозаправочного комплекса, не вошедших в Программу;

- провести ревизию выбранных ранее земельных участков для размещения объектов топливозаправочного комплекса на предмет их использования и освоения и представить до 30.05.2001 в Межведомственную комиссию и Министерство жилищно - коммунального хозяйства, топлива и энергетики Московской области отчет с обязательным указанием неосвоенных земельных участков.

11. Разрешить инвесторам на период строительства, но не более одного года с даты подписания договора аренды, эксплуатацию на выделенном земельном участке передвижных газозаправочных станций с соблюдением норм и правил безопасности.

12. Запретить с 01.01.2002 эксплуатацию контейнерных автозаправочных станций на федеральной сети автомобильных дорог Московской области.

13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Московской области В.Ю. Голубева.

     

Губернатор
      Московской области
     Б.В.Громов

 

     

     

     

Приложение 1
к постановлению Правительства
Московской области
от 17 мая 2001 г. N 145/16

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТОПЛИВОЗАПРАВОЧНОГО КОМПЛЕКСА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Общая часть

1. Предисловие


Программа развития топливозаправочного комплекса Московской области (далее - Программа) разработана на основании постановления Губернатора Московской области от 01.08.2000 N 266-ПГ и в соответствии с заданием Министерства жилищно - коммунального хозяйства, топлива и энергетики Московской области.

Необходимость разработки Программы диктуется потребностью в надежном обеспечении автотранспорта и населения различными, в том числе альтернативными, видами моторного и бытового топлива и в значительной степени необходимостью улучшения экологической ситуации в Московской области.


Основные задачи Программы


На основе анализа ранее принятых программ определить перспективную до 2010 года потребность Московской области в различных видах моторного топлива и объектах топливозаправочного комплекса, разработать концепцию развития элементов топливозаправочного комплекса и перечень организационных и технических мероприятий, направленных на реализацию настоящей Программы. В рамках Программы, кроме того, ставилась задача разработать типы, классификацию и схему размещения автозаправочных комплексов, уточнить градостроительные требования к их размещению и проектированию, провести экспертную оценку изменения экологической ситуации в Московской области в результате перевода части автотранспорта на альтернативные виды топлива.

В настоящей Программе проведен анализ реализации ряда проектов по развитию топливозаправочного комплекса Московской области, выполненных ГУП НИиПИ градостроительства в разные годы и одобренных Правительством Московской области:

- Программа развития инфраструктуры дорожного сервиса на федеральной сети автомобильных дорог Московской области, 1996 год (постановление Правительства Московской области и Федеральной автомобильно - дорожной службы России от 13.05.96 N 25/11-1/76);

- Схема развития инфраструктуры дорожного сервиса на территориальной сети дорог Московской области, 1997 год;

- Схема развития складского хозяйства нефтепродуктов на территории Московской области, 1997 год;

- Схема размещения наливных пунктов, совмещенных с АЗС, на Московском кольцевом нефтепродуктопроводе, 1997 год;

- Схема размещения автогазонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) на территории Московской области, 1996 год.

Разработка Программы производилась в соответствии со Схемой развития сети радиальных и кольцевых автомобильных дорог в пределах 50-километровой зоны вокруг г. Москвы, разработанной ГУП НИиПИ градостроительства в 2000 г. и одобренной Правительством Московской области, Основными направлениями градостроительного развития территории районов центральной части Московской области и "Схемой размещения коллективных садов на территории Московской области" и другими работами института.

В разработке Программы принимали участие:

ЗАО "Гипроавтотранс", ООО "ВНИИГАЗ", АООТ "МосгазНиипроект, 25 ГосНИИ МО РФ, МГУ им. Ломоносова, ГУП "Мострансавто", ООО "ЭКО - Центр", ГУП "Мособлгаз", НПО "Комплекс-1", ЗАО "Межгосударственная нефтяная компания "СоюзНефтеГаз".

Авторский коллектив: Климова С.П., Джура Н.И., Каштанова Т.А., Королев А.В., Гладунцов А.И., Данилычев И.И., Горбунов Г.Б., Горшков В.Н., Сковородкин Р.И., Полозова Л.М., Белоусенко В.А., Чириков К.Ю., Якименкова Л.В., Якименков B.C., Чечкенев И.В., Петросян B.C., Воронин В.В., Кондаков В.П., Родионов Ю.Ф., Ровнер Г.М., Мкртычян Я.С., Чепелевский Б.В. и др.


2. Введение


Московский регион (г. Москва и Московская область) входит в число 20 крупнейших метрополий мира, является самым большим по численности населения в Российской Федерации. В регионе постоянно проживает 15,2 млн. человек (10,3% всего населения России). Здесь сосредоточено 10% промышленного потенциала, 17% автомобильного парка России, перерабатывается 60% всех поступающих в страну грузов. На территории области расположено 74 города и свыше 6 тыс. иных населенных пунктов.

Московский регион, являясь одним из наиболее развитых в мире, сосредоточил в себе практически все виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный и трубопроводный.

Транспортный узел Московской области является крупнейшим в России. Железнодорожная сеть имеет 11 радиальных магистралей и два железнодорожных кольца (протяженность сети - 2,5 тыс. км). Автодорожная сеть имеет 18 автодорог федерального значения, а также разветвленную сеть территориальных дорог. Общая протяженность сети федеральных и территориальных автодорог составляет около 15,0 тыс. км. На территории области расположены три аэропорта, имеющих международное значение, и два речных порта.

Автомобильный парк региона составляет 3,3 млн. автомобилей.

За последние годы в регионе в 1,5 раза (до 300 тыс. тонн) увеличилась доля международных и междугородных автомобильных перевозок (10% от всего объема перевозок).

Отличительной особенностью Московской области являются большие миграционные потоки и сезонное население, достигающее 5,0 млн. человек в летний период.

Рост автомобильного парка (за последние годы в 2 раза) и автотранспортных перевозок, увеличение подвижности населения привели к значительным нагрузкам на автодорожную сеть.

Перечисленные выше факторы повлекли за собой резкие количественные изменения в составе топливозаправочного комплекса. Так, с 1995 по 2000 годы количество автозаправочных станций и комплексов увеличилось более чем в четыре раза.

Ежегодно автомобильный транспорт региона выбрасывает в атмосферу 2,5 млн. тонн оксидов углерода и азота. На долю автомобильного транспорта приходится 64% загрязнений атмосферного воздуха оксидами углерода и 33% загрязнений оксидами азота.

В разное время в Московской области разрабатывались различные программы, направленные на развитие того или иного элемента топливозаправочного комплекса. В настоящее время возникла необходимость в анализе комплекса в целом, в совокупности всех его элементов, для того чтобы иметь полное представление о проблемах, существующих в этой сфере услуг, а также выработать концептуальные решения и определить оптимальные пути развития комплекса на перспективу до 2010 года. Результатом проделанной работы должен быть перечень мероприятий по реализации настоящей Программы, которые направлены в первую очередь на соблюдение интересов жителей Московской области: снижение вредного воздействия автотранспортного комплекса на человека и окружающую среду, увеличение налоговых отчислений в бюджет, рост занятости населения и создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций.

3. Анализ развития топливозаправочного комплекса
и выполнения программ по развитию его элементов


Топливозаправочный комплекс является наиболее важным элементом топливно - энергетического комплекса Московской области. Только в этой сфере осуществляется реализация нефтепродуктов предприятиям и населению области.

Рынок реализации нефтепродуктов в Московском регионе чрезвычайно привлекателен для отечественных и иностранных инвесторов. По данным Минэнерго России поставки нефтепродуктов в регион в 2000 году составили более 8,2 млн. тонн, из них в Московскую область, около 4,5 млн. тонн, в том числе мазут и керосин. Это составляет 8 и 5 процентов от поставок по Российской Федерации соответственно.

Кроме того, Московский регион располагает по разным оценкам от 70 до 80 процентов финансовых активов страны, что более или менее застраховывает поставщиков нефтепродуктов от возможных неплатежей. Здесь сталкиваются интересы многих нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний, в том числе крупных, вертикально интегрированных, что может при определенных условиях привести к кризисным явлениям в сфере нефтепродуктообеспечения. Оптовыми поставками нефтепродуктов на территории области, кроме крупных, занимаются около ста мелких компаний.

Сложившаяся в настоящее время ситуация на рынке нефтепродуктообеспечения в области характеризуется следующими особенностями и тенденциями:

- стабильно растущим потреблением светлых нефтепродуктов даже в кризисные периоды и, по прогнозам, сохраняющимся до 2010 года;

- существенной зависимостью региона от сторонних поставщиков нефтепродуктов в связи с ограниченными возможностями МНПЗ (свыше 30% потребляемых объемов завозится из других регионов. В перспективе возможен рост зависимости до 50-55%);

- наличием в регионе большого количества мелких фирм (около 300) по розничной реализации нефтепродуктов, ориентированных на различных поставщиков, и в связи с этим - низким качеством реализуемых нефтепродуктов (до 40% от общего объема), сводящим на нет значительные усилия и затраты на улучшение экологической обстановки;

- неблагоприятной экологической ситуацией, связанной с наличием большого количества устаревших и пожароопасных нефтебаз и части автозаправочных станций.

В условиях растущих цен на светлые нефтепродукты большое значение для развития топливозаправочного комплекса Московской области и улучшения экологической ситуации имеет создание широкой сети автогазозаправочных и автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Важная роль в решении этой проблемы принадлежит ресурсному обеспечению. Ресурсы сжиженного углеводородного газа для нужд автотранспорта области в настоящее время оцениваются на уровне 200-250 тыс. тонн. В то же время усиление государственного контроля за производством и поставками сжиженного углеводородного газа позволили увеличить их выпуск в 2000 году до 6,6 млн. тонн, что составляет 120% от уровня 1999 года. По прогнозу Минэнерго России в 2001 году производство сжиженных газов также возрастет. В связи с этим на перспективу (2010 год) можно ожидать увеличения поставок СУГ в область до 400-450 тысяч тонн в год. Ресурсных ограничений в использовании сжатого природного газа практически нет.

Система обеспечения Московской области нефтепродуктами строится по двум классическим технологическим схемам.

Первая схема - "Завод - железнодорожный транспорт - нефтебаза (газонаполнительная станция) - потребитель". По данной схеме нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы поставляют нефтепродукты по железной дороге на нефтебазы (газонаполнительные станции), которые в свою очередь выдают их конечным потребителям (АЗС, АГЗС, склады предприятий, пункты обмена бытовых газовых баллонов и т.д.). Обеспечение сжиженным углеводородным газом осуществляется только по данной схеме.

Вторая схема - "Завод - трубопроводный транспорт - нефтебаза (наливной пункт) - потребитель". Схема обеспечения строится на основе Московского кольцевого нефтепродуктопровода (НПП) ОАО "Мостранснефтепродукт". В этом случае нефтеперерабатывающие заводы по трубопроводу поставляют нефтепродукты на центральную нефтебазу (Володарская ЛПДС), которая подает их на наливные станции, расположенные на НПП, либо, минуя последние, выдает нефтепродукты непосредственно потребителям.

Топливозаправочный комплекс Московской области, учитывая принятые системы обеспечения, формировался в течение многих лет как единый организм со специализацией отдельных его элементов. Условно их можно разделить на:

- объекты, предназначенные для приема, хранения и выдачи нефтепродуктов и сжиженного углеводородного газа. К ним относятся нефтебазы, склады горюче - смазочных материалов, газонаполнительные станции;

- объекты, предназначенные для транспортирования и приема нефтепродуктов. К ним относятся кольцевой нефтепродуктопровод с наливными станциями и наливными пунктами;

- объекты, предназначенные для заправки (реализации) нефтепродуктов и газа. К ним относятся автозаправочные, автогазозаправочные и автогазонаполнительные компрессорные станции и комплексы.

В такой последовательности в данной Программе было рассмотрено состояние элементов топливозаправочного комплекса и даны предложения по его развитию.


3.1. Нефтебазы и склады ГСМ


В 1997 году на основании распоряжения Администрации Московской области от 10.09.96 N 397-р ГУП НИиПИ градостроительства была разработана Схема развития складского хозяйства нефтепродуктов на территории Московской области. Необходимость разработки Схемы была вызвана крайне низким техническим состоянием нефтебаз, построенных в 50-е годы, их неудовлетворительной экологической, санитарно - эпидемиологической и пожарной безопасностью. Кроме того, имеющиеся нефтебазы не обеспечивали всевозрастающие объемы переработки нефтепродуктов.

Основными задачами Схемы были: разработка предложений по количеству и местам строительства новых современных нефтяных терминалов, а также предложений по реконструкции или ликвидации существующих нефтебаз, размещенных вблизи жилой застройки и не имеющих территориальных возможностей для развития.

Схемой намечалось строительство 16 нефтебаз, кроме того, предусматривалось строительство еще 7 нефтебаз взамен существующих, предложенных Схемой к закрытию.

За период, прошедший с момента разработки Схемы, было построено 7 складов нефтепродуктов и еще 9 площадок находятся в различной стадии оформления (см. приложение, рис. П1.1). *

В настоящее время на территории области насчитывается около 50 нефтебаз и складов различной вместимости и принадлежности. Эти нефтебазы и склады нефтепродуктов по принадлежности подразделяются на пять групп (табл. 3.1):

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»