Недействующий

ЗАКОН

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 10 ноября 2001 года N 174/2001-ОЗ



О местном референдуме в Московской области

____________________________________________________________________
Утратил силу с 21 декабря 2003 года года на основании
Закона Московской области от 19 ноября 2003 года N 148/2003-ОЗ
____________________________________________________________________


Г Л А В А 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие местного референдума. Вопросы местного
референдума

1. Местный референдум в Московской области (далее - референдум) - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципального образования, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Московской области, а также уставом муниципального образования.

2. На референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о формировании состава органов местного самоуправления, персональном составе органов местного самоуправления;

в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;

г) о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

3. На референдум не могут быть вынесены также вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.

4. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования и на них можно было дать лишь однозначный ответ.

5. Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству Московской области.

6. Не допускается установление ограничений для вопросов, выносимых на референдум, за исключением указанных в настоящей статье.

7. В случае внесения изменений и дополнений в настоящий Закон, в регулирующие проведение местного референдума положения устава муниципального образования при проведении референдума, указанные изменения и дополнения вступают в силу после окончания проведения референдума.      

Статья 2. Право граждан на участие в референдуме

1. В референдуме, а также в предусмотренных законом и проводимых законными методами действиях по подготовке референдума имеют право участвовать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, постоянно или преимущественно проживающие на территории, на которой проводится референдум, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2. Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

3. В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории  муниципального образования, в котором проводится референдум, имеют право участвовать в референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.     

Статья 3. Общие принципы проведения референдума

1. Гражданин участвует в  референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.  

2. Участие гражданина в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в  референдуме, а также на его свободное волеизъявление.      

Статья 4. Обязательность проведения референдума

1. Референдум назначается и проводится в порядке и сроки, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, уставом муниципального образования.

2. Принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который в соответствии с законодательством может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.     

 Статья 5. Обстоятельства, исключающие проведение референдума

1. Референдум не проводится в случаях, установленных пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

2. Уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого повторный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Указанный срок не может превышать двух лет со дня официального опубликования результатов референдума. В случае, если в уставе муниципального образования такой срок не установлен, то проведение повторного референдума с такой же по смыслу формулировкой вопроса возможно не ранее чем через год со дня официального опубликования результатов референдума.

3. Не допускается установление обстоятельств, исключающих проведение референдума, за исключением указанных в настоящей статье.     

Статья 6. Финансовое обеспечение референдума


Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума,  производятся за счет средств местного бюджета, если федеральными законами, законами Московской области не предусмотрено иное.

ГЛАВА 2
ИНИЦИАТИВА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА И ПОРЯДОК ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ.
НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА

Статья 7. Инициатива проведения референдума


С инициативой о проведении референдума вправе выступить:

- представительный орган местного самоуправления;

- каждый гражданин или группа граждан, имеющие право участвовать в референдуме;

- общественное объединение, зарегистрированное органами юстиции не позднее чем за 6 месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения референдума, устав которого предусматривает участие в выборах;

- избирательные объединения, уставы которых зарегистрированы в органах юстиции не позднее чем за год до дня голосования.     


Статья 8. Порядок реализации инициативы проведения
референдума представительным органом местного
самоуправления

1. С инициативой проведения референдума вправе выступить депутаты представительного органа местного самоуправления в количестве, составляющем не менее одной трети от установленного числа депутатов.  

2. Решение о назначении референдума принимается в порядке и сроки, установленные уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом. Указанное решение принимается большинством голосов от установленного числа депутатов представительного органа местного самоуправления.

3. В случае принятия решения о назначении референдума, представительный орган местного самоуправления указывает в нем дату проведения референдума, вопрос, выносимый на референдум (либо прикладывается проект нормативного правового акта, выносимого на референдум). Решение о назначении референдума должно быть принято не позднее чем за 55 дней до дня голосования и опубликовано не позднее чем за 45 дней до дня голосования.     

 Статья 9. Образование инициативной группы по проведению
референдума


Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие  в референдуме, а равно общественное объединение, зарегистрированное органами юстиции не позднее чем за 6 месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения референдума, устав которого предусматривает участие в выборах, могут образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 10 человек для сбора подписей граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, в поддержку инициативы проведения референдума. В случае, если инициатором проведения референдума выступает избирательное объединение, руководящий орган избирательного объединения либо руководящий орган его регионального, местного отделения, местной организации выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.     

 Статья 10. Регистрация инициативной группы по проведению
референдума

1. Инициативная группа по проведению референдума обращается в территориальную избирательную комиссию, которая действует в качестве комиссии референдума с ходатайством о ее регистрации. В случае, если постоянно действующая избирательная комиссия отсутствует, функции территориальной комиссии референдума до ее сформирования выполняет представительный орган местного самоуправления, в случае отсутствия представительного органа местного самоуправления - Избирательная комиссия Московской области.

2. В ходатайстве о регистрации инициативной группы по проведению референдума должны содержаться вопрос (вопросы) либо текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого  инициативной группой  для вынесения на референдум, и должны быть указаны фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории предлагаемого референдума.

3. К ходатайству о регистрации должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

4. В случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой по проведению референдума для вынесения на голосование, не отвечает требованиям, указанным в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящем Законе, орган, в который направлена инициатива проведения референдума, до регистрации инициативной группы по проведению референдума может согласовать с инициативной группой по проведению референдума новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению референдума. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.

5. Орган, указанный в пункте 1 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня  поступления ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению референдума обязан рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в орган местного самоуправления, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования принять решение о назначении референдума;

в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

6. Орган местного самоуправления, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования принять решение о назначении референдума, обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 1 настоящего Закона в порядке и сроки, установленные уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган местного самоуправления в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.

7. В случае признания органом, указанным в пункте 6 настоящей статьи, вопроса, выносимого на референдум, отвечающим требованиям статьи 1 настоящего Закона, орган, указанный в пункте 1 настоящей статьи, в течение 10 дней по истечении срока, указанного в пункте 6 настоящей статьи, регистрирует инициативную группу по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации.   

8. В случае признания органом, указанным в пункте 6 настоящей статьи, вопроса, выносимого на референдум, не отвечающим требованиям статьи 1 настоящего Закона, орган, указанный в пункте 1 настоящей статьи, в течение 10 дней по истечении срока, указанного в пункте 6 настоящей статьи, отказывает в регистрации инициативной группы по проведению референдума.

9. В случае отказа в регистрации инициативной группе по проведению референдума выдается решение соответствующего органа, в котором указываются основания отказа.

10. Основанием отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава Московской области, настоящего Закона, иных законов Московской области, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

11. При отсутствии территориальной комиссии референдума орган, зарегистрировавший инициативную группу по проведению референдума, в течение 14 дней со дня регистрации инициативной группы формирует (образует) территориальную комиссию референдума в порядке, определенном  статьей 20 настоящего Закона.     

 Статья 11. Сбор подписей граждан в поддержку инициативы
проведения референдума

1. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума. При этом учитываются лишь подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается Избирательной комиссией Московской области, и которое выдается инициативной группе по проведению референдума, действительно в течение срока, установленного уставом муниципального образования. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.

2. Подписи граждан в поддержку инициативы проведения референдума собираются инициативной группой по проведению референдума в порядке и количестве, определяемом уставом муниципального образования. При этом количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума должно составлять не менее 3 и не более 5 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме. В случае, если в уставе муниципального образования не определено количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума, оно составляет 3 процента от числа граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Число граждан, имеющих  право на участие в референдуме, определяется на основании данных регистрации участников референдума по состоянию на 1 января или 1 июля соответствующего года.

3. Подписи собираются посредством внесения  их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. В случае вынесения на референдум  проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления, лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта участнику референдума по его первому требованию. Форма подписного листа прилагается.

4. Участник референдума, ставя подпись в подписном листе, указывает в нем свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату его выдачи, а также дату внесения подписи. Данные об участниках референдума, ставящих свою подпись в поддержку инициативы проведения референдума, могут вноситься в подписной лист лицом, собирающим подписи. Указанные данные вносятся не иначе как рукописным способом. При этом в обязательном порядке участником референдума собственноручно ставится лишь подпись и дата ее внесения.

Подписной лист заверяет своей подписью лицо, собиравшее подписи участников референдума, и уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, даты рождения, серии и номера паспорта или заменяющего его документа. При этом в обязательном порядке собственноручно ставятся лишь подписи и дата их внесения.

5. Подписи могут собираться среди участников референдума на всей территории предлагаемого референдума. Установление квот для сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума в отдельных частях муниципального образования не допускается.

6. Период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума должен составлять не менее 20 дней.

7. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа по проведению референдума подсчитывает общее количество собранных подписей участников референдума, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы  и экземпляр итогового протокола инициативной группы по проведению референдума передаются уполномоченными представителями инициативной группы в территориальную комиссию референдума.

В случае, если к моменту представления подписных листов,  территориальная комиссия референдума не сформирована, пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы по проведению референдума передаются уполномоченными представителями инициативной группы в Избирательную комиссию Московской области. Избирательная комиссия Московской области передает указанные документы в территориальную комиссию референдума после ее формирования.     

 Статья 12. Процедура проверки подписей участников
референдума в поддержку инициативы проведения
референдума  

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»