ЗАКОН

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 6 ноября 2001 года N 170/2001-ОЗ

Об охране труда в Московской области

(с изменениями на 13 октября 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________     

Документ с изменениями, внесенными:     

     Законом Московской области от 31 октября 2002 года N 115/2002-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 217, 20.11.2002);
     Законом Московской области от 14 октября 2003 года N 120/2003-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 205, 01.11.2003);     

Законом Московской области от 15 декабря 2004 года N 172/2004-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 247, 29.12.2004);

Законом Московской области от 13 октября 2005 года N 216/2005-ОЗ (Ежедневные новости. Подмосковье, N 201, 22.10.2005);

Законом Московской области от 29 сентября 2007 года N 168/2007-ОЗ (Ежедневные новости. Подмосковье, N 185, 06.10.2007);

Законом Московской области от 27 декабря 2008 года N 237/2008-ОЗ (Ежедневные новости. Подмосковье, N 285, 30.12.2008);

Законом Московской области от 28 января 2010 года N 3/2010-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 20, 06.02.2010);

Законом Московской области от 27 июля 2013 года N 103/2013-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 146, 12.08.2013);

Законом Московской области от 30 декабря 2013 года N 171/2013-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области, www.mosreg.ru, 31.12.2013);

Законом Московской области от 31 мая 2014 года N 60/2014-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 04.06.2014);

Законом Московской области от 20 марта 2019 года N 30/2019-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 21.03.2019);

Законом Московской области от 26 июня 2019 года N 122/2019-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 28.06.2019);

Законом Московской области от 5 апреля 2022 года N 41/2022-ОЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.04.2022, N 5000202204060002);

Законом Московской области от 13 октября 2023 года N 176/2023-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 17.10.2023).                   

____________________________________________________________________



Принят
 решением
     Московской областной Думы
     от 17 октября 2001 года N 20/148


Настоящий Закон направлен на реализацию государственной политики в сфере охраны труда и государственного управления охраной труда на территории Московской области в целях обеспечения конституционного права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, сохранения жизни и здоровья в процессе их трудовой деятельности, а также на установление правовых основ регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

(Преамбула в редакции, введенной в действие с 7 октября 2007 года Законом Московской области от 29 сентября 2007 года N 168/2007-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)      

Глава I. Общие положения

Статья 1. Действие Закона по кругу лиц


Действие настоящего Закона распространяется на:

1) граждан, состоящих с работодателями в трудовых отношениях (работников), и лиц, получающих образование в соответствии с ученическим договором и ищущих работу;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Законом Московской области от 30 декабря 2013 года N 171/2013-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

2) работодателей, в том числе:

организации всех организационно-правовых форм, осуществляющие свою деятельность на территории Московской области (далее - организации);

органы государственной власти Московской области;

государственные органы Московской области, созданные для реализации отдельных функций государственного управления в Московской области;

органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления) Московской области;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 апреля 2022 года Законом Московской области от 5 апреля 2022 года N 41/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)


индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд;

граждан, заключающих трудовые договоры с работниками;

3) членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности в Московской области, основанной на их личном трудовом участии;

4) обучающихся, проходящих производственную практику;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Законом Московской области от 30 декабря 2013 года N 171/2013-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

5) военнослужащих, направляемых на работу в организации;

6) граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях;

7) иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (подпункт в редакции, введенной в действие с 7 октября 2007 года Законом Московской области от 29 сентября 2007 года N 168/2007-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).      

Действие настоящего Закона не распространяется на следующих лиц (если в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей) (абзац дополнительно включен с 7 октября 2007 года Законом Московской области от 29 сентября 2007 года N 168/2007-ОЗ):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы (абзац дополнительно включен с 7 октября 2007 года Законом Московской области от 29 сентября 2007 года N 168/2007-ОЗ);

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор) (абзац дополнительно включен с 7 октября 2007 года Законом Московской области от 29 сентября 2007 года N 168/2007-ОЗ);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера (абзац дополнительно включен с 7 октября 2007 года Законом Московской области от 29 сентября 2007 года N 168/2007-ОЗ);

другие лица, если это установлено федеральным законом (абзац дополнительно включен с 7 октября 2007 года Законом Московской области от 29 сентября 2007 года N 168/2007-ОЗ).

     

Статья 2. Нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда

1. Государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в нормативных правовых актах Российской Федерации и в нормативных правовых актах Московской области, устанавливают правила, процедуры, критерии и нормы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности (пункт в редакции, введенной в действие с 7 октября 2007 года Законом Московской области от 29 сентября 2007 года N 168/2007-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).

2. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, указанными в пункте 1 статьи 1 настоящего  Закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (пункт в редакции, введенной в действие с 7 октября 2007 года Законом Московской области от 29 сентября 2007 года N 168/2007-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).

3. Нормативные правовые акты Московской области, содержащие требования охраны труда, разрабатываются и принимаются органами государственной власти Московской области с учетом мнения профессиональных союзов.

4. Органы государственной власти Московской области правомочны принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, в части вопросов, не отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти (пункт дополнительно включен с 7 октября 2007 года Законом Московской области от 29 сентября 2007 года N 168/2007-ОЗ).

5. Законами Московской области может устанавливаться более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 7 октября 2007 года Законом Московской области от 29 сентября 2007 года N 168/2007-ОЗ).

6. Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти Московской области и органов местного самоуправления в сфере охраны труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 апреля 2022 года Законом Московской области от 5 апреля 2022 года N 41/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)


Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти Московской области и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти Московской области или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 апреля 2022 года Законом Московской области от 5 апреля 2022 года N 41/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)     

(Пункт дополнительно включен с 7 октября 2007 года Законом Московской области от 29 сентября 2007 года N 168/2007-ОЗ).

 Глава II. Обеспечение охраны труда

 Статья 3. Реализация основных направлений государственной политики в сфере охраны труда на территории Московской области


Реализация основных направлений государственной политики в сфере охраны труда на территории Московской области обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления, работодателей и их объединений, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.    

(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 апреля 2022 года Законом Московской области от 5 апреля 2022 года N 41/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

     

Статья 4. Государственное управление охраной труда на территории Московской области

Государственное управление охраной труда на территории Московской области осуществляется федеральными органами исполнительной власти, Правительством Московской области, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области в пределах их полномочий.      

     

Статья 5. Полномочия Московской областной Думы в сфере охраны труда

Московская областная Дума осуществляет законодательное регулирование и контроль за соблюдением и исполнением законодательства Московской области в сфере охраны труда, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и законами Московской области по вопросам охраны труда.    

     

Статья 6. Полномочия Правительства Московской области в сфере охраны труда

К полномочиям Правительства Московской области в сфере охраны труда относятся:

1) реализация государственной политики в сфере охраны труда на территории Московской области;

2) подпункт утратил силу с 7 апреля 2022 года - Закон Московской области от 5 апреля 2022 года N 41/2022-ОЗ, - см. предыдущую редакцию;

3) принятие решений о разработке государственных программ Московской области по улучшению условий и охраны труда или мероприятий по улучшению условий и охраны труда для их включения в государственные программы Московской области;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 7 апреля 2022 года Законом Московской области от 5 апреля 2022 года N 41/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

4) осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда, разработке и внедрении безопасной техники и безопасных технологий, производстве и внедрении средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

5) взаимодействие с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам условий и охраны труда;

6) организация государственной экспертизы условий труда в Московской области;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 июня 2014 года Законом Московской области от 31 мая 2014 года N 60/2014-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

7) разработка предложений о расходах на охрану труда за счет средств областного бюджета;

8) иные полномочия в сфере охраны труда, определенные законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.      

 Статья 7. Полномочия центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, в области охраны труда

( название в ред. Закон Московской области от 15.12.2004 N 172/2004-ОЗ)

Центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, в области охраны труда: (в ред. Закон Московской области от 15.12.2004 N 172/2004-ОЗ)

1) обеспечивает реализацию государственной политики в сфере охраны труда на территории Московской области;

2) осуществляет координацию деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления по вопросам охраны труда;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 7 апреля 2022 года Законом Московской области от 5 апреля 2022 года N 41/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

3) разрабатывает государственные программы Московской области по улучшению условий и охраны труда или мероприятия по улучшению условий и охраны труда для их включения в государственные программы Московской области, обеспечивает контроль за выполнением указанных программ, мероприятий и достижением показателей их эффективности и результативности;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 7 апреля 2022 года Законом Московской области от 5 апреля 2022 года N 41/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

4) разрабатывает в пределах своих полномочий проекты нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;

5) вносит в установленном порядке предложения по разработке проектов нормативных правовых актов Московской области по условиям и охране труда;

6) осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и других государственных органов, осуществляющих свою деятельность на территории Московской области;

7) вносит в Правительство Московской области предложения о средствах, направляемых на охрану труда из бюджета Московской области (подпункт в редакции, введенной в действие с 7 октября 2007 года Законом Московской области от 29 сентября 2007 года N 168/2007-ОЗ, - см. предыдущую редакцию);

8) осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Координационного совета по охране труда Московской области;

9) координирует проведение на территории Московской области в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучения по охране труда;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 7 апреля 2022 года Законом Московской области от 5 апреля 2022 года N 41/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

10) осуществляет на территории Московской области в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственную экспертизу условий труда;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 7 апреля 2022 года Законом Московской области от 5 апреля 2022 года N 41/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»