• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

Р Е Ш Е Н И Е

02.07.2003 № 4/63


О проекте закона Московской области "Об органах
опеки и попечительства в Московской области"   



Московская областная Дума решила:

1. Одобрить проект закона Московской области "Об органах опеки и попечительства в Московской области". (Прилагается.)

2. Поручить Комитету по вопросам науки, образования, культуры, спорта и делам молодежи и Комитету по труду и социальным вопросам доработать проект закона Московской области "Об органах опеки и попечительства в Московской области" совместно с представителями Губернатора Московской области.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Егерева В.А.


Председатель
Московской областной Думы В.Е. Аксаков


МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ


Проект


З А К О Н


Об органах опеки и попечительства в
Московской области  



Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Семейным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "О государственном банке данных" устанавливает некоторые вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления), осуществляющих функции опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, их компетенцию и подотчетность.


Статья 1. Понятие и виды органов опеки и попечительства в Московской области
 

Органами опеки и попечительства в Московской области являются органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по осуществлению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
К органам опеки и попечительства относятся:
администрации муниципальных образований Московской области;
муниципальные органы управления образованием.
Решением главы муниципального образования функциями органа опеки и попечительства могут быть наделены иные органы местного самоуправления.
Сельские и поселковые органы местного самоуправления непосредственно осуществляют функции по опеке и попечительству, за исключением вопросов, связанных с усыновлением (удочерением) и защитой имущественных прав несовершеннолетних.
Полномочия органов опеки и попечительства определяются Уставами муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Московской области, в том числе, настоящим Законом.


Статья 2. Основные задачи органов опеки и попечительства
 

Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
проведение единой государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних в Московской области;
обеспечение приоритета семейных форм воспитания ребенка; профилактика сиротства, предупреждение безнадзорности, беспризорности;
создание наиболее благоприятных условий для содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей,
контроль за условиями воспитания и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В своей деятельности органы опеки и попечительства взаимодействуют с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, муниципальными органами социальной защиты населения, муниципальными органами управления здравоохранением, органами ЗАГС, органами внутренних дел и другими органами по вопросам, входящим в их компетенцию.


Статья 3. Полномочия администрации муниципального образования
 

Администрация муниципального образования является органом опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, проживающих на территории муниципального образования.
Администрация муниципального образования:
принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите;
принимает решение о назначении (отстранении, освобождении) опекуна (попечителя) или об иной форме устройства несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей (приемная семья, патронатное воспитание, устройство в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), назначает социальные выплаты в соответствии с законодательством;
дает разрешение на вступление в брак лицам, достигшим возраста 16 лет;
выдает разрешение на изменение имени и фамилии ребенка;
принимает решение о предоставлении близким родственникам ребенка возможности общаться с ним;
принимает решение об отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью;
выдает разрешение на совершение сделок по отчуждению имущества несовершеннолетнего, сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих ребенку прав либо уменьшение размера принадлежащего ему имущества;
принимает решение о закреплении (предоставлении) жилого помещения за несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, а также меры к его сохранению;
объявляет несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя;
принимает решение о доверительном управлении имуществом подопечного, заключает договор с управляющим;
предъявляет в суд иски в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
По вопросам, указанным в настоящей статье, принимаются постановления, подписываемые главой администрации муниципального образования или иным уполномоченным им лицом.


Статья 4. Полномочия муниципального органа управления образованием
 

Муниципальный орган управления образованием, являясь органом опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляет защиту их прав и интересов в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.
Муниципальный орган управления образованием обладает следующими полномочиями:
осуществляет на территории муниципального образования выявление, учет и устройство несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, ведет банк данных, направляет сведения о них в региональный банк данных;
осуществляет выбор наиболее подходящего способа устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, защиты его прав;
в случаях, предусмотренных законодательством, представляет заключение о соответствии признания брака недействительным интересам несовершеннолетних;
участвует в судебных заседаниях по делам об установлении усыновления ребенка, предоставляет заключение об обоснованности усыновления и его соответствии интересам усыновляемого ребенка, выявляет согласие ребенка на усыновление;
участвует в судебных заседаниях по делам о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, а также с лицом, признанным судом недееспособным;
в случаях, установленных законодательством, дает согласие при установлении отцовства;
ведет учет лиц, желающих принять ребенка на воспитание в семью, организует работу с ними, выдает заключение о возможности быть усыновителем, опекуном, попечителем, приемным родителем;
обеспечивает право ребенка на воспитание в семье при отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения;
в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляет защиту прав и законных интересов ребенка;
разрешает разногласия между родителями относительно имени и фамилии ребенка;
разрешает разногласия между опекуном и несовершеннолетними родителями по вопросам воспитания ребенка;
представляет интересы ребенка в случаях, если между интересами родителей и детей имеются противоречия;
предоставляет заключение и участвует в судебных заседаниях по спорам о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающем отдельно от ребенка;
дает согласие на контакт родителей с детьми, если родительские права ограничены судом;
осуществляет отобрание ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью;
участвует при рассмотрении судами споров, связанных с воспитанием детей, подготавливает акт обследования и заключение по условиям жизни усыновленного ребенка, участвует в принудительном исполнении принятых судебных решений;
дает заключения о целесообразности или нецелесообразности лишения родительских прав, их ограничения или восстановления в родительских правах;
осуществляет контроль за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей, оказывает им помощь в воспитании ребенка,
осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, переданных на воспитание в семью или находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Статья 5. Полномочия муниципального органа социальной защиты населения
 

Муниципальный орган социальной защиты населения взаимодействует с органами опеки и попечительства по вопросам социально-правовой защиты несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и находящихся в учреждениях социальной защиты населения.
Муниципальный орган социальной защиты населения:
осуществляет на территории муниципального образования выявление несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, направляет сведения о них в муниципальный орган управления образованием;
осуществляет учет несовершеннолетних, помещенных в учреждения социальной защиты населения,
организует индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных, беспризорных детей, а также их законных представителей,
осуществляет контроль за условиями содержания, воспитания и образования несовершеннолетних, находящихся в учреждениях социальной защиты населения.
Иные полномочия муниципального органа социальной защиты населения определяются положением, утверждаемым в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.


Статья 6. Полномочия муниципального органа управления здравоохранением
 

Муниципальный орган управления здравоохранением взаимодействует с органом опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и находящихся в учреждениях здравоохранения.
Муниципальный орган управления здравоохранением:
осуществляет на территории муниципального образования выявление несовершеннолетних, имеющих проблемы физического и психического здоровья и требующих лечения, направляет сведения об имеющихся среди них детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в муниципальный орган управления образованием;
осуществляет учет несовершеннолетних, помещенных в учреждения здравоохранения;
организует проведение медицинского освидетельствования лиц, желающих взять ребенка на воспитание в семью, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования несовершеннолетних, находящихся в учреждениях здравоохранения.
Иные полномочия муниципального органа управления здравоохранением определяются положением, утверждаемым в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.


Статья 7. Принципы формирования органов опеки и попечительства
 

Количество работников, осуществляющих функции опеки и попечительства, определяется исходя из расчета не менее одного работника на 5000 человек детского населения (в возрасте до 18 лет) в городе и не менее 1 работника на 3000 человек детского населения (в возрасте до 18 лет) в сельской местности, но не менее трех работников в муниципальном образовании.


Статья 8. Обязательность решений органов опеки и попечительства
 

При осуществлении своих функций органы опеки и попечительства принимают решения, обязательные для всех органов, организаций и граждан.


Статья 9. Координация деятельности органов опеки и попечительства
 

Координация деятельности муниципальных органов управления образованием, муниципальных органов социальной защиты, муниципальных органов управления здравоохранением по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется главой муниципального образования.
Координация деятельности органов опеки и попечительства по вопросам выявления, учета и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере образования.


Статья 10. Ведение регионального банка данных
 

Формирование и функционирование регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, подлежащих передаче на воспитание в семью, а также о лицах, желающих взять ребенка на воспитание в семью, осуществляется центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере образования в порядке, установленном законодательством.
В случаях, установленных федеральным законодательством, центральный исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере образования, являясь региональным оператором государственного банка данных о детях, организует устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи.


Статья 11. Вступление в силу Закона


Настоящий закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.



Одобрен решением
Московской областной Думы
от 02.07.2003 № 4/63

О проекте закона Московской области "Об органах опеки и попечительства в Московской области"

Название документа: О проекте закона Московской области "Об органах опеки и попечительства в Московской области"

Номер документа: 4/63

Вид документа: Решение Московской областной Думы

Принявший орган: Московская областная Дума

Статус: Действующий

Опубликован: Рассылка
Дата принятия: 02 июля 2003

Дата начала действия: 02 июля 2003