Недействующий

ЗАКОН

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 27 июля 2006 года N 133/2006-ОЗ

Об областной целевой программе "Жилище" на 2006-2010 годы"

(с изменениями на 27 декабря 2008 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2009 года на основании
Закона Московской области от 4 июля 2008 года N 97/2008-ОЗ
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Московской области от 11 апреля 2008 года N 39/2008-ОЗ (Ежедневные новости. Подмосковье, N 87, 26.04.2008);

Законом Московской области от 27 июня 2008 года N 93/2008-ОЗ (Ежедневные новости. Подмосковье, N 137, 05.07.2008);

Законом Московской области от 27 декабря 2008 года N 218/2008-ОЗ (Ежедневные новости. Подмосковье, N 285, 30.12.2008).

____________________________________________________________________

     

Принят
постановлением
Московской областной Думы
от 12 июля 2006 года N 6/187-П

     

Статья 1


Утвердить областную целевую программу "Жилище" на 2006-2010 годы. (Приложение).

Статья 2  


Признать утратившими силу:

Государственную программу Московской области N 4/98-НА "Реконструкция жилых домов первых массовых серий" на период до 2010 года";

Закон Московской области N 122/2001-ОЗ "Об областной целевой программе "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Московской области на 2001-2010 годы";

Закон Московской области N 88/2002-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области "Об областной целевой программе "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Московской области на 2001-2010 годы";

Закон Московской области N 4/2003-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об областной целевой программе "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Московской области на 2001-2010 годы";

Закон Московской области N 110/2002-ОЗ "Об областной целевой программе "Модернизация коммунальной теплоэнергетики Московской области на период 2003-2007 годы";

Закон Московской области N 35/2005-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об областной целевой программе "Модернизация коммунальной теплоэнергетики Московской области на период 2003-2007 годы".

Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

Губернатор
Московской области
Б.В.Громов

27 июля 2006 года

N 133/2006-ОЗ

Приложение
к Закону Московской области
"Об областной целевой программе
"Жилище" на 2006-2010 годы"

Об областной целевой программе "Жилище" на 2006-2010 годы

(с изменениями на 27 декабря 2008 года)

     

     

ПАСПОРТ
областной целевой программы "Жилище" на 2006-2010 годы


Наименование Программы

Областная целевая программа "Жилище" на 2006-2010 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.02.2002 N 104 и от 31.12.2005 N 865), Закон Московской области N 11/96-ОЗ "О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области" (с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Московской области N 47/99-ОЗ, N 81/2001-ОЗ, N 4/2002-ОЗ, N 200/2005-ОЗ, N 46/2005-ОЗ), постановление Правительства Московской области от 26.03.2001 N 87/6 "О Порядке разработки областных целевых программ и контроля за их реализацией", постановление Правительства Московской области от 14.06.2006 N 511/22 "О разработке проекта областной целевой программы "Жилище" на 2006-2010 годы

Перечень подпрограмм, входящих в состав Программы

Подпрограммы:

"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры"

"Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда"

"Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства"

"Обеспечение жильем молодых семей"

(Раздел в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2008 года Законом Московской области от 11 апреля 2008 года N 39/2008-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2008 года Законом Московской области от 27 декабря 2008 года N 218/2008-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство строительного комплекса Московской области

Государственный заказчик подпрограмм, входящих в состав Программы

Подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области;

Подпрограмма "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" - Министерство строительного комплекса Московской области

Подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" - Министерство строительного комплекса Московской области;

Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" - Министерство строительного комплекса Московской области.

(Раздел в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2008 года Законом Московской области от 11 апреля 2008 года N 39/2008-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2008 года Законом Московской области от 27 декабря 2008 года N 218/2008-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

Разработчики Программы

Министерство строительного комплекса Московской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерство экономики Московской области

(Раздел в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2008 года Законом Московской области от 11 апреля 2008 года N 39/2008-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2008 года Законом Московской области от 27 декабря 2008 года N 218/2008-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

Цель и задачи Программы

Основная цель Программы является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания для жителей Московской области

Основными задачами Программы являются:

создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;

обеспечение доступности ипотечных кредитов (займов) в соответствии с платежеспособным спросом граждан;

создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;

обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями

Сроки реализации Программы

2006-2010 годы, в том числе:

I этап 2006-2007 годы

II этап 2007-2010 годы

Исполнители Программы

Министерство строительного комплекса Московской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерство экономики Московской области, Министерство финансов Московской области, Министерство социальной защиты населения Московской области, Комитет по делам молодежи Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области (по согласованию или в случаях, указанных в Программе - отбираемые на конкурсной основе), организации всех форм собственности, осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, привлекаемые на конкурсной основе

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы составляет 68857,984 млн.рублей, в том числе:

- средства федерального бюджета - 14776,589 млн.рублей(1);
________________
     (1) Здесь и далее объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета, государственные гарантии Российской Федерации, а также результаты реализации Программы, связанные с указанным финансированием и предоставлением государственных гарантий носят прогнозный характер и подлежат уточнению в процессе реализации Программы.


- средства бюджета Московской области - 6780,946 млн.рублей;

- средства муниципальных образований - 5298,269 млн.рублей;

- средства частных инвесторов и кредиторов - 42002,18 млн.рублей.

(Раздел в редакции, введенной в действие с 6 июля 2008 года Законом Московской области от 27 июня 2008 года N 93/2008-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2008 года Законом Московской области от 27 декабря 2008 года N 218/2008-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

- годовой объем ввода жилья - к 2010 году 5,8 млн.кв.м общей площади жилья;

- объем выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов гражданам - к 2010 году на сумму 6635,7 млн.рублей;

- ожидаемое количество семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия - около 3000 семей;

- количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета - 1895 семей      

(Раздел в редакции, введенной в действие с 6 июля 2008 года Законом Московской области от 27 июня 2008 года N 93/2008-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2008 года Законом Московской области от 27 декабря 2008 года N 218/2008-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- улучшение жилищных условий граждан Московской области (рост жилищной обеспеченности с 24,6 кв.м на человека до 29 кв.м);

- повышение доступности приобретения жилья, когда средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв.м будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 3 года;

- увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, - с 9 до 30 процентов;

- строительство около 28 млн.кв.м. жилья в период 2006-2010 годов;

- увеличение объема выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов гражданам до 6635,7 млн.рублей;

- снижение среднего времени ожидания предоставления жилых помещений социального использования до 5-7 лет;

- содействие в обеспечении жильем за счет средств бюджетов всех уровней в 2006-2010 годах 1895 молодых семей;

- улучшение жилищных условий в 2006-2010 годах за счет средств федерального бюджета около 3000 семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством;

- повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания (снижение уровня износа основных фондов коммунального хозяйства с 60 до 50 процентов);

- совершенствование нормативной правовой базы в целях повышения доступности жилья для населения;

- создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе

(Раздел в редакции, введенной в действие с 6 июля 2008 года Законом Московской области от 27 июня 2008 года N 93/2008-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2008 года Законом Московской области от 27 декабря 2008 года N 218/2008-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

Организация контроля за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляется Московской областной Думой и Правительством Московской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области

Государственный заказчик - координатор осуществляет общую координацию выполнения подпрограмм и представление отчетности в установленном законодательством порядке

     

     

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Московская область занимает территорию 46 тыс.кв.км, на которой расположено 39 муниципальных районов, 80 городов, 72 поселка городского типа, около 464 сельских округов и в них более 6000 сельских населенных пунктов. По состоянию на 01.01.2005 в Московской области постоянно проживает 6,630 млн. человек, в том числе в городах - 5,337 млн.человек, в сельской местности - 1,293 млн.человек. Жилищный фонд Московской области на 01.01.2005 года составил 158,9 млн.кв.м. общей площади. По состоянию на 01.01.2006 на одного жителя приходится 24,6(2) кв.м общей жилой площади.

________________

(2) расчетные показатели (будут уточняться по данным годового отчета за 2005 год)


В очереди по улучшению жилищных условий (по состоянию на 01.01.2005) состоит 135,2 тыс.семей, из них около 39 процентов семей состоят на очереди 10 и более лет.

По данным муниципальных образований Московской области по состоянию на 01.01.2006 на территории Московской области расположено более 7,5 тысяч ветхих жилых строений общей площадью около 2,51 млн.кв.м., в которых проживает более 58,9 тысяч семей численностью около 138,7 тысяч человек.

Кроме того, на территории Московской области имеется 188 домов, построенных по типовому проекту первых массовых серий К-7, с общей площадью 531 тыс.кв.м, в которых проживает около 13 тысяч семей численностью более 30 тысяч человек. По данным обследования Центрального научно-исследовательского института строительных конструкций им. Кучеренко эти дома находятся в ветхом и аварийном состоянии и подлежат сносу.

Деятельность коммунального комплекса Московской области в настоящее время характеризуется низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды. Причинами этих проблем являются: высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры, технологическая отсталость, низкая эффективность системы управления.

В настоящее время на территории Московской области действуют - государственная программа Московской области "Реконструкция жилых домов первых массовых серий на период до 2010 года", областная целевая программа "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Московской области на 2001-2010 годы", областная целевая программа "Обеспечение населения качественной питьевой водой и обеспечение водоотведения в Московской области на 2002-2006 годы", областная целевая программа "Модернизация коммунальной теплоэнергетики Московской области на период 2003-2007 годы", программа Правительства Московской области "Комплексная программа "Жилище, инженерная и социальная инфраструктура Московской области на 2004-2010 годы", программа Правительства Московской области "Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Московской области в 2005-2010 годах", программа Правительства Московской области "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Московской области на период 2006-2010 годов".

Основными проблемами реализации вышеуказанных программ стали недостаточность ресурсов и несовершенство механизмов реализации предусмотренных в них мероприятий.

Основные показатели жилищного строительства и обеспечения жильем очередников в период 1993-2005 годы представлены в приложении N 1.

Анализ приведенных данных показывает, что:

в период с 1997 по 2005 годы интенсивно растут объемы строительства многоэтажного и индивидуального жилья;

число семей, состоящих на учете на получение жилой площади, уменьшается незначительно;

приведение технических характеристик жилья в соответствие с требованиями, установленными правовыми актами Российской Федерации и Московской области, ликвидация ветхого фонда осуществляются не достаточными темпами.

Все это является следствием того, что не работают экономические механизмы, способствующие рациональному перераспределению жилищного фонда между жителями на территории Московской области.

На территории Московской области с 2002 года функционирует система ипотечного жилищного кредитования в 51 муниципальном образовании Московской области:

- в 19 муниципальных образованиях подписаны генеральные соглашения с администрациями муниципальных образований (города: Бронницы, Дзержинский, Жуковский, Королев, Подольск, Протвино, Серпухов, Троицк, Электросталь, Звенигород; муниципальные районы: Егорьевский, Луховицкий, Наро-Фоминский, Одинцовский, Пушкинский, Сергиево-Посадский, Ступинский, Шаховской, Щелковский):

- в 32 муниципальных образованиях Программа реализуется по инициативе юридических лиц - участников Программы (банков, кредитных кооперативов, риэлтерских компаний, промышленных предприятий и др.). Эти организации, аккредитованные ОАО "Ипотечная корпорация Московской области", находятся в городах: Долгопрудный, Дубна, Звенигород, Климовск, Коломна, Лыткарино, Орехово-Зуево, Реутов, Фрязино, Щербинка, Юбилейный, Видное; в районах: Балашихинский, Воскресенский, Дмитровский, Домодедовский, Красногорский, Ленинский, Люберецкий, Можайский, Ногинский, Орехово-Зуевский, Павлово-Посадский, Подольский, Раменский, Серпуховской, Солнечногорский, Талдомский, Химкинский, Чеховский, Шатурский, Рузский).

В рамках Московской областной ипотечной программы аккредитовано и работают 105 организаций, в том числе: кредитных организаций - 17, риэлтерских и строительных компаний - 33, страховых и оценочных организаций - 49, ипотечных брокеров - 6.

В 2006 году начато строительство ипотечных жилых домов общей площадью квартир около 200 тыс.кв.м. в городах: Дмитров, Долгопрудный, Егорьевск, Железнодорожный, Звенигород, Истра, Красноармейск, Можайск, Наро-Фоминск, Ступино, Щелково, Электросталь.

Ипотечные кредиты (займы) выдаются под 11,5-14,5 процентов годовых в зависимости от размера первоначального взноса и срока кредитования.

В долгосрочной перспективе (после 2010 года) необходимо обеспечить устойчивое функционирование жилищной сферы, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения без привлечения значительных объемов бюджетных средств. В этих условиях роль государства будет ограничена в основном регулированием жилищных отношений, обеспечением прав на недвижимость в жилищной сфере, установлением технических регламентов в жилищном строительстве, жилищно-коммунальном комплексе и основных принципов градостроительного регулирования.

Содержание жилищного фонда социального использования, развитие коммунального хозяйства, обеспечение условий для жилищного строительства должны стать основными функциями органов местного самоуправления.

Существующие жилищные проблемы требуют совершенствования законодательной и нормативной правовой базы в жилищном и жилищно-коммунальном секторах и стимулирования проведения преобразований на местах, а также непосредственного использования средств бюджетов всех уровней в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:

входят в число приоритетов для формирования областных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможность для улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства, эффективного функционирования рынка жилья;

носят межотраслевой и межведомственный характер;

не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов в течение 5 лет;

носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства на территории Московской области.

3. Основные цели и задачи Программы, этапы ее реализации


Цели и задачи Программы определяются целями и задачами приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", поскольку Программа является основным инструментом его реализации на территории Московской области.

Целью приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и Программы является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания для жителей Московской области.

Основными задачами Программы являются:

создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;

обеспечение доступности ипотечных кредитов (займов) в соответствии с платежеспособным спросом граждан;

создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;

обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями (33 кв.м общей площади жилого помещения - для одиноких граждан, 42 кв.м - на семью из 2 человек, по 18 кв.м - на каждого члена семьи при семье из 3 человек и более, далее - стандарты обеспечения жилыми помещениями).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»