О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"ЛЕСА ПОДМОСКОВЬЯ" НА 1999-2000 ГОДЫ



МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

 17 марта 1999 г.

N 11/48

(Д)

       

        Московская областная Дума решила:

        1. Утвердить государственную программу Московской области "Леса Подмосковья" на 1999-2000 годы. (Прилагается).

        2. Направить государственную программу Московской области "Леса Подмосковья" на 1999-2000 годы Губернатору Московской области А.С.Тяжлову для подписания.


И.о.Председателя
Московской областной Думы                            В.Е.Аксаков



 МОСКОВСКАЯ  ОБЛАСТЬ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ПРОГРАММА
Московской области

"Леса Подмосковья" на 1999-2000 годы


П А С П О Р Т
государственной программы Московской области
"Леса Подмосковья" на 1999 - 2000 годы



Наименование Программы        Государственная программа Московской
                              области "Леса Подмосковья" на 1999-2000
                              годы

Заказчик Программы            Администрация Московской области

Разработчик Программы         Московское управление лесами

Цель Программы                Улучшение состояния лесов Московской
                              области, сохранение их экологического
                              и ресурсного потенциала

Основные показатели           Лесоустройство 1636,3 тыс.га,
Программы                     лесовосстановление 8,27 тыс.га,
                              рубки ухода в молодняках 24,7
                              тыс.га, рубки ухода за лесом и
                              выборочные санитарные рубки
                              (ликвидная древесина) 1300,0
                              тыс.куб.м., ввод молодняков в
                              категорию ценных древесных
                              насаждений 10,68 тыс.га,
                              лесной мониторинг 1776,2 тыс.га

Сроки реализации Программы    1999 - 2000 годы

Исполнители Программы          Московское управление лесами,
                               Щелковский учебно-опытный лесхоз,
                               Сергиево-Посадский опытный
                               лесхоз (Сергиево-Посадский ОЛХ),
                               опытное лесное хозяйство "Русский
                               лес" (ОЛХ "Русский лес"),
                               Московское лесопарковое территори-
                               альное производственное объединение
                               "Мослесопарк" (МЛТПО "Мослесопарк")

Объемы и источники             Общий объем финансирования -
финансирования                 - 437,4 млн.руб.,
                               в том числе за счет:
                               - средств федерального
                                 бюджета          - 150,2 млн.руб.
                               - областного
                                 бюджета          -   9,1 млн.руб.
                               - бюджета г. Москвы - 106,5 млн.руб.
                               - Московского областного
                                 экологического фонда - 2,13 млн.руб.
                               - собственных
                                 средств  лесхозов   - 142,14 млн.руб.
                               - затраты, не обеспеченные
                                 бюджетными источниками
                                 финансирования -    27,33 млн.руб.

Ожидаемый конечный             Сохранение лесов Подмосковья,
результат Программы            повышение способности лесов
                               выполнять экономическую и
                               экологическую функции

Контроль за исполнением        Контроль за исполнением Программы
Программы                      осуществляют администрация по
                               землепользованию  и экологии
                               Администрации Московской области,
                               Комитет по финансам и налоговой
                               политике Администрации
                               Московской области, Департамент
                               региональной экономической поли-
                               тики и развития Московской области.

 

1. Цель Программы

        

Основная цель Государственной программы Московской области "Леса Подмосковья" на 1999-2000 годы (далее именуется - Программа) - улучшить состояние лесов на территории Московской области, сохранить их ресурсный и экологический потенциал, обеспечить рациональное и неистощительное использование лесного фонда, охрану, защиту и воспроизводство лесов путем реализации системы лесоводственных, организационных и экономических мероприятий.


2. Современное состояние лесов на территории
Московской области (лесного фонда)

        

Леса на территории Московской области занимают около 2 млн.га или 42% ее территории.

Подмосковные леса, являясь неотъемлемой частью окружающей среды для более чем 15-ти миллионного населения Москвы и Московской области, выполняют важнейшие многоцелевые функции. Леса имеют большое лесохозяйственное, водоохранное, защитное, рекреационное значение. Леса на территории Московской области (далее леса Подмосковья) служат защитой для многочисленных рек, составляющих бассейн реки Волги. Одновременно - это защита разветвленной сети железных дорог и автомобильных магистралей.

Имея исключительно важное значение в регулировании и сохранении экологического равновесия в г.Москве и Московской области, леса Подмосковья подвергаются постоянно растущей рекреационной и техногенной нагрузке.

Несмотря на то, что лесистость Московской области близка к оптимальной, рекреационная нагрузка на леса превышает среднюю по России в десятки раз.

В то же время сложившийся к настоящему времени уровень лесопользования не позволяет поддерживать экологический и ресурсный потенциал лесов Подмосковья в надлежащем состоянии, так как в лесах, где запрещены рубки главного пользования, а их доля по Московскому управлению лесами занимает 60%, замена спелых и перестойных насаждений затягивается на длительный период.

Кроме несоответствия требованиям рационального лесопользования, наблюдается ежегодное значительное недоосвоение расчетной лесосеки. При установленном лесоустройством размере - 1564 тыс.куб.м., фактическое освоение расчетной лесосеки за последние годы составило 700 тыс.куб. метров.

Уменьшение площади рубок главного пользования серьезно сдерживает проведение лесовосстановительных мероприятий.

При этом надо учитывать, что в условиях Московской области способность лесов к естественному восстановлению хозяйственно и экологически ценными породами является крайне слабой.

Только 8% спелых и перестойных насаждений обеспечены жизнеспособным подростом в необходимом для лесовосстановления количестве, 57% не покрытых лесом земель Московской области возобновляется малоценными мягколиственными породами и лишь 8% - хвойными, на остальных 35% возобновление отсутствует.

По этой причине, основным способом восстановления лесов Подмосковья, улучшения их породного состава является производство лесных культур, производительность которых в 1,5 раза выше, чем у естественных насаждений.

Однако относительно высокие трудоемкость и стоимость этого способа при отсутствии финансирования воспроизводства лесов как со стороны федерального, так и областного бюджетов, может стать одной из главных причин уменьшения объемов лесовосстановления, увеличения площади не покрытых лесом земель, ухудшения породного состава лесов.

Для активизации ведения лесного хозяйства необходимо коренное изменение стратегии ведения лесного хозяйства, упорядочение лесопользования в лесах различного назначения, проведение работы по усилению природоохранных функций лесов, что требует значительных инвестиций в лесное хозяйство и лесопользование.

Улучшить состояние лесов Подмосковья можно только, решив вопрос увеличения пользования лесными ресурсами до 4,8-5,0 млн.куб.м., снятием необоснованных ограничений лесопользования, финансового обеспечения всех лесохозяйственных работ в полном объеме.


3. Система программных мероприятий

Лесоустройство

        

Переход к рыночным отношениям в экономике, внедрение в практику аренды участков лесного фонда и других новых форм организации пользования лесным фондом требуют новых подходов к лесоустройству, обеспечивающему лесное хозяйство нормативно-технической документацией, обязательной к использованию на протяжении расчетного периода.

Исходя из давности проведения лесоустройства и потребности лесного хозяйства в достоверной информации о лесном фонде, необходимо: провести очередное базовое лесоустройство в объектах с давностью разработки проектов более 10 лет на площади 1636,3 тыс.га, в том числе в лесхозах Московского управления лесами - на площади 1542,8 тыс.га, в ОЛХ "Русский лес" - на площади 69,6 тыс.га, в МЛТПО "Мослесопарк" - на площади 23,9 тыс.га с созданием картографического и повыдельного банков данных на персональных компьютерах. В Щелковском учебно-опытном лесхозе планируется ввести в действие непрерывное лесоустройство.

Общая стоимость этих видов работ по Московскому управлению лесами определена в сумме 11 млн. рублей, по ОЛХ "Русский лес" - 0,21 млн. руб., по МЛТПО "Мослесопарк" - 4,0 млн. руб., по Щелковскому учебно-опытному лесхозу - 0,04 млн. рублей.

Для реализации этих мероприятий необходимо:

оснащение лесхозов современной вычислительной техникой и программным обеспечением;

создание территориальных банков данных;

организация обмена информацией на магнитных носителях на всех уровнях пользователей.

На приобретение оборудования потребуется 1,0 млн. рублей, программного обеспечения - 0,5 млн. рублей.

 
Мониторинг лесов

        

Разработка, организация и ведение системы лесного (в т.ч. лесопатологического) мониторинга проводится с целью обеспечения органов управления лесным хозяйством, лесхозов систематизированной информацией о текущем изменении состояния лесного фонда под воздействием комплекса антропогенных и природных факторов. Цель получения информации: подготовка и обоснование принимаемых решений по управлению лесным хозяйством.

Правовой основой развития мониторинга лесов является постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1993 г. N 1229 "О создании Единой государственной системы экологического мониторинга", в котором признано необходимым разработать и внедрить систему мониторинга лесов, как составную часть Единой государственной системы экологического мониторинга.

На период до 2000 года в рамках организации и ведения лесопатологического мониторинга необходимо провести следующие мероприятия:

заложить сеть лесопатологического мониторинга на оставшейся лесопокрытой площади;

создать действующую сеть обработки и обмена информацией на уровне лесхоз - Московское управление лесами - Правительство Московской области;

доработать комплекс программно-методического обеспечения ведения лесопатологического мониторинга на необходимых уровнях;

закончить формирование материально-технической базы ведения лесопатологического мониторинга.

Для выполнения указанных работ по организации и ведению лесопатологического мониторинга потребуется 0,75 млн. руб. из федерального бюджета и 4,5 млн. руб. из бюджета г.Москвы.


Лесовосстановление

        

Основным принципом в воспроизводстве лесов остается обязательное лесовосстановление вырубок и других не покрытых лесом земель, которое осуществляется в основном путем создания лесных культур.

По данным учета лесного фонда по состоянию на 01.01.93 года не покрытые лесом земли в лесном фонде Московского управления лесами составляли 22,7 тыс.га (на 01.01.97 года - 13,4 тыс.га). Основными объектами работ по лесовосстановлению будут сплошные вырубки, ежегодный объем которых ожидается в пределах 2,5-3,0 тыс.га. По МЛТПО "Мослесопарк" основными объектами работ по лесовосстановлению являются прогалины, а также площади после реконструктивных рубок, рубок обновления и переформирования.

Учитывая необходимость восстановления лесов на гарях, вырубках прошлых лет в целом по Московскому управлению лесами намечается ежегодно проводить лесовосстановление на площади 3500 га, Сергиево-Посадскому ОЛХ - 300 га, Щелковскому учебно-опытному лесхозу - 90 га, ОЛХ "Русский лес" - 210 га, МЛТПО "Мослесопарк" - 35 га. Всего планируется по Московской области проводить ежегодно лесовосстановление на площади 4135 га.

От технического оснащения лесокультурного производства зависит возможность использования крупномерного посадочного материала (саженцев) при создании лесных культур, что повышает их качество и сохранность.

При создании лесопарковых посадок в МЛТПО "Мослесопарк" намечается использовать в основном, крупномерный посадочный материал из своих питомников, площадь которых составляет 107 га. Последние два года ведутся работы по выращиванию саженцев в теплицах. При приготовлении растительного грунта одним из компонентов является древесная щепа, получаемая от переработки неликвидной древесины на рубильных машинах. В план мероприятий Программы включена реконструкция питомников.

В целях качественного повышения жизнеспособности и долговечности воспроизводимых лесов необходимо продолжить селекционно-семеноводческую деятельность. Так как основные объекты постоянной лесосеменной базы уже созданы, то дальнейшее развитие работ по лесному семеноводству будет нацелено на их формирование и уход за ними. Только по сосне намечается закладка плантаций повышенной генетической ценности (второго порядка). В настоящее время институтом "Росгипролес" разрабатывается технический проект на эту плантацию, ведутся подготовительные работы: выращивается генетически проверенный посадочный материал, готовится площадь. В 2000 году планируется заложить 6 га таких плантаций.

Общая площадь питомников (757 га) обеспечивает полную потребность в посадочном материале для выполнения намеченных объемов лесокультурных работ. Однако, в последние годы оснащенность лесопитомников необходимой техникой резко снижается. Имеющиеся машины и механизмы изнашиваются, а на смену им, начиная с 1990 года, ничего не поступает.

Предусматривается довести к 2000 году удельный вес лесных культур темнохвойных пород, создаваемых крупномерным посадочным материалом, до 80% от общего объема, в т.ч. по Московскому управлению лесами - 80%, Щелковскому учебно-опытному лесхозу - 80%, Сергиево-Посадскому ОЛХ - 100%, ОЛХ "Русский лес" - 82%.

Программой предусматривается:

довести к 2000 году выращивание посадочного материала из семян, собранных в объектах постоянной лесосеменной базы 5,4 млн.шт., в том числе с улучшенными наследственными свойствами - 3,4 млн.шт., из них по Московскому управлению лесами соответственно 5,0 млн.шт. - 3,0 млн. штук;

создание лесосеменных, маточных плантаций сосны, ели, лиственницы на площади 23,5 га, в т.ч. по Московскому управлению лесами 13,5 га и Сергиево-Посадскому ОЛХ - 10 га.


Рубки ухода за лесом и выборочные санитарные рубки


     В период с 1999 года по 2000 год планируется провести рубки ухода за молодняками по Московской области на площади 24,6 тыс.га, в т.ч. Московским управлением лесами - 21 тыс.га, Сергиево-Посадским ОЛХ - 2,0 тыс.га, Щелковским учебно-опытным лесхозом - 0,518 тыс.га, ОЛХ "Русский лес" - 1,0 тыс.га, МЛТПО "Мослесопарк" - 0,12 тыс.га.

Провести рубки ухода за лесом, в том числе рубки обновления, переформирования и выборочные санитарные рубки, при этом заготовить ликвидной древесины за 1999 - 2000 годы 1300,0 тыс.куб.м., в том числе по Московскому управлению лесами 1150 тыс.куб.м., Сергиево-Посадскому ОЛХ - 39 тыс.куб.м, Шелковскому учебно-опытному лесхозу 16,0 тыс.куб.м, ОЛХ  "Русский лес" - 35 тыс.куб.м, МЛТПО "Мослесопарк" - 60,0 тыс.куб.м.

Перевод молодняков в категорию ценных насаждений за 2 года составит 10,68 тыс.га, в т.ч. по Московскому управлению лесами 9,4 тыс.га, по Щелковскому учебно-опытному лесхозу - 0,37 тыс.га, по Сергиево-Посадскому ОЛХ - 0,51 тыс.га, по ОЛХ "Русский лес" - 0,4 тыс.га.

Отпуск древесины на корню должен возрасти к 2000 году до 826,2 тыс.куб.метров. Полному освоению расчетной лесосеки будет препятствовать отсутствие у лесозаготовителей возможностей обновления производственных мощностей из-за высоких налоговых отчислений.

 
Защита лесов от вредителей и болезней

        

По состоянию на 01.01.1998 г. в лесхозах Московского управления лесами погибло 2164 га лесных насаждений, в т.ч. от вредных насекомых - 98 га, от болезней - 1033 га, антропогенных факторов - 199 га, неблагоприятных погодных условий, избыточного увлажнения, заболачивания, комплекса причин - 696 га, лесных пожаров - 134 га, повреждено дикими копытными животными 4 га.

В указанный период предполагается осуществить мероприятия по укреплению материально-технической базы службы лесозащиты, повышению ее роли и статуса.

Необходимые объемы работ по основным направлениям лесозащитной деятельности и необходимые затраты рассчитаны на основе прогноза состояния лесов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»