Недействующий


МОСКОВСКАЯ  ОБЛАСТЬ

ЗАКОН


ОБ ОСНОВАХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2006 года на основании
Закона Московской области от 30 ноября 2005 года N 252/2005-ОЗ
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________________________________
     Текст документа с изменениями, внесенными     

Законом Московской области от 23.09.03 N 109/2003-ОЗ

_________________________________________________________________________________________________________


Настоящий Закон устанавливает общие принципы организации и осуществления территориального общественного самоуправления в Московской области.

ГЛАВА 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В Законе используются следующие основные понятия:

1. Территориальное общественное самоуправление - это деятельность, основанная на добровольной самоорганизации членов местного сообщества по месту жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно или через избираемые ими органы (уполномоченных выборных лиц).

2. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым Уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Московской области.

3. Муниципальное образование - населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

4. Территориальное образование - часть населенной территории муниципального образования, в границах которой осуществляется территориальное общественное самоуправление.

5. Местное сообщество - общность граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования.

6. Территориальное сообщество - общность граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории территориального образования, объединившихся для осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

7. Орган территориального общественного самоуправления избранный членами территориального сообщества орган, выполняющий представительные и организационно-распорядительные функции по осуществлению инициатив членов территориального сообщества в вопросах местного значения в границах территориального образования.

8. Уполномоченное выборное лицо территориального общественного самоуправления - избранное членами территориального сообщества или органом территориального общественного самоуправления из своего состава лицо, выполняющее представительные и организационнораспорядительные функции по осуществлению инициатив членов территориального сообщества в вопросах местного значения в границах территориального образования.

Статья 2. Осуществление территориального
общественного самоуправления

1. Территориальное общественное самоуправление является формой участия членов местного сообщества в осуществлении местного самоуправления.

2. Члены местного сообщества, достигшие 18-летнего возраста, могут принимать участие в организации и осуществлении территориального общественного самоуправления по месту жительства, участвовать в работе собраний (сходов), конференций, избирать и быть избранными в органы территориального общественного самоуправления.

3. Защита прав и интересов членов местного сообщества в осуществлении территориального общественного самоуправления обеспечивается федеральным законодательством и законодательством Московской области.

4. Органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления муниципальных образований не могут препятствовать осуществлению территориального общественного самоуправления членами местного сообщества, если эта деятельность не противоречит федеральному законодательству, законодательству Московской области и настоящему Закону.

5. Территориальное общественное самоуправление осуществляется членами местного сообщества:

в отдельных поселениях, не являющихся муниципальными образованиями (в городах, поселках, селах, деревнях и иных поселениях) или на части их территорий (в микрорайонах, кварталах, на улицах, во дворах, в домах и на иных территориях);

на территории нескольких поселений, в совокупности не являющихся муниципальным образованием (в сельском округе, ряде деревень и на иных территориях);

на части территории отдельного поселения, являющегося муниципальным образованием (микрорайоне, квартале, улице, дворе, доме и на иной территории).

6. Территориальное общественное самоуправление осуществляется членами территориального сообщества непосредственно на собраниях (сходах) или конференциях, а также через выборные органы территориального общественного самоуправления, подотчетные собраниям (сходам) или конференциям.

При небольшом числе членов территориального сообщества вместо органов могут быть избраны уполномоченные выборные лица территориального общественного самоуправления, единолично исполняющие функции органа территориального общественного самоуправления.

7. Территориальные границы деятельности территориального сообщества устанавливаются членами территориального сообщества с учетом исторических, культурных и иных традиций по согласованию с органами местного самоуправления.

8. Территориальное общественное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы территориального общественного самоуправления различных территориальных образований не соподчинены друг другу. Органы территориального общественного самоуправления не входят в систему органов местного самоуправления.

9. Решения собраний (сходов), конференций или органов территориального общественного самоуправления носят рекомендательный характер для членов территориального сообщества и органов местного самоуправления.

10. Решения собраний (сходов) или конференций членов территориального сообщества являются обязательными для избранных ими органов и уполномоченных выборных лиц территориального общественного самоуправления.

Статья 3. Принципы организации территориального
общественного самоуправления

Территориальное общественное самоуправление основывается на принципах:

законности;

свободного волеизъявления граждан на собраниях (сходах), конференциях;

выборности и подконтрольности органов и уполномоченных выборных лиц территориального общественного самоуправления членам территориального сообщества;

добровольного участия членов территориального сообщества в разработке и принятии решений по осуществлению собственных инициатив в вопросах местного значения, их реализации;

сочетания интересов членов территориального сообщества и интересов членов местного сообщества муниципального образования, не участвующих в территориальном общественном самоуправлении, уважения их прав и интересов;

самостоятельности и ответственности в принятии и реализации решений;

гласности и учета общественного мнения.

Статья 4. Правовая основа территориального
общественного самоуправления

1. Правовую основу территориального общественного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об общественных объединениях", иные федеральные законы, Устав Московской области, Закон Московской области "О местном самоуправлении в Московской области", настоящий Закон и другие законы Московской области, Уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты муниципальных образований.

2. Представительный орган местного самоуправления принимает нормативный правовой акт муниципального образования - положение об организации и осуществлении территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании, в котором устанавливаются:

а) порядок созыва и проведения собраний (сходов) или конференций членов территориального сообщества, в том числе учредительных;

б) порядок согласования или установления территориальных границ деятельности территориальных сообществ и их органов;

в) предельные сроки полномочий органов (уполномоченных выборных лиц) территориального общественного самоуправления;

г) порядок регистрации территориальных сообществ и органов территориального общественного самоуправления в органах местного самоуправления;

д) порядок реорганизации и прекращения деятельности органов территориального общественного самоуправления;

е) порядок создания и деятельности ассоциаций (объединений) органов (уполномоченных выборных лиц) территориального общественного самоуправления;

ж) иные вопросы, предусмотренные законодательством.

Статья 5. Права членов территориального сообщества,
избранных ими органов при осуществлении
территориального общественного самоуправления

1. При осуществлении территориального общественного самоуправления члены территориального сообщества, избранные ими органы имеют право на участие в решении по месту жительства следующих вопросов:

а) защита прав и интересов членов территориального сообщества в органах государственной власти и местного самоуправления;

б) организация акций милосердия и благотворительности, содействие органам местного самоуправления, благотворительным фондам, иным организациям, гражданам и их объединениям в проведении таких акций;

в) общественный контроль за использованием муниципальной собственности, расположенной на территории территориального образования;

г) содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка;

д) общественный контроль за соблюдением предприятиями торговли и бытового обслуживания прав потребителей в порядке и формах, согласованных с органами местного самоуправления;

е) работа с детьми и подростками по месту жительства;

ж) содействие в проведении культурных, спортивных, лечебнооздоровительных и других мероприятий;

з) общественный контроль за содержанием жилого фонда, своевременным и качественным выполнением жилищно-эксплуатационными организациями работ по его капитальному и текущему ремонту, в соответствии с утвержденными планами работ;

и) содействие жилищно-эксплуатационным организациям в осуществлении мероприятий, направленных на снижение потерь тепловой, электрической энергии, газа и воды в жилищном хозяйстве;

к) внесение предложений в органы местного самоуправления по вопросам:

выделения земельных участков под скверы, стоянки автомобилей, гаражи и для других общественно полезных целей;

создания и ликвидации объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, образования, здравоохранения, культуры;

л) общественный контроль за качеством уборки территории и вывозом мусора, решением вопросов благоустройства;

м) содействие органам санитарного, эпидемиологического и экологического контроля;

н) информирование членов территориального сообщества о решениях органов местного самоуправления муниципального образования, принятых по предложению или при участии членов территориального сообщества при осуществлении ими территориального общественного самоуправления.

2. Наряду с перечисленными, к местным вопросам, право на участие в решении которых имеют члены территориального сообщества и избранные ими органы, могут быть отнесены и другие вопросы, в том числе делегированные территориальному общественному самоуправлению органами местного самоуправления в соответствии с законодательством и Уставом муниципального образования.

ГЛАВА 2. Организационные основы территориального
общественного самоуправления


Статья 6. Учреждение территориального
общественного самоуправления

1. Учреждение территориального общественного самоуправления осуществляется на учредительном собрании (сходе) или конференции членов местного сообщества, постоянно или преимущественно проживающих на территории, где предполагается осуществлять территориальное общественное самоуправление.

2. Организацию учредительного собрания (схода) или конференции осуществляет инициативная группа членов местного сообщества, численностью не менее трех человек, постоянно или преимущественно проживающих на соответствующей территории.

3. Инициативная группа принимает решение о проведении учредительного собрания (схода) либо конференции - в зависимости от числа членов местного сообщества, постоянно или преимущественно проживающих на данной территории, ее размеров, местных условий и других обстоятельств, а также осуществляет подготовку проектов необходимых документов.

4. Инициативная группа письменно информирует Главу муниципального образования (или в случае отсутствия в муниципальном образовании такой должности - председателя представительного органа местного самоуправления) о своем создании и предлагает согласовать территориальные границы деятельности, в пределах которых предполагается осуществление территориального общественного самоуправления.

5. Глава муниципального образования в месячный срок с момента получения им письменного уведомления от инициативной группы также письменно дает ответ инициативной группе о своем согласии с предполагаемыми территориальными границами деятельности территориального сообщества, либо предлагает иной обоснованный вариант территории, на которой предполагается осуществление территориального общественного самоуправления, с указанием ее границ.

В случае несогласия с решением Главы муниципального образования инициативная группа вправе обратиться в представительный орган местного самоуправления, который обязан в двухмесячный срок со дня поступления заявления от инициативной группы установить территориальные границы деятельности, в пределах которых предполагается осуществление территориального общественного самоуправления.

6. После завершения процесса согласования или установления территориальных границ деятельности, инициативная группа письменно за две недели до учредительного собрания (схода) или конференции извещает членов местного сообщества, проживающих на территории, где предполагается осуществлять территориальное общественное самоуправление, и Главу муниципального образования, о дате, месте и времени проведения учредительного собрания (схода) или конференции.

Глава муниципального образования, представительный орган местного самоуправления вправе направить для участия в учредительном собрании (сходе) или конференции своих представителей с правом совещательного голоса.

7. Учредительное собрание (сход) или конференция принимает решение об организации и осуществлении на данной территории территориального общественного самоуправления; дает наименование территориальному образованию, где предполагается осуществление территориального общественного самоуправления; определяет цели деятельности и вопросы местного значения, в решении которых намерены принимать участие члены территориального сообщества; утверждает территориальные границы деятельности территориального сообщества, согласованные с Главой муниципального образования или установленные представительным органом местного самоуправления; избирает органы территориального общественного самоуправления.

Решения учредительного собрания (схода) или конференции оформляются протоколом, второй экземпляр которого направляется Главе муниципального образования.

8. В случае, если учредительное собрание (сход) или конференция в соответствии с Уставом муниципального образования принимает решение о государственной регистрации территориального сообщества, собрание (сход) или конференция принимает устав территориального образования, отвечающий требованиям Федерального закона "Об общественных объединениях".

Статья 7. Собрания (сходы), конференции

1. Собрание (сход) или конференция является высшим органом территориального общественного самоуправления.

Периодичность, порядок организации и проведения собраний (сходов), конференций устанавливаются собраниями (сходами), конференциями в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований.

2. Собрание (сход) или конференция проводится по инициативе органов (уполномоченных выборных лиц) территориального общественного самоуправления, Главы муниципального образования или группы членов территориального сообщества в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»