• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Недействующий


МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

29 апреля 1998 г.  N 11/16


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"РЕКОНСТРУКЦИЯ ЖИЛЫХ ДОМОВ ПЕРВЫХ МАССОВЫХ СЕРИЙ"
НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА


Московская областная Дума решила:

1. Утвердить государственную программу Московской области "Реконструкция жилых домов первых массовых серий" на период до 2010 года. (Прилагается).

2. Направить государственную программу Московской области "Реконструкция жилых домов первых массовых серий" на период до 2010 года Губернатору Московской области А.С.Тяжлову для подписания.


И.о. Председателя
Московской областной Думы                              В.Е.Аксаков



МОСКОВСКАЯ  ОБЛАСТЬ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Московской области

"Реконструкция жилых домов первых массовых серий"
на период до 2010 года

____________________________________________________________________
Утратил силу с 10 августа 2006 года на основании
Закона Московской области от 27 июля 2006 года N 133/2006-ОЗ
____________________________________________________________________

С о д е р ж а н и е

Паспорт государственной программы Московской области
"Реконструкция жилых домов первых массовых
серий"

1. Содержание проблемы реконструкции жилых домов
   первых массовых серий и необходимость ее решения
   программным методом
1.1. Общие положения
1.2. Особенности обновления типового пятиэтажного
     жилищного фонда
1.3. Вариантность подходов и методов
1.3.1. Реконструкция жилых домов первых массовых серий
1.3.2. Решение вопроса аварийного жилищного фонда
1.4. Проблемы энергосбережения

2. Основные цели и задачи Программы

3. Сроки и этапы реализации Программы

4. Ресурсное обеспечение Программы

5. Организационно-экономический механизм реализации Программы

6. Контроль за ходом реализации Программы

7. Оценка эффективности реализации Программы




Приложения:

Приложение 1. Перечень крупнопанельных 5-ти этажных жилых домов серии К-7-2-4, построенных по проектам первых массовых серий в 1960-1969 годах в Московской области Дмитровским ДСК и ДСК г. Москвы.

Приложение 2. Перечень жилых домов, построенных по проектам первых массовых серий в 1957-69 гг. в Московской области, подлежащих реконструкции.

Приложение 3. Объем инвестиций для реализации государственной программы Московской области "Реконструкция жилых домов первых массовых серий" из областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников.




ПАСПОРТ
Государственной программы Московской области
"Реконструкция жилых домов первых массовых серий"



Наименование Программы       "Реконструкция жилых домов первых
                              массовых серий"

Дата принятия решения         Решение Комиссии Правительства
о разработке Программы        Российской Федерации по оператив-
                              ным вопросам от 17.01.95 г.
                              Постановление Правительства Москов-
                              ской области от 15.11.95 N 39/14
                              Постановление Правительства Россий-
                              ской Федерации от 11.06.96 N 685
                              Постановление Межведомственного
                              совета по вопросам строительства,
                              архитектуры и жилищно-коммуналь-
                              ного хозяйства от 26.11.96 N 1
                              Решение Московской областной Думы
                              от 22.10.97 N 14/149 "Об областной
                              целевой программе "Жилище" на период
                              до 2000 года"

Государственный заказчик      Министерство строительства Админи-
                              страции Московской области

Цели и задачи Программы,      Реализация государственной политики
важнейшие целевые показатели  сохранения и обновления жилищного
                              фонда. Создание условий для перехода
                              с 2000 года к массовой реконструкции
                              жилищного фонда с тем, чтобы к
                              2010 году завершить его обновление.

                              Программой предусматривается:
                                разработка правовой, нормативной и
                              методической базы реконструкции жилых
                              домов, построенных по типовым проектам
                              начального периода индустриального
                              домостроения, включая модернизацию их
                              инженерного оборудования;
                                внедрение экспериментальных проектов,
                              повышение тепловой эффективности и
                              эксплуатационной надежности домов;
                                повышение комфортности жилых домов;
                                техническое обеспечение реформы
                              жилищно-коммунального хозяйства;
                                совершенствование строительных норм
                              и правил;
                                методические разработки,
                              обеспечивающие достаточный и необходи-
                              мый уровень преобразования фонда
                              типовых пятиэтажных жилых домов
                              первых массовых серий.

Сроки и этапы реализации      1997 - 2010 гг.
Программы                     I-й этап - дек.1997 - 1998 гг.
                              II-й этап - 1999 г.
                              III-й этап - 2000 - 2010 гг.

Перечень основных               Разработка территориальной право-
мероприятий                   вой и нормативно-методической ба-
                              зы;
                                реконструкция пилотных объектов -
                              домов-представителей первых массовых
                              серий в гг.Электросталь, Павлов-
                              ский Посад и г.Лыткарино с научно-
                              техническим сопровождением;
                                обобщение опыта реконструкции с
                               разработкой рекомендаций по его
                               внедрению и использованию;
                                 развитие материально-технической
                               и производственной базы;
                                 создание финансово-кредитных
                               механизмов в сфере реконструкции
                               жилых домов.

Основные исполнители           Органы местного самоуправления
                               муниципальных образований Москов-
                               ской области, строительные и ре-
                               монтно-строительные организации,
                               научно-исследовательские и проект-
                               ные институты, внебюджетные фонды.

Объемы и источники             Общий объем финансирования -
финансирования                 6408 млн.руб. (в ценах 1998 г.):
                               областной бюджет, местные бюдже-
                               ты, внебюджетные источники финан-
                               сирования - доли определяются при
                               ежегодном формировании областно-
                               го бюджета.

Ожидаемые конечные результаты  Создание правовой, нормативной и
реализации Программы           методической базы Московской об-
                               ласти массовой реконструкции, мо-
                               дернизации и капитального ремонта
                               жилых домов первых массовых серий;
                                 отработка финансово-кредитных
                               механизмов и методов экономичес-
                               кого управления процессами обнов-
                               ления жилищного фонда Московской
                               области;
                                 создание условий для осущест-
                               вления к 2010 году обновления
                               всего фонда жилых домов
                               первых массовых серий
                               с увеличением его
                               размеров общей площади на 2500-
                               3000 тыс.кв.м, повышение ка-
                               чества и снижение стоимо-
                               сти эксплуатации жилых зданий.

Система организации контроля   Министерство строительства Адми-
за исполнением Программы       нистрации Московской области
                               совместно с органами местного
                               самоуправления муниципальных
                               образований Московской области
                               готовят материалы и информи-
                               руют (1 раз в год) Правительство
                               Московской области о ходе реали-
                               зации Программы.



 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕКОНСТРУКЦИИ ЖИЛЫХ ДОМОВ ПЕРВЫХ МАССОВЫХ СЕРИЙ
И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ

1.1. Общие положения


Государственная программа Московской области "Реконструкция жилых домов первых массовых серий" (далее Программа) разработана в соответствии с решением Комиссии Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам от 17 января 1995 года (протокол N 1, раздел II), постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 года N 685 и решением Московской областной Думы от 22.10.97 N 14/149 "Об областной целевой программе "Жилище" на период до 2000 года".
Комплекс мероприятий, предусматриваемых Программой, является составной частью нового этапа реализации областной целевой программы "Жилище", основные направления которого определены Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 года N 431, нацелен на практическое осуществление реформы жилищно-коммунального хозяйства страны.
Одним из главных направлений реализации Программы является сохранение и обновление жилищного фонда. Значительную часть жилищного фонда составляют 5-этажные жилые дома, построенные из панелей, блоков и кирпича по типовым проектам первого поколения.
Строительство этих домов велось с конца 50-х до конца 60-х годов. Необходимость решения проблемы реконструкции и модернизации этой части жилищного фонда программным методом объясняется:
социальной значимостью, масштабностью и относительной однородностью фонда жилых домов первых массовых серий; его размеры превышают 7 млн.кв.метров общей площади, 5-этажные типовые дома первого поколения предусматривают посемейное расселение, имеют минимально необходимое инженерное обустройство, размещены практически на всей территории Московской области;
их объемно-планировочные и конструктивные характеристики, размещение в городской застройке - однородны практически для всех массовых серий, что позволяет использовать типизированные межсерийные решения по реконструкции и модернизации, широко использовать опыт обновления пилотных домов-представителей в большинстве городов и районов и поселков области, сократив тем самым затраты на проведение научно-технических и проектных разработок;
нормативными сроками проведения капитального ремонта этого фонда;
фонд жилых домов первых массовых серий создан в относительно короткие сроки (около 15 лет), за годы эксплуатации претерпел физический (15-20%) и существенный моральный износ;
согласно правилам технической эксплуатации с середины 80-х годов должно было начаться массовое обновление жилищного фонда типовых зданий, дальнейшее промедление с решением вопросов восстановления его ресурса и ликвидации последствий морального износа приведет к существенному удорожанию ремонтно-реконструктивных работ;
запасами несущей способности типовых домов, позволяющими увеличить их этажность на 1-2 этажа без усиления существующих конструкций стен и фундаментов и получить за счет этого прирост общей площади до 40%;
экономической целесообразностью наращивания размеров фонда за счет надстройки и пристройки объемов при реконструкции, поскольку стоимость получаемого при этом дополнительного жилья на 20-40% ниже, чем в новом строительстве.

1.2. Особенности обновления типового пятиэтажного жилищного фонда


Характерной особенностью фонда пятиэтажных типовых домов является его ощутимый моральный износ, проявляющийся в несовершенстве планировочных решений квартир (малые размеры комнат, дефицит подсобных помещений, отсутствие встроенной мебели, отсутствие или крайне малые размеры летних помещений), однообразии и невыразительности внешнего облика зданий и сложившейся из них застройки.
К признакам морального износа относится несоответствие эксплуатационных качеств ограждающих конструкций современным требованиям по тепло- и гидроизоляции жилых помещений, шумозащите.
Физический износ (ветшание) конструкций рассматриваемых зданий, как правило, не превышает 20%. Обследования и изыскания, проводившиеся на них, свидетельствуют о наличии существенных запасов прочности несущих элементов, что позволяет надстроить типовые "пятиэтажки" одним-двумя этажами без усиления существующих фундаментов, стен или колонн нижних этажей. Эта особенность жилых типовых зданий открывает возможности наращивания объемов жилищного фонда при реконструкции за счет повышения этажности, устройства мансард, пристройки ризалитов, летних помещений - приставных балконов, лоджий. Надстройка "пятиэтажек", в том числе без отселения жильцов, позволяет получить без отвода земельных участков новые площади, себестоимость которых на 20-40% ниже, чем в новом строительстве. Этот фактор должен привлечь инвесторов, тем более, что новые площади будут возводиться в районах с уже сложившейся социальной и инженерной инфраструктурой, а разница между рыночной ценой и себестоимостью квартир позволит получать устойчивые доходы и реинвестировать их в обновление жилищного фонда.
Характерной особенностью пятиэтажных домов являются низкие потребительские качества квартир первого этажа. Отсутствие летних помещений, затененность комнат, повышенный уровень шума, доступность для криминальных элементов, наличие радонового фона и т.д. - резко снижают "престижность" жилья в первых этажах. В этой связи следует ожидать, что часть квартир нижних этажей домов, расположенных на магистральных улицах, может быть преобразована в торговые, конторские и иные нежилые помещения встроенного и встроенно-пристроенного типа.
Обязательным ремонтно-реконструктивным мероприятием в фонде типовых зданий станет утепление всех ограждающих конструкций (стен, окон, балконных дверей, покрытий, перекрытий над проездами и холодными подпольями) и модернизация систем инженерного оборудования в соответствии с радикально изменившимися нормативными требованиями по теплозащите. Снижение теплопотребления (с одновременным повышением температурно-влажностного и воздушного комфорта жилищ) в типовых домах позволит достичь одной из важнейших целей реформы жилищнокоммунального хозяйства - снижения стоимости эксплуатации зданий, будет способствовать ускорению приватизации квартир в типовых "пятиэтажках", образованию в них кооперативов, товариществ собственников и других форм самоуправления жилищным фондом.
Неблагополучное положение с сохранением и обновлением рассматриваемой части жилищного фонда связано с несовершенством действующих правовых, финансово-экономических механизмов, не стимулирующих владельцев фонда и финансовые структуры к инвестированию средств в реконструкцию и ремонт жилых зданий. В результате инфляции последних лет плановые накопления жилищно-коммунальных служб, предназначавшиеся на капитальный ремонт, и сбережения населения обесценились, платежеспособный спрос на ремонтно-реконструктивные работы резко сократился. В то же время фонд типовых пятиэтажных зданий отличается благоприятной особенностью - он не обременен кредитными обязательствами. Это позволяет рассматривать жилые дома первых массовых серий в качестве залоговой ценности при использовании ипотечного кредитования для нужд реконструкции.

1.3. Вариантность подходов и методов

1.3.1. Реконструкция жилых домов первых массовых серий
Мероприятия по обновлению типовых "пятиэтажек" в России и Московской области носят пока единичный, экспериментальный характер. Опытная реконструкция отдельных зданий, начатая в гг.Электросталь, Павловский Посад, Лыткарино, подтверждает целесообразность сохранения и обновления фонда типовых домов первого поколения. Практическая реконструкция "пятиэтажек" в Московской области существенно отстала от проектных проработок в этой области. Разработки ЦНИИЭПжилища, РААСН, МАРХИ, МНИИТЭП, ЛенжилНИИпроекта, Государственное унитарное предприятие "Мосгипронисельстрой" и др. станут составной частью проектно-методической базы при реализации настоящей Программы.
При выборе строительных и ремонтно-строительных организаций, научно-исследовательских и проектных институтов для участия в проектах по реконструкции жилых домов первых массовых серий основополагающим должен стать конкурсный принцип отбора.
Опыт передовых зарубежных стран, в которых в 50-е годы строились аналогичные российским типовые полносборные и кирпичные дома, показывает эффективность их сохранения и переустройства. Во Франции к середине 1993 года завершена реконструкция всего пятиэтажного фонда домов первого поколения, позволившая повысить его потребительские качества, тепловую эффективность в 1,5-2 раза, преобразить облик городской застройки. Все эти работы выполнены в рамках государственной программы "HLM". Подобные программы задействованы в ФРГ на землях бывшей ГДР, в Финляндии, Венгрии и ряде других стран.

1.3.2. Решение вопроса аварийного жилищного фонда
Альтернативой сохранению и обновлению пятиэтажных типовых домов первого поколения является их снос с последующим строительством на их месте новых зданий. Экономическая и социальная целесообразность такого пути в условиях острого дефицита жилищ может быть обоснована только экстраординарными коммерческими, градостроительными и другими условиями, а также непоправимыми конструктивными пороками зданий, характерными для домов серии К-7, использовавшихся в Московской области. Обследование, проведенное ЦНИИСК им. Кучеренко в г.Электросталь по домам серии К-7, доказало, что эти дома подлежат сносу, т.к. срок эксплуатации их конструкций истек в конце 80-х годов и восстановлению не подлежат. Поэтому серия К-7 (135 жилых домов, 387,9 тыс.кв.м общей площади) в муниципальных образованиях Московской области согласно приложению 1 подлежат сносу. При решении данного вопроса необходимо администрациям муниципальных образований провести обследование этих домов, составить графики сноса и строительства нового жилья под расселение, использовать при этом "волновой метод", апробированный двухлетним опытом реализации целевой комплексной программы разборки панельных пятиэтажных зданий в г.Москве. Способ позволяет улучшить жилищные условия проживающих, решить проблемы очередников на получение жилья и предусматривает возврат средств инвестору в течение 1.5 лет за счет получения дополнительных жилых площадей.

1.4. Проблемы энергосбережения


Неотъемлемой частью мероприятий по реконструкции или капитальному ремонту жилых зданий является повышение их тепловой эффективности в соответствии с радикально изменившимися нормативными требованиями по теплозащите зданий. Низкие теплозащитные качества наружных ограждений "пятиэтажек" являются основной причиной того, что удельный расход топлива на 1 кв.м общей площади в Российской Федерации превышает аналогичный показатель стран Западной Европы и Северной Америки в 2,53 раза. Несовершенство систем отопления и горячего водоснабжения не позволяет службам эксплуатации и жителям оперативно регулировать, контролировать и вести учет фактического теплопотребления и, как следствие, влиять на уровень своих затрат в этой области.
Настоящая Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Московской области "О дальнейших мерах по энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве Московской области" N 22/8 от 24.03.97 г. и предусматривает повышение тепловой эффективности "пятиэтажек" за счет утепления наружных стен, покрытий, перекрытий над холодными подвалами и подпольями, замены окон и балконных дверей, устройства тамбуров при входах в подъезды, увеличения ширины корпуса реконструируемого дома. В комплексе эти мероприятия позволят снизить теплопотребление на отопление не менее чем на 40%, а в сочетании с модернизацией инженерного оборудования, оснащением его приборами учета, контроля и регулирования расхода тепла на отопление и горячее водоснабжение могут быть сокращены в 2 и более раза. Освещение мест общего пользования (входы, лестничные клетки, придомовая территория) современными высокоэкономичными источниками света позволит снизить расход электроэнергии на эти цели на 50-60%. Таким образом, одним из важнейших результатов реконструкции будет не только улучшение условий проживания граждан, но и ощутимое снижение эксплуатационных затрат, что является необходимым условием реформирования жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью Программы является создание условий и осуществления с 2000 по 2010 годы массовой реконструкции и модернизации фонда типовых домов первого поколения с тем, чтобы обеспечить сохранность всего фонда, повысить его тепловую эффективность за счет утепления ограждающих конструкций и обновления систем инженерного оборудования, увеличить путем надстройки и пристройки дополнительных объемов общие размеры фонда.
Переустройство фонда типовых домов первых массовых серий должно явиться практическим шагом в реформирование жилищно-коммунального хозяйства Московской области, поскольку позволит одновременно с повышением потребительских качеств жилищ существенно снизить затраты по их эксплуатации, будет способствовать приватизации жилищного фонда, развитию форм его самоуправления.
Для достижения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи:
создать правовую базу деятельности по реконструкции и капитальному ремонту жилищного фонда, регламентирующую защиту прав и взаимообязательства физических и юридических лиц - участников ремонтно-реконструкционного процесса;
завершить разработку и корректировку нормативной документации в области реконструкции, модернизации и ремонта жилищного фонда;
разработать комплекты методических материалов по проектированию, технико-экономической и социологической оценке эффективности, методам осуществления работ по реконструкции, модернизации и ремонту типовых зданий и сложившейся из них застройки в различных условиях строительства;
осуществить экспериментальную реконструкцию домов-представителей массовых серий в большинстве городов и районов Московской области, обобщить опыт обновления пилотных объектов в гг. Лыткарино, Павловский Посад, Электросталь и обеспечить широкое распространение его положительных результатов;
осуществить создание, апробацию и совершенствование кредитнофинансовых механизмов реконструкционной деятельности, выработку инвестиционной политики;
обеспечить развитие материально-технической и технологической базы ремонтно-строительного производства;
осуществить информационное обеспечение, пропаганду передового отечественного и зарубежного опыта, обучение работников ремонтностроительного производства и населения методам и средствам рачительного отношения к жилищу.
Целевые показатели подпрограммы:
достижение к 2010 году объемов реконструкции и модернизации типовых домов первых массовых серий до 500 тыс.кв. метров общей площади в год;
снижение энергопотребления в рассматриваемом жилищном фонде не менее чем на 40%;
увеличение к 2010 году общей площади фонда типовых домов первого поколения на 2500 - 3000 тыс.кв.метров.

3. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Проведенной проверкой указанного жилого фонда установлено, что в настоящее время на территории Московской области насчитывается свыше полутора тысяч домов, построенных по проектам первых массовых серий, что составляет более 7 млн.кв.м общей площади, перечень указанных домов приводится в Приложении 2. Наиболее сложными по реконструкции признаны панельные дома серий К-7-2-4, 1-464, 1-605, в Московской области это 964 панельных 4-5 этажных домов с общей площадью более 3 млн.кв.м. Особую озабоченность вызывают дома серии К-7-2-4, которых насчитывается 135 домов с общей площадью 387,9 тыс.кв.м. (Приложение 1).
Администрациям муниципальных образований Московской области, основываясь на опыте работы по домам серии К-7-2-4 в г. Электростали, необходимо в кратчайшие сроки провести обследования домов данной серии. По итогам обследования определиться по сносу аварийного жилищного фонда, используя "волновой метод". Дома других первых массовых серий - в кирпичном, блочном и панельном исполнении, должны подлежать реконструкции. Исходя из изложенного, администрациям муниципальных образований предлагается разработать муниципальные программы реконструкции жилья и определиться с источниками их финансирования.
На примере домов серии К-7 можно сказать, что откладывать реконструкцию домов первых массовых серий и довести жилищный фонд до полного разрушения - далее нельзя, так как затраты на снос и возведение нового жилья несоизмеримо возрастут по сравнению с проведением реконструкции.
На сегодняшний день разработан ряд методов реконструкции "старых" пятиэтажек, которые позволяют не только вернуть к жизни старые здания, но и увеличить общую жилую площадь за счет надстройки зданий на существующих инженерных сетях, пристройки новых зданий к существующим, что увеличивает плотность застройки. Работа в данном направлении начата Минмособлстроем в гг. Лыткарино, Павловском Посаде, Электростали.
Обновление фонда типовых жилых зданий первого поколения должно начаться одновременно в ряде городов и районов Московской области и осуществляться поэтапно с последующим завершением ремонтнореконструктивных работ по всему фонду к 2010 году.
Настоящая Программа рассматривается в качестве инструмента по реконструкции типовых пятиэтажных зданий. И должна создать условия, необходимые для перехода с 2000 года от единичных экспериментов к планомерному переустройству фонда типовых зданий первых массовых серий.
На основе реализации государственной политики в этой области осуществляется правовое регулирование, нормативное и методическое обеспечение процессов планирования, инвестирования и проведения работ по реконструкции и модернизации.
Период реализации Программы (1997-2010 годы) условно разделен на три этапа:
1-й этап продолжительностью 1 год (дек. 1997-1998 год) включает:
разработку муниципальных программ реконструкции типовых домов первых массовых серий;
разработку технических решений по реконструкции жилых домов первых массовых серий, усилению и восстановлению их конструкций, утеплению ограждений, модернизации инженерного оборудования в качестве методической базы проектирования;
корректировку существующих и разработку новых нормативных правовых актов, территориальных строительных норм в области реконструкции, модернизации и ремонта жилищного фонда;
разработку методической базы технико-экономической оценки реконструкции фонда типовых домов первых массовых серий;
начало строительства нового жилья для переселяемых людей при ремонте и сносе их домов;
создание кредитно-финансовых механизмов ремонтно-реконструктивной деятельности.
2-й этап продолжительностью 1 год (1999 год) предусматривает:
завершение опытной реконструкции (модернизации) домовпредставителей первых массовых серий;
разработку сводных территориальных рекомендаций, методических указаний, технологических регламентов и т.п. материалов по результатам опытной реконструкции;
завершение работ по развитию и перевооружению материальнотехнических баз массовой реконструкции типовых жилых зданий первых массовых серий;
продолжение строительства нового жилья для переселяемых людей при ремонте и сносе их домов.
3-й этап продолжительностью 10 лет (2000-2010 гг.) включает в себя проведение всеобщей реконструкции жилых домов первых массовых серий.
Завершение каждого этапа оценивается по количественным и качественным показателям (результатам), которые должны являться правовой, нормативной и методической базой работ последующего десятилетия.
В результате осуществления системы взаимосвязанных мероприятий обеспечивается достижение поставленных Программой целей и решение ее задач. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, осуществление экспериментальной реконструкции и модернизации пилотных домов-представителей, опыт организационного и экономического управления явятся правовой, нормативной и методической базой массовой реконструкции фонда типовых зданий.

4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Ресурсы на реализацию Программы определены из условия её проведения в запланированные сроки (1997 - 2010 гг.). При этом удовлетворение потребности в финансировании должно осуществляться в основном из внебюджетных источников. Средства областного бюджета, с целью проведения единой научно-технической политики и мобилизации для этого потенциала наиболее опытных и квалифицированных специалистов, предусматривается направлять лишь на разработку научноисследовательских и опытно-конструкторских работ территориального применения, разработки правового обеспечения и территориальных строительных норм, научно-техническое сопровождение экспериментов, результаты которых носят общеметодический характер.
За счет средств местных бюджетов (по согласованию с главами муниципальных образований Московской области), а также внебюджетных источников финансирования будет осуществляться реконструкция жилых домов первых массовых серий, инженерных сетей районов массовой застройки и обновление домов в зависимости от конкретных условий.
Потребность в инвестициях определена на период действия Программы и оценивается в объеме 6408 млн. рублей (в ценах 1998 г.), часть из которых поступит из областного бюджета на разработку технических решений, создание нормативно-технической базы, организацию и контроль за выполнением Программы в начальный период (приложение 3 п.1), а остальные средства - из местных бюджетов до 30% и внебюджетных источников. Объемы финансирования определяются ежегодно при формировании бюджетов, ориентировочное финансирование Программы с разделением по годам приведены в приложении 3.

5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В основу механизма реализации Программы положен принцип экономической целесообразности и заинтересованности всех участников процесса в сохранении и обновлении фонда типовых жилых зданий. Правовое, нормативное и методическое регулирование этого процесса направлено на стимулирование инвестиционной, организационнотехнической и производственной деятельности владельцев жилищного фонда, подрядных и эксплуатационных организаций, повышение качества ремонтно-реконструктивных работ, интенсивное развитие научнотехнического прогресса в рассматриваемом секторе экономики.
Программой не предусматривается разработка каких-либо принципиально новых финансовых механизмов её реализации. Предполагается использовать для этих целей наработанные в годы экономической реформы методы и схемы привлечения финансовых ресурсов, активизации инвестиционной деятельности.
В качестве основных источников финансирования будут выступать:
территориальные целевые фонды реконструкции жилищ, осуществляющие долгосрочное кредитование владельцев жилищного фонда (независимо от форм собственности) с низкой процентной ставкой;
средства местных бюджетов;
инвестиции юридических лиц и граждан;
зарубежные инвесторы и фонды международных организаций.
Из средств областного бюджета предусматривается финансирование важнейших мероприятий по реализации Программы - научноисследовательских и опытно-конструкторских работ областного назначения, создания нормативно-правовой базы, в том числе территориально-строительных норм по основным направлениям реконструкции жилых домов первых массовых серий, научно-техническое сопровождение реконструкции ограниченного числа специально отобранных домов-представителей массовых серий, в том числе пилотных объектов в гг.Лыткарино, Павловский Посад, Электросталь.
Размеры такой финансовой поддержки из областного бюджета в период действия Программы (1997-1999гг.) определены в приложении 3 п.1.
Экономические меры включают систему безвозмездных субсидий, льгот в кредитовании, местном налогообложении, страховании, формировании внебюджетных фондов как источников финансирования реконструктивной деятельности.
Перспективным источником финансирования должен явиться ипотечный кредит банков, поскольку фонд домов первых массовых серий не отягощен какими-либо кредитными обязательствами и представляет собой огромную залоговую ценность. Адресные субсидии гражданам позволят активизировать привлечение их собственных средств для реконструкции и модернизации жилищ. Важным источником финансирования реконструкции домов должны стать средства от реализации квартир в надстраиваемых и пристраиваемых объемах. Кооперативами, товариществами, собственниками жилья и другими жилищными объединениями эти же квартиры могут сдаваться в аренду с использованием арендной платы для покрытия части затрат по эксплуатации здания.
Дополнительным источником финансирования работ по реконструкции жилых домов может служить прибыль от реализации квартир в надстроенной части дома и экономии энергозатрат, получаемой в результате утепления ограждающих конструкций, модернизации инженерного оборудования домов и магистральных сетей.
Увеличение объемов капитального ремонта и модернизации типовых домов может быть достигнуто путем создания целевых накопительных фондов, члены которых смогут пользоваться льготным кредитом фонда для обновления своего жилища. Для стимулирования таких накоплений целесообразно производить начисление субсидий-вознаграждений из местных бюджетов или средств фонда.
Для привлечения дополнительных средств на те же цели может использоваться размещение долговых обязательств - муниципальных жилищных облигаций.
Преодолению организационно-правовых трудностей в проведении реконструкции или модернизации домов, в которых приватизирована лишь часть квартир, предусматриваются меры по ускорению полной приватизации домов и образованию в них кооперативов, кондоминиумов и других видов жилищных товариществ. С этой целью может быть использована организация товариществ собственников жилья по управлению муниципальным жилищем и др.
Правовые механизмы должны быть направлены на защиту интересов и прав всех участников процесса обновления жилищного фонда, включая квартиросъемщиков, обеспечение стабильности и гарантийной надежности финансово-коммерческой деятельности в этой области.

6. КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ход выполнения Программы направляется и контролируется Минмособлстроем, которое отслеживает правильность и своевременность использования ассигнуемых для этих целей средств областного бюджета, ход экспериментальной реконструкции домов-представителей массовых серий, осуществляет руководство научно-исследовательскими и опытноконструкторскими разработками, по которым Минмособлстрой выполняет функции Заказчика. Контроль за ходом реализации Программы на местах осуществляют органы местного самоуправления Московской области, которым рекомендуется ежегодно информировать Минмособлстрой о реализации соответствующих муниципальных программ, важнейших технических, экономических и социальных результатах реконструктивной деятельности:
объемах реконструкции, модернизации и капитального ремонта домов первых массовых серий;
общих и удельных затратах на обновление зданий и восстановления их ресурса, структуре этих затрат и источниках финансирования;
использовании субсидий, краткосрочных и долгосрочных кредитов, собственных средств граждан на реконструкцию, модернизацию и капитальный ремонт жилых домов массовых серий;
создании организационно-управленческих структур для реализации муниципальных программ реконструкции жилых зданий;
создании или развитии материально-технических баз реконструкции и ремонта жилищного фонда.
Минмособлстрой обобщает поступающую с мест информацию и ежегодно докладывает Правительству Московской области о ходе реализации Программы.

7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы "Реконструкция жилых домов первых массовых серий" в намечаемый срок позволит в последующее десятилетие осуществить масштабное преобразование всего фонда типовых зданий первого поколения, увеличить размеры этого фонда на 2500-3000 тыс.кв. метров общей площади, улучшить условия проживания жителей Московской области.
Удельные затраты тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение сократятся не менее чем на 35%.
Модернизация систем инженерного оборудования позволит снизить на 40-50% потребление питьевой воды (и соответственно уменьшить нагрузки на канализационные сети), сократить расход электроэнергии на освещение мест общего пользования и придомовых территорий.
Экология окружающей среды будет обеспечиваться за счет снижения теплоотдачи жилых и общественных зданий, слагающих городскую застройку, повышения шумозащиты домов, эстетических преобразований застройки, формирования современной системы хранения и содержания автотранспорта.
Важным социально-экономическим результатом реконструкции фонда типовых домов должна стать гармонизация его квартирного состава и состава населения по типам семей. Это позволит более рационально использовать жилища и будет способствовать развитию рынка жилья.
В организационно-экономическом отношении реализация Программы позволит интенсифицировать инвестиционный процесс в ремонтнореконструктивном секторе экономики, апробировать и выбрать наиболее эффективные модели управления жилищным фондом, ремонтно-строительным производством, рынком жилья, обеспечить одновременно защиту прав всех сторон, участвующих в эксплуатации жилищного фонда.
Предусматриваемое Программой создание нормативной базы позволит повысить научно-технический уровень проектных решений, результатов изыскательских работ и технологических процессов, расширить возможности применения многовариантных решений переустройства жилых домов и использования для этих целей широкой гаммы эффективных материалов.


И.о.Губернатора
Московской области                                В.В.Семаев
18 мая 1998 г.
N 4/98-НА


Утверждена решением
Московской областной Думы
от 29.04.98 N 11/16

Приложение №1

Перечень крупнопанельных 5-ти этажных жилых домов
серии К 7-2-4, построенных по проектам первых массовых серий
в 1960-1969 годах в Московской области
Дмитровским ДСК и ДСК г. Москвы

------------------------------------------------------------------
Муниципальные образования       Кол-во домов     Общая площадь
                                                 тыс.кв.м
------------------------------------------------------------------
     1                                2              3
------------------------------------------------------------------
Дмитровский  район                   18               47,6
(г. Дмитров, г. Яхрома,
п. Синьково, п. Рогачево)
г. Клин                               7               23,6
Солнечногорский район                14               41,3
(г. Солнечногорск,
п. Менделеево)
г. Сергиев Посад                      9               24,3
Мытищинский район                    23               69,1
(г. Мытищи, г. Лобня)
г. Красногорск                       13               35,1
г. Балашиха                           7               20,3
г. Электросталь                       7               20,3
г. Лыткарино                          2                5,8
г. Коломна                            4               11,6
г. Орехово-Зуево                      3                8,1
г. Подольск                           3                8,1
г. Климовск                           2                5,5
г. Люберцы                            2                4,9
г. Пущино                             5               13,8
г. Дубна                              5               13,5
г. Железнодорожный                   11               35
п. Запрудня, Талдомский р-он          3                8,0
-------------------------------------------------------------------
ВСЕГО                               138              395,9
-------------------------------------------------------------------

Примечание: При поступлении дополнительных заявок от муниципальных
образований количество домов уточняется.


 Приложение №2

Перечень
жилых домов, построенных по проектам
первых массовых серий в 1957-1969 гг.
в Московской области, подлежащих реконструкции

------------------------------------------------------------------
Муниципальные образования  жилые дома              из них:
                           ---------------------------------------
                              всего,       кирпичные    панельные
                           ---------------------------------------
                            шт    кв.м     шт  кв.м     шт  кв. м
------------------------------------------------------------------
районы:
Балашихинский р-н           7    20300                   7   20300
Волоколамский р-н          10    25000     8   20000     2    5000
Воскресенский р-н          28    64000    18   41143    10   22857
Дмитровский р-н            18    55500                  18   55500
Домодедовский р-н          62   169676    28   76628    34   93048
Зарайский р-н               2     5400     2    5400
Егорьевский р-н            35   128026                  35  128026
Истринский р-н             18    49200     6   16400    12   32800
Клинский р-н               71   232093    39  113985    32  118108
Красногорский р-н         105   651595    89  558510    16   93085
Каширский р-н              39    95700    16   39277    23   56423
Ленинский р-н              10    24476     4    9790     6   14686
Люберецкий р-н            220   702619   183  568550    37  134069
Можайский р-н               1     1250     1    1250
Мытищинский р-н            99   270000    76  207272    23   62728
Наро-Фоминский р-н         40   122056    29   83111    11   38945
Ногинский р-н              14    46000                  14   46000
Одинцовский р-н             1     2628                   1    2628
Орехово-Зуевский р-н       23    55908    20   50774     3    5134
Озерский р-н                6    17000                   6   17000
Павлово-Посадский р-н       3     7659                   3    7659
Пушкинский р-н            102   312653    50  130653    52  182000
Раменский р-н              44   108305    30   73844    14   34461
Ступинский р-н             26   140100    13   70050    13   70050
Сергиево-Посадский р-н     42   126000     5   15000    37  111000
Солнечногорский р-н        29    71553    15   37010    14   34543
Талдомский р-н              3     6000     3    6000
Чеховский р-н              10    34200     2    6200     8   28000
Химкинский р-н            155   547470   102  360271    53  187199
Шатурский р-н              22    64400    22   64400
Шаховской р-н               1     1239     1    1239
Щелковской р-н             19    46486    13   27886     6   18600
-------------------------------------------------------------------
Итого по районам:        1265  4204492   775  2584643  490 1619849
-------------------------------------------------------------------

Примечание: При поступлении дополнительных заявок от
муниципальных образований количество домов уточняется

 

------------------------------------------------------------------
Муниципальные образования  жилые дома              из них:
                           ---------------------------------------
                              всего,       кирпичные    панельные
                           ---------------------------------------
                            шт    кв.м     шт  кв.м     шт  кв. м
------------------------------------------------------------------
г.Долгопрудный             55   247500    34   153000   21   94500
г.Дубна                     5    13500                   5   13500
г.Дзержинский              45   147426    26    79738   19   67688
г.Железнодорожный          52   169000    38   123500   14   45500
г.Жуковский                85   248000    16    46682   69  201318
г.Звенигород                4    10621     2     4725    2    5896
г.Ивантеевка               18    68572     8    30477   10   38095
г.Королев                  32   111106     2     6371   30  104735
г.Климовск                 53   147500    42   116887   11   30613
г.Краснознаменск            4    11900     4    11900
г.Красноармейск            19    72000    19    72000
г.Коломна                 101   305290    31    93703   70  211587
г.Лобня                     5    16600                   5   16600
г.Лыткарино                16    39991    14    34006    2    5985
г.Орехово-Зуево            13    36911    10    23668    3   13243
г.Пущино                   24    66122    11    32506   13   33616
г.Протвино                 22    46723    22    46723
г.Подольск                100   252200    46   139475   54  112725
г.Реутов                   72   267017    42   160210   30  106807
г.Рошаль                   34    80942    34    80942
г.Фрязино                  50   196733    29    96480   21  100253
г.Серпухов                138   344619    63   157119   75  187500
г.Щербинка                 23    47578    18    32956    5   14622
г.Электросталь              7    20300                   7   20300
п.Восход                    5    14996                   5   14996
п.Молодежный                8    18428     5     8969    3    9459
г.Юбилейный                29    86487    29    86487
------------------------------------------------------------------
Итого по городам:        1019  3088062   545  1638524  474 1449538
-------------------------------------------------------------------
Всего:                   2284  7292554  1320  4223167  964 3069387
-------------------------------------------------------------------

Примечание: При поступлении дополнительных заявок от
муниципальных образований количество домов уточняется.

               Приложение 3
 

Объем инвестиций для реализации государственной программы Московской области
"Реконструкция жилых домов первых массовых серий"
из областного бюджета и муниципальных бюджетов и внебюджетных источников

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
N    Виды                    Всего                                        В том числе по годам                                                Источники
пп   инвестиций              млн.                                       (млн.рублей  в ценах 1998 года)                                       финансирования
                             руб.      ----------------------------------------------------------------------------------------------------
                                       1998    1999    2000    2001    2002    2003    2004    2005    2006    2007    2008    2009    2010
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 1      2                     3          4       5       6      7       8       9       10      11      12      13      14      15     16           17
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1   Разработка технических   10,0      5,0     5,0      -      -        -       -       -       -        -      -       -       -      -     Областной бюджет и
    решений, создание нор-                                                                                                                   внебюджетные источники
    мативно-технической
    базы, организация и
    контроль Программы в
    начальный ее период

2   Обследование состояния   47,0     47,0      -       -      -        -       -       -       -        -      -       -       -      -     Собственные средства
    жилых домов с предложе-                                                                                                                  городов и районов
    ниями по их реконструкции

3   Снос аварийного жилья   245,0     10,0    15,0    20,0    20,0    20,0    20,0    20,0    20,0    20,0    20,0    20,0    20,0    20,0   Собственные средства
                                                                                                                                             городов и районов

4   Реконструкция домов-     36,0     20,0    16,0      -      -        -       -       -       -        -      -       -       -      -     Собственные средства
    представителей первых                                                                                                                    городов и районов, кредиты
    массовых серий                                                                                                                           банков, средства юридических лиц
    (г. Лыткарино,
    г. Павловский Посад,
    г. Электросталь)

5   Реконструкция домов     2130,0    50,0    100,0   180,0   180,0   180,0   180,0   180,0   180,0   180,0   180,0   180,0   180,0   180,0  Собственные средства городов
    первых массовых серий                                                                                                                    и районов, средства граждан

6   Строительство нового    3940,0   340,0    300,0   300,0   300,0   300,0   300,0   300,0   300,0   300,0   300,0   300,0   300,0   300,0  Собственные средства городов
    жилья для переселяемых                                                                                                                   и районов, кредиты банков,
    людей при ремонте и                                                                                                                      средства граждан.
    сносе их домов
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
      ИТОГО                 6408,0   472,0    436,0   500,0   500,0   500,0   500,0   500,0   500,0   500,0   500,0   500,0   500,0   500,0
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Реконструкция жилых домов первых массовых серий" на период до 2010 года (утратил силу с 10.08.2006 на основании Закона Московской области от 27.07.2006 N 133/2006-ОЗ)

Название документа: Реконструкция жилых домов первых массовых серий" на период до 2010 года (утратил силу с 10.08.2006 на основании Закона Московской области от 27.07.2006 N 133/2006-ОЗ)

Номер документа: 4/98-НА

11/16

Вид документа: Программа

Решение Московской областной Думы

Принявший орган: Московская областная Дума

Статус: Недействующий

Опубликован: Информационный сборник министерства строительства Администрации МО, N 5 май 1998 года

Подмосковные известия, N 107, 11.06.1998

Дата принятия: 18 мая 1998

29 апреля 1998

Дата начала действия: 11 июня 1998
Дата окончания действия: 10 августа 2006