• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


О ЗАКОНЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

РЕШЕНИЕ

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

24 сентября 1997 г.

N 11/145



Рассмотрев проект Закона Московской области "О туристской деятельности", Московская областная Дума решила:

1. Одобрить Закон Московской области "О туристской деятельности". (Прилагается).

2. Предложить Губернатору Московской области А.С.Тяжлову совместно с комиссией по проблемам науки, образования и культуры Московской областной Думы продолжить работу по доработке проекта Закона Московской области "О туристской деятельности".

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя Московской областной Думы В.Н.Савина.

И.о. председателя
Московской областной Думы                              Н.Я.Кечкин



                        

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

                                                              Проект

                     

З А К О Н

О туристской деятельности


Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования Закон Московской области "О туристской деятельности" (далее - Закон) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Уставом Московской области и иными нормативными правовыми актами определяет принципы государственной областной политики в сфере туризма и регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее -граждане) на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также порядок рационального использования туристских ресурсов Московской области.


Статья 2. Законодательство Московской области
о туристской деятельности


Законодательство Московской области о туристской деятельности состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Московской области. Законодательство Московской области, регулирующее отношения в сфере туризма, не может противоречить законодательству Российской Федерации, Уставу Московской области и настоящему Закону.

     

Статья 3. Принципы и задачи регулирования туристской деятельности
 в Московской области


Признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики, органы государственной власти Московской области исходят в ее развитии из принципов:
определения и поддержки приоритетных направлений туристской деятельности;
содействия туристской деятельности и создания благоприятных условий для ее развития, в особенности деятельности субъектов туристской индустрии, ориентированных на прием туристов в Московской области;
оказания содействия в развитии инфраструктуры туризма, повышения его роли в формировании доходной части областного и местных бюджетов, создании новых рабочих мест;
содействия инвестированию средств в развитие туристской индустрии на территории Московской области;
обеспечения охраны окружающей природной среды, сохранения исторического и культурного наследия;
содействия развитию туристского образования и воспитания населения Московской области.
Задачами регулирования туристской деятельности являются:
создание правовых основ для обеспечения и защиты прав и интересов граждан в сфере туризма на территории Московской области;
определение прав и обязанностей юридических и физических лиц в сфере туризма;
сохранение туристских ресурсов в целях устойчивого развития туристской деятельности;
создание благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;
поддержка и развитие международного сотрудничества Московской области в сфере туризма.


Статья 4. Основные понятия и их определения


В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
туризм - временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессиональноделовых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;
турист - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющих не менее одной ночевки;
туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
туристские ресурсы - природные, исторические, социальнокультурные объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;
туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидовпереводчиков;
тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия;
туристский продукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу;
туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - туроператор);
турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее турагент);
туристская путевка - документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта;
туристский ваучер - документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания;
экскурсант - лицо, путешествующее в страну, не являющуюся страной его обычного места жительства, либо в определенную местность в пределах территории Российской Федерации, на срок менее 24 часов, главной целью путешествия которого не является занятие деятельностью, оплачиваемой в посещаемой стране или посещаемом месте;
реестр - перечень (опись) объектов, расположенных на определенной территории и представляющих интерес с социально-экономических, исторических, культурных, познавательных, оздоровительных и иных позиций;
кадастр - систематизированный свод качественных и количественных сведений и оценок, составляемых периодически или непрерывно и касающихся земельных, ландшафтных и рекреативных ресурсов, используемых туристами и рекреантами или резервируемых для последующего освоения.

Глава II. Регулирование в сфере туристской деятельности

Статья 5. Компетенция органов государственной власти
 Московской области в сфере туристской деятельности


Органы государственной власти Московской области самостоятельно и в полном объеме регулируют туристскую деятельность и содействуют развитию туристской индустрии на территории Московской области по всем вопросам, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.
В компетенцию Администрации Московской области входят:
принятие нормативных правовых актов, регулирующих туристскую деятельность на территории Московской области;
осуществление межотраслевой и региональной координации деятельности в сфере туризма;
формирование и реализация государственных программ Московской области по развитию туризма, участие в выполнении федеральных и международных программ развития туризма;
осуществление финансирования из областного бюджета приоритетных направлений деятельности в сфере туризма;
установление порядка пользования рекреационными ресурсами Московской области и возмещения нанесенного им ущерба;
организация государственной областной системы подготовки кадров для туризма;
координация деятельности субъектов туристской индустрии всех форм собственности и различной ведомственной подчиненности в вопросах, затрагивающих интересы Московской области;
осуществление в установленном порядке лицензирования туристской деятельности;
осуществление контроля за исполнением законодательства о туристской деятельности;
участие в разработке социальных, экологических, градостроительных и типологических нормативов к туристской индустрии и туристским ресурсам Московской области;
ведение учетной и информационно-аналитической деятельности в сфере туризма, а также реестра субъектов туристской индустрии на территории Московской области;
осуществление финансово-кредитной и налоговой политики по приоритетным направлениям деятельности в сфере туризма;
ведение учета (в том числе кадастра и реестров) и мониторинга туристских ресурсов, осуществление контроля за их рациональным использованием, реализация мер по их сохранению и восстановлению;
заключение Московской областью международных соглашений и договоров в сфере туризма и определение порядка их реализации;
исполнение иных функций в соответствии со своей компетенцией.

Статья 6. Государственное регулирование туристской деятельности
в Московской области


Координацию туристской деятельности на территории Московской области в соответствии со своей компетенцией осуществляют федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма и центральный орган исполнительной государственной власти Московской области в сфере туризма.

Статья 7. Компетенция органов местного самоуправления Московской области
в сфере туристской деятельности


Органы местного самоуправления Московской области регулируют туристскую деятельность на территории муниципальных образований в соответствии со своей компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации и Московской области. В случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями органов исполнительной государственной власти Московской области в сфере туристской деятельности к их компетенции относятся вопросы, определяемые законодательством Российской Федерации и Московской области.

     

Статья 8. Источники финансирования туристской деятельности


В соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование туристской деятельности в Московской области может осуществляться за счет:
собственных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
кредитов банков и иных финансово-кредитных учреждений;
средств внебюджетных фондов;
добровольных пожертвований, субсидий, средств, полученных по завещаниям;
других, не противоречащих законодательству, доходов и поступлений.
Общественные объединения, организации и граждане имеют право самостоятельно, в том числе на договорной основе, создавать фонды для финансирования туристской деятельности. Организация и деятельность указанных фондов осуществляется в соответствии с их уставами на основании действующего законодательства. В качестве учредителей (соучредителей) указанных фондов могут выступать также органы государственной власти и местного самоуправления Московской области.
Право туристских организаций и индивидуальных предпринимателей на получение безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) от российских и иностранных юридических и физических лиц, международных организаций не ограничивается.


Статья 9. Налоговые льготы


Все туристские и экскурсионные организации независимо от формы собственности и индивидуальные предприниматели в сфере туристской деятельности в Московской области пользуются льготами по налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законодательный орган государственной власти и органы местного самоуправления Московской области вправе устанавливать дополнительные льготы по налогам, зачисляемым в областной и соответствующие местные бюджеты, для туристских и экскурсионных организаций, а также индивидуальных предпринимателей в сфере туристской деятельности.


                         Статья 10. Страхование при осуществлении туристской деятельности


Страхование туристов и экскурсантов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев производится субъектами туристской и экскурсионной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Страхование иных рисков, связанных с совершением путешествия, является добровольным и осуществляется туристами и экскурсантами самостоятельно, в том числе по их поручению субъектами туристской и экскурсионной деятельности.


Статья 11. Общественные объединения туристов


На территории Московской области могут создаваться общественные объединения туристов в порядке, установленном

законодательством Российской Федерации. Целями деятельности общественных объединений туристов могут являться развитие форм и видов сотрудничества, координация действий в сфере туризма, выработка предложений по вопросам туризма для органов государственной власти и местного самоуправления, защита прав и законных интересов туристов, иные задачи.

  
                                                     Глава III. Туристская и экскурсионная деятельность


Статья 12. Основные виды туристской и экскурсионной деятельности  


К основным видам туристской и экскурсионной деятельности относятся:
организация приема и направления туристов и экскурсантов;
гостиничное, бытовое, транспортное обслуживание туристов и экскурсантов;
организационное обслуживание, направленное на выполнение туристско-экскурсионных программ;
информационно-методическое обслуживание потребностей туризма;
страхование туристов и экскурсантов;
рекламно-издательская деятельность, обслуживающая туризм;
строительство и эксплуатация объектов туризма и экскурсий;
подготовка кадров для туристско-экскурсионной деятельности;
производство и реализация товаров для туризма;
организация массовых туристско-оздоровительных мероприятий.
Иные виды деятельности относятся к туристским в том случае, если они направлены на удовлетворение потребностей туризма.

Статья 13. Права субъектов туристской и экскурсионной деятельности


Субъекты туристской и экскурсионной деятельности на территории Московской области обладают правами: выбора одного, нескольких или всей совокупности видов туристской (экскурсионной) деятельности; использования рекреационного потенциала Московской области в пределах действующих нормативов; использования уникальных и особо значимых туристских ресурсов, предоставляемых областным органом государственной исполнительной власти в сфере туризма на конкурсной основе.

Статья 14. Обязанности субъектов туристской и экскурсионной деятельности      

Субъекты туристской и экскурсионной деятельности, зарегистрированные на территории Московской области, обязаны:
согласовывать свою деятельность с центральным органом государственной исполнительной власти Московской области в сфере туризма по вопросам, находящимся в его ведении;
обеспечивать соблюдение установленных норм и правил, исключающих повреждение и уничтожение туристских ресурсов;
обеспечивать исполнение правил обслуживания туристов и экскурсантов самостоятельно или с привлечением уполномоченных на то органов и организаций;
вести документальный учет обслуживания туристов и экскурсантов в установленном порядке;
обеспечивать безопасность туристов и экскурсантов, подготовку безопасных условий для туристско-экскурсионной работы, обучение туристов и экскурсантов правилам безопасности, оказание оперативной помощи туристам и экскурсантам;
нести ответственность за ущерб, причиненный туристами и экскурсантами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
предусматривать приспособленность туристских объектов для использования их лицами с ограниченными возможностями (инвалидами, детьми, пенсионерами).
Субъекты туристской деятельности, зарегистрированные не в Московской области, предоставляющие туристские услуги на ее территории, обязаны выполнять части 2, 3, 4, 6, 7 настоящей статьи.

    

Статья 15. Лицензирование и сертификация туристской деятельности


Субъекты туристской деятельности обязаны получить соответствующую лицензию в порядке и на основаниях, определенных в соответствующих нормативных правовых актах Российской Федерации.
Порядок сертификации туристских услуг устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Субъекты туристской деятельности - организаторы туризма не подпадают под действие настоящей статьи, если организаторы туризма не получают доходов от этой деятельности и иное не предусмотрено действующим порядком лицензирования и сертификации.
Лицензированию подлежат организации размещения, питания, транспорта и других видов инфраструктуры туризма.
Данные лицензии вносятся в Государственный реестр туристских организаций.
Лицензированию туристских организаций предшествует аттестация (не реже одного раза в два года) работников, прошедших подготовку или дополнительное обучение в специализированных образовательных учреждениях туристского профиля, имеющих лицензию на соответствующую деятельность. Работник туристской индустрии должен иметь соответствующий сертификат об образовании.

Статья 16. Туристская индустрия


Туристская индустрия включает в себя объекты, оказывающие услуги размещения, питания, транспорта, развлечений и рекреации, которые могут быть использованы как туристами (экскурсантами), так и населением.
В целях учета и использования объектов туристской индустрии они подлежат внесению в Реестр объектов туристской индустрии. Порядок их использования определяется действующим законодательством. Реестр объектов туристской индустрии включает в себя данные о значимости объекта и его классификационных признаках, собственнике и пользователе объекта, вхождении объекта в национальные и международные организации.
В целях учета, охраны и рационального использования туристских ресурсов Московской области, они подлежат занесению в Кадастр туристских ресурсов Московской области, которым устанавливаются их классификация и оценка, порядок охраны и воспроизводства, владения и пользования.

     

Статья 17. Правовой режим земель рекреационного назначения, используемых для туризма


Выделенные в установленном порядке земельные участки, предназначенные и используемые для массового отдыха, туризма и экскурсий, относятся к категории земель рекреационного назначения.
К указанным землям относятся также земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, санаториев, кемпингов, спортивно-оздоровительных комплексов, туристских баз, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболовов и охотников, парков, лесопарков, учебно-туристских троп, маркированных маршрутов (трасс), детских оздоровительных и спортивных лагерей, расположенные вне земель рекреационного назначения.
Земли, по которым проходят учебно-туристские тропы и маркированные маршруты (трассы), выделяются по согласованию с землепользователями, землевладельцами, собственниками или арендаторами указанных земельных участков и могут подлежать изъятию в установленном действующим законодательством порядке.
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, препятствующая использованию их по целевому назначению.

Глава IV. Права и обязанности туристов и экскурсантов
в Московской области


Статья 18. Правовое положение туристов и экскурсантов


Правовое положение туристов и экскурсантов, пребывающих на территории Московской области, определяется законодательством Российской Федерации и Московской области. Граждане обладают равными правами в сфере туризма и несут равную ответственность за соблюдение законодательства о туризме Московской области.

Статья 19. Права туристов и экскурсантов


Туристы и экскурсанты в местах транзита и временного пребывания на территории Московской области пользуются правами:
на получение сведений о наличии лицензии и сертификатов соответствия у субъекта туристской деятельности;
на получение в полном объеме услуг и соблюдение всех условий, указанных в туристских путевках (ваучерах) и программах обслуживания, на получение точной, объективной и исчерпывающей информации об условиях и возможностях тура;
на личную безопасность, безопасность имущества, на защиту прав потребителя, на страхование рисков, связанных с выполнением путешествия;
на беспрепятственный доступ к средствам связи;
на охрану жизни и здоровья, на беспрепятственный доступ к организациям здравоохранения;
на свободу вероисповедания;
иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Обязанности туристов и экскурсантов


Туристы и экскурсанты в местах транзита и временного пребывания на территории Московской области обязаны: соблюдать законодательство Российской Федерации и Московской области; пользоваться туристскими ресурсами с соблюдением правил и норм, гарантирующих их сохранность; выполнять условия тура, согласованные с принимающей стороной.

   

Статья 21. Льготы, предоставляемые отдельным категориям туристов и экскурсантов


Отдельным категориям российских туристов и экскурсантов, в том числе школьникам, студентам, пенсионерам, инвалидам, во время совершения путешествия или экскурсии, включая транзит, могут предоставляться дополнительные льготы социального характера.
Виды дополнительных льгот, а также порядок их предоставления устанавливаются Правительством Российской Федерации и Администрацией Московской области.
Общественные объединения туристов, туристские и экскурсионные организации вправе самостоятельно устанавливать льготы для обслуживаемых ими отдельных категорий туристов и экскурсантов.
Дополнительные права и льготы, предоставляемые отдельным категориям туристов и экскурсантов, не должны носить дискриминационного характера по отношению к иным категориям туристов и экскурсантов.

Глава V. Международная деятельность Московской
области в сфере туризма
  
Статья 22. Участие в деятельности международных организаций


Московская область в лице ее законодательного и исполнительных органов государственной власти, общественных объединений туристов, субъектов туристской деятельности и их ассоциаций (союзов) принимает участие в деятельности международных организаций в порядке, определяемом статусом этих органов и организаций. Московская область может заключать в пределах своей компетенции международные договоры и соглашения по вопросам туризма, принимать участие в разработке международных правовых актов, представлять свои интересы через представительства Российской Федерации.


Глава VI. Заключительные положения

Статья 23. Ответственность за нарушение настоящего Закона


Органы государственной власти и местного самоуправления Московской области, их должностные лица, юридические лица и граждане несут ответственность за нарушение настоящего Закона в соответствии с действующим законодательством.

Статья 24. Возмещение ущерба, нанесенного туристским ресурсам


Юридические лица и граждане, причинившие ущерб туристским ресурсам Московской области, обязаны восстановить их в прежнем состоянии, а при невозможности этого - возместить убытки.
Восстановление туристских ресурсов Московской области осуществляется с соблюдением установленного порядка производства всех видов работ за счет лиц, причинивших ущерб.
Для определения ущерба, причиненного туристским ресурсам, находящимся в собственности Московской области, и подготовки необходимых материалов в каждом отдельном случае создается комиссия, образуемая центральным органом исполнительной государственной власти Московской области в сфере туризма.
Ущерб определяется указанной комиссией в размере восстановительной стоимости с применением установленных законодательных норм.

Статья 25. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Одобрен решением
Московской областной Думы
от 24.09.97 N 11/145

О Законе Московской области "О туристской деятельности"

Название документа: О Законе Московской области "О туристской деятельности"

Номер документа: 11/145

Вид документа: Решение Московской областной Думы

Принявший орган: Московская областная Дума

Статус: Действующий

Опубликован: Файл-рассылка из Московской областной Думы
Дата принятия: 24 сентября 1997