Недействующий


МОСКОВСКАЯ  ОБЛАСТЬ

З А К О Н

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОМ ЗОНИРОВАНИИ
ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

____________________________________________________________________
Утратил силу с 17 марта 2007 года на основании
Закона Московской области от 7 марта 2007 года N 36/2007-ОЗ
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

_____________________________________________________________________________________________

Текст документа с изменениями, внесенными

Законом Московской области от 14.12.01 N 227/2001-ОЗ

______________________________________________________________________________________________



Настоящий Закон устанавливает правовые основы организации и функционального использования территории Московской области.

Рациональная организация территории Московской области обеспечивает комплексное и эффективное развитие городских и сельских поселений, промышленно-коммунальных объектов (зон), объектов других отраслей хозяйственной деятельности, объектов (зон) отдыха, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, природной среды, исторического и культурного наследия Московской области.

Рациональная комплексная организация и функциональное зонирование территории Московской области направлены на создание здоровой и безопасной среды обитания населения.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

С т а т ь я 1.
Назначение Закона. Основные понятия

1. Назначение настоящего Закона состоит в законодательном закреплении на территории Московской области:

- основных принципов и средств комплексной рациональной организации и функционального использования территории Московской области;

- прав, обязанностей и ответственности субъектов (участников) организации и функционального зонирования территории Московской области.

2. Основные понятия, применяемые в целях настоящего Закона:( в ред. Закона Московской области от 14.12.01 N 227/2001-ОЗ)

- Организация территории - комплексная конструктивная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, Московской области и органов местного самоуправления Московской области по использованию и формированию функциональной структуры территории, согласованного и сбалансированного выполнения ее элементами соответствующих функций.

- Функциональное использование территории - процесс долговременного осуществления на определенной территории одной или нескольких хозяйственных функций: жилищного строительства, промышленного и сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, охраны природы, инженерно-технической инфраструктуры и других функций, в соответствии с целевым назначением, устанавливаемым функциональным зонированием.

- Режим использования территории - система приоритетов и ограничений хозяйственной, в том числе градостроительной, деятельности в развитии различных функций, которые устанавливаются на определенной территории в целях ее рациональной организации и использования.

- Функциональное зонирование территории - разграничение территории Московской области и территорий муниципальных образований Московской области по ее назначению с определением для каждой из них целевого функционального использования и режимов использования с учетом зон особого градостроительного и специального регулирования.

- Зоны особого градостроительного регулирования включают земли, на которых устанавливается особый правовой режим использования на основании градостроительной, историко-культурной, природной ценности территории.

- Зоны специального регулирования устанавливаются на основании санитарно-экологических и технических требований, ограничивающих использование территорий в хозяйственной деятельности.

- Городская агломерация - развитая территориальная система городских поселений, объединенных в одно целое устойчивыми производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными и другими связями, характеризующаяся высокой плотностью населения, концентрацией производств и обладающая определенной территориальной целостностью.

- Градостроительная деятельность - деятельность юридических и физических лиц по осуществляемому и планируемому изменению среды обитания населения в городах, других поселениях и на межселенных территориях, исходя из интересов граждан, общественных и государственных интересов, с учетом национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей поселений и территорий.

- Пригородная зона - территория, которая примыкает к внешней границе города и имеет с ним устойчивые социальные, трудовые, производственные, экономические и инфраструктурные связи, является резервом территориального развития города, местом размещения объектов, необходимых для его нормального функционирования, обеспечения жителей города и прилегающих территорий земельными участками для индивидуального и коллективного жилищного строительства, ведения подсобного сельского хозяйства, садоводства и огородничества, организации мест отдыха с использованием местных рекреационных возможностей и выполняет защитные и санитарно-гигиенические функции. Сельскохозяйственные угодья в пределах пригородных зон используется в первую очередь для производства сельскохозяйственной продукции.

- Зеленая зона - территория, входящая в состав пригородной зоны, предназначенная для организации отдыха населения, улучшения микроклимата, состояния атмосферного воздуха и санитарно-гигиенических условий.

- Зоны общего назначения - территории вне границ поселений, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъекта Федерации, органов местного самоуправления, используемые для размещения военных объектов, спецтерриторий, космического обеспечения, информатики и связи, внешнего транспорта, трасс и объектов инженерной инфраструктуры, объектов по переработке, хранению и утилизации твердых бытовых отходов, отходов промпредприятий, месторождений полезных ископаемых и карьеров, кладбищ и крематориев.

- Генеральное территориальное планирование - сфера деятельности по разработке, согласованию и утверждению аналитической, плановой и проектной территориально-градостроительной документации: генеральных планов, территориальных программ, проектов и кадастров, имеющих своей целью эффективную организацию и рациональное использование территории.

- Генеральный план Московской области, муниципального образования, отдельных функциональных зон - вид градостроительной документации, разрабатываемой на объект градостроительной деятельности, - основной юридический документ, определяющий в интересах населения условия проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко-культурного и природного наследия, рациональное использование природных и иных ресурсов.

- Резервные территории градостроительного назначения территории, резервируемые в соответствии с утвержденными генеральными планами муниципальных образований для территориального развития городов и других поселений в целях размещения в перспективе объектов городского строительства - жилой и общественной застройки, промышленных или коммунальных объектов, инженерно-транспортной инфраструктуры, рекреации.

До передачи резервируемых территорий для намеченных целей городского развития изменение их назначения не допускается.

- Экологический каркас Московской области - наиболее ценные составные элементы природной системы на территории Московской области: реки и их долины, особоохраняемые природные территории, заказники, заповедники, водоохранные леса, леса 1 группы, комплексы исторического и природного наследия, памятников и их охранные зоны, зеленые зоны городов, лесопарки и другие охраняемые природные территории, сельскохозяйственные территории, являющиеся необходимой предпосылкой для сохранения экологического равновесия на территории Московской области.

- Территориальный градостроительный кадастр - информационноправовая система регистрации использования территории объектов градостроительной деятельности и территорий отдельных функциональных зон, включающая информацию отраслевых кадастров и входящая в единую систему ведения государственного градостроительного кадастра Российской Федерации.

- Мониторинг градостроительный - система отслеживания и контроля за изменениями в сфере организации территории Московской области, территории муниципальных образований, осуществляемая посредством ведения территориальных градостроительных кадастров, дежурных планов, компьютеризированной обработки и хранения информации.

- Территориальные строительные нормы - нормативные документы в строительстве, устанавливающие обязательные для применения в пределах Московской области и рекомендуемые положения, учитывающие природноклиматические и социальные особенности, традиции и экономические возможности Московской области.

- Сервитут - ограничения, налагаемые органами государственной власти Российской Федерации и Московской области, органами местного самоуправления на функциональное использование территории, а также отдельных земельных участков и связанной с ней недвижимостью.

- Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

- Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

- Дисперсная система расселения - система отдельных поселений, разъединенных между собой межселенными территориями и не имеющих между собой устойчивых трудовых, культурно-бытовых связей.

- Сезонное расселение - временное пребывание на территории Московской области населения из г.Москвы и городов и поселков Московской области в садоводческих домах и дачах, в жилых домах сельских поселений, используемых в качестве второго сезонного жилья в теплое время года: в летний период и в меньшей степени в весенние и осенние месяцы.

- Межселенные территории - территории, занятые сельхозугодьями, лесами, другими незастроенными ландшафтами и расположенные за пределами границ поселений.

- Межмагистральные территории - ("зеленые клинья") - территории, расположенные между основными радиальными транспортными направлениями, подходящими к Москве, вдоль которых сформировались основные системы городских поселений, используемые в основном для сельского расселения, сельского и лесного хозяйства, имеющие рекреационное, историкокультурное, водоохранное, природоохранное значение. Межмагистральные территории в Московской области имеют форму "клиньев", сужающихся при приближении к Москве и расширяющихся к периферии области.

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ
ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. РУКОВОДСТВО ПРОЦЕССОМ
ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ
ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ   

С т а т ь я 2.
Объекты и субъекты (участники) организации и функционального зонирования
территории Московской области

1. Объектами организации и функционального зонирования территории Московской области являются территория Московской области, части территории Московской области, территории поселений, части территорий поселений, территории других муниципальных образований, части территорий других муниципальных образований; объекты недвижимости и их комплексы в границах поселений и на межселенных территориях.( в ред. Закона Московской области от 14.12.01 N 227/2001-ОЗ)

2. Территория Московской области подразделяется на:

городские (урбанизированные) территории с высоким уровнем социально-экономического развития. В состав городских территорий входят городские и тяготеющие к ним сельские поселения, промышленные зоны, инженерно-транспортная инфраструктура.

На урбанизированных территориях при определенных градостроительных условиях могут формироваться городские агломерации:

природные территории, преимущественно занятые землями сельскохозяйственного назначения с дисперсной системой сельского и сезонного расселения, лесными угодьями, землями природоохранного, природозаповедного, рекреационного и историко-культурного назначения. Сельская система расселения включает сельские населенные пункты, прилегающие к ним сельскохозяйственные угодья, леса и другие территории, обеспечивающие формирование благоприятных условий жизнедеятельности сельского населения.

3. В составе объектов организации территории Московской области выделяются территориальные объекты особого градостроительного и специального регулирования: особо охраняемые природные территории, территории историко-культурного и природного наследия, системы расселения, включая агломерации, пригородные зоны, водоохранные зоны, другие территории специального назначения.

4. Субъектами (участниками) организации и функционального зонирования территории Московской области являются:

- граждане, их объединения, общественные и другие организации независимо от организационно-правовых форм, обладающие правами на земельные участки, участвующие в разработке и реализации проектной, градостроительной документации, других видов работ по территориальному планированию, осуществляющие строительные работы и контроль за правильным использованием территории Московской области;

- органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления.

    

с т а т ь я 3.
Принципы организации и функционального
зонирования территории Московской области

1. Решения по организации и функциональному зонированию территории Московской области принимаются, исходя из следующих основных принципов комплексной рациональной ее организации *:

- ориентация на интенсивное использование и рациональную организацию территории на областном и местном уровнях, с установлением необходимого контроля и регулирования процессом развития с учетом стоимости земли, недвижимости, услуг и жилья, характерной для Московской области;

- совершенствование системы расселения на территории Московской области на основе научно обоснованного баланса земель различного назначения, сохранения особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных угодий и местностей с ценным историко-культурным наследием, с организацией зон особого градостроительного и специального регулирования и создания необходимых инженернотранспортных обустройств;

- четкое разграничение урбанизированных территорий (преимущественно городского развития) и открытых природных пространств (земель сельскохозяйственного, лесохозяйственного и природоохранного назначения) с закреплением в законодательном порядке соответствующих режимов их функционального использования. Обеспечение городских систем расселения территориальными резервами для их развития;

- выделение пригородных зеленых зон городов и агломераций с переносом на них части городских функций с целью улучшения среды обитания в городах и более эффективного использования пригородных территорий;

- упорядочение застройки городских, сельских, рекреационных поселений при максимальном сохранении межселенных территорий;

- охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности;

- сохранение, восстановление и реставрация памятников истории и культуры, зон ценного ландшафта, а также системы исторически сложившихся поселений, представляющих собой историко-культурное наследие;

- рациональное использование природных ресурсов;

____________________________

* Принципы определены с учетом анализа сложившегося функционального

  использования территории Московской области на базе основных

  положений территориальной и градостроительной политики.

- сохранение и усиление экологических и рекреационных функций межмагистральных территорий ("зеленых клиньев");

- развитие опорных центров городской и сельской систем расселения при рациональном использовании их территориальных ресурсов;

- сохранение и реконструкция сельской системы расселения, обустройство садоводческих товариществ;

- обеспечение наиболее благоприятных организационнотерриториальных условий для ведения сельского хозяйства;

- резервирование и обустройство рекреационных территорий с учетом потребностей населения Москвы и Московской области в отдыхе, лечении и туризме.

ГЛАВА 3. СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ
ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

С т а т ь я 4.
Генеральное территориальное планирование

     

1. Организация и функциональное зонирование территории Московской области осуществляется на основе генерального территориального планирования, включающего в себя разработку плановой и проектной, градостроительной документации и ее реализацию с целью создания благоприятных условий развития хозяйственной, природоохранной и других видов деятельности в интересах населения Московской области.

2. Разрабатываемый в обязательном порядке Генеральный план Московской области, муниципального образования и отдельной функциональной зоны является юридическим документом комплексного развития и организации территории Московской области, на основании которого осуществляется непрерывное ведение плана использования территории в соответствии с установленным градостроительным режимом.

3. Генеральный план Московской области, муниципального образования и отдельной функциональной зоны определяет функциональное зонирование и организацию территории, совершенствование расселения, формирование социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию земельных и иных ресурсов, земель сельскохозяйственного назначения, сохранению историко-культурного и природного наследия.

4. Генеральное территориальное планирование, включающее разработку территориальных комплексных схем охраны природы, проектов землеустройства, лесоустройства, проектов детальной планировки жилых районов, планировки и застройки кварталов и участков городов и других поселений, других видов градостроительной документации, а также разработку мероприятий, реализация которых связана с функциональным использованием территории, осуществляется в соответствии с утвержденными генеральными планами Московской области, муниципальных образований и отдельных функциональных зон.

5. На основе генеральных планов Московской области, муниципальных образований и отдельных функциональных зон разрабатываются прогнозы и программы социально-экономического развития Московской области и соответствующих территорий, экологические программы.

С т а т ь я 5.
Функциональное зонирование территории

1. Функциональное зонирование осуществляется на областном и местном уровнях.

Функциональное зонирование, режим и порядок использования территории объектов градостроительной деятельности устанавливаются в соответствии с генеральными планами территорий соответствующих уровней, а также нормативными правовыми актами Московской области и органов местного самоуправления.

На основе функционального зонирования устанавливаются территории определенного назначения с закреплением за каждой из них в законодательном порядке приоритетных функций и соответствующих режимов ее использования.

2. Функциональное зонирование территории Московской области устанавливается в схеме масштаба 1:100000 и используется при принятии решений по вопросам организации территории Московской области и при разработке функционального зонирования районов Московской области.

Функциональное зонирование территорий районов устанавливается в схемах масштаба 1:25000-1:10000, на основе функционального зонирования территории Московской области, детализирует и обеспечивает преемственность в организации и использовании территории.

Функциональное зонирование территорий районов используется при решении вопросов организации территории районов и при разработке функционального зонирования территории других муниципальных образований, находящихся в границах района.

Функциональное зонирование территорий муниципальных образований (кроме районов) устанавливается в схемах масштаба 1:10000-1:1000 с соблюдением положений функционального зонирования территории Московской области и территории района, в границах которого находится муниципальное образование.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»