Недействующий


ОБЛАСТНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ  ПРОГРАММА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ  

"ДЕТИ ПОДМОСКОВЬЯ"

О Б О С Н О В А Н И Е Р А З Р А Б О Т К И


В настоящее время на территории Московской области проживает около 1,9 млн. семей, одна треть которых имеют всего по одному ребенку. Многодетных семей насчитывается 45,7 тысяч, в них проживает 160 тыс. детей в возрасте до 18 лет.

Общая численность детей в области составляет около 1,5 млн. человек, или 22,4 процента всего населения региона.

За последние годы в Подмосковье сложилась кризисная демографическая ситуация. Это выражается в продолжающемся снижении уровня рождаемости населения при достаточно высоком уровне смертности, уменьшении количества заключаемых браков, увеличении числа разводов. Отрицательный естественный прирост населения с 1991 года наблюдается повсеместно. Крайне высокими остаются младенческая смертность, детская заболеваемость и инвалидность. Падает уровень жизни большинства детей, ограничился их доступ к внешкольному образованию, культуре, полноценному отдыху. Обостряется проблема социального сиротства, возрастают детские безнадзорность, преступность, наркомания.

Указом Президента РФ от 18 августа 1994 года N 1696 утверждена федеральная программа "Дети России" в качестве президентской программы, в которой проблема выживания и развития детей признана приоритетной на федеральном и региональном уровнях, в частности при формировании федерального бюджета Российской Федерации, распределении материальных и финансовых ресурсов, организации и развитии производства, инвестировании социально-экономических программ. В соответствии с этим Указом Администрацией Московской области разработана областная комплексная программа "Дети Подмосковья", рассчитанная на период 1996-1997 годов.

ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОБЛАСТНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ

Целью областной комплексной программы "Дети Подмосковья" является создание необходимых условий для обеспечения нормального развития и жизнедеятельности детей, осуществления их социальной защиты в условиях социально-экономического кризиса.

Областная комплексная программа состоит из целевых программ: "Развитие индустрии детского питания", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Планирование семьи", "Организация оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков", "Одаренные дети", "Безопасное материнство".

ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основным источником финансирования реализации областной комплексной программы "Дети Подмосковья" являются средства областного бюджета Московской области.

Затраты на областную комплексную программу "Дети Подмосковья" составляют:

__________________________________________________________________
NN  Наименование     Общая стоимость  Из них :     В том числе: из
пп  целевых программ на 1996-1997 гг. объем финан- областного бюд-
                     млн. руб.        сирования    жета в 1996 го-
                                      из област-   ду млн. руб.
                                      ного бюд-
                                      жета
------------------------------------------------------------------
 1        2               3               4              5
------------------------------------------------------------------
1. "Дети-инвалиды"    103117           96907         26781

2. "Организация       667762          234998         83996
   оздоровления, отдыха
   и занятости детей и
   подростков"

3. "Безопасное         39588           39588         20899
    материнство"

4. "Планирование        4455            4455          2982
    семьи"

5. "Дети сироты"       28700           28700          8984

6. "Одаренные дети"     7535            6260          5065

7. "Развитие инду-    251726           78246         40413
    стрии детского
    питания"

------------------------------------------------------------------
ВСЕГО по программе   1102883          489154        189120
"Дети Подмосковья"
------------------------------------------------------------------

Источниками финансирования реализации областной комплексной программы "Дети Подмосковья" будут также средства из федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов районов, городов области.

Дополнительно предполагается привлечь средства Московского областного Фонда обязательного медицинского страхования, Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования, Московского областного центра занятости населения, Московского областного совета профессиональных союзов, а также средства других некоммерческих, коммерческих организаций, физических лиц, участвующих в реализации программы на добровольной основе.

Координацию работы по реализации областной комплексной программы "Дети Подмосковья" осуществляет Администрация Московской области.

          (См. приложение 1)

ЦЕЛЕВАЯ  ПРОГРАММА  "ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ"
1996 - 1997 гг.

ОБОСНОВАНИЕ  РАЗРАБОТКИ

В Московской области наблюдается тенденция роста детей-инвалидов, только за 1993 год численность их увеличилась на 2760 человек, и в 1994 году составила 13139 человек.

В структуре детской инвалидности преобладают психоневрологические заболевания, нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения.

Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, отсутствие условий и культуры здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей.

Вместе с тем, в области, как и в Российской Федерации в целом, отсутствует государственная система учета детей с умственными и физическими ограничениями. В настоящее время продолжает остро стоять проблема реабилитации таких детей к нормальной жизни в пределах их психофизического состояния. В городах и районах существуют лишь единичные разрозненные по ведомствам консультационные службы, где родители могут получить рекомендации по уходу и воспитанию ребенка, имеющего нарушения в психофизическом развитии. Широко не распространена специальная методическая литература по оказанию помощи этим детям, семье, педагогам. Нет центров, где можно получить оборудование, облегчающее уход, развивающие игры и т.д.

За последние годы в Московской области проведен ряд мероприятий по оказанию психолого-педагогической помощи детям-инвалидам (создание Московского областного медико-педагогического диагностического Центра, классов для детей имбецилов, диагностических классов, организация различных моделей учреждений по оказанию помощи детям-инвалидам школа "Возможность" г. Дубна, реабилитационный центр в г. Калининграде).

Однако в силу территориальной отдаленности многих районов, невозможности или нежелания родителей отдавать ребенка, имеющего какие-либо трудности в обучении, в учреждения интернатного типа, определенное количество детей остается вне специального коррекционного процесса. В связи с этим встает вопрос о расширении сети специальных дошкольных и школьных учреждений, об организации различных видов психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи нуждающимся в этом детям.

Медицинские учреждения недостаточно оснащены диагностической и лечебной аппаратурой. Не развита сеть учреждений восстановительного лечения и реабилитационных центров. Требует усовершенствования организация массового скрининга беременных на наследственные заболевания плода, а также методы пренатальной диагностики врожденных пороков развития у плода, что позволит предотвратить рождение нежизнеспособных детей на ранних сроках беременности и предупредит развитие глубокой инвалидности.

Дети-инвалиды нуждаются в специальной мебели, оборудовании и приспособлениях, облегчающих бытовое самообслуживание и жизненную адаптацию.

Все это свидетельствует о необходимости решения упомянутых вопросов на областном уровне.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целевая программа ставит целью комплексное решение проблем медицинской, социальной, психолого-педагогической помощи детям, имеющим отклонения в развитии, их родителям (опекунам), создание условий для жизненной адаптации этой части населения, осуществление более глубокого и разностороннего изучения объективных закономерностей физического и умственного развития детей, имеющих нарушения в системе анализаторов, центральной нервной системы и речевой деятельности, профилактику детской инвалидности, создание необходимых условий для реабилитации детей-инвалидов, адаптации их в обществе.

Программа предусматривает решение следующих задач:

1. Повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности.

2. Улучшение возможностей для комплексной медико-социальной реабилитации детей инвалидов.

3. Создание системы информационного обеспечения решения проблем детской инвалидности.

4. Развитие сети учебно-воспитательных учреждений и реабилитационных центров для детей с физическими и интеллектуальными недостатками.

5. Обеспечение систематического повышения квалификации кадров.

6. Организация научных исследований актуальных проблем детской инвалидности.

7. Укрепление материально-технической базы специальных медицинских, образовательных и социальных учреждений для детейинвалидов:

улучшение качества трудовой подготовки детей с ограниченными возможностями;

обеспечение детей-инвалидов специальной мебелью, оборудованием, приспособлениями, облегчающими жизненную адаптацию.

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация мероприятий, предусмотренных целевой программой позволит:

определить основные направления областной политики в отношении детей-инвалидов, приблизиться в обеспечении равных возможностей для детей с отклонениями в развитии, интеграции детей-инвалидов в общество и в дальнейшем к их независимой жизни;

уменьшить степень риска рождения детей с врожденными заболеваниями, детей-инвалидов и детей с различными функциональными нарушениями;

уменьшать младенческую смертность от врожденных пороков ежегодно на 1-2 процента;

обеспечить 100 процентную профилактику осложнений фенилкетонурии и врожденного гипотиреоза;

обеспечить медико-социальную реабилитацию детей-инвалидов;

создать предпосылки для выполнения Россией международных обязательств, в связи с ратификацией Конвенции о правах ребенка, Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы.

МЕТОДЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Координацию работы по реализации целевой программы "Детиинвалиды" осуществляет Департамент социальной защиты населения Администрации Московской области, Департамент Московской области по образованию, Главное управление здравоохранения Администрации Московской области, Московский областной центр занятости населения. Заказчики областных целевых программ создают для координации работ по их реализации рабочие группы из числа руководителей различных ведомств, общественных организаций, являющихся и исполнителями программы.

ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Источником финансирования реализации целевой программы "Детиинвалиды" являются средства федерального бюджета Российской Федерации и областного бюджета Московской области.

Одним из источников финансирования реализации областной программы "Дети-инвалиды" будут являться также средства из бюджетов районов, городов области.

Предполагается привлечь средства областных и зарубежных неправительственных (неадминистративных), коммерческих структур, физических лиц, участвующих в реализации областной программы на добровольной основе.

          (См. приложение 2)


ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА, ОЗДОРОВЛЕНИЯ
И ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ"
1996 - 1997 гг.

ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

Областная программа "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков" входит в состав программы "Дети Подмосковья". Она разработана в соответствии с Указом Президента РФ от 18.08.94 N 1696 "О президентской программе "Дети России" и постановлением Правительства РФ от 25.11.94 N 1299 "О разработке президентской программы "Дети России" на 1996-1997 годы".

ХАРАКТЕРИСТИКА СИТУАЦИИ

Состояние здоровья и физического развития подрастающего поколения Московской области вызывает все большую тревогу.

Уже в дошкольном возрасте от 15 до 25 процентов детей страдают той или иной формой хронической патологии, а к 6-7 годам число таких детей достигает 30-35 процентов.

От первого к старшим классам число здоровых детей существенно снижается и почти в 1,5 раза увеличивается доля детей с отклонениями в состоянии здоровья.

Практически здоровых, то есть не имеющих каких-либо отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, оказывается не более 20-25 процентов школьников (первая группа здоровья). У 40-45 процентов учащихся имеются различные функциональные отклонения, которые при неблагоприятных условиях могут легко привести к серьезным заболеваниям (вторая группа здоровья). А у 35 процентов диагностируются те или иные хронические заболевания (третья группа здоровья). К этому следует добавить, что большинство детей страдает авитаминозами, а также растет распространенность среди школьников алкоголизма, наркомании и токсикомании.

В связи с массовой заболеваемостью детей и неуклонным ростом количества детей с различными отклонениями в физическом и психическом развитии организация отдыха и оздоровления детей и подростков в настоящее время входит в число наиболее острых социальных проблем. C каждым годом ухудшается социально-экономическое положение семей с детьми, все менее доступным становится семейный отдых. Из-за постоянного роста стоимости путевок в оздоровительные лагеря далеко не все родители в состоянии приобрести их даже за 10 процентов стоимости, вследствие чего растет число детей и подростков, не обеспеченных в летний период организованным отдыхом или трудом. Наиболее остро стоит проблема доступности оздоровления детей из малообеспеченных семей, особенно для детей, нуждающихся в социальной защите (дети-сироты, дети-инвалиды, дети из многодетных и неполных семей).

Из-за отсутствия необходимых финансовых средств в области наметилась устойчивая тенденция сокращения числа загородных оздоровительных лагерей (с 1993 года по 1995 год закрыто 28 загородных лагерей).

Все это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей и нравственно-психологическом климате в подростковой среде: резко увеличивается число преступлений среди подростков, остающихся летом безнадзорными, ускоренными темпами растет число общественно опасных деяний, совершенных детьми в возрасте до 14 лет (28% от общего числа), из года в год растет число детей-инвалидов (только за 1993 год их численность увеличилась на 26,6%) и детей с хроническими заболеваниями.

В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы, связанные с объединением усилий всех заинтересованных ведомств в организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ, ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Программа "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков" рассчитана на реализацию в течение 1996-1997 годов с дальнейшей пролонгацией на последующие годы.

Источниками финансирования программы являются средства областного и местных бюджетов, общественных организаций и коммерческих структур.

(См. приложение 3)

ЦЕЛЕВАЯ  ПРОГРАММА

"Б Е З О П А С Н О Е  М А Т Е Р И Н С Т В О"
1996 - 1997 гг.

ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ

Концепция безопасного материнства сформулирована в 80-х годах Всемирной организацией здравоохранения как совокупность социальноэкономических, правовых и медицинских мероприятий, способствующих рождению желанных детей в оптимальные возрастные периоды без отрицательного влияния на здоровье женщин, сохраняющих их жизнь, предупреждающих инвалидность, обеспечивающих воспитание рожденных детей, сочетание материнства, домашних обязанностей и трудовой деятельности.

В структуре населения Московской области женщины составляют 53%. Из них - 1,5 миллиона или 42,8% от числа женского населения находится в детородном возрасте.

Защита материнства является одной из приоритетных задач нашего государства, особенно в последние годы, поскольку переход к рыночной экономике и обусловленные им социально-экономические проблемы оказали негативное влияние на многие аспекты семьи, материнства и детства.

Снижение покупательной способности населения, сокращение производства основных продуктов питания привели к ухудшению структуры питания населения, и прежде всего беременных женщин, и, как следствие, к ухудшению состояния здоровья: за последнее десятилетие заболеваемость анемией среди беременных увеличилась более чем в 4,5 раза. В 1,5 раза увеличилась заболеваемость органов кровообращения, в 2,3 раза - мочеполовой системы, в 2 раза - токсикозами беременности.

Другим важнейшим фактором, влияющим на здоровье женщин, являются условия труда.

Одним из основных показателей, характеризующих качество медицинской помощи женщинам и состояние их здоровья, является материнская смертность. Ее показатель в Московской области в последние годы не имеет тенденции к снижению.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»