• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 08.02.96  N 7/3

Взамен разосланного

О прогнозе и целевых региональных программах
социально-экономического развития Московской
области на 1996 год

        Рассмотрев прогноз  и  целевые  региональные  программы социально-
    экономического развития Московской области  на 1996 год, правительство
    Московской области постановляет:
        1. Согласиться с  предложенным Комитетом  по экономике Администра-
    ции  Московской  области  прогнозом  социально-экономического развития
    Московской области на 1996 год (приложение 1).
        2. Принять целевые региональные программы социально-экономического
    развития Московской  области на  1996 год  и внести  их на утверждение
    Московской областной Думы (приложение 2).
        3. Комитету по финансам и  налоговой политике (Дьяконова Л.А.) при
    разработке областного бюджета на 1996 год предусмотреть финансирование
    целевых региональных программ в пределах финансовых ресурсов области.
        4. Контроль за  выполнением настоящего  постановления возложить на

Вице-главу администрации Московской области по экономической политике
и развитию В.О.Власова.

    Глава администрации                 А.С.Тяжлов
                                                  Приложение 1
                                           к постановлению правительства
                                           Московской области
                                           от 08.02.96  N 7/3
                 К прогнозу социально-экономического развития
                        Московской области на 1996 год
         Прогноз социально-экономического  развития Московской  области на

    1996 год  разработан Комитетом  по  экономике совместно  с отраслевыми
    службами Администрации Московской  области в  соответствии с постанов-
    лением  правительства   Российской   Федерации  от   15.04.95   N  331
    "О разработке  прогноза  социально-экономического  развития Российской
    Федерации и  проекта федерального  бюджета  на 1996  год" по  формам и
    показателям,   рекомендованным   Министерством   экономики  Российской
    Федерации.
         Разработка  прогноза  проведена  на  основе  результатов  анализа
    процессов  и  явлений,  происходящих  в  отраслях  и  на предприятиях,
    предложений организаций независимо от их организационно-правовых форм.
    В прогнозе нашли отражение  разработки администраций районов и городов
    области по их социально-экономическому развитию на 1996 год.
                    Промышленность и производство товаров
                            народного потребления
         Анализ итогов  работы промышленного  комплекса Московской области
    показывает, что  в  прошедшем году  наметилась  тенденция стабилизации
    промышленного   производства   в   отдельных   отраслях,а   в   черной
    металлургии,  электроэнергетике,  химической   промышленности  и  рост
    физических объемов производства.
         Увеличилось и  производство некоторых  важнейших видов продукции:
    лифтов,   готового   проката,    аммиака   синтетического,   удобрений
    минеральных, цемента, ряда других.
         Относительной стабилизации промышленного производства способство-
    вали  меры  поддержки  товаропроизводителей  со  стороны Правительства
    Российской Федерации, Администрации Московской области. Начиная с 1994
    года 53  предприятиям легкой  и текстильной  промышленности выделялись
    федеральные кредиты на  сумму около 200  млрд. рублей. В  1995 году из
    федерального бюджета по представлению Администрации Московской области
    инвестировалось развитие  промышленных предприятий  других отраслей на
    общую сумму более 60 млрд. рублей.
        Вместе с  тем по  отдельным видам  продукции : кузнечно-прессовому
    оборудованию, автобусам, тканям хлопчатобумажным, шелковым, шерстяным,
    стеклу оконному -  падение физических  объемов производства колеблется
    от 30 до 80 процентов.
         В целом за 1995  год индекс физического объема  снижен на 19,4% к
    уровню 1994 года. Выпуск продукции  в действующих ценах года  составил
    25,6трлн. рублей.
         При  поддержке   товаропроизводителей  Правительством  Российской
    Федерации и  Администрацией  Московской  области,  изменений отдельных
    законодательных актов, других  положительных факторов прогноз развития
    промышленности  Московской   области   на  1996   год  предусматривает
    стабилизацию производства с сохранением  объемов  выпуска продукции на
    уровне оценки 1995 года (100%).  При этом объем производства, опираясь
    на  сценарные  условия  Минэкономики  России,  определяющими  2 уровня
    инфляции в 1,2 и 3 процента,  соответственно  составит  36661,57 млрд.
    рублей и  46468,16 млрд. рублей в действующих ценах года.
         Стабильнее будут  работать предприятия  электроэнергетики, черной
    металлургии, химической и нефтехимической промышленности.
         Прогнозируется   определенная   стабилизация   и   рост   выпуска
    большинства важнейших видов продукции.  Среди них сталь, прокат черных
    металлов готовый,  удобрения минеральные,  волокна и  нити химические,
    древесина деловая,  пиломатериалы,  цемент,  плиты древесностружечные,
    плитки    керамические    глазурованные,радиаторов    и    конвекторов
    отопительных, ряд других видов  продукции, где темп роста производства
    должен составить  от  105,0%  до  108,0% и  выше.  Темп  роста объемов
    производства электроэнергии,  картона  будет составлять  от  100,0% до
    103,0%.
         Как  предусматривалось   прогнозом   на  1995   год,  сохраняется
    отставание производства  товаров  народного потребления  от  уровня их
    выпуска в 1994 году.
        Выпуск товаров народного потребления в 1995 году снизился на 18,8
    процентов от уровня производства 1994 года.
         При наличии относительно  благоприятных факторов экономического и
    социального характера  в 1996  году прогнозируется  сохранение объемов
    производства  большинства  видов   потребительских  товаров,  возможен
    двухпроцентный рост их производства.
         При   неблагоприятной  социально-экономической  ситуации возможно
    сокращение объемов выпуска отдельных видов товаров. Снижение объмов их
    прозводства будет  проходить с  более низкими  темпами по  сравнению с

    1995 годом  и  в целом  выпуск  потребительских товаров  сохранится на
    уровне текущего года.
                          Агропромышленный комплекс
         Итоги работы  агропромышленного  комплекса  области  в  1995 году
    свидетельствуют   о   продолжении   кризиса   в   сельскохозяйственном
    производстве.   Продолжается   спад    производства   основных   видов
    сельхозпродукции,  сокращается  поголовье  скота  и  птицы,  более 1/3
    скотомест пустует,  наполовину уменьшились  объемы закупок  и внесения
    минеральных удобрений, ухудшается финансовое состояние хозяйств.
         В  целом  по  итогам  1995  года    снижено  производство валовой
    продукции сельского хозяйства  в сопоставимых ценах  1993 года на 7,3%
    по сравнению с прошлым годом.
         Сохраняется  сложное  положение  в  производстве животноводческой
    продукции.  По  итогам   года  в   сравнении  с   1994  годом  область
    недополучила 62,3 тыс. тонн мяса скота  и птицы, 92,1 тыс. тонн молока
    и 762,7 млн. штук яиц.
         В растениеводстве  также  произошел  спад  производства. Зерновых
    получено на 174,5  тонн меньше,  чем в 1994  году. Снизилась заготовка
    грубых и  сочных кормов  для  животноводства, производство  овощей (на
    7,5%). На 218,5 тыс.тонн (на  19,6% выше уровня 1994 года) увеличилось
    производство картофеля.
         Продолжение спада сельскохозяйственного  производства в 1995 году
    связано с  увеличением  диспаритета цен  на  реализуемую сельскохозяй-
    ственную и промышленную  продукцию, монопольным положением предприятий
    переработки,  заготовки  и  сбыта,  падением  платежеспособного спроса
    населения, наличием  на балансе  сельхозпредприятий объектов социнфра-
    структуры, практически  полном  отсутствии обновления  основных фондов
    сельскохозяйственного назначения,  снижением плодородия  почв, другими
    факторами.
         В  последние  три   года  практически   не  обновляется  машинно-
    тракторный   парк   большинства   хозяйств,   70%   парка   отработало
    амортизационный срок.
         Ухудшается  почвенное  плодородие  земель,  сохраняется тенденция
    сокращения  работ  по  известкованию  и  фосфоритованию  кислых  почв,
    внесению минеральных и органических удобрений. Как следствие, около 30
    процентов  пашни  характеризуются  повышенной  кислотностью,  41,6%  -
    низким содержанием гумуса.
         В 1995  году Администрация  Московской  области, исходя  из своих
    финансовых   возможностей,    принимала   меры    организационного   и
    экономического характера, направленные  на смягчение кризисных явлений
    на  селе  и  поддержание   сельских  товаропроизводителей  в  условиях
    рыночных отношений.  На мероприятия  и региональные  целевые программы
    поддержки  предприятий  агропромышленного  комплекса  в  1995  году из
    областного бюджета выделено 302,1 млрд. рублей, в том числе на целевые
    программы  -  49,7  млрд.  рублей,  на  выплату  хозяйствам  дотаций и
    компенсаций-  134,4 млрд.  рублей.  Вместе с  тем выделение средств по
    целевым программам и по   компенсациям и  дотациям составляет около 50
    процентов  от реальной потребности.
         Оценивая  предварительные  результаты  1995   года  и  исходя  из
    предполагаемых  экономических   условий  функционирования  агропромыш-
    ленного комплекса области, сформированы прогнозные показатели развития
    сельского хозяйства на 1996 год.
         В  целом  производство  валовой  продукции  в  сопоставимых ценах
    реализации  1993  года  прогнозируется   увеличить  на  1  процент  по
    сравнению  с  оценкой  1995  года.  В  растениеводстве  предполагается
    увеличить производство зерна  на 45,4%,  овощей - на  11,9%. В отрасли
    животноводства,  учитывая  возможности  хозяйств,  ожидается  снижение
    производства молока на 8,4 %, мяса скота и птицы на 5,9%. Производство
    яиц увеличится на 6,3%.
         Прогнозируется  дальнейшее   развитие  крестьянских  (фермерских)
    хозяйств.   Увеличение    объемов    сельскохозяйственной   продукции,
    произведенной этими хозяйствами, составит 20,3 процента.
         Намеченная прогнозом  на  1996 год  стабилизация функционирования
    предприятий   агропромышленного   комплекса   области   и   достижение
    намеченных   объемов   производства   сельскохозяйственной   продукции
    возможна при условии:
         1.  На  федеральном   уровне  необходимо  предусмотреть  создание
    переходящего  фонда  для  проведения  авансовых  выплат  за продукцию,
    поставляемую  в   счет   федеральных   нужд;   распространить  принцип
    авансирования на выплату дотаций на продукцию животноводства.
         2. Сохранить на 1996  год компенсационные выплаты из федерального
    бюджета на  удорожание топливно-энергетических  ресурсов, используемых
    на содержание  объектов социальной  сферы агропромышленного комплекса.
    Для  сохранения  потенциала   крупных  животноводческих  комплексов  и
    птицефабрик,  поддержания  платежеспособного  спроса  населения  на их
    продукцию ввести 50-процентную дотацию на концентрированные корма.
         3. Принять меры по финансированию из областного бюджета 1996 года
    региональных  программ  по  агропромышленному  комплексу  и  поддержке
    сельских товаропроизводителей.
         Общеэкономические проблемы  в промышленности,  спад сельскохозяй-
    ственного  производства  определяли  состояние  предприятий  пищевой и
    перерабатывающей промышленности Московской области в прошлом году.
         За прошедший год  уменьшилась загрузка производственных мощностей
    предприятий, сократились объемы производства продуктов питания.
         Исходя из  оценки  сложившегося  положения  и  анализа перспектив
    отрасли в 1996 году, предполагаются 2 варианта ее развития.
         Первый вариант  предполагает  снижение темпов  падения  (к уровню

    1995 года)  производства  продукции  в  отрасли  до  2-5%  при условии
    расширения  мер   государственной  поддержки   предприятий  пищевой  и
    перерабатывающей промышленности и агропромышленного комплекса в целом.
         Второй вариант  предусматривает  работу отрасли  в  условиях 1995
    года и не обеспечивает относительную стабилизацию производства пищевой
    продукции в 1996  году.Производство основных видов  продукции к уровню

    1995 года снизится от 5 до 10%.
                                  Инвестиции
         Объем капитальных  вложений  в хозяйственный  комплекс  области в

    1995 году сократился на 19,5 процента к уровню  1994  года.  В области
    снижается объем  инвестиций  в  производство,  сохраняется напряженное
    положение в отраслях социальной сферы.
         Во вторую  -  третью  смены вынуждены  заниматься  23,4% учащихся
    общеобразовательных школ.
         В  1995  году  до   640  мест  на   1  тыс.  жителей  увеличилась
    обеспеченность местами в детских  садах, но разрыв  с нормативом - 200
    мест на 1 тыс. жителей, - практически сохраняется.
         Несмотря на ввод в  1995 году  2  больниц на 330 коек, обеспечен-
    ность ими на 10 тыс. жителей снизилась до 122 коек, так как их ввод не
    восполняет вывод из эксплуатации  аварийного и ветхого фонда (норматив
    в 140 коек на 10 тыс. жителей).
         Ввод 4 амбулаторно-поликлинических учреждений на 1148 посещений в
    смену позволил превысить  имеющийся норматив  и довести обеспеченность
    населения этим  видом услуг  до  262,5 посещений  в  смену на  10 тыс.
    жителей (норматив - 245 тыс.посещений в смену).
         Вместе с  тем в  1995 году  наметились некоторые  предпосылки для
    стабилизации положения  в  капитальном  строительстве.В  1995  году по
    сравнению с  соответствующим  периодом  прошлого  года  возрос  ввод в
    эксплуатацию  жилых  домов,   школ,  больниц,  объектов  коммунального
    назначения, газопроводов для снабжения населения сетевым газом.
         Исходя  из  минимальных  потребностей  области  в  1996  году  на
    финансирование  капитального  строительства  за  счет  всех источников
    предполагается направить 11,045  трил. рублей,  в том  числе 5,6 трил.
    рублей  -   на   производственное  строительство.   Намечаемые  объемы
    капитальных вложений  позволят проинвестировать  важнейшие федеральные
    программы  на  территории  области:  "Развитие  и  повышение  качества
    пассажирских перевозок  на  железнодорожном  транспорте";  "Развитие и
    организация конкурентноспособных  промышленных  производств химических
    продуктов для  реализации приоритетных  направлений развития народного
    хозяйства и  снижения  антропогенной  нагрузки  на  окружающую среду";
    "Развитие производства городских автобусов,  троллейбусов и трамваев в
    Российской   Федерации",    подпрограммы   "Энергосбережение   России"
    (программа "Топливо и энергия"), другие программы.
         На реализацию федеральных целевых  программ на территории области
    предполагается направить 350,2 млрд.  рублей из федерального бюджета и
    45,0 млрд. рублей за счет средств консолидированного бюджета области.
         На   строительство    объектов   непроизводственного   назначения
    предполагается направить  5,4  трил.  рублей,  что  позволит  ввести в
    эксплуатацию  2,2  млн.кв.  метров   жилья.  При  этом  объем  средств
    населения, привлекаемый на  жилищное строительство,  увеличится на 22%
    по сравнению с 1995 годом.
         В 1996  году намечен  ввод в  эксплуатацию на  территории области
    больниц на 1431 койку,  поликлиник на 3560 посещений  в смену, школ на

    13060 ученических мест, ряд объектов коммунального назначения.
                                   Финансы
         Расчет финансовых показателей  прогноза базировался на уточненных
    отчетных показателях  1994 года,  результатах анализа  и оценки данных

    1995 года.
         Основным  источником  формирования   доходов  области  продолжает
    оставаться прибыль, полученная в результате деятельности предприятий и
    организаций всех  форм  собственности. По  оценке  в 1995  г. получена
    прибыль в объеме  16222,6 млрд. рублей,  что в 2,3  раза больше, чем в

    1994 году. При этом рост прибыли получен не за счет увеличения объемов
    производства, а в основном за счет инфляционных процессов.
         При  расчете  показателей   прогноза  на   1996  год  учитывались
    сохраняющаяся  тенденденция  роста  цен  на  продукцию промышленности,
    услуги и т.д., а также  приостановление спада производства в некоторых
    отраслях экономики Московской области.
         С учетом этих факторов объем прибыли на 1996 год прогнозируется в
    размере 24248,4 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше оценки 1995 года.
         Сумма доходов  в следующем  году  должна составить  54222,3 млрд.
    рублей.
         В  структуре  доходов    области  на  1996  год  прибыль составит
    основную часть  - 47,2%,  поступление налогов  и различных  платежей -
    28,0%, средства  внебюджетных фондов  Московской области (пенсионного,
    социального  страхования,   обязательного   медицинского  страхования,
    территориального дорожного фонда, центра занятости) - 18,6%.
         Сумма расходов  области  по  прогнозу на  1996  год  определена в
    размере 57004,7 млрд.  рублей с  учетом взносов  средств в федеральный
    бюджет (11203,9 млрд.  рублей) и федеральные  внебюджетные фонды (75,5
    млрд. рублей).
         Основной  удельный  вес  в  расходах  будут  занимать собственные
    расходы  предприятий  (33,1%),  затраты  на  инвестиции  за  счет всех
    источников   составят    8,6%.   Прогнозируется    также   направление
    значительных  средств  на  социально-культурные  мероприятия  (21,7%),
    финансируемые  за  счет  средств  областного  бюджета  и  внебюджетных
    фондов.
         При  существующих   межбюджетных   отношениях   между  Российской
    Федерацией и  Московской  областью в  целом  по прогнозу  на  1996 год
    расходы области с  учетом взносов  средств в  федеральный бюджет будут
    превышать доходы на 2782,4 млрд. рублей.
                 Баланс денежных доходов и расходов населения

         В структуре денежных  доходов населения в  1995 году удельный вес
    фонда оплаты  труда уменьшился  до  35% против  39%  в 1994  году, что
    свидетельствует о  дальнейшем  снижении  роли  заработной  платы. Доля
    социальных выплат  немного увеличилась  и составила  20%, удельный вес
    прочих доходов составил 45% (дивиденды  по акциям, доходы от различной
    предпринимательской деятельности,  от операций  с недвижимостью  и так
    далее).
         В расходной части  баланса в  1995 году  увеличилась доля покупки
    товаров и  оплаты  услуг.  Особенно выросли  цены  на  платные услуги,
    опередив рост цен на продовольственные товары.
         Прогнозом учтена государственная политика в области оплаты труда,
    которая будет направлена  на восстановление роли  заработной платы как
    основного   источника   доходов   населения   и   важнейшего   стимула
    экономической активности граждан.  Ее доля в  доходах населения должна
    возрасти до  40%,  а доля  прочих  доходов уменьшится  до  35%. Размер
    социальных выплат составит 25%.
         Структура расходов населения  в 1996 году  по сравнению с оценкой

    1995 года  изменится  в сторону  увеличения  доли расходов  на покупку
    товаров и оплату услуг (с 48,0%  до 50%) и уменьшения прироста вкладов
    в банках, приобретения недвижимости, валюты, облигаций государственных
    займов и других ценных бумаг (с 48,0% до 45%).
                            Потребительский рынок
         Розничный товарооборот  во всех  каналах  реализации за  1995 год
    составил  18462 млрд. рублей,  что в 2,5 раза  выше уровня 1994 года в
    действующих ценах. В сопоставимых ценах он уменьшился на 5,3%.
         В  отрасли  реально  внедряются  рыночные  отношения. Сохраняется
    тенденция  увеличения   удельного   веса   товарооборота   от  продажи
    продовольственных товаров.  В настоящее  время он  достиг 54%  в общем
    объеме розничного товарооборота.
         Ориентируясь  на   прогнозируемую   в   1996   году  стабилизацию
    материального производства,  возможность роста  уровня жизни населения
    области, продолжение  становления  товарных  рынков  России, розничный
    товарооборот во  всех каналах  реализации на  будущий год  рассчитан в
    объеме 26300 млрд. рублей по первому сценарному варианту и 33000 млрд.
    рублей по второму варианту с ростом к товарообороту 1995 года в 1,42 и
    1,78 раза, а к товарообороту в сопоставимых ценах 1994 года - 100,5%.
         Объем платных услуг населению области  за 1995 год в сопоставимых

ценах составил 91,2% от уровня 1994 года.В 1996 году предусматривается
оказать населению области платных услуг в объеме 7,1 трлн. рублей с
ростом к 1995 году на 0,8%.

                                     Труд
         Тенденции развития  демографических  процессов,  складывающихся в
    последние  годы,  определяют  сохранение  напряженной  демографической
    ситуации в Московской области.
         Продолжается   сокращение   абсолютной   численности  постоянного
    населения области. Миграционный приток населения, значительно выросший
    по сравнению с 1994 годом, не перекрывает естественной убыли населения
    в результате  значительного снижения  рождаемости и  роста смертности.
    Особый порядок  регистрации мигрантов  в Московской  области позволяет
    предположить  два   варианта   механического   прироста   населения  и
    соответственно  оценить   общую   численность   постоянного  населения
    области.
         В 1995 году численность постоянного населения области сократилась
    на 24,8 тыс. человек.
         Аналогичная ситуация ожидается и в 1996 году. По первому варианту
    предполагается сокращение численности  населения области  на 20,4 тыс.
    человек, по второму - на 75,4 тыс. человек.
         Трудовые  ресурсы  Московской  области  и  численность  занятых в
    экономике также имеют тенденцию к сокращению.
         Изменение форм собственности предопределяет дальнейшее сокращение
    численности работающих   в организациях  госсектора: в 1995  году - на
    165,9 тыс. человек,  в 1996  году - на  62 тыс.  человек. Растет число
    занятых на предприятиях со смешанной формой собственности.
         Структурные изменения в экономике,  спад в отраслях материального
    производства приводят к росту числа  незанятого населения. В 1995 году
    число лиц, не занятых трудовой  деятельностью и учебой, возросло на 75

    тыс. человек, в том числе на 34,4 тыс. человек - имеющих статус безра-
    ботного.  В  1996  году  ожидается  дальнейший  рост  числа незанятого
    населения. Доля безработных в общей численности экономически активного
    населения возрастет предположительно с 1,4% в 1994 году до 3,8% в 1996
    году.
         Обустройство беженцев  и вынужденных  переселенцев осуществляется
    за  счет  средств   федерального  бюджета.   Поступлений  и  реального

финансирования из внебюджетных источников Миграционная служба области
не имеет.

                                    Верно:

О прогнозе и целевых региональных программах социально-экономического развития Московской области на 1996 год

Название документа: О прогнозе и целевых региональных программах социально-экономического развития Московской области на 1996 год

Номер документа: 7/3

Вид документа: Постановление Правительства Московской области

Принявший орган: Правительство Московской области

Статус: Действующий

Опубликован: Файл-рассылка из Московской областной Думы
Дата принятия: 08 февраля 1996