Недействующий

ЗАКОН

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


О местном референдуме в Московской области

____________________________________________________________________
Утратил силу с 23 ноября 2001 года на основании
Закона Московской области от 10 ноября 2001 года N 174/2001-ОЗ
____________________________________________________________________

Раздел 1
Общие положения

Статья 1. Понятие местного референдума и его компетенция

Местный референдум - голосование граждан, постоянно проживающих в границах административно-территориальных единиц (районах, городах, поселках и сельских округах), по вопросам местного значения, отнесенным в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством к компетенции местного самоуправления.

На местный референдум не могут выноситься вопросы:

- принятия и изменения местного бюджета;

- ведения, изменения и отмены местных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты.

Статья 2. Право граждан на участие в местном референдуме

В местном референдуме имеют право участвовать граждане РФ, достигшие 18 лет, постоянно проживающие на территории, на которой проводится местный референдум, и обладающие избирательным правом.

Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в местном референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются.

Не имеют право участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Статья 3. Общие принципы проведения местного референдума

Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и лично, голосование за других лиц не допускается. Участие в референдуме является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принудить их к участию или неучастию в местном референдуме.

Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Граждане участвуют в местном референдуме на равных основаниях по месту своего постоянного проживания. Каждый гражданин имеет один голос.


Статья 4. Законодательство о местном референдуме и контроль
за его соблюдением


          Вопросы подготовки и проведения местного референдума регулируются настоящим законом, иными законодательными актами РФ и Московской области.

Контроль за соблюдением закона о местном референдуме осуществляют государственные органы и организации Московской области, на которые он возложен настоящим законом и действующим законодательством РФ.

В осуществлении контроля за соблюдением закона о местном референдуме имеют право участвовать представители трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории, где проводится референдум, средств массовой информации, зарегистрированных в установленном законом порядке, политических партий, профсоюзов, иных общественных организаций и массовых движений, депутаты Федерального Собрания РФ, Московской областной Думы, органов местного самоуправления.

Статья 5. Агитация по поводу местного референдума

Зарегистрированным в установленном законом порядке политическим партиям, профсоюзам, другим общественным организациям и массовым движениям, а также трудовым коллективам предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории, где предполагается проведение местного референдума, и гражданам гарантируется право беспрепятственной агитации "за" или "против" предложения о назначении местного референдума, "за" или "против" проекта вопроса или решения, выносимого на местный референдум. Агитация прекращается за один день до проведения местного референдума.

Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (бюджета Московской области, местного бюджета), обязаны обеспечить равные возможности гражданам и общественным объединениям для изложения позиций "за" или "против" проекта вопроса или решения, выносимого на местный референдум.

Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.


Статья 6. Гласность при подготовке и проведении местного референдума


          Деятельность органов местного самоуправления, государственных и общественных органов, участвующих в организации и проведении местного референдума, осуществляется открыто и гласно.

Все решения, касающиеся местного референдума, а также вопросы или иные решения, выносимые на референдум, подлежат опубликованию местными средствами массовой информации в течение 7 дней с момента их принятия соответствующими органами.

Местные средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения местного референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с местным референдумом, и получение соответствующей информации.

Комиссии местного референдума в установленные настоящим законом сроки информируют граждан о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме.

На заседаниях комиссии местного референдума, а также во время голосования и при подсчете голосов на участках для голосования, при определении результатов местного референдума вправе присутствовать общественные наблюдатели: представители трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории, где проводится местный референдум, собраний граждан по месту жительства, зарегистрированных в установленном законом порядке политических партий и иных общественных организаций и движений, а также средств массовой информации, депутаты Федерального Собрания РФ, Московской областной Думы, органов местного самоуправления. Лица, присутствующие на заседаниях комиссий или на участках для голосования, должны иметь заверенную выписку из протокола собрания направивших их организаций или иной документ, удостоверяющий их полномочия. Предварительное уведомление комиссий местного референдума о предполагаемом присутствии указанных представителей не требуется.

Статья 7. Материальное обеспечение местного референдума

Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, с момента принятия решения о его назначении производятся за счет местного бюджета.

Предприятия, учреждения и организации, государственные и общественные органы предоставляют в распоряжение комиссий местного референдума помещения и оборудование, необходимые для подготовки и проведения местного референдума, безвозмездно или на условиях аренды. Аренда помещений и оборудования оплачивается комиссиями местного референдума за счет средств, выделяемых на проведение местного референдума.

Раздел 2
Объявление местного референдума

Статья 8. Право назначения референдума

Право принятия решения о назначении местного референдума принадлежит органу местного самоуправления, который принимает решение по собственной инициативе, а также по требованию лиц, указанных в ст.10 настоящего закона.

Там, где не избран орган местного самоуправления, право принятия решения о назначении местного референдума (в соответствии со ст.10 настоящего закона) принадлежит главе местного самоуправления.

Статья 9. Обязательное проведение местного референдума

Орган местного самоуправления (глава местного самоуправления) обязан назначить местный референдум по требованию не менее 5 проц. граждан, постоянно проживающих на данной территории и имеющих право участвовать в местном референдуме.

Статья 10. Реализация права требования местного референдума
депутатами органа местного самоуправления.


          Решение о проведении местного референдума по требованию не менее двух третей депутатов от общего числа, установленного для органа местного самоуправления, может быть принято путем голосования на заседании органа местного самоуправления.


Статья 11. Реализация права требования местного референдума гражданами


          Инициатива проведения местного референдума может исходить от государственных и общественных организаций, коллективов предприятий, учреждений, организаций, зарегистрированных в установленном законом порядке партий и общественных движений, действующих на соответствующей территории, а также граждан, постоянно проживающих в границах территории, на которой предполагается проведение местного референдума.

Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении местного референдума принадлежит каждому гражданину или группе граждан, постоянно проживающих на соответствующей территории, имеющих право на участие в местном референдуме. Граждане реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно.

Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы местного референдума, образуемые в соответствии с требованием настоящего закона.

Статья 12. Образование инициативной группы местного референдума

В целях решения вопроса о необходимости проведения местного референдума по инициативе граждан проводятся собрания граждан, постоянно проживающих на соответствующей территории.

Инициаторы проведения собрания обязаны не позднее чем за 5 дней уведомить орган местного самоуправления о месте и времени проведения собрания.

Собрание правомочно, если на нем присутствуют не менее 50 граждан, постоянно проживающих на данной территории и имеющих право участвовать в местном референдуме.

Перед собранием проводится регистрация его участников. Собрание обсуждает необходимость проведения местного референдума, а также текст проекта решения, предлагаемого на референдум.

В случае принятия решения о необходимости проведения местного референдума и утверждения текста, выносимого на референдум, собрание открытым или тайным голосованием избирает инициативную группу референдума в количестве, устанавливаемом собранием, и поручает ей организацию сбора подписей. Решения принимаются большинством голосов граждан, присутствующих на собрании.

Статья 13. Регистрация инициативной группы

Оформленный протокол собрания с данными о регистрации его участников и списком избранной инициативной группы передается для регистрации инициативной группы в орган местного самоуправления по месту проведения собрания. К протоколу прилагаются текст проекта решения, предлагаемого для вынесения на местный референдум, и письменное обязательство инициативной группы соблюдать закон "О местном референдуме в Московской области" и нести ответственность за правильность сбора подписей.

Глава местного самоуправления не позднее 5 дней со дня получения протокола и соответствующих приложений к нему принимает постановление о регистрации инициативной группы и в течение трех дней выдает свидетельство о регистрации группы и удостоверения ее членам.

Отказ в регистрации инициативной группы не допускается, если собрание было проведено с соблюдением требований настоящего закона и вопросы, выносимые на местный референдум, отнесены Конституцией РФ и действующим законодательством к компетенции местного самоуправления.

В случае отказа в регистрации инициативной группе в 5-дневный срок выдается мотивированное постановление главы местного самоуправления.

Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

При регистрации инициативных групп им должны быть присвоены порядковые номера и наименования, соответствующие наименованиям органов местного самоуправления по месту образования инициативной группы. Эти данные в обязательном порядке указываются на каждом листе, предназначенном для сбора подписей по референдуму, а также на других документах, исходящих от инициативных групп.

Общее количество инициативных групп не ограничивается. По решению трех или более инициативных групп допускается создание координационной инициативной группы местного референдума.

Статья 14. Подписной лист местного референдума

Листы для сбора подписей граждан под требованием о проведении местного референдума (подписные листы) должны содержать формулировку вопросов, предлагаемых на референдум, или изложение существа предлагаемого иного решения (при условии обеспечения возможности ознакомления с полным его содержанием), а также полное наименование соответствующей инициативной группы.

Гражданин, поддерживающий требование о проведении референдума, подписывает подписной лист, указывая при этом: фамилию, имя, отчество (или инициалы), дату рождения, место жительства, номер и серию своего паспорта или заменяющего его документа.

На каждом подписном листе наряду с заверяющими подписями председателя и одного из членов инициативной группы местного референдума производится запись об общем числе заверенных подписей, с указанием даты подписания.

При обнаружении в подписных листах двух или более подписей одного гражданина учитывается одна его подпись.

Форма подписного листа прилагается.


Статья 15. Порядок и сроки сбора подписей инициативными группами местного референдума

С момента получения свидетельства о регистрации инициативная группа местного референдума вправе организовывать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных листах с инициативой о проведении местного референдума среди граждан, постоянно проживающих в границах территории, на которой предполагается проведение местного референдума.

Общий период сбора подписей по вопросу о данном местном референдуме не должен превышать одного месяца со дня выдачи свидетельства о регистрации первой из созданных по данному референдуму инициативных групп.

По окончании сбора подписей инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указываются: дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, число собранных подписей.

Первый экземпляр указанного протокола и подписные листы по акту передаются на проверку и хранение в орган местного самоуправления, зарегистрировавший инициативную группу, и хранятся в течение одного года после опубликования результатов местного референдума.

Если при проверке органом местного самоуправления поступивших материалов обнаружатся нарушения, связанные с оформлением документов или ненадлежащим количеством подписей в подписных листах, документы возвращаются инициативной группе в течение 5 дней с момента поступления с мотивированным отказом.

Если в течение срока действия регистрационного свидетельства не будет собрано необходимого количества подписей, то с инициативой о проведении местного референдума с такой же по содержанию или смыслу формулировкой вопроса можно обращаться не ранее чем через год.


Статья 16. Принятие решения по требованию о проведении местного референдума

Орган местного самоуправления по требованию о проведении референдума вправе принять одно из следующих решений:

а) о назначении референдума, дате и времени его проведения и мерах по его обеспечению;

б) об отклонении требований о назначении референдума в случае нарушения инициаторами Конституции РФ, настоящего закона, уставов местного самоуправления.

Орган местного самоуправления рассматривает представленные материалы и принимает по ним решение в течение недели со дня поступления требования о проведении референдума.

Принятое решение в 5-дневный срок публикуется в местных средствах массовой информации, а там, где они отсутствуют, доводится до сведения граждан иным путем. Не позднее 5 дней после обнародования постановления о назначении референдума публикуется (доводится до сведения граждан иным путем) проект выносимого на референдум вопроса или иного решения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»