АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2021 года N 1444-па


Об утверждении государственной программы Курской области "Оказание содействия добровольному переселению в Курскую область соотечественников, проживающих за рубежом"

(с изменениями на 3 марта 2023 года)

(в ред. постановлений Администрации Курской области от 18.02.2022 N 147-па, от 29.09.2022 N 1083-па, от 07.12.2022 N 1428-па, от 29.12.2022 N 1650-па, постановления Правительства Курской области от 03.03.2023 N 262-пп)




В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" Администрация Курской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую согласованную Правительством Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2021 г. N 3568-р) государственную программу Курской области "Оказание содействия добровольному переселению в Курскую область соотечественников, проживающих за рубежом".


2. Комитету по труду и занятости населения Курской области (Е.В. Кулагина) разместить утвержденную государственную программу Курской области "Оказание содействия добровольному переселению в Курскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на своем официальном сайте, а также на официальном сайте Администрации Курской области (подраздел "Государственные программы" раздела "Документы") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.


3. Рекомендовать органам местного самоуправления Курской области принять участие в реализации мероприятий государственной программы Курской области "Оказание содействия добровольному переселению в Курскую область соотечественников, проживающих за рубежом".


4. Признать утратившими силу постановления Администрации Курской области по перечню согласно приложению к настоящему постановлению.


5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.



И.о. Губернатора
Курской области
С.И.СТАРОДУБЦЕВ



Утверждена
постановлением
Администрации Курской области
от 24 декабря 2021 г. N 1444-па



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В КУРСКУЮ ОБЛАСТЬ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ"

(в ред. постановлений Администрации Курской области от 18.02.2022 N 147-па, от 29.09.2022 N 1083-па, от 07.12.2022 N 1428-па, от 29.12.2022 N 1650-па, постановления Правительства Курской области от 03.03.2023 N 262-пп)




I. ПАСПОРТ государственной программы Курской области "Оказание содействия добровольному переселению в Курскую область соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - программа)

Дата согласования проекта программы Правительством Российской Федерации

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2021 г. N 3568-р

Уполномоченный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию программы

Комитет по труду и занятости населения Курской области

Цель программы

1. Обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 (далее - Государственная программа, участники Государственной программы).

2. Обеспечение социально-экономического развития Курской области.

3. Улучшение демографической ситуации в Курской области

Задачи программы

1. Создание информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Курскую область для постоянного проживания, быстрому их включению в трудовые и социальные связи региона.

2. Содействие обеспечению потребности Курской области квалифицированными кадрами, сокращение дефицита трудовых ресурсов, участие в реализации экономических и инвестиционных проектов Курской области.

3. Развитие кадрового потенциала в системе здравоохранения.

4. Заселение и развитие территорий Курской области, в том числе сельских

Исполнители основных мероприятий программы

Комитет по труду и занятости населения Курской области

Этапы и сроки реализации программы

2022 - 2030 годы, этапы не выделяются

Объемы и источники финансирования программы

Общий объем финансового обеспечения программы составляет 12227,000 тыс. рублей, в том числе по годам:

2022 год - 3000,000 тыс. рублей;

2023 год - 2070,000 тыс. рублей;

2024 год - 2070,000 тыс. рублей;

2025 год - 5087,0000 тыс. рублей;

из них:

средства областного бюджета Курской области составляют 1691,300 тыс. рублей, в том числе по годам:

2022 год - 390,000 тыс. рублей;

2023 год - 269,100 тыс. рублей;

2024 год - 269,100 тыс. рублей;

2025 год - 763,100 тыс. рублей;

средства, предоставляемые из федерального бюджета областному бюджету Курской области, составляют 10535,700 тыс. рублей, в том числе по годам:

2022 год - 2610,000 тыс. рублей;

2023 год - 1800,900 тыс. рублей;

2024 год - 1800,900 тыс. рублей;

2025 год - 4323,900 тыс. рублей.

На реализацию мероприятий программы возможно привлечение средств федерального бюджета в виде субсидий бюджету Курской области на оказание дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Государственной программы и членам их семей, предоставленных на основании соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Курской области.

Объемы финансирования программы подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном бюджете и об областном бюджете на очередной финансовый год

(в ред. постановлений Администрации Курской области от 18.02.2022 N 147-па, от 07.12.2022 N 1428-па, от 29.12.2022 N 1650-па, постановления Правительства Курской области от 03.03.2023 N 262-пп)

Основные показатели эффективности программы

1. Количество участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Курскую область и поставленных на учет в УВМ УМВД России по Курской области.

2. Количество презентаций программы, в том числе в государствах постоянного проживания соотечественников, с использованием технических каналов связи в целях повышения интереса к переселению на постоянное место жительства в Курскую область.

3. Доля трудоспособных участников Государственной программы и членов их семей в общем числе прибывших в Курскую область и поставленных на учет в УВМ УМВД России по Курской области.

4. Количество вакансий, замещенных участниками Государственной программы и членами их семей трудоспособного возраста.

5. Количество участников Государственной программы и членов их семей, имеющих среднее профессиональное (медицинское) образование и высшее медицинское образование, в общем числе прибывших в Курскую область и поставленных на учет в УВМ УМВД России по Курской области участников Государственной программы.

6. Доля участников Государственной программы, имеющих несовершеннолетних членов семьи, в общем числе прибывших в Курскую область и поставленных на учет в УВМ УМВД России по Курской области участников Государственной программы.

7. Доля участников Государственной программы и членов их семей, переселившихся в сельскую местность, в общем числе прибывших в Курскую область и поставленных на учет в УВМ УМВД России по Курской области

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Реализация программы позволит обеспечить:

1. Вселение на территорию Курской области не менее 1800 участников Государственной программы и членов их семей, из них 900 участников Государственной программы и 900 членов их семей, в том числе по годам:

2022 год - 100 участников Государственной программы и 100 членов их семей;

2023 год - 100 участников Государственной программы и 100 членов их семей;

2024 год - 100 участников Государственной программы и 100 членов их семей;

2025 год - 100 участников Государственной программы и 100 членов их семей;

2026 год - 100 участников Государственной программы и 100 членов их семей;

2027 год - 100 участников Государственной программы и 100 членов их семей;

2028 год - 100 участников Государственной программы и 100 членов их семей;

2029 год - 100 участников Государственной программы и 100 членов их семей;

2030 год - 100 участников Государственной программы и 100 членов их семей.

2. Проведение не менее 72 презентаций программы, в том числе в государствах постоянного проживания соотечественников, с использованием технических каналов связи в целях повышения интереса к переселению на постоянное место жительства в Курскую область, в том числе по годам:

2022 год - 8 презентаций;

2023 год - 8 презентаций;

2024 год - 8 презентаций;

2025 год - 8 презентаций;

2026 год - 8 презентаций;

2027 год - 8 презентаций;

2028 год - 8 презентаций;

2029 год - 8 презентаций;

2030 год - 8 презентаций.

3. Достижение доли трудоспособных участников Государственной программы и членов их семей в общем числе прибывших в Курскую область и поставленных на учет в УВМ УМВД России по Курской области не ниже 68 процентов, в том числе по годам:

2022 год - 68 процентов;

2023 год - 68 процентов;

2024 год - 68 процентов;

2025 год - 68 процентов;

2026 год - 68 процентов;

2027 год - 68 процентов;

2028 год - 68 процентов;

2029 год - 68 процентов;

2030 год - 68 процентов.

4. Замещение участниками Государственной программы и членами их семей трудоспособного возраста не менее 1215 вакансий, в том числе по годам:

2022 год - 135 вакансий;

2023 год - 135 вакансий;

2024 год - 135 вакансий;

2025 год - 135 вакансий;

2026 год - 135 вакансий;

2027 год - 135 вакансий;

2028 год - 135 вакансий;

2029 год - 135 вакансий;

2030 год - 135 вакансий.

5. Вселение на территорию Курской области не менее 45 участников Государственной программы и членов их семей, имеющих среднее профессиональное (медицинское) образование и высшее медицинское образование, в общем числе прибывших в Курскую область и поставленных на учет в УВМ УМВД России по Курской области:

2022 год - 5 человек;

2023 год - 5 человек;

2024 год - 5 человек;

2025 год - 5 человек;

2026 год - 5 человек;

2027 год - 5 человек;

2028 год - 5 человек;

2029 год - 5 человек;

2030 год - 5 человек.

6. Достижение доли участников Государственной программы, имеющих несовершеннолетних членов семьи, в общем числе прибывших в Курскую область и поставленных на учет в УВМ УМВД России по Курской области участников Государственной программы не менее 20 процентов, в том числе по годам:

2022 год - 20 процентов;

2023 год - 20 процентов;

2024 год - 20 процентов;

2025 год - 20 процентов;

2026 год - 20 процентов;

2027 год - 20 процентов;

2028 год - 20 процентов;

2029 год - 20 процентов;

2030 год - 20 процентов.

7. Достижение доли участников Государственной программы и членов их семей, переселившихся в сельскую местность, в общем числе прибывших в Курскую область и поставленных на учет в УВМ УМВД России по Курской области не ниже 38 процентов, в том числе по годам:

2022 год - 38 процентов;

2023 год - 38 процентов;

2024 год - 38 процентов;

2025 год - 38 процентов;

2026 год - 38 процентов;

2027 год - 38 процентов;

2028 год - 38 процентов;

2029 год - 38 процентов;

2030 год - 38 процентов

(в ред. постановления Администрации Курской области от 29.09.2022 N 1083-па)



II. Общая характеристика сферы реализации программы


Программа разработана в соответствии с Государственной программой, типовой программой субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2570-р.


Основные цели и задачи программы определены на основе анализа сложившейся ситуации в сфере социально-экономического и демографического развития Курской области, миграционной обстановки и ситуации на рынке труда.


В целях реализации программы территорией вселения определена вся Курская область.


Принятие программы обусловлено необходимостью межотраслевой координации и комплексного подхода к содействию добровольному переселению соотечественников на территорию вселения Курской области, способствующей обеспечению отраслей экономики региона квалифицированной рабочей силой, сбалансированности спроса и предложения на рынке труда Курской области, а также улучшению демографической ситуации.


1. Анализ проблемы в сфере социально-экономического развития Курской области


1.1. Отток трудоспособного населения.


На протяжении последних лет область испытывает серьезную потребность в рабочей силе, прежде всего - в квалифицированных специалистах.


Наблюдается отток трудоспособного населения в регионы Центрального федерального округа России: г. Москву, Московскую, Белгородскую и Воронежскую области. В конкуренции за рабочую силу позиции Курской области изначально оказываются более слабыми по сравнению с г. Москвой и Московской областью, где более высокий уровень оплаты труда, больше возможности приобрести современные ключевые квалификации, престижную работу.


По состоянию на 1 января 2021 года численность населения Курской области, по данным Федеральной службы государственной статистики, составила 1096,488 тыс. человек: городское население - 752,748 тыс. человек (68,65%), сельское население - 343,740 тыс. человек (31,35%), при этом число городских жителей уменьшилось на 3716 человек, сельских - на 3804 человека.


Численность трудоспособного населения области на 1 января 2020 года составила 604,9 тыс. человек, на начало 2019 года - 594,5 тыс. человек, на начало 2018 года - 606,7 тыс. человек. Доля населения старше трудоспособного возраста в общей структуре населения ежегодно увеличивалась с 29,4% в общей численности населения в 2018 году до 28,34% в 2019 году. Незначительный рост этого показателя в 2020 году до 28,69% обусловлен добавлением в возрастную группу "численность трудоспособного населения" 60-летних мужчин и 55-летних женщин. Снижение численности трудоспособного населения продолжится, что повлечет за собой увеличение кадрового дефицита у работодателей области.


С учетом привлечения участников Государственной программы и членов их семей ожидается увеличение численности населения в период реализации программы не менее чем на 3600 человек.


В Курской области, как и в целом по Российской Федерации, сохраняется регрессивный тип населения, когда удельный вес лиц старше трудоспособного возраста превосходит долю детей. По состоянию на 1 января 2020 года численность населения старше трудоспособного возраста составила 312,831 тыс. человек (28,3% от общей численности населения), численность детей и подростков до 16 лет - 186,205 тыс. человек (16,8% от общей численности населения).


Таким образом, основные демографические показатели свидетельствуют о том, что воспроизводство трудовых ресурсов Курской области сегодня проходит в условиях, когда выбытие населения региона трудоспособного возраста не компенсируется вхождением в эту возрастную группу молодежи.


Стабилизация численности населения Курской области будет достигаться в том числе посредством реализации программы. По прогнозным данным, среднегодовая численность населения Курской области (по среднему варианту прогноза) с учетом привлечения участников Государственной программы составит к 2030 году 1071,5 тыс. человек.


Репродуктивный потенциал участников Государственной программы и членов их семей позволит улучшить демографические показатели.


В этой связи актуальным становится привлечение в Курскую область соотечественников трудоспособного возраста, проживающих за рубежом, в целях пополнения трудовых ресурсов Курской области и обеспечения экономики региона квалифицированными кадрами.


Прогноз изменения численности населения Курской области




Таблица N 1

Ед. измерения

2021 год

2025 год

2030 год

Численность населения на начало года

тыс. чел.

1096,5

1076,0

1071,5


Снижение численности населения может привести к ситуации дефицита трудовых ресурсов, что в свою очередь приведет к уменьшению валового продукта региона и снижению уровня жизни жителей Курской области.


Для сохранения положительной динамики социально-экономического развития Курской области требуется стабильный миграционный приток, инициированный усилиями органов государственной власти Курской области, который будет способствовать компенсации естественной и миграционной убыли населения региона.


1.2. Естественный прирост (убыль населения).


На динамику численности населения Курской области оказывают влияние процессы естественного и миграционного движения населения.


Превышение смертности над рождаемостью в Курской области сохраняется. Так, в 2018 году число умерших на 1000 человек населения составляло 15,4, в 2019 году данный показатель был равен 15,5, а в 2020 году он составлял уже 17,7 умерших на 1000 человек населения. На протяжении последних лет сохраняется естественная убыль населения. По общему коэффициенту рождаемости (9,2 родившихся на 1000 человек населения в 2018 году; 8,4 - в 2019 году, 8,3 - в 2020 году) Курская область занимает 74-е место среди регионов России, по общему коэффициенту смертности - 78-е (15,4 умерших на 1000 человек населения в 2018 году, 15,0 - в 2019 году и 17,7 - в 2020 году). Таким образом, коэффициент естественного прироста населения в 2018 году составил (-6,2) человека на 1000 человек населения, в 2019 году - (-6,6), а в 2020 году этот показатель составил (-9,4). Таким образом, в регионе с 2018 года по 2020 год наблюдается естественная убыль населения на 1,7%.


Курская область входит в состав регионов со значительной численностью пожилого населения и высокой демографической нагрузкой на трудоспособное население. Одна из причин этого - низкий уровень воспроизводства населения, выражающийся отмеченными выше высокими показателями естественной убыли.


1.3. Общий миграционный прирост (убыль) населения.


За последние годы коэффициент миграционного прироста в Курской области положительный и составляет 39 в расчете на 10000 человек населения по итогам 2019 года. В то же время в Российской Федерации значение данного показателя составляет 19.


Наибольший отток населения происходит по межрегиональным каналам, при этом международная миграция дает миграционный прирост, который компенсирует потери от межрегиональной миграции.


По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области, по итогам 2018 года в регионе отмечена миграционная убыль населения на 1296 человек, в 2019 году за счет миграционных процессов численность населения Курской области увеличилось на 4283 человека, а в 2020 году миграционный прирост составил 2930 человек.


Восполнение кадрового дефицита в регионе частично происходит за счет трудовых мигрантов. Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 февраля 2021 г. N 54н "О внесении изменений в приложения N 1 - 3 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2020 г. N 878н "О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденных Правительством Российской Федерации на 2021 год квот на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу и приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности" Курской области утверждена квота на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Курскую область на основании визы, разрешений на работу. Осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами носит временный, нестабильный характер, кроме того, присутствуют языковой барьер, незнание мигрантами культурных традиций принимающего общества.


1.4. Обеспечение квалифицированными кадрами проектов развития Курской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»