Статус документа
Статус документа


ОДМ 218.4.1.002-2020



ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ГЕОТЕХНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА НА СЛАБЫХ ГРУНТАХ


ОКС 03.220.20

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН обществом с ограниченной ответственностью "ГЕО-ПРОЕКТ" (ООО "ГЕО-ПРОЕКТ") при участии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I".

2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства.

3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 30.12.2020 N 4155-р.

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

     1 Область применения

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) содержит рекомендации по проектированию, организации и проведению геотехнического мониторинга при производстве работ по возведению земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах.

1.2 Данный методический документ предназначен для использования органами управления автомобильных дорог и организациями, выполняющими работы по проектированию и строительству земляного полотна автомобильных дорог.

1.3 Рекомендации методического документа не могут быть применены в полной мере при организации и проведении геотехнического мониторинга при строительстве земляного полотна в районах распространения вечной мерзлоты, на территории с возможностью карстообразования, зоны распространения просадочных грунтов, в условиях плотной городской застройки, строительства на территориях, подверженных сейсмическим воздействиям, с распространением оползневых процессов, при строительстве на подрабатываемых и подтопленных территориях.

1.4 Настоящий методический документ содержит материалы, которые рекомендуются к применению при разработке программы и проекта геотехнического мониторинга для конкретных условий сооружения земляного полотна, возводимого на слабых грунтах основания. Целесообразность использования заявленных рекомендаций в полном объеме определяется в каждом конкретном случае индивидуально квалифицированными специалистами.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

Технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011)

ГОСТ Р 8.674-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Общие требования к средствам измерений и техническим системам и устройствам с измерительными функциями

ГОСТ 9.602-2016 Единая система защиты от коррозии и старения. Сооружения подземные. Общие требования к защите от коррозии

ГОСТ 5180-2015 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик

ГОСТ 12248-2010 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости

ГОСТ 19912-2012 Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием

ГОСТ 23161-2012 Грунты. Метод лабораторного определения характеристик просадочности

ГОСТ 23740-2016 Грунты. Методы определения содержания органических веществ

ГОСТ 24846-2012 Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений

ГОСТ 25100-2011 Грунты. Классификация

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ 33063-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация типов местности и грунтов

ГОСТ 33149-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог в сложных условиях

ГОСТ 33220-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию

ГОСТ 33475-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования

ГОСТ 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог

ГОСТ Р 52892-2007 Вибрация и удар. Вибрация зданий. Измерение вибрации и оценка ее воздействия на конструкцию

ГОСТ Р 55030-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения прочности при растяжении

ГОСТ Р 55031-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к ультрафиолетовому излучению

ГОСТ Р 55032-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к многократному замораживанию и оттаиванию

ГОСТ Р 55035-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к агрессивным средам

ГОСТ Р ИСО 5725-1-2002 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 1. Основные положения и определения

ПНСТ 308-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Земляное полотно. Технические требования

СП 20.13330.2016 Нагрузки и воздействия (актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85*)

СП 22.13330.2016 Основания зданий и сооружений (актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*)

СП 26.13330.2012 Фундаменты машин с динамическими нагрузками (актуализированная редакция СНиП 2.02.05-87)

СП 28.13330.2017 Защита строительных конструкций от коррозии (актуализированная редакция СНиП 2.03.11-85*)

СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*)

СП 45.13330.2017 Земляные сооружения, основания и фундаменты (актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87)

СП 47.13330.2016 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения (актуализированная редакция СНиП 11-02-96)

СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85)

СП 131.13330.2018 Строительная климатология (актуализированная редакция СНиП 23-01-99*)

СП 11-105-97 Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть VI. Правила производства геофизических исследований

СП 248.1325800.2016 Сооружения подземные. Правила проектирования

СП 305.1325800.2017 Здания и сооружения. Правила проведения геотехнического мониторинга при строительстве

СП 317.1325800.2017 Инженерно-геодезические изыскания для строительства. Общие правила производства работ

     3 Термины и определения


В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автодорожное земляное полотно: Комплекс инженерных грунтовых сооружений, служащих основанием для дорожной одежды автомобильной дороги.

3.2 визуально-инструментальный метод: Метод объектного обследования с применением измерительных приборов и (или) осмотра.

3.3 геодезический метод: Метод измерения вертикальных и горизонтальных перемещений искусственных сооружений в зоне сопряжения с земляным полотном, собственного земного полотна, основания земляного полотна по глубине, конструкций прилегающих зданий и сооружений с применением геодезических приборов и (или) навигационных спутниковых систем.

3.4 геотехнический мониторинг: Комплекс работ, основанный на натурных наблюдениях за состоянием конструкции вновь возводимого или реконструируемого земляного полотна автомобильной дороги общего пользования (далее - земляное полотно), его основания, в том числе грунтового массива, окружающего (вмещающего) сооружение, и конструкций сооружений окружающей застройки.

3.5 дорожное хозяйство: Часть отрасли материального производства, призванная совместно с автомобилями наиболее полно удовлетворять потребности народного хозяйства и населения в автомобильных перевозках. Включает сеть автомобильных дорог общего пользования со всеми сооружениями, необходимыми для ее нормальной эксплуатации, а также предприятия и организации по ремонту и содержанию этих дорог.

3.6 непрерывный мониторинг: Вид наблюдения, обеспечивающий непрерывное поступление информации о текущем состоянии земляного полотна, его основания, в том числе грунтового массива, окружающего (вмещающего) сооружение, и конструкций сооружений окружающей застройки и доступность ее удаленному наблюдателю.

3.7 окружающая застройка: Существующие здания и сооружения, инженерные и транспортные коммуникации, расположенные вблизи объектов нового строительства или реконструкции автомобильной дороги общего пользования.

3.8 осадка: вертикальные составляющие деформаций основания, происходящие в результате внешних воздействий и (или) собственного веса грунта, не сопровождающееся изменением его структуры.

3.9 основание земляного полотна автомобильной дороги общего пользования: Массив грунта, на котором размещается комплекс инженерных сооружений, включающий дорожную одежду, обустройство автомобильной дороги и земляное полотно, который воспринимает нагрузку от сооружения.

3.10 параметрический метод: Метод контроля нормируемых параметров земляного полотна и его основания, идентификации их опасных изменений в том числе с применением измерительных датчиков и приборов.

3.11 периодический мониторинг: Вид наблюдения, при котором поступление информации происходит через установленные интервалы времени.

3.12 поровое давление: Напряжения в основании, передающиеся через поровую жидкость.

3.13 потеря местной устойчивости: Разрыв, смещение отдельных участков и (или) элементов земляного полотна, деформация локального характера сверх допустимой величины.

3.14 потеря общей устойчивости: Невозможность земляного полотна и (или) его основания сохранять равновесие грунтовых масс при воздействии внешних нагрузок и гравитационных сил.

3.15 предельное состояние земляного полотна и его основания: Состояние, при котором земляное полотно и (или) его основание перестает удовлетворять эксплуатационным требованиям, т.е. либо теряет способность сопротивляться внешним воздействиям, либо получает недопустимую деформацию или местное повреждение.

3.16 сжимаемые грунты (условно сжимаемые грунты): Грунты с модулем общей деформации менее 30 МПа.

3.17 слабые грунты: Связные грунты, имеющие прочность на сдвиг в условиях природного залегания менее 0,075 МПа или модуль осадки, при нагрузке 0,25 МПа, более 50 мм/мин (модуль деформации ниже 5 МПа). При отсутствии данных испытаний к слабым грунтам следует относить торф и заторфованные грунты, илы, сапропели, глинистые грунты с коэффициентом консистенции более 0,5, иольдиевые глины, грунты мокрых солончаков.

3.18 слабые основания: Основания насыпи, в которых в пределах активной зоны имеются слои слабых грунтов мощностью более 0,5 м.

3.19 сопоставимый геотехнический опыт: Ранее полученная документированная либо иная четко установленная информация, включающая свойства грунтов, конструкций, нагрузок и технологий строительства, аналогичные используемым в проекте.

3.20 технический мониторинг: Систематическое наблюдение за состоянием земляного полотна, его основания, в том числе грунтового массива, окружающего (вмещающего) сооружение, и конструкций сооружений окружающей застройки с целью оценки соответствия проектным решениям и нормативным требованиям.

3.21 техническое состояние: Совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств (надежность, долговечность, ремонтопригодность и др.), характеризуемых в определенный момент времени показателями, установленными в нормативно-технической и (или) проектной документации.

     4 Основные положения

4.1 Целью геотехнического мониторинга является обеспечение безопасности строительства и эксплуатационной надежности вновь строящегося или реконструируемого земляного полотна на слабых основаниях, включая здания и сооружения окружающей застройки, за счет своевременного выявления изменения контролируемых параметров элементов земляного полотна и грунтов оснований, которые могут привести к переходу объектов в ограниченно работоспособное или аварийное состояние.

4.2 Настоящий методический документ регламентирует правила проведения геотехнического мониторинга земляного полотна, возводимого на слабых основаниях.

4.3 Методический документ опирается на положения СП 22.13330.2016, СП 45.13330.2017, СП 305.1325800.2017, ГОСТ 31937-2011 и детализирует их в части применяемых методов наблюдений, анализа результатов мониторинга и алгоритма действия в случае выявления возможности реализации аварийной ситуации.

4.4 Принимаемые проектные и строительные решения должны учитывать требования ТР ТС 014/2011, ПНСТ 308-2018, норм [1], рекомендаций [2].

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs