МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 9 ноября 2020 года N 913

Об утверждении Правил ликвидации очагов вредных организмов



В соответствии с частью 5 статьи 60.8 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства, 2006, N 50, ст.5278; 2018, N 53, ст.8464) и подпунктом 5.2.141(3) Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6586; 2020, N 42, ст.6635),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила ликвидации очагов вредных организмов.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.

Министр
природных ресурсов и экологии
Российской Федерации
Д.Н.Кобылкин



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

18 декабря 2020 года,

регистрационный N 61585

     

     

          УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минприроды России
от 9 ноября 2020 года N 913

     

Правила ликвидации очагов вредных организмов

I. Общие положения

1. Правила ликвидации очагов вредных организмов (далее - Правила) устанавливают порядок назначения, организации и осуществления мероприятий по защите леса от вредных организмов, а также методы оценки эффективности их проведения.

2. Мероприятия по ликвидации очагов вредных организмов проводятся в лесных насаждениях, несомкнувшихся лесных культурах и молодняках в целях сохранения их биологической устойчивости, снижения ущерба их целевым функциям от возможных повреждений, предотвращения распространения вредных организмов. Мероприятия по ликвидации очагов вредных организмов планируются на основании существующей угрозы повреждения лесных насаждений с учётом ограничений возможности их проведения, а также когда прогнозируемый вред лесам и расположенным в них природным объектам превышает затраты на проведение мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов.

3. Мероприятия по ликвидации очагов вредных организмов, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, осуществляются в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2018, N 30, ст.4547) органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса (далее - уполномоченные органы).

4. Ликвидация очагов вредных организмов в лесах включает в себя следующие меры:

________________

Часть 1 статьи 60.8 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2016, N 1, ст.75).

1) проведение обследований очагов вредных организмов;

2) уничтожение или подавление численности вредных организмов, в том числе с применением химических препаратов;

3) рубка лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного составов лесных насаждений, зараженных вредными организмами.

5. Территории насаждений с наличием массовых очагов вредных организмов могут объявляться зоной чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3648; 2020, N 26, ст.3999).

6. Мероприятия по ликвидации очагов вредных организмов, отнесённых к карантинным объектам, проводятся в соответствии с действующим законодательством о карантине растений в части, не противоречащей действующему лесному законодательству.

________________

Пункт 14 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст.4207; 2020, N 29, ст.4504).

7. При осуществлении мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов проводятся следующие виды работ:

а) проектирование, планирование и согласование мероприятий (на основе данных государственного лесопатологического мониторинга, полученных при инвентаризации очагов вредных организмов);

________________

Часть 1 статьи 60.5 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2016, N 1, ст.75).

б) подтверждение численности вредных организмов;

в) проведение подготовительных и организационных мероприятий;

г) проведение мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов в лесных насаждениях, заселенных вредными организмами;

д) контроль и приёмка мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов;

е) определение биологической эффективности проведенных работ;

ж) составление отчёта о результатах проведённых работ.

II. Проведение обследований очагов вредных организмов

8. Обследования очагов вредных организмов (далее - обследования) проводятся для уточнения площади очагов вредных организмов, в том числе требующих мер борьбы с ними, и подтверждения необходимости проведения мероприятий по их ликвидации путем учета численности вредных организмов и определения фазы развития очагов вредных организмов.

Учет численности вредных организмов представляет собой процесс подсчета количества особей вредных организмов на пунктах учета на единицах учета (модельных деревьях, ветвях, кустарниках, палетках, площадках в подстилке, оголенного минерального слоя, точках роста, в 100 гр. хвои или листвы), получения качественной и количественной характеристики популяций вредных организмов и анализа полученной информации.

9. Целью обследований является оценка изменения количественных и качественных характеристик показателей популяции после зимовки вредителей (выживаемость, абсолютная численность, зараженность энтомопатогенными (вызывающими гибель вредных насекомых) организмами, энтомофагами (хищные и паразитические насекомые, являющиеся естественными врагами вредителей леса), доля диапаузирующих особей (часть особей популяции насекомых, находящаяся в периоде временного физиологического покоя, развития и размножения), сроки развития вредителей. Обследования проводятся в лесных насаждениях, расположенных в кварталах, лесотаксационных выделах или их частях, различающихся по уровню численности и особенностям распространения вредных организмов. По данным обследований уточняются сроки и объемы проведения обработок лесных насаждений.

10. Обследования проводятся комиссиями по проведению обследований, сформированными уполномоченными органами, не позже чем за месяц до начала работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов. Этот срок может быть сокращён до двух недель до начала обработки в связи с аномальными погодными условиями, подтвержденными справкой территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, или при выявлении очагов вредных организмов в год проведения мероприятий.

11. Состав комиссии по проведению обследований утверждается приказом уполномоченного органа на текущий год. В состав комиссии по проведению обследований могут включаться представители уполномоченного органа, его подведомственных учреждений, а также организаций, специализирующихся на защите лесов от вредных организмов.

12. Обследования насаждений в очагах вредителей леса проводятся на пунктах учета во всех участках, отраженных в Обосновании, указанном в пункте 21 настоящих Правил. Количество пунктов учета определяется в зависимости от площади обрабатываемых насаждений. Если обрабатываемая площадь не превышает 1000 га, закладывается не менее 7 пунктов учета. При обработке больших площадей (свыше 1000 га) общее количество пунктов учета определяется из расчета 7 пунктов учета на первую тысячу га и не менее 3 пунктов учета на каждые последующие 500 га площади (на удаленных и труднодоступных территориях не менее 1 пункта учета на каждые последующие 500 га площади). Способ и сроки проведения обследований планируются в Обосновании. Указанные сроки могут быть скорректированы комиссиями по проведению обследований в соответствии с погодными условиями и связанными с ними фенологическими особенностями развития популяции вредного организма.

13. В случаях выявления гибели популяции вредителя на части площади очагов, запланированных под обработку, устанавливаются новые границы очагов путём закладки дополнительных пунктов учёта, и корректируется площадь планируемых мероприятий.

14. Результаты обследования оформляются актом проведения обследования насаждений в очагах вредных организмов по форме, приведенной в приложении 1 к настоящим Правилам.

К акту проведения обследования насаждений в очагах вредных организмов прикладываются:

при всех видах ликвидации очагов вредных организмов - ведомость учётов численности вредителя;

при проведении мероприятия по массовому отлову насекомых с использованием феромонных ловушек в очагах стволовых вредителей и (или) половой дезориентации самцов - расчёт необходимого количества ловушек и диспенсеров, объёмов феромона (для проведения мер по дезориентации самцов), трудозатрат, сметы проведения работ и абрис участка с нанесением мест размещения ловушек;

при проведении мероприятия по подавлению численности вредных организмов путём внутристволовых инъектирований - расчёт необходимого количества инъекций, трудозатрат, сметы проведения работ и абрис участка с нанесением мест инъектирования деревьев.

15. По данным обследований уполномоченными органами уточняются сроки и объёмы проведения мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов, а также оценивается целесообразность принятия решения об отказе от их проведения в связи с состоянием популяции вредителя. Если в период проведения обследования вредитель находится в фазе, не позволяющей установить конкретные сроки начала проведения мероприятий, организуются фенологические наблюдения с целью определения этого срока.

16. На основании данных обследований комиссиями по проведению обследований могут быть изменены не более чем на 20 календарных дней (сокращены или продлены) сроки проведения мер по ликвидации очагов вредных организмов.

17. При установлении по результатам обследований отсутствия угрозы насаждениям из-за высокой доли диапаузирующих особей, комиссиями по проведению обследований могут быть продлены не более чем на 20 календарных дней сроки проведения мероприятий, либо принято решение о частичной или полной отмене мероприятий.

III. Уничтожение или подавление численности вредных организмов

18. Мероприятия по уничтожению или подавлению численности вредных организмов производятся следующими методами:

а) обработка насаждений пестицидами наземным и (или) авиационным способом;

б) механический сбор и уничтожение кладок яиц, гнёзд вредителей и побегов или плодов, заселённых вредителем;

в) нефтевание и обмазка кладок яиц;

г) применение феромонных, световых и механических ловушек;

д) половая дезориентация самцов;

е) срезание заселённых побегов (ветвей);

ж) локальное нанесение нетоксичных препаратов и средств защиты леса;

з) выпуск энтомофагов;

и) нанесение ловчих клеевых поясов;

к) выкладка ловчих куч из порубочных остатков;

л) выкладка ловчих деревьев с их последующей уборкой;

м) стволовое инъектирование;

н) биологические методы уничтожения или подавления численности вредных организмов;

о) применение аэрозолей или веществ, образующих на поверхности кладок яиц воздухонепроницаемые плёнки.

19. До начала проведения мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов уполномоченными органами осуществляется комплекс подготовительных работ. Основными подготовительными работами являются:

а) организация авиационных и наземных работ;

б) организация и контроль завоза пестицидов, феромонных, световых и механических ловушек, биологических средств защиты леса и временное их хранение;

в) проведение обследования очагов вредных организмов;

г) проведение мероприятий по ограничению пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств.

д) информирование населения о проведении мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов, их сроках, методах, применяемых препаратах, ограничениях по использованию лесов.

20. Организационные работы должны обеспечивать возможность начала проведения мероприятий в сроки, установленные по результатам обследований очагов.

21. Планирование мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов в лесах, в том числе на лесных участках, переданных для использования, проводится в соответствии с документом, являющимся основанием для проведения указанных мероприятий (Обоснованием).

22. Обоснования составляются для очагов вредителей леса всех экологических групп уполномоченными органами по результатам инвентаризации очагов вредных организмов, проводимой на основании данных государственного лесопатологического мониторинга. В Обосновании должна быть доказана необходимость и целесообразность проведения мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов.

23. Методы проведения мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов зависят от вида вредителя, его биологических особенностей и фазы развития, а также законодательных ограничений по применению пестицидов. Выбор метода проведения мероприятий приводится в Обосновании.

24. Обоснования представляются уполномоченными органами на согласование в соответствующий орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственного лесопатологического мониторинга не позднее 1 декабря года, предшествующего году выполнения мероприятий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»