Портал docs.cntd.ru скоро обновится, чтобы стать еще лучше и удобнее.
Попробовать новую версию
  • Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
С ограниченным сроком действия

ПНСТ 496-2020
(IEC/FDIS 62485-6)


ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Батареи аккумуляторные и установки батарейные

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Часть 6

Тяговые литий-ионные батареи

Secondary batteries and battery installations. Safety requirements. Part 6. Traction lithium-ion batteries


ОКС 29.220.99
43.120
ОКПД2 27.20.23.130
27.20.23.140

Срок действия с 2021-01-01
до 2024-01-01


Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Национальной ассоциацией производителей источников тока "РУСБАТ" (Ассоциация "РУСБАТ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии проекта стандарта, указанного в пункте 4, и Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 044 "Аккумуляторы и батареи"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 ноября 2020 г. N 112-пнст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к проекту международного стандарта IEC/FDIS 62485-6* "Батареи аккумуляторные и батарейные установки. Требования безопасности. Часть 6. Безопасность тяговых литий-ионных батарей" (IEC/FDIS 62485-6 "Safety requirements for secondary batteries and battery installations - Part 6: Safe operation of lithium-ion batteries in traction applications", MOD) путем изменения ссылок и дополнения отдельных положений, которые выделены по тексту курсивом**, исключения отдельных положений, в том числе которые дублируются по тексту стандарта, исключения из библиографии информации о документах, ссылки на которые не использованы в настоящем стандарте.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.
** В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделах "Предисловие", 1 "Область применения", 2 "Нормативные ссылки", 3 "Термины и определения" и приложении ДА приводятся обычным шрифтом; отмеченные в этих разделах знаком "ПНСТ 496-2020 (IEC/FDIS 62485-6) Батареи аккумуляторные и установки батарейные. Требования безопасности. Часть 6. Тяговые литий-ионные батареи", и остальные по тексту документа выделены курсивом. - Примечания изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

Сведения о соответствии ссылочных национальных и межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном проекте международного стандарта, приведены в дополнительном приложении ДА

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ 1.16-2011*ПНСТ 496-2020 (IEC/FDIS 62485-6) Батареи аккумуляторные и установки батарейные. Требования безопасности. Часть 6. Тяговые литий-ионные батареи (разделы 5 и 6).
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 1.16-2011. - Примечание изготовителя базы данных.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандартов можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 105094 Москва, ул.Б.Семеновская, д.42, стр.1 пом.VI, и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на тяговые литий-ионные батарейные установки (далее - батареи), используемые для электрических внедорожных транспортных средств (уборочные машины, грузовики для погрузочно-разгрузочных работ, например автопогрузчики, эвакуаторы, автомобили с автоматическим управлением; подъемные платформы с электрическим приводом; а также электрические лодки и корабли), и устанавливает требования безопасности, связанные с установкой, использованием, проверкой, обслуживанием и удалением батарей.

В случае расхождения требований между настоящим стандартом и соответствующим стандартом на продукцию (например, грузовые автомобили, велосипеды, кресла-коляски, тележки для гольфа и т.д.), требования стандарта на продукцию имеют преимущественную силу.

Максимальные напряжения ограничены до 1000 В переменного и 1500 В постоянного тока соответственно. В настоящем стандарте установлены основные меры защиты от опасностей (далее - защитные меры), как правило, от электричества, газовыделения и электролита для предотвращения пожара и взрыва.

Настоящий стандарт не распространяется на аккумуляторы и аккумуляторные установки для обеспечения движения электрических дорожных транспортных средств (ТС), на железнодорожные ТС в соответствии с [1], батареи, содержащие металлический литий.

Общая информация и определения по безопасности свинцово-кислотных, никель-кадмиевых и никель-металлгидридных батарей установлены в ГОСТ Р МЭК 62485-1.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 30804.6.1 (IEC 61000-6-1:2005) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электромагнитным помехам технических средств, применяемых в жилых, коммерческих зонах и производственных зонах с малым энергопотреблением. Требования и методы испытаний

ГОСТ 30804.6.2 (IEC 61000-6-2:2005) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электромагнитным помехам технических средств, применяемых в промышленных зонах. Требования и методы испытаний

ГОСТ 30804.6.3 (IEC 61000-6-3:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Электромагнитные помехи от технических средств, применяемых в жилых, коммерческих зонах и производственных зонах с малым энергопотреблением. Нормы и методы испытаний

ГОСТ IEC 60900 Работа под напряжением. Ручные инструменты для работ под напряжением до 1000 В переменного и 1500 В постоянного тока. Общие требования и методы испытаний

ГОСТ IEC 61000-6-4 Электромагнитная совместимость (ЭМС). Часть 6-4. Общие стандарты. Стандарт электромагнитной эмиссии для промышленных обстановок

ГОСТ IEC 61000-6-7 Электромагнитная совместимость (ЭМС). Часть 6-7. Общие стандарты. Требования помехоустойчивости для оборудования, предназначенного для выполнения функций в системе, связанной с безопасностью (функциональная безопасность) в промышленных расположениях

ГОСТ ISO 3864-1 Графические символы. Сигнальные цвета и знаки безопасности. Часть 1. Принципы проектирования знаков и сигнальной разметки

ГОСТ Р 50571.3-2009 (IEC 60364-4-41:2005) Электроустановки низковольтные. Часть 4-41. Требования для обеспечения безопасности. Защита от поражения электрическим током

ГОСТ Р 51317.1.2 (IEC 61000-1-2) Совместимость технических средств электромагнитная. Методология обеспечения функциональной безопасности технических средств в отношении электромагнитных помех

ГОСТ Р 58698 (МЭК 61140:2016) Защита от поражения электрическим током. Общие положения для электроустановок и электрооборудования

ГОСТ Р МЭК 60204-1 Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования

ГОСТ Р МЭК 61429 Маркирование аккумуляторов и аккумуляторных батарей международным символом переработки ИСО 7000-1135

ГОСТ Р МЭК 62485-3-2020 Батареи аккумуляторные и установки батарейные. Требования безопасности. Часть 3. Тяговые батареи

ГОСТ Р МЭК 62619-2020 Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной или другие некислотные электролиты. Требования безопасности для литиевых аккумуляторов и батарей для промышленных применений

ГОСТ Р МЭК 62620-2016 Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной или другие некислотные электролиты. Аккумуляторы и батареи литиевые для промышленных применений

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 вторичный литиевый элемент, аккумулятор (secondary lithium cell, cell): Вторичный элемент, в котором электрическая энергия генерируется/накапливается при прохождении реакций внедрения/извлечения ионов лития или реакции окисления/восстановления лития на отрицательном и положительном электродах.

Примечания

1 Аккумулятор, как правило, содержит электролит, состоящий из соли лития и вещества органического растворителя в жидкой, гелевой или в твердой форме, имеет металлическую оболочку или оболочку из слоистой пленки.

2 Аккумулятор не готов к использованию в приложении пока не будет оснащен окончательным корпусом, выводами и электронным устройством управления.

3.2

литий-ионная батарея (lithium ion battery): Вторичная литиевая батарея с электролитом на основе органических неводных растворителей, в качестве положительного и отрицательного электрода которых используются соединения внедрения, удерживающие ионы лития, в котором электрическая энергия запасается при заряде путем переноса ионов лития из положительного электрода в отрицательный и выделяется при разряде при их перемещении в обратном направлении.

Примечание - Литий-ионная батарея не содержит металлического лития.


[Адаптировано из ГОСТ Р 58593-2019, статья 85]

3.3

электролит (electrolyte): Жидкое или твердое вещество, содержащее подвижные ионы, которые обеспечивают ионную проводимость.

Примечание - Электролит может быть жидким, твердым или гелеобразным.

[ГОСТ Р 58593-2019, статья 10]

3.4 система контроля и управления батареей; СКУ (battery management system; BMS): Электронная система, связанная с батареей, имеющая функции управления током при перезаряде, превышении тока, переразряде или перегреве и которая контролирует и/или управляет состоянием батареи, рассчитывает вторичные данные, передает эти данные и/или контролирует состояние среды около батареи для обеспечения безопасности, рабочих характеристик и/или срока службы батареи.

Примечания

1 Отключение при переразряде не является обязательным при наличии соглашения между изготовителем аккумулятора и потребителем.

2 Функции СКУ могут быть переданы батарейному блоку или оборудованию, в котором используют батарею.

3 СКУ можно разделить и разместить частично в батарейном блоке и частично в оборудовании, в котором используют батарею.

4 СКУ допускается также называть БКУ (блок контроля и управления).

3.5

номинальное напряжение (nominal voltage): Условная установленная величина напряжения, используемая для обозначения или идентификации элемента, батареи или электрохимической системы.

Примечания

1 Номинальное напряжение должен установить изготовитель аккумулятора или батареи.

2 Номинальное напряжение батареи, состоящей из n последовательно соединенных элементов равно сумме n номинальных напряжений одиночных элементов.


[Адаптировано из ГОСТ Р 58593-2019, статья 237]

3.6

перезаряд (аккумулятора или батареи) (overcharge, overcharging of a cell or battery): Продолжение заряда полностью заряженного аккумулятора или аккумуляторной батареи.

Примечание - Перезаряд - это также заряд с нарушением пределов, установленных изготовителем.

[Адаптировано из ГОСТ Р 58593-2019, статья 207]

3.7 переразряд (overdischarge): Состояние, в котором один или несколько аккумуляторов батареи разряжены ниже своего нижнего предела напряжения разряда.

3.8 тяговая батарея (traction battery): Аккумуляторная батарея, предназначенная для обеспечения энергии движения электромобиля.

3.9 нижнее предельное напряжение разряда (lower limit discharging voltage): Самое низкое напряжение разряда в рабочей зоне аккумулятора, установленное изготовителем аккумулятора.

3.10 внешнее короткое замыкание (external short circuit): Аномально высокий ток разряда из-за неисправности на деталях с противоположной полярностью внутри цепи аккумулятора или на внешних выводах.

3.11 внутреннее короткое замыкание (internal short circuit): Электрическая проводимость через изоляцию внутри аккумулятора из-за дефектов при его изготовлении, неисправностей конструкции аккумулятора или повреждения из-за неправильного использования аккумулятора во время его эксплуатации.

3.12 модуль (module): Группа аккумуляторов, соединенных вместе в последовательной и/или параллельной конфигурации с или без защитных устройств [например, предохранителем или резистором с положительным температурным коэффициентом (ПТК)] и электронным устройством управления.

3.13 батарейная система, батарея (battery system, battery): Система, состоящая из одного или нескольких аккумуляторов, модулей или батарейных блоков и оснащенная системой контроля и управления для управления величиной тока при перезаряде, превышении тока, переразряде и перегреве.

Примечания

1 Если существует соглашение между изготовителем аккумулятора и потребителем, отключение при переразряде не является обязательным.

2 Батарейная система может быть оснащена устройствами охлаждения или подогрева.

3.14 блок аккумуляторов (cell block): Группа аккумуляторов, соединенных вместе в параллельной конфигурации с или без защитных устройств, например, предохранителем или резистором с ПТК, еще не оснащенная своим окончательным корпусом, выводами и электронным устройством управления.

Примечание - Блок не готов к использованию в приложении пока не будет оснащен окончательным корпусом, клеммным устройством и электронным устройством управления.

3.15 батарейный блок (battery pack): Устройство накопления энергии, состоящее из одного или нескольких электрически соединенных аккумуляторов или модулей, которое оснащено схемой контроля, передающей информацию (например, напряжение аккумулятора) в батарейную систему для обеспечения ее безопасности, рабочих характеристик и/или срока службы.

Примечание - Батарейный блок может быть оснащен защитным корпусом и выводами или другими соединительными устройствами.

4 Защита от поражения электрическим током от аккумулятора и зарядного устройства

4.1 Общие положения

Должны быть предприняты защитные меры от прямого контакта (базовая защита) и косвенного контакта (защита от неисправностей) с опасными напряжениями для тяговых батарей, установленных на ТС и при их снятии при проведении заряда.

Защитные меры, установленные в ГОСТ Р 50571.3 и ГОСТ Р 58698, применяют к батареям и цепям распределения постоянного тока, расположенным внутри оборудования.

4.2 Базовая защита и защита от неисправностей


На батареях, установленных на ТС, и в установках для заряда батарей при снятии батарей для проведения заряда, должна быть обеспечена защита от прямого контакта с токоведущими частями в соответствии с ГОСТ Р 50571.3.

От прямого контакта применяют следующие защитные меры:

- изоляция токоведущих частей;

- барьеры или ограждения;

- создание препятствий;

- размещение вне досягаемости.

От непрямого контакта применяют следующие защитные меры:

- автоматическое отключение или сигнализация;

- защитная изоляция;

- заземление без локального эквипотенциального соединения;

- электрическое разделение.

4.3 Базовая защита и защита от неисправностей при разряде батареи на автомобиле (батарея отключена от зарядного устройства/сети)

4.3.1 Батареи с номинальным напряжением не более 60 В

Для батарей с номинальным напряжением не более 60 В постоянного тока защита от поражения электрическим током, вызванным прямым контактом, не требуется, если батарейная установка соответствует условиям безопасного сверхнизкого напряжения (БСНН) или защитного сверхнизкого напряжения (ЗСНН).

Вследствие других причин, например короткое замыкание, механические повреждения и т.д., батареи в электромобилях должны быть защищены от прямого контакта с токоведущими частями, даже если номинальное напряжение батареи составляет 60 В или менее.

Примечание - Батареи с номинальным напряжением не более 120 В считают безопасными источниками питания для БСНН или ЗСНН [см. ГОСТ Р 50571.3-2009 (пункт 414.1)].

4.3.2 Батареи с номинальным напряжением более 60 В и не более 120 В

Для батарей с номинальным напряжением более 60 В и не более 120 В постоянного тока требуется защита от поражения электрическим током, вызванного прямым контактом.

Применяют следующие защитные меры:

- изоляция токоведущих частей;

- барьеры или ограждения;

- создание препятствий;

- размещение вне досягаемости.

Если основная защита частей под напряжением обеспечивается только препятствиями или их размещением вне зоны досягаемости, то доступ к батарейному отсеку должен быть разрешен только обученному и уполномоченному персоналу, батарейный отсек должен быть отмечен соответствующими предупреждающими надписями (см. раздел 12). Данное требование не распространяется на безопасную конструкцию батареи в отношении поражения электрическим током.

4.3.3 Батареи с номинальным напряжением более 120 В и не более 1500 В

Для батарей с номинальным напряжением более 120 В и не более 1500 В постоянного тока требуются защитные меры от прямого и непрямого контакта.

От прямого контакта применяют нижеприведенные защитные меры.

Батарейные отсеки должны быть закрыты, доступ к ним должен быть разрешен только обученному и уполномоченному персоналу. Батарейные отсеки должны быть помечены соответствующими предупреждающими надписями (см. раздел 12).

От непрямого контакта применяют следующие защитные меры:

- электрическая изоляция токоведущих частей;

- заземление без эквипотенциального локального соединения;

- автоматическое отключение или сигнализация.

4.4 Базовая защита и защита от неисправностей при заряде батареи


Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ПНСТ 496-2020 (IEC/FDIS 62485-6) Батареи аккумуляторные и установки батарейные. Требования безопасности. Часть 6. Тяговые литий-ионные батареи

Название документа: ПНСТ 496-2020 (IEC/FDIS 62485-6) Батареи аккумуляторные и установки батарейные. Требования безопасности. Часть 6. Тяговые литий-ионные батареи

Номер документа: 496-2020

Вид документа: ПНСТ

Принявший орган: Росстандарт

Статус: С ограниченным сроком действия

Действующий

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2020
Дата принятия: 12 ноября 2020

Дата начала действия: 01 марта 2021
Дата окончания действия: 01 марта 2024