ГОСТ Р 59145-2020
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕТОДЫ РАСЧЕТА ВЕСА ГРУЗА ПО ОСАДКЕ СУДНА
Methods for calculating cargo based on the ship’s draft
ОКС 03.220.40
Дата введения 2021-01-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова" (ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 "Водный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 октября 2020 г. N 984-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт разработан во исполнение положений Федерального закона [1], предусматривающего применение единых правил установления требований к продукции, процессам, работам и услугам в соответствии с уровнем развития национальной экономики и материально-технической базы.
Настоящий стандарт устанавливает методы расчета веса груза по осадке судна.
Настоящий стандарт следует применять на стадиях выполнения измерений, проведения расчетов и оформления результатов.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 8.009 Государственная система обеспечения единства измерений. Нормируемые метрологические характеристики средств измерений
ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 34100.3 Неопределенность измерения. Часть 3. Руководство по выражению неопределенности измерения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанием года утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, внесены изменения, затрагивающие положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 драфт-сюрвей; (ДС): Процедура определения массы груза по осадке судна.
3.2 осадка судна: Высота от нижней кромки киля судна до ватерлинии.
3.3 средняя арифметическая осадка: Среднее арифметическое значение между величинами осадок носом и кормой.
3.4 средняя истинная осадка: Значение осадки в центре флотации.
3.5 надводный борт: Расстояние от уровня воды (ватерлинии) до палубной линии.
3.6 водоизмещение: Масса вытесненной судном воды.
3.7 водоизмещение в полном грузу: Водоизмещение судна при загрузке его по летнюю грузовую марку в морской воде.
3.8 водоизмещение порожнем: Водоизмещение судна без массы груза, топлива, смазочного масла, балластной (пресной, котельной) воды, провизии, расходных материалов, пассажиров, экипажа и их вещей.
3.9 летний дедвейт: Грузоподъемность на летнюю осадку, рассчитываемая как разность между водоизмещением судна в полном грузу и водоизмещением порожнем.
3.10 константа: Разность между водоизмещением порожнем, рассчитанным при выполнении ДС, и водоизмещением порожнем, указанным в судовых документах.
3.11 декларируемая константа: Константа, указанная в судовых документах и заявленная судном до начала ДС.
3.12 чистое водоизмещение: Сумма водоизмещения порожнем, константы и массы груза.
3.13 марки углубления: Вертикальные шкалы, нанесенные на наружной обшивке судна.
3.14 носовой перпендикуляр: Перпендикуляр, проведенный в точке пересечения летней ватерлинии и форштевня.
3.15 кормовой перпендикуляр: Перпендикуляр, проведенный в точке пересечения летней ватерлинии и баллера.
3.16 положение судна "на ровный киль": Положение судна, при котором осадки носом и кормой равны.
3.17 письмо резерва: Документ, в котором сюрвейер уведомляет получателя письма о выявленной проблеме и предупреждает о возможных последствиях.
3.18 начальный драфт-сюрвей: ДС до начала грузовых операций.
3.19 промежуточный драфт-сюрвей: ДС для определения массы части груза.
3.20 конечный драфт-сюрвей: ДС после окончания грузовых операций.
4.1 Определение количества груза на судне может быть проведено с помощью измерений осадок судна.
4.2 Весовое водоизмещение порожнего судна определяют по формуле
, (1)
где - весовое водоизмещение порожнего судна, т;
- масса порожнего судна (с константой), т;
- масса судовых запасов (топлива, воды, масла и пр.), которые находятся на судне на момент начала погрузки, т.
4.3 Весовое водоизмещение судна после окончания грузовых операций определяют по формуле
, (2)
где - водоизмещение груженого судна, т;
- масса порожнего судна (с константой), т;
- масса судовых запасов, которые находятся на судне на момент окончания погрузки, т;
- масса груза на судне, т.
4.4 При неизменности массы запасов на моменты начала и окончания погрузки (судно не расходовало дизельное топливо, масло, не бункеровалось, не принимало балласт и т.п.) масса груза может быть определена по формуле
. (3)
4.5 Если изменение судовых запасов в период производства грузовых работ имело место, то расчет массы груза на судне выполняют по формуле
. (4)
4.6 Драфт-сюрвей состоит из двух этапов - начального и конечного. Стандартное время, отводимое на выполнение работ каждого этапа - 2 ч, в том числе:
время на снятие осадок составляет 30 мин (3-5 мин на каждую осадку; плюс замеры плотности заборной воды);
время на замеры балласта составляет 1 ч (3-5 мин на каждую цистерну плюс замеры плотности балласта в каждой цистерне);
время на работу с судовыми документами и составление отчета составляет 30 мин.
4.7 При необходимости, в зависимости от внешних условий, время на проведение ДС может быть увеличено по согласованию сторон.
4.8 В пределах отведенного на освидетельствование времени сюрвейер должен использовать любую возможность выполнить замеры в наиболее благоприятных для точности и достоверности условиях. Заключения сюрвейера и выявленные факты действительны только для времени и места проведения драфт-сюрвея.
5.1 Сюрвейеру должен быть предоставлен свободный доступ на судно, включая доступ ко всем танкам, запасы которых должны учитываться при ДС, к судовым гидростатическим и балластным калибровочным таблицам, шкалам, графикам, свидетельствам (о грузовой марке, регистрационное свидетельство), чертежам, планам и другим судовым документам, необходимым для определения количества груза по данному стандарту.
5.2 Для наиболее точного и достоверного определения количества груза методом ДС, проведения его без задержек, судно должно быть заранее подготовлено к его проведению. Рекомендации по подготовке судна к ДС, извещению капитана судна, внесению соответствующих положений в чартер изложены в [2].
5.3 Судно должно соответствовать следующим требованиям:
находиться на плаву и не иметь крена более 0,5°;
дифферент не должен превышать 3 м и указанного в балластных таблицах;
балластные цистерны не опрессованы и при открытии замерных трубок вода не идет на перелив;
все балластные трубки открыты до начала ДС; отсутствует балласт в грузобалластных трюмах;
марки углубления окрашены и обозначены выпуклыми цифрами или цифрами, обведенными сварным швом; марки освещены в ночное время;
вывешен забортный трап до уровня воды с морской стороны в районе осадки по миделю.
5.4 Перед началом выполнения ДС и произведением расчетов сюрвейер проверяет наличие, содержание и качество (применимость для целей ДС) предоставляемой судном документации.
Перечень необходимых для ДС документов:
свидетельство (временное свидетельство) о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
свидетельство о грузовой марке;
план общего расположения;
информация об остойчивости;
гидростатические таблицы;
балластные таблицы;