Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 6469-3-2020



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГЕ

Требования безопасности

Часть 3

Электробезопасность. Электрические цепи электрораспределительных систем и электропроводящие вспомогательные электрические системы

Electrically propelled road vehicles. Safety specifications. Part 3. Electrical safety. Electrical circuits of electrical distribution systems and electrically conductive auxiliary electrical systems



ОКС 29.220

         43.120

ОКПД2 27.20

Дата введения 2021-03-01



Предисловие

     

1 ПОДГОТОВЛЕН Национальной ассоциацией производителей источников тока "РУСБАТ" (Ассоциация "РУСБАТ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4, и Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 044 "Аккумуляторы и батареи"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 ноября 2020 г. N 1069-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 6469-3:2018* "Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Электробезопасность" (ISO 6469-3:2018 "Electrically propelled road vehicles - Safety specifications - Part 3: Electrical safety", IDT), включая изменение Amd. 1:2020.

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Наименование стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА.

Дополнительные сноски в тексте стандарта, выделенные курсивом, приведены для пояснения текста оригинала

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования электробезопасности электрических цепей напряжения класса В электрораспределительных систем и электропроводящих вспомогательных электрических систем дорожных транспортных средств (ТС) с электрическим приводом.

Стандарт устанавливает требования электробезопасности для защиты людей от поражения электрическим током и тепловых воздействий.

Стандарт не устанавливает требования безопасности для персонала производства, обслуживания и ремонта.

Примечания

1 Требования электробезопасности после аварии установлены в ИСО 6469-4.

2 Требования электробезопасности электропроводных соединений дорожных ТС с электрическим приводом к внешнему источнику электропитания установлены в ИСО 17409.

3 Специальные требования электробезопасности беспроводной передачи энергии магнитного поля между внешним источником электропитания и электрическим ТС установлены в ISO PAS 19363.

4 Требования электробезопасности мотоциклов и мопедов установлены в ИСО 13063.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).

ISO 7010, Graphical symbols - Safety colours and safety signs - Registered safety signs (Графические символы. Цвета безопасности и знаки безопасности. Зарегистрированные знаки безопасности)

ISO 17409, Electrically propelled road vehicles - Connection to an external electric power supply - Safety requirements (Транспорт дорожный на электрической тяге. Подсоединение к наружному источнику электропитания. Требования безопасности)

ISO 20653, Road vehicles - Degrees of protection (IP code) - Protection of electrical equipment against foreign objects, water and access [Транспорт дорожный. Степени защиты (IP код). Защита электрооборудования от посторонних объектов, воды и доступа]

IEC 60664 (все части), Insulation coordination for equipment within low-voltage systems (Координация изоляции для оборудования в низковольтных системах)

IEC 60950-1, Information technology equipment - Safety - Part 1: General requirements (Оборудование информационных технологий. Безопасность. Часть 1. Общие требования)

_______________

Нет ссылки в тексте стандарта.

IEC 60990:2016, Methods of measurement of touch current and protective conductor current (Методы измерения тока прикосновения и тока защитного проводника)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

ИСО и МЭК ведут терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:

- Электропедия МЭК: доступна на http://www.electropedia.org/;

- платформа онлайн-просмотра ИСО: доступна на http://www.iso.org/obp.

3.1 вспомогательная электрическая система (auxiliary electric system): Система транспортного средства, кроме двигательной установки, работающая на электрической энергии.

3.2 баланс электрической цепи (balance of electric circuit): Часть электрической цепи, оставшаяся после отключения всех источников электроэнергии, находящихся под напряжением [(например, ПСХЭЭ (3.31) и батареи топливных элементов (3.20)].

3.3 основная изоляция (basic insulation): Изоляция опасных токоведущих частей (3.22), которая обеспечивает основную защиту (3.4).

Примечания

1 Не применяют к изоляции, используемой исключительно для функциональных целей.

2 В местах, где изоляция не обеспечена только твердой изоляцией, для достижения основной защиты ее дополняют защитными барьерами или защитными кожухами в целях предотвращения доступа к токоведущим частям.

[МЭК 60050-195:1998, статья 195-06-06, модифицированный - термин "опасные части под напряжением" дополнен примечанием 2]

3.4 основная защита (basic protection): Защита от поражения электрическим током (3.14) при отсутствии повреждений.

[МЭК 60050-195:1998, статья 195-06-01]

3.5 зазор (clearance): Кратчайшее расстояние по воздуху между двумя проводящими частями (3.6).

[МЭК 60664-1:2007, статья 3.2]

3.6 проводящая часть (conductive part): Часть, которая способна проводить электрический ток.

[МЭК 60050-195:1998, статья 195-01-06]

3.7 электрически соединенная цепь (conductively connected circuit): Две электрические цепи, которые считаются электрически соединенными, если они не разделены хотя бы основной изоляцией.

3.8 расстояние утечки (creepage distance): Кратчайшее расстояние между двумя проводящими частями (3.6) вдоль поверхности твердого изоляционного материала.

[МЭК 60050-151:2001/AMD1:2013, статья 151-15-50]

3.9 степень защиты; IP (degree of protection; IP): Защита, обеспечиваемая ограждением или барьерами от доступа, посторонних предметов и/или воды и проверенная стандартными методами испытаний в соответствии с ИСО 20653.

[ИСО 20653, модифицированный - дополнен словами "в соответствии с ИСО 20653"]

3.10 прямой контакт (direct contact): Электрический контакт людей или животных с токоведущими частями (3.25).

[МЭК 60050-195:1998, статья 195-06-03]

3.11 двойная изоляция (double insulation): Изоляция, состоящая из основной изоляции (3.3) и дополнительной изоляции (3.33).

[МЭК 60050-195:1998, статья 195-06-08]

3.12 электрическое шасси (electric chassis): Электрически соединенные проводящие части (3.6) транспортного средства, потенциал которых берут в качестве точки отсчета.

3.13 электропривод (electric drive): Комбинация тягового двигателя, силовой электроники и связанных с ними элементов управления для преобразования электрической энергии в механическую и наоборот.

3.14 поражение электрическим током (electric shock): Физиологическое воздействие электрического тока, проходящего через тело человека или животного.

[МЭК 60050-195:1998, статья 195-01-04]

3.15 транспортное средство на электрической тяге (electrically propelled vehicle): Транспортное средство с одним или несколькими электроприводами (3.13), приводящими его в движение.

3.16 под напряжением (energized): Состояние проводящей части при наличии на ней потенциала, отличающегося от потенциала проводящей части, выбранной в качестве точки отсчета.

[МЭК 60050-151:2001/AMD1:2013, статья 151-15-58, изменен - исключено примечание]

3.17 эквипотенциальное соединение (equipotential bonding): Электрическое соединение между проводящими частями (3.6), предназначенное для достижения эквипотенциальности.

[МЭК 60050-195:1998, статья 195-01-10]

3.18 открытая проводящая часть (exposed conductive part): Проводящая часть (3.6) оборудования, доступная для прикосновения, в нормальном состоянии не находящаяся под напряжением, но может оказаться под напряжением при выходе из строя основной изоляции (3.3).

Примечание - Проводящую часть электрического оборудования, которая может стать токоведущей только при контакте с другой открытой проводящей частью, ставшей токоведущей, не считают открытой проводящей частью.

[МЭК 61140:2016, статья 3.6, модифицированный - термин "открытая-проводящая-часть" заменен на "открытая проводящая часть", исключено примечание 1]

3.19 защита при повреждении (fault protection): Защита от поражения электрическим током (3.14) при единичном повреждении.

[МЭК 60050-195:1998, статья 195-06-02]

3.20 батарея топливных элементов (fuel cell stack): Сборка двух или более топливных элементов, электрически связанных между собой.

3.21 система топливных элементов (fuel cell system): Система, как правило, содержащая следующие подсистемы: батарея топливных элементов (3.20), обработка воздуха, обработка топлива, управление температурным режимом, управление водой и управление ими.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs