Портал docs.cntd.ru скоро обновится, чтобы стать еще лучше и удобнее.
Попробовать новую версию
  • Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

ГОСТ Р ИСО 6469-3-2020


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГЕ

Требования безопасности

Часть 3

Электробезопасность. Электрические цепи электрораспределительных систем и электропроводящие вспомогательные электрические системы

Electrically propelled road vehicles. Safety specifications. Part 3. Electrical safety. Electrical circuits of electrical distribution systems and electrically conductive auxiliary electrical systems


ОКС 29.220
43.120
ОКПД2 27.20

Дата введения 2021-03-01


Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Национальной ассоциацией производителей источников тока "РУСБАТ" (Ассоциация "РУСБАТ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4, и Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 044 "Аккумуляторы и батареи"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 ноября 2020 г. N 1069-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 6469-3:2018* "Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Электробезопасность" (ISO 6469-3:2018 "Electrically propelled road vehicles - Safety specifications - Part 3: Electrical safety", IDT), включая изменение Amd. 1:2020.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Наименование стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА.

Дополнительные сноски в тексте стандарта, выделенные курсивом, приведены для пояснения текста оригинала

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования электробезопасности электрических цепей напряжения класса В электрораспределительных систем и электропроводящих вспомогательных электрических систем дорожных транспортных средств (ТС) с электрическим приводом.

Стандарт устанавливает требования электробезопасности для защиты людей от поражения электрическим током и тепловых воздействий.

Стандарт не устанавливает требования безопасности для персонала производства, обслуживания и ремонта.

Примечания

1 Требования электробезопасности после аварии установлены в ИСО 6469-4.

2 Требования электробезопасности электропроводных соединений дорожных ТС с электрическим приводом к внешнему источнику электропитания установлены в ИСО 17409.

3 Специальные требования электробезопасности беспроводной передачи энергии магнитного поля между внешним источником электропитания и электрическим ТС установлены в ISO PAS 19363.

4 Требования электробезопасности мотоциклов и мопедов установлены в ИСО 13063.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).

ISO 7010, Graphical symbols - Safety colours and safety signs - Registered safety signs (Графические символы. Цвета безопасности и знаки безопасности. Зарегистрированные знаки безопасности)

ISO 17409, Electrically propelled road vehicles - Connection to an external electric power supply - Safety requirements (Транспорт дорожный на электрической тяге. Подсоединение к наружному источнику электропитания. Требования безопасности)

ISO 20653, Road vehicles - Degrees of protection (IP code) - Protection of electrical equipment against foreign objects, water and access [Транспорт дорожный. Степени защиты (IP код). Защита электрооборудования от посторонних объектов, воды и доступа]

IEC 60664 (все части), Insulation coordination for equipment within low-voltage systems (Координация изоляции для оборудования в низковольтных системах)

IEC 60950-1ГОСТ Р ИСО 6469-3-2020 Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Электробезопасность. Электрические цепи электрораспределительных систем и электропроводящие вспомогательные электрические системы, Information technology equipment - Safety - Part 1: General requirements (Оборудование информационных технологий. Безопасность. Часть 1. Общие требования)
_______________
ГОСТ Р ИСО 6469-3-2020 Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Электробезопасность. Электрические цепи электрораспределительных систем и электропроводящие вспомогательные электрические системы Нет ссылки в тексте стандарта.

IEC 60990:2016, Methods of measurement of touch current and protective conductor current (Методы измерения тока прикосновения и тока защитного проводника)

3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

ИСО и МЭК ведут терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:

- Электропедия МЭК: доступна на http://www.electropedia.org/;

- платформа онлайн-просмотра ИСО: доступна на http://www.iso.org/obp.

3.1 вспомогательная электрическая система (auxiliary electric system): Система транспортного средства, кроме двигательной установки, работающая на электрической энергии.

3.2 баланс электрической цепи (balance of electric circuit): Часть электрической цепи, оставшаяся после отключения всех источников электроэнергии, находящихся под напряжением [(например, ПСХЭЭ (3.31) и батареи топливных элементов (3.20)].

3.3 основная изоляция (basic insulation): Изоляция опасных токоведущих частей (3.22), которая обеспечивает основную защиту (3.4).

Примечания

1 Не применяют к изоляции, используемой исключительно для функциональных целей.

2 В местах, где изоляция не обеспечена только твердой изоляцией, для достижения основной защиты ее дополняют защитными барьерами или защитными кожухами в целях предотвращения доступа к токоведущим частям.

[МЭК 60050-195:1998, статья 195-06-06, модифицированный - термин "опасные части под напряжением" дополнен примечанием 2]

3.4 основная защита (basic protection): Защита от поражения электрическим током (3.14) при отсутствии повреждений.

[МЭК 60050-195:1998, статья 195-06-01]

3.5 зазор (clearance): Кратчайшее расстояние по воздуху между двумя проводящими частями (3.6).

[МЭК 60664-1:2007, статья 3.2]

3.6 проводящая часть (conductive part): Часть, которая способна проводить электрический ток.

[МЭК 60050-195:1998, статья 195-01-06]

3.7 электрически соединенная цепь (conductively connected circuit): Две электрические цепи, которые считаются электрически соединенными, если они не разделены хотя бы основной изоляцией.

3.8 расстояние утечки (creepage distance): Кратчайшее расстояние между двумя проводящими частями (3.6) вдоль поверхности твердого изоляционного материала.

[МЭК 60050-151:2001/AMD1:2013, статья 151-15-50]

3.9 степень защиты; IP (degree of protection; IP): Защита, обеспечиваемая ограждением или барьерами от доступа, посторонних предметов и/или воды и проверенная стандартными методами испытаний в соответствии с ИСО 20653.

[ИСО 20653, модифицированный - дополнен словами "в соответствии с ИСО 20653"]

3.10 прямой контакт (direct contact): Электрический контакт людей или животных с токоведущими частями (3.25).

[МЭК 60050-195:1998, статья 195-06-03]

3.11 двойная изоляция (double insulation): Изоляция, состоящая из основной изоляции (3.3) и дополнительной изоляции (3.33).

[МЭК 60050-195:1998, статья 195-06-08]

3.12 электрическое шасси (electric chassis): Электрически соединенные проводящие части (3.6) транспортного средства, потенциал которых берут в качестве точки отсчета.

3.13 электропривод (electric drive): Комбинация тягового двигателя, силовой электроники и связанных с ними элементов управления для преобразования электрической энергии в механическую и наоборот.

3.14 поражение электрическим током (electric shock): Физиологическое воздействие электрического тока, проходящего через тело человека или животного.

[МЭК 60050-195:1998, статья 195-01-04]

3.15 транспортное средство на электрической тяге (electrically propelled vehicle): Транспортное средство с одним или несколькими электроприводами (3.13), приводящими его в движение.

3.16 под напряжением (energized): Состояние проводящей части при наличии на ней потенциала, отличающегося от потенциала проводящей части, выбранной в качестве точки отсчета.

[МЭК 60050-151:2001/AMD1:2013, статья 151-15-58, изменен - исключено примечание]

3.17 эквипотенциальное соединение (equipotential bonding): Электрическое соединение между проводящими частями (3.6), предназначенное для достижения эквипотенциальности.

[МЭК 60050-195:1998, статья 195-01-10]

3.18 открытая проводящая часть (exposed conductive part): Проводящая часть (3.6) оборудования, доступная для прикосновения, в нормальном состоянии не находящаяся под напряжением, но может оказаться под напряжением при выходе из строя основной изоляции (3.3).

Примечание - Проводящую часть электрического оборудования, которая может стать токоведущей только при контакте с другой открытой проводящей частью, ставшей токоведущей, не считают открытой проводящей частью.

[МЭК 61140:2016, статья 3.6, модифицированный - термин "открытая-проводящая-часть" заменен на "открытая проводящая часть", исключено примечание 1]

3.19 защита при повреждении (fault protection): Защита от поражения электрическим током (3.14) при единичном повреждении.

[МЭК 60050-195:1998, статья 195-06-02]

3.20 батарея топливных элементов (fuel cell stack): Сборка двух или более топливных элементов, электрически связанных между собой.

3.21 система топливных элементов (fuel cell system): Система, как правило, содержащая следующие подсистемы: батарея топливных элементов (3.20), обработка воздуха, обработка топлива, управление температурным режимом, управление водой и управление ими.

3.22 опасная токоведущая часть (hazardous live part): Токоведущая часть (3.25), которая при определенных условиях может вызвать существенное поражение электрическим током.

Примечание - Руководство по вредным физиологическим факторам см. в МЭК 61140.

[МЭК 60050-195:1998, статья 195-06-05, модифицированный - термин "опасно-токоведущая часть" заменен на "опасная токоведущая часть" и добавлено примечание 1 к нему]

3.23 сопротивление изоляции, изоляционное сопротивление (isolation resistance, insulation resistance): Сопротивление между токоведущими частями (3.25) электрической цепи и электрическим шасси (3.12), а также другими электрическими цепями, изолированными от этой электрической цепи.

3.24 система контроля сопротивления изоляции (isolation resistance monitoring system): Система, обеспечивающая периодический или непрерывный контроль сопротивления изоляции (3.23) между токоведущими частями (3.25) и электрическим шасси (3.12).

3.25 токоведущая часть (live part): Проводник или проводящая часть (3.6), предназначенная для питания при нормальном использовании [по соглашению - не электрическое шасси (3.12)].

[МЭК 60050-195:1998, статья 195-02-19, модифицированный, исключены слова "включая нулевой провод"; слова "провод PEN, или провод РЕМ, или провод PEL" заменены на "электрическое шасси"]

3.26 максимальное рабочее напряжение (maximum working voltage): Наибольшее значение переменного напряжения (среднеквадратическое значение) или постоянного напряжения (без учета переходных процессов и пульсации), которое может возникнуть при любых нормальных условиях эксплуатации в соответствии с техническими условиями изготовителя.

3.27 защита от перегрузки (overload protection): Защита, предназначенная для обеспечения работы при перегрузке на защищаемом участке.

[МЭК 60050-448:1995, статья 448-14-31]

3.28 защита от сверхтока (overcurrent protection): Защита, предназначенная для обеспечения работы при превышении заданного значения тока.

[МЭК 60050-448:1995, статья 448-14-2]

3.29 защитный барьер (protective barrier): Часть, обеспечивающая защиту от прямого контакта (3.10) с любого обычного направления доступа.

[МЭК 60050-195:1998, статья 195-06-15, модифицированный - исключен дополнительный префикс "(электрически)"]

3.30 защитный кожух (protective enclosure): Электрический корпус, окружающий внутренние части оборудования для предотвращения доступа к опасным токоведущим частям (3.22) с любого направления.

[МЭК 60050-195:1998, статья 195-06-14, модифицированный - исключен необязательный префикс "(электрически)", слова "опасные-части-под напряжением" заменены на "опасные части под напряжением"]

3.31 перезаряжаемая система хранения электрической энергии; ПСХЭЭ (rechargeable energy storage system; RESS): Перезаряжаемая система накопления и хранения энергии для обеспечения питания электропривода (3.13).

Пример - Аккумулятор, конденсатор, маховик.

3.32 усиленная изоляция (reinforced insulation): Изоляция опасных токоведущих частей (3.22), обеспечивающая защиту от поражения электрическим током (3.14), эквивалентная двойной изоляции (3.11).

Примечание - Усиленная изоляция может состоять из нескольких слоев, которые не могут быть испытаны раздельно в качестве основной или дополнительной изоляции.

[МЭК 61140:2016, статья 3.10.4]

3.33 дополнительная изоляция (supplementary insulation): Независимая изоляция, применяемая в дополнение к основной изоляции (3.3) для защиты от повреждений.

[МЭК 60050-195:1998, статья 195-06-07]

3.34 ток прикосновения (touch current): Электрический ток, проходящий через тело человека или животного, когда он касается одной или нескольких доступных частей кабелей или оборудования.

[ИСО 17409:2017, статья 3.42, модифицированный - слова "электрическую установку" заменены на "кабели"]

3.35 схема питания транспортного средства (vehicle power supply circuit): Электрическая цепь напряжения класса В (3.36), все элементы которой электрически подключены к вводу транспортного средства (пример использования В, С) или штекеру (пример использования А) или контактам автоматически подключаемого зарядного устройства, установленного на электрическом транспортном средстве (пример использования D, Е), и которая работает при подключении к внешнему источнику электропитания.

Примечания

1 Примеры использования А, В, С приведены в МЭК 61851-1.

2 Пример использования D, Е и зарядное устройство с автоматическим подключением приведены в МЭК 61851-23-1 (в стадии подготовки).

[ИСО 17409:2017, статья 3.47, модифицированный - слово "гальванический" заменено на "проводящий"]

3.36 класс напряжения (voltage class): Классификация электрических компонентов цепи в соответствии с их максимальным рабочим напряжением (3.26).

3.37 источник электроэнергии (electric power source): Система, обеспечивающая подачу электрической энергии.

Пример - ПСХЭЭ, система топливных элементов, фотоэлектрическая система.

4 Классы напряжения


В зависимости от максимального рабочего напряжения U электрическую цепь, участок цепи или электрический компонент относят к классам напряжения (далее - класс), указанным в таблице 1.

Таблица 1 - Классы напряжения

Класс напряжения

Максимальное рабочее напряжение U, В

DC

АС (среднеквадратическое значение)

А

0<UГОСТ Р ИСО 6469-3-2020 Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Электробезопасность. Электрические цепи электрораспределительных систем и электропроводящие вспомогательные электрические системы60

0<UГОСТ Р ИСО 6469-3-2020 Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Электробезопасность. Электрические цепи электрораспределительных систем и электропроводящие вспомогательные электрические системы30

В

60<UГОСТ Р ИСО 6469-3-2020 Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Электробезопасность. Электрические цепи электрораспределительных систем и электропроводящие вспомогательные электрические системы1500

30<UГОСТ Р ИСО 6469-3-2020 Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Электробезопасность. Электрические цепи электрораспределительных систем и электропроводящие вспомогательные электрические системы1000

В1

60<UГОСТ Р ИСО 6469-3-2020 Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Электробезопасность. Электрические цепи электрораспределительных систем и электропроводящие вспомогательные электрические системы75

30<UГОСТ Р ИСО 6469-3-2020 Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Электробезопасность. Электрические цепи электрораспределительных систем и электропроводящие вспомогательные электрические системы50

В2

75<UГОСТ Р ИСО 6469-3-2020 Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Электробезопасность. Электрические цепи электрораспределительных систем и электропроводящие вспомогательные электрические системы1500

50<UГОСТ Р ИСО 6469-3-2020 Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Электробезопасность. Электрические цепи электрораспределительных систем и электропроводящие вспомогательные электрические системы1000


Классы В1 и В2 являются подклассами напряжения класса В. Из-за различия уровней напряжения к напряжению класса В1 и напряжению класса В2 предъявляют разные требования, при этом требования к напряжению класса В2 более строгие и могут быть применены ко всему диапазону напряжения класса В, включая диапазон напряжения класса В1. Допускается использовать напряжения класса В вместо напряжения класса В1 и напряжения класса В2.

При ссылке другого стандарта на напряжения класса В применяют требования для напряжения класса В2.

Примечания

1 Разделение напряжения класса В на два класса В1 и В2 дает возможность использовать трансмиссию с напряжением питания класса В1 и подключенными к шасси электрическими системами электромобилей в соответствии с заданной областью применения. В противном случае все цепи, содержащие секции переменного тока с максимальным рабочим напряжением от 30 до 50 В и секции постоянного тока с максимальным рабочим напряжением до 60 В, должны быть изолированы от шасси только потому, что часть переменного тока этой цепи попадает в диапазон напряжения класса В, тогда как часть постоянного тока все еще может подпадать под действие правил для цепи напряжения класса А.

2 Если требования напряжения класса В1 выполнены, то максимальное рабочее напряжение электрической цепи, участка цепи или электрического компонента может составлять до 75 В постоянного тока и до 50 В переменного тока.

3 Требования к напряжению класса В1 основаны на МЭК 61140, МЭК 60479-1, МЭК 60479-2, МЭК 60479-5 и МЭК 60364-4-41.

4 Пределы напряжения класса В1 согласованы с Европейской директивой по низковольтному оборудованию и МЭК 61140 (предел переменного тока). Электромобили не входят в сферу действия Европейской директивы по низковольтному оборудованию.

5 Общие требования

5.1 Требования окружающей среды и эксплуатационные требования


Требования, приведенные в настоящем стандарте, применимы во всем диапазоне условий окружающей среды и эксплуатации, для которых предназначено ТС на электрической тяге, как указано его изготовителем.

Примечание - См. ИСО 16750, ISO PAS 19295 и ИСО 19453.

5.2 Маркировка

5.2.1 Маркировка электрических компонентов напряжения класса В

Символ W012 по ИСО 7010, показанный на рисунке 1, должен быть виден на защитных барьерах и защитных кожухах, которые при удалении открывают опасные части под напряжением электрических цепей класса В. При оценке требований к символам следует учитывать доступность и возможность удаления защитных барьеров и защитных кожухов.

Символ может быть выбит или выгравирован в соответствии с рисунком 1. В этом случае выделение цветом не требуется.

Для защитного ограждения, состоящего из нескольких частей, достаточно одного символа, если обеспечена его видимость.

ГОСТ Р ИСО 6469-3-2020 Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Электробезопасность. Электрические цепи электрораспределительных систем и электропроводящие вспомогательные электрические системы

Рисунок 1 - Символ W012ГОСТ Р ИСО 6469-3-2020 Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Электробезопасность. Электрические цепи электрораспределительных систем и электропроводящие вспомогательные электрические системы

_______________
ГОСТ Р ИСО 6469-3-2020 Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Электробезопасность. Электрические цепи электрораспределительных систем и электропроводящие вспомогательные электрические системы В ГОСТ 12.4.026-2015, действующем на территории ЕАЭС, принят знак W08 - Опасность поражения электрическим током.

5.2.2 Маркировка электропроводки класса В

Внешняя оболочка кабелей и жгутов для электрических цепей напряжения класса В2, не находящихся в защитных кожухах или за защитными барьерами, должна быть оранжевого цвета. На кабелях и жгутах напряжения класса В1 должна быть двухцветная комбинация оранжевого и фиолетового или оранжевого цвета. При двухцветной маркировке каждый цвет должен покрывать не менее 30% поверхности. Маркировка должна быть видна по всей длине кабеля и со всех обычных направлений доступа.

Разъемы напряжения класса В могут быть идентифицированы по жгутам, к которым присоединен разъем.

Примечание - Характеристики оранжевого цвета приведены, например, в стандартах США (8,75R5,75/12,5) и Японии (8,8R5,8/12,5) в соответствии с цветовой системой Манселла.

6 Требования к защите людей от поражения электрическим током

6.1 Общие требования

6.1.1 Общие требования к подключенным участкам цепи

Если в настоящем стандарте не установлены другие требования, то электрическую цепь, состоящую из электрически соединенных секций с различными максимальными рабочими напряжениями, следует классифицировать по наибольшему максимальному рабочему напряжению.

6.1.2 Общие требования к напряжению класса В1

Защита от поражения электрическим током для напряжения класса В1 должна включать в себя:

- ограничение напряжения в соответствии с таблицей 1;

- положения об основной защите в соответствии с 6.2;

- дополнительные меры в соответствии с 6.3.1 и 6.3.3.

Электрическое шасси может быть использовано в качестве проводника для секций постоянного тока электрической цепи напряжения класса В1, но его не следует использовать в качестве проводника для секций переменного тока электрической цепи напряжения класса В1.

Электрическая цепь может состоять из секций с напряжением класса В1 и секций с напряжением класса А. В этом случае необходимо применять следующие условия:

- при одной неисправности в этой цепи напряжение секций класса А не должно превышать пределов, установленных для класса А;

- секции напряжения класса А должны быть классифицированы как напряжения класса А.

Примечания

1 Отказ электронного переключателя является примером одного отказа.

2 Меры, указанные в 6.3.5, могут быть применены к компонентам и/или кабелям электрических цепей напряжения класса В1.

6.1.3 Общие требования к напряжению класса В2

Защита от поражения электрическим током для напряжения класса В2 должна включать в себя:

- положения по основной защите;

- положения по защите от неисправностей.

Положения по основной защите должны соответствовать требованиям, установленным в 6.2 и 6.3. Положения по защите от неисправностей должны включать в себя 6.3.1, 6.3.2 и 6.3.3.

6.2 Основная защита


Для основной защиты должно быть выполнено требование основной изоляции.

Следует применять требования защиты, установленные в 6.4.

Для разных участков цепи для обеспечения основной защиты могут быть применены различные меры.

6.3 Защита при повреждении и дополнительные меры

6.3.1 Эквипотенциальное соединение

Открытые проводящие части электрооборудования напряжения класса В, к которым после удаления всех других частей, которые могут быть удалены без использования инструментов, можно прикоснуться испытательным пальцем в соответствии с IPXXB (см. ИСО 20653), должны быть присоединены к электрическому шасси для достижения эквипотенциальности.

Все компоненты, образующие путь тока эквипотенциального соединения (проводники, соединения), должны выдерживать максимальный ток в условиях единичного повреждения.

Сопротивление линии эквипотенциального соединения между любыми двумя из открытых проводящих частей электрической цепи напряжения класса В, к которым может одновременно прикоснуться человек, не должно превышать 0,1 Ом.

Соответствие должно быть проверено по 10.2.

Примечания

1 Части, находящиеся на расстоянии более 2,5 м, как правило, считают недоступными одновременно.

2 Физические барьеры - это средства, предотвращающие одновременный доступ к открытым проводящим частям.

6.3.2 Сопротивление изоляции

6.3.2.1 Общие положения

Сопротивление изоляции в электрических цепях напряжения класса В2 должно быть достаточным.

Отношение значения сопротивления изоляции к максимальному значению рабочего напряжения должно быть не менее 100 Ом/В для цепей постоянного тока и 500 Ом/В для цепей переменного тока.

Примечание - Согласно IEC/TS 60479-1 прохождение тока по телу в пределах зоны DC-2 или зоны АС-2 не представляет опасности. Значения токов, рассчитанные исходя из значения 100 Ом/В для постоянного тока и 500 Ом/В для переменного тока, составляют в этих зонах 10 мА постоянного тока и 2 мА переменного тока соответственно.

Для выполнения указанного требования для всей цепи необходимо обеспечить более высокое сопротивление изоляции для каждого компонента в зависимости от числа компонентов и структуры цепи, к которой они принадлежат.

Если электрические цепи постоянного и переменного напряжения класса В2 соединены электрически (см. рисунок 2), то для такой цепи должно быть выполнено одно из следующих требований:

- вариант 1. Для комбинированной цепи отношение значения сопротивления изоляции к максимальному значению рабочего напряжения должно составлять не менее 500 Ом/В;

- вариант 2. Если к цепи переменного тока применена хотя бы одна из альтернативных мер защиты, указанных в 6.3.5, то отношение значения сопротивления изоляции к максимальному значению рабочего напряжения должно составлять не менее 100 Ом/В.

Соответствие должно быть проверено по 10.2.

ГОСТ Р ИСО 6469-3-2020 Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Электробезопасность. Электрические цепи электрораспределительных систем и электропроводящие вспомогательные электрические системы


Примечание - Сопротивление изоляции является результатом всех частичных сопротивлений изоляции, см. 6 на рисунке соответствующих электрических цепей.

1 - система топливных элементов; 2 - ПСХЭЭ; 3 - инвертор; 4 - двигатель; 5 - электрическое шасси ТС; 6 - частичные сопротивления изоляции; 7 - дополнительные меры защиты для цепи переменного тока

Рисунок 2 - Сопротивление изоляции - примеры для электрически соединенных цепей переменного и постоянного тока

6.3.2.2 Дополнительные меры при неподдерживаемом сопротивлении изоляции

Если требование к минимальному сопротивлению изоляции цепи напряжения класса В2 не может быть обеспечено при всех условиях эксплуатации и в течение срока службы, то следует применить одну из следующих мер:

- периодически или непрерывно контролировать сопротивление изоляции. Если нарушено требование к минимальному сопротивлению изоляции, то должна быть обеспечена выдача соответствующего предупреждения. Цепь напряжения класса В2 может быть деактивирована и обесточена (см. 6.3.4) в зависимости от рабочего состояния ТС или возможности активации цепи напряжения класса В2. Система контроля сопротивления изоляции должна быть испытана в соответствии с 10.4;

- альтернативная мера защиты в соответствии с 6.3.5.

Примечания

1 Сопротивления изоляции ниже требуемых минимальных значений могут возникать из-за старения охлаждающих жидкостей систем топливных элементов или некоторых батарей.

2 Если для электрической цепи применяют системы мониторинга с множественной изоляцией, рассматривают их координацию.

3 Для ПСХЭЭ отключение питания применять не допускается.

6.3.3 Емкостная связь и емкостной разряд

Емкостная связь между электрическим шасси и токоведущими частями электрической цепи обычно является результатом применения Y-конденсаторов, используемых в целях электромагнитной совместимости, или появляется вследствие паразитной емкостной связи.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ГОСТ Р ИСО 6469-3-2020 Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Электробезопасность. Электрические цепи электрораспределительных систем и электропроводящие вспомогательные электрические системы

Название документа: ГОСТ Р ИСО 6469-3-2020 Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Электробезопасность. Электрические цепи электрораспределительных систем и электропроводящие вспомогательные электрические системы

Номер документа: ИСО 6469-3-2020

Вид документа: ГОСТ Р

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Действующий

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2020
Дата принятия: 13 ноября 2020

Дата начала действия: 01 марта 2021