ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2023 года № 1163

О внесении изменений в постановление Правительства
 Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 300



Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 300 "Об утверждении государственной программы "Информационное общество Нижегородской области" следующие изменения:

1.1. Наименование постановления изложить в следующей редакции:

"Об утверждении государственной программы
Нижегородской области "Информационное общество
Нижегородской области".

1.2. В пункте 1 слова "государственную программу" дополнить словами "Нижегородской области".

2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу "Информационное общество Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 300.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г. и подлежит официальному опубликованию.


      И.о.Губернатора                             А.Н.Гнеушев


УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 29 декабря 2023 г. № 1163

Изменения,
которые вносятся в государственную программу
"Информационное общество Нижегородской области",
утвержденную постановлением Правительства
Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 300


Государственную программу и приложение к ней изложить в следующей редакции:

"Государственная программа

Нижегородской области

"Информационное общество

Нижегородской области"


Стратегические приоритеты государственной

программы Нижегородской области "Информационное

общество Нижегородской области"


1. Оценка текущего состояния соответствующей сферы

социально-экономического развития Нижегородской области

В настоящее время Россия переживает качественно новый этап развития, целью которого является достижение технологического суверенитета страны и цифровая трансформация экономики и общества.

Необходимым условием достижения технологического суверенитета является локализация внутри страны всего инновационного цикла - от разработки до серийного производства, что предполагает наличие научных, образовательных и производственных организаций с соответствующими компетенциями.

В свою очередь, основу цифровой экономики составляет повсеместное и эффективное использование информационных технологий всеми участниками экономической системы - от отдельных людей до крупных компаний и государства в целом.

Нижегородская область (далее также - регион) является одним из важнейших научно-промышленных центров России, обладающим высоким интеллектуальным потенциалом, способным внести значительный вклад в обеспечение технологического суверенитета страны.

Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом продукте Нижегородской области составляет порядка 30%, регион входит в десятку субъектов Российской Федерации по научно-технологическому развитию.

Мощная образовательная база региона создала предпосылки к интенсивному развитию ИТ-отрасли региона.

Нижегородскую область можно считать ИТ-хабом России. В области представлены ведущие российские и зарубежные ИТ-компании. По итогам первого полугодия 2023 года в Нижегородской области работало более 1800 ИТ-компаний, общая численность сотрудников превысила 30 тысяч человек. В регионе зарегистрировано более 2 800 индивидуальных предпринимателей и более 1 200 фрилансеров-программистов, занятых в ИКТ секторе.

Компетенции ИТ-отрасли региона сосредоточены в области машинного обучения, больших данных, информационной безопасности, IoT, AR/VR, компьютерного зрения и искусственного интеллекта. Именно Нижний Новгород известен как "родина" таких продуктов, как OpenCV и OpenVino.

Основными направлениями разработки являются:

- САПР системы;

- ОС на базе Linux;

- CRM системы;

- геоинформационные системы;

- облачные решения;

- кроссплатформенные офисные пакеты;

- системы поддержки принятия решений;

- ERP системы;

- голосовые помощники.

Разработки нижегородских ИТ-компаний активно используются в медицине, машиностроении, агропроме, оборонной промышленности, энергетике, финтехе, телекоме, ритейле, логистике, госсекторе, образовании, медиа, строительстве и других отраслях.

По итогам 2021 года по объему экспорта телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг (194,3 млн долларов США) Нижегородская область заняла 3 место среди субъектов Российской Федерации после Москвы и Санкт-Петербурга и 1 место среди субъектов Приволжского федерального округа. Данные за 2022 год отсутствуют в связи с тем, что публикация данных Центрального Банка Российской Федерации приостановлена.

В 2022 году Нижегородская область заняла 3 место в рейтинге регионов России по уровню развития индустрии разработки программного обеспечения и 5 место в России по инвестиционной привлекательности (2 место в Приволжском федеральном округе).

По состоянию на начало ноября 2023 года 96 правообладателей программного обеспечения и 223 наименования программного обеспечения из Нижегородской области включены в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Правительством Нижегородской области реализуется ряд мер финансового и нефинансовой поддержки, направленных на упрочение лидерских позиций и стимулирования дальнейшего развития ИТ-отрасли.

В числе мер нефинансовой поддержки компаний - информирование компаний о различных грантовых конкурсах, проводимых институтами развития на федеральном уровне, предоставление референс для участия в конкурсе.

В целях предоставления финансовой поддержки нижегородским разработчикам программных решений в 2022 году Правительством Нижегородской области проведен конкурсный отбор на предоставление грантов организациям и индивидуальным предпринимателям - разработчикам российских решений в сфере ИТ. Общий объем предоставленной финансовой поддержки разработчикам Нижегородской области составил 91,1 млн рублей. Победителями признаны 12 нижегородских ИТ-компаний, размер грантов составил от 2,4 млн до 16,2 млн рублей.

Приняты меры, направленные на установление пониженных ставок по упрощенной системе налогообложения, снижение ставки по ИТ-ипотеке в дополнение к федеральной мере, возмещение недополученных доходов нижегородским ИТ-компаниям - правообладателям программного обеспечения от предоставления лицензий нижегородского программного обеспечения субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной цене, составляющей 50% стоимости средней рыночной цены (мера поддержки - компенсация 50% стоимости программного обеспечения нижегородским разработчикам). Оборот нижегородских ИТ-компаний вырос на 18% за год и достиг 40 млрд руб. (налоговые отчисления таких предприятий составили 14,11 млрд руб. (+4,2%).

Реализуемая в России модель построения цифровой экономики отводит роль драйвера данного процесса цифровизации госсектора, государственного управления.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" одной из национальных целей развития России является цифровая трансформация, в рамках которой необходимо обеспечить:

достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;

увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде до 95%;

рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 97%;

увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года.

Для достижения поставленной цели в регионе реализуются проекты, направленные на реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".

В рамках проекта "Цифровое государственное управление (Нижегородская область)", направленного на реализацию одноименного федерального проекта, Нижегородская область проводит мероприятия по организации предоставления государственных и муниципальных услуг в онлайн формате проактивно с использованием облачной цифровой платформы предоставления государственных (муниципальных) услуг и сервисов.

Распоряжением Правительства Нижегородской области от 6 сентября 2021 г. № 877 утвержден региональный перечень массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, оказываемых на территории региона.

Перевод массовых социально значимых услуг в электронный вид в Нижегородской области осуществлялся с помощью платформы государственных сервисов и путем интеграции ведомственных информационных систем с Единым порталом государственных услуг (далее - ЕПГУ).

В настоящее время в Нижегородской области обеспечен перевод всех массовых значимых государственных и муниципальных услуг в электронный вид.

За 2022 год поступило более 140 тыс. заявлений на предоставление массовых социально значимых услуг в электронном виде через ЕПГУ. В 2022 году реализована возможность передачи в личный кабинет заявителя ЕПГУ сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственных и муниципальных услуг вне зависимости от способа обращения заявителя за предоставлением услуги. Данная возможность реализована для всех массовых социально значимых услуг.

С 2020 года Нижегородская область является участником пилотного проекта по внедрению федеральной системы Платформа обратной связи (далее - ПОС), позволяющей гражданам направлять сообщения по различным вопросам и принимать участие в общественных голосованиях.

Участниками внедрения ПОС являются органы исполнительной власти Нижегородской области (далее - ОИВ), органы местного самоуправления Нижегородской области (далее - ОМСУ) и иные публично-значимые организации.

На конец 3 квартала 2023 года к ПОС подключены все ОИВ и ОМСУ, 99% учреждений образования, 63% организаций дополнительного образования для детей, 100% учреждений культуры, 91% учреждений здравоохранения, 100% организаций социального обслуживания.

В 2020-2023 годах посредством ПОС поступило 336 134 сообщения. В рейтинге Минцифры России по внедрению и использованию ПОС на сентябрь 2023 года Нижегородская область занимает 21 место среди субъектов Российской Федерации.

В рамках федерального проекта "Цифровое государственное управление" реализуется мероприятие "Обеспечение использования платформы юридически значимого электронного документооборота и ее сервисов в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, их подведомственных организациях и органах местного самоуправления". Во исполнение данного мероприятия в Нижегородской области внедрена единая региональная система электронного документооборота (далее - СЭДО) с использованием электронной подписи должностных лиц, объединяющая ОИВ, ОМСУ, подведомственные организации.

На конец 2022 года 100% государственных учреждений, находящихся в собственности Нижегородской области (бюджетных, автономных, казенных) и 100% муниципальных учреждений в Нижегородской области (бюджетных, автономных, казенных) подключены к СЭДО.

Одной из ключевых проблем, значительно влияющих на процесс цифровой трансформации (цифровизации), является дефицит квалифицированных кадров с необходимым уровнем цифровой компетентности и ИТ-специалистов в различных секторах экономики.

В рамках повышения цифровой компетентности представителей органов власти по состоянию на начало сентября 2023 года порядка 3 500 сотрудников ОИВ, ОМСУ, а также подведомственных им организаций Нижегородской области в 2021-2022 годах прошли обучение по различным программам цифровой экономики и цифровой трансформации. Из них 451 человек - в рамках регионального проекта "Кадры для цифровой экономики".

В целях решения задачи дефицита ИТ-кадров в рамках федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" в 2020-2022 годах реализован проект "Цифровые профессии". Проект направлен на обучение по дополнительным профессиональным и общеобразовательным программам различных групп населения. За указанный период более 6500 жителей региона смогли пройти обучение и получить новую специальность по направлениям: "Большие данные", "Искусственный интеллект", "Кибербезопасность и защита данных", "Программирование и создание ИТ-продуктов", "Промышленный дизайн и 3D-моделирование", "Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений", "Разработка мобильных приложений", "Системное администрирование", "Управление цифровой трансформацией", "Цифровой дизайн", "Цифровой маркетинг и медиа".

В рамках проекта "Информационная безопасность" решаются задачи по обеспечению информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства на территории Нижегородской области.

В 2022-2023 годах организовано обучение 129 должностных лиц, занимающихся организационно-правовыми и организационно-техническими вопросами защиты информации, не отнесенной к государственной тайне, в органах исполнительной власти Нижегородской области, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, по программам профессиональной переподготовки, согласованным со ФСТЭК России и (или) ФСБ России, и повышения квалификации в области информационной безопасности.

В рамках приведения информационных систем в соответствие с требованиями по защите информации проводятся мероприятия по миграции операционных систем и баз данных на отечественные сертифицированные программные решения.

Проводятся мероприятия по приведению информационных систем в соответствие с требованиями по защите информации:

- для государственных информационных систем;

- для информационных систем персональных данных;

- для объектов критической информационной инфраструктуры.

Дополнительно в рамках данного направления проводятся мероприятия по анализу защищенности веб-приложений (веб-ресурсов) органов государственной власти, имеющих подключение к сети международного информационного обмена "Интернет".

В рамках защиты информационной инфраструктуры регионального центра обработки данных Правительства Нижегородской области (далее - РЦОД) проводятся следующие мероприятия:

1) расширение штата подразделения информационной безопасности, в т.ч. запланировано создание круглосуточной группы мониторинга;

2) закупка (обновление, расширение) средств защиты информации:

- система мониторинга информационной безопасности;

- система комплексного управления уязвимостями IT-инфраструктуры;

- система динамического анализа защищенности веб-приложений;

- система глубокого анализа сетевого трафика и выявления атак;

- система управления инцидентами и взаимодействия с национальным координационным центром по компьютерным инцидентам;

- система защиты web-приложений;

- система контроля привилегированных пользователей;

3) модернизация инфраструктуры РЦОД.

В целях недопущения успешной реализации целевых компьютерных атак осуществлено техническое подключение РЦОД к региональному центру мониторинга системы "СОПКА" УФСБ России по Нижегородской области с использованием средства обнаружения компьютерных атак "СОПКА" на всех информационных ресурсах, размещенных в РЦОД.

Осуществлен перенос официального сайта Законодательного Собрания Нижегородской области на ресурсы РЦОД, с целью повышения информационной безопасности общедоступных ресурсов Законодательного собрания Нижегородской области и успешного противодействия DDoS-атакам на указанные ресурсы.

Создана и устойчиво функционирует надежная информационно-технологическая и телекоммуникационная инфраструктура, посредством которой обеспечена стабильная работа всех систем и сервисов органов исполнительной власти и муниципальных образований Нижегородской области. Обеспечен необходимый уровень защищенности государственных информационных систем (ГИС) и ресурсов, устойчивость и безопасность функционирования информационной инфраструктуры и сервисов передачи, обработки и хранения данных.

Учитывая изменения, проводимые в Российской Федерации в части перевода услуг в электронный вид, внедрения электронных сервисов и платформ, развития информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры для организации межведомственного электронного взаимодействия и обеспечения доступа граждан и организаций к услугам и сервисам, в Нижегородской области необходимо продолжить работу по реализации требований федерального законодательства на уровне Нижегородской области и муниципальном уровне.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»