МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2020 года N 59


Об утверждении программы "Улучшение условий и охраны труда в Рязанской области на 2021 - 2023 годы"

(с изменениями на 3 октября 2023 года)

(в ред. Постановлений МТСЗН Рязанской области от 31.10.2022 N 62, от 22.03.2023 N 13, от 03.10.2023 N 48)




В соответствии со статьей 211.3 Трудового кодекса Российской Федерации министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области постановляет:


(преамбула в ред. Постановления МТСЗН Рязанской области от 31.10.2022 N 62)


1. Утвердить Программу "Улучшение условий и охраны труда в Рязанской области на 2021 - 2023 годы" согласно приложению.


2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника управления государственной службы, кадрового развития и охраны труда Ненахову Н.Ю.


(п. 2 в ред. Постановления МТСЗН Рязанской области от 03.10.2023 N 48)



Министр
В.С.ЕМЕЦ



Приложение
к Постановлению
министерства труда и социальной
защиты населения Рязанской области
от 16 декабря 2020 г. N 59


(в ред. Постановлений МТСЗН Рязанской области от 31.10.2022 N 62, от 22.03.2023 N 13)




Паспорт Программы "Улучшение условий и охраны труда в Рязанской области на 2021 - 2023 годы"

Наименование

"Улучшение условий и охраны труда в Рязанской области на 2021 - 2023 годы"

Исполнители

министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области;

исполнительные органы Рязанской области (далее - ИОРО);

государственные автономные учреждения;

государственные бюджетные учреждения;

государственные казенные учреждения;

территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

органы местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области;

муниципальные автономные учреждения;

муниципальные бюджетные учреждения;

муниципальные казенные учреждения;

государственный внебюджетный фонд, общественные и иные организации.

(в ред. Постановления МТСЗН Рязанской области от 22.03.2023 N 13)

Цели

Снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшение условий труда работников.

Задачи

I. Улучшение условий и охраны труда.

1. Обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах.

2. Реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения.

3. Обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения.

4. Содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих улучшению условий и охраны труда.

5. Совершенствование нормативно-правовой базы Рязанской области в сфере охраны труда.

6. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.

7. Разработка и внедрение в организациях Рязанской области программ "нулевого травматизма", основанных на принципах ответственности руководителей и каждого работника за безопасность, соблюдения всех обязательных требований охраны труда, вовлечения работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда, обеспечения выявленных опасностей, оценки и контроля за рисками на производстве, проведения регулярных аудитов безопасности, непрерывного обучения и информирования персонала по вопросам охраны труда.

II. Повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Целевые индикаторы (показатели)

1. Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости:

1.1. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;

1.2. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более;

1.3. Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего;

1.4. Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием.

2. Динамика оценки условий труда:

2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда;

2.2. Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда.

3. Условия труда:

3.1. Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда;

3.2. Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников.

Сроки реализации

2021 - 2023 годы

Объемы бюджетных ассигнований

Общий объем бюджетных ассигнований - 627718 тыс. руб.,

в том числе за счет средств:

бюджета Рязанской области - 293935,7 тыс. руб.;

бюджетов муниципальных образований - 333782,3 тыс. руб.;

в том числе по годам:

2021 год - 205470 тыс. руб.;

2022 год - 209298,8 тыс. руб.;

2023 год - 212949,2 тыс. руб.

Прогнозная оценка расходов государственного внебюджетного фонда и юридических лиц

Общий объем финансирования из внебюджетных источников - 220965,2 тыс. руб.

в том числе:

Фонда социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации) - 219978,2 тыс. руб.;

работодателей - 987 тыс. руб.,

в том числе по годам:

2021 год - 73150 тыс. руб.;

2022 год - 73526 тыс. руб.;

2023 год - 74289,2 тыс. руб.

(в ред. Постановления МТСЗН Рязанской области от 22.03.2023 N 13)

Ожидаемые результаты реализации

К концу срока реализации программы ожидаются следующие результаты:

1. Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости:

1.1. Сокращение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (чел.) до 10

1.2. Сокращение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (чел.) до 235

1.3. Сокращение количества дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего (ед.) до 67

1.4. Сокращение численности работников с установленным в текущем году профессиональным заболеванием (чел.) до 7

2. Специальная оценка условий труда:

2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда (ед.), - 42200

2.2. Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда (ед.), - 1140

3. Условия труда:

3.1. Сокращение численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (чел.), - до 58200

3.2. Снижение удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников (%) до 14,2



1. Характеристика сферы реализации Программы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз развития


За период с 2015 по 2019 год показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Рязанской области имеют следующую динамику (таблицы 1 - 4).



Таблица 1



Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в 2015 - 2019 годах (по данным Государственной инспекции труда в Рязанской области)

Территория

Годы

2015

2016

2017

2018

2019

Рязанская область

13

16

11

13

12



Таблица 2



Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2015 - 2019 годах (по данным ГУ - Рязанского регионального отделения ФСС РФ)

Территория

Годы

2015

2016

2017

2018

2019

Рязанская область

268

229

234

264

250



Таблица 3



Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего в 2015 - 2019 годах (по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области)

Территория

Годы

2015

2016

2017

2018

2019

Рязанская область

75,5

61,9

69,9

69,1

67,1



Таблица 4



Численность лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием в 2015 - 2019 годах (по данным территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора)

Территория

Годы

2015

2016

2017

2018

2019

Рязанская область

11

9

15

10

5


Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в Рязанской области показывает, что основной причиной их возникновения является нарушение работниками дисциплины труда и требований охраны труда (32,5% от всех несчастных случаев с тяжелыми последствиями).


К другим причинам относятся:


- нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств и правил дорожного движения (17,5%);


- неудовлетворительная организация производства работ (12,5%);


- недостатки в обучении безопасным приемам труда, конструктивные недостатки оборудования, несовершенство технологического процесса, эксплуатация неисправного оборудования, использование пострадавшего не по специальности (по 2,5%).


Основными видами (типами) несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями в 2019 году являются:


- воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин (27,5%);


- падение пострадавшего с высоты (22,5%);


- транспортные происшествия во время служебных поездок (20%);


- падение, обрушение, обвалы предметов, материалов (10%);


- воздействие дыма, огня и пламени (7,5%).


В разрезе видов экономической деятельности наибольшее количество несчастных случаев приходится на обрабатывающие производства (30% всех несчастных случаев), строительство (22,5%), транспорт и сельское хозяйство (по 10%), еще по 7,5% приходится на деятельность в сферах образования и спорта.


Анализ состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости позволяет сделать следующие выводы:


1. Сложившаяся динамика снижения уровней производственного травматизма имеет потенциал к их дальнейшему сокращению за счет устранения причин организационного характера, повышения культуры производства и дисциплины труда работников, внедрения в организациях региона концепции "Нулевого травматизма", основанной на управлении профессиональными рисками, повышении мотивации работников к соблюдению требований охраны труда.


2. Снижение уровня профессиональной заболеваемости возможно за счет внедрения современных методов диагностики и повышения качества медицинских осмотров (обследований) в целях выявления патологий на ранних стадиях и их своевременного лечения.


Важным механизмом стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, а также созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда является оценка условий труда на рабочих местах.


Проведенный анализ показывает, что уровень охвата рабочих мест специальной оценкой условий труда в организациях региона составляет 98% от их общего количества.


В 2021 - 2023 годах, с учетом проведения специальной оценки условий труда, только на рабочих местах, которые не подлежат, в соответствии с законодательством Российской Федерации, декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, будут обеспечены количественные показатели проведения специальной оценки условий труда, в отношении данной категории рабочих мест, с расчетом, что каждое из них будет оценено не реже чем 1 раз в 5 лет.



Таблица 5



Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда в 2015 - 2019 годах (по данным ФГИС СОУТ, за 2015 год - по данным Государственной инспекции труда в Рязанской области)

Территория

Годы

2015

2016

2017

2018

2019

Рязанская область

40524

33244

40583

45554

12860

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»