МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ПРИКАЗ

от 17 июля 2015 года N 149-п


Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие аквакультуры в Республике Калмыкия на 2015 - 2017 годы"



В целях увеличения объемов выращивания и реализации товарной рыбы в Республике Калмыкия путем совершенствования существующих технологий выращивания товарной рыбы и разработки новых технологий выращивания нетрадиционных для Республики Калмыкия объектов аквакультуры приказываю:


1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие аквакультуры в Республике Калмыкия на 2015 - 2017 годы".


2. Признать утратившим силу приказ Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия от 8 апреля 2013 г. N 71 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Калмыкия на 2013 - 2015 гг.".



Министр
С.АДЪЯЕВ



Приложение
к Приказу
Министерства сельского хозяйства
Республики Калмыкия
от 17 июля 2015 г. N 149-п



ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ АКВАКУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ НА 2015 - 2017 ГОДЫ"



ПАСПОРТ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

Наименование органа исполнительной власти (распорядителя средств республиканского бюджета)

Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия

Наименование Программы

Ведомственная целевая программа "Развитие аквакультуры в Республике Калмыкия на 2015 - 2017 годы" (далее - Программа)

Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения) и наименование и номер соответствующего нормативного акта

Министр сельского хозяйства Республики Калмыкия - Адьяев С.Б.

Должностное лицо, ответственное за реализацию программы (администратор программы)

Министр сельского хозяйства Республики Калмыкия - Адьяев С.Б.

Цель и задачи Программы

Цель Программы:

- увеличение за счет интенсификации рыбоводного производства объемов выращивания и реализации товарной рыбы в Республике Калмыкия;

Задачи Программы:

- совершенствование существующих технологий выращивания товарной рыбы и разработка новых технологий выращивания нетрадиционных для Республики Калмыкия объектов аквакультуры;

- обновление производственной базы для ведения товарного рыбоводства

Сроки и этапы реализации Программы

2015 - 2017 годы 1 этап

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

- Объем производства товарной рыбы;

- повышение рыбопродуктивности водоемов, используемых для выращивания товарной рыбы;

- прирост численности занятого населения;

- Объем выручки от реализации продукции рыбоводства.

- прирост выручки от реализации продукции рыбоводства

Объемы и источники финансирования по направлениям и годам

Общий объем финансирования - 34 126,0 тыс. рублей, в том числе:

бюджет Республики Калмыкия - 4 005,0 тыс. рублей, в том числе:

2015 год - 1 210,0 тыс. рублей;

2016 год - 1 331,0 тыс. рублей;

2017 год - 1 464,0 тыс. рублей;

внебюджетные средства - 30121,0 тыс. рублей, в том числе:

2015 год - 9 100,0 тыс. рублей;

2016 год - 10 010,0 тыс. рублей;

2017 год - 11 011,0 тыс. рублей

Код и наименование расходного обязательства, на основании которого планируется финансирование Программы

Перечень функций органа исполнительной власти, исполняемых в процессе реализации Программы

Осуществление государственной политики в сфере рыбохозяйственного комплекса

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- увеличение объема выращенной и реализованной рыбы с 0,123 тыс. тонн в 2014 году до 0,164 тыс. тонн в 2017 году;

- увеличение рыбопродуктивности водоемов, используемых для выращивания товарной рыбы, с 1,09 ц/га в 2014 году до 1,45 ц/га в 2017 году;

- увеличение численности занятого населения в аквакультуре (рыбоводстве) до 135 чел.

- увеличение объема выручки от реализации продукции рыбоводства до 9 020 тыс. руб.



I. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации программы


Рыбное хозяйство является важным элементом в экономическом развитии Республики Калмыкии, одним из видов которого является аквакультура. В настоящее время развитие аквакультуры рассматривается не только как деятельность, удовлетворяющая нужды производителей продуктов питания, но и как одно из направлений экономического развития территории и достижения разнообразных социальных и экологических целей. Соответственно данная отрасль нуждается в развитии посредством данной Программы. Одной из главных задач Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия является создание условий для увеличения ресурсов продовольствия и сельскохозяйственного сырья, улучшения снабжения населения республики качественными продуктами питания.


Нормами рационального потребления пищевых продуктов, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации, предусмотрено среднегодовое потребление рыбы и рыбопродуктов (в зависимости от возраста и физической активности) от 18 до 22 кг в год на человека.


Для устойчивого обеспечения потребности населения республики необходимо не менее 6,3 тыс. тонн рыбы и рыбной продукции в год. В настоящее время основная часть этого объема импортируется в виде охлажденной и замороженной продукции.


Одной из перспективных отраслей рыбного хозяйства является аквакультурное производство - от пастбищного до индустриального. Значимость аквакультурного производства возрастает в связи с тем, что уловы промысловых видов рыб, традиционного источника пищевой продукции, сокращаются, а их восстановление затруднено снизившейся эффективностью естественного и ограниченными масштабами искусственного воспроизводства.


Основной продукцией аквакультуры Республики Калмыкии является свежая и охлажденная рыба (карп, белый амур, белый и пестрый толстолобик), выращенная прудовыми хозяйствами. Рыбоводством в Калмыкии занимаются 11 специализированных организаций (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств), выращивающих товарную рыбу (далее - рыбоводное хозяйство). Значительный потенциал развития имеет индустриальное рыбоводство - выращивание товарной рыбы.


В 2014 году рыбоводными хозяйствами республики выращено 123,0 тонн рыбы, зарыблено рыбопосадочного материала 6,1 тонн. В том числе выращено 87,64 тонн товарного карпа, 35,36 тонн белого амура и толстолобика.


Сложности в развитии аквакультуры Республики Калмыкия вызывают также проблемы природного и экологического характера. Развитие рыбного хозяйства на внутренних водоемах происходит в условиях значительного антропогенного воздействия. В результате такие основные промысловые водоемы республики как Чограйское водохранилище, озеро Лысый Лиман, озеро Маныч (Стройманыч) и озеро Цаган-Нур теряют свое промысловое значение, если в 1990 году вылов рыбы на внутренних промысловых водоемах составляло около 500 тонн, то за последние три года он не превышает 230 тонн.


Под фондом рыбохозяйственных водоемов республики понимаются водные угодья, на которых ведется или может вестись рыбохозяйственная деятельность. Фонд рыбохозяйственных водоемов Республики Калмыкии богат и разнообразен, но в то же время характеризуется крайней раздробленностью. По справочным данным, в республике насчитывается более 325 водных объектов, из них 135 - водохранилищ, 121 - прудов, 15 - озер, 43 - малых рек, 11 - противопаводковых сооружений. Однако из-за отсутствия финансовых средств для проведения капитального и текущего ремонтов в силу сложившихся объективных причин практически весь водный фонд выведен из эксплуатации и на сегодняшний день производством товарной рыбы занимаются единичные хозяйства.


На 1 января 2015 года разведением товарной рыбой занимаются 11 рыбоводных хозяйств на водоемах общей площадью 1176 гектаров в 5 районных муниципальных образований республики (табл. 1).


Увеличению объемов реализации товарной рыбы в Республике Калмыкия существенно препятствует непостоянство рыночного спроса и конкуренция с производителями рыбы из других регионов, а также невозможность стабильной реализации выращенной рыбы по причине погодных условий. Рыбоводные хозяйства Республики Калмыкия вынуждены привлекать покупателей снижением цен на свою продукцию.


В настоящее время торговые сети с готовностью покупают живую и охлажденную рыбу при условии обеспечения стабильных круглогодичных поставок.


Условиями заключения и исполнения таких договоров служат обязательства по объемам поставок рыбы в заведомо заявленные календарные сроки. Исполнение данных обязательств затрудняется тем, что при современной организации оптовой торговли товарной рыбой сроки возможных поставок, как правило, не согласуются с сезонным режимом работы рыбоводных хозяйств Республики Калмыкия.


Ключевым направлением, развитие которого позволит увеличить спрос на рыбу-сырец и, как следствие, даст толчок развитию аквакультуры, является рыбопереработка. Однако субъекты, занимающиеся рыбопереработкой (юридические лица и индивидуальные предприниматели), не в состоянии резко увеличить объемы рыбопереработки.


Основными видами продукции субъектов рыбопереработки являются: рыба вяленая, копченая, балычные изделия. Вся продукция изготавливается из промысловой рыбы. Городское население также отдает предпочтение промысловой рыбе (живой и охлажденной).


Использование в рыбопереработке прудовой рыбы сдерживается ее высокой себестоимостью (по сравнению с промысловой) и сезонностью поставок сырья.


Важным является и то, что рыбохозяйственный комплекс в своем развитии приближается к исчерпанию потенциальных возможностей материально-технической базы, заложенной еще в 70 - 80-е годы прошлого века. Степень физического износа основных фондов превысила 70%. Модернизация рыбной отрасли идет медленно. Вместе с тем дорогостоящий характер инвестиций, длительный период окупаемости и низкая рентабельность не позволяют в достаточном количестве привлечь частный капитал в данную сферу деятельности.


В создавшейся ситуации дальнейшее администрирование планов по увеличению объемов производства товарной продукции (без перехода к масштабному использованию интенсивных технологий, рационализации оптовой торговли, основанной на системном маркетинге, расширении ассортимента рыбоводной продукции) без использования программно-целевого метода существенного прироста объемов выращивания товарной рыбы не обеспечит, а неизбежно снизит рентабельность рыбоводной деятельности (за счет увеличения незавершенного производства по причине затоваривания хозяйств собственной продукцией).


Таким образом, основными объективными причинами, сдерживающими интенсификацию рыботоварного производства в Республике Калмыкия, до настоящего времени являлись:


- физический износ основных фондов рыбоводных хозяйств;


- недостаток собственных и сложности с получением заемных средств на приобретение кормов (зерно, комбикорм), техники;


- неуклонный рост тарифов на электроэнергию, вынуждающий предприятия использовать самотечное водоснабжение водоемов;


- несовершенство системы оптовой реализации выращенной товарной рыбы на предприятиях Республики Калмыкии.


Учитывая, изложенные проблемные вопросы развития аквакультуры Республики Калмыкия, исходя из задач, поставленных Стратегией социально-экономического развития Республики Калмыкия до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30.12.2008 N 465, в целях развития аквакультуры в Республике Калмыкия необходимо осуществить комплекс мероприятий с использованием программно-целевого метода.


Исходя из комплекса мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, в 2015 - 2017 годах рыбоводные хозяйства, работая в установившемся рыбоводно-производственном режиме, будут осваивать технологии интенсивного рыбоводства, применяя кормление как обязательную составляющую биотехники.


Интенсификация рыбоводного производства будет осуществляться путем создания научно обоснованных, учитывающих передовой рыбоводный опыт технологических вариантов выращивания товарной рыбы для прудовых хозяйств с определенными экономико-производственными условиями. Каждый технологический вариант будет иметь регламентированную биотехнику, рассчитанную на достижение нормативных рыбоводных показателей.


Технологические варианты выращивания товарной рыбы с кормлением, планируемые к внедрению в рыбоводную практику, будут включать:


- выращивание стандартных двухлеток в нагульных прудах инженерного типа;


- выращивание стандартных трехлеток в нагульных прудах, приспособленных под рыбоводство;


- выращивание двухлеток растительноядных рыб для дальнейшей технологической переработки (консервы и др.) в поликультуре с товарным карпом, реализуемым в свежем и охлажденном виде.


Технологический весовой стандарт прудовой рыбы, направляемой на переработку (консервы, кулинария и др.), будет устанавливаться в соответствии с требованиями технологии переработки рыбы. Необходимо отметить, что коммерческие весовые стандарты товарной прудовой рыбы - ненормируемые показатели, устанавливаемые в соответствии с требованиями потребителей, и достигаются мерами, дополняющими основную технологию выращивания (сортировка, доращивание до штучной массы 2 - 5 кг и др.).


Увеличению объема реализации прудовой товарной рыбы будет способствовать расширение ее ассортимента за счет рыбы, выращенной по специальной технологии для дальнейшей переработки, а также выращивание не традиционных объектов, используемых в прудах в качестве биологических мелиораторов (судак, сом, щука).


Одним их ключевых показателей состояния экономики является социальный аспект и в первую очередь количество рабочих мест или количество человек занятых на предприятиях рыбного комплекса.


В настоящее время на предприятиях товарного рыбоводства Республики Калмыкия занято около 35 человек. Курс на модернизацию производства, предусматривающую сокращение себестоимости продукции, в том числе за счет максимальной автоматизации производства и сокращения обслуживающего персонала, может привести к сокращению рабочих мест. Однако, развитие общего объема производства позволяет прогнозировать увеличение числа занятых в сфере товарного рыбоводства.


Программно-целевой метод развития аквакультуры предусматривает комплексное решение поставленных вопросов с точки зрения согласованного использования кадровых, финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов для достижения поставленных целей и задач.


Решение поставленных вопросов программно-целевым методом позволит создать благоприятные условия для дальнейшего стабильного развития аквакультуры Республики Калмыкия.



II. Основные цели и задачи целевой программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»